ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
УМЕНИЯ ДЕТЕЙ ОБЪЕДИНЯТЬСЯ В ГРУППЫ И
ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ПАРТНЕРАМИ ПО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ОБЩЕГО ПРОДУКТА 7
1.1. Проблема исследования умения детей объединяться в группы и
взаимодействовать с партнерами по деятельности в процессе создания общего продукта 7
1.2. Психологические особенности развития детей среднего дошкольного
возраста 8
1.3. Группа детского сада как ранняя ступень социальной организации 13
Выводы по главе 1 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УМЕНИЯ ДЕТЕЙ ОБЪЕДИНЯТЬСЯ В ГРУППЫ И ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С
ПАРТНЕРАМИ ПО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ
ОБЩЕГО ПРОДУКТА 21
2.1. Выбор методик и организация исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования 29
2.3. Рекомендации воспитателям 36
Выводы по главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ
В психологии неоднократно поднимался вопрос о необходимости более интенсивных исследований в области умения объединяться в группы, а именно по проблеме взаимодействия с партнерами по деятельности в процессе создания общего продукта, межличностных отношений, благоприятного климата в группе в целом. От того какой фундамент отношений будет заложен в детском возрасте, будет зависеть дальнейшее развитие личности ребенка и во многом определяет его отношение к самому себе, и к окружающим его людям. Данная проблема, как ни как актуальна, так как на сегодняшний день перемены, политические и экономические ситуации в стране, создают множество физических, психических трудностей, требующих от человека нравственных и физических резервов для адаптации к окружающей среде. Сюда можно отнести компьютеризацию общества, которая привела к тому, что дети стали уделять намного меньше своего внимания к общению и взаимодействию со сверстниками, и все меньше взрослый человек остается авторитетом для ребенка.
Дошкольное детство - довольно короткий, но определенно важный период становления личности. Богатство личности родителей, педагога - непременное условие эффективности его мироощущения. Проблема формирования отношений к окружающему миру, умения взаимодействовать детей в группах со сверстниками и с другими людьми в детском возрасте представляет одну из важных, интересных, но сложных проблем психологии и педагогики. Как в традиционной, так и в современной науке особенности взаимоотношений и взаимодействий детей принадлежат к числу наименее изученных. И только с 1980 г. в этой области наметился очевидный сдвиг, связанный, прежде всего с решением общеметодологических и теоретических вопросов деятельности и общения [8].
Важную роль в развитии личности ребенка - дошкольника играет влияние, оказываемое на него общением со сверстниками. Дети все очень разные: кто-то проявляет лидерские качества, другие более замкнуты. У детей не сформированы коммуникативные умения, дети не умеют войти в игру, обратиться к сверстнику, взрослому. Проявляют неуверенность, робость, что мешает проявить свою активность. Не умеют самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. Проявляют нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности; негативно окрашенный стиль общения: грубость, дразнение, упрямство. Именно подгрупповая форма работы объединяет детей, и помогает урегулировать и снять конфликтные ситуации, дружно и слажено работать в группе.
Влияние на ребенка со стороны взрослых и сверстников осуществляется главным образом в процессе, какой либо виды деятельности.
Взаимоотношения, взаимодействия детей в группе в дошкольном возрасте детского сада отражены во многих психолого-педагогических исследованиях известных психологов, педагогов, таких как А.И. Аржанова, Л.В. Артемова, В.Я. Воронова, В.Г. Горбачева, Г.Н. Ибрагимова, Д.В. Менджерицкая, В.Г. Нечаева, Г.И. Жуковская, Р.М. Пембург [17].
Авторы пришли к выводам, что в детском саду дети усваивают определенные нормы взаимоотношений со сверстниками, у них складываются те или иные способы поведения, постепенно закрепляются как более или менее устойчивые нравственные качества личности [15 ].
Наиболее важное значение, для развития личности имеет игра, игра - один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут
зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми в целом [3].
Беря на себя роль взрослых, воспроизводя их деятельность и взаимоотношения, дети знакомятся с доступными для них правами и мотивами поведения, которыми руководствуются взрослые в трудовой и общественной деятельности. Те действия и взаимоотношения, которые дети развивают в соответствии с взятыми на себя ролями, позволяют им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, поступками. В процессе реальных взаимоотношений, развивающихся по поводу игры - при обсуждении содержания игры, распределении ролей - дети учатся учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить свой вклад в общее дело.
Актуальность работы заключается в том, что данная тема специфична и весьма важна для улучшения воспитательской деятельности. А это возможно при особой организации детей в образовательном процессе, а именно при использовании групповой работы. Именно актуальность организации подгрупповой работы определила тему: «Исследование умения детей объединяться в группы и взаимодействовать с партнерами по деятельности в процессе создания общего продукта».
Цель: исследование умения детей объединяться в группы и
взаимодействовать с партнерами по деятельности в процессе создания общего продукта.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть психологические особенности развития детей в
дошкольном возрасте.
3. Изучить особенности общения со сверстниками в дошкольном возрасте, взаимоотношения детей в совместной деятельности.
4. Провести эмпирическое исследование умение детей объединяться в группы и взаимодействовать по деятельности в процессе создания общего продукта.
5. Проанализировать результаты исследования. Сформулировать выводы.
Объект исследования: дети дошкольного возраста 4 -5 лет.
Предмет исследования: умение детей объединяться в группы и взаимодействовать с партнерами по деятельности в процессе создания общего продукта.
В работе использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические (анализ психолого -педагогической литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирические (наблюдение, социометрический эксперимент, беседа, игры).
3. Анализ результатов эмпирического исследования.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что данные нашего исследования могут быть использованы в организации эффективной работы с детьми по проблеме взаимодействия и межличностных отношений, а также при создании благоприятной психологической атмосферы в группе.
Выпускная квалификационная работа включает в себя: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы, приложение.
Система дошкольного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Образовательная работа с детьми направлена на обеспечение условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия детей со сверстниками.
Группа детского сада определяется как простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определенными эмоциональными отношениями между всеми ее членами. В ней различают формальные (отношения регулируются формальными фиксированными правилами) и неформальные (возникающие на почве личных симпатий) отношения.
Являясь своеобразной малой группой, группа детского сада представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации, где у ребенка развивается общение и разнообразные виды деятельности, формируются первые отношения со сверстниками, столь важные для становления его личности. На протяжении дошкольного возраста потребность в общении со сверстниками возрастает. В результате этого к старшему дошкольному возрасту сверстник становится более предпочитаемым партнером, чем взрослый.
На пятом году жизни приобретенный детьми игровой опыт способствует тому, что они начинают проявлять более активный интерес к игровому взаимодействию со сверстниками, стремятся к объединению в играх. Посредством сюжетно-ролевой игры ребенок проигрывает жизненные ситуации, усваивает нормы и правила взрослого мира.
Выделим главные особенности возраста:
- речь начинает выполнять контролирующую функцию;
- усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре);
- повышенная познавательная активность;
- интерес к другому ребенку как к своему отражению. Ребенок чаще видит в сверстнике отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка;
- усложнение сюжетно-ролевой игры;
- появление осознанности собственных действий.
К новообразованиям данного возраста относятся:
- абрис (очертание, набросок) мировоззрения - схематическая картина мира, природы и общества. (Ребенок пытается объяснить и упорядочить окружающий мир с помощью воображения)
- контролирующая функция речи;
По результатам эмпирического исследования, условно детей можно разделить на четыре.
В первую группу вошли дети без осознанного мотива выбора, дети которые выделяют только общее положительное отношение к сверстнику, которые отвечают: «Просто нравится», «Потому что. ».
Во второй группе оказались те дети, которые выделяют положительные качества сверстников: внешность, успешность выполнения того или иного вида деятельности, нравственные качества такие как, умение играть дружно, не ссориться, не драться, не обижать, делиться игрушками.
В третьей группе - дети, ставящие на первое место интерес к совместной деятельности, как правило - это игра.
И четвертую группу составили дети, которые выделяют дружеские отношения.
Исходя из выше перечисленного, мы пришли к выводу, что основная масса детей довольно успешны во взаимодействии со сверстниками, что характерно для их возраста. Однако ряд детей, находятся в положении тех детей, у которых нет определенных мотиваций в выборе партнера для взаимодействия в какой либо деятельности. Эту группу составили те дети, с которыми сверстники не хотят иметь дела, и возможно, эти ребята свою очередь имеют сложности в общении.
Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада.
Дети дошкольного возраста приобретают в совместной деятельности первые навыки общественного поведения: умение взаимодействовать с другими людьми, вступать с ними в различные отношения, договариваться и объединяться для осуществления общих игровых замыслов, считаться с интересами своих партнеров по деятельности. Формирование этой способности у детей — длительный процесс, начинающийся ещё в раннем детстве и активно протекающий на протяжении всего дошкольного и школьного периода. Развитие умения детей объединяться в группы и взаимодействовать с партнерами по деятельности в процессе создания общего продукта приводит к развитию коммуникативной деятельности детей и к формированию коммуникативной компетентности.
1. Акимова Н.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков. С-Пб., 1998.
2. Алексеева Е.О. Использование дидактических игр в процессе усвоения пространственных отношений. М., 2002.
3. Аранова, С.В. Обучение изобразительному искусству, модернизация общего образования. - СПб.: Каро, 2004. - 170 с.
4. Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии.- М.: Просвещение, 2005. - 24 с.
5. Бабаева Т.И. Воспитываем дошкольников. - М.: «Детство - пресс» 2006. - 315 с.
6. Базард Э.А. Дидактическая игра в развитии произвольной образной памяти старших дошкольников. Минск, 2004 г.
7. Балобанова В.П., Пасторова А.Ю. Групповая работа с детьми раннего возраста.Учебно-методическое пособие для специалистов, работающих с маленькими детьми. - СПб: ИРАВ, 1998.
8. Богатеева 3. А. Занятия аппликацией в детском саду.— М.:
Просвещение, 2004. - 136 с.
9. Богатеева 3. А. Мотивы народных орнаментов в детских
аппликациях.— М.: Просвещение, 2006. - 115 с.
10. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 2008. - 321 с.
11. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 2002. -39 с.
12. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. - М.: Просвещение, 2002. - 116 с.
13. Венгер Л.А. Пути к развитию детского творчества // Дошкольное воспитание. - 2003. - №2. - С. 94-98
14. Ветлугина, Н.А. Ребенок и изобразительное творчество. - М.: Проспект, 2007. - 168 с.
15. Вилькеев Д.В. Развитие у дошкольников общего умственного действия и классификация в процессе организованной самостоятельной работы. С-Пб., 2015.
16. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. —Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 441.
17. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. - М.: Просвещение, 2001.-86с.
18. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Знание, 2003.- 94с.
19. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка//Вопросы психологии .- 2000. - №4. - С.26
20. Григорьева, Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. - 2006. - №2. - С.36-40.
21. Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 1995. - 36-46 с.
22. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 2004. - 124 с.
23. Губанова Н.В. Развитие игровой деятельности. - М.: Мозаика- Синтез, 2008 г.
24. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного
творчества.— М.: Просвещение, 2006. - 150 с.
25. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое
развитие дошкольников. - М.: Просвещение, 2006. - 79 с.
26. Доронова Т.Н. Обучение дошкольников рисованию, лепке,
аппликации в игре. - М.: Просвещение, 2002. - 203 с.
27. Дошкольная педагогика. Под ред. В. И. Логиновой, П. Г.
Саморуковой. — М.: Просвещение, 2008.— 256 с.
28. Дрезнина М. Игры на листе бумаги. - М.: Искатель, 2008. - 80 с.
29. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. М., 1991.
30. Жуковская Р. Н. Нравственное воспитание детей в процессе игры. // Советская педагогика. -2007. - №4. - С.58
31. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления // Вопросы психологии, 2009, №6.
32. Зварыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Перспективное планирование по формированию игры. - М., 2009.-156с.
33. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 2007. - 240 с.
34. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.-432 с.
35. Комарова Т. С. Занятия по музыкальной деятельности в детском саду.— М.: Просвещение, 2007. - 261 с.
36. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество.— М.: Педагогика, 2005. - 198 с.
37. Комарова Т. С. Обучение детей технике. — М.: Просвещение, 2006.
- 283 с.
38. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 2007. - 140 с.
39. Комарова Т.С. Педагогика и психология . - М.: Просвещение, 2006.
- 140 с.
40. Косминская В.Б. Основы искусства и методика руководства совместной деятельности детей. - М.: Просвещение, 2007. - 248 с.
41. Куницина В.Н. Межличностное общение. - СПб: Питер 2002 г.;
42. Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. - СПб.: Педагогика, 2000 г.
43. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М.: Знание, 2001.-132с.
44. Лиштван З. В. Педагогика.— М.: Просвещение, 2005. - 63 с.
45. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение,2000.-302с.
46. Макарова Е.Г. В начале было детство: Записи педагога. - М.: Педагогика, 2000. - 245с.
47. Маралов В.Г., Фролова Л.П. Коррекция развития дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2008г.
48. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Маркова Т. А. - М.: Просвещение, 2002. - 42с.
49. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М.: Просвещение, 2000.-258с.
50. Немов Р. С. Психология. Учебник. - М.: Владос, 1995. - 606 с.
51. Оллпорт Г.У. Становление личности: Избранные труды / пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. -М.: Смысл, 2002. - 464 с.
52. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. - М.:
Просвещение, 2002.-265с.
53. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.
54. Скоролупова О.А. Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.- М.: Издательство Скрипторий, 2009. - 160с.
55. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М, 1996.
56. Столяр А.А. Давайте поиграем. М., 1991.
57. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. - Собр. соч. -М.: Ленинград, 2000.-98с.
58. ФГОС ДО от 17 октября 2013 г. N 1155.
59. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. /Составитель З.Я.Рез и др. - М.: Просвещение, 2000.¬123с.
60. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993.
61. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. - М.,1962. - Т. 2. - 476 с.
62. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи и ума. М., 1998.