Формирование правосознания на уроках права
|
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Основы изучения формирования правосознания на уроках
права………………………………………………………………………………..8
1.1. Формирование, основные элементы и структура правосознания….8
1.2. Роль обучения в формировании правосознания обучающихся…..26
1.3. Система правового образования……………....................................31
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования
правосознания на уроках права…………………………………………………39
2.1. Разработка программы по формированию правосознания
старшеклассников………………………………………………………………..39
2.2. Исследование исходного уровня сформированности правосознания
на уроках права………………………………………………..............................45
2.3. Выявление динамики уровня сформированности правосознания на
уроках права……………………………………………………………………...63
Заключение……………………………………………………………………….72
Список литературы
Глава 1. Основы изучения формирования правосознания на уроках
права………………………………………………………………………………..8
1.1. Формирование, основные элементы и структура правосознания….8
1.2. Роль обучения в формировании правосознания обучающихся…..26
1.3. Система правового образования……………....................................31
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования
правосознания на уроках права…………………………………………………39
2.1. Разработка программы по формированию правосознания
старшеклассников………………………………………………………………..39
2.2. Исследование исходного уровня сформированности правосознания
на уроках права………………………………………………..............................45
2.3. Выявление динамики уровня сформированности правосознания на
уроках права……………………………………………………………………...63
Заключение……………………………………………………………………….72
Список литературы
Демократизация современного российского общества и модернизация образования выдвигают повышенные требования к право сознанию личности. От уровня правовой компетентности зависит социально-правовая, гражданская активность, готовность личности участвовать в укреплении законности и правопорядка. Необходимость изучения правосознания определяется также целями развития духовного мира личности, так как правовая компетентность — важнейшая составляющая общей культуры. Благодаря индивидуальному право сознанию становится возможным правовое регулирование общественных отношений, осуществляемое через поведение индивидов.
Актуальность изучения развития правосознания личности опре- деляется наличием противоречий:
— между провозглашаемыми и реализуемыми на практике принципами правового государства, с одной стороны, и низким уровнем правового сознания личности — с другой;
— между потребностью развития у студентов высокого уровня правосознания в период их обучения в вузе, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретико-методологических и прикладных аспектов проблемы и малой изученностью психолого-педагогических условий этого процесса — с другой.
Современный этап развития нашего общества характеризуется развитием России как демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных и правовых ориентиров. В правовых ценностях воплощается сложившийся в обществе идеал представлений о правильном, справедливом, гуманном общественном порядке.
В работе современной школы приоритетным становится воспитание личности учащихся. Нравственно-правовое воспитание является важным фактором, влияющим на освоение правовых ценностей.
Общей целью правового образования выступает формирование у школьников правовой культуры. Правовая культура личности предполагает:
- наличие правовых знаний, правовой информации (познавательные результаты);
- превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного, высоконравственного поведения (личностные результаты);
- готовность действовать, руководствуясь правовыми знаниями и правовыми убеждениями, то есть поступать правомерно — в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (метапредметные, компетентностные результаты).
Формирование правовой культуры способствует не только предупреждению правонарушений, но и формирует у подростков твердые моральные, нравственные принципы
Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права, т. е. это субъективное восприятие правовых явлений. На основе правовых установок и ценностных ориентаций, сопоставления своего поведения с правовыми установками осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.
Степень научной разработанности темы. Фундаментальные проблемы понимания правосознания, его природы, онтологической сущности гносеологической сложности подходов, логики и аксиологии были заложены в трудах российских дореволюционных учёных, таких как И.Д. Беляев, И.А. Ильин, Н.М. Коркунов, В.Н. Лешков, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Е.И. Трубецкой, Г.Ф. Шершеневич и др., чьи труды не утратили актуальности до сих пор. Известный интерес учёных к проблематике правосознания наблюдался в советский период, чему посвятили свои работы С.С. Алексеев, П.П. Баранов, Н.Л. Гранат, Д.А. Керимов, Е.А.Лукашева, А.Р. Ратинов, В.П. Сальников, И.Е. Фарбер и др.
В последние годы вопрос о правосознании поднимается в работах таких авторов, как B.C. Бреднева, H.H. Вопленко, В.П. Малахов, О.Н. Мигущенко, Т.В. Синюкова и др. Вопросы правосознания рассматриваются в диссертационных исследованиях P.C. Байниязова,
A. A. Коника, A.B. Муруновой, A.A. Пивоваровой, A.A. Тамберга и др.
В указанных работах в основном рассматривался феномен правосознания как такового, давался его философский анализ, раскрывалась роль правосознания в механизме правового поведения.
Особую значимость для понимания современной концепции правового воспитания, содержания и структуры современного правосознания приобретают работы юристов о социальной ценности права, о личностном начале, которое присуще праву, о том, что правовое регулирование это не столько жесткое нормирование, сколько такая система общественных отношений, которая построена на субъективных правах (С.С.Алексеев, В.С.Нерсесянц, И.Ф.Фарбер).
Существенный вклад в решение проблем правового воспитания внесли юристы-педагоги. Непосредственно содержанию и организации процесса правового воспитания как социально-педагогической проблемы посвящены работы И.Ф.Рябко. Теоретические основы педагогической системы правового воспитания учащейся молодежи рассматривает Г.П.Давыдов. Важное место принадлежит работам А.Ф.Никитина о воспитании правовой культуры молодежи, о педагогической ценности изучения прав человека, В.М.Обухова о формировании социально - правового опыта учащихся в целостном учебно-воспитательном процессе. Более частные проблемы, связанные с механизмом осознания и усвоения правовых норм учащимися, особенностями правовоспитательной деятельности рассматриваются в работах В.А.Балюк, В.Г.Подзолкова.
Объект исследования - правосознание старшеклассников
Предмет - уроки права в школе
Цель исследования - выявление особенностей формирования правосознания старшеклассников на уроках права
Задачи:
1. Рассмотреть формирование, основные элементы и структуру
правосознания
2. Выявить роль обучения в формировании правосознания
обучающихся
3. Провести исследование сформированности правосознания на уроках права
Методология и методы исследования. Методологическая основа исследования базируется на системном подходе, на положениях процессного, ситуационного, функционального, эволюционного анализа и их интеграции. В качестве общих методов научного познания в работе использовались методы теоретического исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция.
Актуальность изучения развития правосознания личности опре- деляется наличием противоречий:
— между провозглашаемыми и реализуемыми на практике принципами правового государства, с одной стороны, и низким уровнем правового сознания личности — с другой;
— между потребностью развития у студентов высокого уровня правосознания в период их обучения в вузе, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретико-методологических и прикладных аспектов проблемы и малой изученностью психолого-педагогических условий этого процесса — с другой.
Современный этап развития нашего общества характеризуется развитием России как демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных и правовых ориентиров. В правовых ценностях воплощается сложившийся в обществе идеал представлений о правильном, справедливом, гуманном общественном порядке.
В работе современной школы приоритетным становится воспитание личности учащихся. Нравственно-правовое воспитание является важным фактором, влияющим на освоение правовых ценностей.
Общей целью правового образования выступает формирование у школьников правовой культуры. Правовая культура личности предполагает:
- наличие правовых знаний, правовой информации (познавательные результаты);
- превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного, высоконравственного поведения (личностные результаты);
- готовность действовать, руководствуясь правовыми знаниями и правовыми убеждениями, то есть поступать правомерно — в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (метапредметные, компетентностные результаты).
Формирование правовой культуры способствует не только предупреждению правонарушений, но и формирует у подростков твердые моральные, нравственные принципы
Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права, т. е. это субъективное восприятие правовых явлений. На основе правовых установок и ценностных ориентаций, сопоставления своего поведения с правовыми установками осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.
Степень научной разработанности темы. Фундаментальные проблемы понимания правосознания, его природы, онтологической сущности гносеологической сложности подходов, логики и аксиологии были заложены в трудах российских дореволюционных учёных, таких как И.Д. Беляев, И.А. Ильин, Н.М. Коркунов, В.Н. Лешков, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Е.И. Трубецкой, Г.Ф. Шершеневич и др., чьи труды не утратили актуальности до сих пор. Известный интерес учёных к проблематике правосознания наблюдался в советский период, чему посвятили свои работы С.С. Алексеев, П.П. Баранов, Н.Л. Гранат, Д.А. Керимов, Е.А.Лукашева, А.Р. Ратинов, В.П. Сальников, И.Е. Фарбер и др.
В последние годы вопрос о правосознании поднимается в работах таких авторов, как B.C. Бреднева, H.H. Вопленко, В.П. Малахов, О.Н. Мигущенко, Т.В. Синюкова и др. Вопросы правосознания рассматриваются в диссертационных исследованиях P.C. Байниязова,
A. A. Коника, A.B. Муруновой, A.A. Пивоваровой, A.A. Тамберга и др.
В указанных работах в основном рассматривался феномен правосознания как такового, давался его философский анализ, раскрывалась роль правосознания в механизме правового поведения.
Особую значимость для понимания современной концепции правового воспитания, содержания и структуры современного правосознания приобретают работы юристов о социальной ценности права, о личностном начале, которое присуще праву, о том, что правовое регулирование это не столько жесткое нормирование, сколько такая система общественных отношений, которая построена на субъективных правах (С.С.Алексеев, В.С.Нерсесянц, И.Ф.Фарбер).
Существенный вклад в решение проблем правового воспитания внесли юристы-педагоги. Непосредственно содержанию и организации процесса правового воспитания как социально-педагогической проблемы посвящены работы И.Ф.Рябко. Теоретические основы педагогической системы правового воспитания учащейся молодежи рассматривает Г.П.Давыдов. Важное место принадлежит работам А.Ф.Никитина о воспитании правовой культуры молодежи, о педагогической ценности изучения прав человека, В.М.Обухова о формировании социально - правового опыта учащихся в целостном учебно-воспитательном процессе. Более частные проблемы, связанные с механизмом осознания и усвоения правовых норм учащимися, особенностями правовоспитательной деятельности рассматриваются в работах В.А.Балюк, В.Г.Подзолкова.
Объект исследования - правосознание старшеклассников
Предмет - уроки права в школе
Цель исследования - выявление особенностей формирования правосознания старшеклассников на уроках права
Задачи:
1. Рассмотреть формирование, основные элементы и структуру
правосознания
2. Выявить роль обучения в формировании правосознания
обучающихся
3. Провести исследование сформированности правосознания на уроках права
Методология и методы исследования. Методологическая основа исследования базируется на системном подходе, на положениях процессного, ситуационного, функционального, эволюционного анализа и их интеграции. В качестве общих методов научного познания в работе использовались методы теоретического исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция.
Правовые дисциплины принадлежат к циклу общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин, носящих прикладной характер, через обучение школьников работать с нормативно - правовыми актами, использование юридической терминологией, применение полученные правовых знаний на практике, а также закрепление основных моделей правомерного поведения в типичных правовых ситуациях.
На основании теоретического обзора нами был разработан Паспорт Программы по повышению уровня правосознания, правовой культуры и формированию антикоррупционного мировоззрения. Данная программа была внедрена в средней школе №55 г. Казани среди учащихся 10-х классов.
Методические рекомендации на уроках правоведения представлены широким ассортиментом познавательных и проверочных задании, в которых акцент сознательно сделан не на информационной, а на организационно-деятельностной стороне подготовки и проведения уроков правоведения, что соответствует указанным выше целям современного образования школьника, на уроках был установлен инновационный стиль общения педагога и учеников, в основе которого лежит уважение достоинства личности самоуправление учащихся на уроке , право на собственное мнение, учет многообразия политических, нравственных, правовых позиции, настроения интересов учащихся и родителей, привлеченных на уроке, что способствовало резкой активизации учебной деятельности.
Под структурой правосознания учащихся следует понимать совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов сферы направленности, мотивации и социально-правового опыта. Сфера направленности включает в себя логико-нормативный, эмоциональнообразный и принципиально- волевой компоненты и является ведущей в формировании и развитии правосознания.
В начале и в конце учебного года проводилось исследование структуры правосознания. В течении учебного года в данной школе внедрялась программа по повышению уровня правосознания, правовой культуры и формированию антикоррупционного мировоззрения.
Сравнивая ответы социолого-правового исследования правосознания учащихся в начале года и в конце учебного года, можно сделать вывод о том, что в конце года (после внедрения программы) у учащихся имеются необходимые правовые знания и умения, они правильно применяют нормы российского законодательства, понимают принципы и нормы права, достаточно информированы в правовой сфере.
Сравнивая ответы на анкеты при проведении социолого -правового исследования правосознания учащихся в начале года и в конце учебного года, можно сделать вывод о том, что учащиеся в конце года понимают ценность права, уважают законы, положительно относятся к нормам права и законодательству. Эмоционально-образный компонент сферы направленности правосознания подростков достаточно развит и обладает высокими показателями.
Сравнивая результаты исследования принципиально-волевого компонента сферы направленности правосознания учащихся в начале года и в конце учебного года можно сделать следующие выводы.
Главная цель принципиально-волевого компонента, которая заключается в аккумулировании несовершеннолетних с окружающей средой и удовлетворении социально-правовых потребностей, достигается учащимися только после внедрения программы. Большая часть подростков считают, что им следует соблюдать законы государства из соображений полезности предписаний норм права и их справедливости.
Таким образом, мы можем говорить об эффективности внедрения в учебный процесс программы по повышению уровня правосознания, правовой культуры и формированию антикоррупционного мировоззрения.
На основании теоретического обзора нами был разработан Паспорт Программы по повышению уровня правосознания, правовой культуры и формированию антикоррупционного мировоззрения. Данная программа была внедрена в средней школе №55 г. Казани среди учащихся 10-х классов.
Методические рекомендации на уроках правоведения представлены широким ассортиментом познавательных и проверочных задании, в которых акцент сознательно сделан не на информационной, а на организационно-деятельностной стороне подготовки и проведения уроков правоведения, что соответствует указанным выше целям современного образования школьника, на уроках был установлен инновационный стиль общения педагога и учеников, в основе которого лежит уважение достоинства личности самоуправление учащихся на уроке , право на собственное мнение, учет многообразия политических, нравственных, правовых позиции, настроения интересов учащихся и родителей, привлеченных на уроке, что способствовало резкой активизации учебной деятельности.
Под структурой правосознания учащихся следует понимать совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов сферы направленности, мотивации и социально-правового опыта. Сфера направленности включает в себя логико-нормативный, эмоциональнообразный и принципиально- волевой компоненты и является ведущей в формировании и развитии правосознания.
В начале и в конце учебного года проводилось исследование структуры правосознания. В течении учебного года в данной школе внедрялась программа по повышению уровня правосознания, правовой культуры и формированию антикоррупционного мировоззрения.
Сравнивая ответы социолого-правового исследования правосознания учащихся в начале года и в конце учебного года, можно сделать вывод о том, что в конце года (после внедрения программы) у учащихся имеются необходимые правовые знания и умения, они правильно применяют нормы российского законодательства, понимают принципы и нормы права, достаточно информированы в правовой сфере.
Сравнивая ответы на анкеты при проведении социолого -правового исследования правосознания учащихся в начале года и в конце учебного года, можно сделать вывод о том, что учащиеся в конце года понимают ценность права, уважают законы, положительно относятся к нормам права и законодательству. Эмоционально-образный компонент сферы направленности правосознания подростков достаточно развит и обладает высокими показателями.
Сравнивая результаты исследования принципиально-волевого компонента сферы направленности правосознания учащихся в начале года и в конце учебного года можно сделать следующие выводы.
Главная цель принципиально-волевого компонента, которая заключается в аккумулировании несовершеннолетних с окружающей средой и удовлетворении социально-правовых потребностей, достигается учащимися только после внедрения программы. Большая часть подростков считают, что им следует соблюдать законы государства из соображений полезности предписаний норм права и их справедливости.
Таким образом, мы можем говорить об эффективности внедрения в учебный процесс программы по повышению уровня правосознания, правовой культуры и формированию антикоррупционного мировоззрения.
Подобные работы
- Технология развивающего обучения на уроках права в старших классах общеобразовательной школы (Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - Технология модульного обучения в процессе преподавания права в школе (Правовое образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - Особенности модульного обучения в процессе преподавания права в современной школе (Педагогическое образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2019 - Методика организации и проведения учебных занятий по праву в старших классах (Педагогическое образование, Омский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1600 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ С НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - Воспитание правовой культуры старших подростков на уроках информатики
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2019 - Методика преподавания обществознания в 8 классе общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - Особенности правосознания несовершеннолетних. Методика формирования адекватных правовых представлений и оценок на уроках обществознания в школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2021



