Формирование межличностных отношений в подростковом возрасте
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Особенности психического развития подростков 6
1.2. Типы семейных взаимоотношений. Положение подростков в
семье 9
1.3 Особенности межличностных отношений в подростковом
возрасте 14
1.4 Возможности психолого-педагогической помощи подросткам с
трудностями межличностных отношений со сверстниками 21
Выводы по главе 1 28
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 31
2.1 Выбор методик и организация исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 37
Выводы по главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Особенности психического развития подростков 6
1.2. Типы семейных взаимоотношений. Положение подростков в
семье 9
1.3 Особенности межличностных отношений в подростковом
возрасте 14
1.4 Возможности психолого-педагогической помощи подросткам с
трудностями межличностных отношений со сверстниками 21
Выводы по главе 1 28
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 31
2.1 Выбор методик и организация исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 37
Выводы по главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
Выбор темы дипломной работы связан с тем, что проблемы, касающиеся межличностных отношений уже несколько веков, не теряют своей актуальности. Анализируя межличностные отношения, можно объяснить многие социальные проблемы развития общества, семьи и отдельной личности.
Природа межличностных отношений сложна. В этих отношениях проявляются индивидуальные качества личности: интеллект, эмоции и воля. А так же усвоенные личностью нормы и ценности общества. Индивид проявляет себя как личность и представляет другим возможность оценить себя в системе отношений с другими, осуществляя самые разнообразные по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях межличностные отношения в различных институтах социализации - в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в разных формальных и неформальных объединениях [16, с. 68].
В первую очередь, семья имеет большое значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Подростковый период является сложным периодом развития, и для того чтобы найти общий язык с подростком, необходимо знать особенности его психического развития. В основном подростковый период проходит «болезненно», как для самого подростка, так и для его родителей. Основная причина ошибок семейного воспитания — это недостаточная педагогическая подготовка родителей. Многие родители не знают, как общаться с подростком, что можно запрещать, а что нет. По мнению психологов, самое главное это уметь видеть проблемы в своей семье и грамотно решать их. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Все эти качества развиваются в процессе
общения подростка с людьми. Общение становится ведущим видом деятельности подростка.
Цель дипломной работы — выявить и раскрыть содержание, формы и методы формирования межличностных отношений подростков.
Объект исследования: процесс формирования межличностных
отношений подростков.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования межличностных отношений подростков.
Цель работы предполагает постановку и реализацию следующих задач:
- изучить особенности психического развития подростков;
- изучить типы семейных взаимоотношений и положение подростков в семье;
- изучить условия и факторы развития межличностных отношений в подростковом возрасте;
-рассмотреть возможности психолого-педагогической помощи подросткам с трудностями межличностных отношений со сверстниками;
-провести эмпирическое исследование формирования межличностных отношений в подростковом возрасте;
- обработать результаты проведенного исследования и на их основе сделать выводы по работе.
Гипотеза исследования: процесс формирования межличностных отношений в подростковом возрасте будет эффективным при условии создания благоприятного психологического климата в коллективе, проведения тренинговых занятий, повышающих социальный статус личности.
В данной работе были использованы следующие методы и методики:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Методика «Социометрия» Дж. Морено
3. Формирующий эксперимент на сплочение класса
4. Метод математического анализа данных (t-критерий Вилкоксона).
База исследования. Выборку составили 29 подростков 7 класса (18
мальчиков и 11 девочек) МБОУ "СОШ № 6" ЕМР РТ г. Елабуги.
Теоретическая значимость: в ходе изучения психолого
педагогической литературы обобщить понятия о формировании межличностных отношений в подростковом возрасте.
Практическая значимость заключается в том, что выводы данного исследования могут быть использованы психологами-практиками, педагогами, а также могут служить информационным материалом для родителей.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения. Работа иллюстрирована таблицами и диаграммами.
Апробация коррекционно-развивающей программы проводилась на базе школы № 6 и выступлениях на итоговой образовательно-научной конференции Елабужского института Казанского федерального университета в секции «Педагогика». Так же опубликованы результаты выпускной квалификационной работы в сборнике материалов XX Студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов» междисциплинарные исследования.
Природа межличностных отношений сложна. В этих отношениях проявляются индивидуальные качества личности: интеллект, эмоции и воля. А так же усвоенные личностью нормы и ценности общества. Индивид проявляет себя как личность и представляет другим возможность оценить себя в системе отношений с другими, осуществляя самые разнообразные по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях межличностные отношения в различных институтах социализации - в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в разных формальных и неформальных объединениях [16, с. 68].
В первую очередь, семья имеет большое значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Подростковый период является сложным периодом развития, и для того чтобы найти общий язык с подростком, необходимо знать особенности его психического развития. В основном подростковый период проходит «болезненно», как для самого подростка, так и для его родителей. Основная причина ошибок семейного воспитания — это недостаточная педагогическая подготовка родителей. Многие родители не знают, как общаться с подростком, что можно запрещать, а что нет. По мнению психологов, самое главное это уметь видеть проблемы в своей семье и грамотно решать их. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Все эти качества развиваются в процессе
общения подростка с людьми. Общение становится ведущим видом деятельности подростка.
Цель дипломной работы — выявить и раскрыть содержание, формы и методы формирования межличностных отношений подростков.
Объект исследования: процесс формирования межличностных
отношений подростков.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования межличностных отношений подростков.
Цель работы предполагает постановку и реализацию следующих задач:
- изучить особенности психического развития подростков;
- изучить типы семейных взаимоотношений и положение подростков в семье;
- изучить условия и факторы развития межличностных отношений в подростковом возрасте;
-рассмотреть возможности психолого-педагогической помощи подросткам с трудностями межличностных отношений со сверстниками;
-провести эмпирическое исследование формирования межличностных отношений в подростковом возрасте;
- обработать результаты проведенного исследования и на их основе сделать выводы по работе.
Гипотеза исследования: процесс формирования межличностных отношений в подростковом возрасте будет эффективным при условии создания благоприятного психологического климата в коллективе, проведения тренинговых занятий, повышающих социальный статус личности.
В данной работе были использованы следующие методы и методики:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Методика «Социометрия» Дж. Морено
3. Формирующий эксперимент на сплочение класса
4. Метод математического анализа данных (t-критерий Вилкоксона).
База исследования. Выборку составили 29 подростков 7 класса (18
мальчиков и 11 девочек) МБОУ "СОШ № 6" ЕМР РТ г. Елабуги.
Теоретическая значимость: в ходе изучения психолого
педагогической литературы обобщить понятия о формировании межличностных отношений в подростковом возрасте.
Практическая значимость заключается в том, что выводы данного исследования могут быть использованы психологами-практиками, педагогами, а также могут служить информационным материалом для родителей.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения. Работа иллюстрирована таблицами и диаграммами.
Апробация коррекционно-развивающей программы проводилась на базе школы № 6 и выступлениях на итоговой образовательно-научной конференции Елабужского института Казанского федерального университета в секции «Педагогика». Так же опубликованы результаты выпускной квалификационной работы в сборнике материалов XX Студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов» междисциплинарные исследования.
Таким образом, в нашей работе мы изучили теоретические сведения об особенностях психического развития подростков, о типах семейных взаимоотношений, об особенностях межличностных отношений в подростковом возрасте, о возможности психолого-педагогической помощи подросткам с трудностями межличностных отношений со сверстниками, а также провели эмпирическое исследование по проблеме формирования межличностных отношений в подростковом возрасте.
Тема межличностных отношений очень актуальна на сегодняшний день. И в становлении, развитии ребенка как личности главенствующую роль играет семья и в каждой семье есть определенная система воспитания, то есть цели, задачи, методы и приемы воспитания. Но необходимо заметить, что каждая семья, в независимости благополучная она или неблагополучная, образованная или необразованная, должна любить своего ребенка, чтобы научить самого ребенка любить, уважать, сострадать.
В подростковом возрасте ребенок начинает отделяться от родителей, возникает желание стать самостоятельным. Себя подросток находит среди сверстников, так как родители уже не являются для него авторитетом.
Взаимодействуя со своими сверстниками, подросток усваивает основные нормы и ценности, у него формируются нравственные качества, а также он учится преодолевать конфликтные ситуации. Сверстники помогают социализироваться подростку. Процесс социализации, в свою очередь, является очень важным звеном в становлении личности, так как личность формируется именно во взаимодействии с обществом.
Таким образом, изучив теоретический аспект формирования межличностных отношений в подростковом возрасте, нами было проведено эмпирическое исследование с целью, выявить эффективность развивающей программы для подростков по улучшению межличностных отношений в группе.
Развивающая программа состояла из 7 занятий, по 1 часу. Данная программа была направлена на то, чтобы сформировать у подростков коммуникативные навыки, эмпатию, умение работать в команде.
Полученные результаты социометрического исследования показали, что увеличилось количество «звезд» и «предпочитаемых», то есть эти подростки они популярны в классе и к ним тянутся все остальные. А также уменьшилось количество «пренебрегаемых», то есть непопулярных детей. Однако количество «изолированных» детей после проведения тренинга не изменилось. Мы предположили, что развивающая программа поможет улучшить межличностные отношения подростков и поможет сплотить их. Однако, математический анализ Т-критерий Вилкоксона показал, что данная развивающая программа не является эффективной, так как никаких изменений в данном классе не произошло. С помощью данной программы нам не удалось сплотить 7 класс.
Мы можем предположить причины неэффективности данной программы. Возможно это, во-первых, недостаточный опыт работы самого тренера, который проводил занятия, большое количество испытуемых, с которыми одному тренеру работать очень тяжело, в первую очередь из-за отсутствия дисциплины в классе. А также наличие «изолированных» подростков, которым было тяжело влиться в командную работу, из-за низкой самооценки и низких коммуникативных навыков. С такими детьми, прежде всего, необходимо работать индивидуально, так как в группе неуверенные в себе дети стараются приспосабливаться к другим, соглашаться с мнением большинства, как правило, дети просто теряются в группе своих одноклассников.
Таким образом, поставленные нами задачи были успешно выполнены, поставленная цель была достигнута.
Тема межличностных отношений очень актуальна на сегодняшний день. И в становлении, развитии ребенка как личности главенствующую роль играет семья и в каждой семье есть определенная система воспитания, то есть цели, задачи, методы и приемы воспитания. Но необходимо заметить, что каждая семья, в независимости благополучная она или неблагополучная, образованная или необразованная, должна любить своего ребенка, чтобы научить самого ребенка любить, уважать, сострадать.
В подростковом возрасте ребенок начинает отделяться от родителей, возникает желание стать самостоятельным. Себя подросток находит среди сверстников, так как родители уже не являются для него авторитетом.
Взаимодействуя со своими сверстниками, подросток усваивает основные нормы и ценности, у него формируются нравственные качества, а также он учится преодолевать конфликтные ситуации. Сверстники помогают социализироваться подростку. Процесс социализации, в свою очередь, является очень важным звеном в становлении личности, так как личность формируется именно во взаимодействии с обществом.
Таким образом, изучив теоретический аспект формирования межличностных отношений в подростковом возрасте, нами было проведено эмпирическое исследование с целью, выявить эффективность развивающей программы для подростков по улучшению межличностных отношений в группе.
Развивающая программа состояла из 7 занятий, по 1 часу. Данная программа была направлена на то, чтобы сформировать у подростков коммуникативные навыки, эмпатию, умение работать в команде.
Полученные результаты социометрического исследования показали, что увеличилось количество «звезд» и «предпочитаемых», то есть эти подростки они популярны в классе и к ним тянутся все остальные. А также уменьшилось количество «пренебрегаемых», то есть непопулярных детей. Однако количество «изолированных» детей после проведения тренинга не изменилось. Мы предположили, что развивающая программа поможет улучшить межличностные отношения подростков и поможет сплотить их. Однако, математический анализ Т-критерий Вилкоксона показал, что данная развивающая программа не является эффективной, так как никаких изменений в данном классе не произошло. С помощью данной программы нам не удалось сплотить 7 класс.
Мы можем предположить причины неэффективности данной программы. Возможно это, во-первых, недостаточный опыт работы самого тренера, который проводил занятия, большое количество испытуемых, с которыми одному тренеру работать очень тяжело, в первую очередь из-за отсутствия дисциплины в классе. А также наличие «изолированных» подростков, которым было тяжело влиться в командную работу, из-за низкой самооценки и низких коммуникативных навыков. С такими детьми, прежде всего, необходимо работать индивидуально, так как в группе неуверенные в себе дети стараются приспосабливаться к другим, соглашаться с мнением большинства, как правило, дети просто теряются в группе своих одноклассников.
Таким образом, поставленные нами задачи были успешно выполнены, поставленная цель была достигнута.



