ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ КАК ТЕХНОЛОГИИ ДИАЛОГА МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ
|
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования интернет-коммуникаций в контексте политического диалога 10
§1. Понятие и сущность интернет-коммуникаций в политике 10
§2. Политические интернет-коммуникации как инструмент
диалога государства и гражданского общества 23
Глава II. Технологии политического диалога в интернет- пространстве 32
§1. Диалоговые интернет-технологии политической коммуникации в современном политическом процессе 32
§2. Неконвенциональные технологии политической коммуникации
в Интернете 41
Глава III. Современный российский опыт выстраивания политического диалога в интернет-коммуникациях 53
§1. Проблемы развития политического диалога посредством
интернет-коммуникаций в современной России 53
§2. Формы политического диалога государства и общества на официальных сайтах органов власти России 59
§3. Перспективы развития диалоговых интернет-коммуникаций в
современной России 64
Заключение 70
Список литературы 73
Приложения
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования интернет-коммуникаций в контексте политического диалога 10
§1. Понятие и сущность интернет-коммуникаций в политике 10
§2. Политические интернет-коммуникации как инструмент
диалога государства и гражданского общества 23
Глава II. Технологии политического диалога в интернет- пространстве 32
§1. Диалоговые интернет-технологии политической коммуникации в современном политическом процессе 32
§2. Неконвенциональные технологии политической коммуникации
в Интернете 41
Глава III. Современный российский опыт выстраивания политического диалога в интернет-коммуникациях 53
§1. Проблемы развития политического диалога посредством
интернет-коммуникаций в современной России 53
§2. Формы политического диалога государства и общества на официальных сайтах органов власти России 59
§3. Перспективы развития диалоговых интернет-коммуникаций в
современной России 64
Заключение 70
Список литературы 73
Приложения
Актуальность. В настоящее время весь мир вовлечен в становление нового этапа исторического развития - формирования информационного общества. Увеличивается роль информационно-коммуникационных технологий во всех сферах общественной жизни. Развитие сети Интернет, характеризующейся сетевой структурой, доступностью, мультимедийностью, высокой скоростью распространения информации и интерактивностью, способствует созданию новых моделей и каналов коммуникации, подключая к этому процессу миллионы людей по всему миру, что содействует существенной политизации интернет-пространства. Как следствие, в настоящее время наблюдается расширение публичного политического дискурса и взаимодействия государства и гражданского общества посредством интернет-коммуникаций.
Интернет-коммуникации и информационные технологии открывают качественно новые возможности взаимодействия, делают общедоступной политическую информацию, облегчают получение обратной связи, создают новые формы участия населения в политическом процессе, становятся источником прозрачности действий государственных органов и конкретных политических деятелей. Следовательно, целевое применение политических интернет-коммуникаций способствует выстраиванию диалога между государством и гражданским обществом.
Таким образом, актуальность исследуемой темы «Интернет- коммуникации как технологии диалога между государством и гражданским обществом» обусловлена, во-первых, интенсивным ростом информационно¬коммуникационных технологий, создающих невиданные ранее возможности для взаимодействия власти и общества; во-вторых, увеличением числа пользователей Интернет-пространства, что обуславливает кризис традиционных форм коммуникации и создает потребность в поиске ее новых форм. Кроме того, следует сказать, что в отечественной политической науке практически не освещается проблема политического диалога в контексте использования интернет-коммуникаций, поэтому рассмотрение данного аспекта будет особенно актуальным.
Степень научной разработанности проблемы. С одной стороны, проблеме политических коммуникаций уделяли достаточно много внимания признанные классики политической науки, были созданы целые научные концепции и подходы, а с другой стороны, развитие политических интернет- коммуникаций происходит настолько быстрыми темпами, что практика и эффекты сетевой политической коммуникации остаются белым пятном в поле политологических исследований.
Тем не менее, теоретическим основам исследования интернет- коммуникаций, а также соответствующих диалоговых технологий посвящены работы зарубежных и отечественных авторов, которые можно разделить на четыре группы.
К первому блоку исследований относятся работы авторов, посвященные анализу понятия политической коммуникации и ее роли в политическом процессе. Первыми данный вопрос разрабатывали зарубежные исследователи, Г. Лассуэлл , Л. Пай , Р.-Ж. Шварценберг , П. Лазарсфельд . Не менее важными являются также общеизвестные концепции в русле теории политических систем, основанные на идеях структурного функционализма: «системная модель» политической системы Д. Истона ,
«функциональная модель» Г. Алмонда и «кибернетическая модель» К. Дойча .
Среди отечественных авторов исследуемой тематикой занимались И.А. Бронников , М.Н. Грачев , А.И. Соловьев .
Вторая группа исследователей раскрывает сущность теоретических основ внедрения интернет-коммуникаций в политический процесс. Среди российских исследователей следует отметить работы Т.В. Науменко , О.Н. Морозовой , П.Н. Карпова , И.Р. Купер , С.В. Володенкова , М.С. Вершинина . Отдельно следует выделить монографию Г.Л. Акопова «Интернет и политика» , где автор проанализировал модернизацию политической системы на основе политических интернет-коммуникаций.
Зарубежные исследователи Дж. Нэсбитт, П. Эбурдин , М. Кастельс , Е. Морозов выделяли позитивные и негативные последствия применения политических интернет-коммуникаций.
Третья группа авторов рассматривает проблематику политического диалога в интернет-пространстве. Так, Д.А. Войнов , Т. Н. Колокольцева , А.В. Зайцев выявляют теоретические аспекты формирования политического диалога. Кроме того, Д.А. Войнов исследует конкретные технологии политического интернет-диалога .
Четвертый блок библиографических источников посвящен непосредственно российскому опыту применения политических интернет- коммуникаций в построении диалога между государством и гражданским обществом, который рассматривается А.М. Дружининым , А. Федоровой, К. Потупчик , Е.Н. Касторновой .
Несмотря на появление в последнее время обилия исследований по политическим аспектам использования сети Интернет, целостных политологических исследований по теме интернет-коммуникаций как технологий диалога власти и общества практически нет. Все это свидетельствует о том, что необходима дальнейшая теоретическая разработка данной проблемы.
Объект исследования - интернет-коммуникации в политическом процессе.
Предмет исследования - интернет-коммуникации как технологии диалога между государством и гражданским обществом.
Целью исследования является определение особенностей влияния интернет-коммуникаций на развитие диалога между государством и обществом.
Для реализации этой цели ставятся следующие задачи:
- определить теоретико-методологические основы исследования интернет-коммуникаций;
- выявить особенности политических интернет-коммуникаций как инструмента диалога государства и гражданского общества;
- охарактеризовать диалоговые интернет-технологии политической коммуникации;
- выявить характерные признаки не конвенциональных технологий политических коммуникаций в сети Интернет;
- исследовать специфику развития политического диалога посредством интернет-коммуникаций в современной России, выявив основные проблемы;
- рассмотреть формы реализации политического интернет-диалога, проанализировав официальные сайты органов государственной власти субъектов Приволжского федерального округа Российской Федерации;
- определить перспективы развития и разработать рекомендации по повышению эффективности использования интернет-коммуникаций в диалоге государства и гражданского общества.
Методы исследования. Методологически и теоретически выпускная квалификационная работа опирается на результаты структурно-функционального анализа, который позволил выявить структуру интернет- коммуникаций, а также рассмотреть типы и функции политического диалога между государством и гражданским обществом; системного метода, определившего особенности развития диалоговых форм взаимодействия власти и общества в условиях распространения технологий интернет- коммуникаций. Также был использован нормативно-правовой подход, который позволил изучить законодательную базу использования интернет- ресурсов. Кроме того, в работе был использован исторический метод, предполагающий изучение внедрения интернет-технологий в политический процесс и деятельность органов государственной власти в ретроспективе, начиная с периода 60-ых годов ХХ века с созданием в Соединенных Штатах Америки сети Интернет и заканчивая современностью. Особое место в работе занимает дискурс-анализ официальных сайтов, порталов государственных услуг с целью демонстрации форм политического диалога между властью и гражданским обществом посредством применения технологий интернет-коммуникации.
Научно-практическая значимость. Данное исследование вносит вклад в изучение роли интернет-коммуникаций как технологий диалога между государством и гражданским обществом. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейших разработок проблематики интернет-коммуникаций как теоретического, так и прикладного характера, а также для определения основных проблем использования интернет- коммуникаций в политическом процессе. Полученные данные могут быть использованы в практике государственного управления при внедрении модулей интернет-коммуникаций в деятельность органов государственной власти как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях в целях оптимизации, повышения результативности процессов взаимодействия государства и общества.
Основные выводы и положения выпускной квалификационной работы могут быть использованы в рамках преподавания целого ряда учебных дисциплин: «Государственная политика и управление», «Политические отношения и процессы»; при разработке учебников и учебных пособий.
Структура работы подчинена достижению цели и основных задач и состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и степень научной разработанности.
Первая глава раскрывает категорию политической интернет- коммуникации и ее особенности. Также в ней анализируется интернет- коммуникация в роли инструмента политического диалога государства и гражданского общества.
Во второй главе более подробно рассмотрены конкретные диалоговые интернет-технологии политической коммуникации. Кроме того, актуализируется внимание на неконвенциональных формах политической интернет-коммуникации.
В главе третьей раскрывается характеристика российского опыта выстраивания политического диалога в интернет-коммуникациях посредством выявления проблем его развития, анализа официальных сайтов органов государственной власти и типологизации их форм. Также выявлены перспективы развития российского интернет-диалога и разработаны рекомендации по его совершенствованию.
В заключении по результатам исследования сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения данного вопроса.
Интернет-коммуникации и информационные технологии открывают качественно новые возможности взаимодействия, делают общедоступной политическую информацию, облегчают получение обратной связи, создают новые формы участия населения в политическом процессе, становятся источником прозрачности действий государственных органов и конкретных политических деятелей. Следовательно, целевое применение политических интернет-коммуникаций способствует выстраиванию диалога между государством и гражданским обществом.
Таким образом, актуальность исследуемой темы «Интернет- коммуникации как технологии диалога между государством и гражданским обществом» обусловлена, во-первых, интенсивным ростом информационно¬коммуникационных технологий, создающих невиданные ранее возможности для взаимодействия власти и общества; во-вторых, увеличением числа пользователей Интернет-пространства, что обуславливает кризис традиционных форм коммуникации и создает потребность в поиске ее новых форм. Кроме того, следует сказать, что в отечественной политической науке практически не освещается проблема политического диалога в контексте использования интернет-коммуникаций, поэтому рассмотрение данного аспекта будет особенно актуальным.
Степень научной разработанности проблемы. С одной стороны, проблеме политических коммуникаций уделяли достаточно много внимания признанные классики политической науки, были созданы целые научные концепции и подходы, а с другой стороны, развитие политических интернет- коммуникаций происходит настолько быстрыми темпами, что практика и эффекты сетевой политической коммуникации остаются белым пятном в поле политологических исследований.
Тем не менее, теоретическим основам исследования интернет- коммуникаций, а также соответствующих диалоговых технологий посвящены работы зарубежных и отечественных авторов, которые можно разделить на четыре группы.
К первому блоку исследований относятся работы авторов, посвященные анализу понятия политической коммуникации и ее роли в политическом процессе. Первыми данный вопрос разрабатывали зарубежные исследователи, Г. Лассуэлл , Л. Пай , Р.-Ж. Шварценберг , П. Лазарсфельд . Не менее важными являются также общеизвестные концепции в русле теории политических систем, основанные на идеях структурного функционализма: «системная модель» политической системы Д. Истона ,
«функциональная модель» Г. Алмонда и «кибернетическая модель» К. Дойча .
Среди отечественных авторов исследуемой тематикой занимались И.А. Бронников , М.Н. Грачев , А.И. Соловьев .
Вторая группа исследователей раскрывает сущность теоретических основ внедрения интернет-коммуникаций в политический процесс. Среди российских исследователей следует отметить работы Т.В. Науменко , О.Н. Морозовой , П.Н. Карпова , И.Р. Купер , С.В. Володенкова , М.С. Вершинина . Отдельно следует выделить монографию Г.Л. Акопова «Интернет и политика» , где автор проанализировал модернизацию политической системы на основе политических интернет-коммуникаций.
Зарубежные исследователи Дж. Нэсбитт, П. Эбурдин , М. Кастельс , Е. Морозов выделяли позитивные и негативные последствия применения политических интернет-коммуникаций.
Третья группа авторов рассматривает проблематику политического диалога в интернет-пространстве. Так, Д.А. Войнов , Т. Н. Колокольцева , А.В. Зайцев выявляют теоретические аспекты формирования политического диалога. Кроме того, Д.А. Войнов исследует конкретные технологии политического интернет-диалога .
Четвертый блок библиографических источников посвящен непосредственно российскому опыту применения политических интернет- коммуникаций в построении диалога между государством и гражданским обществом, который рассматривается А.М. Дружининым , А. Федоровой, К. Потупчик , Е.Н. Касторновой .
Несмотря на появление в последнее время обилия исследований по политическим аспектам использования сети Интернет, целостных политологических исследований по теме интернет-коммуникаций как технологий диалога власти и общества практически нет. Все это свидетельствует о том, что необходима дальнейшая теоретическая разработка данной проблемы.
Объект исследования - интернет-коммуникации в политическом процессе.
Предмет исследования - интернет-коммуникации как технологии диалога между государством и гражданским обществом.
Целью исследования является определение особенностей влияния интернет-коммуникаций на развитие диалога между государством и обществом.
Для реализации этой цели ставятся следующие задачи:
- определить теоретико-методологические основы исследования интернет-коммуникаций;
- выявить особенности политических интернет-коммуникаций как инструмента диалога государства и гражданского общества;
- охарактеризовать диалоговые интернет-технологии политической коммуникации;
- выявить характерные признаки не конвенциональных технологий политических коммуникаций в сети Интернет;
- исследовать специфику развития политического диалога посредством интернет-коммуникаций в современной России, выявив основные проблемы;
- рассмотреть формы реализации политического интернет-диалога, проанализировав официальные сайты органов государственной власти субъектов Приволжского федерального округа Российской Федерации;
- определить перспективы развития и разработать рекомендации по повышению эффективности использования интернет-коммуникаций в диалоге государства и гражданского общества.
Методы исследования. Методологически и теоретически выпускная квалификационная работа опирается на результаты структурно-функционального анализа, который позволил выявить структуру интернет- коммуникаций, а также рассмотреть типы и функции политического диалога между государством и гражданским обществом; системного метода, определившего особенности развития диалоговых форм взаимодействия власти и общества в условиях распространения технологий интернет- коммуникаций. Также был использован нормативно-правовой подход, который позволил изучить законодательную базу использования интернет- ресурсов. Кроме того, в работе был использован исторический метод, предполагающий изучение внедрения интернет-технологий в политический процесс и деятельность органов государственной власти в ретроспективе, начиная с периода 60-ых годов ХХ века с созданием в Соединенных Штатах Америки сети Интернет и заканчивая современностью. Особое место в работе занимает дискурс-анализ официальных сайтов, порталов государственных услуг с целью демонстрации форм политического диалога между властью и гражданским обществом посредством применения технологий интернет-коммуникации.
Научно-практическая значимость. Данное исследование вносит вклад в изучение роли интернет-коммуникаций как технологий диалога между государством и гражданским обществом. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейших разработок проблематики интернет-коммуникаций как теоретического, так и прикладного характера, а также для определения основных проблем использования интернет- коммуникаций в политическом процессе. Полученные данные могут быть использованы в практике государственного управления при внедрении модулей интернет-коммуникаций в деятельность органов государственной власти как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях в целях оптимизации, повышения результативности процессов взаимодействия государства и общества.
Основные выводы и положения выпускной квалификационной работы могут быть использованы в рамках преподавания целого ряда учебных дисциплин: «Государственная политика и управление», «Политические отношения и процессы»; при разработке учебников и учебных пособий.
Структура работы подчинена достижению цели и основных задач и состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и степень научной разработанности.
Первая глава раскрывает категорию политической интернет- коммуникации и ее особенности. Также в ней анализируется интернет- коммуникация в роли инструмента политического диалога государства и гражданского общества.
Во второй главе более подробно рассмотрены конкретные диалоговые интернет-технологии политической коммуникации. Кроме того, актуализируется внимание на неконвенциональных формах политической интернет-коммуникации.
В главе третьей раскрывается характеристика российского опыта выстраивания политического диалога в интернет-коммуникациях посредством выявления проблем его развития, анализа официальных сайтов органов государственной власти и типологизации их форм. Также выявлены перспективы развития российского интернет-диалога и разработаны рекомендации по его совершенствованию.
В заключении по результатам исследования сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения данного вопроса.
Рассмотрев теоретико-методологические основы интернет-
коммуникаций в контексте политического диалога, мы пришли к выводу, что они определяются как производство, хранение, обмен и потребление с помощью сети Интернет информации, и тем или иным образом связаны с функционированием в политической системе общества индивидуальных и институционально-организованных факторов, и отличаются
интерактивностью, гипертесктуальностью, мультимедийностью, а также независимостью и глобальностью.
Кроме того, следует отметить, что политические интернет- коммуникации оцениваются научным сообществом неоднозначно. Можно выделить два основных подхода к определению роли интернет- коммуникаций в политическом процессе. Сторонники первого подхода указывают на их положительные стороны, способствующие расширению политического участия и развитию демократических процессов, что отражается в оперативности интернет-коммуникаций и горизонтальном характере построения взаимодействий между субъектами. Представители второго подхода, напротив, оценивают технологии онлайн-пространства отрицательно, подтверждая это появлением «слэктивизма» и манипуляцией гражданским обществом.
В работе было выявлено, что диалог между государством и гражданским обществом представляет собой процесс коммуникационного взаимодействия, который в современных условиях развивающейся демократии становится одним из основных элементов политического процесса. Обеспечивать функционирование данного диалога в информационном обществе призваны политические интернет-коммуникации, при условии их целевого применения и заинтересованности как государства, так и общества.
В работе также были рассмотрены непосредственно диалоговые интернет-технологии политической коммуникации, которые могут быть конвенциональными, способствующими развитию политического диалога, и реализованными со стороны государства в контексте «электронного правительства» и «электронной демократии», а со стороны граждан - в использовании различных блогов, форумов, социальных сетей и видеохостингов. Однако вследствие постоянно усложняющегося интернет- пространства увеличивается число неконвенциональных, разрушающих взаимодействие власти и общества практик, в лице хакерских атак, политических веб-провокаций, «черного PR», сайтов, пропагандирующих терроризм и ксенофобию, троллинга и «интернет-ботов», что способствует повышению энтропии политического процесса и расширению конфликтности участников диалога.
Также в данной выпускной квалификационной работе мы ознакомились с российским опытом применения интернет-коммуникаций в построении диалога власти и общества, выявив имеющиеся на данный момент времени проблемы, связанные с отсутствием необходимой нормативно-правовой базы, цифровым неравенством в распространении сети Интернет, особенностями политического участия российских граждан, преимущественно технологическим подходом в построении электронных политических практик.
Проанализировав официальные сайты и порталы органов государственной власти субъектов Приволжского Федерального округа Российской Федерации, мы рассмотрели на практике реализацию существующих форм политического интернет-диалога между государством и гражданским обществом, среди которых формы «обращения граждан», «открытых данных», «краудсорсинга» и «подачи электронных петиций».
По итогам исследования были выявлены соответствующие перспективы и рекомендации по усовершенствованию диалоговых интернет- технологий в современной России. В частности, для повышения использования средств интернет-коммуникации требуется создание более широкого доступа к сети Интернет на всей территории государства, общественно-ориентированных ресурсов, улучшение «обратной связи» между властью и обществом, постоянное обучение государственных служащих применению вновь появляющихся интернет-ресурсов, а также популяризация использования политических интернет-коммуникаций среди населения.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что на сегодняшний день российское государство находится лишь на первых этапах внедрения политических интернет-коммуникаций в функционирование политической системы, что выражается в создании официальных порталов, сайтов органов государственных органов власти, однако для повышения эффективности диалоговой интернет-коммуникации власти необходим устойчивый механизм обратной связи с гражданами посредством Интернета. Таким образом, в России на данный момент, несмотря на заложенный в интернет- коммуникациях потенциал, конструирование политического диалога между властью и обществом наталкивается на трудности, обусловленные тем, что использование интернет-коммуникаций в российском политическом процессе находится на стадии внедрения новых и дальнейшей разработки действующих модулей.
коммуникаций в контексте политического диалога, мы пришли к выводу, что они определяются как производство, хранение, обмен и потребление с помощью сети Интернет информации, и тем или иным образом связаны с функционированием в политической системе общества индивидуальных и институционально-организованных факторов, и отличаются
интерактивностью, гипертесктуальностью, мультимедийностью, а также независимостью и глобальностью.
Кроме того, следует отметить, что политические интернет- коммуникации оцениваются научным сообществом неоднозначно. Можно выделить два основных подхода к определению роли интернет- коммуникаций в политическом процессе. Сторонники первого подхода указывают на их положительные стороны, способствующие расширению политического участия и развитию демократических процессов, что отражается в оперативности интернет-коммуникаций и горизонтальном характере построения взаимодействий между субъектами. Представители второго подхода, напротив, оценивают технологии онлайн-пространства отрицательно, подтверждая это появлением «слэктивизма» и манипуляцией гражданским обществом.
В работе было выявлено, что диалог между государством и гражданским обществом представляет собой процесс коммуникационного взаимодействия, который в современных условиях развивающейся демократии становится одним из основных элементов политического процесса. Обеспечивать функционирование данного диалога в информационном обществе призваны политические интернет-коммуникации, при условии их целевого применения и заинтересованности как государства, так и общества.
В работе также были рассмотрены непосредственно диалоговые интернет-технологии политической коммуникации, которые могут быть конвенциональными, способствующими развитию политического диалога, и реализованными со стороны государства в контексте «электронного правительства» и «электронной демократии», а со стороны граждан - в использовании различных блогов, форумов, социальных сетей и видеохостингов. Однако вследствие постоянно усложняющегося интернет- пространства увеличивается число неконвенциональных, разрушающих взаимодействие власти и общества практик, в лице хакерских атак, политических веб-провокаций, «черного PR», сайтов, пропагандирующих терроризм и ксенофобию, троллинга и «интернет-ботов», что способствует повышению энтропии политического процесса и расширению конфликтности участников диалога.
Также в данной выпускной квалификационной работе мы ознакомились с российским опытом применения интернет-коммуникаций в построении диалога власти и общества, выявив имеющиеся на данный момент времени проблемы, связанные с отсутствием необходимой нормативно-правовой базы, цифровым неравенством в распространении сети Интернет, особенностями политического участия российских граждан, преимущественно технологическим подходом в построении электронных политических практик.
Проанализировав официальные сайты и порталы органов государственной власти субъектов Приволжского Федерального округа Российской Федерации, мы рассмотрели на практике реализацию существующих форм политического интернет-диалога между государством и гражданским обществом, среди которых формы «обращения граждан», «открытых данных», «краудсорсинга» и «подачи электронных петиций».
По итогам исследования были выявлены соответствующие перспективы и рекомендации по усовершенствованию диалоговых интернет- технологий в современной России. В частности, для повышения использования средств интернет-коммуникации требуется создание более широкого доступа к сети Интернет на всей территории государства, общественно-ориентированных ресурсов, улучшение «обратной связи» между властью и обществом, постоянное обучение государственных служащих применению вновь появляющихся интернет-ресурсов, а также популяризация использования политических интернет-коммуникаций среди населения.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что на сегодняшний день российское государство находится лишь на первых этапах внедрения политических интернет-коммуникаций в функционирование политической системы, что выражается в создании официальных порталов, сайтов органов государственных органов власти, однако для повышения эффективности диалоговой интернет-коммуникации власти необходим устойчивый механизм обратной связи с гражданами посредством Интернета. Таким образом, в России на данный момент, несмотря на заложенный в интернет- коммуникациях потенциал, конструирование политического диалога между властью и обществом наталкивается на трудности, обусловленные тем, что использование интернет-коммуникаций в российском политическом процессе находится на стадии внедрения новых и дальнейшей разработки действующих модулей.
Подобные работы
- ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ
ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В
РЕГИОНАХ РОССИИ
(НА МАТЕРИАЛЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Интернет - коммуникации в системе государственной информационной политики
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - Интернет-коммуникации как фактор становления гражданского общества
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ГРАЖДАНСКИХ КОММУНИКАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Социальные медиа как инструмент публичной политики (на примере гражданских инициатив в современной России)
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2020 - ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ США)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ В МЕСТНОМ СООБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



