Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ЗАСТЕНЧИВОСТИ И ОДИНОЧЕСТВА

Работа №62390

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы95
Год сдачи2017
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Феномен застенчивости в аспекте проблемы одиночества младших школьников в отечественной и зарубежной педагогике и психологии 7
1.1 Понятие застенчивости в педагогики и психологии 7
1.2 Понятие одиночества в педагогики и психологии 18
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. Экспериментальные аспекты взаимосвязи застенчивости одиночества 37
2.1. Констатирующий этап 37
2.2. Формирующий этап 44
2.3. Контрольный этап 51
Выводы по главе 2 56
Заключение 57
Список использованной литературы 58
Приложения

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема застенчивости уходит своими корнями в детство и мешает детям радоваться общению со сверстниками, находить друзей и получать их поддержку. Они стараются быть не заметными, не брать на себя инициативу, и самое главное — не чувствуют себя полноценными людьми из-за всевозможных комплексов.
Застенчивость может проявляться у ребенка с самого раннего возраста. С точки зрения психологии, это сложнейший феномен, в основе которого лежат многие личностные проблемы и особенности. Но на внешнем уровне застенчивость в основном проявляется в общении. Ребенку трудно контактировать с другими, быть в центре компании, разговаривать, когда его слушает большое количество людей, выступать перед другими. Сама мысль о том, что сейчас он привлечет к себе внимание, ему неприятна.
В школе застенчивость может стать корнем множества проблем. Во время занятий, где общение держится не на монологе учителя, а на двустороннем контакте, активной стороной часто должен выступать сам ребенок. В начальной школе занятия редко проходят в форме лекции или письменной работы. Все предметы в той или иной степени предполагают устные выступления детей, а для гуманитарных предметов это основная форма общения учителя с детьми.
Стеснительность ребёнка в процессе обучения, с одной стороны, может послужить преградой для качественного усвоения материала: застенчивость, будучи высоким эмоциональным напряжением, блокирует различные мыслительные процессы, негативно влияет на память. С другой стороны, застенчивость наносит ущерб психоэмоциональному здоровью ребёнка: для застенчивого ребёнка выступление перед классом - стресс, который, в свою очередь, может привести к возникновению у ребёнка школьных страхов.
Особенно ярко застенчивость проявляется в подростковом возрасте. Застенчивому подростку труднее общаться со сверстниками, зачастую они сами избегают контакта с другими людьми. Они постоянно испытывают какое-то беспокойство и считают себя хуже других. Застенчивые часто колеблются в принятии решений, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя.
Необходимо как можно раньше начинать принимать меры по предотвращению развития застенчивости у детей. Способы борьбы с застенчивостью зависят, прежде всего, от степени проявления её у ребёнка и различны в конкретном случае.
Несмотря на наличие, достаточно обширной литературы по этой проблеме, обсуждение ее чаще всего носит умозрительный характер и не опирается на конкретные исследования. Сегодня можно констатировать, что многие вопросы внутри этой проблемы остаются открытыми. Так, пока еще не ясна специфика взаимоотношений застенчивого ребенка с другими людьми, нет описания феномена застенчивости, охватывающего наиболее значимые для ребенка стороны его жизни, не выяснена структура его образа Я, их динамика в подростковый период.
Исследованию проблемы застенчивости посвящены работы Ф. Зимбардо, Бруно и Д. Бретт, российских психологов Л.И. Божович, И.С. Кона, А.А. Реана и др.
Объектом исследования является проявление застенчивости у младших школьников.
Предметом исследования является взаимосвязь застенчивости и уровни одиночества у младших школьников.
Цель исследования: изучить феномен застенчивости в аспекте проблемы одиночества младших школьников
Гипотеза исследования: специфика застенчивости обуславливает уровень переживания одиночества у младших школьников.
Задачи исследования:
- изучить понятие застенчивости и одиночества в педагогики и психологии;
- -описать проблему застенчивости и одиночества у младших школьников;
- организовать и провести опытно-экспериментальную работу для преодоления застенчивости младших школьников;
-обработать и проанализировать результаты констатирующего эксперимента, направленного на изучения состояния застенчивости у младших школьников.
Методы исследования:
-теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
-эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
-статистические методы: методы математической статистики,
количественной обработки данных: сравнительный, графический и
математический анализ.
База исследования: Исследование проводилось в МБОУ Гимназия №27 с татарским языком обучения, города Казань.
Практическая значимость исследования: разработан комплекс игр для 3 класса, целью которой является изучение феномена застенчивости в аспекте проблемы одиночества младших школьников ,может быть использован в практике учителями начальных классов.
Решение поставленной задачи осуществляется в 2016-2017 году. Экспериментальной базой исследования послужил один из лицеев города Казани. В целом было вовлечено учащиеся 3 «А» класса, 23 школьника (контрольная группа) 3 «Б» класса, 25 школьников (экспериментальная
группа)
Методологической основой исследования являются положение философии о взаимосвязи причины и следствия, теории и практики, труды ученых по данной проблеме, теории личностно-деятельного, системного подходов к изучению социально-психологических явлений.
Структура работы отражает содержание и результат исследования, состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данной работы были охарактеризованы понятия застенчивости и тревожности с точки зрения педагогики, на основании которых было выделено определение застенчивости как черты характера, проявляющейся в смущении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников.
Для решения проблемы застенчивости детей было произведено обобщение всех известных методов ликвидации застенчивости у детей младшего школьного возраста.
В ходе практической работы с детьми, обучающимися в , был выявлен общий процент застенчивых детей по определённым критериям застенчивости путём опроса учащихся.
В ходе экспериментального исследования было установлено, что использованная нами программа внеурочной деятельности учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт, способствует развитию внимания, общения, умение хвалить себя, В контрольном классе так же произошла положительная динамика описанных показателей, однако в экспериментальном классе она более эффективна.
В результате поведенной работы были достигнуты следующие результаты:
-проанализирована научная психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме застенчивости и одиночества, ее развитие у детей младшего школьного возраста.
-проведены разные подвижные игры, упражнения которые направлены на преодоления застенчивости
Исходя из вышеизложенного материала, можно сделать вывод о том, что данная дипломная работа доказала актуальность поставленной проблемы.



1. Безрукова, В. С. Педагогика: учебное пособие / В. С. Безрукова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016. -345с.
2. Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика: учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально- педагогических техникумов / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 2016.
3. Белозерцев, Е. П. Образование: историко-культурный феномен. Курс лекций / Е. П. Белозерцев. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2016.
4. Богуславский, М. В. ХХ век российского образования / М. В. Богуславский. - М.: ПЕР СЭ, 2016.
5. Болотов, В. А. Педагогическое образование России в условиях социальных перемен: принципы, технологии, управление: монография / В. А. Болотов. - Волгоград: Перемена, 2016.
6. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2016. - 304 с.
7. Бретт Д. Застенчивость // Жила-была девочка. М., 2016.- С.94-95
8. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М.: Профиздат, 2014
9. Дубровина И.В., Данилова Е.Е.,Прихожан А.М. Психология - М.: Издательский центр «Академия», с. 2014.- 464 .
10. Гаврилова Т.А. Новые исследования особенностей подросткового и юношеского возраста // Вопросы психологии, 2009, №2. С.25-37.
11. Галигузова Л.Н. Застенчивый ребёнок// Дошкольное воспитание. - 2015 - № 4.- с. 116-120.
12. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена застенчивости / Вопросы психологии. - 2008. - №5.
13. Гаспарова Е. Застенчивый ребёнок// Дошкольное воспитание. Издательство «Просвещение» - 2015.- №3.
14. Гуревич Ю. По ту сторону застенчивости// Педагогический калейдоскоп -2016 - №5.
15. Закирова В.М. Одиночество как проявление кризиса социального института семьи// Семья в России, 2016 №2
16. Зимбардо Ф. Застенчивость: Перевод с английского языка - М: Педагогика, 2015 г. - 209с.: ил.
17. Игры в школе / Для млад. шк. возраста. - Мн. : Харвест,М.: Издательство АСТ", 2011, - 144 с.
18. Карпенко В. Застенчивость// Воспитание школьников - 2015 - №2.
19. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. педагогический словарь: Для студентов высших и средних пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр "Академия", 2009.- 176 с.
20. Кон И.С. «Психология ранней юности» М.: Просвещение, 1989г.
21. Кононова Л.И. Социальные аспекты одиночества//Теория и
практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии-
М:Наука,2015.
22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. М.: Изд-во РОУ, 2007. - 180 с.
23. Липкина А. И. Как формировать и изменять самооценку / Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. - М.: Академия, 2016. - с. 197-200.
24. Минаева В. Как помочь ребёнку преодолеть застенчивость// Воспитание школьников- 2015- №9.
25. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов высших учебных заведений.- М.: Издательский центр "Академия".- 432 с.
26. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. Высш.пед.учеб.заведений:
В 3 кн.- 4-е изд. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2011. - Кн.2:
Психология образования. - 608 с.
27. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми // Под ред. М.И.Лисиной. - М., 2015.
28. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2016.
29. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. общество России, 2016.
30. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим- Бад. - М., 2016.
31. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 201.
32. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2016.
33. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов./ Грибанова А.Д., Калиненко В.К., Кларина Л.М. и др.; Под ред. Петровского В.А. - 2-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 152 с.;
34. Психология подростка: учебник / Под ред. А.А. Реана. СПб.,2013. - 456 с.
35. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. - М.: Академия, 2016. - 208 с.
36. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2016.
37. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Научное издательство «», 2016.
38. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М., 2016.
39. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2016.
40. Славина Л.С. Трудные дети/ Под ред. В.Э. Чудновского. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 2014.
41. Соловейчик А. Газета Начальная школа №15. - М.: Издательский дом «Первое сентября», 2008.
42. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 336 с.
43. Строганова Л.В. Поощрение и самооценка младшего школьника. М., 2009. -с. 78 - 90
44. Реан А.А, Костромина С.Н. Как подготовить ребёнка к школе. - СПб.: Питер Ком, 2015. - 160 с.
45. «Технологии социальной работы» учебник пол ред. Проф. Е.И. Холостовой.- М. Инфра-М,2016 г.
46. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 2015г. 352 с.
47. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. М.,2016
48. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2009. - 480 с.
49. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2015. - 351 с.
50. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / Пер. с англ. - СПб.: Речь, 2012. - с. 240.
51. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. - Оформление обложки А. Лурье. - СПб.: Лань, 2016. - 240 с
52. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. М.: «Владос», 2008.- с. 330.
53. Шаповаленко И. А. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. А. Шаповаленко.- М.:Гардарики, 2009.-с 349 .
54.. Школа развивающего обучения. Делимся опытом. Давыдовские чтения в Сибири Выпуск 2. - Томск, 2013. - с. 40
55. .Школа развивающего обучения. Делимся опытом. Давыдовские чтения в Сибири. Выпуск 2. - Томск, 2006. - с. 22
56.. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. - М.: Знание, 2015. - 237 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ