ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ 8
1.1. Дидактические принципы организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики в младших классах 8
1.2. Основное содержание умений, необходимых учащимися младших классов для выполнения самостоятельной работы 16
Выводы по 1 главе 33
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 35
2.1. Методическое обеспечение как одно из условий повышения эффективности самостоятельной работы учащихся на уроках математики в младших классах 35
2.2. Формирование навыков самостоятельной деятельности при обучении решению задач 39
Выводы по 2 главе: 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ЛИТЕРАТУРА 62
Великий русский педагог и мыслитель писал: «...Следует передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания. Эта способность. должна остаться с учеником и тогда, когда учитель его оставит, и дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной его души. Обладая такой умственной силой, извлекающее отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного учения». (Ушинский К. Д. Педагог.соч., т.2, М.-Л.,1988, с. 65)
Новый век, век глобализации технологий требует от каждого из нас еще более оперативной и эффективной, чем раньше, адаптации к новым условиям существования, ускоренного овладения новыми компетентностями, которые позволяют достойно отвечать на вызовы времени.
В связи с этим в последние годы резко повысилась роль образования в жизни каждого отдельного человека и всего человечества в целом. Обучение на протяжении всей жизни человека, обучение как единственно возможный в современных условиях способ жизнедеятельности человека - вот императив нашего времени, необходимая предпосылка и условие для эффективной деятельности человека во всех сферах общественного и личного бытия, а также для поступательного развития человеческого общества.
Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы учащихся над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, воспитание их творческой активности и инициативы.
Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности и необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.
Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Одним из важнейших общеучебных умений является умение выделять учебную задачу. При работе с книгой и другими источниками информации необходимы умение выделять учебную задачу, а также проводить активную мыслительную обработку текста, приводящую к запоминанию, т.е. умение делить текст на смысловые части, использовать смысловые опорные пункты, составляет план и логическую схему учебного материала.
«Наличие учебной задачи, - это, пожалуй, главное, что отличает учебную деятельность от любой другой».(1)
Уметь выделить учебную задачу - это значит ясно представить себе, какими навыками и знаниями необходимо овладеть, чтобы суметь выполнить какое-нибудь новое задание.
Ребёнок должен научиться выделять учебную задачу самостоятельно. Если он не видит учебной задачи за разнородными, не похожими друг на друга заданиями, то его учебная деятельность легко нарушается. Происходящее в классе он не понимает в должной мере, ему становится трудно учиться.
Например, на устном счёте, вместо того чтобы производить операции в уме, ученик, не понимающий стоящей перед ним задачи, пытается считать на счётах, палочках, спичках. И поскольку на первых порах это удаётся делать быстрее, чем другим ученикам в уме, он может оказаться на какое-то время в числе лучших и даже заслужить одобрение и похвалу учителя. Однако через некоторое время правильными приёмами работы, начинают опережать его. Ученик просто перестаёт понимать, что делается на уроке.
Дети тяжело переживают неудачи. Они теряют веру в себя и подчас приходят к выводу, что всё равно ничего не умеют, и не пытаются что - либо понять и усвоить на уроке - развивается так называемая интеллектуальная пассивность. По словам К.В. Бардина, «изучение причин показало, что значительная группа ребят не успевает именно из-за этого».(2)
Для оказания помощи ребёнку в этом случае, следует, во-первых, помочь ребёнку ликвидировать разрыв между его знаниями и знаниями основной массы учеников; во-вторых, нужно ликвидировать более глубокую причину интеллектуальной пассивности - подмену учебной задачи выполнением конкретного задания. Уже в начальных классах, детям нужно разъяснять, в чём заключается учебная задача каждого конкретного задания, и какое-то время систематически помогать в этом.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.
В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно
высокого уровня, самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.
Противоречие между необходимостью повышения эффективности обучения и неадекватностью существующей системы организации самостоятельной работы учащихся в процессе обучения математике в современных условиях определило проблему нашего исследования: может ли методическое обеспечение учебной деятельности учащихся младших классов на уроках математики, способствовать повышению уровня их самостоятельности при изучении математики?
Исходя из актуальности выше названной проблемы, недостаточности ее теоретической разработанности в современной педагогической теории, была определена цель исследования: разработать систему методического обеспечения самостоятельной работы учащихся.
Объект исследования: самостоятельная работа младших
школьников.
Предмет исследования: методическое обеспечение самостоятельной работы учащихся младших классов при обучении математике.
Так как важное значение при обучении младшего школьника математике имеет его умение решать задачи, мы предположили: эффективность самостоятельной работы на уроках математики будет выше, если будет создана целостная система методического обеспечения самостоятельной работы при обучении учащихся младших классов решать задачи.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ состояния разработанности
проблемы в современной научно-педагогической литературе.
2. Теоретически обосновать систему методического обеспечения самостоятельной работы по формированию умения решать задачи в младших классах.
3. Экспериментально проверить эффективность этой системы в процессе обучения математике младших школьников.
Новый век, век глобализации технологий требует от каждого из нас еще более оперативной и эффективной, чем раньше, адаптации к новым условиям существования, ускоренного овладения новыми компетентностями, которые позволяют достойно отвечать на вызовы времени.
Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы учащихся над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, воспитание их творческой активности и инициативы. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
Мы предположили: эффективность самостоятельной работы на уроках математики будет выше, если будет создана целостная система методического обеспечения самостоятельной работы при обучении учащихся младших классов решать задачи.
Рассмотрев дидактические принципы организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики в младших классах и основное содержание умений, необходимых учащимися младших классов для выполнения самостоятельной работы.
Определив понятие методическое обеспечение как учебнометодический комплекс предназначенный для обеспечения и сопровождения организации самостоятельной работы детей на уроках математики в младших классах. В его состав могут входить: рабочая программа по математике; учебник или учебное пособие, соответствующее рабочей программе по математике; методические указания по выполнению всех самостоятельных работ; перечень заданий и методические указания по выполнению предусмотренных учебным планом контрольных работ; тестовые задания для оценки остаточных знаний по математике; перечень и разработки мероприятий направленных на формирование знаний о культуре умственного труда; памятки по выполнению домашней работы, по решению задач (структурно-логические схемы) и т.д.; схемы всех видов задач.
Выполнив задачи нашего исследования, проведя экспериментальное исследование, мы убедились в верности нашего предположения.
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети, М., Педагогика, 1988г
2. Бабаинский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М: Педагогика,1981,с.5
3. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.Методика преподавания математики в начальных классах, М.,Просвещение, 1984
4. Баранов С.П., и др. Педагогика. - М: Просвещения, 1987,-с.261
5. Бардин К.В. Как научить детей учиться. -М.: Просвещение, 1987, - с.7.
6. Бардин К.В. Указ. Сочинение, с.9
7. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе М: Просв-е,1961, с.-16.
8. Глушков И.К. Методика работы над задачей в начальной школе, Йошкар-Ола,1999
9. Давыдов В.В., Проблемы развивающего обучения,М., Просвещение, 1986;
10. Демидова Т.Е. , Тонких А.П. Теория и практика решения текстовых задач,М., Академия,2002
11. Ермалаева Б.А. Учись учиться. - М.: Молодая гвардия, 1988,- с.17.
12. Ермолаева Б.А. Учись учиться. - М.: Молодая гвардия, 1988, - с.21.
13. Ермолова Б.А. Учись учиться. - М.: Молодая гвардия, 1988, -с.48.
14. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах, М., Академия, 2002;
15. Истомина Н.Б. Учимся решать задачи (1-4 кл.)М. Линка-Пресс,1998
16. Кулько В.А., Цехлистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. -М, 1983, с.10.
17. Кулько В.А., Цехмистрова Г.Д. Формирование у учащихся умений учиться. -М, 1983, с.67
18. Локалова И.П. Как помочь слабо успевающему школьнику, М., Альфа, 1993
19. Менчинская И.А. Проблемы учения и умственного развития школьников. - М: Педагогика, 19988, - с.119
20. Менчинская И.А., МороМ.И. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах, М., Просвещение,1965;
21. Моро М.И., Бантова М.А. Математика-2, М., Просвещение, 1987;
22. Моро М.И., Бантова М.А. Математика-3, М., Просвещение, 1988;
23. Моро М.И., Бантова М.А. Математика-4, М., Просвещение, 1989;
24. Пупский В.О. Азбука учебного труда: Книга для учителя М.: Просвещение, 1988.
25. Реброва Л.В «Памятка по анализу-синтезу//Проблемы дидактических средств обучения биологии в школе-М.,1970, с.-101-102
26. Реброва Л.К Указ. Сочинения, с.102
27. Сухомлинский К.А. Методика воспитания коллектива// Избр. Произведения: в 5 т. - Киев ,1979, т.1,с.76
28. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека// Избр. произв.: в 5 т. - Киев,1979,-т.2,-с.349
29. Теоретические основы содержания общего среднего образования./ Под ред. В.В. Краевского; И.Я. Лернера. - М,1983, с. 146-147
30. Шаталов В.Ф., «Точка опоры», М., Н.и Обр., 1987
31. Шорохова Е.В. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности и его значение для психологии мышления // Исследования мышления в советской психологии. - М., 1966, с.96.