Этнокультурные процессы среди современного кряшенского населения Республики Татарстан Работа
|
Введение С.3
Глава I. Историческая ретроспектива изучения кряшенского вопроса С.8
1.1. Кряшены в дореволюционной литературе С.8
1.2. Историография кряшенского вопроса в советский период....С.13
1.3. Новый импульс изучения кряшен в постсоветском
пространстве С.15
Глава II Идентичность и социокультурные процессы среди кряшенского населения Татарстана С.22
2.1. Этническая идентичность и самоидентификация кряшен....С.22
2.2. Религиозная идентичность и лингвокультурные
ориентации С.28
2.3. Межэтнические и межконфессиональные отношения С.32
Глава III Этнокультурные практики, потребности и традиции кряшен С.37
3.1. Трансляция народной культуры кряшен через фольклорные
и общественные организации С.37
3.2. Национальный костюм и этнокультурные предметы
кряшен С.42
3.3. Значение традиционных праздников и обрядов кряшен С.48
Заключение С.54
Список использованных источников и литературы
Глава I. Историческая ретроспектива изучения кряшенского вопроса С.8
1.1. Кряшены в дореволюционной литературе С.8
1.2. Историография кряшенского вопроса в советский период....С.13
1.3. Новый импульс изучения кряшен в постсоветском
пространстве С.15
Глава II Идентичность и социокультурные процессы среди кряшенского населения Татарстана С.22
2.1. Этническая идентичность и самоидентификация кряшен....С.22
2.2. Религиозная идентичность и лингвокультурные
ориентации С.28
2.3. Межэтнические и межконфессиональные отношения С.32
Глава III Этнокультурные практики, потребности и традиции кряшен С.37
3.1. Трансляция народной культуры кряшен через фольклорные
и общественные организации С.37
3.2. Национальный костюм и этнокультурные предметы
кряшен С.42
3.3. Значение традиционных праздников и обрядов кряшен С.48
Заключение С.54
Список использованных источников и литературы
Кряшены - тюркоязычное православное население Среднего Поволжья и Урала. В Российской этнологической науки кряшен принято считать субконфессиональной группой в составе татарского народа. Основанием для выделения их в качестве субконфессиональной группы являются религиозные, языковые и культурные отличия от татар, а также наличие устойчивого этнического самосознания . Значительная часть кряшен живет в Татарстане, а небольшая - в Бакалинском и Илишевском районах Башкортостана, а также в Ногайбакском и Сафакульском районах
Л
Челябинской области, их называют нагайбаками или нагайбакскими кряшенами.
Есть несколько версий происхождения кряшен. Наиболее
распространенная точка зрения, что формирование кряшен на территории бывших границ Казанского ханства связано с принятием православия во второй половине XVI века частью местного населения в период присоединения Поволжья к Русскому государству, когда шла волна христианизации. В XVIII веке прошла вторая волна крещения, после которого вновь обращенные в православие стали называться
«новокрещеные», а те, кто крестился в более ранний период «старокрещеные». Вследствие чего, во второй половине XIX и начале XX вв большинство «новокрещеных из татар» вернулись к исламу, тогда как практически все «старокряшены» оставались православными. Таким образом, образовалась новая этнокультурная ситуация.
Необходимо отметить, что после крещения, этническое развитие кряшен происходило раздельно от татар-мусульман, и их не коснулась мусульманская (религиозная) образовательная система, они не участвовали в формировании татарской буржуазной нации во второй половине XIX - начале XX века. К тому же вплоть до начала XX века кряшены вели замкнутую жизнь, что обусловило замедленные темпы развития данного этноса. В связи с пребыванием в лоне православной церкви, кряшены обособились в особую группу, и как следствие, остались в стороне от многих процессов, имевших место в среде куда более динамично развивавшихся татар-мусульман . Поэтому они не приняли этноним «татар», так как этническое самосознание у них было вытеснено конфессиональным самосознанием, но традиционная культура татарского народа сохранилась. Развитие кряшен шло путем усиления культурных связей с единоверцами, это и привело к формированию самостоятельной религиозной группы
4
кряшен .
Очередной этап дискуссий вокруг вопросов и проблем кряшен дает импульс новым исследованиям с позиции современных данных о становлении данной этнической группы. Это позволяет говорить, что данная проблематика актуальна в плане изучения кряшенского аспекта, затрагивающая не только этногенез кряшен, но и вопросы статуса и этнокультурных процессов, которые на сегодняшний день формируют кряшенскую идентичность.
Цель и задачи исследования. Целью данной исследовательской работы является изучение современных этнокультурных процессов среди кряшенского населения Татарстана.
Исходя из вышеизложенной цели были сформулированы следующие задачи:
1. изучить историографию вопроса в дискурсе имеющихся источников и литературы;
2. рассмотреть вопросы этнического самосознания и самоидентификации кряшенского населения Республики Татарстан;
3. исследовать религиозную идентичность и лингвокультуные ориетации кряшен;
4. исследовать процессы межэтнического и межконфессионального взаимодействия кряшенского населения с окружающими (соседними) народами;
5. выявить актуализированные этнокультурные практики и потребности кряшен;
6. исследовать этническую культуру кряшен;
7. сформировать представление о культуре, традициях и предметах традиционного быта, сохранившихся у современных кряшен;
8. рассмотреть празднования традиционных праздников, значимых для кряшен;
Объектом исследования является современнное кряшенское население муниципальных районов Республики Татарстан.
Предметом исследования являются этнокультурные процессы и особенности кряшен.
Методы исследования.
Основные методы исследования - метод комплексного анализа, историко-сравнительный, метод обобщения, дискриптивный метод, а также количественные и качественные методы: массовый опрос посредством анкетирования, глубинное интервью, фокус-группы, включенное наблюдение.
Метод комплексного анализа послужил в исследовании и рассмотрении кряшен через разные научные подходы. Метод обобщения помог описать наиболее характерные культурные традиции, черты и признаки для исследуемой группы кряшен. Историко-сравнительный метод помог выявить и сравнить обрядовые действия, традиционные праздники, а также найти отличия друг от друга и сходства тюркских народов. При помощи дискриптивного (описательный) метода удалось описать жизнь, быт и культуру кряшен.
В рамках исследования были опрошены 800 кряшен, из них 349 мужчин и 451 женщина. Исследование охватило следующие
административно-территориальные районы Республики Татарстан:
Кайбицкий, Лаишевский, Рыбно-Слободский, Заинский, Мамадышский, Чистопольский, Кукморский, Елабужский, что обусловлено компактным проживанием кряшен на данных территориях. Было проведено 10 интервью и 4 фокус-группы с представителями кряшенского населения в обозначенных районах.
Интервью с информантами дали уникальные представления об образе жизни, происхождении, социальной самоидентификации, национальном языке, вероисповедании, семейных традициях и обрядах, исследуемой этнической группы.
Процедура выборки осуществлялась пошагово в три этапа:
1. Отбор района осуществлялся по материалам историкоэтнографического районирования.
2. Отбор населенного пункта производился по административно - территориальному признаку. Согласно данным муниципальных образований отбирались населенные пункты с компактным проживанием кряшенского населения.
3. Отбор респондентов осуществлялся на основе эндоэтнонима «кряшен» с учетом стратифицированного квотирования (по данным отдельно взятого населенного пункта).
Новизна и значимость. Новизна данной исследовательской работы заключается в том, что впервые предпринимается попытка комплексного изучения этнокультурных процессов среди современного кряшенского населения Татарстана.
Структура работы. Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы, включающего в себя 61 наименование.
В первой главе «Историческая ретроспектива изучения кряшенского населения» рассматривается литература и источники по исследованию кряшен в дореволюционный, советский и постсоветский периоды. Во второй главе «Идентичность и социокультурные процессы среди кряшенского населения Татарстана» уделяется внимание этнической и религиозной идентичности, лингвокультурным ориентациям кряшен, а также межэтническим и межконфессиональным отношениям в кряшенской среде. В третьей главе «Этнокультурные практики, потребности и традиции кряшен» рассматривались фольклорные и общественные организации кряшенского национального движения, давалось подробное описание национальному костюму и значению традиционных праздников и обрядов кряшен.
В заключении подводится итог исследованию, формируются окончательные выводы.
Л
Челябинской области, их называют нагайбаками или нагайбакскими кряшенами.
Есть несколько версий происхождения кряшен. Наиболее
распространенная точка зрения, что формирование кряшен на территории бывших границ Казанского ханства связано с принятием православия во второй половине XVI века частью местного населения в период присоединения Поволжья к Русскому государству, когда шла волна христианизации. В XVIII веке прошла вторая волна крещения, после которого вновь обращенные в православие стали называться
«новокрещеные», а те, кто крестился в более ранний период «старокрещеные». Вследствие чего, во второй половине XIX и начале XX вв большинство «новокрещеных из татар» вернулись к исламу, тогда как практически все «старокряшены» оставались православными. Таким образом, образовалась новая этнокультурная ситуация.
Необходимо отметить, что после крещения, этническое развитие кряшен происходило раздельно от татар-мусульман, и их не коснулась мусульманская (религиозная) образовательная система, они не участвовали в формировании татарской буржуазной нации во второй половине XIX - начале XX века. К тому же вплоть до начала XX века кряшены вели замкнутую жизнь, что обусловило замедленные темпы развития данного этноса. В связи с пребыванием в лоне православной церкви, кряшены обособились в особую группу, и как следствие, остались в стороне от многих процессов, имевших место в среде куда более динамично развивавшихся татар-мусульман . Поэтому они не приняли этноним «татар», так как этническое самосознание у них было вытеснено конфессиональным самосознанием, но традиционная культура татарского народа сохранилась. Развитие кряшен шло путем усиления культурных связей с единоверцами, это и привело к формированию самостоятельной религиозной группы
4
кряшен .
Очередной этап дискуссий вокруг вопросов и проблем кряшен дает импульс новым исследованиям с позиции современных данных о становлении данной этнической группы. Это позволяет говорить, что данная проблематика актуальна в плане изучения кряшенского аспекта, затрагивающая не только этногенез кряшен, но и вопросы статуса и этнокультурных процессов, которые на сегодняшний день формируют кряшенскую идентичность.
Цель и задачи исследования. Целью данной исследовательской работы является изучение современных этнокультурных процессов среди кряшенского населения Татарстана.
Исходя из вышеизложенной цели были сформулированы следующие задачи:
1. изучить историографию вопроса в дискурсе имеющихся источников и литературы;
2. рассмотреть вопросы этнического самосознания и самоидентификации кряшенского населения Республики Татарстан;
3. исследовать религиозную идентичность и лингвокультуные ориетации кряшен;
4. исследовать процессы межэтнического и межконфессионального взаимодействия кряшенского населения с окружающими (соседними) народами;
5. выявить актуализированные этнокультурные практики и потребности кряшен;
6. исследовать этническую культуру кряшен;
7. сформировать представление о культуре, традициях и предметах традиционного быта, сохранившихся у современных кряшен;
8. рассмотреть празднования традиционных праздников, значимых для кряшен;
Объектом исследования является современнное кряшенское население муниципальных районов Республики Татарстан.
Предметом исследования являются этнокультурные процессы и особенности кряшен.
Методы исследования.
Основные методы исследования - метод комплексного анализа, историко-сравнительный, метод обобщения, дискриптивный метод, а также количественные и качественные методы: массовый опрос посредством анкетирования, глубинное интервью, фокус-группы, включенное наблюдение.
Метод комплексного анализа послужил в исследовании и рассмотрении кряшен через разные научные подходы. Метод обобщения помог описать наиболее характерные культурные традиции, черты и признаки для исследуемой группы кряшен. Историко-сравнительный метод помог выявить и сравнить обрядовые действия, традиционные праздники, а также найти отличия друг от друга и сходства тюркских народов. При помощи дискриптивного (описательный) метода удалось описать жизнь, быт и культуру кряшен.
В рамках исследования были опрошены 800 кряшен, из них 349 мужчин и 451 женщина. Исследование охватило следующие
административно-территориальные районы Республики Татарстан:
Кайбицкий, Лаишевский, Рыбно-Слободский, Заинский, Мамадышский, Чистопольский, Кукморский, Елабужский, что обусловлено компактным проживанием кряшен на данных территориях. Было проведено 10 интервью и 4 фокус-группы с представителями кряшенского населения в обозначенных районах.
Интервью с информантами дали уникальные представления об образе жизни, происхождении, социальной самоидентификации, национальном языке, вероисповедании, семейных традициях и обрядах, исследуемой этнической группы.
Процедура выборки осуществлялась пошагово в три этапа:
1. Отбор района осуществлялся по материалам историкоэтнографического районирования.
2. Отбор населенного пункта производился по административно - территориальному признаку. Согласно данным муниципальных образований отбирались населенные пункты с компактным проживанием кряшенского населения.
3. Отбор респондентов осуществлялся на основе эндоэтнонима «кряшен» с учетом стратифицированного квотирования (по данным отдельно взятого населенного пункта).
Новизна и значимость. Новизна данной исследовательской работы заключается в том, что впервые предпринимается попытка комплексного изучения этнокультурных процессов среди современного кряшенского населения Татарстана.
Структура работы. Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы, включающего в себя 61 наименование.
В первой главе «Историческая ретроспектива изучения кряшенского населения» рассматривается литература и источники по исследованию кряшен в дореволюционный, советский и постсоветский периоды. Во второй главе «Идентичность и социокультурные процессы среди кряшенского населения Татарстана» уделяется внимание этнической и религиозной идентичности, лингвокультурным ориентациям кряшен, а также межэтническим и межконфессиональным отношениям в кряшенской среде. В третьей главе «Этнокультурные практики, потребности и традиции кряшен» рассматривались фольклорные и общественные организации кряшенского национального движения, давалось подробное описание национальному костюму и значению традиционных праздников и обрядов кряшен.
В заключении подводится итог исследованию, формируются окончательные выводы.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Изучив историографию рассматриваемого вопроса в дискурсе имеющейся источников и литературы, можно придти к выводу, что, несмотря на заметную предысторию накопления, и научного освоения «кряшенского вопроса», источниковедческая база для фронтального исследования вплоть до конца XX века оставалась фрагментарной. Отчасти это объясняется устойчивым на протяжении XIX- сер. XX вв. тяготением научных интересов к духовным, миссионерским и церковным вопросам. Исследования церковных историков имели практические цели миссионерского плана, светские же ученые становятся первыми исследователями историкокультурного наследия данного этноса. Затем, особенно в XX вв. этнические исследования кряшен были посвящены материальной и духовной культуре, изучению традиций и быта, национального костюма, специфике кряшенской религиозности, затрагивая этногенез и вопросы самоопределения исследуемого народа. В этот период кряшены рассматриваются в составе татарского этноса. В конце XX - начале XXI века прослеживаются новые вехи в исследование кряшен, связанные с итогами нашумевшей переписи, и возникновением «кряшенской элиты». В этот период появляются научные работы по исследованиям этногенеза кряшен. В Советский период и Новейшее время кряшены выступают самостоятельным объектом этнографического изучения, а в последние десятилетия рост этнического самосознания кряшен обусловил новый всплеск исследований кряшенского народа. Эти работы подготовили базу для подступов к новому этапу исследований.
2. Респонденты в своем большинстве, за исключением кряшенского
населения Кайбицкого района, употребляют эндоэтноним «кряшен». За
исключением кряшенского населения Кайбицкого района. В качестве
54
решающего показателя «самобытности и особости» респонденты представляют православное вероисповедание. Необходимо отметить, что у кряшен высокий уровень религиозности. Активно осуществляют религиозные практики, как мужчины, так и женщины. За последние годы выросло число молодежи в приходах, как в воскресные, так и в праздничные дни. Кряшены испытывают потребность в церковных службах на «кряшенском» языке, а также в строительстве церквей и культурных объектов.
3. Согласно материалам исследования, респонденты считают своим родным языком - татарский язык, отмечая, что «кряшенский» язык — это тот же татарский язык с локальными лингвистическими вкраплениями и бытовыми заимствованиями из языков соседних народов. В разных населенных пунктах существуют собственные лингвистические сочетания и особенности. Необходимо отметить, что «кряшенский язык», в настоящее время, представлен в основном в религиозной литературе, а также используется в церковной практике. Его нельзя называть узкофункциональным, потому что в сельской местности он воспринимается языком общения в домашнем кругу.
4. Межэтническая ситуация в республике оценивается большинством кряшен как стабильно позитивная. Возможность возникновения ситуации межнационального/межконфессионального конфликта минимальна. Проблемы в межнациональной сфере не беспокоят каждого пятого из опрошенных.
5. Исследования гетеростереотипов в отношении русских и татар убедительно продемонстрировали их положительный окрас. Автостереотип кряшен носит исключительно положительный характер. Кряшенское население ориентировано при выборе брачного партнера на представителей своей группы. В ситуации межнационального брака вероисповедание является доминирующим фактором в выборе партнера.
6. Во всех исследуемых районах сохраняется этнокультурная специфика. В первую очередь, это относится к духовной культуре в ее локальных проявлениях через общественные, фольклорные (творческие) организации. Главной задачей этих коллективов и организаций выступает изучение и трансляция традиционной духовной и материальной культуры последующим поколениям, через воссоздание подлинной народной манеры исполнения народных песен и танцев, музыкально-инструментального сопровождения, демонстрацию точности национального костюма и древних обрядов.
7. Национальный кряшенский костюм, надевается только исключительно по особым случаям, в честь народных и религиозных праздников, либо выступления фольклорного ансамбля, транслируя кряшенскую этническую культуру. Архаичные предметы (иконы, национальную одежду и головные уборы, украшения, бытовую утварь, вышитые полотенца, монеты), представляющие этнографическую ценность свято хранят в семьях как реликвии.
8. Большое значение кряшены уделяют своим этнокультурным особенностям и празднованию традиционных праздников. Для кряшен значимыми являются православные религиозные праздники. В каждом исследуемом районе и населенном пункте существуют обряды и традиции, имеющие локальные отличия, однако в каждой кряшенской деревне есть престольные праздники, которые продолжают отмечать, по традиции приглашая в гости жителей других деревень. Наиболее значимыми праздниками является Пасха, Рождество, Петров день (Питрау), Троица, Нардуган, Сёмик, Покров, праздник иконы Казанской Божьей матери.
Для дальнейшего изучения данной проблематики важно решать следующие вопросы:
• рассмотреть вопросы этнического самосознания и самоидентификации городского кряшенского населения Республики Татарстан;
• исследовать процессы межэтнического и межконфессионального взаимодействия городского кряшеского населения с окружающими (соседними) народами;
• изучить актуализированные этнокультурные практики и потребности у городских кряшен.
• Провести сопоставительный анализ сельского и городского кряшенского населения РТ.
Всё это может дать новый импульс для дальнейшего исследования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
Источники:
I. Неопубликованные.
1. Материалы исследования: «Современное сельское кряшенское
население Республики Татарстан» 2014 г. Казань.
2. Национальный Архив Республики Татарстан
Ф. 968, Оп. 1.
Ф. 968, Оп. 44.
Ф. 968, Оп. 56.
Ф. 967. Оп.1. д.8.
1. Изучив историографию рассматриваемого вопроса в дискурсе имеющейся источников и литературы, можно придти к выводу, что, несмотря на заметную предысторию накопления, и научного освоения «кряшенского вопроса», источниковедческая база для фронтального исследования вплоть до конца XX века оставалась фрагментарной. Отчасти это объясняется устойчивым на протяжении XIX- сер. XX вв. тяготением научных интересов к духовным, миссионерским и церковным вопросам. Исследования церковных историков имели практические цели миссионерского плана, светские же ученые становятся первыми исследователями историкокультурного наследия данного этноса. Затем, особенно в XX вв. этнические исследования кряшен были посвящены материальной и духовной культуре, изучению традиций и быта, национального костюма, специфике кряшенской религиозности, затрагивая этногенез и вопросы самоопределения исследуемого народа. В этот период кряшены рассматриваются в составе татарского этноса. В конце XX - начале XXI века прослеживаются новые вехи в исследование кряшен, связанные с итогами нашумевшей переписи, и возникновением «кряшенской элиты». В этот период появляются научные работы по исследованиям этногенеза кряшен. В Советский период и Новейшее время кряшены выступают самостоятельным объектом этнографического изучения, а в последние десятилетия рост этнического самосознания кряшен обусловил новый всплеск исследований кряшенского народа. Эти работы подготовили базу для подступов к новому этапу исследований.
2. Респонденты в своем большинстве, за исключением кряшенского
населения Кайбицкого района, употребляют эндоэтноним «кряшен». За
исключением кряшенского населения Кайбицкого района. В качестве
54
решающего показателя «самобытности и особости» респонденты представляют православное вероисповедание. Необходимо отметить, что у кряшен высокий уровень религиозности. Активно осуществляют религиозные практики, как мужчины, так и женщины. За последние годы выросло число молодежи в приходах, как в воскресные, так и в праздничные дни. Кряшены испытывают потребность в церковных службах на «кряшенском» языке, а также в строительстве церквей и культурных объектов.
3. Согласно материалам исследования, респонденты считают своим родным языком - татарский язык, отмечая, что «кряшенский» язык — это тот же татарский язык с локальными лингвистическими вкраплениями и бытовыми заимствованиями из языков соседних народов. В разных населенных пунктах существуют собственные лингвистические сочетания и особенности. Необходимо отметить, что «кряшенский язык», в настоящее время, представлен в основном в религиозной литературе, а также используется в церковной практике. Его нельзя называть узкофункциональным, потому что в сельской местности он воспринимается языком общения в домашнем кругу.
4. Межэтническая ситуация в республике оценивается большинством кряшен как стабильно позитивная. Возможность возникновения ситуации межнационального/межконфессионального конфликта минимальна. Проблемы в межнациональной сфере не беспокоят каждого пятого из опрошенных.
5. Исследования гетеростереотипов в отношении русских и татар убедительно продемонстрировали их положительный окрас. Автостереотип кряшен носит исключительно положительный характер. Кряшенское население ориентировано при выборе брачного партнера на представителей своей группы. В ситуации межнационального брака вероисповедание является доминирующим фактором в выборе партнера.
6. Во всех исследуемых районах сохраняется этнокультурная специфика. В первую очередь, это относится к духовной культуре в ее локальных проявлениях через общественные, фольклорные (творческие) организации. Главной задачей этих коллективов и организаций выступает изучение и трансляция традиционной духовной и материальной культуры последующим поколениям, через воссоздание подлинной народной манеры исполнения народных песен и танцев, музыкально-инструментального сопровождения, демонстрацию точности национального костюма и древних обрядов.
7. Национальный кряшенский костюм, надевается только исключительно по особым случаям, в честь народных и религиозных праздников, либо выступления фольклорного ансамбля, транслируя кряшенскую этническую культуру. Архаичные предметы (иконы, национальную одежду и головные уборы, украшения, бытовую утварь, вышитые полотенца, монеты), представляющие этнографическую ценность свято хранят в семьях как реликвии.
8. Большое значение кряшены уделяют своим этнокультурным особенностям и празднованию традиционных праздников. Для кряшен значимыми являются православные религиозные праздники. В каждом исследуемом районе и населенном пункте существуют обряды и традиции, имеющие локальные отличия, однако в каждой кряшенской деревне есть престольные праздники, которые продолжают отмечать, по традиции приглашая в гости жителей других деревень. Наиболее значимыми праздниками является Пасха, Рождество, Петров день (Питрау), Троица, Нардуган, Сёмик, Покров, праздник иконы Казанской Божьей матери.
Для дальнейшего изучения данной проблематики важно решать следующие вопросы:
• рассмотреть вопросы этнического самосознания и самоидентификации городского кряшенского населения Республики Татарстан;
• исследовать процессы межэтнического и межконфессионального взаимодействия городского кряшеского населения с окружающими (соседними) народами;
• изучить актуализированные этнокультурные практики и потребности у городских кряшен.
• Провести сопоставительный анализ сельского и городского кряшенского населения РТ.
Всё это может дать новый импульс для дальнейшего исследования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
Источники:
I. Неопубликованные.
1. Материалы исследования: «Современное сельское кряшенское
население Республики Татарстан» 2014 г. Казань.
2. Национальный Архив Республики Татарстан
Ф. 968, Оп. 1.
Ф. 968, Оп. 44.
Ф. 968, Оп. 56.
Ф. 967. Оп.1. д.8.
Подобные работы
- СУБЭТНИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ КАК ИСТОЧНИК
НАЦИОНАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ТАТАР-КРЯШЕН)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАСТНИКОВ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017



