ВЗАИМОСВЯЗЬ ЗАСТЕНЧИВОСТИ И ОДИНОЧЕСТВА
|
Введение 3
Глава 1. Феномен застенчивости в аспекте проблемы одиночества младших школьников в отечественной и зарубежной педагогике и психологии 7
1.1 Понятие застенчивости в педагогики и психологии 7
1.2 Понятие одиночества в педагогики и психологии 18
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. Экспериментальные аспекты взаимосвязи застенчивости одиночества 37
2.1. Констатирующий этап 37
2.2. Формирующий этап 44
2.3. Контрольный этап 51
Выводы по главе 2 56
Заключение 57
Список использованной литературы 58
Приложения
Глава 1. Феномен застенчивости в аспекте проблемы одиночества младших школьников в отечественной и зарубежной педагогике и психологии 7
1.1 Понятие застенчивости в педагогики и психологии 7
1.2 Понятие одиночества в педагогики и психологии 18
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. Экспериментальные аспекты взаимосвязи застенчивости одиночества 37
2.1. Констатирующий этап 37
2.2. Формирующий этап 44
2.3. Контрольный этап 51
Выводы по главе 2 56
Заключение 57
Список использованной литературы 58
Приложения
Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема застенчивости уходит своими корнями в детство и мешает детям радоваться общению со сверстниками, находить друзей и получать их поддержку. Они стараются быть не заметными, не брать на себя инициативу, и самое главное — не чувствуют себя полноценными людьми из-за всевозможных комплексов.
Застенчивость может проявляться у ребенка с самого раннего возраста. С точки зрения психологии, это сложнейший феномен, в основе которого лежат многие личностные проблемы и особенности. Но на внешнем уровне застенчивость в основном проявляется в общении. Ребенку трудно контактировать с другими, быть в центре компании, разговаривать, когда его слушает большое количество людей, выступать перед другими. Сама мысль о том, что сейчас он привлечет к себе внимание, ему неприятна.
В школе застенчивость может стать корнем множества проблем. Во время занятий, где общение держится не на монологе учителя, а на двустороннем контакте, активной стороной часто должен выступать сам ребенок. В начальной школе занятия редко проходят в форме лекции или письменной работы. Все предметы в той или иной степени предполагают устные выступления детей, а для гуманитарных предметов это основная форма общения учителя с детьми.
Стеснительность ребёнка в процессе обучения, с одной стороны, может послужить преградой для качественного усвоения материала: застенчивость, будучи высоким эмоциональным напряжением, блокирует различные мыслительные процессы, негативно влияет на память. С другой стороны, застенчивость наносит ущерб психоэмоциональному здоровью ребёнка: для застенчивого ребёнка выступление перед классом - стресс, который, в свою очередь, может привести к возникновению у ребёнка школьных страхов.
Особенно ярко застенчивость проявляется в подростковом возрасте. Застенчивому подростку труднее общаться со сверстниками, зачастую они сами избегают контакта с другими людьми. Они постоянно испытывают какое-то беспокойство и считают себя хуже других. Застенчивые часто колеблются в принятии решений, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя.
Необходимо как можно раньше начинать принимать меры по предотвращению развития застенчивости у детей. Способы борьбы с застенчивостью зависят, прежде всего, от степени проявления её у ребёнка и различны в конкретном случае.
Несмотря на наличие, достаточно обширной литературы по этой проблеме, обсуждение ее чаще всего носит умозрительный характер и не опирается на конкретные исследования. Сегодня можно констатировать, что многие вопросы внутри этой проблемы остаются открытыми. Так, пока еще не ясна специфика взаимоотношений застенчивого ребенка с другими людьми, нет описания феномена застенчивости, охватывающего наиболее значимые для ребенка стороны его жизни, не выяснена структура его образа Я, их динамика в подростковый период.
Исследованию проблемы застенчивости посвящены работы Ф. Зимбардо, Бруно и Д. Бретт, российских психологов Л.И. Божович, И.С. Кона, А.А. Реана и др.
Объектом исследования является проявление застенчивости у младших школьников.
Предметом исследования является взаимосвязь застенчивости и уровни одиночества у младших школьников.
Цель исследования: изучить феномен застенчивости в аспекте проблемы одиночества младших школьников
Гипотеза исследования: специфика застенчивости обуславливает уровень переживания одиночества у младших школьников.
Задачи исследования:
- изучить понятие застенчивости и одиночества в педагогики и психологии;
- -описать проблему застенчивости и одиночества у младших школьников;
- организовать и провести опытно-экспериментальную работу для преодоления застенчивости младших школьников;
-обработать и проанализировать результаты констатирующего эксперимента, направленного на изучения состояния застенчивости у младших школьников.
Методы исследования:
-теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
-эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
-статистические методы: методы математической статистики,
количественной обработки данных: сравнительный, графический и
математический анализ.
База исследования: Исследование проводилось в МБОУ Гимназия №27 с татарским языком обучения, города Казань.
Практическая значимость исследования: разработан комплекс игр для 3 класса, целью которой является изучение феномена застенчивости в аспекте проблемы одиночества младших школьников ,может быть использован в практике учителями начальных классов.
Решение поставленной задачи осуществляется в 2016-2017 году. Экспериментальной базой исследования послужил один из лицеев города Казани. В целом было вовлечено учащиеся 3 «А» класса, 23 школьника (контрольная группа) 3 «Б» класса, 25 школьников (экспериментальная
группа)
Методологической основой исследования являются положение философии о взаимосвязи причины и следствия, теории и практики, труды ученых по данной проблеме, теории личностно-деятельного, системного подходов к изучению социально-психологических явлений.
Структура работы отражает содержание и результат исследования, состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения.
Застенчивость может проявляться у ребенка с самого раннего возраста. С точки зрения психологии, это сложнейший феномен, в основе которого лежат многие личностные проблемы и особенности. Но на внешнем уровне застенчивость в основном проявляется в общении. Ребенку трудно контактировать с другими, быть в центре компании, разговаривать, когда его слушает большое количество людей, выступать перед другими. Сама мысль о том, что сейчас он привлечет к себе внимание, ему неприятна.
В школе застенчивость может стать корнем множества проблем. Во время занятий, где общение держится не на монологе учителя, а на двустороннем контакте, активной стороной часто должен выступать сам ребенок. В начальной школе занятия редко проходят в форме лекции или письменной работы. Все предметы в той или иной степени предполагают устные выступления детей, а для гуманитарных предметов это основная форма общения учителя с детьми.
Стеснительность ребёнка в процессе обучения, с одной стороны, может послужить преградой для качественного усвоения материала: застенчивость, будучи высоким эмоциональным напряжением, блокирует различные мыслительные процессы, негативно влияет на память. С другой стороны, застенчивость наносит ущерб психоэмоциональному здоровью ребёнка: для застенчивого ребёнка выступление перед классом - стресс, который, в свою очередь, может привести к возникновению у ребёнка школьных страхов.
Особенно ярко застенчивость проявляется в подростковом возрасте. Застенчивому подростку труднее общаться со сверстниками, зачастую они сами избегают контакта с другими людьми. Они постоянно испытывают какое-то беспокойство и считают себя хуже других. Застенчивые часто колеблются в принятии решений, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя.
Необходимо как можно раньше начинать принимать меры по предотвращению развития застенчивости у детей. Способы борьбы с застенчивостью зависят, прежде всего, от степени проявления её у ребёнка и различны в конкретном случае.
Несмотря на наличие, достаточно обширной литературы по этой проблеме, обсуждение ее чаще всего носит умозрительный характер и не опирается на конкретные исследования. Сегодня можно констатировать, что многие вопросы внутри этой проблемы остаются открытыми. Так, пока еще не ясна специфика взаимоотношений застенчивого ребенка с другими людьми, нет описания феномена застенчивости, охватывающего наиболее значимые для ребенка стороны его жизни, не выяснена структура его образа Я, их динамика в подростковый период.
Исследованию проблемы застенчивости посвящены работы Ф. Зимбардо, Бруно и Д. Бретт, российских психологов Л.И. Божович, И.С. Кона, А.А. Реана и др.
Объектом исследования является проявление застенчивости у младших школьников.
Предметом исследования является взаимосвязь застенчивости и уровни одиночества у младших школьников.
Цель исследования: изучить феномен застенчивости в аспекте проблемы одиночества младших школьников
Гипотеза исследования: специфика застенчивости обуславливает уровень переживания одиночества у младших школьников.
Задачи исследования:
- изучить понятие застенчивости и одиночества в педагогики и психологии;
- -описать проблему застенчивости и одиночества у младших школьников;
- организовать и провести опытно-экспериментальную работу для преодоления застенчивости младших школьников;
-обработать и проанализировать результаты констатирующего эксперимента, направленного на изучения состояния застенчивости у младших школьников.
Методы исследования:
-теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
-эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
-статистические методы: методы математической статистики,
количественной обработки данных: сравнительный, графический и
математический анализ.
База исследования: Исследование проводилось в МБОУ Гимназия №27 с татарским языком обучения, города Казань.
Практическая значимость исследования: разработан комплекс игр для 3 класса, целью которой является изучение феномена застенчивости в аспекте проблемы одиночества младших школьников ,может быть использован в практике учителями начальных классов.
Решение поставленной задачи осуществляется в 2016-2017 году. Экспериментальной базой исследования послужил один из лицеев города Казани. В целом было вовлечено учащиеся 3 «А» класса, 23 школьника (контрольная группа) 3 «Б» класса, 25 школьников (экспериментальная
группа)
Методологической основой исследования являются положение философии о взаимосвязи причины и следствия, теории и практики, труды ученых по данной проблеме, теории личностно-деятельного, системного подходов к изучению социально-психологических явлений.
Структура работы отражает содержание и результат исследования, состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения.
В рамках данной работы были охарактеризованы понятия застенчивости и тревожности с точки зрения педагогики, на основании которых было выделено определение застенчивости как черты характера, проявляющейся в смущении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников.
Для решения проблемы застенчивости детей было произведено обобщение всех известных методов ликвидации застенчивости у детей младшего школьного возраста.
В ходе практической работы с детьми, обучающимися в , был выявлен общий процент застенчивых детей по определённым критериям застенчивости путём опроса учащихся.
В ходе экспериментального исследования было установлено, что использованная нами программа внеурочной деятельности учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт, способствует развитию внимания, общения, умение хвалить себя, В контрольном классе так же произошла положительная динамика описанных показателей, однако в экспериментальном классе она более эффективна.
В результате поведенной работы были достигнуты следующие результаты:
-проанализирована научная психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме застенчивости и одиночества, ее развитие у детей младшего школьного возраста.
-проведены разные подвижные игры, упражнения которые направлены на преодоления застенчивости
Исходя из вышеизложенного материала, можно сделать вывод о том, что данная дипломная работа доказала актуальность поставленной проблемы.
Для решения проблемы застенчивости детей было произведено обобщение всех известных методов ликвидации застенчивости у детей младшего школьного возраста.
В ходе практической работы с детьми, обучающимися в , был выявлен общий процент застенчивых детей по определённым критериям застенчивости путём опроса учащихся.
В ходе экспериментального исследования было установлено, что использованная нами программа внеурочной деятельности учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт, способствует развитию внимания, общения, умение хвалить себя, В контрольном классе так же произошла положительная динамика описанных показателей, однако в экспериментальном классе она более эффективна.
В результате поведенной работы были достигнуты следующие результаты:
-проанализирована научная психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме застенчивости и одиночества, ее развитие у детей младшего школьного возраста.
-проведены разные подвижные игры, упражнения которые направлены на преодоления застенчивости
Исходя из вышеизложенного материала, можно сделать вывод о том, что данная дипломная работа доказала актуальность поставленной проблемы.



