ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИРОДЕ 7
1.1. Психолого-педагогические подходы к изучению проблем
формирования экологических умений у детей среднего дошкольного возраста 7
1.2. Экологические умения детей среднего дошкольного возраста:
сущность, виды, содержание 13
1.3. Методика формирования экологических умений у детей среднего
дошкольного возраста в трудовой деятельности в природе 17
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИРОДЕ 29
2.1. Уровень сформированности экологических умений у детей среднего
дошкольного возраста 29
2.2. Методические рекомендации для воспитателей по формированию экологических умений у детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности в природе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования: Человечество в настоящее время столкнулось c глобальными экологическими проблемами, вынуждающими его выработать такую теорию взаимодействия c природой, которая наметила бы новые положительные пути становления общества и биосферы, положила бы начало выходу из кризисной обстановки. На сегодняшний день остро проявляются противоречия общества и природы. Чтобы остановить стремительно нарастающий экологический кризис, необходимо в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. Для этого нужно использовать то время в жизни человека, когда он наиболее восприимчив к усвоению экологических умений и правил поведения в природе. Таким периодом, по данным современной психологии, является дошкольный возраст.
На сегодняшний день развития общества, проблема формирования экологических умений дошкольников приобретает особую остроту. Ключевая причина этого - полная экологическая безответственность.
В области экологического образования как особого направления педагогической науки и практики работали А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, Т.А Серебрякова, B.C.Шилова, В.А. Ясвин и др.
В процессе исследования мы опирались на работы педагогов и психологов, которые занимались проблемой формирования экологических умений, в общем и непосредственно формированием экологических умений у детей дошкольного возраста Л.М Маневцова, С.Н. Николаева, В.И. Орлов, Н.А. Рыжова, В.П. Соломин, О.А. Соломенникова и другие.
Вопросами формирования умений у детей занимались: Н.К. Гладышева, М.А. Данилов, И.А. Зимняя, П.В. Копнин, А.И. Мищенко, Н.Н. Нурминский, В.И. Орлов и другие.
Следует отметить, что в проблему формирования экологических умений в своих работах рассматривали Н.М. Верзилин, Б.В. Всесвятский, И.Д. Зверев, В.М. Корсунская, Б.Д. Комиссаров, А.Н. Мягкова, И.Н. Пономарева.
Главная задача формирования экологических умений при помощи труда в природе это формирование правильного отношения детей к труду. Необходимо с ранних лет формировать у детей трудолюбие, учить их ставить цель, находить пути её достижения, получать результат, соответствующий цели.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования экологических умений у детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности в природе.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования экологических умений у детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности в природе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования экологических умений у детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности в природе.
Гипотеза исследования: формирование экологических умений у детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности в природе будет более эффективным, при следующих условиях:
• осуществления индивидуального и дифференцированного подхода;
• обеспечения субъектной позиции ребенка;
• взаимосвязи экологических представлений и экологических умений.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические подходы к исследованию проблемы формирования экологических умений у детей дошкольного среднего возраста в трудовой деятельности в природе.
2. Определить сущность, виды, содержание экологических умений детей среднего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть методику формирования экологических умений у детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности в природе.
4. Определить уровень сформированное™ экологических умений у детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности в природе.
5. Разработать методические рекомендации по формированию экологических умений у детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности в природе.
Решение поставленных задач и проверка исходной гипотезы обеспечивались комплексом методов, адекватных объекту и предмету исследования: теоретическим анализом философской, психологической, методической и педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение, беседа; констатирующий этап педагогического эксперимента; качественная и количественная обработка данных.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе: Муниципального бюджетного дошкольного учреждения образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Дружная семейка».
Дипломная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
На основе анализа философской и психолого-педагогической литературы и результатов проведенного исследования по формированию экологических умений детей среднего дошкольного возраста, мы считаем целесообразным сделать ряд выводов.
Умения - это освоенный человеком способ выполнения действий на базе приобретенных знаний и навыков. Формирование умения предполагает повышение самоконтроля, управляемости действий в соответствии с лучшими образцами
Под «экологическими умениями» принято понимать умения, которые показывают, какие практические действия по оценке воздействий человека на природу, а также по охране и воспроизведению природных условий и ресурсов может и должен выполнять ребенок.
Процесс формирования экологических умений у детей среднего дошкольного возраста условно можно разделить на несколько этапов, следующих друг за другом или параллельно и позволяющих создать наиболее полную картину мира. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и общий уровень развития детей группы.
Рассмотрев экологические умения детей среднего дошкольного возраста их сущность, виды и содержание, мы исследовали различные методы формирования экологических умений у детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности в природе.
Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач считают организацию труда в форме различного рода поручений: индивидуальных, групповых, длительных, систематических. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Любить природу — это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому, к результатам труда.
После изучения методической, психологической и педагогической литературы по проблеме формирования экологических умений у детей среднего дошкольного возраста, нами был проведен констатирующий эксперимент.
Цель констатирующего эксперимента - выявление исходного уровня сформированное™ экологических умений у детей среднего дошкольного возраста.
Были определены следующие задачи констатирующего эксперимента:
1. Подобрать диагностические методики и провести диагностику на выявление уровня сформированности экологических умений у детей среднего дошкольного возраста.
2. Разработать методические рекомендации для воспитателей по формированию экологических умений у детей среднего дошкольного возраста
Нами были подобраны методики для диагностики экологических умений у детей среднего дошкольного возраста:
1. Методика «Помоги мне» (С.Н. Николаевой, Л. М. Маневцовой);
2. Методика «Путаница» (С.Н. Николаевой, Л. М. Маневцовой);
3. Методика «Покажи Незнайке» (С.Н. Николаевой, Л. М. Маневцовой).
Проведя диагностики с детьми среднего дошкольного возраста, можно говорить о том, что высокий уровень сформированности экологических умений у детей среднего дошкольного возраста проявляется у 22% детей. У этих детей преобладает познавательная мотивация в трудовой деятельности, они умеют самостоятельно планировать трудовой процесс (при условии знакомого содержанию) то есть рассказывают последовательность действий, умеют самостоятельно поливать растения, убирать пыль с листьев, рыхлить почву, умеют устанавливать связи и зависимость между потребностями растений и необходимостью их удовлетворения факторами окружающей среды (свет, тепло, вода и др.); умеют видеть различия в потребностях у конкретных растений (влаге, тепле, свете и др.); умеют устанавливать признаки благоприятного или неблагоприятного состояния природных объектов (растений).
Средний уровень сформированности экологических умений показали 56% детей среднего дошкольного возраста, у этих детей преобладает практическая мотивация. Низкий уровень у 22% детей. Дети не умеют планировать трудовой процесс, они не понимают цель труда, поставленную воспитателем вне игровой мотивации, самостоятельно поставить ее не могут; не умеют поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с листьев без примера взрослого; не умеют видеть различия в потребностях у конкретных растений (влаге, тепле, свете и др.).
Нами были разработаны методические рекомендации по формированию экологических умений детей старшего дошкольного возраста с опорой на педагогические условия, выделенные в гипотезе исследования:
• осуществления индивидуального и дифференцированного подхода;
• обеспечения субъектной позиции ребенка;
• взаимосвязи экологических представлений и экологических умений.
Нами был сделан вывод о том, что воспитателям необходимо расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы при осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Мы рассмотрели модели личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка-дошкольника. Это субъект-объектная модель, объект-субъектная модель, субъект-субъектная модель, все эти модели приемлемы для детей среднего дошкольного возраста. Так же мы рассмотрели взаимосвязь экологических представлений и экологических умений . Мы считаем, что формирование экологических умений детей старшего дошкольного возраста необходимо проводить в четко отработанной системе.
Работа по формированию экологических умений детей старшего дошкольного возраста будет эффективной, если ее проводить в определенной системе. Главная задача формирования экологических умений при помощи труда в природе это формирование правильного отношения детей к труду. Необходимо с ранних лет формировать у детей трудолюбие, учить их ставить цель, находить пути её достижения, получать результат, соответствующий цели.
1. Алексеев П.В. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие / П.В. Алексеев, A.B. Панин. - М.: Проспект, 1997.-576 с.
2. Бабаева Т.И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
3. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой/ А. П. Букин - М.: Просвещение, 2004. - с. 111-113.
4. Волкова Е.И. Воспитание экологического сознания: роскошь или жизненная потребность? / Е. Волкова. - М.: Здоровье детей. - 2005. -№ 18. - с. 26-28.
5. Волчкова B. H. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология./В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - М.: Посвещение. 2008. - 128 с.
6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С.Выготский. - М.: Просвещение. - 2006. - 133 с.
7. Гербова В. В. Воспитание и обучение детей в подготовительной к школе группе детского сада / В. В. Гербова, Т. С. Комарова. — М.: Мозаика- Синтез, 2006. - 218 с.
8. Глазачев С.Н. Экологическая культура: Проб. учеб. пособие / С.Н.Глазачев, О.Н. Козлова. -М.: Горизонт, 1997. 208 с.
9. Данилов-Данильян В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие: Учеб. пособие / В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев. М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 416 е.: ил., табл.
10. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир / О.В. Дыбина. — М.: Мозаика-Синтез, 2005 - 271 с.
11. Захлебный А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя/ А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. - М.: Просвещение,1984.
12. Захлебный А.Н. Охрана природы в школьном курсе биологии: Пособие для учителя / А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. М.: Просвещение, 1977.-207 е.: ил.
13. Зверев И.Д. Общая методика преподавания биологии: Пособие для учителя / И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова. М.: Просвещение, 1985. - 191 с.
14. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников / Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7. - с. 45-49.
15. Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного / В.Н. Зимонина. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 304 с. — («РОСИНКА»)
16. Ильясов И.И. Структура процесса учения / И.И. Ильясов. - М.: МГУ, 1986. - 200 с.
17. Кадырова Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории / Р. М. Кадырова. — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 160-162.
18. Козлова Т.А. Экология России: Дидактические материалы / Т.А. Козлова. - М.: АОМДС, 1996. - 208 с. 65. Колесников Л.Ф. Эффективность образования / Л.Ф. Колесников, В.Н. Турченко, Л.Г. Борисова. - М.: Педагогика, 1991. - 269 с.
19. Колчанова Л.В. Формирование социально-экологической направленности личности школьника в процессе обучения (на материале изучения химии): Дис. канд. пед. наук.: 13.00.01 / Л.В. Колчанова. БелГУ. - Белгород, 2004. - 225 с.: табл., графики.
20. Комиссаров Б.В. Методологические проблемы школьного биологического образования / Б.В. Комиссаров. - М.: Просвещение, 1991. - 158 с.: ил.
21. Кочергина В. Н. Наш дом - Земля / В.Н.Кочергина. - М.: Дошкольное воспитание. - 2004. - N 6. - с. 50-53.
Т1. Лопатина А.Н. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. Н.Лопатина, М. С.Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
23. Лопатина А.Н. Экологическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания / А. Н. Лопатина, М.С.Скребцова. - Москва: Амрита, 2010. - 128 с.
24. Магомедова В.А. Природа и дети: Методическое пособие/
B. А.Магомедова, О.Н.Разбегина, Е.И.Касаткина, И.А.Королёва,.- М.: Просвещение, 2012 -334 с.
25. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование / А.Н. Майоров. - СПб: Образование и культура, 1997. - 308 с.
26. Мамонтов С.Г. Основы биологии: Курс для самообразования /
C. Г. Мамонтов. В.Б. Захаров, Т.А. Козлова. - М.: Просвещение, 1992. - 416 с.: ил.
27. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8-ми т./ А.С.Макаренко. - М., Педагогика, 1983-1986 - 325 с.
28. Маркович Д.Ж. Социальная экология: Монография / Д.Ж. Маркович; пер. с серб.: З.Т. Голенкова, В.П. Шрам, JI.A. Савельева. М.: Просвещение, 1997. - 436 с.
29. Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников) / Л.М.Маневцова, П.Г.Саморукова. - СПб, 2000.- 319 с.
30. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания/ Н.В. Микляева., Ю.В. Микляева. - М.: Академия. - 2013 г. - 208 с.
31. Нечаева В. Г. Воспитание дошкольника в труде/ В.Г.Нечаева. - М. - «Просвещение», 1974 - 261 с.
32. Николаева С.Н. Совместная деятельность взрослого и детей / С.Н. Николаева, И.А. Комарова. - М.: Дошкольное воспитание. 2000. № 5. С. 36-38.
33. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования
детей: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /
С. Н. Николаева. — М.: Академия, 2011. — 336 с.
34. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - М.,1999.- 184 с.
35. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. — 7-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 272 с.
36. Новиков Ю.В. Природа и человек / Ю. В. Новиков. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.: ил.
37. Орлов В.И. Знания, умения и навыки учащихся / В.И. Орлов // Педагогика. 1997. - № 2. - 319 с.
38. Петрова В. И. Этические беседы с детьми 4-7 лет / В. И. Петрова, Т.Д.Стульник.— М.: Мозаика-Синтез, 2007.
39. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и природопользование в России / В.Ф. Протасов, А.В. Молчанов; под ред. В.Ф. Протасова. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 528 с.: ил
40. Разумовский В.М. Природопользование: Учебник / В.М.
Разумовский. - СПб.: С.- Петерб. ун-т, 2001. - 296 с.: ил
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. (1946г.)/ С.Л.Рубинштейн. - СПб.: 2002 - 720 с.
42. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А.Рыжова. - М.: Просвещение. - 2005.- 142 с.
43. Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных
образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. — М.: Карапуз, 2009. — 227 с.
44. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой/ П.Г.Саморукова. - М. «Просвещение», 1983 - 411 с.
45. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте./ Т.А Серебрякова. - Новгород: НГПУ, 2005. - 136 с.
46. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада / О.А.Соломенникова. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 200 с.
47. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду / О.А.Соломенникова. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 322 с.
48. Соломин В.П. Экологические умения - важнейший компонент
содержания школьной географии //Природное и культурное наследие Петербурга. Комплексное краеведение: наука, метод, предмет.//Под
ред.В.П.Соломина. - СПб. Сбразование, 1995. - 231 с.
49. Суравегина И.Т. Экология и мир: Методическое пособие для учителя / И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич. - М.: Новая школа, 1994. - 128 с.
50. Трикула Л.Н. Формирование социально-экологических
стереотипов поведения школьников: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.Н. Трикула. БелГУ. - Белгород, 2004. - 236 с.
51. Усова А.В. Формирование у учащихся учебных умений / А.В. Усова, А.А. Бобров. - М.: Знание, 1987. - 80 с.
52. Шаповалова Л.Т. Формирование социально-экологических умений школьников (на материале биологии): диссертация. кандидат педагогических наук. - Белгород. - 2006г. - 223 с.
53. Шилова B.C. Педагогические основы социально-экологического образования школьников: Учеб. пособие / B.C. Шилова; науч. ред. И.Ф.Исаев. Белгород: БелГУ, 2003. - 224 е.: табл.
54. Шилова B.C. Экологическое образование школьников: Учеб. пособие / B.C. Шилова. Белгород: БГПУ, 1996. - 93 с.
55. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студентов / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. - М.: Академия, 2002. - 384 с.
56. Фролов П.Т. Творцы и новаторы педагогического процесса / П.Т. Фролов. - Белгород: Областная типография им. Ленина, 1994. - 280 с.
57. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник для студентов / И.Ф. Харламов. - Минск: Университетское, 2002. - 560 с.
58. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарика, 2000. - 519 с.
59. Чернова Н.М. Экология: Учеб. пособие / Н.М. Чернова, А.М. Былова. - М.: Просвещение, 1988. - 272 с.: ил. 186.