Введение
Глава I. Теоретические подходы к изучению проблем в обучении детей младшего школьного возраста 9
1.1. Исследование проблем в обучении детей младшего школьного
возраста в отечественных и зарубежных психологических школах 9
1.2. Возрастные особенности учебной деятельности младшего
школьника 21
1.3. Классификация и причины трудностей обучения детей младшего
школьного возраста 33
Выводы по I главе 42
Глава II. Психологическая помощь детям младшего школьного
возраста с проблемами в обучении 45
2.1. Организация и методики исследования проявления проблем в
обучении у детей младшего школьного возраста 45
2.2. Анализ полученных результатов исследования проявления проблем в
обучении у детей младшего школьного возраста 53
2.3. Программа организации психологической помощи детям младшего
школьного возраста с проблемами в обучении 59
Выводы по II главе 70
Заключение 72
Список литературы 75
Приложение 82
В современном мире постоянно растет объем знаний, ускоряется темп жизни и растет объем требований к учащимся и педагогу. Это, несомненно, влияет на уровень познавательной деятельности учащихся, которая вызывает отставание у некоторых учащихся, особенно на начальных этапах получения знаний.
Актуальность исследования обусловлена увеличением числа детей, отстающих в учебе и испытывающих трудности в получении теоретических и практических знаний и навыков. Возникновение и закрепление трудностей обучения у детей младшего школьного возраста также связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Изучение причин трудностей обучения и оказание соответствующей психологической помощи детям младшего школьного возраста - одна из важнейших задач практической психологии образования. Именно в период начального обучения у школьников закладывается база знаний и компетенций, а также формируются коммуникативные навыки. И, когда на этом периоде у детей появляются трудности в получении знаний, происходит сбой по всему этапу взросления ребенка. Поэтому знания причин возникновения трудностей в обучении детей младшего школьного возраста приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению неуспеваемости и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста.
Проведенный анализ литературных источников показывает, что большое количество авторов изучали проблему трудностей в обучении детей младшего школьного возраста. Опыт говорит о том, что вовремя и, главное, правильно выявленные трудности позволят ребенку и учиться хорошо, и сохранят его физическое и психическое здоровье. Данная тема достаточно подробно изучена в отечественной и зарубежной психологии. После просмотра психологической литературы по данной теме можно сделать вывод, что целенаправленно изучением проблемы трудностей в обучении детей в России исследователи стали заниматься с середины XX века. Сюда можно отнести исследования педагогов А.М. Гельмонта, Л.С. Славиной, В.С. Цетлина и других, которые изучали дидактическое значение неуспеваемости [30;18;19;22]. Такие психологи, как Л.И. Айдарова, Н.И. Мурачковский и другие дали подробное описание такому понятию, как “обучаемость” и построили типологию неуспевающих учащихся по различным основаниям [1;16]. Также, в монографиях Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского описаны максимально полно основные закономерности психического развития самых маленьких школьников - шестилеток [2;29]. В работах таких психологов, как Ю.К. Бабанского, М.М. Безруких, П.П. Блонского, Л.И. Божович и Т.И. Шамова, говориться о возрастных различиях обучаемости младших школьников от других детей, о необходимости придавать большое значение именно обучаемости детей на этом возрастном этапе [3;6;8;23;57]. Также схожими работами можно считать пособия А.В. Тихомирова, Л.Ф. Обуховой, М.В. Матюхиной, С.Б. Спиридоновой, А.И. Липкиной, М.М. Ищеевой- Филатовой, где авторы определяют место и роль психического здоровья в общем психическом и личностном развитии детей младшего школьного возраста [11;15;25;43;46;48]. Также использованы материалы исследований и теоретических пособий таких видных психологов, как Г.М. Афонина, И.Т. Зубкова, И. А. Зимней, В. В. Давыдова, А.К. Марковой, П.Н. Груздева, Б.С. Волкова, М.В. Гамезо, Л.А. Вегнера по исследуемому вопросу [33;40;25;39;31;27;28;35;36].
Также рассмотрены материалы статей из специальных психологических журналов по исследуемому вопросу Н.И. Гуткиной, Г.Ф. Кумариной, Н.П. Локаловой, А.К. Марковой [52;37;42;61-64].
Помимо психологов проблемой трудностей в обучении детей младшего школьного возраста занимались и педагоги (З.И. Калмыкова, Л.А. Ясюкова, Д.Х. Гизатуллина, Н.А. Мечинская, Т.А. Власова, В.С. Цетлин, В.А. Попова и другие) [22;21;12-13;9;20]. Эти авторы отмечают, что главными причинами неуспешности и неуспеваемости детей младшего школьного возраста являются, в первую очередь, неподготовленность к обучению, социальная и педагогическая запущенность, подорванное психическое и физическое здоровье ребенка в дошкольный период, негативные взаимоотношения с другими учениками и учителями.
В результате анализа данной проблемы было выявлено противоречие между необходимостью изучения и разработки более эффективных методик снижения количества трудностей у детей младшего школьного возраста и недостаточным вниманием к данному вопросу в образовательных учреждениях. Сегодня мы наблюдаем, что данная проблема сложна в решении, так как очень мало применяются тесты по выявлению степени и качества трудностей, возникающих у детей на начальном этапе обучения школьными психологами в нашей стране, особенно в сельских школах. А, зачастую, в сельских школах даже нет психолога, и дети остаются можно сказать во время учебного процесса без психологического сопровождения. Хотя теоретических разработок по выявлению причин школьных трудностей и оказанию помощи подобным школьникам большое количество, работ, результаты которых можно применять в школьной практике - недостаточно. Это и является проблемой исследования.
Объект исследования - организация психологической помощи учащимся начальной школы.
Предмет исследования процесс оказания психологической помощи детям младшего школьного возраста с трудностями в обучении.
Гипотеза исследования: эффективная психологическая помощь младшим школьникам с трудностями в обучении должна быть основана на комплексном изучении учащихся и взаимодействии педагога и психолога.
Цель исследования - выявить трудности в обучении детей младшего школьного возраста и обосновать систему психологической помощи подобным учащимся.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. провести теоретический анализ психолого-педагогической
литературы по исследуемой проблеме;
2. провести подбор диагностических методик по выявлению трудностей в обучении детей младшего школьного возраста;
3. выделить трудности, которые возникают в процессе обучения детей младшего школьного возраста;
4. разработать практические рекомендации по оказанию психологической помощи детям младшего школьного возраста с трудностями в обучении.
Теоретическую и методологическую базу исследования
составляют труды, концепции, теории известных авторов - исследователей трудностей в обучении у младших школьников Г.М. Афониной, И.Т.
Зубковой, И.А. Зимней, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, П.Н. Груздева, Б.С. Волкова, М.В. Гамезо, Л.А. Вегнера, Л.С. Славиной, М.М. Безруких,
С.П. Ефимовой, Л.И. Божович и Т.И. Шамовой, Д.Б. Богоявленской и других.
Методы исследования: теоретические, эмпирические, опросные методы (тестирование, анкетирование, беседа, констатирующий и формирующий эксперименты), метод статистической обработки результатов исследования, количественный и качественный анализ данных.
Этапы исследования включают в себя:
1. анализ и обобщение психологических и педагогических источников по проблеме исследования;
2. подбор и применение методик и тестов, направленных на выявление трудностей в обучении у детей младшего школьного возраста;
3. фиксация и подсчет результатов, достигнутых после проведения тестов и методик по выявлению уровня трудностей в обучении у младших школьников;
4. составление программы организации психологической помощи детям младшего школьного возраста с проблемами в обучении.
Опытно-экспериментальной базой исследования стала МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №47” Советского района г. Казани. Исследование проводилось в 2017 году с привлечением к нему 46 учащихся начальных классов (3 и 4 класс), 2 педагогов и 1 школьного психолога-педагога.
Теоретическое и практическое значение работы в том, что была сделана попытка систематизации теоретических источников в связи с изучаемыми проблемами, установлена зависимость между трудностями в обучении и неудовлетворенностью возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Для школьной психологической службы имеют существенное практическое значение рекомендации, которые сформулированы во второй части второй главы и в заключении.
Структура исследования определяется характером и последовательностью поставленных задач. Работа состоит из двух глав, включающих шесть параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
В процессе проведённого исследования выполнены все основные задачи, ведущие к поставленной цели.
Подводя итоги по выпускной квалификационной работе, можно сделать следующие выводы:
1. проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
2. проведена диагностика детей младшего школьного возраста с проблемами в обучении;
3. выделены трудности, возникающие в процессе обучения детей младшего школьного возраста;
4. выявлены особенности мотивации, тревожности и самооценки у детей младшего школьного возраста;
5. выявлены возрастные особенности учебной деятельности младшего школьника;
6. разработаны практические рекомендации по оказанию психологической помощи младшим школьникам с трудностями в обучении.
Поставленная в начале исследования цель - теоретически изучить и экспериментально выявить трудности в обучении детей младшего школьного возраста и предложить пути их преодоления раскрыта в том объеме, который позволяет объем выпускной квалификационной работы.
Заявленная в данной работе гипотеза - предположение о том, что у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении, полностью или частично отсутствует интерес к учебной деятельности, занижена самооценка и достаточно сильно выражена тревожность, частично подтвердилась в результате проведенного экспериментального исследования.
Проведенные диагностики в ходе исследования позволили сделать дополнительные выводы:
• измерение уровня мотивации, тревожности и самооценки особенно важно для изучения причин трудностей в обучении младших школьников, так как эти факторы во многом обуславливают поведение субъекта в дальнейшем совершенствовании и становлении как личности;
• стоит подключать к работе над трудностями в обучении младших школьников разноплановых специалистов, чтобы результат был максимально положительным;
• полного отсутствия трудностей в обучении детей младшего школьного возраста может быть и нельзя добиться, но если проводить систематически диагностирование этой проблемы, а, главное, во время, то можно достичь позитивных и значимых результатов.
Данная исследовательская работа имеет большое прикладное значение, так как в последнее время психологу приходится находить ответы на вопросы родителей и педагогов о трудностях в обучении младших школьников. Например, что же делать, если ребенок боится отвечать у доски, волнуется во время выступлений? Что делать, если ребенок в садике был активным, а в школе старается вести себя тихо, теряется, или отказывается отвечать на вопросы педагогов? Количество таких вопросов неуклонно растет, так как проблемы нарастают, и психолог призван своевременно это выявить и оказать своевременную психологическую помощь, провести диагностику.
При работе по коррекции трудностей в обучении детей младшего школьного возраста важен принцип комплексного подхода. Коррекционно- развивающая работа будет эффективной лишь при совместной работе психолога, педагога, родителей и других специалистов.
Положительные результаты проведенной коррекционно-развивающей работы показали эффективность целенаправленного психологического воздействия на личность младшего школьника. Именно в этом возрасте возможна коррекция отклонений в личностном росте, так как трудности в обучении являются одним из тормозящих факторов дальнейшей успешности гармоничного развития личности младшего школьника. Поэтому очень важна работа психолога и педагога именно в этом направлении.