Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Работа №62263

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2017
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
362
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 1
Глава I. Теоретические основы использования активных форм обучения на уроках окружающего мира 7
1.1. Проблема использования активных форм обучения 7
1.2. Психолого-педагогические основы использования активных форм
обучения на уроках окружающего мира 18
Выводы по главе 1 24
Глава II. Методика использования активных форм обучения на уроках окружающего мира 26
2.1. Групповая форма организации учебной деятельности учащихся и их
содержание 26
2.2. Методика использования активных форм обучения на уроках
окружающего мира 39
2.3. Констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент и их
результаты 56
Вывод по главе 2 62
Заключение 63
Список литературы 65
Приложение

Издавна начальная школа была важным звеном в образовании и воспитании молодого поколения. Известными психологами (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Г.И. Щукина и др.) установлено, что младший школьник стремиться к деятельности, к общению с людьми, для него важнейшими развивающими способами являются деятельность и общение. Раньше ученик был объектом научения и все делал по образцу (делай как я, думай как я, говори как я); это приводило к тому, что самостоятельность ребенка, его творческий потенциал подавлялись. В.А. Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, которые окружали ребенка до школы, не оказались закрытыми перед ним дверью класса.
Как же сделать урок окружающего мира интересным? Как построить урок так, чтобы не только дать учащимся систему природоведческих знаний, но и повысить активность обучения младших школьников, выработать у них такие важные черты личности, как доброта, любознательность, потребность к исследованию, наблюдательность. На наш взгляд, необходимо так организовать учебный процесс, чтобы ученик был не пассивным накопителем информации, а активным участником педагогического процесса, ребенок должен постоянно выступать в роли активных искателей информации, исследователей, изобретателей, докладчиков, собеседников и т.д. Нам для этого нужно построить урок так, чтобы ребенок захотел сам познать неизвестное, т.е. необходимо развить познавательный интерес младших школьников.
Сейчас проблема активности личности в обучении - одна из актуальных проблем в педагогической науке.
Одна из главных задач современного обучения - обеспечить деятельностью на протяжении всего урока всех учащихся класса.
Использование активных форм обучения, как раз этому и способствует, где каждый ребенок может проявить себя. Если на самом раннем этапе появится желание узнать новое, преодолеть трудности, искать самостоятельную нужную информацию, то процесс осуществления развития через использование активных методов обучения будет ровнее, на более высоком уровне. Одним из активных форм обучения является групповое обучение.
В современной образовательной системе групповые виды работы делают урок более живым, интересным, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному процессу, активируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять, закреплять и контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса, при минимальной затрате времени учителя.
Групповая форма работы, предполагает организацию совместной деятельности, общение учащихся, взаимопонимание, обмен знаниями и умениями. Кроме того, дети учатся грамотно и аргументировано излагать материал, вести дискуссии, отстаивать свою точку зрения. Известный психолог JI.C Выгодский считал, что развитие происходит из сотрудничества разных по уровню интеллекта детей. Надо принимать ребенка таким, каков он есть, веря в его продвижение в развитии, в то, что способности его могут раскрыться при правильно организованном обучении. Работа в группах - это свободное коллективное обсуждение. Автор многих книг по психологии Л.М.Фридман подчеркивает, что, высказывая свои мысли, взгляды ученики в процессе коллективного обсуждения проверяют их правильность, корректируют их. И в конечном счете, при разумном и ненавязчивом руководстве учителя приходят к истине. Такая форма занятий чрезвычайно насыщена в эмоциональном плане. Я замечала, как на глазах менялась позиция «слабых» учеников.
Они включаются в процесс обсуждения. Стремятся не отставать от других работая в группах.
Г рупповая деятельность учащихся рассматривается как эффективное средство, позволяющее решать в комплексе образовательные, воспитательные и развивающие задачи.
Отсюда следует актуальность этой проблемы, что и обусловило выбор темы данной дипломной работы - «Использование активных форм обучения на уроках окружающего мира».
В процессе нашего исследования разрабатывались программы уроков и внеклассных мероприятий по предмету окружающий мир. Применение активных форм создают условия, в которых младшие школьники проявляют себя как полноценные субъекты, которые активно ставят перед собой учебные цели и оценивают эффективность своего продвижения к их достижению. Использование активных форм обучения в таком смысле позволяет перестроить характер обучения и сформировать личностное отношение к учению.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: активные формы обучения, направленные на процесс учения (на материале дисциплины «окружающий мир»).
Цель исследования: добиться того, чтобы каждый урок развивал интерес, творческую активность учащихся; заложить основу для дальнейшей коммуникативной деятельности школьников, сформировать положительное отношение к школе.
Гипотеза исследования: использование активных форм обучения на уроках по окружающему миру развивает активность младших школьников, их творческие способности, формирует личностного отношения к учению.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены и сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме использования активных форм обучения младших классов на уроках окружающего мира;
2. Изучить групповые формы организации учебной деятельности учащихся;
3. Провести экспериментальное исследование эффективности использования активных форм обучения младших школьников на уроках окружающего мира.
Большую значимость имели исследования о теоретическом и практическом применении активных форм в сфере образования (А.А.Вербицкий, В.П.Захаров, В.Я.Платов, В.А.Трайнев и др.); в преподавании естественнонаучных дисциплин (А.Е.Богоявленская, Е.П.Бруновт, Н.М.Верзилин, А.Я.Герд, И.Д.Зверев, Р.П.Суровцева и др.).
Для решения поставленных задач, проверки гипотезы применялись следующие методы: 1) анализ психолого-педагогической и методической литературы; 2) изучение образовательных программ; 3) наблюдение; 4) диагностические - анализ данных анкетного опроса, тестирование.
Практическая значимость исследования заключается в направленности работы, которая носит прикладной характер, поскольку проводимое исследование сочеталось с разработкой и апробацией программ уроков, внеурочных мероприятий с вариативным, интегрированным использованием активных форм и методов обучения.
Базу исследования составила Старокырлайская ООШ г. Арска, 50 учащихся 2-х классов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью настоящего исследования является поиск эффективных форм обучения, влияющих на личностное развитие младших школьников, становление их экологической культуры, бережного отношения детей к окружающему миру.
Основная идея исследования состоит в том, что на уроках окружающего мира необходимо применять разнообразные активные формы обучения, обеспечивая тем самым осознание детьми ценности природы, социума, культуры как жизненно важных и необходимых.
Активные методы обучения, не только наполняют учебнопознавательный процесс новым смыслом, но и создают условия, при которых учащийся получает эффективные мотивационные стимулы, способствующие развитию его способностей, элементов творческой, познавательной активности, самостоятельности. Учитель, при этом, становится, организатором деятельности обучаемого, помогает ему в овладении способами и приемами учебной деятельности, формирует навыки самооценки.
Активных формы обучения создают условия для раскрытия личностного потенциала, индивидуальных способностей учащихся младшего школьного возраста. Комплексное применение активных методов в урочной и во внеурочной формах организации познавательной деятельности способствует проявлению субъектной позиции учащегося, и формированию одного из важных личностных качеств, характеризующего наивысший уровень развития личности, личностного отношения к учению.
В результате проведённого исследования проблемы выявлено, что достичь эффективности обучения основам естествознания на уроках «Окружающего мира» у младших школьников возможно, если увлечь
детей разнообразными активными формами познавательной деятельности, а также - непосредственным участием в экологических акциях.
Воспитательный потенциал комплексного применения активных, форм обучения младших школьников, значительно обогащает «внутреннюю картину мира» личности обучающегося, наиболее полно обеспечивают осмысление бережного отношения человека к окружающей действительности.
При этом необходимыми педагогическими условиями являются: создание в классном воспитательном коллективе атмосферы всеобщей заботы и бережливости; организации коллективных дел природоохранной направленности.
Опытно-экспериментальная работа подтвердила гипотезу о необходимости и эффективности использования активных форм обучения на уроках по окружающему миру, что развивает активность младших школьников, их творческие способности, формирует личностного отношения к учению.
Эффективность комплексного использования традиционных и инновационных форм обучения на уроках «Окружающего мира» экспериментально проверена и обоснована.



1. Аллахвердиева Л.З. Использование активных методов
обучения в начальных классах/ в жур. Педагогическое образование в России, 2012, №6. с. 207-212.
2. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. - Тула,
2002.
3. Бабанова Т.А. Технология краеведения в экологическом
образовании // Экологическое образование. - 2001. - № 1. - С 20-26.
4. Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими
школьниками // Начальная школа. - 1993. - №9. - С. 16-17.
5. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа. - 1994. - №2. -
С.32-33.
6. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 2001.
7. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического
воспитания // Биология в школе. - 1996. - №3. - С. 57-59.
8. Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр. - Владимир, 1999. - С.77-83.
9. Бордовская Н.В. Педагогика. - М., 2000.
10. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир для четырёхлетней начальной школы.// Начальная школа. - 2005 - №1.
11. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. — М.: ВентанаГраф, 2005. — 240 с.
12. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы// Начальная школа. - 1997. - №4. -
С.20-24.
13. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учащихся - М.: Просвещение, 1995. - 192с.
14. Г орохова Е.Р. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся// Начальная школа. - 2006. - № 12. - С.47 - 49
15. Гузеев В.В. Образовательная технология - М., 2003.
16. Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы к проведению экскурсий в смешанный лес // Начальная школа. - 1992. - №3 - С.36-40.
17. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы - М.: Педагогика, 1985. - 184с.
18. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование // Советская педагогика. - 1995. - №12. - С.10-12.
19. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. - М., 1989. - 24с.
20. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Начальная школа. - 2004. - № 2. - С. 12 - 15.
21. Казанский Н.Г. Методы и формы организации учебной работы в младших классах. /Н.Г. Казанский - М.: Гардарики., 2007. - 217 с.
22. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М., 2003.
23. Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М., 2004.
24. Кукушин В.С. Педагогические технологии. - Ростов - на - Дону, 2002.
25. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. - М., 2004.
26. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. - 1993. - №2. -
С.19-21.
27. Методические рекомендации для учителя по окружающему миру / под ред.А.А. Вахрушев, О.А. Родыгина. - М.: «БАЛАСС», 2010.
28. Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников / Министерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». - Екатеринбург, 1993. - 148с.
29. Настольная книга учителя начальных классов, Л.С. Бескоровайная, О.В. Перекатьева, Ростов-на-Дону «Феникс», 2001.
30. Орлов А.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. М., 2004.
31. Отношение школьников к природе / Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. - М.: Педагогика, 1988. - 128с.
32. Подласый И.П. Педагогика. -М., 2003.
33. Поляков С. Школа: поиск и пути. -М., 2003.
34. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии - М.: Топикал, 1994. - С.132-184.
35. Салеева Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе // Ролевые игры по охране природы в средней школе - М., 1977. -
С.14-39.
36. Салеева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе. - М., 1978. - 49с.
37. Сенкевич В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений // Советская педагогика. -
1989. - №5. - С.15-19.
38. Сластенин А.С. Педагогика. -М., 2004.
39. Смирнов С.А. Педагогика. Теории, системы, технологии. -М.,
2006.
40. Тарасова Т.И. Деятельностный подход в экологическом
образовании учащихся младших классов// Начальная школа. - 2006. - № 9. - С. 35-39
41. Филатова Л.М. По страницам Красной книги // Начальная школа. - 1991. - №11. - С.49-52.
42. Харламов И.Ф. Педагогика. -М., 2003.
43. Хуторской А.В. Формы и методы обучения. [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос",
2005. - 509 Кб.
44. Шлаков С.А. Игры учащихся. -М., 2007
45. Яковлев И.м. Методика и техника урока. -М., 2003.
46. Яковлева Т.О. Из опыта работы клуба семейного чтения. Внеклассная работа//Воспитание и обучение.- 1999. - №5. - С. 67-69.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ