ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические подходы к изучению
этнолингвистической политики 10
§1. Теоретико-методологические подходы к изучению этноса и нации...10 §2. Теоретико-методологические подходы к изучению этнолингвистической политики 23
Глава II. Этнолингвистическая политика Российской Федерации (на примере регионов Приволжского федерального округа) 37
§1. Этнолингвистическая политика Российской Федерации: общая характеристика 37
§2. Этнолингвистическая политика Республики Татарстан 48
§3. Этнолингвистическая политика Республики Башкортостан 61
§4. Этнолингвистическая политика Самарской области 69
Заключение 79
Список использованной литературы 82
Приложение
Глава I. Теоретико-методологические подходы к изучению
этнолингвистической политики 10
§1. Теоретико-методологические подходы к изучению этноса и нации...10 §2. Теоретико-методологические подходы к изучению этнолингвистической политики 23
Глава II. Этнолингвистическая политика Российской Федерации (на примере регионов Приволжского федерального округа) 37
§1. Этнолингвистическая политика Российской Федерации: общая характеристика 37
§2. Этнолингвистическая политика Республики Татарстан 48
§3. Этнолингвистическая политика Республики Башкортостан 61
§4. Этнолингвистическая политика Самарской области 69
Заключение 79
Список использованной литературы 82
Приложение
Актуальность. В современном мире происходит переосмысление роли языка и осознание его влияния на политическую жизнь общества.
В настоящее время в российском обществе язык приобретает значение важного социально-политического компонента и не может оставаться вне политического процесса. С ростом этнического самосознания усилилось стремление народов к возрождению своих языков, к сохранению самобытных культур.
В пределах этнической общности язык является средством сохранения и передачи его исторического опыта и традиций каждому последующему поколению, выполняет коммуникативную функцию между носителями языка, служит основой этнической идентичности.
Особое значение для этнических общностей имеет право сохранять и пользоваться родным языком. Судьба родного для этнической общности языка - это судьба самой этнической общности, ее жизни и развития или исчезновения.
Очень важно, чтобы язык не становился источником межэтнических конфликтов, а, наоборот, служил консолидации, лучшему взаимопониманию народов. Нередко этнические конфликты характеризуются значительным присутствием в них языкового элемента.
Именно поэтому на современном этапе важная роль отводится языковому регулированию, этнолингвистической политике, способствующей оптимизации межэтнических отношений, предотвращению этнолингвистических конфликтов и сохранению культурно-языкового многообразия.
Этнолингвистическая политика определяет статус определенного языка, то, как он будет использоваться в государстве, уделяет внимание языковой подготовке граждан, в соответствии с потребностями государства, закрепляет групповые и индивидуальные права граждан, связанные с изучением, использованием и защитой тех или иных языков, регулирует использование государственного языка.
Примером этнолингвистической политики многонационального государства, учитывая многоязычие, пестрый национальный состав, роль отдельных языков и их носителей в общественной жизни, является Российская Федерация. Полиэтничность российского общества закреплена в преамбуле Конституции РФ: «Мы - многонациональный народ России». Этническое самосознание и характер российских этнических групп формировался на протяжении веков, взаимодействуя с русским национальным характером и мировоззрением.
Сегодня научная общественность обеспокоена тем, что за последние десятилетия на планете с небывалой скоростью происходит исчезновение отдельных языков. Мировая практика показывает, что наиболее существенных результатов в деле сохранения и развития языков достигают те государства, в которых реализуется планомерная, продуманная, научно обоснованная языковая политика.
В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации, в том числе в Республике Татарстан, в Республике Башкортостан и в Самарской области остро стоит вопрос об эффективности и результативности проводимой государственной этнолингвистической политики. Именно этнолингвистическая политика данных регионов исследуется в данной работе. Выбор субъектов обоснован их территориальной близостью и принадлежностью к Приволжскому федеральному округу.
Мониторинг этнолингвистической ситуации регионов крайне важен как для решения научных задач, так и для оптимизации межнациональных отношений, для предупреждения этнолингвистических конфликтов и формирования толерантного общества. Кроме того, данное исследование обусловлено актуализацией языкового фактора конфликтными ситуациями в преподавании родных (национальных) языков и школьных предметов этнокультурного содержания в ряде регионов страны.
Все это требует научного, профессионального изучения и анализа состояния и динамики развития этнолингвистической политики в конкретном регионе, определения ее перспектив с учетом современных социально-политических условий и новых методологических подходов к ее формированию и реализации.
Степень научной разработанности. Внимание к проблематике языка и языковым отношениям возрастает, и он занимает все более заметное место на всех уровнях политического анализа - от теоретического обобщения до прикладного исследования.
Научных трудов по теме диссертации довольно много, и они сложны по своей структуре. К важным лингвистическим исследованиям можно отнести работы В.фон Гумбольдта1, Домашнева А.И.
Интерес для исследования представляют работы, посвященные определению этнолингвистической политики, среди которых Алпатов В.М., А.Д. Швейцер и Никольский Л.Б. , Костомаров В.Г.
Вопросам теории и практики этнолингвистической политики в многонациональных обществах посвящены труды Дробижевой М.И. , Илишева И.Г.
Существует достаточно много исследований, посвященных этнолингвистическим процессам на постсоветском пространстве. Так, М.Н.
Губогло проводит анализ языковых конфликтов в СССР и на постсоветском пространстве. Постсоветский период развития языков в Российской Федерации рассматривает в своих исследованиях и H.M. Мухарямова .
Весомый вклад в исследование статуса языков этнических общностей внес М.Х. Фарукшин.
Необходимо отметить, что в своих работах исследователи преимущественно обращаются к какому-либо одному аспекту
этнолингвистической политики Российской Федерации: этнологическому (Мирский Э.А11., Исаев М.И. ) социолингвистическому (Алпатов В.М.), юридическому (Джафаркулиев М.А. , Пиголкин А.С. , Туманян ),
политическому (Тишков В.А. , Дьячков М.В. , Челышев Е.П. , Леонтьев
19 20 21 22
A. А. , Кушнир А. ) образовательному (Костомаров В.Г. , Сафонова В.В. , Арапов М.Н. 23, Миролюбов А. А.24).
Таким образом, этнолингвистическая политика Российской Федерации привлекает внимание многих ученых, и научный интерес к данной проблематике постоянно возрастает.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является этнолингвистическая политика современной России. Предмет исследования - особенности и проблемы реализации этнолингвистической политики России в современных условиях на примере этнолингвистической политики, реализуемой в Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Самарской области.
Цели и задачи исследования. Целью данной работы является выявление специфики и определение перспектив этнолингвистической политики Российской Федерации. Для достижения поставленной цели определены следующие научные задачи:
1. Осуществить теоретический анализ понятия «этнолингвистическая политика»;
2. Сформулировать основные направления и содержание этнолингвистической политики;
3. Обосновать значимость этнолингвистической политики в современной России;
4. Определить перспективы развития языков этнических меньшинств в Российской Федерации и этнолингвистической политики в целом;
5. Изучить современную этнолингвистическую ситуацию в Российской Федерации на примере субъектов Приволжского федерального округа (Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Самарской области);
6. Выявить проблемы этнолингвистической политики в указанных регионах;
22 Сафонова В.В. Соизучение языков и культур в зеркале мировых тенденций развития современного языкового образования // Язык и культура. 2014. №2. С. 123-133.
23 Арапов М.Н. Наш великий и могучий // Знамя. 2006. №2. С. 163-167.
24 Миролюбов А. А. Споры по основным вопросам российской методики // ИЯШ. 1993. №3. С.33-37.
7. Предложить пути решения данных проблем.
Методы исследования. При реализации поставленных задач автором использовались следующие методы исследования: анализ статистических данных применяется при изучении итогов Всероссийских переписей населения. Основным научным методом, применяемым для изучения этнолингвистической политики в отдельных регионах Российской Федерации, является метод «case¬study». Метод анализа документов используется при изучении Конституций и нормативно-правовой базы Российской Федерации, Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Самарской области. Системный метод исследования позволяет рассматривать этнолингвистическую политику субъектов Приволжского федерального округа как неотъемлемую часть единой этнолингвистической политики Российской Федерации.
Научно-практическая значимость. В результате настоящей
диссертационной работы был дан анализ этнолингвистической политики
Российской Федерации на примере регионов Приволжского федерального округа, выявлены проблемы и даны рекомендации для дальнейшего развития. Результаты исследования могут быть использованы в качестве рекомендаций для практической выработки управленческих решений в сфере этнолингвистической политики.
Новизна исследования. Определены основные компоненты этнолингвистической политики, выявлены сущностные особенности современной этнолингвистической ситуации в Российской Федерации на примере Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Самарской области, определены перспективы развития этнолингвистической политики в полиэтническом социуме в современных условиях.
В настоящее время в российском обществе язык приобретает значение важного социально-политического компонента и не может оставаться вне политического процесса. С ростом этнического самосознания усилилось стремление народов к возрождению своих языков, к сохранению самобытных культур.
В пределах этнической общности язык является средством сохранения и передачи его исторического опыта и традиций каждому последующему поколению, выполняет коммуникативную функцию между носителями языка, служит основой этнической идентичности.
Особое значение для этнических общностей имеет право сохранять и пользоваться родным языком. Судьба родного для этнической общности языка - это судьба самой этнической общности, ее жизни и развития или исчезновения.
Очень важно, чтобы язык не становился источником межэтнических конфликтов, а, наоборот, служил консолидации, лучшему взаимопониманию народов. Нередко этнические конфликты характеризуются значительным присутствием в них языкового элемента.
Именно поэтому на современном этапе важная роль отводится языковому регулированию, этнолингвистической политике, способствующей оптимизации межэтнических отношений, предотвращению этнолингвистических конфликтов и сохранению культурно-языкового многообразия.
Этнолингвистическая политика определяет статус определенного языка, то, как он будет использоваться в государстве, уделяет внимание языковой подготовке граждан, в соответствии с потребностями государства, закрепляет групповые и индивидуальные права граждан, связанные с изучением, использованием и защитой тех или иных языков, регулирует использование государственного языка.
Примером этнолингвистической политики многонационального государства, учитывая многоязычие, пестрый национальный состав, роль отдельных языков и их носителей в общественной жизни, является Российская Федерация. Полиэтничность российского общества закреплена в преамбуле Конституции РФ: «Мы - многонациональный народ России». Этническое самосознание и характер российских этнических групп формировался на протяжении веков, взаимодействуя с русским национальным характером и мировоззрением.
Сегодня научная общественность обеспокоена тем, что за последние десятилетия на планете с небывалой скоростью происходит исчезновение отдельных языков. Мировая практика показывает, что наиболее существенных результатов в деле сохранения и развития языков достигают те государства, в которых реализуется планомерная, продуманная, научно обоснованная языковая политика.
В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации, в том числе в Республике Татарстан, в Республике Башкортостан и в Самарской области остро стоит вопрос об эффективности и результативности проводимой государственной этнолингвистической политики. Именно этнолингвистическая политика данных регионов исследуется в данной работе. Выбор субъектов обоснован их территориальной близостью и принадлежностью к Приволжскому федеральному округу.
Мониторинг этнолингвистической ситуации регионов крайне важен как для решения научных задач, так и для оптимизации межнациональных отношений, для предупреждения этнолингвистических конфликтов и формирования толерантного общества. Кроме того, данное исследование обусловлено актуализацией языкового фактора конфликтными ситуациями в преподавании родных (национальных) языков и школьных предметов этнокультурного содержания в ряде регионов страны.
Все это требует научного, профессионального изучения и анализа состояния и динамики развития этнолингвистической политики в конкретном регионе, определения ее перспектив с учетом современных социально-политических условий и новых методологических подходов к ее формированию и реализации.
Степень научной разработанности. Внимание к проблематике языка и языковым отношениям возрастает, и он занимает все более заметное место на всех уровнях политического анализа - от теоретического обобщения до прикладного исследования.
Научных трудов по теме диссертации довольно много, и они сложны по своей структуре. К важным лингвистическим исследованиям можно отнести работы В.фон Гумбольдта1, Домашнева А.И.
Интерес для исследования представляют работы, посвященные определению этнолингвистической политики, среди которых Алпатов В.М., А.Д. Швейцер и Никольский Л.Б. , Костомаров В.Г.
Вопросам теории и практики этнолингвистической политики в многонациональных обществах посвящены труды Дробижевой М.И. , Илишева И.Г.
Существует достаточно много исследований, посвященных этнолингвистическим процессам на постсоветском пространстве. Так, М.Н.
Губогло проводит анализ языковых конфликтов в СССР и на постсоветском пространстве. Постсоветский период развития языков в Российской Федерации рассматривает в своих исследованиях и H.M. Мухарямова .
Весомый вклад в исследование статуса языков этнических общностей внес М.Х. Фарукшин.
Необходимо отметить, что в своих работах исследователи преимущественно обращаются к какому-либо одному аспекту
этнолингвистической политики Российской Федерации: этнологическому (Мирский Э.А11., Исаев М.И. ) социолингвистическому (Алпатов В.М.), юридическому (Джафаркулиев М.А. , Пиголкин А.С. , Туманян ),
политическому (Тишков В.А. , Дьячков М.В. , Челышев Е.П. , Леонтьев
19 20 21 22
A. А. , Кушнир А. ) образовательному (Костомаров В.Г. , Сафонова В.В. , Арапов М.Н. 23, Миролюбов А. А.24).
Таким образом, этнолингвистическая политика Российской Федерации привлекает внимание многих ученых, и научный интерес к данной проблематике постоянно возрастает.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является этнолингвистическая политика современной России. Предмет исследования - особенности и проблемы реализации этнолингвистической политики России в современных условиях на примере этнолингвистической политики, реализуемой в Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Самарской области.
Цели и задачи исследования. Целью данной работы является выявление специфики и определение перспектив этнолингвистической политики Российской Федерации. Для достижения поставленной цели определены следующие научные задачи:
1. Осуществить теоретический анализ понятия «этнолингвистическая политика»;
2. Сформулировать основные направления и содержание этнолингвистической политики;
3. Обосновать значимость этнолингвистической политики в современной России;
4. Определить перспективы развития языков этнических меньшинств в Российской Федерации и этнолингвистической политики в целом;
5. Изучить современную этнолингвистическую ситуацию в Российской Федерации на примере субъектов Приволжского федерального округа (Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Самарской области);
6. Выявить проблемы этнолингвистической политики в указанных регионах;
22 Сафонова В.В. Соизучение языков и культур в зеркале мировых тенденций развития современного языкового образования // Язык и культура. 2014. №2. С. 123-133.
23 Арапов М.Н. Наш великий и могучий // Знамя. 2006. №2. С. 163-167.
24 Миролюбов А. А. Споры по основным вопросам российской методики // ИЯШ. 1993. №3. С.33-37.
7. Предложить пути решения данных проблем.
Методы исследования. При реализации поставленных задач автором использовались следующие методы исследования: анализ статистических данных применяется при изучении итогов Всероссийских переписей населения. Основным научным методом, применяемым для изучения этнолингвистической политики в отдельных регионах Российской Федерации, является метод «case¬study». Метод анализа документов используется при изучении Конституций и нормативно-правовой базы Российской Федерации, Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Самарской области. Системный метод исследования позволяет рассматривать этнолингвистическую политику субъектов Приволжского федерального округа как неотъемлемую часть единой этнолингвистической политики Российской Федерации.
Научно-практическая значимость. В результате настоящей
диссертационной работы был дан анализ этнолингвистической политики
Российской Федерации на примере регионов Приволжского федерального округа, выявлены проблемы и даны рекомендации для дальнейшего развития. Результаты исследования могут быть использованы в качестве рекомендаций для практической выработки управленческих решений в сфере этнолингвистической политики.
Новизна исследования. Определены основные компоненты этнолингвистической политики, выявлены сущностные особенности современной этнолингвистической ситуации в Российской Федерации на примере Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Самарской области, определены перспективы развития этнолингвистической политики в полиэтническом социуме в современных условиях.
Этнолингвистическая политика - это целенаправленное и сознательное воздействие государства на языки этнических групп. Данная политика определяет статус определенного языка, то, как он будет использоваться в государстве, уделяет внимание языковой подготовке граждан, в соответствии с потребностями государства, закрепляет групповые и индивидуальные права граждан, связанные с изучением, использованием и защитой тех или иных языков, регулирует использование государственного языка.
Сбалансированная этнолингвистическая политика позитивно влияет на формирование этнического и гражданского самосознания, способствует утверждению неконфликтных моделей поведения в обществе.
Этнолингвистическая политика в современной России имеет свои особенности. Многонациональность российского общества ставит перед государством сложную задачу выработки единой стратегии в сфере этнонациональной и этнолингвистической политики. Принципы этнолингвистической политики изложены в Законе «О языках народов Российской Федерации» и соответствующих законах республик - субъектов РФ. И устанавливают право народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения.
Русский язык как государственный функционирует на всей территории российского государства, республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые действуют в пределах соответствующих республик. Задача государства заключается в том, как разумно сочетать эти языки, не сталкивая их между собой.
Как и любая многонациональная страна, Российская Федерация имеет свои проблемы в сфере национальных языков. В условиях всеобъемлющей глобализации и традиционного доминирования русского языка постепенно сокращается число языков народов Российской Федерации. И задача этнолингвистической политики государства защитить их, не допустить их полного исчезновения. Нужна систематическая поддержка средств массовой информации на национальных языках регионального и местного значения, этнических общественных организаций, мероприятий этнокультурной направленности и др.
Наличие государственности у языка какой-либо этнической группы является серьезным фактором его развития и сохранения, определенной гарантией живучести этого языка. Так, на примере Республики Татарстан и Республики Башкортостан можно наблюдать, как, несмотря на проблемы в этнолингвистической политике, им удалось замедлить сужение сферы функционирования национальных языков.
В не национальных регионах, в частности в Самарской области, этнолингвистическая политика реализуется посредством национальных объединений области и национально-культурных автономий. С целью их дальнейшего развития, необходимо сохранить существующую практику поддержки деятельности национально-культурных организаций, развивать сложившуюся систему общеобразовательных и воскресных школ, поощрять использование технологий этнокультурного воспитания и образования учреждениями среднего общего, среднего специального и высшего образования.
Чрезвычайно важным для сохранения, функционирования и развития национальных языков является их изучение и обучение на данных языках. Наличие этнокультурного компонента в образовании содействует всестороннему развитию личности, формирует интерес к другим культурам и языкам, повышает уровень гражданской зрелости учащихся, воспитывает понимание и уважение к другим культурам. Разрушаются негативные этнические стереотипы, снижается межэтническая напряженность. И наоборот, сокращение или отсутствие этнокультурного образования может привести к негативным последствиям, межэтническим конфликтам и социальному недовольству.
Чтобы этого не произошло, необходимо обеспечить сбалансированное функционирование этнических языков при сохранении статуса и объема преподавания русского языка и культуры как основных и объединяющих для граждан России. Следует обратить серьезное внимание на проблему реализации обучения на родном языке и получения на нем образования, сдачу экзаменов не только на русском языке.
Общей чертой развития этнолингвистической политики в рассмотренных регионах является наличие национальных средств массовой информации. В частности к ним относится издание этнически ориентированных газет на национальных языках, статей в областных журналах, теле- и радиопередач на региональных каналах, создание интернет-сайтов. В Татарстане, Башкортостане, Самарской области поддерживается деятельность национальных творческих коллективов, проводятся национальные праздники и фестивали культур, осуществляется научно-исследовательская деятельность, направленная на изучение региональной культуры и истории, осуществляются мониторинговые мероприятия и социологические исследования.
Необходимо обеспечить весь комплекс мер по сохранению тех языков, которые еще возможно сохранить, потому что даже самый малый язык - это неповторимый феномен многонациональной культуры Российской Федерации.
Сбалансированная этнолингвистическая политика позитивно влияет на формирование этнического и гражданского самосознания, способствует утверждению неконфликтных моделей поведения в обществе.
Этнолингвистическая политика в современной России имеет свои особенности. Многонациональность российского общества ставит перед государством сложную задачу выработки единой стратегии в сфере этнонациональной и этнолингвистической политики. Принципы этнолингвистической политики изложены в Законе «О языках народов Российской Федерации» и соответствующих законах республик - субъектов РФ. И устанавливают право народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения.
Русский язык как государственный функционирует на всей территории российского государства, республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые действуют в пределах соответствующих республик. Задача государства заключается в том, как разумно сочетать эти языки, не сталкивая их между собой.
Как и любая многонациональная страна, Российская Федерация имеет свои проблемы в сфере национальных языков. В условиях всеобъемлющей глобализации и традиционного доминирования русского языка постепенно сокращается число языков народов Российской Федерации. И задача этнолингвистической политики государства защитить их, не допустить их полного исчезновения. Нужна систематическая поддержка средств массовой информации на национальных языках регионального и местного значения, этнических общественных организаций, мероприятий этнокультурной направленности и др.
Наличие государственности у языка какой-либо этнической группы является серьезным фактором его развития и сохранения, определенной гарантией живучести этого языка. Так, на примере Республики Татарстан и Республики Башкортостан можно наблюдать, как, несмотря на проблемы в этнолингвистической политике, им удалось замедлить сужение сферы функционирования национальных языков.
В не национальных регионах, в частности в Самарской области, этнолингвистическая политика реализуется посредством национальных объединений области и национально-культурных автономий. С целью их дальнейшего развития, необходимо сохранить существующую практику поддержки деятельности национально-культурных организаций, развивать сложившуюся систему общеобразовательных и воскресных школ, поощрять использование технологий этнокультурного воспитания и образования учреждениями среднего общего, среднего специального и высшего образования.
Чрезвычайно важным для сохранения, функционирования и развития национальных языков является их изучение и обучение на данных языках. Наличие этнокультурного компонента в образовании содействует всестороннему развитию личности, формирует интерес к другим культурам и языкам, повышает уровень гражданской зрелости учащихся, воспитывает понимание и уважение к другим культурам. Разрушаются негативные этнические стереотипы, снижается межэтническая напряженность. И наоборот, сокращение или отсутствие этнокультурного образования может привести к негативным последствиям, межэтническим конфликтам и социальному недовольству.
Чтобы этого не произошло, необходимо обеспечить сбалансированное функционирование этнических языков при сохранении статуса и объема преподавания русского языка и культуры как основных и объединяющих для граждан России. Следует обратить серьезное внимание на проблему реализации обучения на родном языке и получения на нем образования, сдачу экзаменов не только на русском языке.
Общей чертой развития этнолингвистической политики в рассмотренных регионах является наличие национальных средств массовой информации. В частности к ним относится издание этнически ориентированных газет на национальных языках, статей в областных журналах, теле- и радиопередач на региональных каналах, создание интернет-сайтов. В Татарстане, Башкортостане, Самарской области поддерживается деятельность национальных творческих коллективов, проводятся национальные праздники и фестивали культур, осуществляется научно-исследовательская деятельность, направленная на изучение региональной культуры и истории, осуществляются мониторинговые мероприятия и социологические исследования.
Необходимо обеспечить весь комплекс мер по сохранению тех языков, которые еще возможно сохранить, потому что даже самый малый язык - это неповторимый феномен многонациональной культуры Российской Федерации.
Подобные работы
- Соотношение конституционно-правовык и этнополитическин аспектов федерализма
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - СООТНОШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ФЕДЕРАЛИЗМА
Диссертация , муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Исследование международного опыта социально-миграционной политики для развития бизнеса в горно металлургическойотрасли
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЭТНОЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ МАРКЕРЫ (САМО)ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ НЕМЕЦКОГО КОЛОНИСТА В РОССИИ XIX ВЕКА: ПО ДАННЫМ РУССКИХ ЛИТЕРАТУРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ЖУРНАЛОВ «РУССКИЙ ВЕСТНИК» И «ВЕСТНИК ЕВРОПЫ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - СОВРЕМЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В АЗИАТСКОЙ РОССИИ
Бакалаврская работа, география. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - Положение этнолингвистических меньшинств в странах Европейского союза: сравнительный анализ (на примере Испании, Германии и Франции)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая структура социальной идентичности (19.00.05)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Психологическая структура социальной идентичности
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ПЕРЕИМЕНОВАНИЯ ГОРОДОВ И УЛИЦ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ:
ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016



