Введение 3
Глава 1. Теоретические основы драматургии в кинематографе 11
1.1. Основные слагаемые кинодраматургии 11
1.2. Композиция, конфликт и деталь как ключевые элементы драматургии кино 19
Глава 2. Драматургические приемы не игрового кинематографа 34
2.1. Специфика документального кино; техническая группа приемов документальной кинодраматургии 34
2.2. Собственно драматургические приемы документальной кинематографии 44
Глава 3. Особенности драматургии документальных фильмов о театре на канале «Культура» 56
3.1. Общая характеристика драматургических приемов в не игровых фильмах; основные используемые методы съемок 56
3.2. Сюжетосложение как основной драматургический метод документального кино 66
Заключение 81
Список использованной литературы и источников 85
Актуальность исследования. В настоящее время среди молодежи возрос интерес к искусству, в частности, к театру. Например, в Казани, помимо существующих репертуарных театров, не перестают образовываться и новые небольшие студии, впоследствии перерастающие в самостоятельные предприятия. Особым театральным брендом являются различные фестивали, привлекающие разновозрастную аудиторию. Члены гильдии неигрового кино отмечают, что «сегодня зрители помимо кинофестивалей практически не имеют доступа к креативному документальному кино, производимому нашими документалистами. Эта проблема многоуровневая: документальное кино тяжело «прокатать» в кинотеатрах, его нельзя увидеть по телевидению, не всегда есть возможность найти документальное кино в Интернете и т.д.» .
Документальное кино - это сложный жанр, подготовка и работа над которым занимает длительное время: отбирается жизненный и
документальный материал, на основе которого создается сценарий. Структура документального фильма многообразна: используются как
постановочная, так и репортажная съемка, натурные и интерьерные съемки, архивные видео- и фотоматериалы. В основе неигрового кино, и представляет его главное отличие от художественного, лежит передача достоверного факта - реально происходящего события или существующего лица. Один из авторов еженедельного интернет-журнала «Экранка.ру» пишет: «Документирование на пленку будет композицией трех процессов: рассказа о событии, записи сценария и его визуализации. Значит, при переходе от имевшего место события к повествующему о нем фильму событие искажается минимум трижды» . Журналист и редактор интернетиздания «Meduza» отмечает, что любой фильм, будь то художественный или документальный, априори является вымышленным, поскольку «мы придаем чему-то бесформенному форму и это уже некий жест по манипуляции
-5
этим» . Документальные фильмы можно наблюдать на телевидении, наиболее актуальные, яркие и неординарные из которых неизменно пользуются широкой популярностью у зрителей разных возрастных и социальных категорий.
Большой массив документальных фильмов направлен на освещение театральной деятельности. По мнению А.А. Минвалеевой, одного из немногих авторов, посвятивших работу рассмотрению художественных постановок в документальном кино, «принципиальной особенностью современного телевизионного эфира является очевидное преобладание в сетках вещания исторических программ и документальных исторических фильмов, в структуре которых доминирует художественно-постановочное начало»4. Однако следует отметить, что публикаций, заинтересовавшей нас тематики, представлено незначительное количество: рассмотрению
поддается драматургия документального кино или же влияние театра на развитие кинематографа и его драматургии, но изучение драматургических приемов в создании документальных фильмов о театре, влияние данных приемов на формирование образа освещаемого театра не закреплено в теоретических исследованиях. Можно говорить о том, что исследование документальных фильмов о театральном искусстве становится одним из перспективных вопросов, связанных с их малой изученностью, в области арт- журналистики.
Степень изученности темы. Изучением теории и истории сценического искусства начали заниматься в XX в. Интерес к данной отрасли возник в связи с общим подъемом искусства, в частности, театра, что привело к формированию такой общественной науки как театроведение.
Вплоть до конца XIX в. изучение компонентов театра носило преимущественно филологический характер, в котором основными предметами исследования были драматургия и актерское искусство. Позднее, на стыке веков, изучению подверглись сценарная техника и режиссура. Однако уже во времена античности Аристотель представил теоретический труд, обобщающий творчество его современников (поэтов и драматургов). Основные положения теории драмы и сценического искусства, сформулированные в «Поэтике», оказали влияние на формирование эстетической мысли. Первые теоретические и исторические исследования об искусстве театра были представлены во Франции, Англии и Германии в эпоху Возрождения (XVI в.). В XVII в. изучение истории и теории театра приобрело системный характер. В это время появляются первые театроведческие исследователи: Р. Флекно, С. Шапюзо, Л. Риккобони, Б. Виктор, Л. Уолтон, Ч. Дибдин, Д.Э. Бейкер. В XIX в. развивается историкокультурный и романтический методы, оказавшие влияние на работы по истории театра, монографии об отдельных направлениях и биографии театральных деятелей, созданные в разных странах Европы. Авторами наиболее значительных трудов являются А. Руайе, Ф. Брюнетьер, Ж. Бапст, А.У. Уорд, Ф.Г. Флей, Э. Девриент. В 1890-е гг. в немецких университетах были организованы специальные курсы по изучению театроведения. В XX в. была создана обширная научная литература, в которой рассматривался театр различных стран и эпох. Формулированием научных разработок занимались Х. Киндерман, Ф. Хартнолл, Э. Линтилак, Л. Муссинак, Ж. Жако, К. Манциус, Э.К. Чеймберс, Дж. Р. Браун, М. Герман, В. Штамлер, И. Грегор, Дж. Оделл, Б. Кларк, А. Г. Куин, Дж. Гаснер, А. Даунер, С. Д’Амико и многие другие .
В России развитие театральной мысли пришлось на XVIII в., предпосылкой к чему стал рост мысли общественной вкупе с увеличением
важности сценического искусства. Фундаментальным теоретиком русской школы театра принято считать идеолога Феофана Прокоповича. Крупнейшим теоретиком российского классицизма является А.П. Сумароков. Огромное значение имела деятельность Н.И. Новикова, оказавшая влияние на функционирование театра того времени. В 1772 г. им опубликовано издание, в котором были собраны статьи, посвященные деятелям отечественной сцены («Опыт исторического словаря о российских писателях»). Драматург и баснописец И.А. Крылов сыграл особую роль не только в формировании теории театра, но и театральной критики. Изучением специфики русского сценического сентиментализма занимался Н.М. Карамзин. Проблемы классицистской и романтической театральной эстетики раскрыли декабристы в созданных журналах: «Репертуар русского театра», «Пантеон русского и всех европейских театров» и др. Огромный вклад в развитие театроведения внесли отечественные писатели и драматурги XIX в.: А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь, С.Т. Аксаков и многие другие. Формирование реалистической эстетики связано с именем В.Г. Белинского, чьи статьи стали основополагающими в изучении истории театра. Во второй половине XIX в. выделяются два направления театральной критики: реалистическое (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.И. Герцен, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин) и славянофильское (А.А. Григорьев, Д.В. Аверкиев, Л.Н. Антропов). На стыке XIX-XX вв. появляется марксистская критика, нашедшая отражение в трудах Г.В. Плеханова, А.В. Луначарского и
В.В. Воровского. После победы Великой Октябрьской социалистической революции научная работа по проблемам театра была развернута на государственном уровне: были созданы отделы в Государственной академии художественных наук (Москва) и Российском институте истории искусств (Петроград). В 50-60-е гг. научно-исследовательские работы представляли Н.А. Абалкин, О.Н. Кайдалов, К.Л. Рудницкий, Т.М. Родина, А.Я. Альтшулер. В это время изучению подверглась деятельность
Станиславского, Немировича-Данченко, Е.Б. Вахтангова, В.Э. Мейерхольда, А.Я. Таирова.
Исследованием драматургии занимался И. Чистюхин, освещению драматургии кинематографа посвящены работы В.К. Туркина, Л.Н. Нехорошева, также полезными оказались публикации А. Тарковского. Вопросы драматургии непосредственно документального фильма рассмотрены Т.Я. Масловой. Два года назад студентку Санкт-Петербургского государственного университета А.В. Ковалеву (профиль магистратуры: Документальный фильм: творчество и технологии») заинтересовала схожая с нашей тема: «Методы и приемы создания документального фильма». В своей работе мы в основном опирались на труды перечисленных исследователей. Однако необходимой информации конкретно по теме драматургии документального кино о театре или просто документального фильма, освещающего деятельность театра или театральных деятелей, к сожалению, в настоящее время не представлено.
Объектом исследования нашей диссертационной работы выступает драматургия документального кино о театре как искусство построения и его сюжетно-образная концепция.
Предметом являются специфические драматургические приемы создания документального фильма о театре на телеканале «Культура».
Цель работы - выявить драматургических приемов, применяемых в документальных фильмах о театре.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа изучить основные составляющие драматургии кино;
2. Обозначить ключевые компоненты, определяющие кинодраматургию;
3. Рассмотреть приемы, формирующие драматургию в документальном кино;
4. На основе анализа видеоколлекции сайта телеканала «Культура» выявить использующиеся приемы.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что, несмотря на существование множества драматургических приемов, позволяющих по разному представить один объект (в нашем случае общим для выбранных фильмов отображаемым объектом является театр), на практике применяется ограниченное количество таковых.
Эмпирической базой исследования служат документальные фильмы о театре, представленные на сайте телеканала «Культура». Мы отобрали восемь выпусков, самый ранний из которых датируется 2007 г., самый поздний - 2014 г.
Теоретико-методологическая база. В основу исследования легли работы, обсуждающие основные аспекты истории и специфики театральной деятельности, Д.П. Каллистова, К. Куманецкого, Л.П. Солнцевой, А.А. Минвалеевой; исследования драматургии произведений Л.Н. Нехорошева, Л. Сегер, В.К. Туркина, Н.И. Ищук-Фадеевой, Е.В. Сазоновой, И. Чистюхина; публикации, раскрывающие особенности создания и функционирования документального кино, Х. Бэдли, И.К. Беляева, Д. Вертова, С.В. Дробашенко, Т.Я. Масловой, А.А. Тарковского, А.В. Ковалевой, С. Сычева, Р.Д. Копыловой, Г.С. Прожико.
Методами исследования магистерской диссертационной работы послужили описание, сравнение и анализ, позволяющие изучить и представить данные о влиянии используемых телеканалом «Культура» драматургических приемов в документальных фильмах о театре на восприятие предметов отражения (театров или героев) зрительской аудиторией.
Положения, выносимые на защиту:
1. Особенность любого документального фильма представляет сюжет, который успешно реализуется в грамотном выстраивании его основных частей. Тем не менее, были выявлены два типа сюжетосложения, один из которых представляет информационно-описательный тип, являющийся базовым для документального кино, и встретившийся нам в большинстве фильмов.
2. Несмотря на существующее обилие драматургических приемов, в документальных фильмах о театре используется ограниченное их количество. Были обнаружены два метода съемок, использование в работе лишь привычной камеры, музыка выполняет зачастую комментирующую роль, иногда составляющую лейтмотив фильма.
3. Характерной чертой любого документального фильма является
наличие архивных кадров и иконографического материала. Однако и здесь он представлен однобоко - в использовании архивных кадров единственным креативным способом его подачи является параллельный или
сопоставительный монтаж, за счет которого перекликаются
одинаковые/однотипные ситуации в разном временном периоде и/или разном театральном исполнении. Иконографический материал в большинстве своем представлен только фотографиями, при том, что известно о существовании и других статичных материалов.
4. Мы проанализировали различные по видам отображения театра фильмы. Условно их можно сгруппировать в три блока: фильмы о театре, фильмы о театральном деятеле (актер, режиссер), фильмы о сценическом продукте (спектакль, персонаж). Возможность применять наиболее яркие драматургические приемы наиболее полно раскрывается в фильмах последнего типа. Однако выигрышным приемом все же является использование в документальных фильмах колоритных персонажей.
Научная новизна исследования заключается в том, что в исследовании впервые предпринята попытка выявить драматургические приемы документального кино определенной тематики (освещение театра) специализированного телевизионного канала. Анализ интересующих, в рамках заявленной темы магистерской диссертации, фильмов на наличие способов усиления воздействия за счет драматургии в соответствии с уже существующими методами документального кино, позволил проверить собственное предположение о применении на практике незначительной части от выявленного теоретиками множества драматургических приемов неигрового кино.
Практическая и теоретическая значимость исследования заключается в систематизации данных в области функционирования документального кино, что может применяться в образовательном процессе на факультетах и отделениях, ведущих подготовку журналистов, в частности арт-журналистов и телевизионных журналистов. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения поставленной проблемы, а также могут быть полезны для руководителей СМИ и журналистов.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры теории и практики электронных средств массовой информации КФУ. Основные положения и идеи диссертации были представлены на международной конференции «Мультимедийная журналистика Евразии - 2017», Казань, 2017. Также результаты
диссертационного исследования использовались при работе в составе команды медиапроекта «Газета Международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз»» в мае-июне 2017 года.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и источников. В первой главе нашего исследования мы рассмотрели организацию драматургии в документальном кино. Вторая глава посвящена приемам создания драматургии в документальных фильмах. Третья глава представляет анализ документальных фильмов о театре сайта телеканала «Культура». В заключении обобщены результаты проведенного нами исследования.
На основании проведенного исследования, можно заключить, что кинодраматургия - это «искусство «замышлять» кинофильм и свой замысел осуществлять в художественно полноценном литературном произведении, ориентированном на последующую его реализацию в фильме»91. Документальное кино является видом кинематографа, за основу которого берутся съемки подлинных событий и лиц. Сценарий кинематографического произведения строится в соответствии с законами драматургии. Для проведения анализа фильмов были выявлены следующие критерии: оценивались методы съемок, звуковой драматургии (музыка, шумы, слово), монтаж, драматургические и композиционные приемы и сюжетосложение документальных работ.
Основным способом запечатления фактов является метод репортажной съемки, характеризующийся фиксацией действительности оператором, не вмешиваясь в течение жизни. Также был использован метод кинонаблюдения - более пристальное внимание к явлениям. Оба метода присутствуют в фильме «Маскарад». Уроки режиссуры», где оператор ведет работу без вмешательства съемочной группы в рабочий процесс театра. Метод целенаправленного наблюдения, в котором камера является «бродящим по жизни зеркалом» находит себя в данном фильме в полной мере - поскольку съемочная команда не должна мешать театральной труппе, камера вынуждена самостоятельно «блуждать» по театру, вырывая различные виды деятельности, необходимые для подготовки постановки.
Следующий метод связан с использованием привычной камеры, то есть, открытой съемки, в которой объекты наблюдения не обращают внимания на камеру. Ярким примером данному способу съемки служит документальный фильм «Ваш выход», вышедший в программе «Актуальное кино с Людмилой Улицкой». Открывает фильм сцена, в которой один из героев обращается ко второму, будто бы не замечая камеры, и даже называет
91 Туркин В.К. Драматургия кино. М.: ВГИК, 2007. С. 13.
персонажа тупым, по всей видимости, действительно не догадываясь, что в данный момент оператор ведет съемку - оператор не скрывается, чтобы получить искренние кадры, но тем не менее его объект в этот момент не обращает внимания на оператора.
В семи из восьми рассмотренных фильмов создатели задействовали архивную пленку, что является естественным, поскольку представляет задокументированный материал. Лишь в одной публикации нам показалось, что вся видеоработа была снята оператором самостоятельно («Ваш выход» автора идеи и сценария Язамира Готта, оператора и режиссера Бориса Кольнера).
Очередным активно использующимся элементом является иконографический материал, который можно также назвать статичным. К нему относятся различные фотографии, изображения, графики, таблицы. Поскольку для аудитории сложно восприятие статичных предметов в видеоматериалах, авторы используют различные монтажные приемы: в фильме «Екатерина Еланская. Диалог со зрителем» личные фотографии были сняты проездом на камеру.
Музыка в основном выполняет в фильмах комментирующую функцию - поддерживает настроение сопровождающих кадров. Иногда комментирующая музыка перетекает в лейтмотив документального фильма, иногда лейтмотивной выступает иная музыка или даже синтез музыки и шума.
Закадровых текстов представлено мало, а в фильмах, где они встречаются, представлены незначительно. Большая часть речи произносится либо самими героями фильмов, выступающими в качестве объекта документального произведения, либо иными комментаторами.
В основном авторы фильмов отдали предпочтение в своих работах параллельному монтажу. Данный прием раскрывался следующим образом: за комментариями героев следовали архивные кадры, иногда возвращающие нас к сценам говорящих («Александр Менакер. Рыцарь синего стекла»), или же чередовались локации и говорящие герои в фильме («Екатерина Еланская. Диалог со зрителем»), или театральное действие на сцене перебивалось кадрами с подготовки сцены к спектаклю, эпизоды подготовки спектакля прерывались кадрами из истории постановки или периода обучения режиссера («Маскарад». Уроки режиссуры»).
К драматургическим и композиционным приемам относятся монолог героя, кольцевая композиция, введение сквозного героя и временной фактор. В чистом виде монологи не представлены, разве что к ним можно отнести комментарии героев, которые выступают в фильме как одни из главных объектов.
В основе любого произведения лежит сюжет. В зависимости от предмета отображения меняется тип сюжета, следовательно, и тип драматургического решения - способ построения сюжета. Семь из восьми проанализированных фильмов относятся к информационно-описательному типу, который является базовым для документального кино и реализуется в большинстве его жанров. Один фильм мы отнесли к типу драматургии жизненного потока.
Поскольку проанализированные фильмы отображали один и тот же объект - театр, были выявлены два типа сюжетосложения и практически одинаковые элементы, формирующие драматургию фильмов: два метода съемки при использовании только привычной камерой, в большинстве фильмов использовались архивные кадры и иконографический материал (практически во всех фильмах представленный в виде фотографий). Тем не менее, все фильмы различаются между собой за счет фабулы. Константин Гаврилов, рассуждая о том, почему в основном у журналистов выходят просто новости, и лишь у единиц - настоящие новости, выделил несколько
элементов, определяющих стиль сюжета :
- ощущаемый аудиторией внутренний смысл, объединяющий видео- и звукоряд в цельное произведение;
92 Гаврилов К. Как делать сюжет новостей и стать медиатворцом. СПб.: ТИД Амфора, 2007. С. 68.
- естественное, но точное воспроизведение журналиста, явно проступающее в сюжетах;
- оболочка информационного образа сюжета, позволяющая аудитории воспринимать его эмоционально;
- градус кипения реальности в материале журналиста.
Данные составляющие характерны для новостной журналистики, однако некоторые элементы можно перенести и в документалистику. Так ощущаемый аудиторией внутренний смысл неигровых фильмов находит свое отражение и в проанализированных работах. Естественное факсимиле журналиста не обязательно должно выходить на первый план, однако в авторском фильме Алексея Бартошевича «Русский Г амлет», как мы считаем, этот эффект был достигнут. О значимость информационной составляющей фильма может свидетельствовать тот факт, что большинство видеоработ было подготовлено информационно-описательного типа сюжетосложения. В самом названии данного типа заключены две функции, которые выполняет документальный фильм: информирование (всегда есть факт, который автор пытается рассказать) и описание (раскрытие интересующей автора и значимой, по его мнению, для аудитории темы). Использовались такие приемы эмоционального воздействия на зрителя как музыка в документальном фильме «Роману Козаку посвящается» или же вовремя, возможно, неизвестное для объекта наблюдения, снятое оператором обращение бабушки к больному синдромом Дауна внуку «тупой», которое не может оставить зрителя равнодушным.
Таким образом, уместно говорить о влиянии драматургических приемов на восприятие фильма зрительской аудиторией, способности привлечь внимание к освещаемой в документальном произведении проблеме, заставить о ней задуматься. Изученная тема перспективна для дальнейших исследований.
1. Алан Розенталь. Создание кино и видеофильмов как увлекательный бизнес. - URL: http://goldenrose.narod.ru/full/rosental/glaval0/index.htm (дата обращения: 14.11.2017).
2. Беляев И.К. Введение в режиссуру. Курс для документалистов. - URL: http://start-school.ru/2013-05-22-i-k-belyaev-vvedenie-v-rezhissuru-kurs-d- 3/ (дата обращения: 14.09.2017).
3. Бэдли Х. Техника документального кинофильма. - М.: Искусство, 1972. - 240 с.
4. Борхес Х. Л. Проза разных лет. - М.: Радуга, 1989. - 320 с.
5. Ботев А. Документалистика как экранизация жизни // Интернет-журнал «Экранка.ру». - URL: http://www.ekranka.ru/articleZ50/ (дата обращения:
02.10.2017) .
6. Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. - М.: Искусство, 1966. - 320 с.
7. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М.: Высшая школа, 1989. - 648 с.
8. Гаврилов К. Как делать сюжет новостей и стать медиатворцом. - СПб.: ТИД Амфора, 2007. - 299 с.
9. Гегель Г. Лекции по эстетике. - М.: 1958. т. 14. - 440 с.
10. Горожанинова М. Александр Горбачев, Meduza: «Документальные истории превращаются в поле битвы за власть и реальность» // Интернет-газета «Реальное время». - URL: https: //realnoevremya.ru/tech nologies/media/78471-zhurnalist-meduza-o-vazhnosti-dokumentalnogo-kino (дата обращения: 02.10.2017).
11. Давыдова М. Вышибающий «мурашку» катарсис. Обыденная кинокритика в социальных медиа // журнал «Искусство кино». - URL: http: //kinoart.ru/archive/2012/11 /vyshibayushchij -murashku-katarsis (дата обращения: 08.10.2017).
12. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: 1978. - 896 с.
13. Дистрибуция // Официальный сайт Гильдии неигрового кино и телевидения. - URL: http://rgdoc.ru/sales/ (дата обращения: 21.09.2017).
14. Документальное кино. - URL: http://www.libsoub.ru/stati/interesnoe- chtenie/528-dokumentalnoe-kino.html (дата обращения: 02.09.2017).
15. Дробашенко С.В. Феномен достоверности. Очерки теории документального фильма. - М., 1972. - 182 с.
16.Злобова В.Н. Возникновение театра в Древней Греции. - URL: http://
www.km.ru/referats/38EBB2E8D9D341A99C246F412EC0F9E6 (дата
обращения: 17.09.2017).
17. Иофис Е.А. Фильм // Большая советская энциклопедия. - URL: https:// slovar.cc/enc/bse/2053703.html (дата обращения: 05.09.2017).
18. Ищук-Фадеева Н.И. Теория драмы. - Тверь: Тверской государственный университет, 2013. - 304 с.
19. Каллистов Д.П. Античный театр. - URL: http://www.sno.pro 1 .ru/ lib/kallistov antichniy teatr/3.htm (дата обращения: 20.10.2017).
20. Классификация фильмов по разным характеристикам. - URL: http://kult-obzor.ru/kino/6341 -klassifikaciya-filmov-po-raznymxarakteristik am.html (дата обращения: 03.10.2017).
21. Ковалева А.В. Методы и приемы создания документального фильма // магистерская диссертация. - 130 с.
22. Копылова Р.Д. Современная отечественная кинокритика: между
пиаром и артхаусом // Киноискусство и кинозрелище: сб. науч. ст. - СПб.: Рос. ин-т ист. иск-в, 2011. - 192 с.
23. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. - М., 1990. - 456 с.
24. Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская
энциклопедия, 1987. - 751 с.
25. Луков В.А. История литературы. - URL: http://www.world-shake.ru/ru/ Encyclopaedia/4095.html (дата обращения: 20.10.2017).
26. Маслова Т.Я. Сценарное мастерство. Драматургия документального фильма. - Кемерово: КемГУКИ, 2010. - 318 с.
27. Минвалеева А.А. Художественная постановка на историко - документальном экране: коды театра и кино // Материалы 55-го международного научного форума «Век информации. Медиа в современном мире. Петербургские чтения». - URL: http: //if. spbu. ru/uplo ad/files/file 1461221404 6865.pdf (дата обращения: 30.11.2017).
28. Мясникова М.А. Практическая подготовка арт-журналистов в рамках профессионального медиаобразования. - URL: http://journals.uspu.ru/ attachments/article/831/%D0%A1%D0%A2-23.pdf (дата обращения:
04.09.2017) .
29. Нехорошев Л.Н. А.А. Тарковский в контексте мирового кинематографа. - М.: ВГИК, 2003. - 191 с.
30. Нехорошев Л.Н. Драматургия фильма. - М.: ВГИК, 2009. - 344 с.
31. Николаев А.И. Основы литературоведения. - URL: https://www.listos. biz/ (дата обращения: 22.10.2017).
32.Особенности сценария документального телефильма. - URL: http:// www.woldculture.ru/woculs-163-1 .html (дата обращения: 02.09.2017).
33. Прожико Г.С. Концепция реальности в экранном документе. М.: ВГИК, 2004. 454 с.
34. Режиссура мультимедиа / Сост. А.Р. Дегтярев. - М.: МГУКИ, 2005. - 9 с.
35. Романовский И. Масс-медиа. Словарь терминов и понятий. - М., 2004. - 480 с.
36. Сазонова Е.В. Теория драмы и основы сценарного мастерства: теория драмы. - URL: http://www.theatre-library.ru/flles/s/sazonova ev/sazonova
ev 1.pdf (дата обращения: 10.10.2017).
37. Самылкина Е. Марина Разбежкина. Горизонтали маленького мира. Проблемы драматургии в документальном кино [Лекция Марины Разбежкиной] // журнал «Искусство кино». - URL: http://www.kino art.ru/archive/2007/08/n8-article 13 (дата обращения: 04.11.2017).
38. Сегер Л. Как хороший сценарий сделать великим. - URL: https://kino dramaturg.ru/linda-seger-kak-xoroshii-scenarii-sdelat-velikim/20/ (дата обращения: 21.10.2017).
39. Соколов А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео. - М.: Издатель А. Г. Дворников, 2003. - 206 с.
40. Солнцева Л.П. Театроведение // booksite.ru. - URL: https://www.book site.ru/fulltext/1/001/008/109/368.htm (дата обращения: 03.10.2017).
41. Сычев С. Эволюция тенденций развития документального кино- и телефильма: кандидатская диссертация. - М.: 2009. - 348 с.
42. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения. - URL: http://www.bsu.ru/content/page/1415/hec/hr/hr14.html (дата обращения:
28.10.2017) .
43. Тарковский А.А. Запечатленное время. - URL: http://imwerden.de/pdf/tar kovsky andrey zapechatlennoe vremya 1967.pdf (дата обращения:
22.10.2017) .
44. Тарковский А.А. Замысел и его реализация. - URL: http: //tarkovskiy.su/ texty/uroki/uroki2.html (дата обращения: 10.10.2017).
45. Тарковский А.А. Мартиролог. Дневники. - Международный Институт имени Андрея Тарковского, 2008. - 624 с.
46. Тарковский А.А. Монтаж. - URL: http://tarkovskiy.su/textv/uroki/uroki
4. html (дата обращения: 21.10.2017).
47. Театральная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1967. Т. 2, - 502 с.
48. Теория драмы и основы сценарного мастерства (теория драмы): учебная программа для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 070209 «Режиссура театрализованных праздников и представлений» / сост. Е. В. Сазонова. Барнаул: АлтГАКИ, 2010. - 135 с.
49. Тинина З.П. История европейского театра от античности до новейшего времени. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - 112 с.
50. Туркин В.К. Драматургия кино. - М.: ВГИК, 2007. - 320 с.
51. Утилова Н.И. Монтаж. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 171 с.
52. Фатеева И.А. Диверсификация образовательных программ как фактор повышения профессиональной культуры журналистов // Современная журналистика: дискурс профессиональной культуры. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та : Филантроп, 2005. - 320 с.
53. Фатеева И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. - 270 с.
54. Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 2002. - 437 с.
55. Халилуллин Р.А. Виды документального кино. - URL: http://renstv.ru/ виды-документального-кино (дата обращения: 18.10.2017).
56.Чвиров В.В. Судебное делопроизводство. - М.: РГУП, 2016. - 334 с.
57. Чистюхин И. О драме и драматургии. - URL: teatrsemya. ru/lib/teatr/chistju khin i-o drame i dramaturgii.doc (дата обращения: 17.10.2017).
58. Чернец Л.В., Исакова И.Н. Теория литературы: Анализ художественного произведения. - URL: http://www.philol.msu.ru/~tezaurus/library.php?view=d &course=3&raz=2&pod=4&par=2 (дата обращения: 03.11.2017).
59.Эстетика: Словарь. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.
Источники:
1. Актуальное кино с Людмилой Улицкой. Ваш выход [документальный фильм]. 2013, Россия, телеканал «Культура», реж. Б. Кольнер, длит. 39 мин. 01 сек.
2. Александр Менакер. Рыцарь синего стекла [документальный фильм]. 2013, Россия, телеканал «Культура», реж. М. Забелина, длит. 38 мин. 44 сек.
3. Екатерина Еланская. Диалог со зрителем [документальный фильм]. 2009, Россия, телеканал «Культура», реж. О. Вихоркова, длит. 38 мин. 38 сек.
4. «Маскарад». Уроки режиссуры [документальный фильм]. 2013, Россия, телеканал «Культура», реж. Н. Феодориди, длит. 39 мин. 34 сек.
5. Роману Козаку посвящается [документальный фильм]. 2011, Россия, телеканал «Культура», реж. Ю. Квятковский, длит. 38 мин. 29 сек.
6. Русский Гамлет [документальный фильм]. 2014, Россия, телеканал «Культура», реж. И. Волосецкий, А. Горовацкий, длит. 38 мин. 53 сек.
7. Театр, в котором не играют. Театр.бое [документальный фильм]. 2011, Россия, телеканал «Культура», реж. Ю. Поскакухин, длит. 39 мин. 02 сек.
8. Хроники смутного времени. Олег Ефремов [документальный фильм]. 2007, Россия, телеканал «Культура», реж. И. Лайнер, длит. 38 мин. 47 сек.
Авторские публикации по теме магистерской диссертации:
1. Перловская Е.В. Подходы и принципы классификации жанрового своеобразия документальной кинопублицистики // Мультимедийная журналистика Евразии - 2017: журналистская деятельность и ее трансформации в цифровой среде Востока и Запада. Сборник научных статей и материалов XI Международной научно-практической конференции. Казань, 13-14 декабря 2017 года / Науч. редактор Е.С. Дорощук. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - 5 с.