Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Работа №62584

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
358
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНЕ 7
1.1. Роль здравоохранения в экономическом и социальном развитии
общества 7
1.2. Современные модели финансирования системы здравоохранения 15
1.3. Система управления здравоохранением в регионах РФ 25
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ (НА
ПРИМЕРЕ РТ) 33
2.1. Тенденции и состояние здравоохранения в регионе 33
2.2. Исследование финансирования системы здравоохранения в регионе....44
2.3. Оценка эффективности управления здравоохранением в РТ 54
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 64
3.1. Повышение эффективности реализации Программы «Развитие
здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года» 64
3.2. Совершенствование организационных механизмов в системе
здравоохранения региона 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ

В последние годы системы здравоохранения в регионах России находятся под огромным давлением проблем относительно финансовой устойчивости и сдерживания стоимости. В любом обществе доступные ресурсы ограничены, однако новые данные свидетельствуют о том, что системы здравоохранения являются не «дырой в бюджете», а выгодной областью вложения средств в здоровье населения и экономический рост. Системы здравоохранения, здоровье и благосостояние неразрывно связаны посредством ряда взаимно усиливающих динамических отношений. Эта новая парадигма предлагает возможность для фундаментальной переоценки роли систем здравоохранения в обществе. При этом возникают три основных вопроса: Как мы можем улучшить здоровье, благосостояние и социальное благополучие посредством инвестирования в системы здравоохранения? Как мы можем гарантировать эффективность деятельности систем здравоохранения в будущем? Как мы можем контролировать, управлять и улучшать деятельность систем здравоохранения, чтобы добиться от них максимальной эффективности?
Ограниченный доступ к медицинской помощи у значительного числа лиц в Российской Федерации вызывает озабоченность у всех слоев общества, общественных организаций и политических партий. Доступ к медицинской помощи в целом в стране нельзя считать удовлетворительным.
Неравенство в доступе граждан распространяется на различные категории граждан в зависимости от социального статуса и территории проживания, затрагивая сельское население, пожилых лиц, многодетных семей, трудовых мигрантов, заключенных и лиц без определенного места жительства. Так, бездомные и мигранты не могут получать общедоступную помощь, а значительное число бедных людей, больных с тяжелыми хроническими заболеваниями, заключенные, жители удаленных местностей
Российская система здравоохранения характеризуется существенными различиями в обращаемости за разными видами медицинской помощи между категориями населения, различающимися по уровню доходов. Группы населения с более высоким уровнем дохода обращаются за медицинской помощью чаще, чем менее обеспеченные. Распространенность получения медицинской помощи за деньги отражает проблему неравенства: состоятельные платят за визит в медицинские учреждения в 2,5 раза чаще, чем представители групп с низким доходом. Бедные тратят в 1,5 раза большую долю бюджета домохозяйства, чем обеспеченные.4
В 2006-2016 годах в законодательство Российской Федерации было внесено огромное количество изменений, которые повлияли на доступность медицинской помощи для людей как прямо (через изменения их прав на получение помощи), так и косвенно (через процедуры сбора налогов, распределения средств, изменения государственных структур, порядка финансирования медицинских организаций). Основная проблема, с которой сталкиваются граждане РФ при обращении за медицинской помощью в государственные учреждения здравоохранения - невозможность её получения в необходимом объеме бесплатно.
Общие расходы на здравоохранение в РФ ниже, чем в среднем по странам СНГ, и значительно отстают от аналогичного показателя в странах Европейского союза (ЕС). Расходы здравоохранения на душу населения в России также остаются относительно низкими. В отличие от стран Европейского региона ВОЗ государственное финансирование здравоохранения в РФ весьма незначительно, а его доля в общих расходах на здравоохранения за период 1995-2011 годов уменьшилась с 73,9% до 59,7%. Сегмент частных расходов на здравоохранение формируется в основном за счет личных платежей граждан, поскольку лекарственное обеспечение амбулаторных больных не входит в ПГГ.
В то время как во всех странах отмечается рост расходов на здравоохранение, Россия попрежнему тратит существенно меньше минимально необходимого объема финансирования здравоохранения, определяемого Всемирной организацией здравоохранения в размере 5% ВВП. Г осударственные траты России в несколько раз ниже стран Европейского Союза (в Венгрии, Чехии и Польше - 6% ВВП, Германии - 11%). В то же время в рамках перехода на одноканальное финансирование, т.е. финансирование исключительно через Фонд обязательного медицинского страхования, доля федеральных расходов на здравоохранение в 2015 г. была снижена в номинальном исчислении в 1,5 раза. Это означает, что ответственность за финансирование Программы государственных гарантий возложена на дефицитные бюджеты регионов, систему ОМС и граждан. В 2015 г. на здравоохранение выделялось 3,8% федерального бюджета, а в 2016 г. долю затрат снизили до 3%, а в номинальном исчислении с 515 млрд рублей до 417,4 млрд, или на 19%. Больше половины субъектов РФ имеют существенный дефицит бюджета, вызванный слишком большими тратами и снижением производственной мощности. Это означает, что нынешние условия диктуют необходимость в сокращении расходов. Государством принято решение экономить расходы за счет социальной сферы, в том числе за счет системы здравоохранения.
Таким образом, в условиях сокращения финансовых ресурсов и перехода на одноканальное финансирование здравоохранения регионы России столкнулись с серьезной проблемой обуславливающей необходимость повышения эффективности расходования бюджетных средств и управления региональной системой здравоохранения в целом.
Целью данного исследования является разработка предложений совершенствования управления системами здравоохранения в регионах России на примере Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучены теоретические основы управления системой здравоохранения в регионе;
- исследована система управления здравоохранения в регионах России (на примере Республики Татарстан);
- предложены пути совершенствования системы управления здравоохранением в Республике Татарстан.
Объектом исследования являются региональные системы здравоохранения и здравоохранение Республики Татарстан.
Предмет исследования - состояние, проблемы и перспективы развития систем здравоохранения в регионах России.
Информационно-статистической базой исследования послужили отчетные данные органов государственной статистики, а также отчетные данные Министерства здравоохранения Республики Татарстан. Теоритической основой работы являлись труды отечественных и зарубежных ученых. К их числу относятся Иванов И.В, Максимова- Ладьина Н.И., Дронова Я.И. , Ерохина Т.В, Наумов И. А., Шейман И.М. и другие.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Во введении определили цели, функции, задачи, актуальность. В первой главе изучены теоретические основы управления системой здравоохранения в регионе. Во второй главе исследовали систему управления здравоохранения в Республики Татарстан. В третьей главе предложены пути совершенствования системы управления здравоохранением в Республике Татарстан.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование состояния, проблем и перспектив развития систем здравоохранения в регионах России на примере Республики Татарстан позволяет сделать следующие выводы и рекомендации.
Система здравоохранения ощущает на себе последствия изменения системы экономических отношений в современном обществе: механизма финансового обеспечения, денежной и кредитной политик, системы заработной платы, материально-технического обеспечения, учета, планирования и управления. При этом следует особенно отметить, что те экономические аспекты организации системы здравоохранения, которые были свойственны и до сих пор работали в условиях планово - административной системы, они же в основном формируют современную специфику управления в сфере охраны здоровья населения, а в условиях перехода к методам управления экономического характера, развитием рыночных форм прекратили давать необходимый социально-экономический эффект. Таким образом, в современно обществе стала видна потребность в проведении экономических реформ в области здравоохранении, причем эта потребность формируется не, только общими закономерностями экономических преобразований, но и внутренними ожиданиями отрасли, обуславливаемыми трансформацией содержания трудовых процессов, преобразованием места и роли сферы здравоохранения в экономике страны.
Модели финансирования систем здравоохранения в странах мира можно классифицировать по разнообразным признакам - общая классификация отсутствует. Не имеются разногласия лишь при разграничении страховой (бисмарковской) и национальной (бевериджской) систем финансирования здравоохранения. Это обуславливается тем, что данные модели не внедряются в чистом виде. Все имеющиеся модели финансирования здравоохранения можно свести к трем основным: бюджетная, которая финансируется преимущественно из бюджетных ресурсов; социально-страховая, которая финансируется путем перечисления целевых отчислений занятых в экономике людей, отчислений от работодателей и государственного субсидирования; рыночная или частная модель, при которой финансирование здравоохранения осуществляется целиком на основе рыночного механизма.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения принадлежат функции контроля за ходом реализации органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации в области здравоохранения, соблюдением на территории муниципальных образований государственных социальных стандартов, стандартов качества медицинской помощи, а также за достоверностью медицинской статистики и отчетности.
Полномочия региональных органов управления здравоохранением включают:
- разработку комплекса показателей для оценки эффективности деятельности медицинских учреждений, показателей здоровья и качества жизни населения;
- определение стратегии и тактики развития системы здравоохранения региона с формированием целевых ориентиров в виде основных показателей и критериев здоровья и качества жизни населения;
- планирование и практическая реализация мероприятий, направленных на обеспечение здоровья матерей, рождение здоровых детей, профилактику заболеваний у детей и подростков;
- организация системы взаимодействия, партнерства и сотрудничества органов власти и общественных организаций с целью пропаганды здорового образа жизни и профилактики заболеваний.
В Республике Татарстан создана достаточно развитая система здравоохранения. Сформированная региональная отрасль здравоохранения в своей основе опирается на общеврачебную практику, обеспечивает избирательность оказания медицинской помощи больному на этапах муниципальных, межмуниципальных, специализированных и высокотехнологичных медицинских центров, позволяет более эффективно расходовать финансовые средства. Анализ частных показателей здравоохранения региона позволил установить, что показатель смертности населения в РТ за 2016 год составил 11,6 на 1000 населения, что на 3,3 % ниже уровня 2015 года, умерло на 1 589 чел меньше. Падает показатель смертности трудоспособного населения (на 7,9 процента в 2016 г.). Установлено, что по итогам 2016 года выросла по сравнению с 2015 годом смертность от таких причин как инфекционные и паразитарные болезни; болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ; болезни нервной системы и прочие причины смертности.
Исследование финансирования системы здравоохранения в регионе показало, что в Республике Татарстан сформирована модель
здравоохранения с одноканальной формой финансирования, которая опирается на общую врачебную практику, обеспечивает избирательность оказания медицинской помощи больному на этапах муниципальных, межмуниципальных, специализированных и 3 высокотехнологичных медицинских центров, позволяет более эффективно расходовать финансовые средства. Оптимизация структуры отрасли осуществляется путем объединения маломощных больниц и поликлиник и создания
многопрофильных медицинских центров, реорганизации участковых больниц во врачебные амбулатории с организацией службы общей врачебной практики и дневных стационаров, перевода врачебных амбулаторий в статус фельдшерско-акушерских пунктов.
Установлено, что динамика финансирования здравоохранения из бюджета Республики Татарстан в 2014-2016 гг. имеет неустойчивую тенденцию. Так, если в 2014 году финансирование отрасли в регионе составило 22,3 млрд. рублей, то в 2015 году этот показатель закрепился на уровне 31,7 млрд. рублей, а в 2016 году составил 27,6 млрд. рублей. Таким образом, в 2016 году финансирование здравоохранения из республиканского бюджета снизилось на 13,2% по сравнению с 2015 годом.
Выявлено, что удельный вес расходов на здравоохранение в структуре бюджетных расходов региона в 2014-2016 гг. постоянно рос, что является положительной тенденцией и говорит об увеличении приоритетности финансирования отрасли в рамках региональной бюджетной политики.
В условиях роста бюджетных расходов на поддержку региональной системы здравоохранения наиболее остро встает вопрос повышения эффективности финансирования здравоохранения в регионе.
В региональной отрасли здравоохранения идет серьезное сокращение квалифицированных кадров, что можно отнести к ряду проблем, характеризующих недостаточную эффективность управления системой здравоохранения в Республике Татарстан.
Основываясь на данные социологических исследований, установлено, что среди основных проблем здравоохранения в РТ является неудовлетворенность населения качеством предоставляемых медицинских услуг, большими очередями, сложностью записи на прием к
узкоспециализированным специалистам, а также низкой доступностью медицинской помощи в сельской местности региона.
Изучение рейтинга учреждений здравоохранения муниципальных образований региона, формируемого Министерством здравоохранения Республики Татарстан, показало, что к основным проблемам управления отраслью можно отнести недостаточный уровень заработной платы в сфере регионального здравоохранения.
Таким образом, в ходе проведенного исследования выявлен комплекс проблем в системе управления отраслью здравоохранения в Республике Татарстан, снижающих эффективность его развития. В этой связи в исследования нами были предложены рекомендации по совершенствованию реализации государственной программы «Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года». К их числу относятся такие как:
- Включить в состав ответственных исполнителей Программы «Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года».
- Оценить исполнение Программы развития здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года, проанализировать отмеченные риски, внести коррективы, направленные на их минимизацию.
- Организовать внутриведомственный контроль за деятельностью подведомственных учреждений по соблюдению санитарно-гигиенических требований.
- Для объективной оценки загруженности оборудования и повышения доступности и снижения времени ожидания пациентами диагностических процедур рассмотреть вопрос актуализации расчетных норм нагрузки на специалистов диагностического профиля с учетом характеристик современного оборудования.
Внедрение в практику предложенных рекомендаций позволит в существенной мере повысить эффективность реализации Программы.
Наряду с использованием передовых практик зарубежного опыта в области организации региональных систем здравоохранения, для совершенствования системы здравоохранения Республики Татарстан был предложен комплекс рекомендаций, направленных на повышение эффективности управления отраслью в регионе.



1. Постановление Кабинета Министров №461 от 01.07.2013 «Об утверждении государственной программы «Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года»
2. Акишкин, В.Г. Региональное здравоохранение в условиях
институциональных преобразований: экономико-финансовый аспект :
моногр. / В.Г. Акишкин, И.Е. Квятковский, С.А. Путина. - Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2014. - 276 с.
3. Антипенко, Э.С. Аспекты понятий и закономерностей формирования и развития системы здравоохранения (размышления) / Э.С. Антипенко, А.Э. Антипенко ; Моск. гос. медико-стоматол. ун-т им. А.И. Евдокимова МЗ РФ. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Москва : Спутник+, 2015. - 167 с.
4. Банин, С.А. Базовая теория формирования финансово-экономических основ современного здравоохранения России / под ред. В.Г. Садкова ; М-во образования и науки РФ, Томский гос. ун-т. - Томск : ТГУ, 2013. - 178 с.
5. Вшивцева И.В. Изменение финансово-хозяйственной деятельности медицинских организаций // Главврач. - 2015. - № 1. - С. 10-15.
6. Вялков А.И. Логистические исследования в управлении здравоохранением. принципы построения и реализации дорожных карт / А.И. Вялков, Г.П. Сквирская // Менеджер здравоохранения. - 2015. - № 2. - С. 13
19.
7. Герасимова, Т.Л. Стратегия развития здравоохранения в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Главврач. - 2013. - № 11. - С. 3-6.
8. Государственная и муниципальная политика в сфере здравоохранения: реализация и оценка эффективности: Монография / М.М. Левкевич. - М.: НИЦ Инфра-М, 2016. - 216 с.
9. Дронова, Я.И. Методика расчета экономических показателей работы государственных лечебно-профилактических учреждений / Я.И. Дронова,
С.М. Бухонова // Менеджер здравоохранения. - 2012. - № 5. - С. 24-31.
10. Ерохина, Т.В. Органы управления здравоохранением в России: теоретико-правовое исследование / М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Саратовский гос. социально-экономический ун-т".
- Саратов : СГСЭУ, 2013. - 132 с.
11. Иванов И.В. Анализ информационной прозрачности и общественной ориентированности сайтов региональных органов управления здравоохранением // Здравоохранение. - 2015. - № 8. - С. 60-65.
12. Институциональные изменения в социальной сфере российской экономики: Монография / Под ред. Тамбовцев В.Л. - М.:МГУ имени М.В. Ломоносова, 2015. - 256 с.
13. Калашникова, И.В. Государственное регулирование и управление на рынке медицинских услуг / И.В. Калашникова, В.А. Портной ; Тихоокеан. гос. ун-т. - Хабаровск : ТОГУ, 2014. - 119 с.
14. Лекции по организации и экономике здравоохранения / [А.Б. Блохин и др.]; [науч. ред.: А.Б. Блохин, Н.С. Брынза, Е.В. Ползик] ; НПЦ "Уралмедсоцэкономпроблем". - Тюмень ; Екатеринбург : Уральский рабочий, 2014. - 321 с.
15. Максимова-Ладьина Н.И. Современные тенденции развития систем здравоохранения за рубежом // Труды СГА. 2016. №3. С. 106.
16. Медик, В.А. Общественное здоровье и здравоохранение : учеб. / В.А. Медик, В.К. Юрьев. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013.
- 608 с.
17. Медицинское страхование: Учебное пособие / О.А. Цыганова, И.В. Ившин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 176 с.
18. Место Федерального фонда обязательного медицинского страхования в бюджетном устройстве России // Медицинское право. № 1.
2011. С. 14-19.
19. Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения : учеб. пособие: в 2 т. / В.З. Кучеренко, В.М. Алексеева, А.П. Голубева [и др.]; ред. В.З. Кучеренко. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - Т. 1. - 688 с.
20. Общественное здоровье и здравоохранение. Ч. 1: в 2 ч.: учебник / И.А. Наумов [и др.]; под ред. И.А. Наумова. - Минск: Выш. шк., 2013. - 335 с.
21. Общественное здоровье и здравоохранение: медико
социологический анализ / В.А. Медик, А.М. Осипов. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2012. - 358 с.
22. Оганесян А.А. Реформы здравоохранения Франции как части общественного сектора экономики: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2015. С. 36.
23. Опыт Европейского Союза в области регулирования
здравоохранения: монография Монография / Беляков А.В. -
М.:Юстицинформ, 2015. - 272 с.
24. Организация, оценка эффективности и результативности
оказания медицинской помощи: Монография / М.И.Гадаборшев,
М.М.Левкевич, Н.В.Рудлицкая. - М.:НИЦ Инфра-М, 2016. - 424 с.
25. Основы экономики здравоохранения : учеб. пособие / [Н.И. Вишняков [и др.] ; под ред. Н.И. Вишнякова. - 4-е изд. - Москва : МЕДпресс- информ, 2014. - 148 с.
26. Пирогов, М.В. Клинико-экономический баланс регионального здравоохранения : (моногр.) / М.В. Пирогов, И.В. Успенская, Е.В. Манухина. - М. : Медиздат, 2013. - 96 с.
27. Пирогов, М.В. Практическая реализация методологических подходов, направленных на достижение клинико-экономического баланса регионального здравоохранения // Главврач. - 2014. - № 3. - С. 32-41.
28. Право на охрану здоровья (социально-правовое исследование): Монография / Н.С. Колесова. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 144 с.
29. Проблемы здравоохранения и социального развития Арктической зоны России / глав. ред. Г.Н. Дёгтева. - М.: Paulsen, 2011. - 472 с.
30. Проблемы подготовки управленческих кадров в здравоохранении на региональном уровне / В.Н. Муравьева, В.И. Кошель, В.О. Францева [и др.] // Здравоохранение. - 2015. - № 2. - С. 66-71.
31. Пучкова, В.В. Реформирование системы здравоохранения в сфере реализации права граждан на охрану здоровья в Российской Федерации : моногр. / Междунар. юрид. ин-т (Смоленский фил.). - Смоленск : Маджента,
2017. - 110 с.
32. Сапралиева, Д.О. Опыт индикативного планирования в здравоохранении региона / Д.О. Сапралиева, В.Г. Кудрина, Т.В. Андреева. - Москва: Менеджер здравоохранения, 2015. - 215 с.
33. Семенов, В.Ю. Экономика здравоохранения: учеб. пособие для
системы послевузовского проф. образования врачей: [маркетинг,
менеджмент, планирование, трудовые ресурсы, фармакоэкономика, экономический анализ,медицинское страхование, ценоообразование, финансы]. - 2-е изд., перераб. - М. : Мед. информ. агентство, 2016. - 997 с.
34. Скляр, Т. М. Экономика и управление здравоохранением: Учеб. пособие / Т. М. Скляр. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. - 184 с.
35. Сочинения: Реформы и догмы: Государство и экономика в эпоху реформ и революций 1860-1920-е годы; В поисках планомерности: Экономические дискуссии 1930-1960-х годов. Государство и экономика: опыт экономической политики / Мау В.А. - М.:Дело АНХ, 2010. - 712 с.
36. Улумбекова Г. Э. Реформа здравоохранения США: уроки для России. Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения»- 2012. №5.
37. Федеральная служба государственной статистики. Россия и
страны мира - 2014 г. Общий объем расходов на образование и здравоохранение [Электронный ресурс] URL:
http: //www.gks .ru/bgd/regl/b 14_3 9/Main.htm
38. Финансирование здравоохранения: альтернативы для Европы //
Ред.Моссиалос Э., Диксон А., Фигерас Ж., Кутцин Д. [Электронный ресурс] URL:http://www.euro.who.int/ data/assets/pdf_file/0004/98311/E74485R.pdf
39. Финансы бюджетных организаций [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» / под ред. Г. Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 463 с.
40. Формирование механизма государственного регулирования в сфере здравоохранения: Монография / С.М. Цыганкова, М.М. Левкевич. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 156 с.
41. Хасанов, Ф.З. Современная государственная политика России в области здравоохранения : моногр. / Ф.З. Хасанов, З.М. Хасанов ; Башкир. гос. аграр. ун-т. - Уфа : Уфим. полиграфкомбинат, 2013. - 141 с.
42. Шейман И.М. Зарубежный опыт реализации рыночных моделей здравоохранения // Здравоохранение. 2015. № 4. С. 47-54.
43. Эрроу К. Дж. Неопределенность и экономика благосостояния здравоохранения // Вехи экономической мысли. 1963. [электронный ресурс] URL: http: //www.seinstitute.ru/Files/veh4-2-8_Arrow_p293-338.pdf
44. Patient protection and affordable care act. [Электронный ресурс] URL: https://democrats.senate.gov/pdfs/reform/patient-protection-affordable-care- act-as-passed.pdf
45. The world health report 2013: research for universal health coverage
[электронныйресурс] URL: http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/85761/17/9789240690868 rus.pdf.ua=1


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ