Введение 3
1. Теоретические аспекты организационного проектирования 6
1.1 Понятие организационного проектирования 6
1.2 Методы организационного проектирования 12
1.3 Особенности проектирования организационных структур на
современном этапе 21
2. Анализ организационной структуры управления АО «Казанское
авиапредприятие» 27
2.1 Общая характеристика деятельности АО «Казанское
авиапредприятие» 27
2.2 Анализ системы управления АО «Казанское авиапредприятие» 33
2.3 Оценка эффективности организационной структуры управления АО
«Казанское авиапредприятие» 44
3. Совершенствование организационной структуры управления
предприятием АО «Казанское авиапредприятие» 55
3.1 Рекомендации по делегирования полномочий руководителей АО
«Казанское авиапредприятие» 55
3.2 Предложения по оптимизации коммуникационного процесса АО
«Казанское авиапредприятие» 59
3.3 Предложения по регламентации деятельности АО «Казанское
авиапредприятие» 68
Заключение 76
Список использованных источников 78
Актуальность исследования. В современных рыночных условиях ведения бизнеса адаптация компаний (организаций) является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности и устойчивого положения на рынке. Научное обоснование процесса формирования и изменения организационных структур управления, применение инновационных организационных изменений является актуальной задачей современного этапа адаптации хозяйственных субъектов к изменениям во внешней среде [11, С. 3].
Методы построения организационных структур, которые применяется в последнее время, характеризуются все еще нормативным характером, недостаточным разнообразием, гипертрофированным использованием типичных решений, что приводило к механическому перенесению организационных форм, которые применялись в прошлом, в новые условия.
Довольно часто аппарат управление на самых высоких уровнях повторял одни и те самые схемы, набор функций и состав подразделений, которые отличались лишь численностью.
С научной точки зрения слишком узкое понимание получали сами факторы формирования структур:
- численность персонала вместо целей предприятия;
- постоянный набор органов управления вместо изменения их состава и комбинации в разных условиях;
- упор на выполнение неизменных функций, которые являются оторванными от меняющихся задач;
- устаревшие схемы и структуры штатов без анализа их недостатков и степени реализуемости.
Таким образом, тема выпускной квалификационной работы является актуальной.
Исходя из подтвержденной актуальной темы работы, определим цель выпускной квалификационной работы как исследование методов
совершенствования организационной структуры организации на примере АО «Казанское авиапредприятие».
Для достижения поставленной цели выпускной квалификационной работы необходимо сформулировать и последовательно решить взаимосвязанные задачи исследования:
- рассмотреть теоретические подходы к проектированию
организационных структур, дать их обобщенную классификацию;
- рассмотреть теоретические аспекты корректировки организационной структуры;
- провести анализ деятельности АО «Казанское авиапредприятие», проанализировать его организационную структуру, показать пути ее развития, показать невозможность применения существующей структуры для решения перспективных задач;
- провести проектирование новой организационной структуры;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы управления АО «Казанское авиапредприятие», исходя из усовершенствования организационной структуры компании.
Объект исследования - процесс проектирования новых организационных структур предприятий.
Предмет исследования - новая организационная структура компании АО «Казанское авиапредприятие».
Гипотеза исследования заключается в допущении, что инновационная организационная структура компании непосредственно зависит от направления ее стратегического развития.
Для достижения цели исследования в работе применяются общенаучные и эмпирические методы исследования такие как: наблюдение, анализ, синтез, методы теории построения организационных структур, теории принятия решений, системного анализа.
Базой исследования являются внутренняя документация компании АО «Казанское авиапредприятие».
Теоретические источники, используемые в работе, условно можно разделить на несколько групп:
- наибольшая группа составляет научную литературу по теории организации, организационного проектирования, трансформации бизнеса, реинжиниринга бизнес-процессов, использованные для теоретического обоснования потребности и механизмов построения эффективной структуры компании;
- источники, связанные с раскрытием основных положений концепции знаний, инновационной теории развития, инновационного менеджмента, для подтверждения гипотезы исследования;
- источники, связанные с теорией мотивации и управлением конфликтами для обоснования соответствующих мероприятий.
Структура выпускной квалификационной работы введение, три взаимосвязанных раздела, заключение, список использованных источников, приложение.
Таким образом, в результате проведенного в выпускной квалификационной работе исследования были последовательно решены поставленные во введении задачи исследования и достигнута цель работы.
В первом разделе выпускной квалификационной работы рассмотрен теоретическое обобщение процесса построения организационных структур, проведен алгоритм такого проектирования, показана важность проектирования, исходя из функций и задач предприятия. Полученные теоретические знания позволили продолжить работу по направлению построения эффективных организационных структур.
По результатам выполнения первого раздела выпускной квалификационной работы можно сделать ряд обобщений и выводов, которые составили методологическую базу дальнейших исследований.
1. Основными факторами, которые определяют особенности организационной структуры являются:
1. Каковы масштабы предприятия, и насколько разнообразные у нее функции.
На предприятиях, являющихся крупными, которые реализуют много разных видов деятельности, достаточно много разных подразделений, разнообразнее и многочисленнее связи между этими подразделениями, соответственно сложнее и масштабнее структура управления.
2. Необходимо учитывать норму управляемости, т.е. максимально возможное количество подчиненных для более эффективного их руководства. В среднем, нормой считается 7-10 подчиненных на высших уровнях предприятия, и 4-5 на низших уровнях, в случае если работы достаточно просты, данная норма будет составлять и 20 подчиненных.
2. Наиболее эффективным подходом к проектированию организационных структур является инжиниринговый подход.
3. Организационный анализ компании проводится с использованием полной бизнес-модели.
По результатам выполнения второго раздела выпускной квалификационной работы сделан ряд выводов, представленных ниже.
Прибыль АО «Казанское авиапредприятие» является объективной экономической категорией. Одновременно прибыль - под счетный показатель, результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия, как субъекта хозяйствования.
Было установлено, что организационная структура АО «Казанское авиапредприятие» предприятия построена по линейно-функциональному признаку.
Данная структура позволяет получать высокую степень профессиональной специализации сотрудников, а также точно определять места и необходимые кадровые ресурсы. В целом данная структура способствует стандартизации, формализации и программированию процесса. В то же время она затрудняет горизонтальное согласование и недостаточно гибко реагирует на изменения внешней среды.
Суммируя предложения по совершенствованию организационной структуры предприятия, можно выделить следующие направления:
1. Организация отдела маркетинга, в состав которого войдут начальник службы маркетинга, маркетолог, аналитик и PR-менеджер.
Следовательно, по результатам всестороннего анализа деятельности компании была сформирована проблема в построении эффективной организационной системы управления предприятием для реализации целей стратегического развития.
2. Организационные изменения в компании обязательно повлекут за собой конфликтные ситуации, которые руководству компании нужно уметь решать, в разделе показано, что необходимо применять структурные методы управления конфликтами в компании при проведении организационных изменений.
1. Акимова Т.А. Теория организации. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2015. - 440 с.
2. Акулов, В.Б. Теория организации: Учебное пособие. / В.Б. Акулов, М.Н. Рудаков. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2014. - 540 с.
3. Баринов, В.А. Организационное проектирование: Учебник. / В.А. Баринов. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 235 с.
4. Глухов В.А., Балашова Е.М. Экономика и менеджмент в инфокоммуникациях. - М.: Книга по Требованию, 2014. - 272 с.
5. Горелик С.В. Инжиниринговые методы реструктуризации предприятий. - М.: Байкальский государственный университет экономики и права, 2015. - 184 с.
6. Гританс, Я.М. Организационное проектирование и реструктуризация (реинжиниринг) предприятий и холдингов: экономические, управленческие и правовые аспекты: практ. пособие по управлен. и финанс. Консультированию / Я.М. Гританс. - 2-е изд., доп. - М.: Волтерс Клувер, 2015. - 183 с.
7. Гурков, И.Б. Стратегия и структура корпорации: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / И.Б. Гурков. - М.: Издательство «Дело» АНХ, 2015. - 280 с.
8. Дресвянников В.А. Управление знаниями организации. - М.: КноРус, 2014. - 344 с.
9. Иванова С.И. 50 советов по нематериальной мотивации. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 240 с.
10. Иванцов П.И. Инновационная экономика. - М.: Дикта, 2014. - 156 с.
11. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Сизова А.О. Инновационный менеджмент. - М.: КноРус, 2015. - 416 с.
12. Катернюк А.В. Исследование систем управления. Введение в организационное проектирование. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 320 с.
13. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Управление персоналом: теория и практика. Этика деловых отношений. - М.: Проспект, 2014. - 88 с.
14. Кибанов А.Я., Ивановская Л.В. Кадровая политика и стратегия управления персоналом. - М.: Проспект, 2014. - 64 с.
15. Коробко В.И. Теория управления. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 384 с.
16. Круглова Н.Ю. Основы менеджмента. - М.: КноРус, 2015. - 512 с.
17. Кудинов, А.А. Методы повышения эффективности бизнеса: Курс лекций. Н.Новгород: ОВШМ. 2015.
18. Ларри Стаут. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. - М.: Добрая книга, 2015. - 536 с.
19. Мазур, И.И. Корпоративный менеджмент [Текст]/И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерроге и др. - М.: Омега-Л, 2015. - с. 136-137
20. Макаров В.М., Попова Г.В. Менеджмент. - М.: Книга по Требованию, 2014. - 256 с.
21. Мильнер, Б.З. Теория организации: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. / Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 2015. - с.162-163
22. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Апенько С.Н., Мерко А.И. Мотивация персонала. - М.: Альфа-Пресс, 2015. - 640 с.
23. Орлов А.И. Менеджмент. Организационно-экономическое моделирование. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 480 с.
24. Орлова Е.В. Мотивация персонала. Денежная и иная. - М.: Библиотечка «Российской Газеты», 2014. - 176 с.
25. Парабеллум А.В., Мрочковский Н.К. Трансформация бизнеса. Построение эффективной компании. - СПб.: Питер, 2015. - 224 с.
26. Приходько Д.И. Организационные структуры успешных корпораций. - М.: Инфотропик Медиа, 2014. - 266 с.
27. Психология деловых конфликтов. - М.: Бахрах-М, 2015. - 768 с.
28. Разроев Э.М. Инфокоммуникационный бизнес. Управление, технологии, маркетинг. - М.: Профессия, 2015. - 356 с.
29. Рассказова-Николаева С.А.; Шебек С.В. Корпоративные Стандарты: От Концепции До Инструкции. - М.: , 2015. - 320 с.
30. Репин В.С. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 512 с.
31. Решетникова К.В. Конфликты в системе управления. - М.: Юнити- Дана, 2015. - 176 с.
32. Ричард Дафт. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2014. - 656 с.
33. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 400 с.
34. Розин М.А. Успех без стратегии. Технологии гибкого менеджмента. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 336 с.
35. Руденко А.М. Управленческая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 352 с.
36. Светлов В.О., Семенов В.М.. Конфликтология. - СПб.: Питер, 2014. -
352 с.
37. Соколова О.Н. Инновационный менеджмент. - М.: КноРус, 2014. -
200 с.
38. Тебекин А.В. Стратегический менеджмент. - М.: Юрайт, 2014. - 320 с.
39. Теория организации. - М.: Экономика, 2015. - 432 с.
40. Теслинов А.П. Концептуальное проектирование сложных решений. - М.: Книга по Требованию, 2015. - 288 с.
41. Тихомирова Н.В. Современные проблемы управления в условиях информационного общества. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 752 с.
42. Том Демарко, Тимоти Листер. Человеческий фактор. Успешные проекты и команды. - М.: Символ-Плюс, 2015. - 256 с.
43. Томпсон-мл., Артур А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ. [Текст]/Артур А. Томпсон-мл., А.Дж. Стрикленд III. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2015. -с.291-292
44. Третьякова Е.П. Теория организации. - М.: КноРус, 2014. - 224 с.
45. Фокина, Е.В. Оценка конкурентоспособности как инструмент стратегического управления промышленным предприятияем: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. кандидата экономических наук: 08.00.05. [Текст]/Е.В. Фокина. - Ростов-на-Дону, 2014. - с. 19
46. Фрейдина, Е.В. Исследование систем управления: учеб. Пособие по специальности «Менеджмент в организации» / Е.В. Фрейдина; под ред. Ю.В. Гусева. - 2-е изд., стер. - М.: Издательство «Омега-Л», 2015. - с.209
47. Эдвард Йордон. Путь камикадзе. Как разработчику программного обеспечения выжить в безнадежном проекте. - М.: Лори, 2014. - 256 с.
48. Энкельманн Н.Б. Власть мотивации. Харизма, личность, успех. - М.: Интерэксперт, 2014. - 270 с