Финансово-кредитные технологии развития здравоохранения (по материалам Министерства здравоохранения Республики Татарстан)
|
Введение
1. Организация системы финансирования здравоохранения в Российской Федерации
1.1. Система здравоохранения Российской Федерации, ее структура,
характеристика звеньев
1.2. Нормативно-правовое регулирование финансирования системы
здравоохранения Российской Федерации
1.3. Источники финансирования системы здравоохранения Российской
Федерации
2. Анализ системы финансирования здравоохранения Республики Татарстан
2.1. Организация финансирования системы здравоохранения Республики Татарстан
2.2. Анализ бюджетных и внебюджетных источников финансирования
системы здравоохранения Республики Татарстан и их эффективность
2.3. Оценка практики государственно-частного партнерства в здраво
охранении Республики Татарстан
3. Перспективы развития системы финансирования здравоохранения Российской Федерации и Республики Татарстан
3.1. Зарубежный опыт финансирования здравоохранения и возможность его применения в Российской Федерации
3.2. Развитие системы финансирования здравоохранения Российской
Федерации и Республики Татарстан
Заключение
Список использованных источников
1. Организация системы финансирования здравоохранения в Российской Федерации
1.1. Система здравоохранения Российской Федерации, ее структура,
характеристика звеньев
1.2. Нормативно-правовое регулирование финансирования системы
здравоохранения Российской Федерации
1.3. Источники финансирования системы здравоохранения Российской
Федерации
2. Анализ системы финансирования здравоохранения Республики Татарстан
2.1. Организация финансирования системы здравоохранения Республики Татарстан
2.2. Анализ бюджетных и внебюджетных источников финансирования
системы здравоохранения Республики Татарстан и их эффективность
2.3. Оценка практики государственно-частного партнерства в здраво
охранении Республики Татарстан
3. Перспективы развития системы финансирования здравоохранения Российской Федерации и Республики Татарстан
3.1. Зарубежный опыт финансирования здравоохранения и возможность его применения в Российской Федерации
3.2. Развитие системы финансирования здравоохранения Российской
Федерации и Республики Татарстан
Заключение
Список использованных источников
Важнейшим элементом социального и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Затраты общества на развитие здравоохранения имеют не только социальное, но и экономическое значение. Эффективность здравоохранения как отрасли сферы обслуживания заключается в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека - главной составной части производительных сил общества, оно тем самым способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода трудящихся. Все это в свою очередь содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа [46].
В комплексе проводимых в настоящее время в РФ социальноэкономических реформ важнейшее место занимает развитие здравоохранения [46].
В соответствии с Концепцией развития здравоохранения до 2020 г. одним из направлений реформы здравоохранения в РФ является переход на преимущественно одноканальное финансирование учреждений здравоохранения и внедрение подушевого принципа оплаты медицинской помощи. Суть преимущественно одноканального финансирования заключается в том, что большая часть средств на финансирование учреждений здравоохранения аккумулируется в бюджете территориального фонда ОМС, из бюджета которого через страховые медицинские организации средства перечисляются учреждениям здравоохранения, работающим в системе ОМС [33, с.88].
Согласно Основным направлениям деятельности Правительства РФ на период до 2018 года, утвержденным Председателем Правительства РФ Д. А. Медведевым 31 января 2013 г., а также государственной программе РФ «Развитие здравоохранения», меры по привлечению частного капитала, развитие механизмов ГЧП для развития инфраструктуры здравоохранения, постепенная демонополизации государственной системы оказания медицинской помощи населению в условиях реформирования системы контрольно-надзорных функций и стандартизации медицинских услуг определены как приоритетные направления государственной политики в сфере здравоохранения [46].
В связи с этим, проблемы финансирования здравоохранения являются одной из самых острых задач государства, поэтому исследование вопросов финансирования системы здравоохранения в настоящее время является актуальным.
Цель дипломного исследования - изучение теоретических основ и практических аспектов финансирования системы здравоохранения РТ в условиях перехода на преимущественно одноканальное финансирование здравоохранения и развития государственно-частного партнерства в здравоохранении.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть структуру системы здравоохранения РФ;
2. Охарактеризовать источники финансирования системы здравоохранения РФ;
3. Рассмотреть организацию финансирования системы здравоохранения в РТ и проанализировать их источники;
4. Оценить практику ГЧП в развитии здравоохранения РТ;
5. Выявить проблемы финансирования системы здравоохранения на территории РТ и дать рекомендации по совершенствованию данной системы.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и приложений. В первой главе исследования рассмотрена система здравоохранения РФ и ее структура, дана краткая характеристика звеньев системы здравоохранения, определена нормативно-правовая база, регулирующая финансирование системы здравоохранения, а также определены источники финансирования системы здравоохранения.
Во второй главе исследования рассмотрена организация финансирования системы здравоохранения РТ, проведен анализ источников финансирования системы здравоохранения РТ, а также проведена оценка практики государственночастного партнерства в здравоохранении РТ.
В третьей главе исследования представлен анализ зарубежного опыта финансирования систем здравоохранения с указанием возможностей его применения
в субъектах РФ, а также представлены предложения по направлениям совершенствования системы здравоохранения РТ.
В основу дипломного исследования легли Конституция РФ, Конституция РТ, Бюджетный кодекс РФ, Бюджетный кодекс РТ, федеральные законы, нормативно-правовые акты Министерства финансов РФ, Министерства здравоохранения РФ, а также нормативно-правовые акты органов государственной власти РТ, Министерства здравоохранения РТ, Министерства финансов РТ, учебные пособия для студентов и преподавателей экономических ВУ3ов, а также статьи из периодических изданий и ресурсы сети Internet. Дипломное исследование проведено по материалам Министерства здравоохранения РТ за 2012 - 2014 годы.
В комплексе проводимых в настоящее время в РФ социальноэкономических реформ важнейшее место занимает развитие здравоохранения [46].
В соответствии с Концепцией развития здравоохранения до 2020 г. одним из направлений реформы здравоохранения в РФ является переход на преимущественно одноканальное финансирование учреждений здравоохранения и внедрение подушевого принципа оплаты медицинской помощи. Суть преимущественно одноканального финансирования заключается в том, что большая часть средств на финансирование учреждений здравоохранения аккумулируется в бюджете территориального фонда ОМС, из бюджета которого через страховые медицинские организации средства перечисляются учреждениям здравоохранения, работающим в системе ОМС [33, с.88].
Согласно Основным направлениям деятельности Правительства РФ на период до 2018 года, утвержденным Председателем Правительства РФ Д. А. Медведевым 31 января 2013 г., а также государственной программе РФ «Развитие здравоохранения», меры по привлечению частного капитала, развитие механизмов ГЧП для развития инфраструктуры здравоохранения, постепенная демонополизации государственной системы оказания медицинской помощи населению в условиях реформирования системы контрольно-надзорных функций и стандартизации медицинских услуг определены как приоритетные направления государственной политики в сфере здравоохранения [46].
В связи с этим, проблемы финансирования здравоохранения являются одной из самых острых задач государства, поэтому исследование вопросов финансирования системы здравоохранения в настоящее время является актуальным.
Цель дипломного исследования - изучение теоретических основ и практических аспектов финансирования системы здравоохранения РТ в условиях перехода на преимущественно одноканальное финансирование здравоохранения и развития государственно-частного партнерства в здравоохранении.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть структуру системы здравоохранения РФ;
2. Охарактеризовать источники финансирования системы здравоохранения РФ;
3. Рассмотреть организацию финансирования системы здравоохранения в РТ и проанализировать их источники;
4. Оценить практику ГЧП в развитии здравоохранения РТ;
5. Выявить проблемы финансирования системы здравоохранения на территории РТ и дать рекомендации по совершенствованию данной системы.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и приложений. В первой главе исследования рассмотрена система здравоохранения РФ и ее структура, дана краткая характеристика звеньев системы здравоохранения, определена нормативно-правовая база, регулирующая финансирование системы здравоохранения, а также определены источники финансирования системы здравоохранения.
Во второй главе исследования рассмотрена организация финансирования системы здравоохранения РТ, проведен анализ источников финансирования системы здравоохранения РТ, а также проведена оценка практики государственночастного партнерства в здравоохранении РТ.
В третьей главе исследования представлен анализ зарубежного опыта финансирования систем здравоохранения с указанием возможностей его применения
в субъектах РФ, а также представлены предложения по направлениям совершенствования системы здравоохранения РТ.
В основу дипломного исследования легли Конституция РФ, Конституция РТ, Бюджетный кодекс РФ, Бюджетный кодекс РТ, федеральные законы, нормативно-правовые акты Министерства финансов РФ, Министерства здравоохранения РФ, а также нормативно-правовые акты органов государственной власти РТ, Министерства здравоохранения РТ, Министерства финансов РТ, учебные пособия для студентов и преподавателей экономических ВУ3ов, а также статьи из периодических изданий и ресурсы сети Internet. Дипломное исследование проведено по материалам Министерства здравоохранения РТ за 2012 - 2014 годы.
Одной из главных ценностей государства является здоровая нация. Конституция РФ гарантирует всем гражданам соблюдение и охрану их прав, одним из которых является право на достойное медицинское обслуживание.
Исследование состояние здоровья населения РФ показало, что в последние годы наблюдается рост заболеваемости по таким видам заболеваний как: болезни органов дыхания, новообразования, инфекционные заболевания, врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения, а также осложнения беременности, родов и послеродового периода. В тоже время усилия правительства в области профилактических мероприятий, а также в области стимулирования рождаемости позволили улучшить показатели смертности и рождаемости населения РФ.
Анализ состояния региональной системы здравоохранения на примере РТ показал, что на протяжении 2012 - 2014 годов наблюдался стабильный рост расходов на здравоохранение. Финансирование здравоохранения в РТ осуществлялось в рамках ежегодно принимаемых территориальных ПГГ. Основным источником финансирования территориальной ПГГ в РТ являются средства ТФОМС (примерно 90% от общей суммы расходов на выполнение программы), средства консолидированного бюджета РТ при этом составляют около 10% от общей суммы расходов на выполнение программы. РТ является одним из первых субъектов РФ, в котором реализуется преимущественно одноканальное финансирование системы здравоохранения.
Помимо средств, выделяемых на выполнение территориальной ПГГ, система здравоохранения РТ финансируется также за счет средств федерального бюджета, за счет средств консолидированного бюджета РТ, предусмотренных для реализации программы «Развитие здравоохранения РТ до 2020 года», а также за счет прочих внебюджетных источников (средства населения и безвозмездные поступления).
Анализ финансирования системы здравоохранения РТ позволил выявить следующие основные проблемы:
- несмотря на то, что в республике был осуществлен переход на преимущественно одноканальное финансирование, сохраняется многоканальность финансирования системы здравоохранения;
- ежегодно увеличивающийся дефицит средств, предназначенных для финансирования системы здравоохранения;
- низкая заинтересованность частных партнеров в реализации проектов ГЧП в целях развития инфраструктуры здравоохранения;
- сама организация финансирования системы здравоохранения представляет собой сложную и запутанную систему взаимоотношений между многочисленными участниками финансирования здравоохранения, нерегулируемую единым нормативным документом.
Представляется, что решение данных проблем, с учетом изучения зарубежного опыта финансирования систем здравоохранения, должно проводиться по следующим направлениям:
Во-первых, необходимо провести стандартизацию медицинской помощи. Нормативы финансовых затрат по видам медицинской помощи должны определяться исходя из стандартов оказания медициской помощи.
Во-вторых, предусмотреть в территориальной ПГГ нормативы на профилактические мероприятия, что позволит усилить работу медицинских учреждений в направлении профилактики заболеваний.
В-третьих, при утверждении базовой программы ОМС устанавливать дополнительные элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи к установленным Федеральным законом № 326-ФЗ в целях развития механизмов ГЧП, привлечения инвесторов и организации частных медицинских центров, которые, действуя в рамках проектов ГЧП, смогут оказать конкурентное влияние на всю отрасль здравоохранения в целом.
В-четвертых, участие в пилотном проекте дополнительного медицинского страхования «ОМС+», предусматривающий предоставление застрахованным ли-
89
цам медицинских и сервисных услуг, не входящих в базовую программу ОМС или предоставляемых на условиях, не предусмотренных базовой программой ОМС.
В-пятых, сохранить федеральные, региональные целевые программы, позволяющие решать проблемы финансирования по конкретным направлениям в области здравоохранения.
Представляется, что реализация вышеизложенных предложений позволит, по нашему мнению, улучшить финансовое обеспечение системы здравоохранения РФ, в том числе субъектов РФ, а значит и качество предоставляемых медицинских услуг населению.
Исследование состояние здоровья населения РФ показало, что в последние годы наблюдается рост заболеваемости по таким видам заболеваний как: болезни органов дыхания, новообразования, инфекционные заболевания, врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения, а также осложнения беременности, родов и послеродового периода. В тоже время усилия правительства в области профилактических мероприятий, а также в области стимулирования рождаемости позволили улучшить показатели смертности и рождаемости населения РФ.
Анализ состояния региональной системы здравоохранения на примере РТ показал, что на протяжении 2012 - 2014 годов наблюдался стабильный рост расходов на здравоохранение. Финансирование здравоохранения в РТ осуществлялось в рамках ежегодно принимаемых территориальных ПГГ. Основным источником финансирования территориальной ПГГ в РТ являются средства ТФОМС (примерно 90% от общей суммы расходов на выполнение программы), средства консолидированного бюджета РТ при этом составляют около 10% от общей суммы расходов на выполнение программы. РТ является одним из первых субъектов РФ, в котором реализуется преимущественно одноканальное финансирование системы здравоохранения.
Помимо средств, выделяемых на выполнение территориальной ПГГ, система здравоохранения РТ финансируется также за счет средств федерального бюджета, за счет средств консолидированного бюджета РТ, предусмотренных для реализации программы «Развитие здравоохранения РТ до 2020 года», а также за счет прочих внебюджетных источников (средства населения и безвозмездные поступления).
Анализ финансирования системы здравоохранения РТ позволил выявить следующие основные проблемы:
- несмотря на то, что в республике был осуществлен переход на преимущественно одноканальное финансирование, сохраняется многоканальность финансирования системы здравоохранения;
- ежегодно увеличивающийся дефицит средств, предназначенных для финансирования системы здравоохранения;
- низкая заинтересованность частных партнеров в реализации проектов ГЧП в целях развития инфраструктуры здравоохранения;
- сама организация финансирования системы здравоохранения представляет собой сложную и запутанную систему взаимоотношений между многочисленными участниками финансирования здравоохранения, нерегулируемую единым нормативным документом.
Представляется, что решение данных проблем, с учетом изучения зарубежного опыта финансирования систем здравоохранения, должно проводиться по следующим направлениям:
Во-первых, необходимо провести стандартизацию медицинской помощи. Нормативы финансовых затрат по видам медицинской помощи должны определяться исходя из стандартов оказания медициской помощи.
Во-вторых, предусмотреть в территориальной ПГГ нормативы на профилактические мероприятия, что позволит усилить работу медицинских учреждений в направлении профилактики заболеваний.
В-третьих, при утверждении базовой программы ОМС устанавливать дополнительные элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи к установленным Федеральным законом № 326-ФЗ в целях развития механизмов ГЧП, привлечения инвесторов и организации частных медицинских центров, которые, действуя в рамках проектов ГЧП, смогут оказать конкурентное влияние на всю отрасль здравоохранения в целом.
В-четвертых, участие в пилотном проекте дополнительного медицинского страхования «ОМС+», предусматривающий предоставление застрахованным ли-
89
цам медицинских и сервисных услуг, не входящих в базовую программу ОМС или предоставляемых на условиях, не предусмотренных базовой программой ОМС.
В-пятых, сохранить федеральные, региональные целевые программы, позволяющие решать проблемы финансирования по конкретным направлениям в области здравоохранения.
Представляется, что реализация вышеизложенных предложений позволит, по нашему мнению, улучшить финансовое обеспечение системы здравоохранения РФ, в том числе субъектов РФ, а значит и качество предоставляемых медицинских услуг населению.
Подобные работы
- ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО БИЗНЕСА
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2019 - Управление системой здравоохранения на региональном уровне и пути его совершенствования
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Управление личными финансами в условиях устойчивого развития
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2017 - Венчурные финансовые технологии в банковском секторе
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016 - Пути стимулирования экономического роста Республики Татарстан
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016 - ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



