Введение 3
1. Теоретические основы развития инжиниринга в промышленности 8
1.1 Содержание основных понятий 8
1.2 Механизмы развития инжиниринга в промышленности 22
1.3 Общемировые тенденции развития инжиниринга 38
2. Анализ основных тенденций создания и развития инжиниринговых
центров в промышленности в условиях экономических санкций и реализации программы импортозамещения в Республике Татарстан 53
2.1 Характеристика текущего состояния развития инжиниринга в
Республике Татарстан 53
2.2 Система управления развитием инжиниринга в Республике
Татарстан 57
2.3 Основные проблемы развития инжиниринга в Республике
Татарстан 62
3. Совершенствование системы инжиниринговых центров как фактор
повышения эффективности промышленности на примере Республики Татарстан 71
3.1 Экономическая модель и бизнес-план развития Поволжского
центра новых технологий 71
3.2 Расчет эффективности проекта, предложения по его
реализации 76
Заключение 80
Список литературы 85
Актуальность выбранной темы «Развитие инжиниринговых центров как фактор повышения эффективности промышленности на примере Республики Татарстан» обусловлена программно-целевыми ориентирами развития страны в целом, а также пониманием важности инновационного развития промышленности как ключевого фактора долгосрочного развития российской экономики.
Предшествующий семилетний период, начиная с мирового финансово-экономического кризиса 2008 - 2009 гг., ударившего и по российской экономике, последующего медленного восстановления российской экономической системы, осложненного обострением внешнеэкономической ситуации последних двух лет, экономическими санкциями стран Евросоюза, выявил ряд острых проблем, без решения которых невозможно обеспечение устойчивости социально-экономического развития страны и ее регионов. К таким проблемам можно отнести:
- Снижение устойчивости бюджетной системы вследствие роста зависимости от нефтегазовых доходов и катастрофического падения мировых цен на нефть. Во второй половине 2014 года началось падение цен на нефть, в 2015 году средняя цена составила 50 долларов за баррель. В процентном соотношении это падение стало сильнейшим за всю историю - 47%;
- Увеличение долгосрочных социальных обязательств государства;
- Наблюдаемое в последние годы резкое обострение внешнеэкономической ситуации, выявившее критическую зависимость российской экономики от западных технологий, а ее финансовой и банковской системы - от западных финансовых рынков;
Еще одним внешним вызовом является новый этап технологического развития глобальной экономики, переход к следующему технологическому укладу, характеризующемуся развитием биотехнологий, генной инженерии,
нанотехнологий, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей.
В сочетании с внутренними проблемами социально-экономического развития, такими как замедление динамики экспорта энергоносителей, снижение численности трудоспособного населения, замедление роста внутреннего спроса населения, трудная адаптация к условиям ВТО, весь этот комплекс проблем обусловил необходимость перехода к новой модели развития, обеспечивающей устойчивый рост экономики не менее чем на 5% в год. Такие темпы развития может обеспечить только развитие на базе внедрения результатов инновационной деятельности предприятий, повышения конкурентоспособности российской промышленности.
Для сравнения можно указать, что если на сентябрь 2014 г. прогноз Минэкономразвития по росту ВВП РФ на 2015 год равнялся 1,2%, то фактически, по данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (далее - Росстат), ВВП России сократился в 2015 г. на 3,7% после роста на 0,7% в 2014 г[32].
В реализации инновационного сценария долгосрочного прогноза социально-экономического развития России принципиально важную роль играет возможность практического применения в промышленности и вывод на серийное производство инноваций, наработанных в существующей сети технопарков, технополисов, индустриальных и промышленных парков. Важнейшую роль в этом процессе играет инжиниринг, как конечная стадия инновационного процесса, непосредственно осуществляющая подготовку к серийному производству инновационных видов продукции.
Целью данной работы является изучение и анализ теоретических и методических аспектов промышленного инжиниринга, а также разработка предложений по созданию в промышленности системы (сети) инжиниринговых центров разработок и подготовки производства (ИЦ РПП), оснащенных высокотехнологичным оборудованием и функционирующих на принципах экономической самостоятельности, в том числе при участии
организаций МСБ и оказывающих услуги в следующих областях:
- Инжиниринг (Модернизация производства). В соответствии со стандартом ЕРС (Engineering, procurement and construction) - проектирование, поставка оборудования, строительство, проработка технологических решений, создание инженерной инфраструктуры предприятия.
- Инжиниринг (Подготовка производства продукции). Комплекс услуг, направленных на разработку технологии производства, расчёт и моделирование продукции, а также подготовку производства заказчика к выпуску спроектированной продукции.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
- Изучение теоретических и методологических основ развития инжиниринга в промышленности
- Анализ основных тенденций создания и развития инжиниринговых центров в промышленности в условиях экономических санкций и реализации программы импортозамещения в Республике Татарстан
- разработка предложений по совершенствованию системы инжиниринговых центров как фактора повышения эффективности промышленности на примере Республики Татарстан.
Степень разработанности проблемы. Среди работ зарубежных ученых, посвященных различным теоретико-методологическим и практическим аспектам сущности инжиниринга и его видов, как наиболее значимые можно выделить труды таких авторов, как М. Бенгис (Bengisu M.), Т. Дэвенпорт (Thomas Davenport), Дж. Мартин, (James Martin), П.Дж.Кан (Kane P.G.), М. Робсон (Mike Robson). Проблемами развития инжиниринга занимались следующие российские ученые: О.И. Аверьянов, И.О. Аверьянова,
И.А. Бланк, С.П. Букин, М.М. Гуревич, В.Р. Дорожкин, Е.Д. Житенко, В.Г. Колосов, В.В. Кондратьев, Г.В. Миронов, В.В. Поляков, Б.М. Рапопорт, А.И. Скубченко, Р.И. Щенин, H.A. Янковский и др.
Объектом исследования является ИЦ РПП как организационно-экономическая инновация. В практической части данной работы описан бизнес-проект реальной инжиниринговой компании - ООО «Инжиниринговая компания «Казанский Гипронииавиапром», действующей в области промышленного инжиниринга.
Предметом исследования являются экономические и организационные отношения, возникающие в процессе реализации концепции создания инжиниринговых центров на примере Республики Татарстан.
Теоретической и методологической основой работы послужили фундаментальные труды российских и зарубежных авторов в области общего и стратегического менеджмента, методы статистического анализа.
Информационно-аналитической базой исследования явились данные, предоставленные ГБУ «ЦЭСИ РТ», Государственным комитетом Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу, данные информационно-аналитической системы «Электронный Татарстан», данные Росстата, использован практический опыт, полученный студентом в процессе личного участия в реализации бизнес-проекта организации ИЦ РПП на базе ООО «Инжиниринговая компания «Казанский Гипронииавиапром».
В ходе исследования применялись методы функционального, системного и статистического анализа, а также метод экономического анализа и расчета бизнес-плана нового производства. В работе использовались федеральные, региональные и местные законодательные и нормативные акты, специальная научная и периодическая литература, монографии, статьи, статистические материалы, публикуемые органами Росстата.
В данной выпускной квалификационной работе рассмотрены теоретические и методические аспекты создания инжиниринговых центров разработок и подготовки производства, обладающих полным комплексом компетенций для решения задач модернизации производственных мощностей предприятий промышленности с учетом их специфики и особенностей экономических условий современной России.
Сделан вывод о том, что инжиниринговый центр разработок и подготовки производства (ИЦ РПП) как центр компетенции может полноценно функционировать только при учете интересов крупных предприятий промышленности, в интересах реальных проектов их модернизации. Рассмотрен реальный проект создания ИЦ РПП на базе существующей инжиниринговой компании, рассчитан экономический эффект от реализации проекта.
На основании изученного и проанализированного в данной работе материала, использования аналитических материалов по тематике работы, доступных по месту прохождения преддипломной практики, осмысления практического опыта участия в проектах модернизации предприятий промышленности были сделаны следующие выводы:
1. Несмотря на значительные усилия, предпринятые в последние годы по государственной поддержке инновационной деятельности в целом и инжиниринговых компаний, национальная инновационная система России остается в значительной степени удаленной от реального сектора экономики, проблем промышленных предприятий.
2. Результатом этого является недостаточная готовность вновь созданных и существующих инжиниринговых компаний решать практические задачи, существующие в промышленности, в работе по становлению инжиниринга не проявило себя в должной мере встречное движение со стороны предприятий. Крупные предприятия самостоятельно
решают проблемы создания инжиниринговых компаний для своих нужд в сотрудничестве с наукой, однако до большинства предприятий промышленности инициативы в области инжиниринга со стороны науки, университетов и малого бизнеса не доходят.
3. Одной из причин сложившегося положения является то, что меры государственной поддержки направлены в целом на инжиниринговые компании, предметом поддержки являются проекты инжиниринговых компаний, в то время как инжиниринговая деятельность - это услуги для заказчиков. В поддержке нуждаются также и проекты промышленных предприятий, решаемые с помощью инжиниринговых компаний.
4. Одной из причин слабой вовлеченности субъектов инновационной инфраструктуры в решение проблем создания современной промышленной продукции является отсутствие или недостаточное развитие механизмов коммерциализации новых научно-технических разработок, неразвитость способов и форм выведения на рынок технологических нововведений, отсутствие необходимой для этого инфраструктуры и, прежде всего, экономических механизмов. Практический выход может быть связан с использованием апробированных за рубежом подходов, по аналогии с программами «Инновационные исследования малого бизнеса» и «Трансфер технологий малого бизнеса». Координатором и управляющим центром таких программ может быть Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Связанной с указанной проблемой является проблема учета и правовой охраны РИД и РНТД, актуальной задачей является разработка механизма коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе на результаты научно-технической деятельности. Права на РНТД, полученные за счет средств бюджета федерации или субъекта федерации, принадлежат государству в силу практически всегда включаемых в контракты условий государственных контрактов на выполнение НИОКР, однако в большинстве случаев охрана прав на эти РНТД никак не оформлена.
5. Одной из причин недостаточного развития промышленного
инжиниринга в России, слабой вовлеченности существующих
инжиниринговых центров разработки и подготовки производства (ИЦ РПП) в производство промышленной продукции является наличие институциональных проблем в практике деятельности как предприятий, так и инжиниринговых компаний при предприятиях и взаимодействующих с ними. К таковым можно отнести недостаточность, фрагментарность и зачастую противоречивость существующих нормативно-правовых и подзаконных актов в широкой области - от интеллектуальной собственности, государственных закупок и бюджетного законодательства до проблем в нормативном регулировании вопросов стандартизации и промышленной безопасности, контрактного права. Нет ясных и однозначных,
непротиворечивых определений основных понятий инновационной деятельности в целом и инжиниринговой деятельности в частности.
Инжиниринговые компании, выполняющие проекты для государственных заказчиков, не имеют должной юридической поддержки, так как существующая система государственных контрактов не учитывает ряд особенностей инжиниринговой деятельности, а сложившаяся инфраструктура консалтинга и юридической поддержки отсутствует.
6. В настоящее время отсутствует эффективная структура, которая бы
занималась заказом так называемых прорывных исследований и разработок в интересах рынка, в том числе перспективных исследований, в том числе рискованных. Недостаточно изучен и используется опыт подобных структур, хорошо зарекомендовавших себя на мировом рынке высоких технологий, таких как агентство DARPA (США), аналогов соответствующих агентств в других странах. Одним из первых элементов создания таких структур могло бы быть формирование сети центров компетенций по вовлечению организаций малого и среднего бизнеса к разработке и производству перспективных образцов промышленной продукции, созданию
промышленных технологий, пригодных для адаптации в серийное
производство.
7. Анализ существующего нормативно-правового поля, в котором действуют предприятия промышленности, позволяет тем не менее сделать вывод о том, что в целом законодательство, регулирующее в целом отношения в экономике, в том числе промышленности, в настоящее время, после проведения гармонизации, построено по общемировым практикам и не содержит прямых ограничений и запретов для деятельности ИЦ РПП в промышленности.
Существующие же ограничения, недоработанность отдельных правовых актов, недостаточная лояльность регулирующих органов и отдельных ведомств к проблемам ИЦ РПП могут быть преодолены в режиме создания пилотных моделей на примере отдельных регионов при поддержке Минпромторга РФ и Минэкономразвития РФ, основных госкорпораций и правительства пилотного региона.
8. Можно сделать вывод о том, что таким регионом может быть Республика Татарстан. В Республике Татарстан сосредоточены крупные предприятия промышленности, как входящие в вертикально-интегрированные структуры, так и находящиеся под прямым управлением государства, имеется развитая инновационная инфраструктура, исторически сложившаяся практика апробирования многих новых методов государственной поддержки в режиме пилотного региона, работает ряд крупных по объемам заказов предприятий промышленности инжиниринговых компаний, наработавших опыт преодоления препятствий во взаимодействии c промышленностью при разработке новой продукции и модернизации производственных мощностей предприятий.
Реализация пилотной модели создания полноценного ИЦ РПП - Центра компетенции может быть начата на базе совместного проекта группы компаний «Казанский Гипронииавиапром», технопарка «КНИАТ», ГОУ ВПО КНИТУ (КХТИ), предприятий авиастроительного комплекса Республики Татарстан. Проведенные в рамках выполнения данной работы расчеты экономической эффективности данного проекта показывают его высокую инвестиционную привлекательность.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть II)". Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ//Информ.-правов. система «Эксперт-Гарант». Версия от 21.07.2014, ст. 148
2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".//Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант».
3. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» //Информ.-правов. система «Эксперт-Гарант».
4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» //Информ.-правов. система «Эксперт-Гарант».
5. Приказ Росстата от 29.08.2013 N 349 (ред. от 01.04.2014) "Об
утверждении статистического инструментария для организации
федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования" //Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант».
6. Приказ Минпромторга России от 24.12.2013 N 2076 (с изм. от
16.06.2014) "Об образовании Совета по инжинирингу и промышленному дизайну при Минпромторге России"//Информ.-правов. система «Эксперт- Гарант».
7. Приказ Росстата от 06.09.2012 N 481 (ред. от 29.08.2013) "Об
утверждении статистического инструментария для организации
федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере дошкольного образования, научной и инновационной деятельностью, занятостью населения"/ (с изм. и доп., вступ. в силу с отчета за январь - март
2014 //Информ.-правов. система «Эксперт-Гарант».
8. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от
27.11.2013 № 932) //Информ.-правов. система «Эксперт-Гарант».
9. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от
31.10.2013 № 825//Информ.-правов. система «Эксперт-Гарант».
10. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от
27.11.2013 № 933//Информ.-правов. система «Эксперт-Гарант».
11. Отчeт о деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан за 2013 год. Официальный сайт Правительства Республики Татарстан, http://prav.tatarstan.ru/ Проверено май 2016
12. Авдашева С.Б., Голованова С.В. Тенденции изменения структуры российской промышленности в период экономического подъема. Москва. Изд-во - ЗАО «Юридический Дом «Юстиц-информ». 2009. Тираж 700, 16 п.л.
13. Агарков С.А., Кузнецова Е.С., Грязнова М.О./ Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика. Издательство "Академия Естествознания", 2011 год., 143 сс. ISBN 978-5-91327-137-2.
14. Арсланов В.А., Кашапов Н.Ф., Кашбразиев Р.В., Газизов И.С., Хоменко В.В., Шамсутдинов Э.В., Шигапов З.Г. - Инжиниринговые центры как фактор вхождения региона в глобальную производственную кооперацию/ Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 4, Экономика, сс 7-12.)
15. Бондарец А. В., Скосырева Н. П. Экономика организаций (предприятий). - Волгоград: ВолгГТУ, 2006. - 214 с.
16. Васильев А. В., Гасюк Д.П., Яковлев В. Б. Организация производства и управление предприятием: Организация и структура фирмы: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2012. 78 с., стр 72.
17. Васин Б., Кузьмин Ю. Цена развала и цена развития // Советское ин-формбюро, 1995, - № 10. - С. 2 - 4.
18. Гамидов Г.С.,. Колосов В.Г., Османов Н.О. Основы инноватики и инно-вационной деятельности. - СПб, 2000. - 323 с.
19. Голованова С.В. Изменение пространственной структуры промышленного производства в России в период экономического подъема, 1997-2004 годы // Современная конкуренция. - 2008.- № 5. - С. 58 - 72.
20. Голованова С.В. Эндогенное изменение концентрации и
территориального размещения производства в России. Препринт
WP1/2008/01 Серия WP1. Институциональные проблемы российской экономики. ГУ ВШЭ, - М., 2008. - URL:
https://www.hse.ru/data/2010/05/04/1216402643/WP1_2008_01.pdf. Проверено май 2016
21. Голованова С.В.,, Авдашева С.Б., Кадочников С.М.
Межфирменная ко-операция: анализ развития кластеров в России // Российский журнал менеджмента. - 2010. - № 1. - Т. 8. - С. 41-66.
22. Интернет-ресурс http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/11398.
Проверено май 2016
23. Интернет-ресурс http://engrg.ru/engineering. Проверено май 2016
24. Интернет-ресурс http://enr.construction.com/toplists/. Проверено май 2016
25. Интернет-ресурс http://www.aacei.org. Проверено май 2016
26. Интернет-ресурс
http://www.gosthelp.ru/text/Usloviyakontraktanaproekt.html Проверено май 2016
27. Интернет-ресурс http://www.pm-files.com/. Проверено май 2016
28. Интернет-ресурс http://www.rebuild.ru/kinds/epcm/EPC-contract/. Проверено май 2016
29. Интернет-ресурс
http://www.tverlib.ru/otdel_lib/patentcenter/pdf/gost_15_011-96-3.pdf.
Проверено май 2016
30. Интернет-ресурс http: //www.zpp 12 .ru/index.php?option=com content&view=article&id=1350:2013-09-16-12-45- 03&catid=111:rostechnology&Itemid=617. Проверено май 2016
31. Интернет-ресурс Росстат. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/. Проверено
май 20162016
32. Интернет-ресурс: http://www.vestifinance.ru/articles/67006. Проверено май 2016 г.
33. Исмаилов Т. А., Гамидов Г. С. Инновационная экономика - стратегиче-ское направление развития России в XXI веке// Инновации, 2003. - № 1.
34. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций — М., 1988.; 1993.; ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. — 831 с. — ISBN 5-94849564-7.
35. Концепция технологических инжиниринговых компаний Фонда инфраструктурных и образовательных программ (в редакции от 06.06.2013 г).
36. Материалы заседания Координационного совета по промышленности и Совета по инжинирингу и промышленному дизайну при Минпромторге России, http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/ docs/preza_4.pdf. Проверено май 2016
37. Матюхов А.Е. Институциональные компоненты и механизмы
развития инфраструктуры инновационной деятельности: структурно-
региональный аспект. Дисс. канд. экон. наук. 2008.
38. Методические материалы по реализации механизмов поддержки деятельности в области инжиниринга и промышленного дизайна / под ред. В.С. Осьмакова и В.А. Пастухова. — М.: «Onebook.ru», 2014. — 92 с., ил.
39. Набиуллина Э.С. Об институциональных изменениях, необходимых для развития инноваций. ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2011. № 1. С. 4-12.
40. Орбачевский Л.С. Проблемы развития инноваций в России // Вестник РАВИ. 2004. - № 7. - С. 2-5.
41. Поздняков Ю.Н. Инновации как фактор роста конкурентоспособности промышленности //Экономические науки. - 2009. - № 50. - С. 172 - 176.
42. Прахов Б.Г. Зенкин Н.М. Изобретательство и патентоведение. -
К.: Техника. 1981. URL: http://engrg.ru/engineering (дата обращения:
17.03.2016).
43. Рейтинг «Инжиниринг в России - 2010». http://www.up- pro.ru/specprojects/rating-engineering/itogi2013.html. Проверено май 2016
44. Росвелл Р. Изменение характера инновационного процесса //Technovation. 1993. 1 Jan. / пер., обработка А. Сенина
45. Руководство Осло. P.: OECD, 2005. Русский перевод. - М.: ЦИСН, 2006. - 192 с.
46. С.А. Мишин. Инжиниринг, Россия 2012. 73 сс. Актуальные рекомендации. http://mishin-s.ru/library/11eng.pdf. Проверено май 2016
47. Суворинов А.В.,Анютин А.В., Соколовская В.С., Федоров В.И./Основные вопросы развития информационной инфраструктуры и информационного обеспечения инновационной деятельности // НТИ. Сер. Организация и методика информационной работы. - 2008. - № 3. - С. 1- 5.
48. Удалов Ф.Е., Удалов О.Ф., Алехина О.Ф., Воронов Н.А. Элементы инновационной политики // ЭКО. - 2008. - № 6. - С.80 - 91.
49. Федеральное собрание Российской Федерации - Совет по
развитию малого и среднего предпринимательства при председателе Совета Федерации № 4-2/172СЗ от 21.05.2000. - URL: http://www.smaU-
businessrf.ru/activ.html. Проверено май 2016
50. Формирование региональных инновационных кластеров. Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Инновационные кластеры и структурные изменения в российской экономике»//Государственный университет Высшая школа экономики, проект № 09-08-0006.» (итоговый). Москва, 2010. - 147 с.
51. Чиповская И.С., Беспалова Н.В., Гопкало Е.Ю. Статистика национальной экономики: Учеб. пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2008 - 219 с.
52. Мантуров Д.В. Развитие инжиниринга — важнейшая составляющая формирования инновационной экономики в России. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2013. № 2. 12 с. ISSN 0236-3941.
53. The Frascati Manual: Frascati Manual 1993 - Proposed Standard Practice for Surveys of Research and Experimental Development. OECD. - Paris, 1994.
54. Porter M. E. The Competitive Advantage of Nations. Free Press: N.
Y., 1998.