Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №62361

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
305
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО¬
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В
УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 6
1.2. Процесс школьной адаптации ребенка в условиях начальной школы и его основные проблемы 9
1.З. Значение психолого-педагогического сопровождения в процессе
адаптации 18
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО¬
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 27
2.1. Выбор методик и организация исследования 27
2.2. Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации
учащихся 32
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов 35
Выводы по главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ

Адаптация к школе - это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Процесс вхождения ребенка в новую для него школьную ситуацию все более тревожит психологов, педагогов и родителей. Это связанно с тем, что в начальной школе отмечается рост числа детей с признаками низкой школьной адаптацией или же вовсе дезадаптацией. Впоследствии, такие дети, испытывают различного рода психологический дискомфорт находясь в школе, так же у них наблюдается низкий уровень школьной успеваемости.
Проблемой адаптации к школе занимались и занимаются ученые, педагоги, школьные гигиенисты, психологи, физиологи, медики. Среди них Ш.А. Амонашвили, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, И.А. Коробейников, С.А. Беличева, Л.С. Выготский, М.М. Безруких.
Целью исследования является: раскрыть содержание, формы и методы психолого-педагогического сопровождения в период адаптации младших школьников к процессу обучения.
Объектом исследования является процесс адаптации ребенка в условиях начальной школы.
Предмет исследования - содержание, формы и методы психолого-педагогического сопровождение младших школьников в период адаптации к обучению в начальной школе.
Гипотеза исследования: процесс адаптации, сопровождаемый педагогом-психологом, эффективнее самостоятельного процесса адаптации.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу, раскрывающую проблему школьной адаптации и ее механизмов;
2. Раскрыть содержание, формы и методы психолого-педагогического сопровождения, способствующего адаптации младших школьников к процессу обучения.
3. Экспериментально выявить наличие взаимосвязи адаптации к процессу обучения с психолого-педагогическим сопровождением.
4. Проанализировать результаты проведенного исследования.
Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения, а также анализа уже существующих работ по данной теме; количественные и качественные методы сбора эмпирической информации.
Базой для исследования стали Черемшанская Средняя Общеобразовательная Школа №2 и Черемшанская Средняя общеобразовательная школа №1, в исследовании принимали участие 40 учащихся 1-го класса.
Апробация и внедрение результатов исследования: Основные положения работы были представлены на итоговой научно-образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (г. Елабуга, 2017), а так же на XXII Студенческой заочной международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 6 июня 2017 г.) (см. Приложение 1).
Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в получении новых эмпирических данных и обобщении информации по данной теме.
Практическая значимость связана с тем, что данная работа может способствовать изучению проблем адаптации первоклассников к школе и дальнейшего изучения влияния психолого-педагогического сопровождения на данный процесс. Так же данная работа может быть полезна практическим психологам и педагогам, работающим в начальном звене.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретическая глава и эмпирическая), заключения, библиографического списка и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Адаптация к школе - это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Процесс вхождения ребенка в новую для него школьную ситуацию все более тревожит психологов, педагогов и родителей. Это связанно с тем, что в начальной школе отмечается рост числа детей с признаками низкой школьной адаптацией или же вовсе дезадаптацией. Впоследствии, такие дети, испытывают различного рода психологический дискомфорт находясь в школе, так же у них наблюдается низкий уровень школьной успеваемости.
Целью нашего исследования являлось: раскрыть особенности психолого-педагогического сопровождения в период адаптации младших школьников к процессу обучения.
Объект исследования: процесс адаптации ребенка в условиях начальной школы.
Предмет исследования: психолого-педагогического сопровождение младших школьников в период адаптации к обучению в начальной школе.
Гипотеза исследования: процесс адаптации, сопровождаемый педагогом-психологом, эффективнее самостоятельного процесса адаптации.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу, раскрывающую проблему школьной адаптации и ее механизмов;
2. Раскрыть сущность психолого-педагогического сопровождения, способствующего адаптации младших школьников к процессу обучения.
3. Экспериментально выявить наличие взаимосвязи адаптации к процессу обучения с психолого-педагогическим сопровождением.
4. Проанализировать результаты проведенного исследования
Базой для исследования стали Черемшанская Средняя Общеобразовательная Школа №2 и Черемшанская Средняя общеобразовательная школа №1, в исследовании принимали участие 40 учащихся 1-го класса.
Для подтверждения нашей гипотезы и реализации поставленных нами задач, нами было проведено исследование. В нем принимали участие две выборки, в состав которых входили учащиеся первого класса.
Исследование было проведено в три этапа. На первом этапе проводилась диагностика, которая позволила нам получить первичные данные, что дало нам представление о начальном уровне сформированности необходимых нам для изучения качеств.
Второй этап заключался в проведении созданной нами программы психолого-педагогического сопровождения с учащимися, показавшими наименьший результат при первичном диагностировании.
Третий этап заключался в диагностировании учащихся, после проведения программы психолого-педагогического сопровождения. Эти данные позволят нам увидеть наличие изменений в интересующих нас свойствах личности.
На процесс адаптации учащихся влияют множество факторов. Одними из них являются эмоционального состояния ребенка в школе и его мотивация к учению.
Для определения уровня эмоционального состояния нами было проведено исследование методом Люшера, для диагностики уровня мотивации к учению была выбрана анкета Н. Г. Лускановой.
В рамках первого этапа нашего исследования, диагностика методом Люшера показала, что детей, у которых наблюдается положительное эмоциональное состояние, во второй выборке больше чем в первой.
По результатам диагностики анкетой Н. Г. Лускановой, можно сказать, что уровень мотивации у респондентов первой выборки так же заметно отличается. Уровень мотивации, у учащихся второй выборки, выше, чем у учащихся первой выборки.
На основании этих данных нами был определен класс, который наиболее нуждается в психолого-педагогическом сопровождении в период адаптации.
В рамках второго этапа нашего исследования, была проведена программа психолого-педагогического сопровождения.
Целью данной программы являлось: профилактика нарушения психологического здоровья первоклассников во время адаптационного периода.
В данной программе принимали участие учащиеся, которые были в составе первой выборки.
На третьем этапе исследования, была проведена повторная диагностика.
Данные, которые были получены при повторной диагностике, показали, что после реализации программы психолого-педагогического сопровождения в первой выборке значительной увеличилось число учащихся, у которых идет преобладание положительных эмоций. Число с преобладанием отрицательных эмоций, напротив, в первой выборке уменьшилось, а во второй выборке не изменилось.
По данным, полученным в ходе диагностики с помощью анкеты Н.Г. Лускановой, можно заметить, что после реализации программы психолого-педагогического сопровождения число учащихся с положительной школьной мотивацией в первой выборке значительно увеличилось, во второй выборке таких изменений не наблюдалось.
По результатам повторной диагностики можно отметить, что к концу исследования у учащихся произошли изменения как в области эмоциональной сферы, так и в уровне учебной мотивации.
Для получения статистически достоверных данных, нам было необходимо провести сравнение результатов полученных нами на первом этапе исследования и результатов, полученных по его завершению.
Для выявления наличия изменений, результаты проведенных методик были обработаны с помощью t-критерия Стьюдента.
Результаты диагностики первой выборки, по методикам эмоционального состояния Люшера и анкеты Н.Г. Лускановой, попали в зону значимости. А это значит, что произошли положительные изменения как в эмоциональном состоянии учащихся, так и в уровне мотивации.
Так же были обработаны данные полученные при диагностике второй выборки. Результаты диагностики эмоционального состояния и уровня мотивации к учению второй выборки попали в зону незначимости. Такой показатель может говорить о том, что в данной области изменений не произошло, или изменения оказались незначительными.
Таким образом, по полученным данным можно сделать вывод о том, положительные изменения произошли только у учащихся входящих в состав в первой выборки. И так как именно с данными участниками исследования нами была реализована программа психолого- педагогического сопровождения, можно сделать вывод, что программа является эффективной, и при помощи неё можно развить определенные личностные качества, которые в свою очередь повлияют на успешную адаптацию учащихся.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. -М.: Академический Проект, 2010. - 623 с.
2. Баданина Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Начальная шк. плюс до и после. - 2007. - N 12. - С. 362.
3. Балабанова Л.М., Копорулина В.Н. Психологический словарь / под общей ред. Ю. Л. Неймера., - Р-н-Д.,2013. - 610 с.
4. Битянова М.Р. Организация психолого-педагогической работы в школе. — М.: Совершенство, 2000. — 298 с.
5. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. - М.: Совершенство, 1998. — 352 с.
6. Блинова Н. Г. Развитие и роль асимметрии мозга в адаптации и дезадаптации школьников профильных классов и перспективы ее коррекции // Валеология. - 2005. - N 4. - С. 112.
7. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад, образования, Моск, психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001.-349 с.
8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - Киев, 2008. - 648 с.
9. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для пед. вузов. / сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Академия, 2011. - 624 с.
10. Возрастные особенности учащихся и их учёт в организации учебно-воспитательного процесса / под ред. В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. -М., 1998. -480 с.
11. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб: Союз, 2006. - 144 с.
12. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. - СПб, 2012. - 230 с.
13. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога / под ред. Дубровиной И.В. — М.: Просвещение, 1991. — 303 с.
14. Ермакова И. Адаптация первоклассников к школе // Народное образование. - 2008. - N 5. - С.34.
15. Журавлев Д.А. Адаптация учащихся на переходных периодах //Народное образование. -2008. - №2. - С. 120.
16. Змановская, Е.В. Оценка социально-психологической адаптированности. Учеб, пособие - М.: Академия, 2007. - 340 с.
17. Истратова О. Н. , Психодиагностика: коллекция лучших тестов. 3-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 376 с.
18. Каменская В.Г. Адаптация к школе и учебной деятельности // Детская психология с элементами психофизиологии: Учеб, пособие. -М.: ФОРУМ, 2005. - 288 с.
19. Карелина А. А. Психологические тесты. Том 1. - ВЛАД ОС, 2012. -312 с.
20. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 1988. - 190 с.
21. Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами. - Волгоград: Учитель, 2014. - 261 с.
22. Короткова Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе //Молодой ученый. — 2015. — №13.-С.748.
23. Костяк Т.В. Психологическая адаптация к школе. - М.: «Академия», 2008. - 233 с.
24. Крайг Г. Психология развития (пер. с англ.). - СПб, 2010. - 987 с.
25. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология развития ребёнка от рождения до 17 лет. -М., 1999. - 314 с.
26. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов) - М.: «Ось-89», 2006. - 240 с.
27. Люленкова О. Ю. Факторы адаптации детей к школе. Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. — 112 с.
28. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2001. - 96 с.
29. Микляева А.В. Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа. - СПб.: Речь, 2007. - 180 с.
30. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: Владос, 2001. - 256 с.
31. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб, пособие для студ. психол. фак. университетов — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.
32. Остапенко Р. И. Математические основы психологии. Учебно-методическое пособие. - Воронеж: ВГПУ, 2010. - 76 с.: ил
33. Пилипко Н.В. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: учебно-методическое пособие для учителей начальных классов. - Москва: УЦ «Перспектива», 2002. - 64 с.
34. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений - М.: ВЛАДОС, 2006. - 332 с.
35. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб, пособие: В 2 кн - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 348 с.
36. Самусева Г.В. Педагогическое сопровождение становления позиции субъекта учебной деятельности младшего школьника: дис. канд. пед. наук. - Воронеж, 2009. - 182 с.
37. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность / сост. И.В. Возняк и др. - Волгоград: Учитель: ИП Грин Л.Е., 2014.
38. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: программа формирования психологического здоровья у младших школьников. - М., 2001.- 115 с.
39. Шаповаленко И.В., Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология. — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
40. Шмаков, С. От игры к самовоспитанию: сборник игр- коррекций. - М., 2000. - 213 с.
41. Александрова С.С. статья «Психологические особенности
младшего школьника» [Электронный ресурс]
httns://cvberlemnka.ru/article/v/nsihologicheskie-osobennosti-detev-mladshego- shkolnogo-vozrasta-kak-subektov-uchebnov-devatelnosti (Дата обращения: 23.02.2017).
42. Ваш психолог [Электронный ресурс]
http://vashpsixolog.ru/primary-school-age/92-adaptation-to-school/294-the- problem-of-adaptation-to-the-school-first-graders (дата обращения 20.02.2017).
43. Гришанина В.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(22) [Электронный
pecypchttps://sibac.info/archive/meghdis/l 1(22).pdf (дата обращения: 13.06.2017).
44. Консультативно-диагностическая психолого-медико¬
педагогическая помощь детям, родителям и специалистам [Электронный
ресурс] http:// www.gmpmpk.ru/helpparents/111 -krylova-emocionalno-
volevaya-deyatelnost (Дата обращения 2.03.2017).
45. Министерство образования и науки Российской Федерации
[Электронный ресурс] http://xn—80abucjiibhv9a.xn—
р 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD% Dl%82%Dl%8B/336 (дата обращения 28.04.2017).
46. Описание психологических методик [Электронный ресурс] http://effecton.su/docs/description.pdf (дата обращения 6.04.2017).
47. Открытый урок [Электронный ресурс]
http://festival.lseptember.ru/articles/630190/ (дата обращения 5.05.2017).
48. Открытый урок. Первое сентября [Электронный ресурс] http://festival.lseptember.ru/articles/575309/ (дата обращения 24.09.2016).
49. Сайт практического психолога [Электронный ресурс] http://iemcko.ru/4312.html (дата обращения 20.09.2016).
50. Социальная сеть работников образования [Электронный
ресурс] http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-
tekhnologii (дата обращения 21. 09.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ