МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К АКТИВНОМУ УЧАСТИЮ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К АКТИВНОЙ ШКОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Мотивация и стимулирование школьников к активной школьной
деятельности как педагогическая проблема 6
1.2 Методы, средства и условия мотивации и стимулирования школьников к
активной деятельности на уроках физической культуры 16
Выводы по первой главе 27
Глава II ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ПОВЫШАЮЩИХ МОТИВАЦИЮ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К АКТИВНОМУ УЧАСТИЮ НА
УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 28
1.1 Организация и проведение эксперимента 28
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 34
Практические рекомендации учителям физической культуры для
формирования у школьников мотивации к занятиям физической культурой.... 43
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К АКТИВНОЙ ШКОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Мотивация и стимулирование школьников к активной школьной
деятельности как педагогическая проблема 6
1.2 Методы, средства и условия мотивации и стимулирования школьников к
активной деятельности на уроках физической культуры 16
Выводы по первой главе 27
Глава II ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ПОВЫШАЮЩИХ МОТИВАЦИЮ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К АКТИВНОМУ УЧАСТИЮ НА
УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 28
1.1 Организация и проведение эксперимента 28
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 34
Практические рекомендации учителям физической культуры для
формирования у школьников мотивации к занятиям физической культурой.... 43
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Актуальность исследования. Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные цели, виды деятельности. Исходя из концепции ФГОС второго поколения по физической культуре, целью школьного образования стало — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Актуальностью данной проблемы является тот факт что на протяжении последних лет сложилась тревожная ситуация - ухудшилось здоровье и физическая подготовка детей, школьников и студенческой молодежи, прослеживается низкий уровень положительной мотивации к систематическим занятиям физической культурой, спортом, к здоровому образу жизни у школьников общеобразовательных школ. Привлечение учащихся к занятиям физической культурой является одной из основных социально- педагогических проблем. Решение этой задачи должно рассматриваться с двух позиций- личностно значимой и общественно необходимой. Е.П. Ильин в своих трудах говорит о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для учащихся потребностью, не превратилась в личностный интерес, а значит, не появилась мотивация к занятиям физической культурой [2].
Большинство современных учащихся не желают заниматься физической культурой. Проблема совершенствования школьного физического воспитания, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих ученых и учителей-новаторов, по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в общеобразовательных школах (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.Д. Сонькин и др.). Физическое развитие немаловажно, так же как и умственное, психическое, нравственное, поэтому в младшем школьном возрасте перед педагогом стоит задача объяснить ребёнку, какое значение имеют занятия физической культурой в его жизни.
Мотивация к познавательной деятельности является основной в учебной деятельности, она актуализируется приличной значимости для школьников содержания предмета. Уроки физической культуры будут иметь значимость, связь ее с возможностями самореализации в будущей семейной и профессиональной жизни неоспорима. Этому способствует осознание положительного влияния занятий физкультурой на здоровье человека [3].
Таким образом, целью на этом пути является: формирование у учащихся морального и психического здоровья, осознанной потребности в систематическом физическом усовершенствовании, развитие положительной мотивации, стимулирование потребности к самостоятельным и организованным занятиям физической культурой, спортом, обретения знаний и умений здорового образа жизни.
Цель исследования - теоретическое изучение и практическая реализация мотивации, стимулирования к занятиям и активности учащихся на уроках физической культуры
Объект исследования - процесс мотивации, стимулирования к занятиям школьников.
Предмет исследования - методы и формы мотивации, стимулирования к занятиям и активности учащихся на уроках физической культуры.
Гипотеза: повышению уровня мотивации и интереса к урокам
физической культуры в среднем звене школы способствуют следующие условия:
1) включение в содержание каждого урока физической культуры упражнений, имеющих личностный интерес для обучающихся, учитывающие предпочтение учащихся в физических упражнениях;
2) минимизация факторов, понижающих мотивацию к урокам физической культуры.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме мотивации ,стимулирования к занятиям и активности учащихся на уроках физической культуры.
2) Выявить уровень мотивации учеников к урокам физической культуры.
3) Реализовать методы и формы мотивации и стимулирования учеников к занятиям физической культурой, а также стимулирования к двигательной активности.
4) Проверить эффективность реализованных методов и форм мотивации и стимулирования учеников к занятиям физической культурой, а также стимулирования к двигательной активности.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов: теоретический анализ научной (психолого¬
педагогической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования; практические, объединенные в рамках аналитического исследования.
База исследования: Старо Утчанская средняя общеобразовательная школа, Удмуртская Республика, Алнашский район, д. Старый Утчан.
Актуальностью данной проблемы является тот факт что на протяжении последних лет сложилась тревожная ситуация - ухудшилось здоровье и физическая подготовка детей, школьников и студенческой молодежи, прослеживается низкий уровень положительной мотивации к систематическим занятиям физической культурой, спортом, к здоровому образу жизни у школьников общеобразовательных школ. Привлечение учащихся к занятиям физической культурой является одной из основных социально- педагогических проблем. Решение этой задачи должно рассматриваться с двух позиций- личностно значимой и общественно необходимой. Е.П. Ильин в своих трудах говорит о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для учащихся потребностью, не превратилась в личностный интерес, а значит, не появилась мотивация к занятиям физической культурой [2].
Большинство современных учащихся не желают заниматься физической культурой. Проблема совершенствования школьного физического воспитания, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих ученых и учителей-новаторов, по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в общеобразовательных школах (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.Д. Сонькин и др.). Физическое развитие немаловажно, так же как и умственное, психическое, нравственное, поэтому в младшем школьном возрасте перед педагогом стоит задача объяснить ребёнку, какое значение имеют занятия физической культурой в его жизни.
Мотивация к познавательной деятельности является основной в учебной деятельности, она актуализируется приличной значимости для школьников содержания предмета. Уроки физической культуры будут иметь значимость, связь ее с возможностями самореализации в будущей семейной и профессиональной жизни неоспорима. Этому способствует осознание положительного влияния занятий физкультурой на здоровье человека [3].
Таким образом, целью на этом пути является: формирование у учащихся морального и психического здоровья, осознанной потребности в систематическом физическом усовершенствовании, развитие положительной мотивации, стимулирование потребности к самостоятельным и организованным занятиям физической культурой, спортом, обретения знаний и умений здорового образа жизни.
Цель исследования - теоретическое изучение и практическая реализация мотивации, стимулирования к занятиям и активности учащихся на уроках физической культуры
Объект исследования - процесс мотивации, стимулирования к занятиям школьников.
Предмет исследования - методы и формы мотивации, стимулирования к занятиям и активности учащихся на уроках физической культуры.
Гипотеза: повышению уровня мотивации и интереса к урокам
физической культуры в среднем звене школы способствуют следующие условия:
1) включение в содержание каждого урока физической культуры упражнений, имеющих личностный интерес для обучающихся, учитывающие предпочтение учащихся в физических упражнениях;
2) минимизация факторов, понижающих мотивацию к урокам физической культуры.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме мотивации ,стимулирования к занятиям и активности учащихся на уроках физической культуры.
2) Выявить уровень мотивации учеников к урокам физической культуры.
3) Реализовать методы и формы мотивации и стимулирования учеников к занятиям физической культурой, а также стимулирования к двигательной активности.
4) Проверить эффективность реализованных методов и форм мотивации и стимулирования учеников к занятиям физической культурой, а также стимулирования к двигательной активности.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов: теоретический анализ научной (психолого¬
педагогической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования; практические, объединенные в рамках аналитического исследования.
База исследования: Старо Утчанская средняя общеобразовательная школа, Удмуртская Республика, Алнашский район, д. Старый Утчан.
В исследовании на тему «Мотивация и стимулирование к занятиям и активность учащихся на уроках физической культуры» было решено три задачи.
Решение первой задачи по анализу литературы показало, что Мотивация - важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата.
Мотивы занятий физической культурой условно делятся на общие и конкретные. К общим мотивам следует отнести желание школьника заниматься физическими упражнениями вообще, т.е. ему пока безразлично, чем именно заниматься. К конкретным мотивам — желание выполнять какие-либо определенные упражнения, предпочтение школьника заниматься каким-то видом спорта. Так, почти все младшие школьники отдают предпочтение играм. Интересы подростков уже более дифференцированы: одним нравится гимнастика, другим — плавание, третьим - футбол и т.д.
Мотивы занятий физической культурой могут быть связаны с процессом деятельности и с ее ре зультатом. В первом сл учае школьник удовлетворяет потребность в двигательной активности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы). Во втором случае он может стремиться к получению следующих результатов: самосовершенствование (улучшение телосложения, развитие физических и психических качеств, укрепление здоровья), самовыражение и самоутверждение (быть не хуже других, стать привлекательным для противоположного пола и т.д.), подготовка себя к труду и службе в армии., удовлетворение духовных потребностей (через общение с товарищами, через чувство принадлежности к коллективу и т.д.).
Методы стимулирования учебной деятельности выделены в самостоятельную группу методов обучения на следующих основаниях: во- первых, процесс обучения невозможен без наличия у учащихся определенных мотивов деятельности; во-вторых многолетняя практика обучения выработала целый ряд методов, назначение которых состоит в стимулировании и мо тивации учения при одновременном обеспечении усвоения нового материала (учебно-познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.).
К методам мотивации и стимулирования интереса учащихся к урокам физической культуры относятся: информационные технологии, метод проекта, игровой метод, проблемно-поисковый метод обучения, создание ситуаций успеха в учении, метод наблюдения, анализ выполненной работы и самоанализ и другие.
Для решения второй задачи было проведено два анкетирования. Первое анкетирование имело цель выявить основные мотивы занятия физической культурой школьниками. Анкетирование проводилось в 7А (экспериментальная группа) и 7 Б классе (контрольная группа) и показало, что в классе преобладают низшие мотивы, такие как игры и развлечения, доминирование и соперничество. Более высокие мотивы это положительные эмоции, общение, двигательная активность и физкультурно-спортивные интересы.
Второе анкетирование, которое имело целью определить уровень мотивации показало, что в классе преобладает низкий уровень мотивации к урокам физической культуры. 75% школьников из экспериментальной группы и 80% из контрольной группы набрали 0-24 баллов, остальные 25% из экспериментальной группы и 20 % из контрольной группы показали средний уровень мотивации, набрав 25-49 баллов.
Для повышения уровня мотивации учащихся из экспериментальной группы были созданы условия, такие как:
1) включение в содержание каждого урока физической культуры упражнений, имеющих личностный интерес для обучающихся, учитывающие предпочтение учащихся в физических упражнениях;
2) минимизация факторов, понижающих мотивацию к урокам физической культуры.
Для проверки проведенного эксперимента также было проведено два анкетирования. Первое анкетирование показало, что в экспериментальном классе на контрольном этапе также преобладают низшие мотивы, такие как игры и развлечения, доминирование и соперничество. Более высокие мотивы это положительные эмоции, общение, двигательная активность и физкультурно-спортивные интересы. По сравнению с констатирующим этапом в ведущих мотивах у 10% школьников из экспериментальной группы появились такие положительные мотивы, как: самосохранения здоровья, самосовершенствование, двигательная активность, долженствование.
Вторая анкета показала, что по сравнению с констатирующим, на контрольном этапе в экспериментальной группе стало больше на 5% (1 школьник), средний уровень мотивации также повысился с 25 до 35% (на 2 школьника) а низкий уровень снизился с 75% до 60 % (3 школьника).
В контрольной группе результаты констатирующего и контрольного этапа не отличаются.
Итак, результаты показывают эффективность созданных условий по повышению уровня мотивации и интереса к урокам физической культуры.
Решение первой задачи по анализу литературы показало, что Мотивация - важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата.
Мотивы занятий физической культурой условно делятся на общие и конкретные. К общим мотивам следует отнести желание школьника заниматься физическими упражнениями вообще, т.е. ему пока безразлично, чем именно заниматься. К конкретным мотивам — желание выполнять какие-либо определенные упражнения, предпочтение школьника заниматься каким-то видом спорта. Так, почти все младшие школьники отдают предпочтение играм. Интересы подростков уже более дифференцированы: одним нравится гимнастика, другим — плавание, третьим - футбол и т.д.
Мотивы занятий физической культурой могут быть связаны с процессом деятельности и с ее ре зультатом. В первом сл учае школьник удовлетворяет потребность в двигательной активности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы). Во втором случае он может стремиться к получению следующих результатов: самосовершенствование (улучшение телосложения, развитие физических и психических качеств, укрепление здоровья), самовыражение и самоутверждение (быть не хуже других, стать привлекательным для противоположного пола и т.д.), подготовка себя к труду и службе в армии., удовлетворение духовных потребностей (через общение с товарищами, через чувство принадлежности к коллективу и т.д.).
Методы стимулирования учебной деятельности выделены в самостоятельную группу методов обучения на следующих основаниях: во- первых, процесс обучения невозможен без наличия у учащихся определенных мотивов деятельности; во-вторых многолетняя практика обучения выработала целый ряд методов, назначение которых состоит в стимулировании и мо тивации учения при одновременном обеспечении усвоения нового материала (учебно-познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.).
К методам мотивации и стимулирования интереса учащихся к урокам физической культуры относятся: информационные технологии, метод проекта, игровой метод, проблемно-поисковый метод обучения, создание ситуаций успеха в учении, метод наблюдения, анализ выполненной работы и самоанализ и другие.
Для решения второй задачи было проведено два анкетирования. Первое анкетирование имело цель выявить основные мотивы занятия физической культурой школьниками. Анкетирование проводилось в 7А (экспериментальная группа) и 7 Б классе (контрольная группа) и показало, что в классе преобладают низшие мотивы, такие как игры и развлечения, доминирование и соперничество. Более высокие мотивы это положительные эмоции, общение, двигательная активность и физкультурно-спортивные интересы.
Второе анкетирование, которое имело целью определить уровень мотивации показало, что в классе преобладает низкий уровень мотивации к урокам физической культуры. 75% школьников из экспериментальной группы и 80% из контрольной группы набрали 0-24 баллов, остальные 25% из экспериментальной группы и 20 % из контрольной группы показали средний уровень мотивации, набрав 25-49 баллов.
Для повышения уровня мотивации учащихся из экспериментальной группы были созданы условия, такие как:
1) включение в содержание каждого урока физической культуры упражнений, имеющих личностный интерес для обучающихся, учитывающие предпочтение учащихся в физических упражнениях;
2) минимизация факторов, понижающих мотивацию к урокам физической культуры.
Для проверки проведенного эксперимента также было проведено два анкетирования. Первое анкетирование показало, что в экспериментальном классе на контрольном этапе также преобладают низшие мотивы, такие как игры и развлечения, доминирование и соперничество. Более высокие мотивы это положительные эмоции, общение, двигательная активность и физкультурно-спортивные интересы. По сравнению с констатирующим этапом в ведущих мотивах у 10% школьников из экспериментальной группы появились такие положительные мотивы, как: самосохранения здоровья, самосовершенствование, двигательная активность, долженствование.
Вторая анкета показала, что по сравнению с констатирующим, на контрольном этапе в экспериментальной группе стало больше на 5% (1 школьник), средний уровень мотивации также повысился с 25 до 35% (на 2 школьника) а низкий уровень снизился с 75% до 60 % (3 школьника).
В контрольной группе результаты констатирующего и контрольного этапа не отличаются.
Итак, результаты показывают эффективность созданных условий по повышению уровня мотивации и интереса к урокам физической культуры.
Подобные работы
- Мотивация и стимулирование школьников к активному участию на уроке физической культуры в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К УЧАСТИЮ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Обучение физическим упражнениям разной функциональной направленности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Формирование здорового образа жизни учащихся средствами физической культуры и спорта
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - Организация научно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения истории в средней школе
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - Формирование здорового образа жизни младших школьников на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Способы измерения уровня физической подготовленности учащихся старших классов и проверке методов диагностики для определения скоростно-силовых возможностей и скоростной выносливости учеников старших классов
Курсовые работы, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ИСКУССТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2019



