Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование правосознания на уроках права

Работа №62234

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
497
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Основы изучения формирования правосознания на уроках
права………………………………………………………………………………..8
1.1. Формирование, основные элементы и структура правосознания….8
1.2. Роль обучения в формировании правосознания обучающихся…..26
1.3. Система правового образования……………....................................31
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования
правосознания на уроках права…………………………………………………39
2.1. Разработка программы по формированию правосознания
старшеклассников………………………………………………………………..39
2.2. Исследование исходного уровня сформированности правосознания
на уроках права………………………………………………..............................45
2.3. Выявление динамики уровня сформированности правосознания на
уроках права……………………………………………………………………...63
Заключение……………………………………………………………………….72
Список литературы

Демократизация современного российского общества и модернизация образования выдвигают повышенные требования к право сознанию личности. От уровня правовой компетентности зависит социально-правовая, гражданская активность, готовность личности участвовать в укреплении законности и правопорядка. Необходимость изучения правосознания определяется также целями развития духовного мира личности, так как правовая компетентность — важнейшая составляющая общей культуры. Благодаря индивидуальному право сознанию становится возможным правовое регулирование общественных отношений, осуществляемое через поведение индивидов.
Актуальность изучения развития правосознания личности опре- деляется наличием противоречий:
— между провозглашаемыми и реализуемыми на практике принципами правового государства, с одной стороны, и низким уровнем правового сознания личности — с другой;
— между потребностью развития у студентов высокого уровня правосознания в период их обучения в вузе, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретико-методологических и прикладных аспектов проблемы и малой изученностью психолого-педагогических условий этого процесса — с другой.
Современный этап развития нашего общества характеризуется развитием России как демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных и правовых ориентиров. В правовых ценностях воплощается сложившийся в обществе идеал представлений о правильном, справедливом, гуманном общественном порядке.
В работе современной школы приоритетным становится воспитание личности учащихся. Нравственно-правовое воспитание является важным фактором, влияющим на освоение правовых ценностей.
Общей целью правового образования выступает формирование у школьников правовой культуры. Правовая культура личности предполагает:
- наличие правовых знаний, правовой информации (познавательные результаты);
- превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного, высоконравственного поведения (личностные результаты);
- готовность действовать, руководствуясь правовыми знаниями и правовыми убеждениями, то есть поступать правомерно — в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (метапредметные, компетентностные результаты).
Формирование правовой культуры способствует не только предупреждению правонарушений, но и формирует у подростков твердые моральные, нравственные принципы
Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права, т. е. это субъективное восприятие правовых явлений. На основе правовых установок и ценностных ориентаций, сопоставления своего поведения с правовыми установками осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.
Степень научной разработанности темы. Фундаментальные проблемы понимания правосознания, его природы, онтологической сущности гносеологической сложности подходов, логики и аксиологии были заложены в трудах российских дореволюционных учёных, таких как И.Д. Беляев, И.А. Ильин, Н.М. Коркунов, В.Н. Лешков, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Е.И. Трубецкой, Г.Ф. Шершеневич и др., чьи труды не утратили актуальности до сих пор. Известный интерес учёных к проблематике правосознания наблюдался в советский период, чему посвятили свои работы С.С. Алексеев, П.П. Баранов, Н.Л. Гранат, Д.А. Керимов, Е.А.Лукашева, А.Р. Ратинов, В.П. Сальников, И.Е. Фарбер и др.
В последние годы вопрос о правосознании поднимается в работах таких авторов, как B.C. Бреднева, H.H. Вопленко, В.П. Малахов, О.Н. Мигущенко, Т.В. Синюкова и др. Вопросы правосознания рассматриваются в диссертационных исследованиях P.C. Байниязова,
A. A. Коника, A.B. Муруновой, A.A. Пивоваровой, A.A. Тамберга и др.
В указанных работах в основном рассматривался феномен правосознания как такового, давался его философский анализ, раскрывалась роль правосознания в механизме правового поведения.
Особую значимость для понимания современной концепции правового воспитания, содержания и структуры современного правосознания приобретают работы юристов о социальной ценности права, о личностном начале, которое присуще праву, о том, что правовое регулирование это не столько жесткое нормирование, сколько такая система общественных отношений, которая построена на субъективных правах (С.С.Алексеев, В.С.Нерсесянц, И.Ф.Фарбер).
Существенный вклад в решение проблем правового воспитания внесли юристы-педагоги. Непосредственно содержанию и организации процесса правового воспитания как социально-педагогической проблемы посвящены работы И.Ф.Рябко. Теоретические основы педагогической системы правового воспитания учащейся молодежи рассматривает Г.П.Давыдов. Важное место принадлежит работам А.Ф.Никитина о воспитании правовой культуры молодежи, о педагогической ценности изучения прав человека, В.М.Обухова о формировании социально - правового опыта учащихся в целостном учебно-воспитательном процессе. Более частные проблемы, связанные с механизмом осознания и усвоения правовых норм учащимися, особенностями правовоспитательной деятельности рассматриваются в работах В.А.Балюк, В.Г.Подзолкова.
Объект исследования - правосознание старшеклассников
Предмет - уроки права в школе
Цель исследования - выявление особенностей формирования правосознания старшеклассников на уроках права
Задачи:
1. Рассмотреть формирование, основные элементы и структуру
правосознания
2. Выявить роль обучения в формировании правосознания
обучающихся
3. Провести исследование сформированности правосознания на уроках права
Методология и методы исследования. Методологическая основа исследования базируется на системном подходе, на положениях процессного, ситуационного, функционального, эволюционного анализа и их интеграции. В качестве общих методов научного познания в работе использовались методы теоретического исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Правовые дисциплины принадлежат к циклу общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин, носящих прикладной характер, через обучение школьников работать с нормативно - правовыми актами, использование юридической терминологией, применение полученные правовых знаний на практике, а также закрепление основных моделей правомерного поведения в типичных правовых ситуациях.
На основании теоретического обзора нами был разработан Паспорт Программы по повышению уровня правосознания, правовой культуры и формированию антикоррупционного мировоззрения. Данная программа была внедрена в средней школе №55 г. Казани среди учащихся 10-х классов.
Методические рекомендации на уроках правоведения представлены широким ассортиментом познавательных и проверочных задании, в которых акцент сознательно сделан не на информационной, а на организационно-деятельностной стороне подготовки и проведения уроков правоведения, что соответствует указанным выше целям современного образования школьника, на уроках был установлен инновационный стиль общения педагога и учеников, в основе которого лежит уважение достоинства личности самоуправление учащихся на уроке , право на собственное мнение, учет многообразия политических, нравственных, правовых позиции, настроения интересов учащихся и родителей, привлеченных на уроке, что способствовало резкой активизации учебной деятельности.
Под структурой правосознания учащихся следует понимать совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов сферы направленности, мотивации и социально-правового опыта. Сфера направленности включает в себя логико-нормативный, эмоциональнообразный и принципиально- волевой компоненты и является ведущей в формировании и развитии правосознания.
В начале и в конце учебного года проводилось исследование структуры правосознания. В течении учебного года в данной школе внедрялась программа по повышению уровня правосознания, правовой культуры и формированию антикоррупционного мировоззрения.
Сравнивая ответы социолого-правового исследования правосознания учащихся в начале года и в конце учебного года, можно сделать вывод о том, что в конце года (после внедрения программы) у учащихся имеются необходимые правовые знания и умения, они правильно применяют нормы российского законодательства, понимают принципы и нормы права, достаточно информированы в правовой сфере.
Сравнивая ответы на анкеты при проведении социолого -правового исследования правосознания учащихся в начале года и в конце учебного года, можно сделать вывод о том, что учащиеся в конце года понимают ценность права, уважают законы, положительно относятся к нормам права и законодательству. Эмоционально-образный компонент сферы направленности правосознания подростков достаточно развит и обладает высокими показателями.
Сравнивая результаты исследования принципиально-волевого компонента сферы направленности правосознания учащихся в начале года и в конце учебного года можно сделать следующие выводы.
Главная цель принципиально-волевого компонента, которая заключается в аккумулировании несовершеннолетних с окружающей средой и удовлетворении социально-правовых потребностей, достигается учащимися только после внедрения программы. Большая часть подростков считают, что им следует соблюдать законы государства из соображений полезности предписаний норм права и их справедливости.
Таким образом, мы можем говорить об эффективности внедрения в учебный процесс программы по повышению уровня правосознания, правовой культуры и формированию антикоррупционного мировоззрения.



1. Батуркин В. Г. Понятие и структура правового сознания // История государства и права. 2014. № 5. С. 19-21.
2. Боер В. М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности (вопросы теории): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. 22 с.
3. Будыкин С.В., Жигачев А.С. Взаимосвязь изучения правовых дисциплин с уровнем правосознания (на примере студентов, изучающих правовые дисциплины) // Психология и право. 2014. № 1. С.4-6.
4. Власов В. И. Теория государства и права. Ростов н/Д : Феникс,
2012. 365 с
5. Воловикова М. И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете // Психол. журн. 2014. Т. 25, № 5. С. 16-23.
6. Выготский Л. С. Основы педологии. М. : Изд-во 2-го Моск. мед. ин-та, 2015. 174 с
7. Гайсина Л. М. Развитие правового сознания студентов юридического колледжа в процессе профессионального обучения : дис. ... канд. психол. наук / Самарский гос. пед. ун-т. Самара, 2016. 195 с.
8. Горбатова М.К., Надыгина Е.В., Носакова Е.С. Новые подходы к формированию правосознания студентов-юристов в контексте реформирования высшего юридического образования // Юридическое образование и наука. 2013. № 4. С. 22-25
9. Гранат Н. Л. Правосознание и правовая культура // Юрист. 2015. № 11-12. С. 7-12.
10. Грошев А. В. Правосознание в системе оснований кримина - лизации общественно опасных деяний // Рос. юрид. журн. 2015. № 1. С .122-132.
11. Гулевич О. А. Правосознание и правовая социализация (аналитический обзор). М.: Междунар. общ-во им. Л. С. Выготского,
2013. С.36-57.
12. Дворянчиков Н.В., Савкина И.А. Исследование особенностей правосознания несовершеннолетних // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. № 1. С. 18-21
13. Домнина А.В. Новые тенденции, складывающиеся в сфере высшего юридического образования, их влияние на формирование профессионального правосознания // Юридическое образование и наука.
2016. № 1. С. 7-10.
14. Дуйсенбеков Д. Д. Проблема субъектности правосознания в общепсихологическом контексте // Вестник Москов. гос. обл. ун-та. Сер. «Психологические науки». 2016. № 1. С.11-17.
15. Егоров И.А., Сафуанов Ф.С. Показатели формирования правосознания и правовой культуры в образовательных стандартах // Коченовские чтения «Психология и право в современной России»: Сборник тезисов к 3-й Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. 2015. С. 202 - 204.
16. Зейналова Л.М. Основные тенденции становления
Российского законодательства: исторические традиции и новации // Проблемы Российского законодательства: история и современность: материалы X Международной научно-практической конференции. Тольятти: Изд-во НОУ ВПО «СаГА», 2014. С. 13.
17. Зейналова Л.М. Правовая грамотность глазами молодежи / сб.: Актуальные проблемы реализации основ государственной политики Российской Федерации . М.: Изд-во МИИТ; Юридический институт, 2015.
С.140-143
18. Зубова Я.В. Правовое образование в развитии правовой культуры формирующегося гражданского общества современной России: автореф. дис. ... докт. соц. наук. Майкоп, 2015. 341с.
19. Зубок Ю. А. Правовая культура молодёжи в ракурсе трансформационных стратегий // СОЦИС. 2016. № 6. С.37-46
20. Иванова С. П. Особенности правового сознания студенческой молодежи: политико-психологический аспект : дис. ... канд. психол. наук / С.-Петерб. гос. ун-т. СПб. : Рос. гос. б-ка, 2016. 259 с.
21. Иеринг Р. Борьба за право / Р. Иеринг; пер. Ершов С.И. М.: Феникс, 2015. 230 с.
22. Ильин И. А. Собрание сочинений. М. : Рус. книга, 2013. Т. 1.
424 с.
23. Ильин И. А. О сущности правосознания // Русская философия права: философия веры и нравственности. СПб. : Питер, 2014. С. 16-20
24. Каландаришвили З. Н. Правовая социализация как условие преодоления деформации правового сознания молодёжи // Ленинград. юрид. журнал. 2014. № 1. С. 106-120.
25. Калиновский Г. А. Структура правовой культуры и факторы её трансформации. Ростов Н/Д: Дон, 2015. 96 с.
26. Кальной И. И., Саундулов Ю. А. Философия для аспирантов.
3- е изд. СПб.: Лань, 2014. 512 с
27. Леонтьев А. Н. На путях познания непознанного сознания. Из работы «Деятельность. Сознание. Личность» // Мир психологии. 2015. № 1 (17). С. 76-83.
28. Лукамева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М. : Просвещение, 2015. 316 с.
29. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юрист, 2013. - С.634.
30. Милехин А.В. Актуальные проблемы социализации старшеклассников в образовательном учреждении // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 122- 128.
31. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М .: НОРМА, 2014. 552 с
32. Николаева О. П. Морально-правовые суждения и проблема развития морального сознания в разных культурах : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М. : Ин-т психологии РАН, 2014. 26 с
33. Общая теория государства и права : акад. курс : в 2 т. / под ред. М. Н. Марченко. Т. 2 : Теория права. М. : Зерцало, 2014. 516с.
34. Певцова Е. А. Современные подходы юристов к вопросу соотношения дефиниций «правовая культура», «правовое воспитание», «правовое образование» // Основы государства и права. 2014. № 6. С. 55
74.
35. Петражицкий Л. И. Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология. СПб. : Типолит. Шредера, 2014
36. Поляков С. А. Гражданско-правовое образование:
региональный опыт. По результатам анкетирования органов управления образованием субъектов РФ // Право в школе. 2015. № 4. С. 10—18
37. Радько Т. Н. Теория государства и права. М. : Акад. проект, 2015. 576 с
38. Ратинов А. Р. К проблеме ядра личности преступника // Актуальные проблемы уголовного права и криминологии. М., 2015. С. 6786
39. Ратинов А. Р. Опыт изучения правовых установок и ориентаций преступников // Психологическое изучение личности преступника. М., 2014. С. 153-185
40. Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые его исследования // Методология и методы социальной психологии / отв.ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 2014. С. 201-214
41. Синюков В. Н. Российская правовая система: введение в общую теорию. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2014. 496 с
42. Сорокин П.А. Система социологии. Т.1. М.,1993. С.102.
43. СпиркинА. Г. Сознание и самосознание. М. : Политиздат, 2015. 480 с
44. Суслов В. Л. Структура правосознания // Изв. вузов. Правоведение (СПб.). 1997. № 2. С. 86-89.
45. Теория государства и права / под ред. А. С. Пиголкина и Ю. А. Дмитриева. М. : Высш. образование, 2014. 752 с
46. Фарбер И. Е. Правосознание как форма общественного сознания. М. : Юрид. лит., 2015. 206 с.
47. Фирсова Т. А. Психолого-педагогические факторы развития правового сознания подростков : дис. ... канд. психол. наук / Самар, гос. пед. ун-т. Самара, 2016. 221 с.
48. Хиль И. М. Особенности формирования правового сознания студенческой молодежи : дис. ... канд. юрид. наук / Кубан. гос. ун-т. Краснодар, 2015. 250 с.
49. Шайдуров А. А. Педагогические условия развития правовой культуры будущих учителей // Образование и наука. 2016. № 6. С. 93-100.
50. Эриашвили Д. Н. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних средствами правового воспитания : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» /
А. Н. Павлухин, З. С. Зарипов,- М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2012. - 111 с. - (Серия «Научные издания для юристов»). - ISBN 978-5238-01705
51. Ясюкова Л. А. Правосознание: диагностика и закономерности развития // Прикладная психология (М.). 2016. № 4. С. 1-13.
52. Ясипов М.Ю. Понятие и особенности формирования правосознания / Современное право, №6, 2013. 398 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ