Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ HANDMADE

Работа №62503

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2016
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
546
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ HANDMADE 9
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий «способности»,
«творчество», «творческие способности» 9
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей младшего
школьного возраста 13
1.3. Формы и методы развития творческих способностей у детей младшего
школьного возраста средствами handmade 20
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ HANDMADE 31
2.1. Организация и методики исследования 31
2.2. Изучение исходного уровня развития творческих способностей у детей
младшего школьного возраста 33
2.3. Педагогическое обеспечение развития творческих способностей у детей
младшего школьного возраста средствами handmade 37
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста средствами
handmade 42
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Актуальность проблемы исследования. Проблема развития творческих способностей младших школьников очень актуальна в сегодняшний день, так как она является основой процесса обучения, педагогической проблемой и требует постоянного внимания и дальнейшего развития. На сегодняшний день очень сильно ощущается нехватка творческих личностей, которые готовы находить новые пути к решению актуальных культурных, социально-экономических и других задач в обществе, и личностей, которые готовы по-новому и по-другому подходить к проблеме, готовы быть полезными государству. Сегодня перед образовательной системой стоит главная задача - воспитать творческую активную личность. Развитие творческих способностей нужно начинать уже с начальной школы. Альтернативные образовательные программы, инновационные процессы направлены на это в современном общеобразовательном учреждении. Очень известными являются нетрадиционные виды уроков, коллективные творческие дела, внеклассные работы, нестандартные формы, методы и средства обучения, так как творческая личность развивается в процессе деятельности, который имеет творческий характер и заставляет детей интересоваться новым, познавать и узнавать иное, учит находить нестандартные решения [28, с. 135].
Формирование творческих способностей у детей является одним из основных задач педагогического процесса. Так же главными проблемами являются не только развитие творческих способностей, но и развитие у ребенка инициативы, самостоятельности, креативности, творческого потенциала, нужно помочь ребенку, чтобы он смог сам проявить эти способности.
Современные психологи и педагоги ищут способы повышения эффективности простого обучения, при котором дети будут усваивать знания, учиться новому, а формирование способностей будет выступать как косвенный результат.
Многие ученые издавна задавались вопросом: «Как целенаправленно развивать творческие способности?». И существенное значение имеет в этой области труды Дж. Гилфорда, который предложил психологам направить свое внимание на изучение творческих способностей и креативности младших школьников [12, с. 67].
Дж. Гилфорд в своей концепции, основой которой является кубообразная модель структуры интеллекта, указал значимые различия между мышлением: дивергентным и конвергентным. Е.П. Торренс
продолжил начатое дело Дж. Гилфорда. Он обнаружил связь между интеллектом и характеристиками творчества, такими как беглость, оригинальность, гибкость и разработанность.
Д.Б. Богоявленская [4, с. 79] и В.Н. Дружинин [12, с. 113] в понятие творчества привносят значение - инициативность. Творчество - это развитие деятельности по инициативе самого человека, говорит Д.Б. Богоявленская. В отечественной педагогике и психологии проблемой развития творческих способностей занимаются Ю.З. Гильбух [13], А.М. Матюшкин [22], Б.П. Теплов [42] и др.
Компоненты развития творческих способностей изучали В.И. Андреев [1], В.Т. Кудрявцев [17], А.Н. Лук [20] и другие и др.
Многие тысячелетия человек создает уникальные вещи, старается сделать мир вокруг себя красивее, лучше. Когда людей окружают красивые вещи, то и сами люди преображаются, становятся добрее, отзывчивее, добрее, а значит и гораздо счастливее. Вдвойне приятно, когда удивительная и красивая вещь, заряжающая всех позитивом, было создана не каким-нибудь посторонним человеком, а тобой, твоими собственными руками.
Для того, чтобы открыть в себе различные творческие способности, следует начать творить и что-то делать своими руками. Модное словосочетание «Hand Made» в дословном переводе и означает, что «сделано руками». Для кого-то такие занятия - это просто хобби, для кого-то способ самовыражения, а для кого-то и прибыльный бизнес. Ведь качественные вещи, сделанные профессионалом, во все времена ценились гораздо больше, чем произведенные машиной.
Дети в младшем школьном возрасте очень любят заниматься творческой деятельностью. Оно позволяет ребенку раскрывать свою личность в свободной форме. Художественная деятельность строится на воображении, фантазии, творческом мышлении. Занимаясь такой деятельностью ребенок по-новому смотрит на мир, у него развивается воображение, мышление, память, обогащается и его собственный опыт.
В начальной школе педагоги занимаются с ребенком по развитию у него творческого воображения, и у ребенка развивается способность самостоятельно создавать, творить что-то новое. Он может создавать новые образы, выдвинуть новые и оригинальные идеи. И hand made играет очень большую роль в развитии творческих способностей ребенка.
Актуальность выпускной квалификационной работы определяется противоречием между потребностью общества в творческих, активных людях и недостаточной обоснованностью форм и методов развития творческих способностей средствами hand made у детей младшего школьного возраста.
Выше сказанное обозначило проблему исследования: каково
содержание, формы и методы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста средствами hand made?
Исходя из актуальности исследования и недостаточной изученности проблемы, нами сформулирована тема исследования: «Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста средствами hand made».
Цель исследования: выявить и экспериментально доказать
эффективность содержания, форм и методов развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста средствами hand made.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: содержание, формы и методы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста средствами hand made.
Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста, будет более эффективным, если:
- опираться на сущность, содержание и особенности понятий «способности», «творчество», «творческие способности»;
- учитывать особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста;
- разработать и реализовать программу развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста средствами hand made.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить сущностно-содержательную характеристику понятий «способности», «творчество», «творческие способности».
2. Рассмотреть особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить формы и методы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста средствами hand made.
4. В опытно-экспериментальной работе доказать эффективность содержания, форм и методов развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста средствами hand made.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных авторов в области психологии и социальной педагогики по изучению творческих способностей младших школьников (Д.Б. Богоявленская [6], Дж. Гилфорд [12], Ю.З. Гильбух [13], В.Н. Дружинин [14], А.М. Матюшкин [22], Б.П. Теплов [42], П. Торренс [43] и др.).
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования, синтез, сравнение, классификация, обобщение.
2. Эмпирические методы: тестирование, формирующий эксперимент.
3. Методы математической обработки данных.
Методики исследования:
1. Тест креативности Вильямса;
2. Тест Вильямса по изучению креативности и творческого мышления.
Базой экспериментального исследования является МБОУ «СОШ-
интернат для одаренных детей». В исследовании творческих способностей приняли участие 27 детей младшего школьного возраста.
Этапы исследования:
Первый (констатирующий) этап:
- изучение и анализ отечественной и зарубежной психологопедагогической литературы по проблеме исследования; осмысление методологических и теоретических основ исследования; подбор экспериментальной группы; планирование и организационно-методическое обеспечение психологического исследования (эксперимента).
Второй (формирующий) этап:
- была развернута опытно-экспериментальная работа, систематизированы и оформлены полученные данные, организована практическая педагогическая работа с детьми и проведен анализ ее результатов.
Третий (контрольный) этап:
- анализ, обработка, обобщение и систематизация данных психологопедагогического исследования; формулировка выводов по исследуемой проблеме.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем была разработана и реализована программа развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста средствами hand made «Умелые ручки», на основе форм и методов педагогического воздействия, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что разработанная программа «Умелые ручки» может применяться учителями начальных классов в общеобразовательных школах с целью развития у детей творческих способностей средствами hand made, школьными психологами, социальными педагогами, студентами при подготовке к практике.
Положения, рассматриваемые в нашем исследовании, были представлены на Итоговой научно-практической конференции студентов КФУ 2016 года в секции «Современные проблемы социальной педагогики».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследовав теоретические аспекты развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста, и изучив особенности развития творческих способностей, мы сделали последующие выводы:
1. Многие ученые издавна задавались вопросом: «Как целенаправленно развивать творческие способности?». И существенное значение имеет в этой области труды Дж. Гилфорда, который предложил психологам направить свое внимание на изучение творческих способностей и креативности младших школьников.
В отечественной педагогике и психологии проблемой развития творческих способностей занимаются Ю.З. Гильбух, А.М. Матюшкин, Б.П. Теплов и другие.
Компоненты развития творческих способностей изучали В.И. Андреев, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Лук и другие.
2. Способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.
3. Творчество - высшая форма психической активности человека, это деятельность, при котором создаются новые духовные, материальные ценности.
Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности личности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.
4. Выделяют два направления развития творческих способностей у
детей:
1. Развитие воображения, конечно же, творческого, которое
характеризуется направленностью и богатством образов;
2. Развитие творческого мышления (креативность), его качеств, таких как: системность, диалектичность, ассоциативность.
Творческое мышление характеризуется особенностями:
1. Г ибкость;
2. Быстрота;
3. Оригинальность;
4. Законченность.
5. Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей. На данном возрасте дети чрезвычайно любознательны, и у них есть огромное желание познавать все окружающее. Мышление школьников более свободно, чем мышление взрослых. Оно независимо и не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо.
Дети в младшем школьном возрасте очень любят заниматься творческой деятельностью. Оно позволяет ребенку раскрывать свою личность в свободной форме. Художественная деятельность строится на воображении, фантазии, творческом мышлении. Занимаясь такой деятельностью ребенок по-новому смотрит на мир, у него развивается воображение, мышление, память, обогащается и его собственный опыт.
6. В начальной школе педагоги занимаются с ребенком по развитию у него творческого воображения, и у ребенка развивается способность самостоятельно создавать, творить что-то новое. Он может создавать новые образы, выдвинуть новые и оригинальные идеи. И hand made играет очень большую роль в развитии творческих способностей ребенка.
7. Форм и методов развития творческих способностей для школы разработано достаточно много. Нами были рассмотрены такие формы и методы развития творческих способностей, как вышивание, оригами, роспись по стеклу, декупаж, аппликации, объемные поделки, сувенирные букеты.
8. Целью формирующего эксперимента стало апробация hand made, в развитии творческих способностей младших школьников.
Результаты, полученные нами после проведения экспериментальной работы показали, что детям необходимо развивать свои творческие способности, повышать свой уровень знаний.
9. После эксперимента в уровнях развития творческих способностей
произошли существенные изменения: высокий и средний уровень
повысились, низкий уровень развития творческих способностей понизился.
10. В заключении отметим, что использование различных форм и методов hand made, учет особенностей развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста, и если вся деятельность учителя начальных классов по развитию творческих способностей у младших школьников в учебно-воспитательном процессе будет поддерживаться и продолжена родителями и другими учителями школы, то в том случае будет носить системный и продуктивный характер.



1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2005. - 238 с.
2. Башина Т.Ф. Креативность как основа инновационной
педагогической деятельности / Т.Ф. Башина // Молодой ученый. - 2013. - № 4. - С. 521-525
3. Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. - СПб: Речь, 2006. - 285 с.
4. Белозерцев Е.П. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2004. - 368 с.
5. Бехтерев В.И. Избранные работы по социальной психологии / В.М. Бехтерев. - М.: НАУКА, 2007. - 400 с.
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия. - 2003. - 320 с.
7. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.
8. Бос Э. Как развить креативность / Э. Бос. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 189 с.
9. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / М.В. Буланова-Топоркова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.
10. Вильямс Ф.Е. Тест креативности Вильямса. Диагностика креативности: Метод. руководство / Ф.Е. Вильямс. - СПб.: Иматон, 1998. - 145 с.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк.: Книга для учителя / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2002. - 93 с.
12. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Варгус, 2009. - С. 34-45
13. Гильбух Ю.З. Теория и методика воспитания / Ю.З. Гильбух. - М.: Владос, 2002. - 176 с.
14. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н.
Дружинин. - Спб.: Питер, 2009. - 368 с.
15. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожин. - М.: Академия, 2000. - 464 с.
16. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь - М.: Академия, 2000. - 176 с.
17. Кудрявцев В.Т. Психология детского коллектива / В.Т.
Кудрявцев. - Минск: ОСТ, 1999. - 366 с.
18. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения / О.В. Кубасова // Начальная школа. - 1991. - № 9. - С. 14-16
19. Кудрявцев В.Т. Диалектика присвоения культуры человеком: универсальность и творчество / В.Т. Кудрявцев. - М.: Академия, 2008. - 234 с.
20. Лук Б.Т. Педагогика / Б.Т.Лук. - М.: Юрайт, 1999. - С. 514-515
21. Львов М.Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка / М.Р. Львов // Начальная школа. - 1993. - № 1. - С. 21-26
22. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 2009. - 400 с.
23. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество / М.А. Матюшкин. - М.: Изд-во МПСИ, 2003. - 234 с.
24. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе / Л.И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 334 с.
25. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности / В.А. Моляко // Вопросы психологии. - 1994. - № 5. - С. 86-95
26. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С.Мухина. - М.: Академия, 2004. - 544 с.
27. Немов Р.С. Психология. Кн. 2: Психология образования / Р.С. Немов. - М.: Владос, 1995. - 496 с.
28. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся / А.В. Никитина // Начальная школа. - 2001. - № 10. - С. 34-37
29. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы / Л.В. Никитина // Начальная школа. - 2001. - № 5. - С. 99-100
30. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: РПА, 2006. -
604 с.
31. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В.Овчарова. - М.: Педагогика, 2004. - 326 с.
32. Ожиганова Г.В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности / Г.В. Ожиганова // Психологический журнал. - 2001. - № 2. - С. 75-85
33. Песталоцци И.Г., Каменский Я.А, Локк Д., Руссо Ж.Ж. Педагогическое наследие / И.Г.Песталоцци, Я.А.Каменский, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо. - М.: Просвещение, 1999. - 496с.
34. Подласый И.П. Педагогика начальной школы / И.П.Подласый. - М.: Владос, 2000. - 176 с.
35. Познавательные процессы и способности в обучении / В.Д. Шадриков, И.П. Аксимова, Е.Н. Корнеева. - М.: Просвещение, 2000. - 142 с.
36. Пономарев Я.А. Психология творчества: общая,
дифференциальная, прикладная / Я.А. Плномарев. - М.: Наука, 2001. - 256 с.
37. Психология личности и деятельности школьника / Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Педагогика, 2005. - 345 с.
38. Психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В.
Зинченко. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК. - 2003. - 672 с.
39. Психологические исследования творческой деятельности / Отв. ред. О.К. Тихомиров. - М.: Наука, 2008. - 322 с.
40. Иванова С.Ю. Психологические условия развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. - 2010. - № 5. - С. 64-68
41. Скакулина Н.П. Творчество и фантазия / Н.П. Скакулина. - М.: Просвещение, 2000. - 326 с.
42. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский. - Ярославль: Гринго, 2008. - 192 с.
43. Смирнова Е.О. Психология ребенка / Е.О. Смирнова. - М.: Школа-Пресс, 2007. - С. 38-41
44. Теплов Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов // Проблемы индивидуальных различий. - М. : Просвещение, 2007. - С. 9-20
45. Торренс Е.П. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности: методическое руководство / Е.Е. Туник. - СПб.: ГП «Иматон», 2005. - 172 с.
46. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К.А. Трошина // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С.123-132
47. Философский словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК. - 2003. - 468 с.
48. Шумакова Н.Б., Щебланова Б.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников / Н.Б. Шумакова, Б.И. Щебланов, Н.П. Щербо // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 27-32
49. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие ребенка от
рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2001. - 274 с.
50. Энциклопедия рукоделия. - М.: Ниола-Пресс, 2011. - 256 с.
51. Ясинский А.В. Организация кружковых занятий. Пособие для
учителей / А.В. Ясинский. - М.: Просвещение, 2008. - 192 с.
52. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии. - 1994. - № 5. - С. 37-42
53. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии. - 1999. - № 3. - С. 28-34
54. Яновская М.Г. Творчество в воспитании младшего школьника / М.Г. Яновская. - М.: Просвещение, 2012. - 189 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ