Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЧЬ РАДИОВЕДУЩЕГО: ГРАММАТИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Работа №62512

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

русский язык

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
270
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ИДЕАЛА РАДИОВЕДУЩЕГО 9
1.1 Особенности языка современных СМИ 9
1.2 Говорящий и слушающий в процессе коммуникации 12
1.3 Специфика радиообщения 16
1.4 Формирование идеального радиоведущего 28
ГЛАВА II. РЕЧЬ РАДИОВЕДУЩЕГО В ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ 42
2.1 Студенческое радио UFM (КФУ): своеобразие проекта 42
2.2 Методика анализа речи радиоведущего 44
2.3 Анализ речи радиоведущих 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60


Актуальность исследования. В последние десятилетия все виды средств массовой информации настолько сильно вошли в современную жизнь, что без них трудно себе представить развивающееся общество. Именно посредством СМИ человек вовлекается в информационное пространство. В связи с тем, что влияние СМИ на аудиторию становится все более значимым, начинают возникать проблемы, связанные с социально-психологическими аспектами массовой коммуникации, а именно формирование неграмотной языковой личности. Ярче всего изменение речевого поведения отразилось именно в сфере публичного общения, вследствие чего обращение к радиоречи становится актуально. Речевое взаимодействие в устной публичной коммуникации - важная проблема лингвистики. На сегодняшний день мы можем наблюдать, насколько изменилась направленность радиостанций. В основном это развлекательный, очень доступный уровень, который в первую очередь отражается в речевой культуре. Все чаще мы слышим неправильно построенную речь дикторов: ошибки в ударении, неточность, что постепенно ухудшает речь и самих слушателей. Отмеченное выше определяет значимость изучения одной из важнейших составляющих радиокоммуникации, как формирование коммуникативного идеала радиоведущего.
Также необходимо добавить, что в пространстве радио эфира активно развивается конкуренция, и в связи с этим появился новый подход в отношении понимания работы радиоведущего. Необходимость разработки новых, творческих методов возникает уже на стадии подготовки и обучения специалиста этого профиля. У каждого ведущего появилась острая необходимость иметь нечто свое, что отличало бы его от других. В данном ключе грамотную речь, полную выразительности, экспрессии можно назвать отличительной чертой радиоведущего.
Радиовещание в интернете - абсолютно новый вид СМИ, переживающий бурный период своего развития и имеющий большое воздействие на общественное сознание. Поскольку традиционное радиовещание в силу его звуковой специфики всегда отличалось большой силой влияния на общественное мнение, то можно с уверенность говорить о том, что онлайн-радио обрело дополнительный арсенал для взаимодействия с массовым сознанием. В условиях активного использования Интернет-технологий в журналистской деятельности происходит переосмысление значения Интернета и критериев оценки современного журналиста.
В современном научно-педагогическом информационном поле представлены различные подходы в трактовке понятия коммуникативной культуры: методологический (Е.В. Бондаревская, Н.В.Кузьмина, В.А.
Сластенин, Г.И. Щукина и др.), мировоззренческий (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов и др.), психологический (Б.Г. Ананьев, Г. М. Андреева, И. А. Зимняя, И. Б. Котова, А. А. Леонтьев, Е.И. Рогов, Ю.А. Шерковин и др.), социологический (Т.М. Дридзе, С.И. Самыгин, А.А. Реан, Е.В. Руденский и др.), лингвистический (Б.Н. Головин, Н.Н. Кохтерев, А.К. Михальская и др.), искусствоведческий (П.М. Ершов, А.А. Мурашов и др.), адаптивный (В.Т. Ащепков, Г.М. Якушева и др.), духовный (А.И. Солженицын, Э.В. Соколов и др.), что объясняется взаимопроникновением научных знаний из одной области в другую.
Большинство исследователей, которые занимаются проблемами изучения языковой личности, обращаются к сфере устной публичной речи: Е.В.Осетрова, О.С. Иссерс, Ю.С. Паули, А.В. Голоднов и др. Авторы анализируют речь участников различных сфер коммуникации и пытаются определить своеобразие речевого высказывания диктора.
Степень изученности. При изучении тенденций языка масс-медиа лингвистами прежде всего рассматривались печатные СМИ, в последнее время также заметен интерес к телевизионной речи, в то время как особенности речи радиоведущего практически не анализировались. Несмотря на то, что аудиовизуальный способ получения информации уже давно стал привычным, многие аспекты темы пока недостаточно разработаны. Данной теме посвящено совсем немного работ, среди которых к отечественным исследованиям можно отнести монографию Нестеровой Н.Г., где рассматривается специфика реализации оценки в спонтанном радиодискурсе. Оценка рассматривается как единица коммуникативного уровня, акцент делается на оценке радиоведущим прагматических факторов, составляющих коммуникативную ситуацию. Выявляются объекты оценивания и интерпретации, типы оценок, средства языкового выражения позитивной и негативной оценок, характерных для информационно-аналитического и развлекательного радиодискурса. В рамках изучения проблемы речевого взаимодействия в сфере радиокоммуникации в докладе Патрушевой Е.В. делается попытка создать образ идеального говорящего (радиоведущего) и идеального слушающего (радиослушателя). Задача данной работы состоит в определении категорий «идеального радиоведущего» и «идеального радиослушателя».
Новизна работы заключается в том, что впервые проанализирована речь ведущих радио UFM программы «Утру-Да» в лингвистическом и психолингвистическом аспектах.
Объект данного исследования - речь дикторов студенческого радио UFM программа «Утру-да!».
Предметом исследования являются грамматическое и психолингвистическое своеобразие речи радиоведущих программы «Утру- да!».
Материалом для анализа послужили расшифровки записей передач студенческого радио UFM программа ”Утру-да!”.
Цель исследования - выявить специфику речи радиоведущего, его коммуникативный потенциал.
Гипотеза исследования - построение речи напрямую связано с целевой аудиторией, а также поставленной коммуникативной задачей проекта.
Данная гипотеза предполагает решение следующих задач:
1. Провести теоретическое исследование особенностей языка современных СМИ;
2. Изучить научную литературу, посвященную вопросам исследования речи радиоведущего;
3. Разобрать понятия «речевой коммуникативный акт», «коммуникативный идеал»;
4. Выявить своеобразие речи радиоведущего.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись следующие научные методы: метод научного описания, основной прием которого - анализ (при изучении речевой деятельности радиоведущих и при описании средств языкового воплощения исследуемых квалификативных категорий); инструментальный метод осуществлялся на этапе сбора материала для исследования путем записи речи радиоведущих на цифровые носители; метод включенного наблюдения позволял получить максимально достоверный языковой материал; опрос среди радиослушателей; обобщение.
Теоретико-методологической базой данного исследования послужили работы известных авторов в области лингвистики, в частности, Кубряковой Е.С., Караулова Ю.Н., Виноградова В.А. и другие.
Обрабатывая материал, посвященный изучению речи радиоведущего, мы опирались на работы Нестеровой Н.Г, Патрушевой Е.В., Курановой Т.П.
Эмпирической базой исследовательской работы стали эфиры передачи «Утру-да!». Хронологические рамки составляют период с
01.09.2015 по 30.05.2016.
Практическая значимость. Основные положения работы могут быть использованы как радиоведущими-практиками в создании развлекательных программ, так и исследователями при написании теоретических и прикладных работ, направленных на изучение специфики речи радиоведущих, а также данные теоретические положения и выводы могут быть предпосылкой для научного обеспечения подготовки специалиста нового типа, модернизации учебно-педагогического процесса, обновления содержания новой нормативной базы высшего образования, создания авторского базового курса, авторских программ, учебных пособий, спецкурсов и семинаров, посвященных проблеме речи современных дикторов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава «Теоретическое исследование коммуникативного идеала радиоведущего» состоит из пяти параграфов - «Особенности языка современных СМИ», «Говорящий и слушающий в процессе коммуникации», «Специфика радиообщения» и «Формирование идеального радиоведущего».
Во второй главе «Речь радиоведущего в лингвистическом и психолингвистическом аспектах» детально анализируются расшифровки радиоэфиров программы «Утру-Да!». Особое внимание уделяется
коммуникативной стратегии ведущего и грамотности его спонтанной речи.
Апробация магистерской диссертации. Полученные результаты исследования были апробированы на студенческих научных конференциях, а также в конкурсе научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященных традициям и современной языковой культуре русскоязычного населения РТ.
Перспектива исследования. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости изучения степени влияния коммуникативных стратегии и речевых моделей на речевое поведение слушающих.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Во все времена язык СМИ являлся фактором, оказывающим серьезное влияние на развитие социума. Если в конце ХХ в. медиа-язык был образцом того, как надо говорить, то сегодня иная «ценностная установка». В газетах, на радио и телевидении говорят простым, доступным языком (куда входят и ошибки, нарушения), литературные нормы русского языка забываются. И это признается в обществе нормальным, потому что «плохо» говорят все (политики, знаменитости, спортсмены и др.) И, конечно, этому есть объяснение. Современный человек - это свободная личность, которая стремиться к самовыражению и раскрепощенности во всем, в том числе и в речи, а СМИ в свою очередь этому способствуют, вводя в лексику неологизмы, иностранные слова, жаргон, объясняя это тем, что таким образом они становятся ближе к аудитории.
За годы существования СМИ их роль, функция, цели значительно изменились. Если во времена советского союза был один государственный канал, радиостанция и несколько газет, то на сегодняшний день их количество выросло в сотни. А это значит, что на первый план перед СМИ встает новая задача - борьба за внимание аудитории, при этом некоторые медиа используют не самые лучшие методы. Однако несмотря на те условия, которые диктует нам современная ситуация в обществе, любой ведущий (будь то на радио, телевидении) должен соблюдать коммуникативную культуру. Умение подбирать нужные слова, деликатно решать трудные вопросы, подстраиваться под обстоятельства - эти навыки не появляются сами по себе. Это результат долгой работы над собой. Важно, что актуальность владения этими искусствами остается и сегодня.
Ведение радиоэфира имеет как свои трудности, так и уникальные особенности. Перед выходом в эфир ведущий должен учитывать специфику аудитории, ее психологическую рассредоточенность, разнообразие, многочисленность, отсутствие свойства «заражения». Знание этих
особенностей поможет как опытному ведущему, так и начинающему подготовить успешное выступление.
В данной работе сделана попытка найти коммуникативный идеал на примере анализа образа идеального радиоведущего. При исследовании нами был использован материал социологического характера, составленный на основе анализа проведенного психолингвистического эксперимента. Хотя, как показывает статистика, результаты эксперимента не носят абсолютный характер, т.к. большинство выше перечисленных признаков относятся к субъективному восприятию определенной социальной группы. Тем не менее, следует сказать, что образ идеального радиоведущего заложен в сознании современного человека. В то же время он постоянно варьируется, меняется в зависимости от уровня общества на данном этапе развития. Подобные изменения в речи зависят от восприятия индивидуальных черт радиоведущего радиослушателем. Поскольку стиль речи у каждого радиоведущего носит индивидуальный характер, то это является неотъемлемой частью его образа. Он проявляется в наиболее частом употреблении модусных смыслов в речевом высказывании, которые в большинстве своем различны. Однако между ними есть определенное сходство. Их общность заключается, прежде всего, в стремлении радиоведущего выделиться и запомниться аудиторией, которая находится в данный момент в зоне его речевого воздействия.
Проанализировав выпуски эфиров программы «Утру-Да!», мы можем сделать вывод, что наиболее распространенными нарушениями являются: орфоэпические ошибки (неправильная постановка ударения), синтаксические речевые ошибки (неверное грамматическое согласование, неправильное грамматическое управление); лексические речевые ошибки (неудачный выбор синонимов, плеоназм), морфологические речевые ошибки (неверное использование качественных и количественных числительных, неправильное образование некоторых падежных форм имен существительных). Что
касается речи дикторов можно отметить, что в целом она умеренная,
спокойна, тембр голоса приятен, темп плавный. Однако необходимо отметить и некоторые погрешности звучащей речи ведущих, такие как аканье, многочисленные и зачастую неуместные звуковые способы поддержания контакта с собеседником, выражение согласия. Во время особо бурных обсуждений мысли ведущих бегут быстрее языка и что приводит к кратковременному заиканию.



1. Айтенова И.К., Балобанова Л.А. Речевое поведение радиоведущего в ситуациях коммуникативного дискомфорта (на примере программ информационно-развлекательного вещания). Вестник Томского государственного университета. Филология. 2016. № 5 (43). С. 5-23.
2. Антонова Л.Г., Рахманова И.С. Коммуникативный паспорт эталонной коммуникативной личности: теоретическое обоснование и практика обучения // Коммуникативные исследования 2003. Воронеж, 2003.
3. Арутюнова Н.Д. Жанры общения // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис: Сб. науч. тр. М., 1992.
4. Бараневич, Ю. Д. Жанры радиовещания (проблемы становления, формирования, развития) Текст. / Ю. Д. Бараневич. Киев - Одесса : Головное издательство издательского объединения «Вища школа», 1978. - 193 с.
5. Бессарабова Н.Д. О точном употреблении слова в современных СМИ и рекламе. Медиалингвистика. 2016. № 3 (13). С. 99-111.
6. Бодалев А.А. Психология общения. М., 1998. - 135 с.
7. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: Уч. пособ. / 4-е изд. - М. : Флинта : Наука, 2009. - 520 с.
8. Васильев, А.Д. Слово в телеэфире: очерки новейшего
словоупотребления в российском радиовещании Текст. / А.Д. Васильев. Красноярск, 2000.
9. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи». 2-е изд. ростов н/д, 1999.
10. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Катаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. 14-е издание. ростов н/д,
2005.
11. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Чихачев В. П. Культура и техника речи: учебное пособие. ростов н/д, 1994.
12. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. м., 1993.
13. Гак В.Г. Высказывание и ситуация // Проблемы структурной лингвистики. 1972. М., 1973. С. 349—372.
14. Глушкова В.Г. Коммуникативный идеал в контексте деловой культуры России. Наука. Искусство. Культура Выпуск 2 2013— 193с.
15. Гойхман О.Я. Основы речевой коммуникации /О.Я. Гойхман. - М.: ИНФРА-М, 1997. — 272с.
16. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988. - 320 с.
17. Гончарова Т. В. Речевая культура личности: Практикум / М.: Флинта: Наука, 2012. - 240 с.
18. Гончарова Л.М. Коммуникативные возможности речевых тактик в рекламных текстах / Вестник МГОУ, № 2, 2010. - 312 с.
19. Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. — Л.,
1971.
20. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1989.
21. Дьякова Л.Н. Русская авторская песня в лингвистическом и коммуникативном аспектах. Автореф. дисс...канд. филол. н. Воронеж,
2007. - 24 с.
22. Ермоленкина Л. И. Модели взаимодействия автора и адресата в дискурсивном пространстве информационно-развлекательного радио // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2008. - № 3. - С. 1826.
23. Ермоленкина Л. И. Диалог как дискурсообразующий фактор информационного радио // Вестник Томского государственного университета. -2009.-№ 325.-С.18-24.
24. Жолудь Р. Профессиональная этика журналиста в социальных медиа: новые вызовы // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика.
2012. No 1. С. 167-171.
25. Захарова Е.П. Коммуникативные категории и нормы // Хорошая речь. Саратов, 2001.
26.Зильберт, Б.А. Социопсихолингвистическое исследование текстов радио, телевидения, газеты Текст. / Б.А. Зильберт. Саратов: СГУ, 1986.
27. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
28. Кармин А.С. Культурология. - СПб.: Лань, 2004. - 926 с.
29. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М.: Политиздат: Прогресс, 1990.
30. Кийт, М. Радиостанция Текст. / М. Кийт ; пер. с англ. А. И. Филе-кина. М.: Мир, 2001. - 467 с.: ил. - (Мультимедиа для профи).
31. Клюев Ю. В. Радиожурналистика: основы профессии : учеб. пособие / СПб. : Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций» СПбГУ, 2015. — 151 с.
32. Козырев В. А. Современная языковая ситуация и речевая культура: учеб. пособие / М.: Флинта: Наука, 2012. - 184 с.
33. Костомаров, В. Г. Языковой вкус эпохи: из наблюдений за речевой практикой масс-медиа/В. Г. Костомаров. -3-е изд., испр. и доп. -СПб.: Златоуст, 1999. (Язык и время; вып. 1). -С. 33.
34. Кубрякова Е.С. Языковое сознание и языковая картина мира //Филология и культура. Тамбов: Изд.во Тамб. гос. ун.та, 1999.
35. Куранова Т. П. Языковая игра в речи теле- и радиоведущих : автореф. дис. . канд. филол. наук / Т. П. Куранова. Ярославль, 2008. — 23 с.
36. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога Минск, 1988. — 304 с.
37. Леви Вл. Искусство быть другим. - Знание, 1980. — 384с.
38. Леонтьев А. А. Психология Общения. - 3-Е Изд. - М.: Смысл, 1999. - 365 с.
39. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений Том седьмой. Труды по филологии (1739-1758 гг.)М., —Л., Издательство Академии наук СССР, 1952— 457 с.
40. Лукина М. М Технология интервью М.: Аспект Пресс, 2003. — 191 с.
41. Мошков, К. Радиовещание для начинающих // www.moshkow.net : домашняя страница Кирилла Мошкова. М., 1996-2007.
42. Нестерова Н.Г. Коммуникативно-прагматический потенциал оценки в речи радиоведущего. Вестник Томского государственного университета. 2011. № 353. С. 30-33.
43. Носенко Э.А. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. Днепропетровск, 1975. — 46 с.
44. Носкова О.А. Лингвокогнитивный стиль журналиста: от механизмов обработки информации к языковой картине мира. Филология и человек. 2013. № 4. С. 112-119.
45.Овчинников В.А. Организация системы управления качеством творческих процессов в региональной мультимедийной компании // АГУ. Раздел Филология. 2011. No2-1(70). C. 148-152.
46. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности /А.П. Панфилова.- СПб. Знание, 2001.— 235с.
47. Прохоров Ю. Е. Русские: коммуникативное поведение.: учеб. пос. / 4е изд. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 328 с.
48. Ружников, В. Н. Так начиналось: Историко-теоретический очерк советского радиовещания, 1917 1928 Текст. / В. Н. Ружников. - М.: Искусство, 1987.-208 с.
49. Сабитова З. К. Лингвокультурология: учебник / М. : ФЛИНТА, 2013. — 524 с.
50. Сапожникова И.А. Тенденции речевой культуры в процессе глобализации. Вестник Челябинского государственного университета.
2008. № 10. С. 18-23.
51. Светлова Ю.И. Диктор как нравственно-риторический эталон эпохи:
диахронический аспект. В сборнике: Исследовательская деятельность студентов: научные и прикладные аспекты общественных и
гуманитарных дисциплин Сборник научных статей. Москва, 2015. С. 216-226.
52. Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты Учебное пособие М.: Флинта: Наука, 2003. — 186с.
53. Смирнов, В. В. Жанровая система радиожурналистики. Становление. Эволюция развития. Структура Текст. / В. В. Смирнов ; Рост. гос. унт, Регион, обществ, фонд поддержки писателей и литераторов Дона. Ростов н/Д : Литфонд, 2004. - 75 с.
54. Стернин И.А. Русский коммуникативный идеал (экспериментальное исследование) / Русское и финское коммуникативное поведение. Вып.
2. С.-Петербург, 2001, — с.13
55. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. - 2-е изд. — М.: ИКАР, 2005. — 250 с.
56. Харченко В.К. Поведение: от реального к идеальному. - Белгород: Изд-во БелГУ, 1999. - 272с.
57. Химик В.В. Ментальная инфантильность в русской социокультурной и речевой действительности. Мир русского слова. 2011. № 1. С. 31-37.
58. Хок Р.Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. Секреты выдающихся экспериментов.— Прайм-Еврознак, 2003.—416с.
59. Шаховский В.И. Эмотивный компонент значения и методы его описания. — Волгоград: Изд-во ВГПИ, 1983.
60. Шувалова М.В., Кислицына Е.Ф., Макрева Е.А. Роль СМИ в социализации подрастающего поколения. Экономика. Вопросы школьного экономического образования. 2006. № 3. С. 65-80.
СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ:
1. Альмуханова А. Б. Большая психологическая энциклопедия.— М.:Эксмо, 2007. — 542 с.
2. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Изд. 4-е, доп. М., 1997.
3. Кожина М.Н. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной; члены редколлегии: Е.А. Баженова, М.П. Котюрова, А.П. Сковородников. — 2-е изд., испр. и доп. — М. Флинта: Наука, 2006. — 696 с.
4. Розенталь, Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов/Д. Э. Розеталь, М. А. Теленкова. -М.: АСТ, 2001. -С. 225.
5. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1999. — Т. 1.
6. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. 1999. — 540с.
ИСТОЧНИКИ:
1. Демо-записи эфиров студенческой радиопрограммы «Утру-Да!».
2. Набокова, М. Интерактивность на радио Электронный ресурс. / М.
Набокова // Рекламные технологии. Радиотехнологии. Масс-медиа. - Бишкек (Кыргызстан), 2007- . Режим доступа:
http://zonekg.narod.ru/radio/interaktiv.htm.
3. Набокова, М. Правила работы ведущего музыкальных программ Электронный ресурс. / М. Набокова // Радиовещательные технологии /
С. Комаров; ООО «Радиовещательные технологии». М., 2007- . - Режим доступа: http://www.radiostation.ru/music/djs.html.
4. Стернин И.А. Русский коммуникативный идеал (экспериментальное исследование) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://commbehavior.narod.ru/RusFin/RusFin2001/Stemin1.htm


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ