Введение
Глава I. Обзор литературы
1. Понятие социализации
1.2. Проблема социальной адаптации
1.3. Мораль и моральное развитие
1.4. Мотивы (личные, групповые, общегрупповые)
1.5. Понятие дискурса и социально-культурного контекста
1.6. Соотношение понятий «норма», «патология» и «социально-культурный дискурс»
1.7. Краткая характеристика современного российского общества
1.8. Периодизации
1.9. Подростковый кризис
1.10. Общая характеристика периода ранней взрослости
1.11. Понятие идентичности
1.12. Временная перспектива
1.13. Заключение теоретической части
Глава II. Материалы и методы исследования
2.1. Гипотеза исследования
2.2. Цель исследования
2.3. Задачи исследования
2.4. Предмет исследования
2.5. Объект исследования
2.6. Выборка
2.7. Методы исследования
2.8. Процедура исследования
2.9. Математико-статистические методы обработки данных.
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Результаты исследования социальной идентичности
3.2. Результаты исследования временной перспективы
З.З. Связь социальной идентичности и временной перспективы
3.4. Социальная включённость и социальная адаптация
3.5. Обсуждение результатов
Выводы
Заключение
Литература
Приложение
Современные психологические исследования обнаруживают повышенный интерес психологов к проблеме идентичности. Причём, существенным моментом является тот факт, что на первый план выходит не столько онтология идентичности, сколько рассмотрение кризисных проявлений в данной области. Ключевым моментом нашего исследования является его диагностическая составляющая, оценка не просто поведенческих проявлений, которую дают личностные опросники или анализ симптомов переживаний, как клиническое интервью, а попытка выявить базовые элементы определяющие позицию человека в принятии решений. Что такое «Я», «свои», «чужие».
Неумолимо быстрый рост темпа жизни; расцвет рыночной системы отношений со всеми вытекающими; отчётливое доминирование материальной культуры над духовной; достижение гармонии в изобразительном искусстве путём изгнания из него всего несовершенства, всей жизни, всего человеческого; культ практичности, функциональности и минимализма; отсутствие явного «героя нашего времени» в современной отечественной литературе; конвейерное производство и корпоративные информационные системы; кризис социальных институтов; активные социально-политические процессы в стране и мире; широкий выбор возможных на сегодняшний день жизненных сценариев; глобализация; тенденция к обезличиванию в Интернете и так далее - характерные черты современности. Они одновременно являют собой и условия жизни, и её отражение как таковой.
Эти характеристики предъявляют современному человеку качественно новые требования, ставят его в ситуацию неопределённости. Важным моментом здесь является обретение идентичности, способствующей дальнейшему ориентированию, планированию, жизнетворчеству и адаптивности. Человек в своём поведении опирается на свои представления о происходящем. То, как он видит себя и окружающих людей, ставит перед собой задачи, рассчитывает свои возможности, планирует своё поведение, выбирает средства и способы для достижения целей, оценивает результат своих действий и так далее зависит от его способа мышления, от когнитивных установок, приобретаемых в процессе социализации. Через эти установки человек определяет себя и своё место в мире, в культурной среде, в актуальной исторической эпохе, свою принадлежность к различным группам, идентифицирует себя. В зависимости от этих установок поведение человека может быть адаптивным или неадаптивным. Последнее в свою очередь ведёт к ряду проблем, в том числе и психологического характера. Адекватность когнитивных установок определяет так же степень удовлетворённости собственной жизнью в целом и отдельными её событиями, обуславливает психологический комфорт.
Иными словами, идентичность является существенным компонентом психического здоровья и благополучия человека. Однако в процессе формирования, который непрерывен на протяжении всей жизни, идентичность может претерпевать кризисы, обуславливаемые внутренними и внешними обстоятельствами. Одним из таких кризисных моментов является переходный этап от периода подростковости к ранней взрослости - время, когда социальная среда ставит перед индивидом новые задачи. Более того, сама идентичность по своей структуре неоднородна. Уже традиционно исследователи выделяют личностную и социальную идентичности. Последняя имеет ряд подтипов. Особый интерес представляет взаимосвязь каждой отдельно взятой идентичности и других характеристик личности.
Данное исследование посвящено рассмотрению связи временной перспективы с типами социальной идентичности на фоне кризиса ранней взрослости, то есть на этапе перехода человека во взрослую жизнь. Ведущей задачей является анализ выраженности и распределения во времени мотивов (личные, групповые, общегрупповые) при наличии точек отсчёта, в качестве которых мы рассматриваем сформированные типы социальной идентичности. Прикладными задачами нашей работы являются изучение идентичности, временной перспективы, а также социальной и нервно-психической адаптации лиц, переживающих кризис ранней взрослости. Цель работы заключается в оценке факторов социальной дезадаптации при различной степени сформированности социальной идентичности. Гипотеза исследования была сформулирована следующим образом: прохождение кризиса социализации, обусловленного задачами периода ранней взрослости, отражается в образе социальной идентификации и предполагает формирование в сознании индивида социально значимых (то есть групповых и общегрупповых) образов себя и изменение мотивационных установок с появлением социально одобряемых, что определенным образом отражается на видении и планировании будущего. Предмет исследования: социальная идентичность, временная перспектива и социально-психологическая адаптация. Объект: психические особенности когнитивного плана и эмоциональные переживания лиц мужского и женского пола, находящихся в стадии кризиса ранней взрослости.
Методы сбора данных: учёт социально-биографических данных, методика «Кто я?» M. Kuhn и T. McPartland, опросник временной перспективы Ph. Zimbardo, методика диагностики социально-психологической адаптации C.Rojers и R. Dymond, тест нервно-психической адаптации И. Н. Гурвича, опросник «Шкала оценки качества жизни» Н.Е.Водопьяновой. Также была проведена статистическая обработка собранных данных.
Проблематика исследования нова и актуальна в свете современной действительности. Перспективы этой работы видятся нам в оценке формирования «гражданина» как системообразующего элемента общества. В прикладном плане это работа с проблемой социальной дезадаптации среди лиц подросткового и юношеского возраста в условиях современного российского общества.
В ходе нашего исследования были выявлены некоторые особенности протекания вступления в период ранней взрослости.
Прежде всего, это касается структуры социальной идентичности. Здесь, по результатам нашего исследования, на первых этапах вступления в период ранней взрослости ведущим типом является коммуникативная идентичность, что отражает особенности предшествующего периода психосоциального развития - подростковости. На втором плане находится семейноролевая идентичность, что указывает на то, что семейные отношения занимают одно из ведущих мест в системе социального взаимодействия в этот период. Причём, важно отметить, что это отношения именно с родительской семьёй. И наконец, на третьем плане выступает профессиональная (учебно-профессиональная) идентичность, которая начинает в этот период формироваться как реакция на освоение новой предметной деятельности и вступление в новые социальные отношения.
В целом, слабая представленность социальной идентичности, а также зафиксированный нами довольно высокий уровень нервно-психического напряжения позволяет судить нам о том, что период перехода на этап ранней взрослости является переломным, кризисным моментом в общем процессе социализации.
Оказавшись в новых социальных условиях, индивид вынужден к ним адаптироваться. Важным здесь является уровень социализации, которого уже достиг индивид к этому моменту. В частности, сформированность идентичности, являющейся одним из ключевых компонентов личности и отвечающей за психическое здоровье. В процессе нашего исследования была выявлена прямая связь между сформированностью положительной социальной идентичности и уровнем социальной адаптации. Также мы обнаружили ко свенно е (на примере наиболее представленных типов социальной идентичности) подтверждение обратной связи между сформированностью негативной социальной идентичности и социальной адаптацией.
Вместе с тем, наше предположение о том, что прохождение кризиса социализации, сопряжённого с этапом вступления в период ранней взрослости, отражается в образе социальной идентификации и предполагает формирование в сознании индивида социально значимых образов себя, а также изменение мотивационных установок с появлением социально одобряемых, что определенным образом отражается на видении и планировании будущего, не подтвердилось. Действительно, прохождение кризиса социализации отражается в образе социальной идентификации, что подтверждается зафиксированным началом формирования профессиональной идентичности на этапе вступления в период ранней взрослости. Однако отражается ли это также и на видении и планировании будущего, нам выяснить не удалось. Связь между социальной идентичностью и временной перспективой в ходе нашего исследования не была обнаружена вследствие недостающей достоверности большинства полученных результатов.
Однако в свете оценки факторов риска социальной дезадаптации стоит отметить, что нами обнаружена прямая связь между нервно-психическим напряжением и негативной оценкой прошлого, а также прямая связь между социальной дезадаптацией и негативной оценкой прошлого, что может по служить о снованием для дальнейшего исследования временной перспективы в ключе изучения проблемы социальной адаптации.
Кроме того, нами было зафиксировано, что у испытуемых, считающих, что они нашли своё место в обществе, отмечается более высокий уровень социальной адаптации и более низкий уровень негативного отношения к прошлому, что также может по служить подспорьем для дальнейшего изучения факторов риска социальной дезадаптации.
В целом данное исследование стоит расценивать скорее как пилотное, позволяющее наметить пути для дальнейшей работы с учётом всех ошибок, допущенных нами на этом этапе.
1. Campbell C. The Craft Consumer: Culture, craft and consumption in a postmodern society. Journal of Consumer Culture, 2005, 5(23), 24- 42.
2. Rogers, Carl R., and Rosalind F. Dymond, eds. Psychotherapy and Personality Change: Coordinated Research Studies in the Client-Centered Approach. Chicago: University of Chicago Press, 1954.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2001. 290 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2008. 149 с.
5. Андреева Г.М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 6(20). С. 1. URL: http://psystudy.ru(дата обращения: 27.03.2017).
6. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество. М., 1973. - Вып. XI-II. - С. 25-27.
7. Апполонов А.В. , Васильев В.В., Гиренок Ф.И. [и др.]. Философия: учебник/ Под ред. Зотова А.Ф., Миронова В. В., Разина А.В. 6-е изд. М.: Проспект, 2016. 672 с.
8. Бауман З. Идеализированное общество / пер. с англ. В. Л.Иноземцева. М.: Логос, 2002.
9. Бурцев В. А. Дискурсивная формация как единица анализа дискурса // Вестник ТГУ. 2008. №10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/diskursivnaya- formatsiya-kak-edinitsa-analiza-diskursa(дата обращения: 27.05.2017).
10. Веракса А. Н., Леонов С. В. Экологический подход У. Бронфенбреннера в спортивной психологии // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2009. №4. URL: http://cyberleninka.ru/articleZn/ekologicheskiy- podhod-u-bronfenbrennera-v-sportivnoy-psihologii(дата обращения: 27.05.2017).
11. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. // Собр. Соч. в 6-ти томах, М.: Педагогика, 1983., Т.3, 367 с.
12. Гришина Н.В. Жизненные сценарии: нормативность и индивидуализация [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 3(17). URL: http://psystudy.ru(дата обращения: 17.03.2017).
13. Гулевич О.А. Психологические основы юриспруденции: учебное пособие. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2009. 512 с.
14. Дубовская Е.М., Кораблинов Р.А. К вопросу об экономической социализации в условиях современного общества // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 49. С. 10. URL: http://psystudy.ru(дата обращения: 10.11.2016).
15. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер. с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова. М.: Мысль, 1994. 399с.
16. Касьянов Валерий Васильевич Государственная идеология современной России // Общество: философия, история, культура. 2011. №3-4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-ideologiya-sovremennoy- rossii(дата обращения: 27.05.2017).
17. Кирейчева Е.В.Проблема социальнопсихологических условий развития Я- концепции будущих учителей // Научный вестник Южноукраинского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского. Одесса, 2009. - С. 143-150.
18. Кожемякин Е. А. Дискурс-анализ как междисциплинарная методология: исторический аспект // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2008. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/diskurs-analiz-kak- mezhdistsiplinarnaya-metodologiya-istoricheskiy-aspekt(дата обращения: 27.05.2017).
19. Леонтьев А.Н. Индивид и личность.// Психология индивидуальных различий / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. и Романова В.Я. 2-е изд. М.: «ЧеРо», 2002. 776 с., ил. (Хрестоматия по психологии).
20. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Речь, 2009. 256 с.
21. Маркс К. Капитал: критика политической экономии. Т.1. М. : Эксмо, 2011.
22. Митина О.В., Сырцова А. Опросник по временной перспективе Ф.Зимбардо (ZTPI): результаты психометрического анализа русскоязычной версии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2008. №4
23. Наследов Д.А. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. Изд.4, стереотипное. СПб.: Речь, 2012. 392 с.
24. Осницкий. А. К. Определение характеристик социальной адаптации / А.К. Осницкий // Психология и школа. 2004. №1. 43-56 с.
25. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. М.: Сов.энциклопедия. 1991. 768 с.
26. Растова Л.М. Социальная адаптация личности в коллективе:
автореф. ... дис. канд. филос. наук. Барнаул, 1973. 21 с.
27. Романов А. В. Специфика и типология членов религиозных культов // Журнал практического психолога. 1997. №5. С. 36-39.
28. Рубчевский К.В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация // Общественные науки и современность. 2003. №3.
29. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование. СПб.: Речь, 2006. 176 с.
30. Сборник тестов и методик исследования отношения личности к себе (самоотношения) // Сост. Емузова Н.Г. Нальчик: Нальчик: Каб.-Балк. ун.-т, 2003. 66 с.
31. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учебник. М.: ТК Велби, Изд- во Проспект, 2004. 336 с.
32. Снегирёва Т.В. Методика изучения особенностей личностной саморегуляции // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М., сборник трудов АПН СССР, 1987.
33. Шибутани Т Социальная психология, Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 544 с.
34.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис, М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. 352 с.