Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННОГО ГАЗЕТНОГО ЗАГОЛОВКА

Работа №22121

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы78
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
697
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Заголовок и его функции в структуре медиатекста 6
1.1 Определение заголовка 6
1.2 История заголовка и его роль в современном медиатексте 7
1.3 Функции заголовка 9
1.4 Структура заголовка 14
2 Психолингвистический аспект и его роль в современных газетных
заголовках 19
3 Типология современных газетных заголовков 29
3.1 Типы газетных заголовков в современных печатных СМИ 29
3.2 Классификация современных газетных заголовков
с учетом психолингвистического аспекта 34
4 Психолингвистический аспект и его роль в современном
газетном заголовке 42
Заключение 69
Список использованных источников 71
Приложение А Популярность печатных СМИ


Человек находится в постоянном информационном потоке, из которого он получает деловой, развлекательный, новостной контент. За последние десятилетия технические средства коммуникации достигли высокого уровня, тем самым увеличив информационную нагрузку на человека. Рынок масс-медиа переполнен предложениями, в результате чего конкуренция возрастает с каждым годом.
Однако такая конкуренция приводит к тому, что средствам массовой информации приходится буквально бороться за аудиторию. Печатным СМИ с каждым годом становится это делать сложнее, о чем можно судить по таким явлениям как падение тиражей и отсутствия интереса среди молодежи. Многие видят выход из сложившейся ситуации в создании редакций нового типа. При этом забывая, что мотивация читателя должна исходить от самих газет и журналов.
Газетный заголовок вместе с фотографиями и дизайном является ключевым элементом печатных СМИ. Ни она газета или журнал не может обойтись без заголовка. Данный элемент воздействует на сознание читателя первично. Поэтому он является основой для мотивации аудитории.
Мотивация - механизм психологического воздействия на сознание личности, который побуждает его к тому или иному действию. В сфере средств массовой коммуникации мотивация направлена на повышение интереса к содержанию: читатель выберет тот текст, который заинтересует его в большей степени. Любой текст - это элемент лингвистики. И повышение мотивации к прочтению происходит посредствам введения психолингвистического аспекта в текст. Заголовок - начало любого текста.
В данной исследовательской работе будет рассматриваться роль психолингвистического аспекта в газетном заголовке, разработана его типология, которая повысит интерес к печатным СМИ и увеличит эффективность воздействия на аудиторию.
Актуальностью моего исследования является то, что данная работа наглядно демонстрирует важность применения психолингвистических механизмов при создании газетных заголовков. На сегодняшний день многие издания используют газетные заголовки шаблонного типа или применяют психолингвистические методы в другом ключе. Поэтому такие заглавия не достаточно мотивируют аудиторию. Таким образом, данная работа показывает уровень воздействия газетного заголовка, разработанного с учетом психолингвистики, доказывает эффективность правильного его применения.
Степень изученности проблемы: Газетный заголовок рассматривается в работах авторов Ю. М. Лотмана, Е. А. Земской, А. А. Зализняка, В. П. Белянина, С. М. Гуревича, Э. А. Лазаревой, Г.С. Мельника, А.Н. Тепляшиной с различных сторон, однако с точки зрения психолингвистического аспекта и его роли в практическом применении заголовок рассмотрен не был.
Объектом исследования являются газетные заголовки.
Предметом исследования является эффективность использования психолингвистических механизмов в газетных заголовках.
Цель работы заключается в доказательстве эффективности в применении психолингвистического методов в газетных заголовках.
Задачи:
1. Рассмотреть место газетного заголовка в структуре медиатекста, выявить его функции.
2. Ознакомиться с понятием психолингвистический аспект и его ролью в медиасфере.
3. Провести анализ газетных заголовков и разработать собственную классификацию.
4. Доказать с помощью анкетирования эффективность газетного заголовка, созданного с учетом психолингвистических закономерностей воздействия текста.
Теоретической базой послужили газетные заголовки из различных федеральных, краевых и муниципальных изданий, научные статьи по смежным темам, учебная литература, электронные ресурсы, результаты анкетирования.
Эмпирическую базу составили тексты заголовков традиционных и электронных масс-медиа.
В работе были использованы следующие методы: контент-анализа, анкетирование, синтез.
Г ипотезой диссертационного исследования выступает предположение о том, что газетный заголовок созданный с учетом психолингвистического аспекта, воздействует на сознание аудитории эффективнее, мотивирует к прочтению текста.
Новизна исследования заключается в том, что данная работа впервые демонстрирует необходимость применения психолингвистического аспекта газетных заголовков на практике с учетом современных тенденций.
Теоретическая значимость исследования обеспечена тем, что оно может стать частью общей теории медиатекста и теории массовых коммуникаций; работа дает представление о типах газетных заголовков, использования в их написания психолингвистического аспекта.
Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего использования результатов проведенной работы в развитии коммуникативной возможности СМИ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наша работа была посвящена изучению психолингвистического аспекта и его роли в современных газетных заголовках. В ходе работы мы рассмотрели роль и историю газетного заголовка, его место в современном медиа-тексте и выяснили, что заглавие печатного СМИ часто определяется в качестве отдельного текста, а также имеет огромное значение для читателя.
Заголовок рассматривается многими исследователями по-разному. Выделив его в отдельный текст, мы получили возможность исследовать его как отдельную единицу общего контента. Такой подход демонстрирует важность и значение современного газетного заголовка, позволяет рассмотреть его в качестве основного механизма воздействия на аудиторию. Оттолкнувшись от этого вывода, мы также изучили функции газетного заголовка, которые подтвердили нашу гипотезу.
Учитывая тот факт, что в нашем исследовании мы определяем заголовок как отдельный текст и демонстрируем его важность для современных газет, возникает необходимость изучать газетные заголовки отдельно и принимать во внимание их функции. К одной из таких функций относится повышение мотивации аудитории газет к изучению содержания.
В нашей работе мы доказали, что мотивация читателя - система взаимодействия сознания и подсознания. Влияние на эту систему, в большинстве случаев, оказывается через речь, а, соответственно, через текст. Являясь отдельным текстом, заголовок должен оказывать влияние на эту систему путем различных языковых сигналов, чем и будет повышать мотивацию и интерес аудитории к прочтению. А повышенная мотивация побудит читателя получать информацию именно из газет.
Современных источников информации существует великое множество. Люди сегодня предпочитают получать новости в Интернете, телевидению или радио. У современных молодых людей мотивация снижена. Поэтому авторам текстов необходимо искать новые способы воздействия на сознание аудитории.
В ходе нашего исследования мы предположили, что психолингвистический аспект в газетных заголовках может сыграть ключевую роль и побудить людей читать газеты больше и чаще. Нами было проведено анкетирование и контент-анализ заголовков современных СМИ. Результаты исследования подтвердили нашу гипотезу. Поэтому использование заголовков в печатных СМИ с учетом психолингвистического аспекта повысит мотивированность современной аудитории к прочтению контента, чем возведет газеты в статус востребованных среди молодого поколения.



1 Азнаурова Э.С. Прагматика художественного слова Текст. / Э.С. Азнаурова. - Ташкент, 1988.
2 Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания: учебное пособие / Б.Г. Ананьев. - Москва: Наука, 2001.
3 Текст как явление культуры: науч. изд. / Г.А. Антипов, О.Н.
Донских, И.Ю. Марковина, Ю.А. Сорокин. - Новосибирск, 1989.
4 Ахутина Т.В. Психолингвистические проблемы семантики: науч. изд. / Т.В. Ахутина, Т.Н. Наумова; под общ. ред. А. А. Леонтьева. - Москва: Наука, 1983.
5 Басовская, Е.Н. Риторические вопросы в современной публицистике Текст. / Е.Н. Басовская // Русская речь. 2004. - №1.
6 Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста: научное издание / В.П. Белянин. - Москва: Изд-во МГУ, 1988.
7 Блисковский З.Д. Муки заголовка. Изд. 2-е, пераб. и доп. учебное пособие / З.Д. Блисковский - Москва: «Книга», 1981.
8 Большая Советская энциклопедия - М., 1957. - 352 с.
9 Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. - М., 2003.
10 Введенская Л.А. Проблема общедоступности языка газеты. Методы исследования журналистики: учебное пособие / Л.А. Введенская - Ростов, 1981. - 68-79 с.
11 Верещагин Е. М. Порождение речи: латентный процесс: учебное пособие / Е. М. Верещагин - Москва: Изд. Моск. ун-та, 1968.
12 Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку: учебное пособие / Винокур Г. О. - Москва: Просвещение, - 132 c., 221 с.
13 Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения: Текст / Т.Г. Винокур,- Москва: Просвещение, 1993. - 256 с.
14 Вомперский В. А. К изучению синтаксических структуры газетного заголовка: учебное пособие / В. А. Вомперский - Москва: Искусство публикации, 1966. - 4 с.
15 Выготский Л.С. Мышление и речь: Собр. соч. в 8 т. Т. 2. / Л.С. Выготский, - Москва: Педагогика, 1982.
16 Г альперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования: науч. изд. / И. Р. Г альперин, Москва: КомКнига, 2006.
17 Ганеев Б.Т. Язык: учебное пособие / Б.Т. Ганеев, - Уфа: изд. БГПУ,2001.
18 Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию: учебное пособие / И.Б. Голуб, - Москва: Айрис-пресс, 2004. - 389 с.
19 Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие для вузов / С. М. Гуревич, - Москва: Аспект Пресс, 2004.
20 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т.: - Москва: Русский язык, 1978.
21 Доблаев Л.И. Логико-психологический анализ текста. Текст / Л.И. Доблаев, - Саратов, 1969.
22 Добросклонская Т.Г. «Язык средств массовой информации»: науч. изд. / Т.Г. Добросклонская, - Москва: «КДУ», 2012. - 48 с.
23 Жинкин Н.И. Механизмы речи: учебное пособие / Н.И. Жинкин, - Москва: изд. Академии педагогических наук, 1958.
24 Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации. Англо-русский толковый словарь концепций и терминов: учебное пособие / Л.М. Землянова, - Москва: Изд. МГУ, 2004.
25 Зимняя Н.А. Смысловое восприятие речевого сообщения: учебное пособие / Н.А. Зимняя, - Москва: Наука, 1976.
26 Клушина, Н.И. В какие игры мы играем / Н.И. Клушина // Русская речь. 2003. - № 1.
27 Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности: учеб. пособие для вузов / В.А. Ковшиков, В.П. Глухов, - Москва: Астрель, 2007.
28 Кожина Н.А. Способы выражения заглавия в заглавиях художественных текстов. Проблемы экспрессивной стилистики: учебное пособие / Н.А. Кожина, - Ростов н/Д, 1987. - с. 21-30.
29 Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. Текст / В. Г. Костомаров, - СПб.: Златоуст, 1999. - 174 с.
30 Кубрякова Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности: учебное пособие / Е.С. Кубрякова, - Москва: Наука, 1986.
31 Леонтьев А. А. Психолингвистика: Тенденции развития психологической науки: учебное пособие / А. А. Леонтьев, - Москва: Наука, 1989. 144 с.
32 Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. - Изд. 3-е: учебное пособие / А. А. Леонтьев, - Москва: Смысл, 2003. 16 с., 19 с.
33 Леонтьев А. А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации: учебное пособие / А. А. Леонтьев, А. С. Маркосян,Ю. А. Сорокин, - Москва: Смысл, 2008. - 23 c., 54 с.
34 Леонтьев А. А. Психолингвистика. Психологический словарь. Изд. 2-е.: учебное пособие / А. А. Леонтьев, - Москва: Изд. Лабиринт, 1996. 298 с.
35 Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность: учебное пособие / А.А. Леонтьев, - Москва: Просвещение, 1969. 16 с., 102 с.
36 Лурия А.Р. Нейропсихологический анализ предикативной структуры высказывания. Теория речевой деятельности: науч. изд.: / А.Р.Лурия, Л. С. Цветкова, - Москва: Изд. МГУ, 1968.
37 Лютая, A.A. Информативность современного газетного заголовка и его прагматические возможности / A.A. Лютая // Аксиологическая лингвистика:проблемы теории речевых жанров, лингвогендсрологии и стилистики: сб. науч. тр. / под ред. H.A. Красавского. — Волгоград, 2008.
38 Мельник Г. С. Основы творческой деятельности журналиста. Учебное пособие / Г. С. Мельник, А. Н. Тепляшина, - СПб.: Изд. Михайлова В. А., 2004. 137-138 с., 142-164 с.
39 Москвин В.П. Интертекстуальность: Понятийный аппарат. Фигуры, жанры, стили: учебное пособие / В.П. Москвин, - Москва: URSS, 2011.
40 Ноздрина Л. А. Современная стилистика: учебное пособие / Л. А. Ноздрина, - Москва: Академия, 2008. - 179 с., 182 с.
41 Ожегов С. И. Словарь русского языка. / С. И. Ожегов, — Москва: ОГИЗ, 1952.
42 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. учебное пособие /С.Л. Рубинштейн -СПб.: Изд. Питер, 2002.
43 Стилистический энциклопедический словарь русского языка [Электронный ресурс]: Словари и энциклопедии на Академике / Электрон. Справочник - Режим доступа: http://stylistics.academic.ru/127/
44 Суворов С. П. Особенности стиля английских газетных заголовков. Язык и стиль: учебное пособие / С. П. Суворов, - Москва: Просвещение, 1965. - 27 c.
45 Добросклонская Т. Г. «Язык средств массовой информации»: учебное пособие / Т. Г. Добросклонская, - Москва: «КДУ» 2012. - 48 c.
46 Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики: учебное пособие / Е.Ф. Тарасов, - Москва, 1987.
47 Тураева З. М. Лингвистика текста: структура и семантика: учебное пособие / З. М. Тураева, - Москва: Просвещение, 1986. - 54 c.
48 Турчинская Э. И. Соотношение заголовка и текста в газетнопублицистическом стиле. Текст / Э. И. Турчинская, - Москва: УОР, 1984. - 47 c., 52 с.
49 Уфимцева Н.В. Человек и его сознание: проблемы формирования. Язык и сознание: парадоксальная рациональность: учебное пособие /Н.В. Уфимцева, - Москва, 1993.
50 Хомский Н. Язык и мышление: учебное пособие / Н. Хомский, - Москва: Изд. Московского университета, 1972.
51 Шостак М. А. Сочиняем заголовок / М. А. Шостак // Журналист. - 1998. - № 3. - с. 1- 5, с. 9-14.
52 Якобсон Р. Лингвистика и поэтика. Структурализм: «за» и «против». Текст / Р. Якобсон, - Москва: Прогресс, 1975.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ