Введение
1. Методологические основы оценки автомобильных транспортных средств.
1.1. Транспортные средства как объект оценки
1.2. Цели и виды оценки стоимости
2. Оценка автомобильных транспортных средств в трех подходах
2.1. Анализ рынка транспортных средств в РТ
2.2. Затратный подход к оценке АТС
2.3. Сравнительный подход к оценке АТС
2.4. Обоснование
3. Практика расчета стоимости АТС
3.1. Описание объекта оценки
3.2. Расчет рыночной стоимости объекта оценки
3.3. Согласование результатов и выведение итоговой стоимости объекта оценки.
Заключение
Оценка автомобильных транспортных средств - это достаточно специфическая область оценочной деятельности, так как объекты оценки имеют много особенностей в экономическом, правовом и техническом отношении.
Оценка автомобильных транспортных средств - это имущество движимое, и для них при оценке земельный или территориальный фактор практически роли не играет, но в то же время приобретает значение другой круг факторов (техническое совершенство, надежность и качество, степень изношенности, моральное старение, брэнд изготовителя и т.д.).При оценке автомобильных транспортных средств большую остроту имеет проблема идентификации объектов оценки. Задача идентификации таких объектов значительно сложнее, чем при оценке объектов недвижимости. Количество оцениваемых объектов только на одном предприятии может достигать десятков тысяч единиц самого разнообразного по назначению, устройству и характеристикам оборудования. При этом оценщик автомобильных транспортных средств часто сталкивается с трудностями разграничения, как единиц оборудования, так и объектов, относящихся к другим видам активов предприятия.
Оценка автомобильных транспортных средств включает в себя определение стоимости практически всего спектра объектов, движимого имущества: станков, приборов, компьютеров, автомобилей, технологических комплексов и поточных линий, силовых агрегатов, оргтехники, мебели, офисного оборудования, бытовых предметов и прочих объектов, которые относятся к движимому имуществу.
Изучение выбранной темы предполагает достижение следующей цели - исследовать основные теоретические и практические аспекты оценки автомобильных транспортных средств на примере оценки стоимости автотранспортного средства BMW X5.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты оценки автомобильных транспортных средств и применить их на практике;
- произвести анализ рынка по автотранспортным средствам по РТ
- рассмотреть особенности методов оценки автомобильных транспортных средств;
- провести оценку автомобильного транспортного средства
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы оценки автомобильных транспортных средств, в том числе законодательная основа и цели оценки автомобильных транспортных средств, сущность и виды оценки стоимости автомобильных транспортных средств.
Во второй главе раскрываются методы определения стоимости автомобильных транспортных средств, производится анализ рынка транспортных средств в РТ.
В третьей главе приводится характеристика рассматриваемого объекта оценки (автотранспортного средства), производится расчет стоимости транспортного средства.
При написании выпускной квалификационной работы использованы: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г, Федеральный закон№ 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 27 июля 2006 г. (ред. от 02.07.2013), Федеральные стандарты оценки (ФСО№1, ФСО№2), учебные пособия по оценке машин, оборудования и транспортных средств, материалы журнала «Вестник оценщика», а также материалы сайтов об оценочной деятельности сети Интернет, справочно-правовые системы «Консультант» и «Гарант».
В выпускной квалификационной работе рассмотрены теоретические и методологические основы оценки автомобильных транспортных средств. В том числе рассмотрены конкретные подходы, методы, принципы и организационные основы оценки.
Выбор методики оценки движимого имущества зависит от цели оценки и вида определяемой стоимости. Цели оценки стоимости транспортных средств могут быть различными: страхование имущества предприятия; передача машин и оборудования в аренду; передача и оформление объекта в качестве вклада в уставной капитал другого предприятия; продажа машин и оборудования; переоценка основных фондов и т.д.
Для определения рыночной или другого вида стоимости транспортных средств применяются специальные подходы и методы. Каждый метод оценки предполагает предварительный анализ определенной информационной базы и соответствующий алгоритм расчета. Все методы оценки позволяют определить стоимость имущества на конкретную дату и все методы являются рыночными, т.к. учитывают сложившуюся рыночную конъюнктуру, рыночные ожидания инвесторов, рыночные риски, сопряженные с оцениваемым объектом.
В зависимости от факторов стоимости, являющихся основными переменными в алгоритмах, методы оценки подразделяются на методы доходного, сравнительного и затратного подхода. Каждый подход позволяет «уловить» определенные факторы стоимости. Так, при оценке с позиции доходного подхода, во главу угла ставится доход, как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. При этом имеет значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс. Доходный подход целесообразно применять, например, для технологических линий по производству конкурентоспособной, ликвидной и доходной продукции.
Методы сравнительного подхода особенно эффективны при существовании активного рынка сопоставимых объектов. Если же рыночная информация бедная, сделки купли-продажи нерегулярные, рынок слишком монополизирован, то оценки этими методами становятся неточными, а иногда и невозможными. Рыночный подход наиболее применим для тех видов машин и оборудования и транспортных средств, которые имеют развитой вторичный рынок: автомобили, многие виды станков, суда, самолеты и другое стандартное серийное оборудование.
Затратный метод в оценке транспортных средств гласит, что осведомленный инвестор не заплатит за объект большую сумму, по сравнению с затратами на производство (приобретение) аналогичного объекта одинаковой полезности с сопоставимыми технико-эксплуатационными показателями. При оценке затратным подходом как бы моделируется процесс формирования цены продавца (предложения) исходя из соображений покрытия ценой всех произведенных издержек и получения достаточной прибыли.
Методы затратного подхода незаменимы, если речь идет об объектах, которые практически не встречаются на открытом рынке и изготовляются по индивидуальным заказам, к их числу относится специальное и уникальное оборудование. Затратный подход рекомендуется использовать для средств морского, водного и воздушного транспорта и специального оборудования, изготовляемого по специальному заказу.
В целом, все три подхода связаны между собой. Каждый из них предлагает использование различных видов информации, получаемой на рынке.
На совершенном рынке все три подхода должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков являются несовершенными, предложение и спрос не находятся в равновесии. Потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производители могут быть неэффективны. По этим, а также и по другим причинам данные подходы могут давать различные показатели стоимости.