Конкурентоспособность предприятия и ее повышение за счет использования внутренних резервов
|
Введение 3
1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия и пути ее
повышения 6
1.1. Понятие конкурентоспособности предприятия. Сущность конкуренции 6
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия. Оценка
конкурентоспособности 14
1.3. Методы повышения конкурентоспособности организации 21
2. Анализ и оценка эффективности и конкурентоспособности ПАО
«Казанский вертолетный завод» 26
2.1. Общая характеристика предприятия ПАО «Казанский вертолетный
завод» 28
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ПАО «КВЗ» 31
2.3. Характеристика ПАО «КВЗ» как конкурентоспособного предприятия 47
3. Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности
ПАО «Казанский вертолетный завод» 51
3.1. Пути повышения конкурентоспособности на предприятии 51
3.2. Lean-технологии, имидж организации, производительность труда как
основы повышения конкурентоспособности предприятия 55
3.3. Основные рекомендации по внедрению бережливого производства на
ПАО «Казанский вертолетный завод» 61
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложения
1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия и пути ее
повышения 6
1.1. Понятие конкурентоспособности предприятия. Сущность конкуренции 6
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия. Оценка
конкурентоспособности 14
1.3. Методы повышения конкурентоспособности организации 21
2. Анализ и оценка эффективности и конкурентоспособности ПАО
«Казанский вертолетный завод» 26
2.1. Общая характеристика предприятия ПАО «Казанский вертолетный
завод» 28
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ПАО «КВЗ» 31
2.3. Характеристика ПАО «КВЗ» как конкурентоспособного предприятия 47
3. Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности
ПАО «Казанский вертолетный завод» 51
3.1. Пути повышения конкурентоспособности на предприятии 51
3.2. Lean-технологии, имидж организации, производительность труда как
основы повышения конкурентоспособности предприятия 55
3.3. Основные рекомендации по внедрению бережливого производства на
ПАО «Казанский вертолетный завод» 61
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложения
Конкурентоспособность в рыночной экономике является основным фактором коммерческого успеха предприятия, поскольку зависит от качества менеджмента и конкурентоспособности выпускаемой продукции, то есть от того, насколько она лучше аналогов - продукции, выпускаемой конкурирующими предприятиями.
В рыночной экономике категория конкурентоспособности является одной из ключевых, так как ее уровень определяет успех или неудачу в деятельности предприятия, а повышение конкурентоспособности продукции и, как следствие, рост ее экспорта являются средствами для повышения уровня жизни.
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы состоит в том, что предприятие не сможет добиться коммерческого успеха на рынке и удержать свои позиции и преимущества в конкурентной среде, если не определит для себя, что составляет его конкурентоспособность, а также, если не определит круг задач по повышению конкурентоспособности.
Вместе с тем опыт последних лет показал, что большинство российских предприятий не готово к ведению конкурентной борьбы. Одним из ключевых факторов, определяющих создавшееся положение, является отсутствие на многих предприятиях систематизированных представлений о том, что является конкурентным преимуществом, как его создать и с помощью каких методов реализовать. Особенно недостаточно исследован отраслевой аспект этой проблемы. В этой связи, развитие теории и практики управления конкурентоспособностью предприятия в направлении совершенствования методов достижения конкурентных преимуществ с учетом отраслевых условий является актуальной проблемой.
Для наилучшего результата от своей деятельности, получения максимально возможного экономического результата, предприятию стоит заострить свое внимание на методах формирования ценности. Чем ценнее
продукт в глазах потребителей, тем он желаннее для него. Победу в конкурентной борьбе предприятию принесет именно тот продукт, который будет не просто востребованный, но и в пользу которого потребитель отдаст свое предпочтение при выборе с аналогичными товарами на рынке. Кроме того, получение прибыли в условиях рыночной экономики опосредуется эффективностью использования экономических ресурсов или соотношением полученного результата и затрат, осуществленных для его достижения. Следовательно, суть рыночной конкуренции заключается в борьбе за получение максимальной прибыли путем максимально эффективного использования экономических ресурсов.
Цель исследования состоит в изучении существующего состояния предприятия ПАО «Казанский вертолетный завод» и в выработке рекомендаций по совершенствованию конкурентоспособности организации.
В соответствии с выбранной целью нами были поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические основы понятия «конкурентоспособность продукции и предприятия», изучить сущность этого понятия;
- определить факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции;
- рассмотреть анализ существующих методов и подходов к оценке конкурентоспособности предприятия;
- рассмотреть финансовый анализ деятельности предприятия ПАО «Казанский вертолетный завод»;
- проанализировать конкурентоспособность рассматриваемого в работе предприятия;
- внести рекомендации по определению путей и методов повышения конкурентоспособности ПАО «Казанский вертолетный завод», определить направления совершенствования конкурентоспособности предприятия.
В данной работе объектом исследования выступает ПАО «Казанский вертолетный завод» — российская авиастроительная компания, входящая в холдинг «Вертолеты России». Предметом исследования является анализ конкурентоспособности предприятия и разработка рекомендаций по повышению его конкурентоспособности.
Научной и методической основой выпускной квалификационной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам конкуренции и конкурентоспособности.
В процессе написания работы использовались методы анализа финансовых коэффициентов, инструменты «Lean Production».
В соответствии с целью и задачами была определена структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе дается описание сущности конкурентоспособности, предприятия; приведены факторы, влияющие на конкурентоспособность; рассмотрены методы повышения эффективности предприятия.
Во второй главе анализируется финансово-хозяйственная деятельность ПАО «Казанский вертолетный завод»; дается общая характеристика предприятия; рассматривается классификация финансового состояния предприятия.
В третьей главе исследовательской работы разрабатываются рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия; предлагаются пути улучшения его конкурентоспособности.
Исходными данными для получения информации по обозначенной теме послужили: публикации отечественных и зарубежных экономистов, нормативно-правовая литература, налоговые законодательства, внутренняя документация (финансово-экономические показатели) ПАО «Казанский вертолетный завод».
В рыночной экономике категория конкурентоспособности является одной из ключевых, так как ее уровень определяет успех или неудачу в деятельности предприятия, а повышение конкурентоспособности продукции и, как следствие, рост ее экспорта являются средствами для повышения уровня жизни.
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы состоит в том, что предприятие не сможет добиться коммерческого успеха на рынке и удержать свои позиции и преимущества в конкурентной среде, если не определит для себя, что составляет его конкурентоспособность, а также, если не определит круг задач по повышению конкурентоспособности.
Вместе с тем опыт последних лет показал, что большинство российских предприятий не готово к ведению конкурентной борьбы. Одним из ключевых факторов, определяющих создавшееся положение, является отсутствие на многих предприятиях систематизированных представлений о том, что является конкурентным преимуществом, как его создать и с помощью каких методов реализовать. Особенно недостаточно исследован отраслевой аспект этой проблемы. В этой связи, развитие теории и практики управления конкурентоспособностью предприятия в направлении совершенствования методов достижения конкурентных преимуществ с учетом отраслевых условий является актуальной проблемой.
Для наилучшего результата от своей деятельности, получения максимально возможного экономического результата, предприятию стоит заострить свое внимание на методах формирования ценности. Чем ценнее
продукт в глазах потребителей, тем он желаннее для него. Победу в конкурентной борьбе предприятию принесет именно тот продукт, который будет не просто востребованный, но и в пользу которого потребитель отдаст свое предпочтение при выборе с аналогичными товарами на рынке. Кроме того, получение прибыли в условиях рыночной экономики опосредуется эффективностью использования экономических ресурсов или соотношением полученного результата и затрат, осуществленных для его достижения. Следовательно, суть рыночной конкуренции заключается в борьбе за получение максимальной прибыли путем максимально эффективного использования экономических ресурсов.
Цель исследования состоит в изучении существующего состояния предприятия ПАО «Казанский вертолетный завод» и в выработке рекомендаций по совершенствованию конкурентоспособности организации.
В соответствии с выбранной целью нами были поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические основы понятия «конкурентоспособность продукции и предприятия», изучить сущность этого понятия;
- определить факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции;
- рассмотреть анализ существующих методов и подходов к оценке конкурентоспособности предприятия;
- рассмотреть финансовый анализ деятельности предприятия ПАО «Казанский вертолетный завод»;
- проанализировать конкурентоспособность рассматриваемого в работе предприятия;
- внести рекомендации по определению путей и методов повышения конкурентоспособности ПАО «Казанский вертолетный завод», определить направления совершенствования конкурентоспособности предприятия.
В данной работе объектом исследования выступает ПАО «Казанский вертолетный завод» — российская авиастроительная компания, входящая в холдинг «Вертолеты России». Предметом исследования является анализ конкурентоспособности предприятия и разработка рекомендаций по повышению его конкурентоспособности.
Научной и методической основой выпускной квалификационной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам конкуренции и конкурентоспособности.
В процессе написания работы использовались методы анализа финансовых коэффициентов, инструменты «Lean Production».
В соответствии с целью и задачами была определена структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе дается описание сущности конкурентоспособности, предприятия; приведены факторы, влияющие на конкурентоспособность; рассмотрены методы повышения эффективности предприятия.
Во второй главе анализируется финансово-хозяйственная деятельность ПАО «Казанский вертолетный завод»; дается общая характеристика предприятия; рассматривается классификация финансового состояния предприятия.
В третьей главе исследовательской работы разрабатываются рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия; предлагаются пути улучшения его конкурентоспособности.
Исходными данными для получения информации по обозначенной теме послужили: публикации отечественных и зарубежных экономистов, нормативно-правовая литература, налоговые законодательства, внутренняя документация (финансово-экономические показатели) ПАО «Казанский вертолетный завод».
В заключение исследования хотелось бы отметить следующее.
Рынок товаров и услуг оказывает мощное влияние на экономику как отдельно взятой страны, так и на мировую экономику в целом, и фигурирующие на нем организации-производители как составляющая рынка, неизменно будут оставаться в центре внимания экономистов.
Производимый товар/продукция (услуги) также имеет немаловажное значение для формирования явных и скрытых течений и тенденций рынка, а предоставление конечному пользователю достоверной информации о них - залог честной конкурентной борьбы организаций, и, как следствие, выживание сильнейших из них, обладающих лучшей стратегией и тактикой, поставляющих лучшие товары/продукцию по параметрам: качество, цена, сервис.
Оценка и прогнозирование конкурентоспособности товара/продукции и самого предприятия, разработка мер по обеспечению необходимого уровня конкуренции являются важнейшими предпосылками эффективного осуществления деятельности организации.
Необходимым условием успеха на свободном рынке является наличие достаточного числа покупателей, воспринимающих предложения организации как превосходящие по своим параметрам аналогичные предложения ее конкурентов. Для достижения такого результата организация должна постоянно стремиться определить своих соперников по конкурентной борьбе.
В результате анализа хозяйственной и финансовой деятельности ПАО «КВЗ» установлено:
1) предприятие имеет достаточный производственный потенциал при обеспечении достаточно высокого уровня качественных показателей выпускаемой продукции и готово задействовать его при благоприятных условиях;
2) ликвидность предприятия в настоящее время находится на приемлемом уровне;
3) предприятие является рентабельным, поскольку результаты от реализации продукции покрывают издержки производства и образуют прибыль, достаточную для нормального функционирования предприятия.
Предприятию ПАО «КВЗ» необходимо, на наш взгляд, ориентироваться на потребительские характеристики товара, слышать «голос потребителя». Произведенная продукция, которая не пользуются спросом, требует больших складских помещений, специальных условий для хранения, которые никак не приносят прибыль предприятию, а только уменьшают его, создавая большие издержки для предприятия.
При выпуске продукции рекомендуется исходить не от
производственной мощности предприятия, а от потребительской ценности выпускаемого товара/продукции, т.е. производить такой продукт, который будет пользоваться спросом, в определенном количестве, по оптимальной цене, соответствующего качества и точно в срок.
Вместе с тем, правильное внедрение инструментов «Lean Production» обеспечит высокую конкурентоспособность предприятию. Применение инструментов бережливого производства позволит почти вдвое увеличить производительность и ускорить время выпуска, в разы сократить производственные площади, уменьшить запасы - практически без финансовых затрат.
Поставленные в данной выпускной квалификационной работе задачи решены, а именно: изучена современная научная литература, а также
различные публикации по вопросам повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции на предприятии и самого предприятия; рассмотрено и проанализировано существующее положение ПАО «КВЗ»; предложены методы повышения конкурентоспособности анализируемого предприятия - ПАО «КВЗ».
Рынок товаров и услуг оказывает мощное влияние на экономику как отдельно взятой страны, так и на мировую экономику в целом, и фигурирующие на нем организации-производители как составляющая рынка, неизменно будут оставаться в центре внимания экономистов.
Производимый товар/продукция (услуги) также имеет немаловажное значение для формирования явных и скрытых течений и тенденций рынка, а предоставление конечному пользователю достоверной информации о них - залог честной конкурентной борьбы организаций, и, как следствие, выживание сильнейших из них, обладающих лучшей стратегией и тактикой, поставляющих лучшие товары/продукцию по параметрам: качество, цена, сервис.
Оценка и прогнозирование конкурентоспособности товара/продукции и самого предприятия, разработка мер по обеспечению необходимого уровня конкуренции являются важнейшими предпосылками эффективного осуществления деятельности организации.
Необходимым условием успеха на свободном рынке является наличие достаточного числа покупателей, воспринимающих предложения организации как превосходящие по своим параметрам аналогичные предложения ее конкурентов. Для достижения такого результата организация должна постоянно стремиться определить своих соперников по конкурентной борьбе.
В результате анализа хозяйственной и финансовой деятельности ПАО «КВЗ» установлено:
1) предприятие имеет достаточный производственный потенциал при обеспечении достаточно высокого уровня качественных показателей выпускаемой продукции и готово задействовать его при благоприятных условиях;
2) ликвидность предприятия в настоящее время находится на приемлемом уровне;
3) предприятие является рентабельным, поскольку результаты от реализации продукции покрывают издержки производства и образуют прибыль, достаточную для нормального функционирования предприятия.
Предприятию ПАО «КВЗ» необходимо, на наш взгляд, ориентироваться на потребительские характеристики товара, слышать «голос потребителя». Произведенная продукция, которая не пользуются спросом, требует больших складских помещений, специальных условий для хранения, которые никак не приносят прибыль предприятию, а только уменьшают его, создавая большие издержки для предприятия.
При выпуске продукции рекомендуется исходить не от
производственной мощности предприятия, а от потребительской ценности выпускаемого товара/продукции, т.е. производить такой продукт, который будет пользоваться спросом, в определенном количестве, по оптимальной цене, соответствующего качества и точно в срок.
Вместе с тем, правильное внедрение инструментов «Lean Production» обеспечит высокую конкурентоспособность предприятию. Применение инструментов бережливого производства позволит почти вдвое увеличить производительность и ускорить время выпуска, в разы сократить производственные площади, уменьшить запасы - практически без финансовых затрат.
Поставленные в данной выпускной квалификационной работе задачи решены, а именно: изучена современная научная литература, а также
различные публикации по вопросам повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции на предприятии и самого предприятия; рассмотрено и проанализировано существующее положение ПАО «КВЗ»; предложены методы повышения конкурентоспособности анализируемого предприятия - ПАО «КВЗ».
Подобные работы
- Методика оценки конкурентоспособности предприятия
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КОМПАНИИ И ЕЕ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: МЕХАНИЗМ АНАЛИЗА И
ОЦЕНКИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия
Бакалаврская работа, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Повышение конкурентоспособности предприятия металлургической промышленности в условиях современной России
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2021 - ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия. На материалах ООО«Огнезащита»
Главы к дипломным работам, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2016 - Разработка стратегии конкурентоспособности предприятия на рынке строительно-монтажных работ (на примере ООО «Промоборудование»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Разработка стратегии направленной на сохранение конкурентоспособности предприятия (на примере ООО «КАРАТ»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Управление конкурентоспособностью организации
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018



