Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВОЛАНДА И ЕГО СВИТЫ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»: ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Работа №22452

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы76
Год сдачи2016
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
549
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» В
ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ 10
1.1. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: обзор трактовок и
замысла романа 10
1.2. Инфернальные герои в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»:
трактовка образов исследователями 13
1.2.1.Общие сведения о свите Воланда: дискуссия о ее роли в романе... 13
1.2.2. Характеристика образов инфернальных героев 16
1.2.2.1. Образ Воланда 16
1.2.2.2. Образ Коровьева 20
1.22.3. Образ Азазелло 25
1.2.2.4. Образ Кота Бегемота 27
1.2.2.5. Образ Геллы 29
1.3. Речевые стратегии и тактики: определение понятий, проблема
классификации 31
1.3.1 .Речевая стратегия и речевая тактика: определение понятий 32
1.3.2. Проблема классификации речевых стратегий и тактик 33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 37
ГЛАВА 2. КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВОЛАНДА И ЕГО СВИТЫ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»: СТРАТЕГИИ, ТАКТИКИ И ПРИЕМЫ.. 40
2.1. Коммуникативное поведение Воланда 40
2.1.1. Стратегия испытания, ее тактики и языковое оформление 40
2.1.2. Стратегия убеждения (аргументирования), ее тактики и языковое
оформление 43
2.1.3. Стратегия назначения наказания, ее тактики и языковое
оформление 46
2.1.4. Стратегия награждения, ее тактики и языковое оформление 49
2.2. Коммуникативно-речевое поведение Коровьева 51
2.2.1. Стратегия наказания, ее субстратегии, тактики и языковое
оформление 51
2.2.1.1. Субстратегия высмеивания 52
2.2.1.2. Субстратегия обвинения 55
2.2.2. Стратегия искушения, ее тактики и языковое оформление 56
2.2.3. Стратегия оказания помощи, ее тактики и языковое оформление.. 58
2.3. Коммуникативно-речевое поведение Азазелло 60
2.3.1. Стратегия наказания, ее тактики и языковое оформление 60
2.3.2. Стратегия искушения, ее тактики и языковое оформление 62
2.4. Коммуникативно-речевое поведение Кота Бегемота 64
2.4.1. Стратегия наказания, ее тактики и языковое оформление 65
2.4.2. Стратегия игрового спора и поддержания беседы, ее тактики и
языковое оформление 68
2.5. Коммуникативно-речевое поведение Геллы 72
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79


«Мастер и Маргарита» - главный труд Михаила Афанасьевича Булгакова, благодаря которому он стал известным и признанным писателем; один из шедевров русской и мировой литературы ХХ века. Этот роман неоднократно становился объектом исследований и споров (в работах [Стойкова, 2000; Соколов, 1991 и др.]), он до сих пор вызывает немало вопросов. Инфернальные персонажи этой книги и их приключения в Москве 30-ых годов - ось романа, но их важность заключается не только в этом. Они представляют собой значительную новизну в истории мировой литературы: первый раз дьявол в облике черного мага по имени Воланд появляется со свитой, каждый член которой выполняет определенную функцию. Герои такого рода заслуживают внимательного изучения. Анализ их образов представлен в работах литературоведов Т.А. Стойковой, М.И. Бессоновой, О.В. Волкова и др. Однако в работах этих исследователей не содержится анализ речи персонажей с позиции лингвопрагматики. Исключением является публикация Т.А. Стойковой, в которой представлен анализ речевых мотивов Воланда, Бездомного и Бегемота [Стойкова, 2000].
Тема исследования представляется нам актуальной в связи с различными трактовками романа и недостаточной изученностью речи его персонажей. Анализ речевых актов персонажей является важным для понимания сложного романа и раскрытия мировоззрения Михаила Булгакова.
В качестве объекта исследования выступает коммуникативно-речевое поведение инфернальных героев (Воланда и его свиты) романа «Мастер и Маргарита».
Предметом исследования являются коммуникативно-речевые стратегии, тактики и приемы их реализации, используемые Воландом и его свитой.
Гипотеза исследования: коммуникативно-речевое поведение
инфернальных героев подчинено некоей общей стратегии, которая отличает их от остальных героев романа, и которая воплощается в различных тактиках в зависимости от адресатов внутритекстовой коммуникации.
Цель исследования - описать особенности коммуникативно-речевого поведения инфернальных персонажей, позволяющие раскрыть личности этих героев со стороны используемых ими речевых стратегий и тактик.
Задачи исследования обусловлены целью работы:
1) представить обзор трактовок замысла романа Булгакова «Мастер и Маргарита»;
2) рассмотреть проблему определения и классификации речевых стратегий и тактик;
3) выявить и рассмотреть дискуссионные вопросы трактовки образов инфернальных героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита»;
4) выявить и описать речевые стратегии Воланда и его свиты;
5) выявить и описать характерные для них речевые тактики и особенности их лингвистического оформления.
Материалом исследования послужили высказывания Воланда и членов его свиты, реплики этих героев и сопровождающие их комментарии писателя. Общий объем проанализированного текста составил 58 страниц (108859 печатных знаков).
Методы, использованные в процессе исследования: аналитико¬описательный метод, включающий в себя приемы наблюдения, интерпретации и систематизации; метод коммуникативно-прагматического анализа текста и стилистический анализ.
Теоретической базой исследования послужили, во-первых, работы таких литературоведов, посвященные изучению романа «Мастер и Маргарита», как: П.Р Абрагам, Л.Ф. Алексеева, М.И. Андреевская, Ю.А. Бабичевая, Т.А. Баранникова, Л.В. Белая, И.З. Беловровцева, Н.Н. Белякова, М.И. Бессонова, Л.М Борисова, Л.В. Бояджиева, М.О. Булатов, А. Н. Варламов, Т.Б. Васильева-Шальнева, О.В. Викторович, О.В. Волков, М.А. Гаджиев, И.Л. Галинская, А.А Гапоненков, Т.И. Дронова, И.С. Жемчужный,
O. Н. Журавлева, Н.Я. Зарецкая, Ю.Н. Земская, Е.А. Иваньшина, Л.Г. Ионин, И. Камараш, Е.Х. Квон, Д.Ё. Ким, Л.Ф Киселева, И. Ковалева, Н.П. Козлов, М.В. Колтунова, В.В. Колчанов, Г. Консон, А.А. Кораблев, В.А Коханова, В.Д. Кулешова, О. Кушлина, Т.Н. Красавченко, Л. И. Кременцова, Ю. Кривоносов, М.Б. Ладыгин, Л.А Левина, Г.А. Лесскис, Е.В. Лисюченко, Г.В. Макарова, Т.Ю. Малкова, В.А. Мальчуков, Н.В. Мальчукова, Д. Маравич, Л.В. Менглинова, А.В. Минаков, Е.Г. Михайлова, Б.С. Мягков, Е.М. Николаенко, В.И. Окар, С.В. Пантелейкина, В.В. Пелевин, Т. Поздняева, Г.М. Ребели, А. Саир, Б.М. Сарнов, Б.И. Сахаров, М.А. Сеничкина, Б.В. Соколов, О.Б. Сокурова, С.И. Степанов, Ю.Р. Степанова, Т.А. Стойкова, Т.И. Суран, Х.М. Талипова, А.В. Тарасов, И.С. Урюпин, А.Ю. Фомин,
P. Я. Хуснетдинова, М.Л. Чжон, М.О. Чудакова, А.В. Эрастова и Л.М. Яновская; во-вторых, публикации в области лингвопрагматики О.С. Иссерс, Т.В. Матвеевой, А.К. Михальской, Л.К. Паршиной, А.П. Сковородникова, О.А. Филипповна. Таким образом, работа является междисциплинарным исследованием.
Новизна работы заключается в том, что впервые представлен комплексный анализ коммуникативно-речевого поведения инфернальных персонажей в романе с учетом всех их разговоров и высказываний. Исследование вносит вклад в булгаковедение, поскольку доказывается общность речевых стратегий и тактик инфернальных героев, что позволяет углубить их представление об этих героях.
Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в том, что изучение коммуникативного поведения инфернальных героев посредством анализа используемых ими речевых стратегий и тактик помогает глубже понять не только характер персонажей, но и постичь замысел Булгакова, объяснить его отношение к окружающему миру, к власти и обществу, раскрыть, в чем заключается талант писателя.
Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования её материалов в практике преподавания лингвопрагматики и русской литературы ХХ века (в лекциях, посвященных творчеству М. Булгакова).
Исследование может еще получить социокультурную значимость, поскольку некоторые фрагменты из речи героев романа стали всем известны и до сих употребляются в определенных контекстах.
Апробация работы. Результаты проведенного исследования были представлены на трех конференциях различного статуса: Международная научно-практическая конференция молодых исследователей, посвященная Году литературы в России «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» (СФУ, Красноярск, 29 - 30 апреля 2015 г.); XXII Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (МГУ, Москва, 11 - 15 апреля 2016 г.); IX Международная научная конференция «Русская речевая культура и текст» (ТГПУ, Томск, 15 - 16 апреля 2016 г.). Теоретические положения диссертации обсуждались также на методологических семинарах в Институте филологии и языковой коммуникации СФУ (2015, 2016 гг.). Основные научные результаты
исследования отражены в 3 публикациях.
Структура работы. Основная часть работы включает две главы. В первой главе дается обзор различных точек зрения, связанных с интерпретацией замысла романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и трактовкой образов его инфернальных героев, приводится определение понятий речевой стратегии и речевой тактики и рассматривается проблемы их классификации. Во второй главе представлен лингвопрагматический анализ коммуникативно-речевого поведения Воланда и его свиты. В заключении приводятся выводы исследования. Список использованной литературы включает 115 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведем итоги исследования. Роман «Мастер и Маргарита - одно из самых известных и признанных произведений русской литературы и в тоже время одно самых сложных, загадочных и спорных. С момента его публикации по настоящее время исследователи предлагают различные трактовки замысла романа, который изучается в разных аспектах. Однако, несмотря на значительное развитие булгаковедения в последние два десятилетия, замысел романа остается до конца не раскрытым.
Самыми загадочными в романе являются инфернальные герои. Существуют разные трактовки образа дьявола: одни исследователи считают, что этот образ является традиционным отрицательным (воплощение зла), другие - положительным (вершитель правосудия на земле), третьи говорят об амбивалентности образа. Исследователи единодушны в том, что свита является орудием Воланда. Дискуссионными являются вопросы о прототипах каждого члена свиты и их намерениях. Самый спорный член свиты - Коровьев, каламбур и фиолетовый цвет в последнем полете которого вызывают немалый интерес, и чей прототип является самым загадочным.
В результате анализа речевого поведения инфернальных героев выявлено, что для всех этих героев характерны речевые стратегии искушения и наказания, реализующиеся при помощи различных тактик.
Воланд использует стратегию испытания и - в зависимости от результата - стратегию назначения наказаний, которые выполняет свита (его орудие) и стратегию награждения. Свойственна ему также стратегия аргументирования. Воланд испытывает главным образом с помощью вопросов («выбор без выбора»), не предоставляя собеседнику шанса выбора поступка, не связанного с ненужным ему как манипулятору действием. В форму риторических вопросов он облекает свои рассуждения в стратегии аргументирования. Он реализует стратегии главным образом с помощью тактик приказа, просьбы и убеждения.
Члены свиты используют стратегию наказания (точнее - исполнения наказания, назначенного Воландом). Свита выступает как орудие дьявола для осуществления его воли в сталинской Москве. Коровьеву свойственны стратегия высмеивания и стратегия оказания помощи. Ложный комплимент, аккузация и подсказка являются некоторыми из наиболее частых в его речи тактик. Коровьев выступает клоуном-палачом, следовательно, лесть и веселый тон характерны для речи этого героя.
В коммуникативно-речевом поведении Азазелло просматриваются стратегии наказания и искушения. Эти стратегии реализуются, в основном, с помощью тактики фамильярного приказа и эвфемизма. В его высказываниях доминируют грубые тон и манеры.
Бегемот со своей стратегией игрового спора выступает как «украшение» свиты, являясь помощником других инфернальных героев. Ему свойственны разные социальные маски в коммуникации с москвичами (маски хулигана и чиновника) и высокий книжный стиль в общении с остальными инфернальными героями.
Гелла, хотя и второстепенный персонаж, также выступает как орудие Воланда. Она презирает и наказывает москвичей. В ее речевом поведении доминирует стратегия наказания, которая реализуется с помощью тактики отстранения.
Для Булгакова инфернальные герои являются средством, позволяющим осуществить критику представителей власти и выступить против цензуры.
В перспективе возможно изучение коммуникативно-речевого поведения дьявола в русской литературе, сопоставление речевого поведения Воланда с речевым поведением дьявола в произведениях, которые послужили источниками для создания романа «Мастер и Маргарита».



1. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. СПб: Азбука Классика, 2012. 413 с.
2. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. НИОР РГБ Ф. 562. Ед. хр. 1196
3. Булгакова М.А. Мастер и Маргарита. Москва: Посев, 1987. 510 с.
Научная литература
4. Абрагам П. Роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. Брно: Масариковский университет, 1993. 212 с.
5. Абрагам П.Р. Роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в аспекте литературных традиции: автореф. дис. . канд. филол. наук. Москва, 1989. 24 с.
6. Алексеева Л.Ф. История русской литературы ХХ века. Том 1. 1910¬1930 годы. М.: Высшая школа, 2005. С. 239 - 255.
7. Андреевская М.И. О «Мастере и Маргарите» // Литературное обозрение. 1991. Том №5. С. 60 - 63.
8. Бабичевая Ю.А., Киселева Н.Н. Творчество Михаила Булгакова. Томск: Томский университет, 1991. 156 с.
9. Баранникова Т.А. Изучение романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе средней школы: дис. . канд. филол. наук. Москва, 1998. 212 с.
10. Белая Л.В. Лексико-семантические и функциональные особенности антропонимики М.А. Булгакова // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1990. № 5. С. 103 - 110.
11. Беловровцева И.З. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: конструктивные принципы организации текста. дис. . канд. филол. наук. Тарту, 1997. 167 с.
12. Беловровцева И.З., Кульюс С.К. Роман «Мастер и Маргарита» как эзотерический текст // Блоковский сборник. XII. Тарту, 1993. С. 158 - 175.
13. Беловровцева И.З., Кульюс С.К. Иностранец в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Булгаковский сборник. III. Материалы истории русской литературы ХХ века. Тарту, 1998. С. 57 - 67.
14. Белякова Н.Н., Тлушкова М.М. Русские писатели ХХ века. От Бунина до Шукшина. М.: Флинта, 2008. С. 147 - 155, 200 - 218.
15. Бессонова М.И. Лейтмотивы как форма выражения авторской позиции в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»: дис. . канд. филол. наук. Москва, 1996. 189 с.
16. Борисова Л.М. Инфернально-сатирическое у Горького и Булгакова // Филологические науки. 2009. № 4. С. 46 - 55.
17. Бояджиева Л.В. Москва булгаковская. М.: Олимп, 2009. 252 с.
18. Булатов М.О. Вечность Зла и бессмертие Добра: Нравственно¬философское содержание романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Махачкала: Дагест. науч. Центра Рос. акад. наук, 1999. 157 с.
19. Булатов М.О. Нравственно-философская концепция романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: дис. . канд. филол. наук. Махачкала,
2000. 241 с.
20. Булгакова Е.С. Дневник. 1933-1940 М.: Кн. палата, 1990.
21. Варламов А. Н. Михаил Булгаков. М.: Молодая гвардия, 2008. 838 с.
22. Васильева-Шальнева Т.Б. Принципы художественной структуры романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (к вопросу взаимодействия литературы и музыки): дис. . канд. филол. наук. Казань. 2002. 163 с.
23. Викторович О.В. Становление системы персонажей романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в творческой истории произведения: дис. . канд. филол. наук. Коломна. 1999. 162 с.
24. Волков О.В. Текстообразующие функции лексических средств в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: дис. . канд. филол. наук. Москва, 2000. 185 с.
25. Гаврилова М.В. Пространство и время в романе М.А. «Мастер и Маргарита»: дис. . канд. филол. наук. СПб., 1996. 206 c.
26. Гаджиев. М.А. Об эволюции Ивана Бездомного в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» // Роман и повести в классической и современной литературе. Межвузовский научно-тематический сборник. Махачкала, 1992. С. 126 - 132.
27. Гаджиев М.А. Персонажи второго плана в структуре романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: дис. . канд. филол. наук. Махачкала.
2001. 162 с.
28. Галинская И.Л. Загадки известных книг. М.: Наука, 1986. 125 с.
29. Гапоненков А.А. «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова: жанровое своеобразие романа. Саратов: Лицей, 2001. 76 с.
30. Гапоненков А.А. «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. Саратов: Лицей, 2001. 64 с.
31. Гапоненков А.А. Проблема жанрового синтеза в романах «Бесы» Ф.М. Достоевского и «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова: автореф. дис. . канд. филол. наук. Саратов, 1995. 18 с.
32. Дронова Т.И. История как текст («Христос и антихристос» Д.С. Мережковского и «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова) // Известия Саратовского университета. Социология. Политология. Вып. 4. Саратов, 2009. С.70 - 74.
33. Жемчужный И.С. «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова - текст и подтекст // Культура и текст. № 3. Барнаул, 1998. С. 177 - 187.
34. Журавлева О.Н. Гроза в свите Воланда // Политическая лингвистика. 2006. № 4. С. 190 - 198.
35. Зарецкая Н.Я. М. Булгаков: между мистикой и реальностью (по мотивам романа «Мастер и Маргарита») // Вестник Казанского технологического университета. №1. Том 15. Казань, 2012. С. 238 - 244.
36. Земская Ю.Н. Динамика взаимодействия категории времени и пространства в дискурсе персонажа. Антропоцентрический аспект (на материале романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: автореф. дис.. канд. филол. наук. Кемерово, 1997. 197 c.
37. Иваньшина Е.А. Автор - текст - читатель в творчестве Михаила Булгакова 30-ых годов: дис. . канд. филол. наук. Воронеж, 1998. 295 с.
38. Ионин Л.Г. Две реальности «Мастера и Маргариты» // Вопросы философии. 1990. № 2. С. 44 - 55.
39. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 288 с.
40. Камараш И. За мной, читатель! Восприятие, трактовка и эффект романа «Мастер и Маргарита» в Венгрии: Лит. социол. исследование: Обобщение. Будапешт: Гос. б-ка, 1984. 50 с.
41. Квон Е. Х. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Художественный синтез условности и жизнеподобия: дис. . канд. филол. наук. Москва, 1996. 157 с.
42. Ким Д.Ё. Художественные и философские принципы композиции романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: дис. . канд. филол. наук. Москва, 2002. 223 с.
43. Киселева Л.Ф. Диалог добра и зла в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» // Филологические науки. 1991. № 6. С. 3 - 11.
44. Ковалева И. А. Образ дьявола в культуре (на основе романа Л. Андреева «Дневник Сатаны» и романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита») // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 1211 - 1212.
45. Козлов Н.П. Об авторской активности в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Содержательность художественных форм. Куйбышев. 1987. С. 64 - 72.
46. Колтунова М.В. Функция древнего мифа в поэтике романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Классические традиции в русской советской прозе. Куйбышев, 1985. С. 77 - 90.
47. Колчанов В.В. От карнавала к мистерии: маги и обряды симпатической магии в творчестве М.А. Булгакова (на примере романа «Мастер и Маргарита» // Социально-экономические явления и процессы. № 7. Тамбов, 2011. С. 245 - 249.
48. Консон Г. Воланд - таинственный криминальный авторитет // Мир музыки. Баку, 2014. С. 64 - 71.
49. Кораблев А.А. Ученичество как принцип читательского восприятия: (на романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Киев, 1989. 16 с.
50. Коханова В.А. Архетипический сюжет «сделка с дьяволом» в романе М.А. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: филологическое образование. №1. Москва, 2011. С. 55 - 62.
51. Коханова В.А., Колышева Е.Ю. М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита. Полное собрание черновиков романа. Основной текст в двух томах. М.: Пашков дом, 2014. Т.1. 840 с. Т.2. 818 с.
52. Кулешова В.Д. Имена собственные как стилистическая единица речи в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вопросы русской филологии. Казахский гос. ун-т им. С.М. Кирова. Алма-Ата, 1978. С. 169 - 178.
53. Кушлина О. и Смирнов Ю. Некоторые вопросы поэтики романа «Мастер и Маргарита» // М.А. Булгаков - драматург и художественная культура его времени. Союз театральных деятелей РСФСР. Москва, 1988. С. 235 - 303.
54. Красавченко Т.Н. Михаил Булгаков: Современные толкования. К 100-летию со дня рождения 1891-1991. Сборник обзоров. М.: Академия наук СССР, 1991. 243 с.
55. Кременцова Л.И. Русская литература ХХ века. Том 1. 1920-1930 годы. М.: Высшая школа, 2005. С. 126 - 144.
56. Кривоносов Ю. Михаил Булгаков. Фотолетопись жизни и творчества. М.: Эксмо, 2011. 258 с.
57. Ладыгин М.Б. «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова и традиции романтического романа (к вопросу типологии жанра) // Типология и взаимосвязи в русской и зарубежной литературе. Красноярск, 1982. С. 109 - 129.
58. Левина Л.А. Нравственный смысл кантианских мотивов в философском романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Филологические науки. 1991. №1. С. 12 - 22.
59. Лесскис Г.А. Триптих М.А. Булгакова о русской революции. «Белая гвардия». «Записки покойника». «Мастер и Маргарита». М.: М.О.Г.И., 1999. 425 с.
60. Лесскис Г. и Атарова К. Путеводитель по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». М.: Радуга, 2007. 517 с.
61. Лисюченко Е.В. Структура и стилистики метафоры в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: автореф. дис. . канд. филол. наук. Киев, 1998. 19 с.
62. Макарова Г.В. Тайнопись в романе «Мастер и Маргарита». Нижний Новгород: Нижегород. Ун-та им. Н.И. Лобаческого, 1997. 79 с.
63. Малкова Т.Ю. Булгаков и Гоголь: демонические образы и мотивы в романе «Мастер и Маргарита» // Вестник Костромского государственного университета. №2. Кострома, 2010. С. 142 - 146.
64. Мальчуков В.А. и Мальчукова Н. В. Особенности диалога религиозного и светского мироззрения в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Известия Иркутской государственной экономической академии. №3. Иркутск, 2013. С. 156 - 163.
65. Маравич Д. Сербская и хорватская литературная критика о романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: дис. . канд. филол. наук. Москва, 2000. 170 с.
66. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М.: Флинта: Наука, 2003. 432 с.
67. Менглинова Л.В. Гротеск в романе «Мастер и Маргарите» // Творчество Михаила Булгакова. Томск, 1991 С. 49 - 78.
68. Менглинова М.Б. Сатира в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Грамота. № 2. Тамбов, 2008. С. 67 - 73.
69. Минаков А.В. Символика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Опыт эзотерического исследования. М.: Паруса, 1998. 75 с
70. Михайлова Е.Г. Система повествовательных точек зрения в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и языковые способы их выражения: дис. . канд. филол. наук. Москва. 2009. 173 с.
71. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобр. учреждений. М.: Просвещение, 1996. 416 с.
72. Мягков Б.С. Булгаков на Патриарших. М.: Алгоритм, 2008. 349 с.
73. Мягков Б.С. Булгаковская Москва. М.: Моск. Рабочий, 1993. 223 с.
74. Мягков Б.С. Родословия Михаила Булгакова. М.: АПАРТ, 2003.
400 с.
75. Николаенко Е.М. Аспектуальная семантика высказываний с инфинитивом при выражении категории «временного порядка»: На материале романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и его англоязычных переводов: дис. . канд. филол. наук. Брянск, 2001. 204 с.
76. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Российская Академия Наук, 2002. 939 с.
77. Окара В.И. Изучение особенностей индивидуального-авторского стиля М.А. Булгакова через анализ прихода дьявола в его романах // Вестник КГУ. №1. Красноярск, 2008. С. 121 - 124.
78. Пантелейкина С.В. Концепт «город» в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (фрагменты кластерного анализа): дис. . канд. филол. наук. Красноярск. 2008. 278 с.
79. Паршин Л.К. Чертовщина в Американском посольстве в Москве, или 13 загадок Михаила Булгакова. М.: Кн. Палата, 1991. 206 с.
80. Паршина О.Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России: автореф. . дис. д-ра филол. наук. Саратов, 2005. 48 с.
81. Пелевин В.В. Жизнь Булгакова. Дописать раньше, чем умереть. М.: Центрполиграф, 2005. 664 с.
82. Поздняева Т. Воланд и Маргарита. СПб.: Амфора, 2007. 445 с.
83. Проскурня-Завьялова Ю. Документальный фильм «Загадки Мастера и Маргариты». [Электронный ресурс] // Телеканал «Россия». URL: http://russia.tv/brand/show/brand_id/10222 (дата обращения: 30.05.2016)
84. Ребель Г.М. Романы М.А. Булгакова «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» в свете проблемы автора: автореф. дис. . канд. филол. наук. Екатеринбург, 1995. 23 с.
85. Саир А. Функции и метафоры в художественном тексте и ее лингвопрагматическая интерпретация (на материале романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»): автореф. дис. . канд. филол. наук. Москва, 1993.
22 с
86. Сарнов Б.М. Каждому по его вере: О романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М.: Моск. Ун-та, 1998. 90 с.
87. Сахаров Б.И. Михаил Булгаков: загадки и уроки судьбы. М.: Жираф, 2006. 331 с.
88. Сеничкина М.А. Театр здоровья «Мастер и Маргарита». Песенная терапия. М.: Серия «Помоги себе сам», 2001. 71 с.
89. Русский язык и культура речи (базовые компетенции): учеб. пособие / авторы и др.; под ред. А.П. Сковородникова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. 516 с.
90. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. М.: Миф, 1996. 586 с.
91. Соколов Б.В. Михаил Булгаков: загадки судьбы. М.: Вагриус, 2008. 542 с.
92. Соколов Б.В. Михаил Булгаков: загадки творчества. М.: Вагриус, 2008. 685 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ