Введение 3
Глава 1. Научно - методические основы обучения базовым элементам упражнений без предмета
1.1. Анатомо-физиологические особенности развития детей в возрасте 6-7-ми лет
1.2. Техника выполнения базовых элементов упражнений без предмета
1.3. Методы и средства обучения гимнасток базовым элементам упражнений без предмета
Глава 2. Организация и методы исследования 21
2.1. Методы исследования 21
2.2. Организация исследования 25
Глава 3. Опытно - экспериментальная работа по созданию методики обучения гимнасток 6-7-ми лет базовым элементам без предмета
3.1. Определение исходного уровня выполнения базовых элементов без предмета гимнасток 6-7-ми лет
3.2. Методика обучения базовым элементам без предмета 29
3.3. Анализ результатов эксперимента 35
Выводы 38
Практические рекомендации
Список используемой литературы
Художественная гимнастика - сложно координационный вид спорта. Специфика ее проявляется в выполнении большого количества сложно технических движений свободного характера, которые объединяются в композицию [9].
Цель художественной гимнастики - гармоническое развитие занимающихся, всестороннее совершенствование их двигательных способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия.
Этот вид спорта очень популярен в нашей стране. Он широко применяется во всех звеньях физического воспитания. Элементы художественной гимнастики выполняют на занятиях по физической культуре в школе, дошкольных учреждениях, средних специальных и высших учебных заведениях, в добровольных спортивных обществах и др. [5].
Благодаря своей привлекательности и зрелищности гимнастика является могучим средством агитации и пропаганде физической культуры.
В процессе занятий художественной гимнастикой формируются моральные и волевые качества, жизненно важные двигательные умения и навыки [5]. Так же она учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность [11].
Упражнения данного вида спорта, содействуя укреплению здоровья и развитию физических способностей, вместе с тем положительно влияют на формирование телесной красоты. В результате занятий у девочек развивается ловкость, быстрота реакции, сила и выносливость. Благодаря равномерному развитию всех мышечных групп у них формируется правильная осанка, вырабатываются легкость, изящность и непринужденность движений [2; 6].
Основное содержание занятий по художественной гимнастике составляют упражнения без предмета и с предметами (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента).
Базовыми упражнениями без предмета в занятиях с детьми 6-7-ми лет являются повороты, равновесия, прыжки. В процессе овладения этими упражнениями совершенствуются физические качества и координационные способности, формируются двигательные навыки.
Для выполнения упражнения без предмета гимнастке 6-7-ми лет необходимо освоить базовые элементы. От точности и правильности освоения базовых элементов зависит дальнейшее изучение более сложных элементов. Чем быстрее и качественнее будут освоены базовые элементы, тем быстрее гимнастка приступит к изучению сложных элементов. Следовательно, овладеть базовыми элементами желательно в кратчайшие сроки.
Объект исследования - тренировочный процесс гимнасток 6-7-ми лет.
Предмет исследования - методика обучения гимнасток 6-7-ми лет базовым элементам упражнений без предмета.
Цель исследования - определить эффективность методики, направленной на обучение гимнасток 6-7-ми лет базовым элементам упражнений без предмета.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать методику, направленную на обучение гимнасток 6-7-ми лет базовым элементам без предмета.
3. Выявить эффективность разработанной методики, направленной на обучение гимнасток 6-7-ми лет базовым элементам без предмета.
Гипотеза исследования: предполагалось, что обучение гимнасток 6-7-ми лет базовым элементам упражнений без предмета будет проходить наиболее эффективно, если использовать расчлененно-конструктивный метод на основе подводящих упражнений.
Для решения задач применялись следующее методы исследования:
1. анализ научно-методической литературы;
2. метод экспертной оценки;
3. контрольные испытания;
4. педагогический эксперимент;
5. методы математической статистики.
База исследования: эксперимент проводился на базе МБУ «СШ №1» г. Шебекино Шебекинского района Белгородской области.
Научная новизна: в подготовительной части занятия применялся комплекс упражнений, составленный для подготовки гимнасток к освоению базовых элементов упражнений без предмета.
Практическая значимость исследования состоит в возможности внедрения в тренировочный процесс гимнасток 6-7 лет методики изучения базовых элементов упражнений без предмета.
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования показал, что основными базовыми элементами упражнений без предмета гимнасток 6-7-ми лет являются равновесие «ласточка», поворот «аттитюд», прыжок «касаясь».
2. Проведение предварительного обследования юных гимнасток МБУ «СШ№1» Шебекинского района г. Шебекино Белгородской области подтвердило необходимость разработки экспериментальной методики. У большинства девочек при выполнении базовых упражнений без предмета результаты находились на низком уровне. Беседы с тренерским составом также выявили необходимость разработки экспериментальной методики.
3. Обучать упражнениям без предмета рекомендуется расчлененно- конструктивным методом с помощью подводящих упражнений. Обучение упражнениям происходит при помощи следующих методов: метод строго- регламентированного упражнения, метод целостного разучивания упражнения, метод наглядного воздействия, игровой и соревновательный методы.
4. Анализ данных экспертной оценки по окончанию эксперимента подтвердил достоверно лучшие результаты во всех упражнениях у гимнасток экспериментальной группы.
1. Аракчеев В.Н., Коркин В.П. Акробатика. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 144с.
2. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина З.Н., и др. Теория и методика физического воспитания : учеб. Для студентов фак. культ. пед. Ин- тов по спец. 03.03. - М.: просвещение, 1990. - 287с.
3. Базарова Н.П. Классический танец. - М.: «Искусство», 2013. 184с.
4. Бирюкова E. Хореографическая подготовка в спорте. - Киев: КГИФК, 2012. - 18с.
5. Блок Ё.Д. Классический танец. История и современность. - М.: «Искусство», 2014. - 502с.
6. Боброва Г.А. Художественная гимнастика в школе: / Г.А. Боброва - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 208с.
7. Боген Н.Н. Обучения двигательным действиям. - /Н.Н. Боген - М.: Физкультура и спорт, 1985. -193с.
8. Брыкин А.Т., Смолевский В.М. Гимнастика: /А.Т. Брыкин, В.М. Смолевсквий - М.: ФИС, 2013. - 368с.
9. Варанина Т.Т., Варшавская Р.А., Зинковский А.В. и др. Художественная гимнастика: учебное пособие для институтов физической культуры /Под ред. Орлова Л.П.- М.: Физкультура и спорт, 2014. - 197 с.
10. Васильева Е. Д. Танец:/ Е.Д. Васильева - М.: «Искусство», 2013. - 247с.
11. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов:/ Ю.В. Верхошанский - М.: ФиС, 1988. - 331с.
12. Габриелова Е.В. О хореографической разминке в гимнастике // Гимнастика:/ Е.В. Габриелова - Вып. 1, 2015. - С. 30-35.
13. Железняк, Ю.Д Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров - М.: Академия, 2009. - 272с.
14. Зациорский В.М.спортивная метрология учеб.для ин-ов физ. куль:/ В.М. Зациорский -М.: Физкультура и спорт, 1982. - 256 с.
15. Канакова Л.П. Основы математической статистики в спорте: методическое пособие:/ Л.П. Канакова - Томск, 2001. - 125 с.
16. Карпенко Л.А. Отбор и начальная подготовка занимающихся художественной гимнастикой: методические рекомендации: /Л.А. Карпенко - Ленинград 2014 - 25 с.
17. Карпенко, Л.А., Виннер, И.А., Сивицкий, В.А. Методика оценки развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой: /Л.А. Карпенко, И.А. Виннер, В.А. Сивицкий - М.: 2015.
18. Кечетджиева Л.,Ванкова Н., Чипрянова М. Обучение детей художественной гимнастике: / Л. Кечетджиева, Н. Ванкова, М. Чипрянова - М.: Физкультура и спорт, 2016. - 96 с.
19. Климова В.К., Науменко Л.И., Спортивная физиология. Учебное пособие:/ В.К. Климова, Л.И. Науменко - Белгород. 2007.
20. Кобяков Ю.П.Тренировка вестибулярного анализатора гимнаста: / Ю.П. Кобяков -М.: Физкультура и спорт, 2014. - 64 с.
21. Коренгберг В.В. Двигательная задача, двигательный навык. - Гимнастика:/ В.В. Коренгберг - вып, 2016г.
22. Костровицкая В.С., Писарев А.А. Школа классического танца:/ В.С. Костровицкая, А.А. Писарев - М: «Искусство», 2015. - 270с.
23. Кузнецова З.И. Развитие двигательных качеств школьников:/ З.И. Кузнецова - М.: Просвещение, 1967. - 204 с.
24. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры.:/ учебник под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина - М.: Советский спорт, 2007.—464 с.
25. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике: /Т.С. Лисицкая - М.: ФИС,2014. - 176с.
26. Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика: /Т.С. Лисицкая - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 231с.
27. Лях В.И. Координационные способности школьников:/В.И. Лях- Мн.: Полымя, 1989. - 159 с.:ил.
28. Лях В.И. Координационные способности школьников//теория и практика физической культуры: /В.И. Лях - №1, 2000. - 24 с.
29. Лях В.И. Совершенствование специфических координационных способностей//Физическая культура в школе: /В.И. Лях - №2, 2001. - с. 7-14.
30. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. Учебник для студ. сред. и высш. учеб. заведений:/ В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС: 2002. - 608с.
31. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений: / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов - М.: Академия, 2000. - 480с.
32. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов:/ А.Г. Хрипкова - М.: Просвещение, 1990 - 319 с.