ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
1.1 Основные подходы к интерпретации ключевых категорий исследования
1.2 Готовность будущего педагога к работе с
. одаренными детьми как педагогический феномен
1.3 Сущность готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми, критерии и
показатели 37
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ 56
2.1 Организация и содержание констатирующего этапа исследования
2.2 Содержание экспериментальной работы по формированию готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми
2.3 Результаты контрольного этапа эксперимента по формированию готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ Ю
Актуальность исследования. Реалии современного времени отражают тенденцию развития ведущего направления в области образования Российской Федерации, приоритетной сферы государственной стратегии — формирование оптимальных условий для эффективного обучения принципиально нового поколения, подготовленного к активной самостоятельной деятельности в процессе развития научного, стратегического, экономического потенциала и повышения статуса суверенного государства как во внешней, так и во внутренней политике страны. Учитывая социальные потребности населения, государственный заказ модернизует и формирует новые задачи, где первостепенной выступает проблема организации образовательного процесса, направленного на успешное формирование и развитие гражданина российского общества, всецело устремленного на поиск и познание нового. Современный индивид нового общества, несомненно, должен отличаться наличием творческих способностей с выраженными задатками одаренности в той или иной сфере деятельности, либо в нескольких видах деятельности одновременно, способного самостоятельно принимать важные решения, осознавая размер ответственности и необходимость выбора пути личностного развития [93].
В настоящее время к вопросу одаренности детей обращаются все чаще и с нарастающим интересом. Феномен детской одаренности на протяжении многих лет воспринимался как одно из самых загадочных и интересных явлений природы, а к проблеме ее диагностики и развития был направлен научный интерес педагогического сообщества. Продиктовано это тем, что обществу для развития и усовершенствования необходимы одаренные люди. Задача общества заключается в том, чтобы выявить и всесторонне развить выдающиеся способности у индивида.
Реалии нашего времени требуют не только высокой степени активности человека как единицы социума, но и его способности нестандартно мыслить. Человек является ведущим стратегическим ресурсом, располагающим высоким культурно-научным интеллектом, стремлением личностного развития, интересом и готовностью к исследованию нового, изобретению современного, повышению качества жизни и совершенствованию внешнего мира.
Одним из направлений инновационного развития российского образования является создание многоуровневой системы поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей. «Необходимо развивать творческую среду для выявления особенно одаренных ребят на каждой ступени образования», — декларирует Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [55].
Наравне с этим, в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации отражается международная тенденция в конкурировании за талантливых, квалифицированных специалистов [100]. В данном нормативно-правовом акте основополагающей идеей является независимость и конкурентоспособность страны, обеспеченная эффективной системой использования интеллектуального и творческого потенциала человеческих ресурсов. Следовательно, остро встает вопрос о создании педагогических условий для работы с одаренными детьми, выявляя и раскрывая их способности, в целях обеспечения динамичного и эффективного развития совокупного потенциала Российской Федерации.
В 77 статье Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» [104] указаны ориентиры на необходимость создания педагогических условий для работы с одаренными детьми, их развитие в различных образовательных областях, тем самым обеспечивая принципиально новый, творческий подход к решению поставленных перед ними задач в той или иной сфере деятельности.
Актуальность формирования особых и эффективных педагогических условий, в процессе взаимодействия с одаренными детьми, прописаны и закреплены в официальных источниках: «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации до 2020 года» [82], в указах, постановлениях, распоряжениях Правительства РФ, где зафиксирован и установлен вектор приоритета по отношению к детям, проявляющих уникальные способности с ранних лет, опережающих в развитии своих сверстников.
В Послании Федеральному собранию Российской Федерации, говорилось о высокой значимости президентской программы «Одаренные дети». «В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребенок, подросток одарен, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, в профессии и в жизни. Раскрытие его талантов — это наша с вами задача, в этом — успех России», — резюмировал Президент РФ В. В. Путин, поскольку проблема выявление и развитие одаренных детей давно и повсеместно привлекает внимание многих политиков, общественных деятелей, ученых.
Обеспечение функционирования системы поддержки и развития одаренных детей отражено в следующих документах и федеральных программах:
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 годы;
- Комплекс мер по реализации общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 годы;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 гг.
Феноменологический анализ показ, что в изучение одаренности внесли большой вклад научные работы зарубежных ученых XIX века Ф. Гальтона и Г. К. Юнга, доказавших, что «уникальные дети встречаются редко». Сподвижники этого утверждения полагают, что одаренность — уникальное явление, поэтому основное внимание уделяется поиску и выявлению одаренных детей. Наравне с этим, советские и российские ученые XIX-XX вв. Ю. Д. Бабаева, Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, Л. И. Ларионова, Н. С. Лейтес, А. И. Савенков, Б. М. Теплов, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков, В. С. Юркевич обоснованно полагали, что «все дети являются уникальными». Изучение психолого-педагогических работ данных ученых позволило заключить: развить возможно практически любого здорового ребенка, не имеющего серьезных нарушений в физическом и (или) психическом развитии, для этого необходимо лишь создать определенные благоприятные педагогические условия.
Данное противоречие теорий и мнений ученых, как и двухаспектный взгляд на проблему детской одаренности, до сих пор сохраняется в современной науке.
Анализ практических работ в области исследования проблемы одаренности показал, что в настоящее время функционирующая система выявления и сопровождения одаренных детей не в полном объеме удовлетворяет социальные и государственные запросы, регламентируемые документами Правительства РФ. Это связано с недостаточным вниманием к проблеме формирования профессиональной готовности будущих педагогов к работе с одаренными детьми. Одной из причин данного явления выступает недостаточная степень разработанности системы формирования благоприятных условий в процессе подготовки будущих педагогов к работе с одаренными детьми.
Системный анализ роли педагога в создании условий для развития одаренных детей позволил выявить следующие противоречие между необходимостью специальной подготовки будущего педагога к работе с данной категорией обучающихся и недостаточным количеством научно обоснованных, апробированных на практике организационных форм, условий и способов осуществления единой модели подготовки педагогов к осуществлению профессиональной деятельности. Вследствие чего был выявлен ряд частных противоречий:
- между отношением к одаренным детям как обучающимся, проявляющим высокие успехи в учебе, и реальными особенностями детей, которые могут такие успехи и не демонстрировать;
- между наличием у одаренных детей высокой потребности в индивидуальном развитии и недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагога к работе с одаренными детьми.
Необходимость разрешения и устранения данных противоречий определяет выбор и актуальность темы нашего научного исследования: «Педагогические условия подготовки будущего педагога к работе с одаренными детьми».
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия обеспечивающие формирование готовности будущих педагогов к работе с одаренными детьми.
Объект исследования: процесс формирование готовности педагога к работе с одаренными детьми.
Предмет исследования: формирование готовности будущих педагогов к работе с одаренными детьми посредством организации оптимальных и наиболее эффективных педагогический условий.
В соответствии с поставленной целью, выявленным объектом, предметом и сформированной гипотезой исследования, выдвигаются следующие практические задачи, процесса формирования готовности будущих педагогов к работе с одаренными детьми, рассматриваемого в аспекте научного исследования:
1. Определить идеи и основные подходы к интерпретации ключевых категорий проблемы формирования готовности будущих педагогов к работе с одаренными детьми.
2. Выявить показатели и сущность готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми.
3. Определить критерии готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми.
4. Разработать методы реализации педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми.
Гипотеза исследования состоит в том, что процесс подготовки будущего педагога к работе с одаренными детьми будет эффективен, если:
- определены структура и содержание подготовки будущих педагогов к работе с одаренными детьми;
- процесс формирования готовности будущих педагогов осуществляется согласно специально разработанной педагогической модели, идентифицирующей ее технологические, содержательные компоненты, выводящей студента на более высокий уровень подготовленности;
- определены и обоснованы, а также реализованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса подготовки будущих педагогов к работе с одаренными детьми;
- разработан критериально-диагностический аппарат, позволяющий оценить уровень подготовленности будущих педагогов к работе с одаренными детьми.
Методологической основой исследования является компетентностный подход, определяющий формирование у будущих педагогов компетенций, как совокупные способы обеспечения решения педагогических задач при работе с одаренными детьми (А. В. Хуторской, С. М. Скаткин, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, М. Н. Новиков, В. В. Давыдов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. А. Петровская и др.).
Теоретической основой исследования являются:
- работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам одаренности и подготовки будущего педагога (P. M. Асадуллин, М. С. Бернштейн, М. Р. Битянова, И. Виннер, А. И. Галагин, Дж. Гилфорд, Е. М. Ибрагимова, В. Кларк, С. Ф. Катунская, Э. Ландау, В. Майкл, А. М. Матюшкин, Ф. Л. Ратнер, А. И. Савенков, Н. Н. Сельдинская, И. Ф. Сибгатуллина, Дж. Стенли, К. Тейлор, B. C. Юркевич и др.);
- теоретические представления об особенностях профессиональной деятельности педагога по работе с одаренными детьми (Ю. Д. Бабаева, Б. Блум, А. М. Матюшкин, Н. М. Мякишева, В. Д. Шадриков, В. С. Юркевич, Е. Л. Яковлева и др.);
- концепции одаренности (Д. Б. Богоявленская, Дж. Рензулли, А. И. Савенков, В. Д. Шадриков, В. Штерн и др.);
- научные труды, освещающие процессы моделирования и проектирования в образовательной деятельности (М. В. Кларин, В. М. Монахов, Д. В. Чернилевский, О. К. Филатов и др.);
- концептуальные идеи, обеспечения формирования готовности педагога и педагогических условий (Л. А. Барановская, Н. М. Борытко, О. С. Газман, В. В. Игнатова, Н. Ю. Шепелева, М. Г. Янова и др.);
- педагогические идеи формирования готовности педагога к работе с одаренными детьми (Г. Н. Абдурахмонов, Г. Н. Тараносова, Г. В. Тарасова и др.);
педагогические идеи и концептуальные положения, разъясняющие семантическую интерпретацию «одаренности» (Д. Б. Богоявленская, А. И. Доровский, Л. И. Ларионова, А. И. Савенков, Б. М. Теплов и др.), в том числе «интеллектуальной» одаренности (Н. В. Гафуровой, Е. П. Ильина, Н. С. Лейтеса, С. И. Осиповой и др.).
выпускной квалификационной работы, теоретические методы: изучение документов федерального и регионального значения по вопросам обозначенной темы; изучение научной литературы, учебно-методической документации, регламентирующей процесс подготовки педагогических кадров для образовательных организаций основного общего образования; анализ, сравнение, синтез и обобщение передового педагогического опыта; абстрагирование и моделирование при разработке педагогической модели и программы. Наравне с этим использовались эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ экспертных данных, анализ результатов исследования, а также методы статистической обработки материалов исследования, графический анализ данных с применением информационно-коммуникационных технологий.
Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем:
- исследован и уточнен на междисциплинарном уровне педагогический аспект понятий «готовность», «профессиональная готовность» и «готовность к работе с одаренными детьми»;
- обозначен вектор концепции профессиональной подготовки студентов, определены: модель готовности и структурное содержание процесса формирования готовности будущих педагогов, направленных на выявление и сопровождение одаренных детей;
- определены условия положительной результативности педагогической деятельности, выявлены приоритетные направления формирования готовности: увеличение информационного пространства будущего педагога по вопросам особенностей развития одаренных детей; усиление мотивации деятельности будущего педагога по выявлению одаренных детей, раскрытию их творческого и интеллектуального потенциала;
создание организационно-педагогических и материальных условий для эффективной работы педагога с одаренными детьми; признание значимости и престижности профессии педагога, повышение его статуса в педагогическом обществе.
Экспериментальная база исследования: апробация результатов исследования осуществлялась в процессе проведения педагогического эксперимента на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет».
Организация и этапы исследования: определенная нами методологическая база и поставленные задачи исследования обусловили теоретико-экспериментальный ход исследовательской работы, которая реализовывалась в три взаимосвязанных этапа, содержательно дополняя друг друга на протяжении двух лет (2018-2020 гг.).
Первый этап — поисково-констатирующий — характеризуется: выбором и осмыслением темы научного исследования; активным поиском, проведением теоретического и феноменологического анализа основных философских, исторических, психолого-педагогических понятий феномена и проблем одаренности; выявлением концепций и идей в области подготовки будущего педагога как субъекта деятельности при профессиональном взаимодействии с одаренными детьми; изучением теоретической части феномена одаренности, на первом этапе исследования, затем практической стороны педагогической работы с одаренными детьми, на втором этапе процесса формирования особых условий подготовки студентов к работе с одаренными детьми; подбором и анализом методов подготовки будущих педагогов к взаимодействию с одаренными детьми; обогащением научно-понятийного аппарата и формулированием исходной гипотезы исследования; созданием основополагающих концепций; определением базы научного исследования; написанием научной работы в целом.
В работе автор применил следующие фундаментальные методы исследования: анализ научной литературы; изучение и синтез накопленного исследовательского опыта при подготовке студентов к работе с одаренными детьми, а также практического педагогического опыта выявления, обучения, развития и сопровождения процесса образования одаренных обучающихся; анкетирование, тестирование, наблюдение с последующей обработкой полученных данный.
Второй этап — формирующий — аккумулировал в себе организацию опытно-экспериментальной деятельности, посредством получения конкретизированных результатов, осуществление их коррекции и углубление в теоретические положения исследования. Вместе с тем была дана объективная оценка эффективности созданных педагогических условий. В процессе реализации данного этапа исследования был осуществлен педагогический эксперимент, позволяющий нам апробировать и выверить эффективность разработанной модели и созданных особых педагогических условий, связанных с ее реализацией.
Третий этап — контрольный (экспериментальная работа), обобщение и систематизация полученных данных, а также формулирование выводов. Апробация модели подготовки будущего педагога к работе с одаренными детьми, выявление условий, способствующих достижению оптимальных результатов деятельности. Оформление выпускной квалификационной работы. Подготовка к защите.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что результаты выполненного исследования дополняют и обогащают изучаемую область эффективной подготовки будущих педагогов к работе с одаренными детьми как на теоретическом, так и дидактическом уровнях, внося новые элементы в представление о возможностях педагогической науки.
В исследовательской работе нами представлен вариант повышения эффективности процесса подготовки будущих педагогов, к работе с одаренными детьми:
- уточнено понятие готовности педагога к работе с одаренными детьми;
- разработана модель, определяющая технологические и содержательные аспекты для выстраивания эффективной деятельности студентов, выводящей его на более высокий уровень подготовленности;
- определены педагогические условия, направленные на формирование компетенции, необходимой для успешного обучения, развития и воспитания одаренных детей;
- произведена выборка оценочно-диагностического инструментария изучения уровня сформированности готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми, которая результативно апробирована, наравне с педагогическими методами (анкетирование, опрос, обобщение эмпирического материала, наблюдение, анализ продуктов интеллектуальной деятельности и др.), и методиками: разработана анкета-опросник (прил. 1), а также адаптированный тест на основе методики Д. Б. Богоявленской, А. В. Брушлинским «Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми» (прил. 2);
- создана структура процесса формирования готовности студентов к взаимодействию с одаренными обучающимися, наравне с этим уточнена трактовка компонентов сформированности данной готовности (когнитивно-деятельностный, операционный, аксиологический, мотивационный, личностный), также определены уровни сформированности этой готовности (высокий, средний, низкий);
- изучена и установлена каузальная связь между компонентами создания педагогических условий, обеспечивающих формирование готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми: педагогическая поддержка в проблемных вопросах, возникающих в процессе работы с одаренными детьми; методическое сопровождение будущего педагога в процессе взаимодействия с одаренными детьми, что продуктивно отражается на результативности педагогического процесса и благоприятно способствует непременному переходу студента на более высокий уровень сформированности готовности к взаимодействию с одаренными детьми.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования разработанной программы по реализации педагогических условий, обеспечивающих формирование готовности будущих педагогов к работе с одаренными детьми.
Результаты проведенных научно-исследовательских мероприятий могут быть применены в учебно-воспитательном процессе непрерывного образования.
Разработана и апробирована программа по созданию педагогических условий подготовки будущего педагога к работе с одаренными детьми.
Разработаны методические рекомендации по организации педагогических условий подготовки будущего педагога к работе с одаренными детьми.
Основные идеи и результаты исследования опубликованы в девяти научных статьях, из которых три публикации — РИНЦ, две публикации — ВАК.
Результаты исследования были представлены на следующих научно-практических конференциях:
- Международной научно-практической конференции: «Психология и педагогика: актуальные вопросы», с докладом: К вопросу о детской одаренности (Санкт-Петербург, 2018 г.);
- Международной научно-практической конференции «Социально-гуманитарное знание как фактор модернизации государства и общества», с докладом: Развитие одаренных детей как фактор модернизации общества и государства (Белгород, 2019 г.);
- Всероссийской научно-практической конференции с международным участием ФГБОУ ВО «ИГУ»: «Воспитание: региональный аспект. Проблемы, пути решения, опыт», с докладом: Особенности воспитательной работы с одаренными детьми (Иркутск, 2019 г.);
- Международной научно-практической конференции: «Образование в XXI века», с докладом: Инновационная модель педагогического взаимодействия с одаренными детьми посредством методических центров (Москва, 2019 г.);
- Всероссийской с международным участием научно-практической конференции: «Актуальные проблемы и перспективы развития гражданской авиации», с докладом: Роль создания регионального комплекса для одаренных детей и талантливой молодежи с технической профессиональной ориентацией в Иркутской области (Иркутск, 2019 г.);
- Международной научно-практической конференции: «Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства», с докладом: Формирование психолого-педагогической готовности педагога к осуществлению профессиональной деятельности с одаренными детьми и талантливой молодежью (Новосибирск, 2020 г.).
Положения, выносимые на защиту:
1. Педагогическая готовность — обязательное условие для начала деятельности и для успешного ее осуществления, характеризующееся проявлением способностей, выработанных на личном практическом опыте путем многообразных социальных отношений в процессе обучения. Готовность педагога выражается в способности осуществлять творческую педагогическую деятельность, выступая одной из ее предпосылок и условием ее успешности, показателем педагогической компетентности личности и ее педагогическим идеалом. В структуру педагогической готовности входят: операционный, аксиологический, мотивационный, личностный компоненты.
2. Модель готовности будущих педагогов к работе с одаренными детьми, построенная с учетом основных положений компетентностного подхода, позволяет полноценно и эффективно осуществить процесс формирования педагогической готовности будущего педагога. Она включает в себя такие компоненты, как: мотивационно-целевой, основополагающий, операционально-функциональный, оценочно-результативный, отражающие сущность методологического подхода, задачи, принципы, этапы, формы, средства и методы деятельности, а также компоненты и уровни сформированности педагогической готовности к работе с одаренными детьми.
3. Педагогическими условиями повышения эффективности процесса подготовки будущего педагога к работе с одаренными детьми, выступают:
- определение структуры и содержания комплексной подготовки будущих педагогов к работе с одаренными детьми;
- практическая реализация процесса подготовки будущих педагогов к работе с одаренными детьми, выстроенная на основе специально разработанной модели, определяющей технологические и содержательные аспекты деятельности студентов, выводящей его на более высокий уровень подготовленности;
- разработка критериально-диагностического аппарата, позволяющего оценить уровень готовности будущих педагогов к работе с одаренными детьми.
Структура исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В работе использованы таблицы, схемы, диаграммы и рисунки.
В ходе исследования на тему «Педагогические условия подготовки будущего педагога к работе с одаренными детьми» были решены следующие задачи:
- определены идеи и основные подходы, к интерпретации ключевых категорий обеспечивающие формирование готовности будущих педагогов к работе с одаренными детьми;
- выявлены показатели и сущность готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми;
- определены критерии готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми;
- разработаны методы реализации педагогических условий, обеспечивающих формирование готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми.
Анализ идей, основных подходов и элементов теоретической предпосылки обеспечения формирования готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми показал, что преобразование современных социально-экономических условий делает все более необходимым и актуальным вопрос разработки эффективных педагогических условий, при реализации которых будет обеспечено формирование готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми.
Актуальность выбранной нами темы обоснована недостаточностью наработанных научно-исследовательских трудов, посвященных данной проблеме, поиском путей и педагогических условий обеспечения формирования готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми.
Изучение проблемы данного исследования позволило выявить, что в отечественной психолого-педагогической теории и практике накоплен большой опыт организации взаимодействия с 117
одаренными детьми, наравне с этим усовершенствованы и разработаны подходы к воспитанию и обучению одаренных детей в системе современного образования. Основываясь на результатах проведенного анализа идей, основных подходов и элементов теоретической предпосылки, способствующих формированию готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми, определены сущность и особенности педагогической работы с одаренными детьми, выделены приоритетные направления взаимодействия будущего педагога с данной категорией обучающихся, уточнены понятия «педагогическое сопровождение», «педагогическое содействие», а также «готовность будущего педагога к работе с одаренными детьми».
Формирование готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми — процесс создания будущим педагогом собственной траектории прогнозируемой профессиональной деятельности, формирование профессиональной компетентности, основанной на результатах качественной профессиональной подготовки, с последующим эффективным взаимодействием с одаренными детьми.
Готовность будущего педагога к работе с одаренными детьми — комплексная профессионально-личностная характеристика будущего педагога, аккумулирующая в себе качественные компоненты: когнитивно-деятельностный, операционный, аксиологический, мотивационный, личностный, в совокупности демонстрирующие готовность студента в будущем к осуществлению профессиональной деятельности с одаренными детьми. Сообразно с этим, данный вид готовности предполагает высокую степень мотивации к творческой педагогической деятельности, сопряженной с созданием новых идей, с использованием нестандартных подходов к решению проблем детской одаренности, разработку эффективных методов выявления и развития детей с незаурядными способностями в той или иной сфере деятельности.
Разработанная нами научная идея состоит в том, что обеспечение процесса формирования готовности будущего педагога к работе одаренными детьми заключается в реализации организационно-педагогических условий:
- педагогическая поддержка в преодолении затруднений, возникающих в процессе взаимодействия с одаренными детьми, ориентированная на оказание помощи будущему педагогу в преодолении профессиональных и личностных проблем;
- педагогическое сопровождение студентов в процессе контактной работы с данной категорией обучающихся с целью обеспечения эффективного формирования готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми.
В процессе решения поставленных нами исследовательских задач были обоснованы и содержательно уточнены компоненты содержания сформированности готовности будущего педагога к работе одаренными детьми (когнитивно-деятельностный, операционный, аксиологический, мотивационный, личностный). Предложенные компоненты имеют уровни сформированности готовности будущего педагога к работе одаренными детьми: низкий, средний, высокий.
Определение значений уровней готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми по каждому компоненту характеризуется качественными и количественными показателями результативности сформированной готовности. Также разработан оценочно-диагностический инструментарий изменения уровня сформированности готовности студента к работе с одаренными детьми, в виде средств и методов диагностики данного вида готовности.
Проделана опытно-экспериментальная работа с последующим анализом полученных результатов. С целью оценки эффективности обеспечения формирования готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми проведена опытно-экспериментальная работа в три этапа (констатирующий, формирующий и обобщающий). На каждом их этапов опытно-экспериментальной работы решались задачи исследования, которые определяли содержание формирования готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми. Используя методы математической обработки данных опытно-экспериментальной работы и их графической интерпретации, обоснованно доказана эффективность научно-разработанного обеспечения формирования готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми. В экспериментальной группе число студентов с проявлением среднего и высокого уровней готовности к работе одаренными детьми увеличилось на 9%, что на 8% больше, чем в контрольной.
Доказана эффективность процесса формирования готовности будущего педагога к работе одаренными детьми, отразившаяся в повышении уровня сформированности готовности будущих педагогов к работе одаренными детьми.
Весь ход исследования, полученные результаты, подтверждают выдвинутую нами гипотезу и свидетельствуют о том, что специально созданные педагогические условия, определяющие технологические и содержательные аспекты, влияют на развитие компетентности будущих педагогов и выводят их на более высокий уровень готовности к работе с одаренными детьми.
В выпускной квалификационной работе:
- был исследован и уточнен на междисциплинарном уровне педагогический аспект понятий «готовность», «профессиональная готовность» и «готовность к работе с одаренными детьми»;
- обозначен вектор концепции профессиональной подготовки студентов, определена модель готовности и структурное содержание процесса формирования готовности будущих педагогов, направленных на выявление и сопровождение одаренных детей;
- выявлены приоритетные направления формирования готовности: увеличение информационного пространства будущего педагога по вопросам особенностей развития одаренных детей; усиление мотивации деятельности будущего педагога по выявлению одаренных детей, раскрытию их творческого и интеллектуального потенциала; создание организационно-педагогических и материальных условий для эффективной работы педагога с одаренными детьми; признание значимости и престижности профессии педагога, повышение его статуса в педагогическом обществе
- апробированы специально созданные педагогические условия для эффективного процесса формирования данного вида готовности.
Результаты выполненного исследования дополняют и обогащают изучаемую область подготовки будущих педагогов к работе с одаренными детьми как на теоретическом, так и дидактическом уровнях, внося новые элементы в представление о возможностях педагогической науки.
Вместе с тем, проведенная исследовательская работа доказывает, что проблема в плане перспектив ее решения интересна, создает предпосылки для разработки нового поколения программ профессиональной подготовки студентов педагогических вузов.
1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдуллина. - М. : Просвещение, 1990. - 141 с.
2. Александрова Е. А. Педагогическая поддержка
культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы: Монография / Е. А. Александрова. - Саратов, 2003. - 200 с.
3. Бакшеева Э. П. Опыт реализации педагогической
поддержки самоактуализации студентов в условиях педвуза [Электронный ресурс] / Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2010. - №1. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-realizatsii-pedagogicheskoy- podderzhki-samoaktualizatsii-studentov-v-usloviyah-pedvuza(дата обращения: 18.12.2019).
4. Бережнова Л. Н. Сопровождение в образовании как
технология разрешения проблем развития [Электронный ресурс] / Л. Н. Бережнова, В. И Богословский // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2005. - №12. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/soprovozhdenie-v-obrazovanii-kak- tehnologiya-razresheniya-problem-razvitiya(дата обращения: 18.12.2019).
5. Богословский В. И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: методологические характеристики: Монография / В. И. Богословский. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.- 574 с.
6. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. - Ростов н/Д : Изд-во Ростовского ун-та, 1983. - 173 с.
7. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская [и др.] - М., 2003. - 95 с.
8. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: http://bse.sci-lib.com/(дата обращения 25.11.2018).
9. Браже Т. Ф. Интеграция предметов в современной школе / Т. Ф. Браже // Литература в школе. - 1996. - № 5. - С. 150¬154.
10. Брифинг министра науки и высшего образования Российской Федерации Валерия Фалькова от 25.03.2020: Текст стенограммы [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/news/39267/(дата обращения 03.05.2020).
11. Волкова Т. К. Педагогическое сопровождение роста личностно-профессиональной ответственности учителя: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. К. Волкова. - Хабаровск, 2009. - 215 с.
12. Воронин А. Н. Дискурсивные способности: теория, методы изучения, психодиагностика / А. Н. Воронин. - М. : Институт психологии РАН, 2015. - 176 с.
13. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А. С. Воронин. - Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 129 с.
14. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. - 96 с.
15. Газман О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / О. С. Газман // Народное образование. - 1998. - № 6. - С. 108-111.
16. Газман О. С. Педагогика свободы: путь в
гуманистическую цивилизацию XXI в. / О. С. Газман // Классный руководитель. - 2002. - № 3. - С. 6-33.
17. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О. С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - 1995. - С. 58¬63.
18. Гельвеций К. А. Сочинения / К. А. Гельвеций. - М. : Мысль, 1973. - Т. 1. - 647 с.
19. Гильмидинова Т. В. Педагогическое сопровождение инновационной деятельности педагогов в учреждении дополнительного образования детей: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. В. Гильмидинова. - Краснодар, 2015. - 199 с.
20. Глазова Я. А. К вопросу понимания сущности категории «Педагогическое обеспечение обеспечения личности» / Я. А. Глазова // Педагогика. Психология. Социальная работа : Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2015. - №2. - С. 194-196.
21. Голубничая Е. В. Педагогическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов, работающих с одаренными детьми в муниципальной системе образования / Е. В. Голубничая // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - №4 (Ч. 5). - С. 977-982.
22. Голубничая Е. В. Разработка модели педагогического сопровождения педагогов, работающих с одаренными детьми в муниципальной системе образования / Е. В. Голубничая // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: Материалы XLVII междунар. науч.-практ. конф. - М. : Изд-во Интернаука, 2016. - С. 89-95.
23. Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / И. Ф. Дементьева. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 256 с.
24. Дмитриева О. А. Современные подходы в изучении феномена одаренности / О. А. Дмитриева // Школьному психологу все для работы. - 2010. - №1. - С. 7-11.
25. Дружинин В. Н. Психология способностей: Избранные труды / отв. ред.: А. Л. Журавлев, М. А. Холодная,
В. Д. Шадриков. - М. : Институт психологии РАН, 2007. - 540 с.
26. Дубровина. И. В. Активные методы в работе школьного
психолога: Сборник научных трудов [Электронный ресурс] / И. В. Дубровина (отв. ред.),
Е. Е. Данилова, А. М. Прихжан, Н. Н. Толстых. - М. : Изд-во АПН СССР, 1990. - 165 с. - URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php? absid=19865 (дата обращения 18.05.2019).
27. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности : Автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / К. М. Дурай-Новакова. - М., 1983.
- 32 с.
28. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие / В. К. Дьяченко. - М. : Педагогика, 1989.
- 159 с.
29. Дьяченко М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск : Изд-во БГУ, 1976. - 176 с.
30. Дьяченко М. И. Психология высшей школы: учеб. пособие для вузов / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск : БГУ, 1981. - 383 с.
31. Дьячковская В. М. История изучения одаренности детей в психологической литературе / В. М. Дьячковская, О. П. Осипова // Концепт: науч.-метод. журнал. - 2016. - Т. 30. - С. 162¬163.
32. Загвязинский В. И. Педагогическое предвидение /
В. И. Загвязинский. - М. : Знание, 1987. - 77 с.
33. Запалацкая В. С. Управление развитием системы работы с одаренными детьми в условиях региона (на примере Московской области) / В. С. Запалацкая // Вестник Майкопского государственного технологического ун-та. - 2017. - №1. - С. 47¬53.
34. Ильина Н. Ф. Региональная система непрерывного педагогического образования: поиск инновационной концепции / Н. Ф. Ильина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2012. - №1. - С. 25-31.
35. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике / Е. И. Казакова // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. - 1998. - №4. - С. 71-75.
36. Казакова Е. И. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века) / Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына. - СПб. : Петербург - XX век - ЗАО «Пресс-Аташе», 1997. - 160 с.
37. Киселева Т. Г. Рефлексивно-аксиологический подход к изучению и тьюторскому сопровождению социально одаренного ребенка / Т. Г. Киселева // Психолого-педагогические науки. Ярославский педагогический вестник. - 2014. - Т. 2 - №2. - С. 78¬84.
38. Кондаурова И. К. Подготовка будущих учителей к работе с детьми, проявившими выдающиеся способности, в контексте требований концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов / И. К. Кондаурова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - Т. 5. - № 1 (14). С. 103-106.
39. Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя / Н. В. Кузьмина. - М., 1989. - 145 с.
40. Кулюткин Ю. Н. Развитие творческого мышления школьников / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская - Л., 1967. - 46 с.
41. Ларионова Л. И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности: Монография / Л. И. Ларионова - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 320 с.
42. Ларионова Л. И. Интеллектуальная одаренность и культурно-психологические факторы ее развития : Автореф. дис. ... д. пс. наук : 19.00.07 / Л. И. Ларионова. - Иркутск, 2002. - 43 с.
43. Ларионова Л. И. Проблема идентификации одаренных детей / Л. И. Ларионова // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса : материалы всер. науч.-практ. конф. / под ред. О. И. Ключко. - 2016. - С. 160-164.
44. Ларионова Л. И. Психологические особенности одаренных детей / Л. И. Ларионова // Научный журнал ГАОУ ВО МГПУ «Известия ИППО». - 2017. - № 4. - С. 75-84.
45. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды / Н. С. Лейтес. - М.: Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та, 2003. - 464 с.
46. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников / Н. С. Лейтес. - М., 2000. - 320 с.
47. Лейтес Н. С. Судьба вундеркиндов / Н. С. Лейтес // Семья и школа. - 1990. - №12. - С. 27-28.
48. Лейтес Н. С. Ученый и Учитель. Проблема индивидуальных различий и одаренности: современный взгляд: Материалы Круглого стола памяти Н. С. Лейтеса / ред. Н. Л. Карпова, комп. ред. Е. С. Семенюкова. - М.: ПИ РАО, 2014. - 102 с.
49. Лидерс А. Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / А. Г. Лидерс, Г. В.
Бурменская, О А. Карабанова [и др.] - М. : Академия, 2007. - 480 с.
50. Липатова В. М. Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающихся: педагогический аспект / В. М. Липатова, С. В. Митрохина, В. А. Романов, А. А. Шерстнева. - Тула, 2017. - Т. 2, Кн. 5. - 192 с.
51. Матюшкин A. M. Загадки одаренности /
А. М. Матюшкин. - М., 1993. - 128 с.
52. Матюшкин A. M. Психологические предпосылки
творческого мышления / А. М. Матюшкин // Мир психологии. - 2001. - № 1 (25). - С. 128-140.
53. Матюшкина А. М. Концепция творческой одаренности. Московская психологическая школа: История и современность /
А. М. Матюшкин; под ред. В. В. Рубцова // Психология. - 2004. - Т.1, Кн.2. - С. 83-89.
54. Можиловская И. М. История проблемы одаренности / И. М. Можиловская // Проблемы одаренности учащихся : материалы науч-теор. конф. Материалы итогового контроля знаний слушателей базовых курсов учителей истории. - 2008. -
С. 16-23.
55. Национальная образовательная инициатива «Наша
новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр - 271) [Электронный ресурс]. - URL:
http://base.garant.rU/6744437/#ixzz5rP3QwyJb(дата обращения 12.12.2018).
56. Национальная философская энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: http://terme.ru/termin/genii.html(дата обращения 05.01.2019).
57. Немов Р. С. Общая психология. Свойства личности : Учебник практикум для СПО / Р. С. Немов. - Москва : Юрайт, 2019. - Т.3. - 395 с.
58. Никитина Е. А. Региональный центр для одаренных детей как инфраструктура поддержки молодых талантов / Е. А. Никитина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6, № 1 (18). - С. 131-134.
59. Никитина Е. А. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности будущего педагога: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. А. Никитина. - Иркутск, 2007. - 199 с.
60. Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения / П. И. Образцов. - Орел, 2000. - 145 с.
61. Огородова Т. В. Доминирующие психические состояния и личностная соревновательная тревожность спортсменов / Т. В. Огородова, Х. Н. Филиппович // Национальные программы формирования здорового образа жизни : междунар. науч.-практ. конгр. - 2014. - С. 344-346.
62. Одаренный ребенок. Одаренные дети и современное образование : Сб. науч. тр. - Архангельск, 2005. - № 2. - 126 с.
63. Ожегов С. И. Словарь русского языка: около 57000 слов / С. И. Ожегов // под ред. чл.-кор. АН СССР Н. Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1986. - 197 с.
64. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : Мир и Образование - Оникс, 2011. - 736 с.
65. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: Сб. материалов всер. науч.-практ. конф. / Науч. ред. Н. Ю. Синягина, Н. В. Зайцева. — М. : Арманов-центр. - 2010.
66. Панов В. И. Критические ситуации в жизни особо одаренных детей / В. И. Панов, Т. В. Хромова // Педагогика. -
2015. - № 1. - С. 40-47.
67. Панов В. И. Одаренность как проблема современного образования / В. И. Панов. - Самара, 2007. - 477 с.
68. Петровский Л. А. Личность. Деятельность. Коллектив / Л. А. Петровский. - М., 1982. - 324 с.
69. Петровский Л. А. Общение - компетентность - тренинг :Избранные труды / ред.- сост. и автор предисловияО. В. Соловьева, Л. А. Петровская - 687 с.
70. Петрусинский В. В. Игры для интенсивного обучения /
В. В. Петрусинский. - М. : Новая школа, 1994. - 251 с.
71. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М. : Педагогика, 1980. - 240 с.
72. Пичугина Г. В. Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка обучающихся в технологическом образовании / Г. В. Пичугина // Школа и производство. - 2009. - №
8. - С. 3-6.
73. Пономарева Е. А. Критерии и показатели оценки педагогической деятельности / Е. А. Пономарева // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - №5. - С. 44-47.
74. Попов А. А. Открытая мотивационная модель одаренности как образовательная стратегия национальной безопасности [Электронный ресурс] / А. А. Попов. - URL: http://opencu.ru/uploads/files/doklad-popova-na-konferencii.pdf(дата обращения 24.04.2019).
75. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию от 20.02.2019 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/59863 (дата обращения 21.04.2019).
76. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ
от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/73645128/# review (дата обращения 03.05.2020).
77. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм.
от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550) [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf(дата
обращения 03.06.2020).
78. Прохоров А. М. Большой энциклопедический словарь /
А. М. Прохоров. - М. : Большая Российская энциклопедия; СПб. : Норинт, 2000 - 768 с.
79. Психология формирования и развития личности / отв. ред. Л. Л. Анцыферова. - М. : Просвещение, 1981. - 365 с.
80. Путин В. В. Стенограмма Послания Президента Федеральному Собранию 20 февраля 2019 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/59863(дата обращения 09.08.2019).
81. Развитие творческой активности школьников / под ред. А. М. Матюшкина. - М. : Педагогика, 1991. - 120 с.
82. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662¬р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=LAW&n=308069&fld=134&dst=100007,0&rnd=0.1 1345177690550412#0860918563585374.
83. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии /
С. Л. Рубинштейн. - СПб., 2009. - 713 с.
84. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства / А. И Савенков. - М. : Педагогическое общество России, 1999. - 220 с.
85. Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе / А. И Савенков. - М. : Сентябрь, 2001. - 208 с.
86. Савенков А. И. Психология детской одаренности / А. И Савенков. - М. : Генезис, 2010. - 440 с.
87. Савенков А. И. Основные подходы к диагностике креативности / А. И Савенков // Наука и школа. - 2014. - № 4. - С. 117-127.
88. Савенков А. И. Современное дошкольное образование.Теория и практика.«Дети индиго». Родословная опасного мифа / А. И Савенков. - М., 2009. - № 2. - 325 с.
89. Сарсенбаева Б. И. Педагогическое сопровождение профессионального самосовершенствования будущего учителя : Дис. ... д. пед. наук: 13.00.08 / Б. И. Сарсенбаева. - М., 2006. - 416 с.
90. Светлов М. Мне много лет. Пора бы подытожить.../ М. Светлов - М. : Советский писатель, 1963. - 183 с.
91. Свинарева О. В. Интерпретация понятия
«педагогическое сопровождение» в современной науке / О.В. Свинарева // Инновации в науке: сб. ст. по материалам XL междунар. науч.-практ. конф. - 2014. - № 12 (37). - С. 145-150.
92. Сергеева О. А. Система педагогического
сопровождения эмоционально-чувственной сферы
старшеклассников : Дис. ... докт. пед. наук : 13.00.01. / О. А. Сергеева. - М., 2013. - 310 с.
93. Серёдкина А. С. Абнотивность как фактор педагогической готовности / А. С. Серёдкина // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - № 4 (29). - С. 146-149.
94. Сластенин В. А. Психология и педагогика /
В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; ред. В. А. Сластенин.
- М. : Академия, 2008. - 576 с.
95. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. - М., 1961. - 243 с.
96. Теплов Б. М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов.
- «Ученые записки ГосНИИ психологии». - 1941. - Т. 2. - 214 с.
97. Теплов Б. М. Исследование индивидуально¬психологических различий / Б. М. Теплов. - М., 1957. - № 1. - 178 с.
98. Теплов Б. М. Способности и одаренность. Психология индивидуальных различий. / Б. М. Теплов. - М. : Изд-во МГУ, 1982. - 179 с.
99. Тулупова О. В. Технология научно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов и педагогических коллективов в муниципальной системе образования / О. В. Тулупова // Методист. - 2011. - №5. - С. 16-20.
100. Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской
Федерации» [Электронный ресурс].
http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/71451998/ обращения 10.09.2019).
101. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д. Н. Унадзе. - М., 1949. - 416 с.
102. Ушаков Д. В. Системы работы с одаренной молодежью вРоссии и за рубежом / Д. В Ушаков, Е. А. Шепелева // Сибирскийпсихологический журнал. - 2014. - № 54. - С. 5-17.
103. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01
«Педагогическое образование» от 22 февраля 2018 г. №121. Зарегистрировано в Минюсте России 15 марта 2016 г. № 50362 [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71797858/(дата обращения 17.05.2019).
104. Федеральный закон Российской Федерации от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения 12.08.2019).
105. Федотова Е. Л. К вопросу готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми // Е. Л. Федотова, Е. А. Никитина // Научно-педагогическое обозрение. - 2018. - № 4 (22). - С. 180¬186.
106. Фетискин Н. П. Социально-психологическая
диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин,
В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 339 с.
107. Фишман Б. Е. Педагогическая поддержка саморазвития педагогов в профессиональной деятельности: концептуальные основы региональной системы / Б. Е. Фишман // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №1. - C. 49-60.
108. Холодная М. А. Интеллект, креативность, обучаемость: ресурсный подход (о развитии идей В. Н. Дружинина) / М. А. Холодная // Психологический журнал. - 2015. - Т. 36, № 5. -
C. 5-14.
109. Шадриков В. Д. Мысль как предмет психологического исследования / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. - 2014. - № 4. - С. 130-137.
110. Шадриков В. Д. Профессионализм современного
педагога : методика оценки уровня квалификации педагогических работников / В.Д. Шадрикова. - М. : Логос, 2011. - 168 с.
111. Шевцова Г. Н. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы : Пособие для рук-лей обр. уч. и тер. обр. сис-м / ред. A. M. Моисеева. - М. : Педагогическое общество России - «Московское», 2012. - 78 с.
112. Шевчук С. И. Интеллектуальная одаренность старшеклассников и готовность педагогов к ее развитию во внешкольных и общеобразовательных учебных заведениях / С. И. Шевчук // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. - №4. - С. 303-306.
113. Щебланова Е. И. Интеллектуальная Я-концепция одаренных подростков / Е. И. Щебланова // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2016. - Т. 9, № 4. - С. 23-38.
114. Щебланова Е. И. Психолого-педагогическая оценка одаренности младших школьников: Проблема выявления одаренных детей в начале школьного обучения / Е. И Щебланова // Дарын. Журнал Казахстан Республикасы Медениет. - 2014. - № 1. - С. 48-66.
115. Юркевич В. С. Развитие познавательной потребности у школьников в процессе обучения / В. С. Юркевич,
С. С. Ермаков // Современная зарубежная психология. - 2013. - Т. 2, № 2. - С. 87-100.
116. Юсфин С. М. Договор как стратегия педагогической поддержки ребенка / С. М. Юсфин, Е. Г. Коваленко // Классный руководитель. - 2000. - № 3. - С. 117-122.
117. Янова М. Г. Становление и развитие организационно-педагогической культуры будущего педагога в социокультурном образовательном пространстве : Дис. ... докт. пед. наук 13.00.08 / М. Г. Янова. - Красноярск, 2014.- 438 с.
118. Miller G. A. The magical number seven, plus or minus two. Psychological Review. 1956. Vol. 63. P. 81-97.
119. Renzulli J. S. The three-ring conception of giftedness: A developmental model for creative productivity. In.: Sternberg R.J., Davidson J.E. (Eds.). Conceptions of giftedness. Cambridge, 1986. P. 53-92.
120. Signs of intellectual giftedness: the resource-based spproach Trifonova A.V., Kholodnaya M.A., Babaeva J.D. в журнале International Journal of Psychology. Special Issue: 31 st International Congress of Psychology, 24-29 July 2016, Yokohama, Japan. - Т. 51. - 645 с.