Современные технологии подготовки резерва кадров для образовательной деятельности (на примере ГАПОУ «Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева»)
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы подготовки резерва кадров 7
1.1 Понятие и виды кадрового резерва 7
1.2. Специфика кадровой политики и принципы формирования кадрового резерва в образовательной организации 13
1.3. Нормативная база работы с резервом кадров в образовательной деятельности 25
Глава 2. Анализ эффективности формирования кадрового резерва для образовательной деятельности на примере подготовки кадрового резерва ГАПОУ «Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева» 30
2.1. Краткая характеристика образовательной организации 30
2.2. Анализ эффективности подготовки резерва кадров для образовательной деятельности 33
2.3. Оценка использования современных технологий подготовки резерва кадров 43
Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности процесса подготовки резерва кадров 51
3.1. Предложения по совершенствованию подготовки резерва кадров в
Камском государственном автомеханическом техникуме 51
3.2. Социально-экономическая оценка предложенных мероприятий 64
Заключение 67
Список использованной литературы 70
Приложения 73
Актуальность данной работы определяется проблемами формирования кадрового резерва, эффективности подбора, расстановки и ротации кадров. Задача формирования резерва управленческих и педагогических кадров для образовательной организации направлена на качественное улучшение состава кадров в образовании, отбираемых на конкурсной основе по профессиональным и личностным качествам.
Резерв кадров для образовательной деятельности - сформированная в установленном порядке группа перспективных с точки зрения будущей деятельности квалифицированных управленческих и педагогических кадров, а также студентов и аспирантов для их целенаправленной подготовки и последующего выдвижения на планируемые должности.
Работа с резервом кадров должна быть направлена, прежде всего, на формирование действенного резерва из числа наиболее компетентных и профессионально подготовленных служащих для замещения должностей, а также лиц, потенциал которых может быть использован более эффективно в интересах деятельности образовательной организации. Для этого необходимо организовать работу по: выявлению количественной и качественной потребности в оперативном, потенциальном и перспективном (стратегическом) резерве кадров во всех сферах управления; поиску и выявлению специалистов и руководителей, имеющих соответствующий потенциал для включения в резерв на выбранные должности в образовательной организации; разработке и реализации плана подготовки кадрового резерва на руководящие должности.
Необходимость эффективной и систематичной подготовки кадрового резерва для образовательной деятельности является важной проблемой. От качества подготовки будет зависеть своевременность замещения высококвалифицированными специалистами незапланировано
освободившихся должностей образовательной организации , будет снижен риск при назначении новых работников, а также снизится период адаптации работника при вступлении в новую должность.
Общетеоретические и практические аспекты управления и подготовки кадрового резерва нашли свое отражение в трудах таких авторов, как Резник С. Д., Фокин К. Б. , Кузьмина Н. М., Дейнека А. В., Кибанов А. Я., Еремин В. И. др.
Подготовка резерва представляет собой сложный многоступенчатый процесс, требующий постоянного внимания со стороны высшего руководства, специалистов по профессиональному развитию, поддержки руководителей подразделений. Значимая роль в работе с кадровым резервом отводится кадровым органам.
Проблема исследования состоит в том, что недостаточно эффективная и качественная подготовка резерва кадров в постоянно меняющихся условиях, может привести к тому, что потребности образовательной организации в управленческих и педагогических кадрах будут не полностью удовлетворены. Это может снизить эффективность работы образовательной организации.
Объект исследования - Государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение «Камский автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева».
Предмет исследования - процесс подготовки резерва кадров для образовательной деятельности.
Гипотеза исследования - все участники кадрового резерва в различной форме проходят подготовку, необходимую для замещения предполагаемых должностей.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений по совершенствованию подготовки резерва кадров в Камском автомеханическом техникуме.
Для достижения поставленной цели необходимо поставить и решить ряд следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы подготовки резерва кадров.
2. Провести анализ подготовки резерва кадров для Камского
автомеханического техникума.
3. Дать рекомендации по повышению эффективности подготовки резерва кадров.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней исследована практическая деятельность Камского автомеханического техникума в области подготовки резерва кадров, что делает возможным использование изложенного материала в в практической деятельности.
В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ научной литературы по проблеме формирования резерва кадров, анализ нормативной документации техникума, экспертный опрос руководителей техникума, анкетный опрос.
В качестве базы исследовательской работы выступает ГАПОУ «Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева» в городе Набережные Челны Республики Татарстан.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе раскрыты теоретические основы подготовки резерва кадров, понятие резерва кадров, его виды, особенности кадровой политики образовательной организации, особенности формирования кадрового резерва ,а также нормативно-правовая база подготовки резерва кадров для образовательной деятельности.
Во второй главе представлена общая характеристика Камского автомеханического техникума, проведен анализ эффективности подготовки резерва кадров, а также рассмотрены современные технологии подготовки резерва кадров, используемые в техникуме.
В третьей главе выдвинуты предложения по повышению эффективности подготовки резерва кадров.
Таким образом, резерв кадров для образовательной деятельности - это группа специалистов, прошедших аттестацию, обладающих необходимыми способностями и отвечающих определенным требованиям, участвующих в систематической целевой квалификационной подготовке с целью перспективного замещения кадровых позиций в организации. Работа с кадровым резервом предполагает отбор и формирование групп лиц, обладающих необходимым набором личностных и профессиональных качеств и компетенций, позволяющих успешно выполнять более сложную, в том числе управленческую деятельность.
Целями создания кадрового резерва в Камском автомеханическом техникуме являются:
- совершенствование деятельности по подбору и расстановке кадров для замещения должностей техникума;
- оперативное замещение ключевых должностей за счет внутренних подготовленных ресурсов техникума;
- своевременное удовлетворение потребности в кадрах техникума;
- улучшение качественного состава персонала техникума;
- сокращение периода адаптации ведущих специалистов или преподавателей при вступлении в должность;
- стимулирование профессионального и карьерного роста
работников техникума.
Подготовка резерва кадров представляет собой единый и взаимосвязанный процесс, включающий систематическое изучение, анализ факторов, влияющих на профессиональный рост кадров, обучение и повышение квалификации, состоящих в резерве.
Практическое исследование проводилось на примере Г осударственного автономного профессионального образовательного учреждения «Камский автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева».
Техникум обладает всем необходимым для качественной подготовки специалистов в строгом соответствии с государственными стандартами и требованиями работодателей.
В ходе исследования было проведено анкетирование, по результатам которого было выяснено, что работа с резервом кадров ведётся достаточно эффективно. По мнению опрошенных, наиболее эффективными методами подготовки резерва кадров являются аттестация и повышение квалификации.
В соответствии с Положением о порядке формирования и подготовки резерва кадров технологии подготовки резерва кадров включает в себя:
- выявление личностных и деловых качеств, необходимых для замещения руководящих и научно-педагогических должностей;
- формирование и утверждение плана мероприятий по
подготовке резерва управленческих и научно-педагогических кадров
КГАМТ;
- разработку индивидуальных планов подготовки лиц, включенных в резерв управленческих и научно-педагогических кадров;
- координацию профессионального обучения и повышения квалификации лиц, состоящих в резерве кадров;
- планирование служебно-профессионального продвижения лиц, подходящих для занятия должности более высокого уровня.
По результатам исследования была предложена следующая система мер.
1. Разработка специальной программы подготовки резерва кадров на руководящие должности.
2. Работа с резервом кадров, состоящим из студентов и аспирантов.
З.Организация стажировок для педагогических работников.
4. Создание информационно-ресурсной базы для лиц, состоящих в кадровом резерве.
Реализация данных технологий совершенствования подготовки резерва кадров способствует их всестороннему развитию, в том числе развитию
профессиональной компетентности, т. е. соответствующего образования, знания, опыта, умения и навыков в управленческой и научно-педагогической деятельности. Кандидат на зачисление в резерв должен обладать не только соответствующими профессиональными качествами, знаниями, умениями и навыками, но и определенным опытом практической деятельности по профилю предполагаемой должности.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ - ст.18
2. Федеральный Закон от 29.12.2012. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Научная и учебная литература:
3. Аблязова Н. О. Управление социальным развитием организации: Учебник / Н.О. Аблязова, М.Г. Аверкин и др.; Под ред. А.П. Егоршина. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 416 с.
4. Вечер, Л.С. Государственная кадровая политика и государственная служба: учеб. пособие / Л.С. Вечер. - Минск: Выш. шк., 2013. - 352 с.
5. Дейнека А. В. Управление человеческими ресурсами: Учебник для бакалавров / А. В. Дейнека, В. А. Беспалько. - М . : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 392 с.
6. Дорофеева А. В. Компетентностная модель математической подготовки будущего педагога: монография / А. В. Дорофеев. - 2-е изд., стереотип. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 240 с.
7. Егоршин А. П. Основы управления персоналом: Учебное пособие / А.П. Егоршин. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 352 с.
8. Еремин В. И. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие/ЕреминВ.И., ШумаковЮ.Н., ЖариковС.В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 272 с.
9. Зотова Н. К. Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально экономических условиях: колл. монография / под ред. Н. К. Зотовой. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 344 с.
10. Кабашов С. Ю. Организация муниципальной службы: Учебник / С.Ю. Кабашов. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 391 с.
11. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом: Учебник / А.Я. Кибанов. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 440 с.
12. Кибанов А. Я. Управление персоналом в России: теория, отечественная и зарубежная практика. Кн. 2: Моногр./ А.Я. Кибанов и др.; Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 283 с.
13. Кузьмина Н. М. Формирование организационной стратегии
управления кадровым потенциалом: компетентностный подход:
Монография/Н.М.Кузьмина, О.В.Толстякова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 94 с.
14. Лукаш Ю. А. Эффективная кадровая политика как составляющая обеспечения безопасности и развития бизнеса: учеб. пособие / Ю. А. Лукаш. - М.: Флинта, 2012. - 201 с.
15. Поршнев А. Г. Управление организацией: Учебник / А.Г. Поршнев, Г.Л. Азоев, В.П. Баранчеев; Под ред. А.Г. Поршнева - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 736 с.
16. Резник С. Д. Управление факультетом : Учебник / Под ред. С.Д. Резника. - 2-e изд., доп. и перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 с
17. Резник С. Д. Управление кафедрой: Учебник / Резник С. Д. - 4 изд.,перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 400 с.
18. Резник С. Д. Управление человеческим потенциалом в социально-экономических системах: Монография / С.Д. Резник. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 319 с.
19. Симонова А. А. Самоменеджмент педагога: сущность,
содержание, технологии / А.А. Симонова. - Екатеринбург: УГПУ, 2012- 136 с.
20. Степанова И. Ю. Становление профессионального потенциала педагога в процессе подготовки: Монография / И. Ю. Степанова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. - 399 с.
21. Фокин К. Б. Управление кадровым резервом: теория и практика: Монография / К.Б. Фокин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 278 с.
22. Шадриков В. Д. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников [Электронный ресурс] : монография / Под науч. ред. В. Д. Шадрикова. - М. : Логос, 2011. - 168 с.
Электронные ресурсы:
23. Малороссиянова О.И. Стажировка педагогов как прием обеспечения современного содержания профессионального образования [Электронный ресурс] // Образование. Карьера. Общество. URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/stazhirovka-pedagogov-kak-priem-obespecheniya- sovremennogo-soderzhaniya-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 16.12.2015).
24. Махотин Д. К. Стажировка педагогов - современная новация для их развития [Электронный ресурс] // Московский городской педуниверситет. URL: http:ZZwww.ug.ru/archiveZ56456 (дата обращения: 24.01.2016).
25. Официальный сайт Камского государственного
автомеханического техникума.
Внутренняя документация предприятия:
26. Устав Камского государственного автомеханического техникума.
27. Приказ от 28.11.2014 № 6753_14 «О создании Ресурсного Центра профессионального образования на базе ГАПОУ «Камский государственный автомеханический техникум»
28. Положение об аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
29. Положение о формировании и подготовке резерва кадров Камского государственного автомеханического техникума.