ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ 6
1.1 Уроки физической культурой в школе и причины травматизма в их
процессе 6
1.2 Методические основы по предупреждению травматизма на уроках
физической культуры 11
1.3 Основные направления профилактики профилактика травматизма на
уроках физической культуры в различных возрастных группах 22
Выводы по первой главе 26
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ 27
2.1 Организация исследования 27
2.2 Проведение мероприятий по профилактике травматизма на уроках
физической культуры в разных возрастных группах 36
2.3 Результаты исследования 41
Выводе по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ 6
1.1 Уроки физической культурой в школе и причины травматизма в их
процессе 6
1.2 Методические основы по предупреждению травматизма на уроках
физической культуры 11
1.3 Основные направления профилактики профилактика травматизма на
уроках физической культуры в различных возрастных группах 22
Выводы по первой главе 26
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ 27
2.1 Организация исследования 27
2.2 Проведение мероприятий по профилактике травматизма на уроках
физической культуры в разных возрастных группах 36
2.3 Результаты исследования 41
Выводе по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Актуальность работы. Каждый день в мире в результате несчастных случаев погибает 2270 детей, это 830 000 детских смертей в год, еще несколько десятков миллионов детей попадают в больницы с травмами различной степени тяжести. Уровень детской смертности, связанной с травмами, в России-самый высокий в Европе и составляет более 13 000 детей в год или 35 в день. Последствие вреда травм приводит в 18-20 % к инвалидности. Легкие травмы нередко вызывают паталогические изменения в организме и в той или иной степени ограничивают функциональные возможности ребенка.
На сегодняшний день безопасности в образовательных учреждениях уделяют серьезное внимание организации работы по охране труда, предупреждению травматизма детей и работников. Но все же безопасность трудовых и учебных процессов в общеобразовательных учреждениях до сих пор, к сожалению, оставляет желать лучшего. По частоте случаев среди различных возрастных групп наибольший процент падает на детей 12—14 лет, на втором месте учащиеся младших классов (7—11 лет), на третьем — 15—16-летние подростки. У мальчиков повреждения, полученные на занятиях физической культурой, наблюдаются в два раза чаще, чем у девочек.
Эта печальная статистика красноречиво говорит о том, что проведение целенаправленной работы по профилактике спортивного травматизма среди школьников является важнейшей задачей, которую должны решать не только учителя физической культуры и тренеры, но и администрация школ, медицинские работники, родители учащихся.
Несчастные случаи с учащимися и воспитанниками, произошедшие во время учебно-воспитательного процесса, были и остаются трагедией, они приносят горе родителям, педагогическим работникам. Несчастный случай влечет за собой огромные потери рабочего времени для оказания первой помощи и последующего медицинского лечения. Отвлекается от своей основной работы большое количество различных специалистов для расследования несчастного случая. Расходуются средства на оплату труда всем специалистам, вовлеченным в этот процесс, на лечение и реабилитацию пострадавшего.
Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой и спортом является одной из важнейших задач преподавателей, тренеров, инструкторов, медицинских работников, дирекции школ. Однако не все и не всегда проводят эту работу регулярно и последовательно. Множество случаев нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводило и приводит учащихся к травмам.
Цель исследования - теоретическое и эмпирическое изучение профилактики травматизма на уроках физической культуры в различных возрастных группах.
Объект исследования - процесс профилактики травматизма на уроках физической культуры.
Предмет исследования - профилактика травматизма на уроках физической культуры в различных возрастных группах.
Гипотеза исследования: проведение комплекса мероприятий
(проведение инструктажа по технике безопасности, проверке оборудования в спортивном зале; повышение знаний причин возникновения телесных повреждений и их особенностей в различных видах физических упражнений и т.д.) помогут в профилактике травматизма на уроках физической культуры в различных возрастных группах.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме профилактики травматизма на уроках физической культуры в различных возрастных группах.
2. Изучить уровень травматизма в школе и его причины в различных возрастных группах.
3. Предложить систему занятий по профилактике травматизма на уроках физической культуры и выявить эффективность.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической и специальной литературы;
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
- анкетирование, наблюдение;
- количественный и качественный анализ результатов опытно - экспериментальной работы.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть эффективно использованы в процессе педагогической работы по профилактике травматизма на уроках физической культуры.
База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Варзи-Ятчинская средняя общеобразовательная школа (Удмуртская Республика).
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы.
На сегодняшний день безопасности в образовательных учреждениях уделяют серьезное внимание организации работы по охране труда, предупреждению травматизма детей и работников. Но все же безопасность трудовых и учебных процессов в общеобразовательных учреждениях до сих пор, к сожалению, оставляет желать лучшего. По частоте случаев среди различных возрастных групп наибольший процент падает на детей 12—14 лет, на втором месте учащиеся младших классов (7—11 лет), на третьем — 15—16-летние подростки. У мальчиков повреждения, полученные на занятиях физической культурой, наблюдаются в два раза чаще, чем у девочек.
Эта печальная статистика красноречиво говорит о том, что проведение целенаправленной работы по профилактике спортивного травматизма среди школьников является важнейшей задачей, которую должны решать не только учителя физической культуры и тренеры, но и администрация школ, медицинские работники, родители учащихся.
Несчастные случаи с учащимися и воспитанниками, произошедшие во время учебно-воспитательного процесса, были и остаются трагедией, они приносят горе родителям, педагогическим работникам. Несчастный случай влечет за собой огромные потери рабочего времени для оказания первой помощи и последующего медицинского лечения. Отвлекается от своей основной работы большое количество различных специалистов для расследования несчастного случая. Расходуются средства на оплату труда всем специалистам, вовлеченным в этот процесс, на лечение и реабилитацию пострадавшего.
Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой и спортом является одной из важнейших задач преподавателей, тренеров, инструкторов, медицинских работников, дирекции школ. Однако не все и не всегда проводят эту работу регулярно и последовательно. Множество случаев нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводило и приводит учащихся к травмам.
Цель исследования - теоретическое и эмпирическое изучение профилактики травматизма на уроках физической культуры в различных возрастных группах.
Объект исследования - процесс профилактики травматизма на уроках физической культуры.
Предмет исследования - профилактика травматизма на уроках физической культуры в различных возрастных группах.
Гипотеза исследования: проведение комплекса мероприятий
(проведение инструктажа по технике безопасности, проверке оборудования в спортивном зале; повышение знаний причин возникновения телесных повреждений и их особенностей в различных видах физических упражнений и т.д.) помогут в профилактике травматизма на уроках физической культуры в различных возрастных группах.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме профилактики травматизма на уроках физической культуры в различных возрастных группах.
2. Изучить уровень травматизма в школе и его причины в различных возрастных группах.
3. Предложить систему занятий по профилактике травматизма на уроках физической культуры и выявить эффективность.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической и специальной литературы;
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
- анкетирование, наблюдение;
- количественный и качественный анализ результатов опытно - экспериментальной работы.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть эффективно использованы в процессе педагогической работы по профилактике травматизма на уроках физической культуры.
База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Варзи-Ятчинская средняя общеобразовательная школа (Удмуртская Республика).
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы.
Решение первой задачи исследования показало, что основные причины чаще всего приводящие к травматизму, это - недостаточный врачебный контроль за состоянием здоровья, физической подготовленностью учащихся, нарушение дисциплины и установленных правил во время тренировок и соревнований, неудовлетворительное состояние мест занятий, пользование неисправным или не соответствующим антропометрическим данным занимающихся оборудованием, отсутствие строгого контроля за рациональной одеждой, обувью учащихся, неблагоприятные для проведения занятий или соревнований санитарно-гигиенические и метеорологические условия, не соответствующие физической подготовленности детей, нарушение методики проведения занятий, тренировок, соревнований и, наконец, недостаточная квалификация учителя (тренера).
Четкая организация труда учителя, тренера, соблюдение установленных правил и норм позволяет полностью исключить возможность возникновения несчастных случаев на уроках физкультуры и занятиях спортивных секций. Сознательное отношение к четкой организации труда, усвоение безопасных методов и приемов работы — залог полноценной профилактики детского травматизма.
Работа по профилактике детского травматизма должна вестись в трех основных направлениях:
1. Создание травмобезопасной среды, в которой пребывают дети;
2. Выработка у детей безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;
3. Обучение родителей по профилактике детского травматизма.
Для решения второй задачи были использованы метод анализа медицинской документации и опрос/анкетирование школьников.
При изучении документации медицинского кабинета и беседой с медицинской сестрой выяснили, что травмы в наибольшей степени получают учащиеся начальной школы и средней ступени обучения. Причем, с возрастом, количество травм увеличивается, достигая наибольших значений у детей 11-14 лет.
Анкетирование показало, что далеко не все дети знают правила техники безопасности на уроках физкультуры и соблюдают их. Дети младшего школьного возраста знают крайне мало правил, а в старшем возрасте знают больше правил, но не всегда их соблюдают. Также отмечено, что учитель не всегда вовремя проводит инструктаж с учащимися и напоминает им про технику безопасности.
Для решения третей задачи были проведены мероприятий с целью профилактики травматизма на уроках физической культуры в разных возрастных группах.
Задачи: разработать комплексный план, направленный на
предупреждение и профилактику травматизма участников учебновоспитательного процесса на 2016-2017 учебный год; систематически на первых уроках физкультуры в каждой четверти проводить инструктаж учащихся по правилам поведения и по охране труда и здоровья при занятиях физическими упражнениями; при объяснении упражнений, акцентировать внимание учеников на наиболее опасных факторах в той или иной ситуации при выполнении задания; повышение знаний причин возникновения телесных повреждений и их особенностей в различных видах физических упражнений; проверка состояние спортивных площадок, оборудования, инвентаря.
Результаты анализа травм на уроках физкультуры и анкетирования школьников всех ступеней обучения на контрольном этапе показали, что за время проведения экспериментального исследования снизился уровень травм в результате занятий на уроках физической культуры за счет того, что учащиеся были более проинформированы о правилах техники безопасности, ее необходимости. Также учителя физической культуры стали больше уделять внимания вопросам безопасности на уроках и информировании учеников, проводя инструктажи на каждом уроке.
Четкая организация труда учителя, тренера, соблюдение установленных правил и норм позволяет полностью исключить возможность возникновения несчастных случаев на уроках физкультуры и занятиях спортивных секций. Сознательное отношение к четкой организации труда, усвоение безопасных методов и приемов работы — залог полноценной профилактики детского травматизма.
Работа по профилактике детского травматизма должна вестись в трех основных направлениях:
1. Создание травмобезопасной среды, в которой пребывают дети;
2. Выработка у детей безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;
3. Обучение родителей по профилактике детского травматизма.
Для решения второй задачи были использованы метод анализа медицинской документации и опрос/анкетирование школьников.
При изучении документации медицинского кабинета и беседой с медицинской сестрой выяснили, что травмы в наибольшей степени получают учащиеся начальной школы и средней ступени обучения. Причем, с возрастом, количество травм увеличивается, достигая наибольших значений у детей 11-14 лет.
Анкетирование показало, что далеко не все дети знают правила техники безопасности на уроках физкультуры и соблюдают их. Дети младшего школьного возраста знают крайне мало правил, а в старшем возрасте знают больше правил, но не всегда их соблюдают. Также отмечено, что учитель не всегда вовремя проводит инструктаж с учащимися и напоминает им про технику безопасности.
Для решения третей задачи были проведены мероприятий с целью профилактики травматизма на уроках физической культуры в разных возрастных группах.
Задачи: разработать комплексный план, направленный на
предупреждение и профилактику травматизма участников учебновоспитательного процесса на 2016-2017 учебный год; систематически на первых уроках физкультуры в каждой четверти проводить инструктаж учащихся по правилам поведения и по охране труда и здоровья при занятиях физическими упражнениями; при объяснении упражнений, акцентировать внимание учеников на наиболее опасных факторах в той или иной ситуации при выполнении задания; повышение знаний причин возникновения телесных повреждений и их особенностей в различных видах физических упражнений; проверка состояние спортивных площадок, оборудования, инвентаря.
Результаты анализа травм на уроках физкультуры и анкетирования школьников всех ступеней обучения на контрольном этапе показали, что за время проведения экспериментального исследования снизился уровень травм в результате занятий на уроках физической культуры за счет того, что учащиеся были более проинформированы о правилах техники безопасности, ее необходимости. Также учителя физической культуры стали больше уделять внимания вопросам безопасности на уроках и информировании учеников, проводя инструктажи на каждом уроке.
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА РЕКРЕАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - Экспериментальное обоснование влияния здоровьесберегающих технологий на воспитание силы юношей, занимающихся тяжёлой атлетикой
Магистерская диссертация, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2021 - Воспитание ценностного отношения обучающихся здоровому образу жизни на уроках ОБЖ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1400 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА ПРОФИЛАКТИКИ ТРАВМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ПРОФИЛАКТИКИ ТРАВМ ОПОРНО-
ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 7200 р. Год сдачи: 2017 - Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни на уроках ОБЖ (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4620 р. Год сдачи: 2018



