САНКЦИИ В ДОКТРИНЕ И ПРАКТИКЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Общая характеристика санкций в международно-правовой доктрине 6
1.1. Понятие, признаки и цели международно-правовых санкций 6
1.2. Виды санкций в международном праве 15
ГЛАВА II. Практика применения санкций в международном праве 25
2.1. Практика применения мировым сообществом невоенных санкций.25
2.2. Санкции, связанные с применением вооруженной силы 41
2.3. Санкции против России: правомерность их применения или
Нарушение или международного права 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..65
ГЛАВА I. Общая характеристика санкций в международно-правовой доктрине 6
1.1. Понятие, признаки и цели международно-правовых санкций 6
1.2. Виды санкций в международном праве 15
ГЛАВА II. Практика применения санкций в международном праве 25
2.1. Практика применения мировым сообществом невоенных санкций.25
2.2. Санкции, связанные с применением вооруженной силы 41
2.3. Санкции против России: правомерность их применения или
Нарушение или международного права 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..65
Актуальность темы исследования. В современных условиях особое значение приобретает неукоснительное выполнение всеми государствами общепризнанных принципов и норм международного права. Как никогда велика потребность в эффективных ответных мерах на угрозы и вызовы современности, в повышении роли не только политических, но и правовых средств обеспечения международного правопорядка, среди которых особое место занимают международные санкции как сдерживающие меры, принимаемые государствами или международными организациями против других государств, нарушивших международно-правовые нормы, в целях восстановления законности.
Прогрессивное развитие международного права требует от всех государств совместных согласованных действий. К сожалению, приходится констатировать, что в современных международных отношениях, произошли существенные изменения внешней политики ряда государств, в частности США. Заявляя о слабости и неэффективности Организации Объединенных Наций (далее - ООН), США и их союзники активизировали односторонние, военно-силовые действия в обход международно-правовых механизмов. Примерами тому являются военные акции в отношении Югославии, Афганистана и Ирака. Очевиден разрыв между принципом неприменения силы, за-фиксированным во многих международных правовых актах, и катастрофическим количеством случаев фактического применения силы. Между тем, только ООН в лице Совета Безопасности обладает полномочиями по санкционированию применения силы.
В настоящее время, санкции все больше стали использоваться не для защиты и восстановления нарушенных прав, а как инструмент экономического давления, оказывающий влияние на поведение и принятие политических решений другими странами. Обеспокоенность вызывает применение США, Европейским союзом и некоторыми международными организациями односторонних принудительных мер экономического характера в отношении от-дельных государств. Речь идет о так называемых «санкциях» без соответствующего решения СБ ООН. В последние три года имеется практика применения таких санкций в отношении Российской Федерации.
Основной причиной обострения международных отношений с участием России являются события, связанные с политическим кризисом на Украине, а также с вхождением Крыма в состав Российской Федерации. Позиция России в данном вопросе вызвала негативную оценку большинства стран Запада. В качестве средства давления на Россию избран путь применения комплекса мер политического, дипломатического и экономического характера как на уровне международных организаций, так и отдельными государствами в одностороннем порядке, преследующих цели изменить внешнеполитический курс Российской Федерации, добиться ее международной изоляции, вынудить ее отказаться от Крыма. Применение таких односторонних санкций государствами является противозаконным и противоречащим нормам международного права.
Теоретическую основу исследования составили работы отечественных юристов-международников, таких как К.А. Бекяшев, П.Н. Бирюков, В.А. Василенко, А.М. Ибрагимов, М.В. Кешнер, К.О. Кононова, В.М. Корякин, Г.И. Курдюков, Д.Б. Левин, И.И. Лукашук, Т.Н. Нешатаева, М.В. Рыжова, К.Л. Сазонова и др.
Нормативно-правовая база работы сформирована на основе международных договоров, актов международных организаций и международных органов, а также внутригосударственных нормативно-правовых актов.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу введения международных санкций.
Предмет исследования составили нормы международного права, определяющие процесс, регламентирующий условия и порядок применения международно-правовых санкций государствами и международными организациями.
Целью исследования является анализ теории и практики использования санкций в международном праве, уяснения сущности данного института международного права, выявления специфики применения санкций в современных условиях.
Достижение указанной цели связано с решением следующих задач:
• раскрыть сущность и содержание правовой категории «санкции» в международном праве;
• рассмотреть виды санкций в международном праве;
• проанализировать международную практику применения невоенных санкций;
• подвергнуть анализу международную практику применения военных санкций;
• выяснить правомерны ли антироссийские санкции или они осуществляются с нарушением норм международного права.
Методологическая основа исследования. При выполнении работы использовались как общенаучные методы познания (анализ и синтез, дедукция и индукция), так и специальные частно-научные методы (историко- правовой, формально-юридический, метод сравнительного правоведения и системного анализа юридических явлений).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов и литературы.
Прогрессивное развитие международного права требует от всех государств совместных согласованных действий. К сожалению, приходится констатировать, что в современных международных отношениях, произошли существенные изменения внешней политики ряда государств, в частности США. Заявляя о слабости и неэффективности Организации Объединенных Наций (далее - ООН), США и их союзники активизировали односторонние, военно-силовые действия в обход международно-правовых механизмов. Примерами тому являются военные акции в отношении Югославии, Афганистана и Ирака. Очевиден разрыв между принципом неприменения силы, за-фиксированным во многих международных правовых актах, и катастрофическим количеством случаев фактического применения силы. Между тем, только ООН в лице Совета Безопасности обладает полномочиями по санкционированию применения силы.
В настоящее время, санкции все больше стали использоваться не для защиты и восстановления нарушенных прав, а как инструмент экономического давления, оказывающий влияние на поведение и принятие политических решений другими странами. Обеспокоенность вызывает применение США, Европейским союзом и некоторыми международными организациями односторонних принудительных мер экономического характера в отношении от-дельных государств. Речь идет о так называемых «санкциях» без соответствующего решения СБ ООН. В последние три года имеется практика применения таких санкций в отношении Российской Федерации.
Основной причиной обострения международных отношений с участием России являются события, связанные с политическим кризисом на Украине, а также с вхождением Крыма в состав Российской Федерации. Позиция России в данном вопросе вызвала негативную оценку большинства стран Запада. В качестве средства давления на Россию избран путь применения комплекса мер политического, дипломатического и экономического характера как на уровне международных организаций, так и отдельными государствами в одностороннем порядке, преследующих цели изменить внешнеполитический курс Российской Федерации, добиться ее международной изоляции, вынудить ее отказаться от Крыма. Применение таких односторонних санкций государствами является противозаконным и противоречащим нормам международного права.
Теоретическую основу исследования составили работы отечественных юристов-международников, таких как К.А. Бекяшев, П.Н. Бирюков, В.А. Василенко, А.М. Ибрагимов, М.В. Кешнер, К.О. Кононова, В.М. Корякин, Г.И. Курдюков, Д.Б. Левин, И.И. Лукашук, Т.Н. Нешатаева, М.В. Рыжова, К.Л. Сазонова и др.
Нормативно-правовая база работы сформирована на основе международных договоров, актов международных организаций и международных органов, а также внутригосударственных нормативно-правовых актов.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу введения международных санкций.
Предмет исследования составили нормы международного права, определяющие процесс, регламентирующий условия и порядок применения международно-правовых санкций государствами и международными организациями.
Целью исследования является анализ теории и практики использования санкций в международном праве, уяснения сущности данного института международного права, выявления специфики применения санкций в современных условиях.
Достижение указанной цели связано с решением следующих задач:
• раскрыть сущность и содержание правовой категории «санкции» в международном праве;
• рассмотреть виды санкций в международном праве;
• проанализировать международную практику применения невоенных санкций;
• подвергнуть анализу международную практику применения военных санкций;
• выяснить правомерны ли антироссийские санкции или они осуществляются с нарушением норм международного права.
Методологическая основа исследования. При выполнении работы использовались как общенаучные методы познания (анализ и синтез, дедукция и индукция), так и специальные частно-научные методы (историко- правовой, формально-юридический, метод сравнительного правоведения и системного анализа юридических явлений).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов и литературы.
Несмотря на повсеместное употребление понятия «санкции», его дефиниция отсутствует в основополагающих международных нормативных правовых документах, поэтому в доктрине исследователи весьма по-разному трактуют этот термин.
Проанализировав различные трактовки понятия «санкции» присоединяемся к формулировке, данной К.Л. Сазоновой, которая под международно-правовыми санкциями понимает комплекс правомерных принудительных мер, который международное сообщество выработало для привлечения правонарушителя к ответственности, включая как относительно мирные средства экономической и политической направленности, так и осуществление акций против государств-агрессоров с применением вооруженной силы.
В международном праве существует множество разновидностей санкций. По признаку состава субъектов санкции классифицируются на индивидуальные, применяемые отдельными государствами и коллективные, осуществляемые группой государств и международных организаций. К индивидуальным санкциям относят репрессалии, реторсии, разрыв или приостановление дипломатических или консульских отношений, самооборона. К коллективным, в свою очередь - приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, исключение государства- правонарушителя из международного общения, коллективные вооруженные меры по поддержанию международного мира и безопасности.
По характеру сил и средств, применяемых в порядке осуществления санкций, выделяют санкции, связанные с применением вооруженной силы (военные санкции) и санкции, не связанные с применением вооруженной силы (невоенные санкции). В свою очередь невоенные санкции подразделяются на экономические, политические и дипломатические.
Проанализировав мировую практику применения санкций, можно сделать вывод о том, что экономические санкции являются наиболее распространенным видом мер принуждения в отношении государства-нарушителя.
Законность международных санкций подразумевает недопустимость их введения в целях свержения или изменения законных властей в государстве- объекте санкций. Исходя из этого, запрещается применение санкций для урегулирования не связанных с международными правонарушениями разногласий политического или идеологического характера. Всякие попытки решения таких разногласий путем односторонних санкций будут считаться противоправными и не могут быть квалифицированы как международно-правовые санкции. С точки зрения международного права санкции, принятые в отсутствие резолюции СБ ООН, выносимой на основе положений 7 главы Устава ООН, являются нарушением международного права.
Тем не менее, история международных отношений знает немало примеров санкций, вводимых государствами без согласования с СБ ООН. Самыми обсуждаемыми в данном отношении стали действия США в отношении Кубы на протяжении полувека, в отношении Ирана и Ливии, а также действия в отношении Российской Федерации начиная с 2014 года. Формальным основанием введения санкций во всех случаях стали ссылки на угрозу национальной безопасности США.
Что касается применения военных санкций, то это крайняя мера государства для отражения агрессии. И основной целью каждого государства должно быть недопущение применения в отношении него санкций военного характера. Применение военных санкций реализуется через систему миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций. Использование вооруженной силы в обязательном порядке санкционируется СБ ООН.
Применение вооруженной силы одним государством против другого государства запрещено и составляет международное преступление агрессии, если речь не идет о мерах самообороны в ответ на вооруженное нападение или об участии в санкциях по решению СБ ООН. Однако, современные международные отношения, несомненно, свидетельствуют о том, что наиболее развитые и лидирующие государства не редко прибегают к вооруженной силе в целях обеспечения собственных интересов.
Позиция Российской Федерации по поводу политического кризиса на Украине и в особенности ее действия, связанные с вхождением Крыма в состав России, вызвали резко негативную оценку США, а также многих стран Запада. Одним из проявлений этой реакции стало введение санкций невоенного характера, то есть совокупности политических и экономических мер, применяемых в отношении России и ряда российский лиц и организаций, которые по мнению международных организаций и отдельных государств, причастны к дестабилизации ситуации на Украине.
Отличительной особенностью применяемых в отношении России санкций является направленность вводимых ограничений не против России в целом, а их нацеленность на отдельные секторы российской экономики, на конкретных физических и юридических лиц.
Официальная цель антироссийских санкций - это изменение позиции Российской Федерации в вопросе территориальной принадлежности Крыма и конфликта на Юго-Востоке Украины. Исходя же из структуры санкций, можно увидеть скрытые цели их введения, а конкретно, подрыв экономического положения РФ, изолирование России от ведущих стран мира в информационной, технологической и военной сферах.
Данные односторонние принудительные меры экстерриториального характера, введенные без учета международных норм об ответственности государств, при отсутствии соответствующего решения СБ ООН, во-первых, противоречат международному праву, в частности Уставу ООН, основополагающим принципам суверенного равенства, невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств; во-вторых, угрожают суверенитету государств; в-третьих, нарушают принцип свободы международной торговли, создавая препятствия для торговых отношений, сдерживают процесс социально-экономического развития; в-четвертых, отрицательно сказываются на реализации прав человека.
Проанализировав различные трактовки понятия «санкции» присоединяемся к формулировке, данной К.Л. Сазоновой, которая под международно-правовыми санкциями понимает комплекс правомерных принудительных мер, который международное сообщество выработало для привлечения правонарушителя к ответственности, включая как относительно мирные средства экономической и политической направленности, так и осуществление акций против государств-агрессоров с применением вооруженной силы.
В международном праве существует множество разновидностей санкций. По признаку состава субъектов санкции классифицируются на индивидуальные, применяемые отдельными государствами и коллективные, осуществляемые группой государств и международных организаций. К индивидуальным санкциям относят репрессалии, реторсии, разрыв или приостановление дипломатических или консульских отношений, самооборона. К коллективным, в свою очередь - приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, исключение государства- правонарушителя из международного общения, коллективные вооруженные меры по поддержанию международного мира и безопасности.
По характеру сил и средств, применяемых в порядке осуществления санкций, выделяют санкции, связанные с применением вооруженной силы (военные санкции) и санкции, не связанные с применением вооруженной силы (невоенные санкции). В свою очередь невоенные санкции подразделяются на экономические, политические и дипломатические.
Проанализировав мировую практику применения санкций, можно сделать вывод о том, что экономические санкции являются наиболее распространенным видом мер принуждения в отношении государства-нарушителя.
Законность международных санкций подразумевает недопустимость их введения в целях свержения или изменения законных властей в государстве- объекте санкций. Исходя из этого, запрещается применение санкций для урегулирования не связанных с международными правонарушениями разногласий политического или идеологического характера. Всякие попытки решения таких разногласий путем односторонних санкций будут считаться противоправными и не могут быть квалифицированы как международно-правовые санкции. С точки зрения международного права санкции, принятые в отсутствие резолюции СБ ООН, выносимой на основе положений 7 главы Устава ООН, являются нарушением международного права.
Тем не менее, история международных отношений знает немало примеров санкций, вводимых государствами без согласования с СБ ООН. Самыми обсуждаемыми в данном отношении стали действия США в отношении Кубы на протяжении полувека, в отношении Ирана и Ливии, а также действия в отношении Российской Федерации начиная с 2014 года. Формальным основанием введения санкций во всех случаях стали ссылки на угрозу национальной безопасности США.
Что касается применения военных санкций, то это крайняя мера государства для отражения агрессии. И основной целью каждого государства должно быть недопущение применения в отношении него санкций военного характера. Применение военных санкций реализуется через систему миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций. Использование вооруженной силы в обязательном порядке санкционируется СБ ООН.
Применение вооруженной силы одним государством против другого государства запрещено и составляет международное преступление агрессии, если речь не идет о мерах самообороны в ответ на вооруженное нападение или об участии в санкциях по решению СБ ООН. Однако, современные международные отношения, несомненно, свидетельствуют о том, что наиболее развитые и лидирующие государства не редко прибегают к вооруженной силе в целях обеспечения собственных интересов.
Позиция Российской Федерации по поводу политического кризиса на Украине и в особенности ее действия, связанные с вхождением Крыма в состав России, вызвали резко негативную оценку США, а также многих стран Запада. Одним из проявлений этой реакции стало введение санкций невоенного характера, то есть совокупности политических и экономических мер, применяемых в отношении России и ряда российский лиц и организаций, которые по мнению международных организаций и отдельных государств, причастны к дестабилизации ситуации на Украине.
Отличительной особенностью применяемых в отношении России санкций является направленность вводимых ограничений не против России в целом, а их нацеленность на отдельные секторы российской экономики, на конкретных физических и юридических лиц.
Официальная цель антироссийских санкций - это изменение позиции Российской Федерации в вопросе территориальной принадлежности Крыма и конфликта на Юго-Востоке Украины. Исходя же из структуры санкций, можно увидеть скрытые цели их введения, а конкретно, подрыв экономического положения РФ, изолирование России от ведущих стран мира в информационной, технологической и военной сферах.
Данные односторонние принудительные меры экстерриториального характера, введенные без учета международных норм об ответственности государств, при отсутствии соответствующего решения СБ ООН, во-первых, противоречат международному праву, в частности Уставу ООН, основополагающим принципам суверенного равенства, невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств; во-вторых, угрожают суверенитету государств; в-третьих, нарушают принцип свободы международной торговли, создавая препятствия для торговых отношений, сдерживают процесс социально-экономического развития; в-четвертых, отрицательно сказываются на реализации прав человека.
Подобные работы
- САНКЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ ИХ ВИДЫ И ФОРМЫ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Санкции в международном праве
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Конституции нейтральных государств, международные правовые акты, связанные со статуса нейтралитета
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2017 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВО НА ПРЕВЕНТИВНУЮ САМООБОРОНУ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВ
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ИНСТИТУТ НЕЙТРАЛИТЕТА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - Правовое регулирование применения силы в современном международном
праве
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017



