Введение 3
1 Появление теории научного познания: софисты и Платон 5
2 Методы научного познания: Аристотель 10
3 Уровни научного знания как важнейший философский вопрос 12
Заключение 14
Список использованных источников 15
На сегодня все философы науки говорят о том, что наука развивается не линейно. История науки включает в себя периоды, когда знание пересматривается со всех сторон. Особенностью современной философии является ее антиидеологичность. Современные философы – против любой идеологии как способа легко и поверхностно объяснить мир и социум, индивида и отношения между людьми. Поэтому и стиль философствования меняется. Сейчас актуален не монолог автора, а диалог между автором и читателем. Философия прошлого столетия эволюционирует в своем понимании проблем сущности и существования индивида, базируясь на взгляды позитивизма, христианства, буддизма, экзистенциализма и пр. Философия современности все более интегрируется с гуманитарными и естественными науками, создаются новые философские течения и способы философствования.
Меняется актуальность рассмотрения, структура знания, его особенности. Поэтому так важно пересматривать понимание термина познания, природы человека с разных точек зрения.
Сейчас, как никогда, наука является сложной, многоплановой, оригинальной. Сейчас любой ученый занимается не только проблемами науки. Он занят вопросами философии, культурологии, социологии и др. Все сферы науки становятся более точечными и интегрированными, одновременно. Поэтому потребность в философии науки только увеличивается.
К сожалению, приходится отмечать, что развитие философии науки часто не успевает за отдельными науками. Философское и научное сообщество осваивает второй этаж науки, предполагающий всемерное развитие метанауки. Здесь требуется формирование более тесных взаимосвязей между философами и учеными.
Цель данной контрольной работы – рассмотрение философии науки, методов и форм научного познания.
Задачи:
1) Рассмотрение сущности познания как объекта философского анализа;
2) Описание истории развития научного познания;
3) Характеристика методов научного познания;
4) Изучение уровней научного знания.
Объектом исследования является философия науки. Предметом исследования являются особенности научного познания.
Методы исследования – анализ и структурирование информации (учебники, статьи). Для написания работы использованы труды С. Р. Аблеева, Н. Г. Багдасарьяна, Б. Н. Бессонова и др.
На основании проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы.
Философия науки представляет собой философское исследование науки, начиная с древних научных концепций и заканчивая современными, высокоабстрактными научными теориями.
Науку можно определить как систематическое, дифференцированное, осуществляемое сообществом ученых исследование окружающей реальности, имеющее своей целью ее объяснение и понимание.
Под наукой обычно понимается не только процесс изучения мира, обладающий определенными особенностями, но и результат этого процесса, представляющий собой множество научных теорий, описывающих конкретные фрагменты реальности.
Значение определения науки не следует переоценивать. Понятие науки является одновременно и неясным, и неточным. Было предпринято много попыток выявить тс особенности научных теорий, которые позволили бы отграничить последнее от псевдонаучных концепций, подобных алхимии или астрологии.
Научное познание – это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Оно становится над обыденным познанием, то есть стихийным познанием, связанным жизнедеятельностью людей и воспринимающим действительность на уровне явления.