РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
|
Введение 3
Глава 1. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии пространственного мышления
1.1. Влияния ДПИ на развитие пространственного мышления у студентов
1.2. Мотивация, обучаемость, возрастные особенности студентов ДПИ
Вывод по первой главе
Глава 2. Городецкая роспись как вид декоративно-прикладного искусства
2.1. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
2.2. История возникновения росписи
2.3. История Городецкой росписи
2.4. Искусство и традиции Городецкой росписи
Вывод по второй главе
Глава 3. Технология и разработка выполнения изделия в технике Городецкая роспись по дереву
3.1. Разработка эскизов и этапов выполнения
3.2. Технологическая последовательность выполнения Городецкой росписи
по дереву
Вывод по третьей главе
Заключение
Список используемых источников
Интернет ресурсы
Приложения
Глава 1. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии пространственного мышления
1.1. Влияния ДПИ на развитие пространственного мышления у студентов
1.2. Мотивация, обучаемость, возрастные особенности студентов ДПИ
Вывод по первой главе
Глава 2. Городецкая роспись как вид декоративно-прикладного искусства
2.1. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
2.2. История возникновения росписи
2.3. История Городецкой росписи
2.4. Искусство и традиции Городецкой росписи
Вывод по второй главе
Глава 3. Технология и разработка выполнения изделия в технике Городецкая роспись по дереву
3.1. Разработка эскизов и этапов выполнения
3.2. Технологическая последовательность выполнения Городецкой росписи
по дереву
Вывод по третьей главе
Заключение
Список используемых источников
Интернет ресурсы
Приложения
На современном этапе и активной деятельности общества, где с возрастающей насыщенностью информацией и развитием технологических достижений, как никогда актуальной темой является сам человек, его суть и основные потребности во взаимосвязи с декоративно-прикладным искусством. Определяя естественность физических и физиологических потребностей, человек всегда нуждается в самоопределении, саморазвитии и самореализации личностных задатков, в том числе и творческих.
Одним из эффективных средств развития студентов творческих специальностей признано декоративно-прикладное искусство, которое является частью народной культуры. И именно потому, что наука и техника открывают все новые достижения в своих сферах, которая поможет человеку в техногенном мире не только обладать последней информацией и успешно пользоваться современными средствами - гаджетами, но и развиваться также творчески и духовно, сохраняя свою сущность и душевную искорку.
О том, какую роль, в развитии подрастающего поколения формируют занятия декоративно-прикладным искусством, хорошо раскрывают созданные труды ученых, таких как Буровкина Л.А., Корешков В.В., Рябинова С.В., Дронов Д.С.
Яркие представители отмечали, что искусство раскрывает образ и яркие представления о Родине, ее культуре, которые помогают раскрывать и укреплять чувства прекрасного, соответственно способствуют развитию творческих способностей студентов.
Несмотря на природную способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение обеспечивает высокий уровень формирования творческих способностей, что также позволяет развитию пространственного мышления у студентов.
Прежде, чем поставить конкретные художественные задачи и определить виды и способы творческой деятельности на занятиях по
декоративно-прикладному искусству, должны быть точно обозначены для обучающегося соответствующие критерии развития творческой деятельности. Они должны подходить по данному возрасту подростка, характеру, темпераменту, по творческим задаткам и способностям. Занимаясь декоративно-прикладным искусством, у студента формируется культура личности как синтез индивидуальных качеств, направленных на творческое взаимодействие с окружающей средой и другими людьми. На таких занятиях целесообразно применять комплексные формы обучения, которые помогут сформировать учащемуся целостную картину представления о мире.
Городецкая роспись как один из видов декоративно-прикладного искусства способно оказать огромное влияние на развитие пространственного мышления человека, развить его творческие способности: эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте окружающего мира.
Таким образом, вышесказанное определяет актуальность данной работы.
Исходя из актуальности, была определена тема данного исследования:
«Развитие пространственного мышления студентов колледжа на занятиях по декоративно-прикладному искусству».
Объект исследования: формирование пространственного мышления студентов колледжа через средства городецкой росписи.
Предмет исследования: формирование пространственного мышления студентов колледжа на занятиях по декоративно-прикладному искусству
Цель: определить методы и приемы формирования пространственного мышления студентов колледжа на занятиях по декоративно-прикладному искусству.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Выявить теоретические и методические аспекты, влияющие на пространственное мышление средствами городецкой росписи.
3. Разработать эскизы городецкой росписи и применить в оформлении мебели.
Новизна результатов: заключается в обосновании значимости
пространственного мышления средствами городецкой росписи в расширенном развитии декоративно-прикладного искусства.
Значение для науки состоит в обосновании и влияния занятий по декоративно-прикладному искусству на развитие пространственного мышления.
Значение для практики: разработка практической части декоративноприкладного искусства в технике городецкой росписи для занятий в колледже позволит повысить пространственное мышление студентов.
Методы исследования: теоретические: анализ педагогической и
общеобразовательной литературы по данной теме, которые получены в результате исследования, и их обработки; эмпирические: эскизная деятельность; анализ творческой деятельности студентов.
Структура работы. Работа состоит из ведения, трех глав и выводов по ним, заключения, списка использованных источников.
Одним из эффективных средств развития студентов творческих специальностей признано декоративно-прикладное искусство, которое является частью народной культуры. И именно потому, что наука и техника открывают все новые достижения в своих сферах, которая поможет человеку в техногенном мире не только обладать последней информацией и успешно пользоваться современными средствами - гаджетами, но и развиваться также творчески и духовно, сохраняя свою сущность и душевную искорку.
О том, какую роль, в развитии подрастающего поколения формируют занятия декоративно-прикладным искусством, хорошо раскрывают созданные труды ученых, таких как Буровкина Л.А., Корешков В.В., Рябинова С.В., Дронов Д.С.
Яркие представители отмечали, что искусство раскрывает образ и яркие представления о Родине, ее культуре, которые помогают раскрывать и укреплять чувства прекрасного, соответственно способствуют развитию творческих способностей студентов.
Несмотря на природную способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение обеспечивает высокий уровень формирования творческих способностей, что также позволяет развитию пространственного мышления у студентов.
Прежде, чем поставить конкретные художественные задачи и определить виды и способы творческой деятельности на занятиях по
декоративно-прикладному искусству, должны быть точно обозначены для обучающегося соответствующие критерии развития творческой деятельности. Они должны подходить по данному возрасту подростка, характеру, темпераменту, по творческим задаткам и способностям. Занимаясь декоративно-прикладным искусством, у студента формируется культура личности как синтез индивидуальных качеств, направленных на творческое взаимодействие с окружающей средой и другими людьми. На таких занятиях целесообразно применять комплексные формы обучения, которые помогут сформировать учащемуся целостную картину представления о мире.
Городецкая роспись как один из видов декоративно-прикладного искусства способно оказать огромное влияние на развитие пространственного мышления человека, развить его творческие способности: эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте окружающего мира.
Таким образом, вышесказанное определяет актуальность данной работы.
Исходя из актуальности, была определена тема данного исследования:
«Развитие пространственного мышления студентов колледжа на занятиях по декоративно-прикладному искусству».
Объект исследования: формирование пространственного мышления студентов колледжа через средства городецкой росписи.
Предмет исследования: формирование пространственного мышления студентов колледжа на занятиях по декоративно-прикладному искусству
Цель: определить методы и приемы формирования пространственного мышления студентов колледжа на занятиях по декоративно-прикладному искусству.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Выявить теоретические и методические аспекты, влияющие на пространственное мышление средствами городецкой росписи.
3. Разработать эскизы городецкой росписи и применить в оформлении мебели.
Новизна результатов: заключается в обосновании значимости
пространственного мышления средствами городецкой росписи в расширенном развитии декоративно-прикладного искусства.
Значение для науки состоит в обосновании и влияния занятий по декоративно-прикладному искусству на развитие пространственного мышления.
Значение для практики: разработка практической части декоративноприкладного искусства в технике городецкой росписи для занятий в колледже позволит повысить пространственное мышление студентов.
Методы исследования: теоретические: анализ педагогической и
общеобразовательной литературы по данной теме, которые получены в результате исследования, и их обработки; эмпирические: эскизная деятельность; анализ творческой деятельности студентов.
Структура работы. Работа состоит из ведения, трех глав и выводов по ним, заключения, списка использованных источников.
Пространственное мышление формируется лишь в ходе специального образования направленное на создание образов, которые можно представить как теоретически, так и практически (образно). Создание образов является необходимой базой для развития и восприятия мышления студента. Это позволит ему плодотворно развиваться в творческой и профессиональной деятельности декоративно-прикладного искусства.
Если взять за основу теорию, представленную И.С. Якимской, то стоит опираться на такие условия как:
1) Пространственное мышление формируется благодаря содержательности учебного предмета.
2) Обязательным условием является использование наглядного (графического материала).
3) В процессе решения поставленных задач необходим образ.
4) Проявление активности в процессе поставленных задач и решения их со способностью образного представления, являются особенными структурами пространственного мышления.
На уроках декоративно-прикладного искусства студентам необходимы эти четыре представленных приема, т.к. благодаря им можно выявить аналитическую, проектную и экспериментально-исследовательскую деятельность у студентов. Стоит отметить, что для студентов в процессе обучения, просто необходимо меть осуществлять, как авторскую, так и исполнительную деятельность. Это необходимые условия для овладения профессией художника ДПИ.
Как стало известно, развитие пространственного мышления у каждого из студента происходит абсолютно индивидуально, хотя условия обучения для всех одни.
Таким образом, можно заключить, что процесс умственного развития и структура мышления, складываются с учетом индивидуальных способностей и психологического развития.
В процессе изучения данного материала, мы проанализировали восприятие пространственного мышления у студентов и можем заключить, что именно выбор стратегий и методов поиска идей, формирует цель и решение поставленных задач по развитию пространственного мышления.
Несмотря на природную способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение обеспечивает высокий уровень формирования заложенных творческих способностей (М.Н. Скаткин).
Декоративно-прикладное искусство одна из эффективных наук развития творческих специализаций среди студентов, которое является частью народной культуры.
Народное искусство - это уникальный особенный мир духовных ценностей, в котором воплощена духовная энергия народа, она хранит и развивает нравственный потенциал этноса.
В качестве предмета обучения студентов ДПИ мы выбрали технику городецкой росписи. Г ородецкая роспись - это не только техника росписи, а также целая культура и уникальное ремесло Городецких мастеров. Изделия получается уникальными индивидуальными и особенными.
Поэтому искусство городецкой росписи уже в течение многих веков продолжает быть актуальным ремеслом.
Беря свое начало еще в 17 веке, городецкая роспись пользуется заслуженной популярностью и в наши дни. Городецкая роспись способна сделать как любое изделие, так интерьер любого помещение по-настоящему эксклюзивным и оригинальным.
Рассматривая картины городецких художников, кажется, будто мы находимся в театре и наблюдаем самый настоящий спектакль. Герои будто позируют перед фотографом, объясняется это серьезными иконографическими традициями и мягким народным юмором.
Роспись станет украшением любого интерьера, отличаясь яркими и светлыми красками, простыми и наивными сюжетами, красивейшими растительными орнаментами. Индивидуальность и стиль отдельных элементов интерьера издавна пользуется спросом и служит как средство оживления обстановки придавая помещению особую атмосферу.
Городецкая роспись - это прекрасное отражение культуры России, манеры и языка. Она хранит традиционные ценности народа, оставаясь при этом модной и современной.
Все произведения ДПИ создаются по законам композиции, так же выполняется и городецкая роспись. Композиция включает в себя, составление, соединение, построение художественного произведения, образуя единое целое. Характер композиции определяется ритмом. Ритм способствует достижению ясности и выразительности композиции. Очень важна в росписи прорисовка деталей общего силуэта.
Работа художника, как и работа студента должна сочетать в себе основные правила и способности по созданию новых произведений искусства или изделий. Хорошо продуманная композиционная схема - основа всех художественных произведений.
При изучении городецкой росписи необходимо проводить работу в три этапа:
1. Изучение композиционных приемов в городецкой росписи.
2. Разработка эскиза будущего изделия.
3. Выполнение эскиза в натуральную величину.
Напрашивается итог всей проделанной работе, что исполнение
творческого проекта студентами, зависит от технических навыков и знаний законов настроения и гармонизации композиции. Следовательно, именно развитие пространственного мышления позволит студентам ДПИ, добиться высоких результатов в творческой и профессиональной деятельности.
Если взять за основу теорию, представленную И.С. Якимской, то стоит опираться на такие условия как:
1) Пространственное мышление формируется благодаря содержательности учебного предмета.
2) Обязательным условием является использование наглядного (графического материала).
3) В процессе решения поставленных задач необходим образ.
4) Проявление активности в процессе поставленных задач и решения их со способностью образного представления, являются особенными структурами пространственного мышления.
На уроках декоративно-прикладного искусства студентам необходимы эти четыре представленных приема, т.к. благодаря им можно выявить аналитическую, проектную и экспериментально-исследовательскую деятельность у студентов. Стоит отметить, что для студентов в процессе обучения, просто необходимо меть осуществлять, как авторскую, так и исполнительную деятельность. Это необходимые условия для овладения профессией художника ДПИ.
Как стало известно, развитие пространственного мышления у каждого из студента происходит абсолютно индивидуально, хотя условия обучения для всех одни.
Таким образом, можно заключить, что процесс умственного развития и структура мышления, складываются с учетом индивидуальных способностей и психологического развития.
В процессе изучения данного материала, мы проанализировали восприятие пространственного мышления у студентов и можем заключить, что именно выбор стратегий и методов поиска идей, формирует цель и решение поставленных задач по развитию пространственного мышления.
Несмотря на природную способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение обеспечивает высокий уровень формирования заложенных творческих способностей (М.Н. Скаткин).
Декоративно-прикладное искусство одна из эффективных наук развития творческих специализаций среди студентов, которое является частью народной культуры.
Народное искусство - это уникальный особенный мир духовных ценностей, в котором воплощена духовная энергия народа, она хранит и развивает нравственный потенциал этноса.
В качестве предмета обучения студентов ДПИ мы выбрали технику городецкой росписи. Г ородецкая роспись - это не только техника росписи, а также целая культура и уникальное ремесло Городецких мастеров. Изделия получается уникальными индивидуальными и особенными.
Поэтому искусство городецкой росписи уже в течение многих веков продолжает быть актуальным ремеслом.
Беря свое начало еще в 17 веке, городецкая роспись пользуется заслуженной популярностью и в наши дни. Городецкая роспись способна сделать как любое изделие, так интерьер любого помещение по-настоящему эксклюзивным и оригинальным.
Рассматривая картины городецких художников, кажется, будто мы находимся в театре и наблюдаем самый настоящий спектакль. Герои будто позируют перед фотографом, объясняется это серьезными иконографическими традициями и мягким народным юмором.
Роспись станет украшением любого интерьера, отличаясь яркими и светлыми красками, простыми и наивными сюжетами, красивейшими растительными орнаментами. Индивидуальность и стиль отдельных элементов интерьера издавна пользуется спросом и служит как средство оживления обстановки придавая помещению особую атмосферу.
Городецкая роспись - это прекрасное отражение культуры России, манеры и языка. Она хранит традиционные ценности народа, оставаясь при этом модной и современной.
Все произведения ДПИ создаются по законам композиции, так же выполняется и городецкая роспись. Композиция включает в себя, составление, соединение, построение художественного произведения, образуя единое целое. Характер композиции определяется ритмом. Ритм способствует достижению ясности и выразительности композиции. Очень важна в росписи прорисовка деталей общего силуэта.
Работа художника, как и работа студента должна сочетать в себе основные правила и способности по созданию новых произведений искусства или изделий. Хорошо продуманная композиционная схема - основа всех художественных произведений.
При изучении городецкой росписи необходимо проводить работу в три этапа:
1. Изучение композиционных приемов в городецкой росписи.
2. Разработка эскиза будущего изделия.
3. Выполнение эскиза в натуральную величину.
Напрашивается итог всей проделанной работе, что исполнение
творческого проекта студентами, зависит от технических навыков и знаний законов настроения и гармонизации композиции. Следовательно, именно развитие пространственного мышления позволит студентам ДПИ, добиться высоких результатов в творческой и профессиональной деятельности.
Подобные работы
- Развитие творческих способностей у детей младшего школьного
возраста на материале декоративно-прикладного искусства Урала
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Роспись по дереву как средство развития творческих способностей
студентов в системе художественного образования СПО
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОГО ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА
НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ДИЗАЙНЕРСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ
ССУЗА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
(в процессе освоения ДПИ)
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ДИСЦИПЛИНЫ «СТИЛИЗАЦИЯ»
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Игрушки народов Красноярского края как средство изучения художественных технологий и приобщения обучающихся к национальным культурным традициям
Бакалаврская работа, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ В ИНТЕРЬЕРЕ КАК ФАКТОР
РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА СТУДЕНТОВ
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У
СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНТЕРЬЕРА КАФЕ-КОНДИТЕРСКОЙ
Бакалаврская работа, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИИ У УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



