Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение народной и исторической этимологии в школе (Методика преподавания русского языка, Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №62407

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы32
Год сдачи2021
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
71
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Данная работа посвящена разработке элективного курса, нацеленного на изучение исторической и народной этимологии.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации элективного курса по этимологии 5
1.1 Элективный курс как фактор реализации индивидуальной образовательной траектории 5
1.2 Этимология как раздел языкознания. Историческая и народная этимология 10
Глава 2. Элективный курс по теме «Историческая и народная этимология» 16
2.1 Роль и значение этимологии в обучении русскому языку в старших классах 16
2.2 Программа элективного курса по русскому языку «Историческая и народная этимология» 20
Заключение 25
Список использованных источников 27
Приложение 1 31
Приложение 2 32
Приложение 3 33
Приложение 4 34

Цель настоящего исследования заключается в разработке элективного курса, в процессе которого будут изучаться историческая и народная этимологии
Цель конкретизирована в задачах:
1. Изучить теоретические основы организации элективных курсов как фактора реализации индивидуальной образовательной траектории.
2. Дать характеристику этимологии как раздела языкознания. Определить различия исторической и народной этимологии.
3. Определить значение этимологии в изучении русского языка.
4. Разработать программу элективного курса «Историческая и народная этимология».
Объект исследования – народная и историческая этимология.
Предмет – изучение народной и исторической этимологии в школе.
Работа была написана на основании изучения основополагающих работ по этимологии таких авторов, как Л.А. Введенская, Н.В. Гилинова. Особенности организации элективных курсов рассматриваются в трудах А.М. Егоровой, А.Г. Каспржак, Е.И. Коноваловой. Кроме того, были изучены нормативно-правовые акты в области образования.
Методологической основой исследования являются теоретические положения об организации и проведении элективных курсов. К методам исследования, используемым при написании данной работы, относятся: метод теоретического анализа, метод синтеза, метод изучения и обобщения педагогического опыта.
Теоретическая значимость и новизна исследования состоит в обобщении психолого-педагогических основ, всестороннем освещении сути рассматриваемой проблемы, подробном изучении применения методов этимологического анализа в процессе обучения русского языка.
Результаты исследования могут быть использованы в качестве методической основы для разработки элективных курсов по русскому языку, в процессе подготовки студентов в вузе, а также в качестве методических материалов при разработке уроков .
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы. В приложении представлены дополнительные материалы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В связи с переходом на профильное обучение в старшей школе, элективные курсы стали неотъемлемой характеристикой современного образования. Поэтому естественно, что в 10-11 классах доминирующими становятся элективы, поддерживающие профиль. Это значит, что данные курсы в старших развивают содержание одной из профильных дисциплин и обеспечивают изучение смежных предметов на профильном уровне.
Элективный курс является обязательным для посещения старшеклассниками. Занятия в рамках выбранного курса способствуют углубленному изучению определенного предмета и «компенсируют»
ограниченные возможности базовых и профильных предметов. Курсы по выбору могут быть: предметно-ориентированными, межпредметными, направленными на подготовку к сдаче ЕГЭ, ориентированными на приобретение узкоспециальных навыков, внепредметными для расширения кругозора учащихся. Примером предметно-ориентированного элективного курса может служить изучение народной и исторической этимологии.
Изучение основополагающих трудов, позволило выделить особенности народной и исторической этимологии. Особенностью исторической этимологии является применение сравнительно-исторического метода, с помощью которого восстанавливается история возникновения забытых названий. В народной этимологии применяется ненаучный анализ языковых единиц. То есть главное отличие заключается в том, что историческая (этимология) опирается на научные принципы анализа, в то время как народная используется для объяснения слов случайные совпадения.
Необходимость изучения этимологии в рамках элективного курса, продиктовано целым рядом причин. Во-первых, данная научная дисциплина имеет большие возможности стимулирования интереса школьников к изучению русского языка и лингвистики. Во- вторых, методы этимологического анализа являются эффективным способом усвоения школьниками орфографических правил русского языка. В третьих, изучение истории происхождения слов способствует расширению активного словарного запаса старшеклассников.
На основании изучения теоретического и практического материала, была разработана программа элективного курса для старшеклассников «Историческая и народная этимология» предметно-ориентированного характера. Целью представленного курса обозначено формирование у учащихся языковой, коммуникационной и культурологической компетенции, а так же формирование общеучебных умений и навыков. Рассчитанная на 24 часа, программа включает в себя несколько тем по народной и исторической этимологии.
Таким образом, все поставленные задачи были выполнены и цель работы достигнута.



1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на
2016 - 2020 годы(утв. распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р)//Гарант.ру: информационно-правовой портал.- Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70736882/ .- Загл. с экрана
2. Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей
ступени общего образования [Электронный ресурс]// Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации.- Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901837067 .- Загл. с экрана
3. Письмо Минобразования РФ от 13.11.2003 N 14-51-277/13 «Об
элективных курсах в профильном обучении» [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=450589#002611851452409497 .- Загл. с экрана
4. Бокова А.З. Изучение особенностей профильного обучения
старшеклассников в современной школе [Электронный ресурс] /А.З. Бокова, Н.Г. Фирсова//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.- 2014.- №4.- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ .- Загл. с экрана
5. Буров А.А. Этимология русского языка: учебник и практикум для
вузов/ А.А. Буров.- 3-е изд.- М.: Юрайт, 2020.- 136 с.
6. Введенская Л. А. Этимология/ Л.А. Введенская, Н.П. Колесников:
учебное пособие. - СПб.: Питер,2004. - 221 с.
7. Галинова, Н. В. Русская этимология : [учеб.-метод. пособие] /
Н. В. Галинова ; [науч. ред. Е. Л. Березович] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 110 с.
8. Егорова, А. М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе [Электронный ресурс] / А. М. Егорова// Теория и практика образования в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - Т. 1. - Санкт-Петербург: Реноме, 2012. - С. 173-179. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1617/ .- Загл. с экрана
9. Каспржак А.Г. Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область Филология/ А.Г. Каспржак.- М.: Вита-Пресс, 20014.- 112 с.
10. Каспржак А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе/ А.Г. Каспржак. – М.: Новая школа, 2004. – 160 с.
11. Каспржак А.Г. Элективные курсы – ответ на запросы ученика и учителя, семьи и государства/ А.Г. Каспржак //Директор школы.- 2006. - №1. – с.3-9.
12. Каспржак А.Г. Элективные курсы: типология и задачи/ А.Г. Каспржак //Директор школы.- 2006. - №3. – с.53-57
13. Кондратьева О.Н. Этимологический анализ на уроках русского языка как одно из средств повышения орфографической грамотности учащихся среднего звена / О.Н. Кондратьева// Филологический класс.- 2018.- №2 .- С. 56
14. Коновалова Е.И. Элективный курс как фактор реализации индивидуальной образовательной траектории школьников [Электронный ресурс]/ Е.И. Коновалова// Вестник бурятского государственного университета .- 2013.- №15 .- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ .- Загл. с экрана
15. Михайлова Е.Н. Нормативно-правовая база профильной подготовки обучающихся средней школы [Электронный ресурс] / Е.Н. Михайлова// Проблемы и перспективы развития образования в России.- 2015.- №3.- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ .- Загл. с экрана
16. Рут М.Э. Уроки этимологии/ М.Э. Рут // Филологический класс.- 2018.- №2 .- С. 56
17. Савина Е.К. Элективный курс как средство формирования социокультурной компетенции учащихся в профильной школе [Электронный ресурс]/ Е.К. Савина //Humanity space International almanac.- 2019.- №3 .- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ .- Загл. с экрана
18. Теремов А.В. Элективные курсы в профильном обучении школьнико/А.В. Теремов.- М..: МГПУ, 2017.- 118 с.
19. Шахматов, А. А. Очерк современного русского литературного языка : учебник для вузов / А. А. Шахматов ; под ред. и с примеч. С. П. Обнорского. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 235 с. ( Антология мысли)
20. Этимологический словарь Макса Фасмера [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://gufo.me/dict/vasmer .- Загл. с экрана


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ