Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Основы изучения формирования правосознания на уроках
права………………………………………………………………………………..8
1.1. Формирование, основные элементы и структура правосознания….8
1.2. Роль обучения в формировании правосознания обучающихся…..26
1.3. Система правового образования……………....................................31
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования
правосознания на уроках права…………………………………………………39
2.1. Разработка программы по формированию правосознания
старшеклассников………………………………………………………………..39
2.2. Исследование исходного уровня сформированности правосознания
на уроках права………………………………………………..............................45
2.3. Выявление динамики уровня сформированности правосознания на
уроках права……………………………………………………………………...63
Заключение……………………………………………………………………….72
Список литературы
Демократизация современного российского общества и модернизация образования выдвигают повышенные требования к право сознанию личности. От уровня правовой компетентности зависит социально-правовая, гражданская активность, готовность личности участвовать в укреплении законности и правопорядка. Необходимость изучения правосознания определяется также целями развития духовного мира личности, так как правовая компетентность — важнейшая составляющая общей культуры. Благодаря индивидуальному право сознанию становится возможным правовое регулирование общественных отношений, осуществляемое через поведение индивидов.
Актуальность изучения развития правосознания личности опре- деляется наличием противоречий:
— между провозглашаемыми и реализуемыми на практике принципами правового государства, с одной стороны, и низким уровнем правового сознания личности — с другой;
— между потребностью развития у студентов высокого уровня правосознания в период их обучения в вузе, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретико-методологических и прикладных аспектов проблемы и малой изученностью психолого-педагогических условий этого процесса — с другой.
Современный этап развития нашего общества характеризуется развитием России как демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных и правовых ориентиров. В правовых ценностях воплощается сложившийся в обществе идеал представлений о правильном, справедливом, гуманном общественном порядке.
В работе современной школы приоритетным становится воспитание личности учащихся. Нравственно-правовое воспитание является важным фактором, влияющим на освоение правовых ценностей.
Общей целью правового образования выступает формирование у школьников правовой культуры. Правовая культура личности предполагает:
- наличие правовых знаний, правовой информации (познавательные результаты);
- превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного, высоконравственного поведения (личностные результаты);
- готовность действовать, руководствуясь правовыми знаниями и правовыми убеждениями, то есть поступать правомерно — в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (метапредметные, компетентностные результаты).
Формирование правовой культуры способствует не только предупреждению правонарушений, но и формирует у подростков твердые моральные, нравственные принципы
Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права, т. е. это субъективное восприятие правовых явлений. На основе правовых установок и ценностных ориентаций, сопоставления своего поведения с правовыми установками осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.
Степень научной разработанности темы. Фундаментальные проблемы понимания правосознания, его природы, онтологической сущности гносеологической сложности подходов, логики и аксиологии были заложены в трудах российских дореволюционных учёных, таких как И.Д. Беляев, И.А. Ильин, Н.М. Коркунов, В.Н. Лешков, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Е.И. Трубецкой, Г.Ф. Шершеневич и др., чьи труды не утратили актуальности до сих пор. Известный интерес учёных к проблематике правосознания наблюдался в советский период, чему посвятили свои работы С.С. Алексеев, П.П. Баранов, Н.Л. Гранат, Д.А. Керимов, Е.А.Лукашева, А.Р. Ратинов, В.П. Сальников, И.Е. Фарбер и др.
В последние годы вопрос о правосознании поднимается в работах таких авторов, как B.C. Бреднева, H.H. Вопленко, В.П. Малахов, О.Н. Мигущенко, Т.В. Синюкова и др. Вопросы правосознания рассматриваются в диссертационных исследованиях P.C. Байниязова,
A. A. Коника, A.B. Муруновой, A.A. Пивоваровой, A.A. Тамберга и др.
В указанных работах в основном рассматривался феномен правосознания как такового, давался его философский анализ, раскрывалась роль правосознания в механизме правового поведения.
Особую значимость для понимания современной концепции правового воспитания, содержания и структуры современного правосознания приобретают работы юристов о социальной ценности права, о личностном начале, которое присуще праву, о том, что правовое регулирование это не столько жесткое нормирование, сколько такая система общественных отношений, которая построена на субъективных правах (С.С.Алексеев, В.С.Нерсесянц, И.Ф.Фарбер).
Существенный вклад в решение проблем правового воспитания внесли юристы-педагоги. Непосредственно содержанию и организации процесса правового воспитания как социально-педагогической проблемы посвящены работы И.Ф.Рябко. Теоретические основы педагогической системы правового воспитания учащейся молодежи рассматривает Г.П.Давыдов. Важное место принадлежит работам А.Ф.Никитина о воспитании правовой культуры молодежи, о педагогической ценности изучения прав человека, В.М.Обухова о формировании социально - правового опыта учащихся в целостном учебно-воспитательном процессе. Более частные проблемы, связанные с механизмом осознания и усвоения правовых норм учащимися, особенностями правовоспитательной деятельности рассматриваются в работах В.А.Балюк, В.Г.Подзолкова.
Объект исследования - правосознание старшеклассников
Предмет - уроки права в школе
Цель исследования - выявление особенностей формирования правосознания старшеклассников на уроках права
Задачи:
1. Рассмотреть формирование, основные элементы и структуру
правосознания
2. Выявить роль обучения в формировании правосознания
обучающихся
3. Провести исследование сформированности правосознания на уроках права
Методология и методы исследования. Методологическая основа исследования базируется на системном подходе, на положениях процессного, ситуационного, функционального, эволюционного анализа и их интеграции. В качестве общих методов научного познания в работе использовались методы теоретического исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция.
Правовые дисциплины принадлежат к циклу общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин, носящих прикладной характер, через обучение школьников работать с нормативно - правовыми актами, использование юридической терминологией, применение полученные правовых знаний на практике, а также закрепление основных моделей правомерного поведения в типичных правовых ситуациях.
На основании теоретического обзора нами был разработан Паспорт Программы по повышению уровня правосознания, правовой культуры и формированию антикоррупционного мировоззрения. Данная программа была внедрена в средней школе №55 г. Казани среди учащихся 10-х классов.
Методические рекомендации на уроках правоведения представлены широким ассортиментом познавательных и проверочных задании, в которых акцент сознательно сделан не на информационной, а на организационно-деятельностной стороне подготовки и проведения уроков правоведения, что соответствует указанным выше целям современного образования школьника, на уроках был установлен инновационный стиль общения педагога и учеников, в основе которого лежит уважение достоинства личности самоуправление учащихся на уроке , право на собственное мнение, учет многообразия политических, нравственных, правовых позиции, настроения интересов учащихся и родителей, привлеченных на уроке, что способствовало резкой активизации учебной деятельности.
Под структурой правосознания учащихся следует понимать совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов сферы направленности, мотивации и социально-правового опыта. Сфера направленности включает в себя логико-нормативный, эмоциональнообразный и принципиально- волевой компоненты и является ведущей в формировании и развитии правосознания.
В начале и в конце учебного года проводилось исследование структуры правосознания. В течении учебного года в данной школе внедрялась программа по повышению уровня правосознания, правовой культуры и формированию антикоррупционного мировоззрения.
Сравнивая ответы социолого-правового исследования правосознания учащихся в начале года и в конце учебного года, можно сделать вывод о том, что в конце года (после внедрения программы) у учащихся имеются необходимые правовые знания и умения, они правильно применяют нормы российского законодательства, понимают принципы и нормы права, достаточно информированы в правовой сфере.
Сравнивая ответы на анкеты при проведении социолого -правового исследования правосознания учащихся в начале года и в конце учебного года, можно сделать вывод о том, что учащиеся в конце года понимают ценность права, уважают законы, положительно относятся к нормам права и законодательству. Эмоционально-образный компонент сферы направленности правосознания подростков достаточно развит и обладает высокими показателями.
Сравнивая результаты исследования принципиально-волевого компонента сферы направленности правосознания учащихся в начале года и в конце учебного года можно сделать следующие выводы.
Главная цель принципиально-волевого компонента, которая заключается в аккумулировании несовершеннолетних с окружающей средой и удовлетворении социально-правовых потребностей, достигается учащимися только после внедрения программы. Большая часть подростков считают, что им следует соблюдать законы государства из соображений полезности предписаний норм права и их справедливости.
Таким образом, мы можем говорить об эффективности внедрения в учебный процесс программы по повышению уровня правосознания, правовой культуры и формированию антикоррупционного мировоззрения.
1. Батуркин В. Г. Понятие и структура правового сознания // История государства и права. 2014. № 5. С. 19-21.
2. Боер В. М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности (вопросы теории): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. 22 с.
3. Будыкин С.В., Жигачев А.С. Взаимосвязь изучения правовых дисциплин с уровнем правосознания (на примере студентов, изучающих правовые дисциплины) // Психология и право. 2014. № 1. С.4-6.
4. Власов В. И. Теория государства и права. Ростов н/Д : Феникс,
2012. 365 с
5. Воловикова М. И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете // Психол. журн. 2014. Т. 25, № 5. С. 16-23.
6. Выготский Л. С. Основы педологии. М. : Изд-во 2-го Моск. мед. ин-та, 2015. 174 с
7. Гайсина Л. М. Развитие правового сознания студентов юридического колледжа в процессе профессионального обучения : дис. ... канд. психол. наук / Самарский гос. пед. ун-т. Самара, 2016. 195 с.
8. Горбатова М.К., Надыгина Е.В., Носакова Е.С. Новые подходы к формированию правосознания студентов-юристов в контексте реформирования высшего юридического образования // Юридическое образование и наука. 2013. № 4. С. 22-25
9. Гранат Н. Л. Правосознание и правовая культура // Юрист. 2015. № 11-12. С. 7-12.
10. Грошев А. В. Правосознание в системе оснований кримина - лизации общественно опасных деяний // Рос. юрид. журн. 2015. № 1. С .122-132.
11. Гулевич О. А. Правосознание и правовая социализация (аналитический обзор). М.: Междунар. общ-во им. Л. С. Выготского,
2013. С.36-57.
12. Дворянчиков Н.В., Савкина И.А. Исследование особенностей правосознания несовершеннолетних // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. № 1. С. 18-21
13. Домнина А.В. Новые тенденции, складывающиеся в сфере высшего юридического образования, их влияние на формирование профессионального правосознания // Юридическое образование и наука.
2016. № 1. С. 7-10.
14. Дуйсенбеков Д. Д. Проблема субъектности правосознания в общепсихологическом контексте // Вестник Москов. гос. обл. ун-та. Сер. «Психологические науки». 2016. № 1. С.11-17.
15. Егоров И.А., Сафуанов Ф.С. Показатели формирования правосознания и правовой культуры в образовательных стандартах // Коченовские чтения «Психология и право в современной России»: Сборник тезисов к 3-й Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. 2015. С. 202 - 204.
16. Зейналова Л.М. Основные тенденции становления
Российского законодательства: исторические традиции и новации // Проблемы Российского законодательства: история и современность: материалы X Международной научно-практической конференции. Тольятти: Изд-во НОУ ВПО «СаГА», 2014. С. 13.
17. Зейналова Л.М. Правовая грамотность глазами молодежи / сб.: Актуальные проблемы реализации основ государственной политики Российской Федерации . М.: Изд-во МИИТ; Юридический институт, 2015.
С.140-143
18. Зубова Я.В. Правовое образование в развитии правовой культуры формирующегося гражданского общества современной России: автореф. дис. ... докт. соц. наук. Майкоп, 2015. 341с.
19. Зубок Ю. А. Правовая культура молодёжи в ракурсе трансформационных стратегий // СОЦИС. 2016. № 6. С.37-46
20. Иванова С. П. Особенности правового сознания студенческой молодежи: политико-психологический аспект : дис. ... канд. психол. наук / С.-Петерб. гос. ун-т. СПб. : Рос. гос. б-ка, 2016. 259 с.
21. Иеринг Р. Борьба за право / Р. Иеринг; пер. Ершов С.И. М.: Феникс, 2015. 230 с.
22. Ильин И. А. Собрание сочинений. М. : Рус. книга, 2013. Т. 1.
424 с.
23. Ильин И. А. О сущности правосознания // Русская философия права: философия веры и нравственности. СПб. : Питер, 2014. С. 16-20
24. Каландаришвили З. Н. Правовая социализация как условие преодоления деформации правового сознания молодёжи // Ленинград. юрид. журнал. 2014. № 1. С. 106-120.
25. Калиновский Г. А. Структура правовой культуры и факторы её трансформации. Ростов Н/Д: Дон, 2015. 96 с.
26. Кальной И. И., Саундулов Ю. А. Философия для аспирантов.
3- е изд. СПб.: Лань, 2014. 512 с
27. Леонтьев А. Н. На путях познания непознанного сознания. Из работы «Деятельность. Сознание. Личность» // Мир психологии. 2015. № 1 (17). С. 76-83.
28. Лукамева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М. : Просвещение, 2015. 316 с.
29. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юрист, 2013. - С.634.
30. Милехин А.В. Актуальные проблемы социализации старшеклассников в образовательном учреждении // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 122- 128.
31. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М .: НОРМА, 2014. 552 с
32. Николаева О. П. Морально-правовые суждения и проблема развития морального сознания в разных культурах : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М. : Ин-т психологии РАН, 2014. 26 с
33. Общая теория государства и права : акад. курс : в 2 т. / под ред. М. Н. Марченко. Т. 2 : Теория права. М. : Зерцало, 2014. 516с.
34. Певцова Е. А. Современные подходы юристов к вопросу соотношения дефиниций «правовая культура», «правовое воспитание», «правовое образование» // Основы государства и права. 2014. № 6. С. 55
74.
35. Петражицкий Л. И. Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология. СПб. : Типолит. Шредера, 2014
36. Поляков С. А. Гражданско-правовое образование:
региональный опыт. По результатам анкетирования органов управления образованием субъектов РФ // Право в школе. 2015. № 4. С. 10—18
37. Радько Т. Н. Теория государства и права. М. : Акад. проект, 2015. 576 с
38. Ратинов А. Р. К проблеме ядра личности преступника // Актуальные проблемы уголовного права и криминологии. М., 2015. С. 6786
39. Ратинов А. Р. Опыт изучения правовых установок и ориентаций преступников // Психологическое изучение личности преступника. М., 2014. С. 153-185
40. Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые его исследования // Методология и методы социальной психологии / отв.ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 2014. С. 201-214
41. Синюков В. Н. Российская правовая система: введение в общую теорию. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2014. 496 с
42. Сорокин П.А. Система социологии. Т.1. М.,1993. С.102.
43. СпиркинА. Г. Сознание и самосознание. М. : Политиздат, 2015. 480 с
44. Суслов В. Л. Структура правосознания // Изв. вузов. Правоведение (СПб.). 1997. № 2. С. 86-89.
45. Теория государства и права / под ред. А. С. Пиголкина и Ю. А. Дмитриева. М. : Высш. образование, 2014. 752 с
46. Фарбер И. Е. Правосознание как форма общественного сознания. М. : Юрид. лит., 2015. 206 с.
47. Фирсова Т. А. Психолого-педагогические факторы развития правового сознания подростков : дис. ... канд. психол. наук / Самар, гос. пед. ун-т. Самара, 2016. 221 с.
48. Хиль И. М. Особенности формирования правового сознания студенческой молодежи : дис. ... канд. юрид. наук / Кубан. гос. ун-т. Краснодар, 2015. 250 с.
49. Шайдуров А. А. Педагогические условия развития правовой культуры будущих учителей // Образование и наука. 2016. № 6. С. 93-100.
50. Эриашвили Д. Н. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних средствами правового воспитания : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» /
А. Н. Павлухин, З. С. Зарипов,- М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2012. - 111 с. - (Серия «Научные издания для юристов»). - ISBN 978-5238-01705
51. Ясюкова Л. А. Правосознание: диагностика и закономерности развития // Прикладная психология (М.). 2016. № 4. С. 1-13.
52. Ясипов М.Ю. Понятие и особенности формирования правосознания / Современное право, №6, 2013. 398 с