Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


САНКЦИИ В ДОКТРИНЕ И ПРАКТИКЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Работа №62589

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
336
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Общая характеристика санкций в международно-правовой доктрине 6
1.1. Понятие, признаки и цели международно-правовых санкций 6
1.2. Виды санкций в международном праве 15
ГЛАВА II. Практика применения санкций в международном праве 25
2.1. Практика применения мировым сообществом невоенных санкций.25
2.2. Санкции, связанные с применением вооруженной силы 41
2.3. Санкции против России: правомерность их применения или
Нарушение или международного права 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..65


Актуальность темы исследования. В современных условиях особое значение приобретает неукоснительное выполнение всеми государствами общепризнанных принципов и норм международного права. Как никогда велика потребность в эффективных ответных мерах на угрозы и вызовы современности, в повышении роли не только политических, но и правовых средств обеспечения международного правопорядка, среди которых особое место занимают международные санкции как сдерживающие меры, принимаемые государствами или международными организациями против других государств, нарушивших международно-правовые нормы, в целях восстановления законности.
Прогрессивное развитие международного права требует от всех государств совместных согласованных действий. К сожалению, приходится констатировать, что в современных международных отношениях, произошли существенные изменения внешней политики ряда государств, в частности США. Заявляя о слабости и неэффективности Организации Объединенных Наций (далее - ООН), США и их союзники активизировали односторонние, военно-силовые действия в обход международно-правовых механизмов. Примерами тому являются военные акции в отношении Югославии, Афганистана и Ирака. Очевиден разрыв между принципом неприменения силы, за-фиксированным во многих международных правовых актах, и катастрофическим количеством случаев фактического применения силы. Между тем, только ООН в лице Совета Безопасности обладает полномочиями по санкционированию применения силы.
В настоящее время, санкции все больше стали использоваться не для защиты и восстановления нарушенных прав, а как инструмент экономического давления, оказывающий влияние на поведение и принятие политических решений другими странами. Обеспокоенность вызывает применение США, Европейским союзом и некоторыми международными организациями односторонних принудительных мер экономического характера в отношении от-дельных государств. Речь идет о так называемых «санкциях» без соответствующего решения СБ ООН. В последние три года имеется практика применения таких санкций в отношении Российской Федерации.
Основной причиной обострения международных отношений с участием России являются события, связанные с политическим кризисом на Украине, а также с вхождением Крыма в состав Российской Федерации. Позиция России в данном вопросе вызвала негативную оценку большинства стран Запада. В качестве средства давления на Россию избран путь применения комплекса мер политического, дипломатического и экономического характера как на уровне международных организаций, так и отдельными государствами в одностороннем порядке, преследующих цели изменить внешнеполитический курс Российской Федерации, добиться ее международной изоляции, вынудить ее отказаться от Крыма. Применение таких односторонних санкций государствами является противозаконным и противоречащим нормам международного права.
Теоретическую основу исследования составили работы отечественных юристов-международников, таких как К.А. Бекяшев, П.Н. Бирюков, В.А. Василенко, А.М. Ибрагимов, М.В. Кешнер, К.О. Кононова, В.М. Корякин, Г.И. Курдюков, Д.Б. Левин, И.И. Лукашук, Т.Н. Нешатаева, М.В. Рыжова, К.Л. Сазонова и др.
Нормативно-правовая база работы сформирована на основе международных договоров, актов международных организаций и международных органов, а также внутригосударственных нормативно-правовых актов.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу введения международных санкций.
Предмет исследования составили нормы международного права, определяющие процесс, регламентирующий условия и порядок применения международно-правовых санкций государствами и международными организациями.
Целью исследования является анализ теории и практики использования санкций в международном праве, уяснения сущности данного института международного права, выявления специфики применения санкций в современных условиях.
Достижение указанной цели связано с решением следующих задач:
• раскрыть сущность и содержание правовой категории «санкции» в международном праве;
• рассмотреть виды санкций в международном праве;
• проанализировать международную практику применения невоенных санкций;
• подвергнуть анализу международную практику применения военных санкций;
• выяснить правомерны ли антироссийские санкции или они осуществляются с нарушением норм международного права.
Методологическая основа исследования. При выполнении работы использовались как общенаучные методы познания (анализ и синтез, дедукция и индукция), так и специальные частно-научные методы (историко- правовой, формально-юридический, метод сравнительного правоведения и системного анализа юридических явлений).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Несмотря на повсеместное употребление понятия «санкции», его дефиниция отсутствует в основополагающих международных нормативных правовых документах, поэтому в доктрине исследователи весьма по-разному трактуют этот термин.
Проанализировав различные трактовки понятия «санкции» присоединяемся к формулировке, данной К.Л. Сазоновой, которая под международно-правовыми санкциями понимает комплекс правомерных принудительных мер, который международное сообщество выработало для привлечения правонарушителя к ответственности, включая как относительно мирные средства экономической и политической направленности, так и осуществление акций против государств-агрессоров с применением вооруженной силы.
В международном праве существует множество разновидностей санкций. По признаку состава субъектов санкции классифицируются на индивидуальные, применяемые отдельными государствами и коллективные, осуществляемые группой государств и международных организаций. К индивидуальным санкциям относят репрессалии, реторсии, разрыв или приостановление дипломатических или консульских отношений, самооборона. К коллективным, в свою очередь - приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, исключение государства- правонарушителя из международного общения, коллективные вооруженные меры по поддержанию международного мира и безопасности.
По характеру сил и средств, применяемых в порядке осуществления санкций, выделяют санкции, связанные с применением вооруженной силы (военные санкции) и санкции, не связанные с применением вооруженной силы (невоенные санкции). В свою очередь невоенные санкции подразделяются на экономические, политические и дипломатические.
Проанализировав мировую практику применения санкций, можно сделать вывод о том, что экономические санкции являются наиболее распространенным видом мер принуждения в отношении государства-нарушителя.
Законность международных санкций подразумевает недопустимость их введения в целях свержения или изменения законных властей в государстве- объекте санкций. Исходя из этого, запрещается применение санкций для урегулирования не связанных с международными правонарушениями разногласий политического или идеологического характера. Всякие попытки решения таких разногласий путем односторонних санкций будут считаться противоправными и не могут быть квалифицированы как международно-правовые санкции. С точки зрения международного права санкции, принятые в отсутствие резолюции СБ ООН, выносимой на основе положений 7 главы Устава ООН, являются нарушением международного права.
Тем не менее, история международных отношений знает немало примеров санкций, вводимых государствами без согласования с СБ ООН. Самыми обсуждаемыми в данном отношении стали действия США в отношении Кубы на протяжении полувека, в отношении Ирана и Ливии, а также действия в отношении Российской Федерации начиная с 2014 года. Формальным основанием введения санкций во всех случаях стали ссылки на угрозу национальной безопасности США.
Что касается применения военных санкций, то это крайняя мера государства для отражения агрессии. И основной целью каждого государства должно быть недопущение применения в отношении него санкций военного характера. Применение военных санкций реализуется через систему миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций. Использование вооруженной силы в обязательном порядке санкционируется СБ ООН.
Применение вооруженной силы одним государством против другого государства запрещено и составляет международное преступление агрессии, если речь не идет о мерах самообороны в ответ на вооруженное нападение или об участии в санкциях по решению СБ ООН. Однако, современные международные отношения, несомненно, свидетельствуют о том, что наиболее развитые и лидирующие государства не редко прибегают к вооруженной силе в целях обеспечения собственных интересов.
Позиция Российской Федерации по поводу политического кризиса на Украине и в особенности ее действия, связанные с вхождением Крыма в состав России, вызвали резко негативную оценку США, а также многих стран Запада. Одним из проявлений этой реакции стало введение санкций невоенного характера, то есть совокупности политических и экономических мер, применяемых в отношении России и ряда российский лиц и организаций, которые по мнению международных организаций и отдельных государств, причастны к дестабилизации ситуации на Украине.
Отличительной особенностью применяемых в отношении России санкций является направленность вводимых ограничений не против России в целом, а их нацеленность на отдельные секторы российской экономики, на конкретных физических и юридических лиц.
Официальная цель антироссийских санкций - это изменение позиции Российской Федерации в вопросе территориальной принадлежности Крыма и конфликта на Юго-Востоке Украины. Исходя же из структуры санкций, можно увидеть скрытые цели их введения, а конкретно, подрыв экономического положения РФ, изолирование России от ведущих стран мира в информационной, технологической и военной сферах.
Данные односторонние принудительные меры экстерриториального характера, введенные без учета международных норм об ответственности государств, при отсутствии соответствующего решения СБ ООН, во-первых, противоречат международному праву, в частности Уставу ООН, основополагающим принципам суверенного равенства, невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств; во-вторых, угрожают суверенитету государств; в-третьих, нарушают принцип свободы международной торговли, создавая препятствия для торговых отношений, сдерживают процесс социально-экономического развития; в-четвертых, отрицательно сказываются на реализации прав человека.



1. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня
1945 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН; URL:
http://www.un.org/ru/documents/ (дата обращения 25.02.2018)
2. Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета (Принята 21.12.1965 Резолюцией 2131 (XX) на 20-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс]// Официальный сайт ООН; URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/inadmissibilit(дата об-ращения 25.03.2018)
3. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (Принята 24.10.1970 Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН; URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles (дата обращения 25.03.2018)
4. Манильская декларация о мирном разрешении международных споров (Принята 15.11.1982 Резолюцией 37/10 на 37-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН; URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/manila_declaration.shtml(дата обращения 25.03.2018)
5. Мирный договор между Союзными и Объединившимися державами и Германией (Версальский договор) (Вместе со «Статутом Лиги Наций», «Уставом Международной организации труда») (Подписан в г. Версале 28.06.1919) [Электронный ресурс] // Официальный сайт СПС «Консультант- Плюс»; URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 25.03.2018)
6. Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/687 (1991) от 03.04.1991 [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН; URL: http://www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/(дата обращения 25.03.2018)
7. Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/1904 (2009) от 17.12.2009 [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН; URL: http://www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/(дата обращения 25.03.2018)
8. Резолюция СБ ООН S/RES/1970 (2011) от 26.02.2011 [Электронный
ресурс] // Официальный сайт ООН; URL:
http://www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/(дата обращения 25.03.2018)
9. Меморандум правительства СССР «О некоторых мерах по усилению эффективности ООН в обеспечении международного мира и безопасности» от 10 июля 1964 года // [Электронный ресурс] // История внешней политики СССР: В 2-х т. Том 2. — 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.А. Громыко, Б.Н. Пономарева. - М.: Наука, 1981; URL: http://militera.lib.ru/docs(дата об-ращения 25.03.2018)
Книги, монографии, учебники и учебные пособия
10. Бирюков П.Н. Международное право: учеб. пособие. М., 1998.
11. Богуславский М.М. Международное экономическое право. М., 1986.
12. Василенко В.А. Международно-правовые санкции. Киев: Вища школа, 1982.
13. Военная энциклопедия: в 8 т. Т. 6 / гл. ред. комиссии И.Н. Родионов и др. М.: Воениздат, 2002.
14. Гетьман-Павлова И.В. Международное право: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013.
15. Ежегодник Комиссии международного права. 1991. Т. 2, ч. 1: Документы 43-й сессии. Нью-Йорк; Женева, 1994.
16. Кешнер М.В. Экономические санкции в современном международном праве: монография. М.: Проспект, 2015.
17. Кононова К.О. Санкционные резолюции Совета Безопасности ООН их имплементация в национальных правовых системах государств-членов. М., 2010.
18. Корякин В.М. Невоенные санкции против России. М.: Юрлитинформ,2015.
19. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. М., 2002.
20. Лукашук И.И. Право международной ответственности. М., 2007.
21. Международное право: учебник / отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов. М.: Норма, 2007.
22. Международное право: Учебник 5-е издание, переработанное и дополненное / отв. ред. С.А. Егоров. М.: «Статут». 2014.
23. Международное публичное право: учебник / отв. ред. К.А. Бекяшев. М., 2004.
24. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1986.
25. Международное уголовное право: учебное пособие / Под. ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1999.
26. Менжинский В.И. Неприменение силы в международных отношениях. М., 1976.
27. Национальная идея России. В 6т. Т. III. М.: Научный эксперт, 2012.
28. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов. 3-е изд., стер. М.: Русский язык, 2000.
29. Черниченко С.В. Международно-правовое принуждение // Теория международного права. Т. 1. М.: НИМП, 1999. - 336 с.
Научные статьи
30. Архипова В.В. Современный санкционный режим в отношении России: характеристика и глобальный аспект // Мир новой экономики. 2017. №2.
31. Бекяшев К.А. Международное право и государства // Евразийский юридический журнал. 2013. № 6 (61).
32. Бурьянов С.А. Будущее международного права в условиях глобализации общественных отношений через призму творческого наследия И.И. Лукашука // Евразийский юридический журнал. 2015. № 10.
33. Бекяшев К.А. Международное право и государства // Евразийский юридический журнал. 2013. № 6 (61).
34. Белалова Б.Ш. Место международно-правовых санкций в современном международном праве // Законодательство. 2002. № 12.
35. Бороданенко Л. Миссия в Бурунди // Военно-промышленный курьер. 2004. № 34 (51).
36. Буйневич И.А., Камалова И.В. Как повлияли санкции на экономику Российской Федерации // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения: сб. трудов Бурьянов С.А. Будущее международного права в условиях глобализации общественных отношений через призму творческого наследия И.И. Лукашука // Евразийский юридический журнал. 2015. № 10.
37. Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Министерство образования и науки Российской Федерации; Сибирский государственный индустриальный университет. 2016.
38. Зарнадзе А.Т. Взаимодействие России и Китая в контексте антироссийских санкций стран Запада // Научные труды СЗИУ РАНХиГС. 2016. Том 7. Выпуск 1 (23).
39. Зверев П. Г. Особенности современных миротворческих операций ООН // Молодой ученый. 2013. № 11.
40. Зейнешев Т.Ж. Виды санкций в международном праве // Евразийский научный журнал. 2017. №4.
41. Ибрагимов А.М., Самович Ю.В. Репрессалии в современном международном праве: понятие, возможные меры // Вестник КемГУ. 2013. № 1 (4).
42. Кешнер М.В. К вопросу о проектах совершенствования и преобразования международных санкций // Российский юридический журнал. 2013. № 4.
43. Кешнер М.В. Легитимность санкций в отношении Российской Федерации: международно-правовой анализ // Журнал российского права. 2015.
44. Кешнер М.В. Применение коллективных контрмер в отношении Российской Федерации: вопросы легитимности // Российский юридический журнал. 2015. № 2 (101).
45. Киселева О.А. Понятие целенаправленных санкций в международном праве //Актуальные проблемы современного международного права: матери-алы ежегодной межвуз. науч.-практ. конференции (Москва, 8-9 апреля 2011 г.). В 2ч. Ч. II // отв. ред. А.Х. Абашидзе, Е.В. Киселева. М.: РУДН, 2012.
46. Кожеуров Я.С. Война «санкций» и право международной ответствен-ности // Российский юридический журнал. 2015. № 2.
47. Кононова К.О. «Коллективные контрмеры»: к вопросу о правомерности их существования и векторе развития в международном праве XXI века // Международное публичное и частное право. 2010. № 6.
48. Корякин В.М. Санкции в межгосударственных отношениях: военно-правовой аспект // Военное право. 2015. №2 (34).
49. Курдюков Г.И. Международные экономические санкции и права человека (применение в практике Совета Безопасности ООН) // Марийский юридический вестник. 2001. №1.
50. Лайтман В.И. Санкции в международном публичном праве // Актуальные проблемы теории и истории праоввой системы общества. 2015. № 14.
51. Лукашук И.И. Право международной ответственности // Международное публичное и частное право. 2002. № 2.
52. Пушкина Д.Б., Черемисова Э.А. Миротворчество ООН на рубеже веков, или Когда миссия выполнима // Неприкосновенный запас. 2010. № 5 (73).
53. Рубцова А.А. Миротворческие операции ООН: победы и поражения // European science. 2016. 7(17).
54. Сазонова К.Л. Санкции в международном праве: основные направления исследований // Современное право. М.: Новый Индекс, 2013. № 8.
55. Сазонова К. Л. Принудительные меры, контрмеры, санкции в международном праве: терминологические вопросы // Евразийский юридический журнал. 2013. № 11.
56. Сидорова Г.М. Проблема миротворчества в условиях обострения конфликтов в ДРК // Научный диалог. 2012. № 9.
57. Томилова И.И., Шестакова О.В. Санкции в международном праве: терминологические и типологические подходы // Международное публичное и частное право. 2017. № 3.
58. Фархутдинов И.З. Международное право о самообороне государств // Евразийский юридический журнал. 2016. № 1 (92).
59. Хмелева Г.А. Прецеденты введения санкций против России: исторический экскурс и ретроспективный анализ влияния на инновационное развитие // Теоретико-методологические и практические проблемы интеграции, диверсификации и модернизации региональных промышленных комплексов: сборник материалов Международной научно-практической конференции / Под. общ. ред. Н.М. Тюкавкина. Самара: АНО «Издательство СНЦ», 2017.
60. Черных А., Белянинов К. Санкции оставили свой след в науке // Коммерсантъ. 2014. 11 апреля.
61. Шелкоплясова Н.И., Матевосова М.А. Экономические санкции как инструмент регулирования международных экономических отношений // Euro-pean scientific conference: сборник статей победителей IV Международной научно-практической конференции: в 3 частях, 2017.
Диссертации и авторефераты диссертаций
62. Жданов Ю.Н. Принудительные меры в международном праве: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1998.
63. Кононова К.О. Санкционные резолюции Совета Безопасности ООН и их имплементация в национальных правовых системах государств-членов: На примере правовой системы Российской Федерации: автореф. дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2009.
64. Нешатаева Т.Н. Международно-правовые санкции специализированных учреждений ООН: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1985.
65. Рыжова М.В. Экономические санкции в современном международном праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2006.
66. Чиков П.В. Военные санкции в международном праве: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
Электронные ресурсы:
67. Ассоциация российских дипломатов прокомментировала массовую высылку коллег [Электронный ресурс] // Официальный сайт газеты «Известия»; URL: https://iz.ru/724929/2018-03-26/assotciatciia-rossiiskikh-diplomatov-
prokommentirovala-massovuiu-vysylku-kolleg
68. Все санкции Запада против России [Электронный ресурс] // Официальный сайт ТАСС; URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1055587
69. Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам
«Более безопасный мир: наша общая ответственность» А/59/565 от 2 декабря 2004 г. Ч. 2. Коллективная безопасность и задача предотвращения. Глава VII «Роль санкций», п. 178 // Официальный сайт ООН; URL:
http://www.un.org/ru/events/pastevents/a_more_secure_world. shtml_resume
70. Куракин М. Миротворцы ООН - миссия невыполнима. [Электронный
ресурс] // Международная жизнь, 2015. - Режим доступа:
https: //interaffairs .ru/news/show/12633/
71. Международное право. Volkerrecht / Вольфганг Граф Витцтум, М. Боте, Р. Дольцер и др.; пер. с нем. Т. Бекназара, А. Насыровой, Н. Спица; науч. ред.
Т.Ф. Яковлева; пред., сост. В. Бергманн. М.: Инфотропик Медиа, 2011. [Электронный ресурс] // Официальный сайт СПС «КонсультантПлюс»; URL: http://www.consultant.ru/edu/student/download
72. Юридический словарь / гл. ред. С.Н. Братусь [и др.]. М.: Госюриздат , 1953. [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Академик»; URL: https: //soviet_legal .academic.ru/1617


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ