Введение 3
1. Основные характеристики теоретического знания 4
2. Теоретические методы научного познания 11
Заключение 15
Список использованной литературы 17
При всей разнохарактерности содержания научного знания в его структуре принято выделять два уровня: эмпирический и теоретический. Соответственно, можно выделить два типа познавательных процедур, порождающих эти знания. Хотя в литературе отмечается, что существуют и другие виды научного знания: аналитическое и синтетическое; предпосылочное и выводимое; атрибутивное .и ценностное; объектн.о описательное .и нормативно-методологическое; идеографическое .и номотетическое; дискурсное .и интуитивное; явное .и неявное; личностное .и общезначимое .и др. Однак.о наиболее важны.м в методологическо.м отношени.и являетс.я выделение вертикально.й структуры научног.о знания, представленно.й эмпирически.м и теоретически.м уровням.и
Научное знание являетс.я сложно.й системо.й с разветвленно.й иерархие.й структурны.х уровней.
В структуре научног.о знани.я выделяютс.я дв.а уровня: эмпирически.й и теоретический.
Дл.я знаний, полученны.х н.а эмпирическо.м уровне, характерн.о то, чт.о он.и являютс.я результато.м непосредственног.о контакт.а с реальностью в наблюдени.и ил.и эксперименте.
Теоретически.й уровень представляе.т собо.й как бы разрез исследуемог.о объект.а под определенны.м угло.м зрения, заданны.м мировоззрение.м исследователя. Он строитс.я с явно.й направленностью н.а объяснение объективно.й реальност.и и ег.о главно.й задаче.й являетс.я описание, систематизаци.я и объяснение всег.о множеств.а данны.х эмпирическог.о уровня. Теоретически.й уровень строитс.я таки.м образом, чт.о в не.м отражаетс.я непосредственн.о не окружающа.я действительность, .а идеальные объекты.
Теоретически.й уровень отличаетс.я о.т эмпирическог.о тем, чт.о н.а не.м происходи.т научное объяснение фактов, полученны.х н.а эмпирическо.м уровне. Н.а это.м уровне формируютс.я конкретные научные теории, .и он характеризуетс.я тем, чт.о в не.м оперирую.т с интеллектуальн.о контролируемы.м объекто.м познания, в т.о врем.я как н.а эмпирическо.м уровне - с реальны.м объектом. Значение ег.о в том, чт.о он може.т развиватьс.я как бы са.м п.о себе, без прямог.о контакт.а с действительностью. Естественно, чт.о исходные принципы должны соотноситьс.я с действительностью.
Цель данно.й работы – подробн.о рассмотреть уровень структуру теоретическог.о знания.
Задачи:
1) рассмотреть основные характеристик.и теоретическог.о знания;
2) выявить теоретические методы научног.о познания.
Предме.т работы- общественные отношени.я возникающие в сфере методологи.и и методов организаци.и научног.о исследования.
Объек.т работы- структур.а теоретическог.о знания.
Методы исследования: общенаучный, аналитический.
Теоретически.й уровень познани.я связан с широки.м использование.м абстракци.й и идеализации, которы.й завершаетс.я переходо.м к исследованию законов более высокого, че.м эмпирические законы, уровня. Нередк.о поэтому теоретические законы называю.т законам.и о ненаблюдаемы.х объектах. В противоположность и.м эмпирические законы рассматриваютс.я как законы .о наблюдаемы.х объектах. Так, например, закон Бойля-Мариотта, устанавливающи.й обратн.о пропорциональную зависимость между давление.м и объемо.м газа, относитс.я к эмпирически.м законам, поскольку эту зависимость можн.о непосредственн.о наблюдать .и измерить. В отличие о.т этог.о теоретические законы, основанные н.а молекулярно-кинетическо.й теори.и материи, предполагаю.т введение таки.х ненаблюдаемы.х объектов, как атомы .и молекулы. Такое разграничение между эмпирическим.и и теоретическим.и законам.и с точк.и зрени.я возможносте.й познающег.о субъекта, хот.я и делае.т более ясны.м различие между ними, н.о не подчеркивае.т качественн.о ново.й природы теоретически.х законов .и теоретическог.о знани.я в целом. Именн.о вследствие качественног.о различи.я между эмпирически.м и теоретически.м знание.м оказываетс.я принципиальн.о невозможны.м н.и логическ.и вывест.и теоретические законы из эмпирических, н.и свест.и к ним.
Пр.и все.х различия.х эмпирически.й и теоретически.й уровн.и научног.о познани.я связаны. Эмпирическое исследование, выявля.я новые данные с помощью экспериментов .и наблюдений, стимулируе.т теоретическое познание (которое и.х обобщае.т и объясняет, стави.т перед ним.и новые, более сложные задачи). С друго.й стороны, теоретическое познание, развива.я и конкретизиру.я н.а базе эмпири.и новое собственное содержание, открывае.т новые более широкие горизонты дл.я эмпирическог.о познания, ориентируе.т и направляе.т ег.о в поиска.х новы.х фактов, способствуе.т совершенствованию ег.о методов .и средств.
Получается, чт.о теори.я вырастае.т не из эмпирии, н.о как бы рядо.м с ней, .а точнее, над не.й и в связ.и с ней. Теоретически.й уровень - более высока.я ступень в научно.м познании. Теоретически.й уровень познани.я направлен н.а формирование теоретически.х законов, которые отвечаю.т требования.м всеобщност.и и необходимости, т.е. действую.т везде .и всегда. Результатам.и теоретическог.о познани.я становятс.я гипотезы, теории, законы. Выделя.я в научно.м исследовани.и указанные дв.а различны.х уровня, не следует, однако, и.х нельз.я отрывать друг о.т друг.а и противопоставлять. Ведь эмпирически.й и теоретически.й уровн.и познани.я взаимосвязаны между собой. Эмпирически.й уровень выступае.т в качестве основы, фундамент.а теоретического. Гипотезы .и теори.и формируютс.я в процессе теоретическог.о осмыслени.я научны.х фактов, статистически.х данных, получаемы.х н.а эмпирическо.м уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежн.о опираетс.я н.а чувственно-наглядные образы (в то.м числе схемы, график.и и т. п.), с которым.и имее.т дел.о эмпирически.й уровень исследования.