СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНЕ 7
1.1. Роль здравоохранения в экономическом и социальном развитии
общества 7
1.2. Современные модели финансирования системы здравоохранения 15
1.3. Система управления здравоохранением в регионах РФ 25
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ (НА
ПРИМЕРЕ РТ) 33
2.1. Тенденции и состояние здравоохранения в регионе 33
2.2. Исследование финансирования системы здравоохранения в регионе....44
2.3. Оценка эффективности управления здравоохранением в РТ 54
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 64
3.1. Повышение эффективности реализации Программы «Развитие
здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года» 64
3.2. Совершенствование организационных механизмов в системе
здравоохранения региона 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНЕ 7
1.1. Роль здравоохранения в экономическом и социальном развитии
общества 7
1.2. Современные модели финансирования системы здравоохранения 15
1.3. Система управления здравоохранением в регионах РФ 25
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ (НА
ПРИМЕРЕ РТ) 33
2.1. Тенденции и состояние здравоохранения в регионе 33
2.2. Исследование финансирования системы здравоохранения в регионе....44
2.3. Оценка эффективности управления здравоохранением в РТ 54
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 64
3.1. Повышение эффективности реализации Программы «Развитие
здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года» 64
3.2. Совершенствование организационных механизмов в системе
здравоохранения региона 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ
В последние годы системы здравоохранения в регионах России находятся под огромным давлением проблем относительно финансовой устойчивости и сдерживания стоимости. В любом обществе доступные ресурсы ограничены, однако новые данные свидетельствуют о том, что системы здравоохранения являются не «дырой в бюджете», а выгодной областью вложения средств в здоровье населения и экономический рост. Системы здравоохранения, здоровье и благосостояние неразрывно связаны посредством ряда взаимно усиливающих динамических отношений. Эта новая парадигма предлагает возможность для фундаментальной переоценки роли систем здравоохранения в обществе. При этом возникают три основных вопроса: Как мы можем улучшить здоровье, благосостояние и социальное благополучие посредством инвестирования в системы здравоохранения? Как мы можем гарантировать эффективность деятельности систем здравоохранения в будущем? Как мы можем контролировать, управлять и улучшать деятельность систем здравоохранения, чтобы добиться от них максимальной эффективности?
Ограниченный доступ к медицинской помощи у значительного числа лиц в Российской Федерации вызывает озабоченность у всех слоев общества, общественных организаций и политических партий. Доступ к медицинской помощи в целом в стране нельзя считать удовлетворительным.
Неравенство в доступе граждан распространяется на различные категории граждан в зависимости от социального статуса и территории проживания, затрагивая сельское население, пожилых лиц, многодетных семей, трудовых мигрантов, заключенных и лиц без определенного места жительства. Так, бездомные и мигранты не могут получать общедоступную помощь, а значительное число бедных людей, больных с тяжелыми хроническими заболеваниями, заключенные, жители удаленных местностей
Российская система здравоохранения характеризуется существенными различиями в обращаемости за разными видами медицинской помощи между категориями населения, различающимися по уровню доходов. Группы населения с более высоким уровнем дохода обращаются за медицинской помощью чаще, чем менее обеспеченные. Распространенность получения медицинской помощи за деньги отражает проблему неравенства: состоятельные платят за визит в медицинские учреждения в 2,5 раза чаще, чем представители групп с низким доходом. Бедные тратят в 1,5 раза большую долю бюджета домохозяйства, чем обеспеченные.4
В 2006-2016 годах в законодательство Российской Федерации было внесено огромное количество изменений, которые повлияли на доступность медицинской помощи для людей как прямо (через изменения их прав на получение помощи), так и косвенно (через процедуры сбора налогов, распределения средств, изменения государственных структур, порядка финансирования медицинских организаций). Основная проблема, с которой сталкиваются граждане РФ при обращении за медицинской помощью в государственные учреждения здравоохранения - невозможность её получения в необходимом объеме бесплатно.
Общие расходы на здравоохранение в РФ ниже, чем в среднем по странам СНГ, и значительно отстают от аналогичного показателя в странах Европейского союза (ЕС). Расходы здравоохранения на душу населения в России также остаются относительно низкими. В отличие от стран Европейского региона ВОЗ государственное финансирование здравоохранения в РФ весьма незначительно, а его доля в общих расходах на здравоохранения за период 1995-2011 годов уменьшилась с 73,9% до 59,7%. Сегмент частных расходов на здравоохранение формируется в основном за счет личных платежей граждан, поскольку лекарственное обеспечение амбулаторных больных не входит в ПГГ.
В то время как во всех странах отмечается рост расходов на здравоохранение, Россия попрежнему тратит существенно меньше минимально необходимого объема финансирования здравоохранения, определяемого Всемирной организацией здравоохранения в размере 5% ВВП. Г осударственные траты России в несколько раз ниже стран Европейского Союза (в Венгрии, Чехии и Польше - 6% ВВП, Германии - 11%). В то же время в рамках перехода на одноканальное финансирование, т.е. финансирование исключительно через Фонд обязательного медицинского страхования, доля федеральных расходов на здравоохранение в 2015 г. была снижена в номинальном исчислении в 1,5 раза. Это означает, что ответственность за финансирование Программы государственных гарантий возложена на дефицитные бюджеты регионов, систему ОМС и граждан. В 2015 г. на здравоохранение выделялось 3,8% федерального бюджета, а в 2016 г. долю затрат снизили до 3%, а в номинальном исчислении с 515 млрд рублей до 417,4 млрд, или на 19%. Больше половины субъектов РФ имеют существенный дефицит бюджета, вызванный слишком большими тратами и снижением производственной мощности. Это означает, что нынешние условия диктуют необходимость в сокращении расходов. Государством принято решение экономить расходы за счет социальной сферы, в том числе за счет системы здравоохранения.
Таким образом, в условиях сокращения финансовых ресурсов и перехода на одноканальное финансирование здравоохранения регионы России столкнулись с серьезной проблемой обуславливающей необходимость повышения эффективности расходования бюджетных средств и управления региональной системой здравоохранения в целом.
Целью данного исследования является разработка предложений совершенствования управления системами здравоохранения в регионах России на примере Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучены теоретические основы управления системой здравоохранения в регионе;
- исследована система управления здравоохранения в регионах России (на примере Республики Татарстан);
- предложены пути совершенствования системы управления здравоохранением в Республике Татарстан.
Объектом исследования являются региональные системы здравоохранения и здравоохранение Республики Татарстан.
Предмет исследования - состояние, проблемы и перспективы развития систем здравоохранения в регионах России.
Информационно-статистической базой исследования послужили отчетные данные органов государственной статистики, а также отчетные данные Министерства здравоохранения Республики Татарстан. Теоритической основой работы являлись труды отечественных и зарубежных ученых. К их числу относятся Иванов И.В, Максимова- Ладьина Н.И., Дронова Я.И. , Ерохина Т.В, Наумов И. А., Шейман И.М. и другие.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Во введении определили цели, функции, задачи, актуальность. В первой главе изучены теоретические основы управления системой здравоохранения в регионе. Во второй главе исследовали систему управления здравоохранения в Республики Татарстан. В третьей главе предложены пути совершенствования системы управления здравоохранением в Республике Татарстан.
Ограниченный доступ к медицинской помощи у значительного числа лиц в Российской Федерации вызывает озабоченность у всех слоев общества, общественных организаций и политических партий. Доступ к медицинской помощи в целом в стране нельзя считать удовлетворительным.
Неравенство в доступе граждан распространяется на различные категории граждан в зависимости от социального статуса и территории проживания, затрагивая сельское население, пожилых лиц, многодетных семей, трудовых мигрантов, заключенных и лиц без определенного места жительства. Так, бездомные и мигранты не могут получать общедоступную помощь, а значительное число бедных людей, больных с тяжелыми хроническими заболеваниями, заключенные, жители удаленных местностей
Российская система здравоохранения характеризуется существенными различиями в обращаемости за разными видами медицинской помощи между категориями населения, различающимися по уровню доходов. Группы населения с более высоким уровнем дохода обращаются за медицинской помощью чаще, чем менее обеспеченные. Распространенность получения медицинской помощи за деньги отражает проблему неравенства: состоятельные платят за визит в медицинские учреждения в 2,5 раза чаще, чем представители групп с низким доходом. Бедные тратят в 1,5 раза большую долю бюджета домохозяйства, чем обеспеченные.4
В 2006-2016 годах в законодательство Российской Федерации было внесено огромное количество изменений, которые повлияли на доступность медицинской помощи для людей как прямо (через изменения их прав на получение помощи), так и косвенно (через процедуры сбора налогов, распределения средств, изменения государственных структур, порядка финансирования медицинских организаций). Основная проблема, с которой сталкиваются граждане РФ при обращении за медицинской помощью в государственные учреждения здравоохранения - невозможность её получения в необходимом объеме бесплатно.
Общие расходы на здравоохранение в РФ ниже, чем в среднем по странам СНГ, и значительно отстают от аналогичного показателя в странах Европейского союза (ЕС). Расходы здравоохранения на душу населения в России также остаются относительно низкими. В отличие от стран Европейского региона ВОЗ государственное финансирование здравоохранения в РФ весьма незначительно, а его доля в общих расходах на здравоохранения за период 1995-2011 годов уменьшилась с 73,9% до 59,7%. Сегмент частных расходов на здравоохранение формируется в основном за счет личных платежей граждан, поскольку лекарственное обеспечение амбулаторных больных не входит в ПГГ.
В то время как во всех странах отмечается рост расходов на здравоохранение, Россия попрежнему тратит существенно меньше минимально необходимого объема финансирования здравоохранения, определяемого Всемирной организацией здравоохранения в размере 5% ВВП. Г осударственные траты России в несколько раз ниже стран Европейского Союза (в Венгрии, Чехии и Польше - 6% ВВП, Германии - 11%). В то же время в рамках перехода на одноканальное финансирование, т.е. финансирование исключительно через Фонд обязательного медицинского страхования, доля федеральных расходов на здравоохранение в 2015 г. была снижена в номинальном исчислении в 1,5 раза. Это означает, что ответственность за финансирование Программы государственных гарантий возложена на дефицитные бюджеты регионов, систему ОМС и граждан. В 2015 г. на здравоохранение выделялось 3,8% федерального бюджета, а в 2016 г. долю затрат снизили до 3%, а в номинальном исчислении с 515 млрд рублей до 417,4 млрд, или на 19%. Больше половины субъектов РФ имеют существенный дефицит бюджета, вызванный слишком большими тратами и снижением производственной мощности. Это означает, что нынешние условия диктуют необходимость в сокращении расходов. Государством принято решение экономить расходы за счет социальной сферы, в том числе за счет системы здравоохранения.
Таким образом, в условиях сокращения финансовых ресурсов и перехода на одноканальное финансирование здравоохранения регионы России столкнулись с серьезной проблемой обуславливающей необходимость повышения эффективности расходования бюджетных средств и управления региональной системой здравоохранения в целом.
Целью данного исследования является разработка предложений совершенствования управления системами здравоохранения в регионах России на примере Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучены теоретические основы управления системой здравоохранения в регионе;
- исследована система управления здравоохранения в регионах России (на примере Республики Татарстан);
- предложены пути совершенствования системы управления здравоохранением в Республике Татарстан.
Объектом исследования являются региональные системы здравоохранения и здравоохранение Республики Татарстан.
Предмет исследования - состояние, проблемы и перспективы развития систем здравоохранения в регионах России.
Информационно-статистической базой исследования послужили отчетные данные органов государственной статистики, а также отчетные данные Министерства здравоохранения Республики Татарстан. Теоритической основой работы являлись труды отечественных и зарубежных ученых. К их числу относятся Иванов И.В, Максимова- Ладьина Н.И., Дронова Я.И. , Ерохина Т.В, Наумов И. А., Шейман И.М. и другие.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Во введении определили цели, функции, задачи, актуальность. В первой главе изучены теоретические основы управления системой здравоохранения в регионе. Во второй главе исследовали систему управления здравоохранения в Республики Татарстан. В третьей главе предложены пути совершенствования системы управления здравоохранением в Республике Татарстан.
Исследование состояния, проблем и перспектив развития систем здравоохранения в регионах России на примере Республики Татарстан позволяет сделать следующие выводы и рекомендации.
Система здравоохранения ощущает на себе последствия изменения системы экономических отношений в современном обществе: механизма финансового обеспечения, денежной и кредитной политик, системы заработной платы, материально-технического обеспечения, учета, планирования и управления. При этом следует особенно отметить, что те экономические аспекты организации системы здравоохранения, которые были свойственны и до сих пор работали в условиях планово - административной системы, они же в основном формируют современную специфику управления в сфере охраны здоровья населения, а в условиях перехода к методам управления экономического характера, развитием рыночных форм прекратили давать необходимый социально-экономический эффект. Таким образом, в современно обществе стала видна потребность в проведении экономических реформ в области здравоохранении, причем эта потребность формируется не, только общими закономерностями экономических преобразований, но и внутренними ожиданиями отрасли, обуславливаемыми трансформацией содержания трудовых процессов, преобразованием места и роли сферы здравоохранения в экономике страны.
Модели финансирования систем здравоохранения в странах мира можно классифицировать по разнообразным признакам - общая классификация отсутствует. Не имеются разногласия лишь при разграничении страховой (бисмарковской) и национальной (бевериджской) систем финансирования здравоохранения. Это обуславливается тем, что данные модели не внедряются в чистом виде. Все имеющиеся модели финансирования здравоохранения можно свести к трем основным: бюджетная, которая финансируется преимущественно из бюджетных ресурсов; социально-страховая, которая финансируется путем перечисления целевых отчислений занятых в экономике людей, отчислений от работодателей и государственного субсидирования; рыночная или частная модель, при которой финансирование здравоохранения осуществляется целиком на основе рыночного механизма.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения принадлежат функции контроля за ходом реализации органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации в области здравоохранения, соблюдением на территории муниципальных образований государственных социальных стандартов, стандартов качества медицинской помощи, а также за достоверностью медицинской статистики и отчетности.
Полномочия региональных органов управления здравоохранением включают:
- разработку комплекса показателей для оценки эффективности деятельности медицинских учреждений, показателей здоровья и качества жизни населения;
- определение стратегии и тактики развития системы здравоохранения региона с формированием целевых ориентиров в виде основных показателей и критериев здоровья и качества жизни населения;
- планирование и практическая реализация мероприятий, направленных на обеспечение здоровья матерей, рождение здоровых детей, профилактику заболеваний у детей и подростков;
- организация системы взаимодействия, партнерства и сотрудничества органов власти и общественных организаций с целью пропаганды здорового образа жизни и профилактики заболеваний.
В Республике Татарстан создана достаточно развитая система здравоохранения. Сформированная региональная отрасль здравоохранения в своей основе опирается на общеврачебную практику, обеспечивает избирательность оказания медицинской помощи больному на этапах муниципальных, межмуниципальных, специализированных и высокотехнологичных медицинских центров, позволяет более эффективно расходовать финансовые средства. Анализ частных показателей здравоохранения региона позволил установить, что показатель смертности населения в РТ за 2016 год составил 11,6 на 1000 населения, что на 3,3 % ниже уровня 2015 года, умерло на 1 589 чел меньше. Падает показатель смертности трудоспособного населения (на 7,9 процента в 2016 г.). Установлено, что по итогам 2016 года выросла по сравнению с 2015 годом смертность от таких причин как инфекционные и паразитарные болезни; болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ; болезни нервной системы и прочие причины смертности.
Исследование финансирования системы здравоохранения в регионе показало, что в Республике Татарстан сформирована модель
здравоохранения с одноканальной формой финансирования, которая опирается на общую врачебную практику, обеспечивает избирательность оказания медицинской помощи больному на этапах муниципальных, межмуниципальных, специализированных и 3 высокотехнологичных медицинских центров, позволяет более эффективно расходовать финансовые средства. Оптимизация структуры отрасли осуществляется путем объединения маломощных больниц и поликлиник и создания
многопрофильных медицинских центров, реорганизации участковых больниц во врачебные амбулатории с организацией службы общей врачебной практики и дневных стационаров, перевода врачебных амбулаторий в статус фельдшерско-акушерских пунктов.
Установлено, что динамика финансирования здравоохранения из бюджета Республики Татарстан в 2014-2016 гг. имеет неустойчивую тенденцию. Так, если в 2014 году финансирование отрасли в регионе составило 22,3 млрд. рублей, то в 2015 году этот показатель закрепился на уровне 31,7 млрд. рублей, а в 2016 году составил 27,6 млрд. рублей. Таким образом, в 2016 году финансирование здравоохранения из республиканского бюджета снизилось на 13,2% по сравнению с 2015 годом.
Выявлено, что удельный вес расходов на здравоохранение в структуре бюджетных расходов региона в 2014-2016 гг. постоянно рос, что является положительной тенденцией и говорит об увеличении приоритетности финансирования отрасли в рамках региональной бюджетной политики.
В условиях роста бюджетных расходов на поддержку региональной системы здравоохранения наиболее остро встает вопрос повышения эффективности финансирования здравоохранения в регионе.
В региональной отрасли здравоохранения идет серьезное сокращение квалифицированных кадров, что можно отнести к ряду проблем, характеризующих недостаточную эффективность управления системой здравоохранения в Республике Татарстан.
Основываясь на данные социологических исследований, установлено, что среди основных проблем здравоохранения в РТ является неудовлетворенность населения качеством предоставляемых медицинских услуг, большими очередями, сложностью записи на прием к
узкоспециализированным специалистам, а также низкой доступностью медицинской помощи в сельской местности региона.
Изучение рейтинга учреждений здравоохранения муниципальных образований региона, формируемого Министерством здравоохранения Республики Татарстан, показало, что к основным проблемам управления отраслью можно отнести недостаточный уровень заработной платы в сфере регионального здравоохранения.
Таким образом, в ходе проведенного исследования выявлен комплекс проблем в системе управления отраслью здравоохранения в Республике Татарстан, снижающих эффективность его развития. В этой связи в исследования нами были предложены рекомендации по совершенствованию реализации государственной программы «Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года». К их числу относятся такие как:
- Включить в состав ответственных исполнителей Программы «Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года».
- Оценить исполнение Программы развития здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года, проанализировать отмеченные риски, внести коррективы, направленные на их минимизацию.
- Организовать внутриведомственный контроль за деятельностью подведомственных учреждений по соблюдению санитарно-гигиенических требований.
- Для объективной оценки загруженности оборудования и повышения доступности и снижения времени ожидания пациентами диагностических процедур рассмотреть вопрос актуализации расчетных норм нагрузки на специалистов диагностического профиля с учетом характеристик современного оборудования.
Внедрение в практику предложенных рекомендаций позволит в существенной мере повысить эффективность реализации Программы.
Наряду с использованием передовых практик зарубежного опыта в области организации региональных систем здравоохранения, для совершенствования системы здравоохранения Республики Татарстан был предложен комплекс рекомендаций, направленных на повышение эффективности управления отраслью в регионе.
Система здравоохранения ощущает на себе последствия изменения системы экономических отношений в современном обществе: механизма финансового обеспечения, денежной и кредитной политик, системы заработной платы, материально-технического обеспечения, учета, планирования и управления. При этом следует особенно отметить, что те экономические аспекты организации системы здравоохранения, которые были свойственны и до сих пор работали в условиях планово - административной системы, они же в основном формируют современную специфику управления в сфере охраны здоровья населения, а в условиях перехода к методам управления экономического характера, развитием рыночных форм прекратили давать необходимый социально-экономический эффект. Таким образом, в современно обществе стала видна потребность в проведении экономических реформ в области здравоохранении, причем эта потребность формируется не, только общими закономерностями экономических преобразований, но и внутренними ожиданиями отрасли, обуславливаемыми трансформацией содержания трудовых процессов, преобразованием места и роли сферы здравоохранения в экономике страны.
Модели финансирования систем здравоохранения в странах мира можно классифицировать по разнообразным признакам - общая классификация отсутствует. Не имеются разногласия лишь при разграничении страховой (бисмарковской) и национальной (бевериджской) систем финансирования здравоохранения. Это обуславливается тем, что данные модели не внедряются в чистом виде. Все имеющиеся модели финансирования здравоохранения можно свести к трем основным: бюджетная, которая финансируется преимущественно из бюджетных ресурсов; социально-страховая, которая финансируется путем перечисления целевых отчислений занятых в экономике людей, отчислений от работодателей и государственного субсидирования; рыночная или частная модель, при которой финансирование здравоохранения осуществляется целиком на основе рыночного механизма.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения принадлежат функции контроля за ходом реализации органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации в области здравоохранения, соблюдением на территории муниципальных образований государственных социальных стандартов, стандартов качества медицинской помощи, а также за достоверностью медицинской статистики и отчетности.
Полномочия региональных органов управления здравоохранением включают:
- разработку комплекса показателей для оценки эффективности деятельности медицинских учреждений, показателей здоровья и качества жизни населения;
- определение стратегии и тактики развития системы здравоохранения региона с формированием целевых ориентиров в виде основных показателей и критериев здоровья и качества жизни населения;
- планирование и практическая реализация мероприятий, направленных на обеспечение здоровья матерей, рождение здоровых детей, профилактику заболеваний у детей и подростков;
- организация системы взаимодействия, партнерства и сотрудничества органов власти и общественных организаций с целью пропаганды здорового образа жизни и профилактики заболеваний.
В Республике Татарстан создана достаточно развитая система здравоохранения. Сформированная региональная отрасль здравоохранения в своей основе опирается на общеврачебную практику, обеспечивает избирательность оказания медицинской помощи больному на этапах муниципальных, межмуниципальных, специализированных и высокотехнологичных медицинских центров, позволяет более эффективно расходовать финансовые средства. Анализ частных показателей здравоохранения региона позволил установить, что показатель смертности населения в РТ за 2016 год составил 11,6 на 1000 населения, что на 3,3 % ниже уровня 2015 года, умерло на 1 589 чел меньше. Падает показатель смертности трудоспособного населения (на 7,9 процента в 2016 г.). Установлено, что по итогам 2016 года выросла по сравнению с 2015 годом смертность от таких причин как инфекционные и паразитарные болезни; болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ; болезни нервной системы и прочие причины смертности.
Исследование финансирования системы здравоохранения в регионе показало, что в Республике Татарстан сформирована модель
здравоохранения с одноканальной формой финансирования, которая опирается на общую врачебную практику, обеспечивает избирательность оказания медицинской помощи больному на этапах муниципальных, межмуниципальных, специализированных и 3 высокотехнологичных медицинских центров, позволяет более эффективно расходовать финансовые средства. Оптимизация структуры отрасли осуществляется путем объединения маломощных больниц и поликлиник и создания
многопрофильных медицинских центров, реорганизации участковых больниц во врачебные амбулатории с организацией службы общей врачебной практики и дневных стационаров, перевода врачебных амбулаторий в статус фельдшерско-акушерских пунктов.
Установлено, что динамика финансирования здравоохранения из бюджета Республики Татарстан в 2014-2016 гг. имеет неустойчивую тенденцию. Так, если в 2014 году финансирование отрасли в регионе составило 22,3 млрд. рублей, то в 2015 году этот показатель закрепился на уровне 31,7 млрд. рублей, а в 2016 году составил 27,6 млрд. рублей. Таким образом, в 2016 году финансирование здравоохранения из республиканского бюджета снизилось на 13,2% по сравнению с 2015 годом.
Выявлено, что удельный вес расходов на здравоохранение в структуре бюджетных расходов региона в 2014-2016 гг. постоянно рос, что является положительной тенденцией и говорит об увеличении приоритетности финансирования отрасли в рамках региональной бюджетной политики.
В условиях роста бюджетных расходов на поддержку региональной системы здравоохранения наиболее остро встает вопрос повышения эффективности финансирования здравоохранения в регионе.
В региональной отрасли здравоохранения идет серьезное сокращение квалифицированных кадров, что можно отнести к ряду проблем, характеризующих недостаточную эффективность управления системой здравоохранения в Республике Татарстан.
Основываясь на данные социологических исследований, установлено, что среди основных проблем здравоохранения в РТ является неудовлетворенность населения качеством предоставляемых медицинских услуг, большими очередями, сложностью записи на прием к
узкоспециализированным специалистам, а также низкой доступностью медицинской помощи в сельской местности региона.
Изучение рейтинга учреждений здравоохранения муниципальных образований региона, формируемого Министерством здравоохранения Республики Татарстан, показало, что к основным проблемам управления отраслью можно отнести недостаточный уровень заработной платы в сфере регионального здравоохранения.
Таким образом, в ходе проведенного исследования выявлен комплекс проблем в системе управления отраслью здравоохранения в Республике Татарстан, снижающих эффективность его развития. В этой связи в исследования нами были предложены рекомендации по совершенствованию реализации государственной программы «Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года». К их числу относятся такие как:
- Включить в состав ответственных исполнителей Программы «Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года».
- Оценить исполнение Программы развития здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года, проанализировать отмеченные риски, внести коррективы, направленные на их минимизацию.
- Организовать внутриведомственный контроль за деятельностью подведомственных учреждений по соблюдению санитарно-гигиенических требований.
- Для объективной оценки загруженности оборудования и повышения доступности и снижения времени ожидания пациентами диагностических процедур рассмотреть вопрос актуализации расчетных норм нагрузки на специалистов диагностического профиля с учетом характеристик современного оборудования.
Внедрение в практику предложенных рекомендаций позволит в существенной мере повысить эффективность реализации Программы.
Наряду с использованием передовых практик зарубежного опыта в области организации региональных систем здравоохранения, для совершенствования системы здравоохранения Республики Татарстан был предложен комплекс рекомендаций, направленных на повышение эффективности управления отраслью в регионе.
Подобные работы
- Система здравоохранения в регионах России: состояние, проблемы и перспективы развития
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО
ПАРТНЕРСТВА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование управления региональной системой здравоохранения в новых экономических условиях
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ:СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - ВЕНЧУРНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Механизмы
государственной политики в сфере здравоохранения
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



