Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Финансово-кредитные технологии развития промышленных кластеров

Работа №61545

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы96
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
313
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты развития промышленных кластеров
1.1. Промышленные кластеры и их потенциал в развитии реального сектора
экономики России 7
1.2. Финансово-кредитные технологии развития промышленных кластеров:
виды и правовые основы 13
1.3. Зарубежный опыт развития промышленных кластеров 24
2. Особенности финансово-кредитных технологий развития промышленных кластеров в Российской Федерации на примере Камского инновационного территориально-производственного кластера
2.1. Организация деятельности промышленных кластеров в России 32
2.2. Анализ функционирования системы финансово-кредитных технологий
развития промышленных кластеров на федеральном и региональном уровнях 46
2.3. Особенности финансово-кредитных технологий развития Камского
инновационного территориально-производственного кластера 62
3. Разработка предложений по совершенствованию системы финансовокредитных технологий развития промышленных кластеров
3.1. Проблемы функционирования финансовой инфраструктуры
промышленных кластеров в Российской Федерации и пути их решения 73
3.2. Рекомендации и мероприятия по совершенствованию финансово
кредитных технологий развития Камского инновационного территориально - производственного кластера 78
Заключение 84
Список использованных источников
Приложение


Кластерный подход к развитию экономики, актуализированный в конце XX века, широко используется в большинстве развитых стран мира. В России необходимость развития кластеров подчеркивается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Создание и развитие промышленных кластеров способствует росту конкурентоспособности бизнеса за счет эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, расширением доступа к инновациям, технологиям, ноу-хау, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, снижением транзакционных издержек, а также с реализацией совместных инвестиционных проектов.
Формирование и развитие кластеров в этой связи должно стать эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и интеграции российских кластеров в мировой рынок высокотехнологичной продукции. Именно поэтому в настоящее время применение кластерного подхода становится одним из направлений развития экономики Российской Федерации. Однако реализация данного подхода, особенно на начальных этапах, требует значительных финансовых затрат, что и обусловливает актуальность задачи разработки механизма финансирования формирования и развития кластеров в России. При этом применение кластерного подхода для развития экономики, стимулирования занятости, повышения конкурентоспособности, перехода на инновационный путь развития пока еще недостаточно изучено и не нашло широкого применения в практике.
Более глубокого изучения требует международный опыт финансирования кластеров. Необходимость научного осмысления, теоретического обоснования направлений, методов и инструментов развития механизма финансирования
кластеров определяет актуальность и практическую значимость дипломной работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии понятий «кластер», «промышленный кластер», выявлении, группировке и оценке источников финансирования кластеров, обосновании принципов финансирования кластеров в Российской Федерации, разработке показателей оценки эффективности финансирования кластеров.
Практическую значимость имеют рекомендации по развитию инструментов государственно-частного партнерства в рамках финансирования кластеров, методический подход по организации финансирования кластеров путем секьюритизации нематериальных активов.
На ближайшие десять лет основной точкой экономического роста в Республике Татарстан определен Камский инновационный территориально- производственный кластер (далее - Кластер, «Иннокам»). Отраслевая специализация Кластера - нефтегазопереработка и нефтехимия, автомобилестроение. Он входит в число 25 инновационных территориальных кластеров, программы развития которых получили поддержку на федеральном уровне.
Камский Кластер сегодня - это современные нефтехимические, нефтеперерабатывающие предприятия в Нижнекамске, автомобилестроительные и автокомпонентные производства в Набережных Челнах, которые известны как на российском, так и на мировом рынках, а также научно-образовательный комплекс, представленный двумя национальными исследовательскими и одним федеральным университетами, отраслевыми и научными центрами, которые обеспечивают предприятия квалифицированными кадрами и передовыми инновационными разработками в области химии и нефтехимии, машиностроения.
Ключевыми участниками Кластера являются: ОАО «КАМАЗ», ПАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «ТАНЕКО», ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг»,
ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга», нефтехимический комплекс ОАО «Татнефть», ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», ОАО «Аммоний», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «Химический завод им. Л.Я. Карпова» и др. [17, с.51].
Объектом исследования является механизм финансирования Камского инновационного территориально-производственного кластера.
Предметом исследования является совокупность теоретических, методических и практических проблем развития механизма финансирования промышленных кластеров.
В дипломной работе рассмотрены теоретические аспекты развития промышленных кластеров в Российской Федерации и зарубежных странах, изучены особенности финансово-кредитных технологий развития промышленных кластеров в Российской Федерации, а также разработаны предложения по совершенствованию системы финансово-кредитных технологий развития промышленных кластеров.
Основной целью исследования является разработка теоретических положений, методических и практических рекомендаций по развитию механизма финансирования промышленных кластеров.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать промышленные кластеры и их потенциал в развитии реального сектора экономики России;
- уточнить виды и правовые основы финансово-кредитных технологий развития промышленных кластеров;
- изучить зарубежный опыт развития промышленных кластеров;
- рассмотреть этапы организации деятельности промышленных кластеров в России;
- проанализировать функционирование системы финансово-кредитных технологий развития промышленных кластеров на федеральном и региональном уровнях;
- выявить особенности финансово-кредитных технологий развития Камского инновационного территориально-производственного кластера;
- систематизировать проблемы функционирования финансовой инфраструктуры промышленных кластеров в Российской Федерации и найти пути их решения;
- предложить рекомендации и мероприятия по совершенствованию финансово-кредитных технологий развития Камского инновационного территориально-производственного кластера.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, а также теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются финансово-кредитные технологии развития российских и зарубежных промышленных кластеров. Во второй главе раскрываются особенности финансирования кластеров. Третья глава посвящена проблемам функционирования системы финансово-кредитных технологий развития промышленных кластеров и разработке рекомендаций по их преодолению.
В заключении подведены итоги исследования, сформированы окончательные выводы по рассматриваемой теме.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, переход российской экономики к инновационному типу развития возможен только при условии формирования новых центров экономического роста, позволяющих объединять научный, образовательный и производственный потенциал, обеспечивающих повышение конкурентоспособности предприятий, научно-исследовательских организаций и образовательных учреждений, оказывающих мультипликативный эффект на развитие экономики, способствующих привлечению инвестиций и созданию новых рабочих мест. Такими центрами должны стать активно формирующиеся в настоящее время промышленные кластеры.
Кластерный подход, как показывает опыт многих стран, не только служит средством достижения целей в конкурентной борьбе регионов, но и усиливает инновационную направленность, является мощным инструментом для стимулирования развития предпринимательства, что в конечном итоге может влиять на увеличение занятости, заработной платы, отчисления в бюджеты различных уровней, повышение эффективности и устойчивости промышленности.
Однако, процесс формирования промышленных кластеров в экономике, особенно на его первоначальных этапах, а Российская Федерация находится как раз на этих этапах, требует значительных финансовых затрат. Именно поэтому основной целью, на достижение которой была направлено исследование, являлась разработка теоретических положений, методических и практических рекомендаций по развитию механизма финансирования промышленных кластеров.
В промышленных кластерах должно происходить объединение финансового, научного, образовательного и производственного потенциала, инновационной и производственной составляющей, учебных, научных и
производственных структур. Поэтому, можно сделать вывод, что промышленный
84
кластер - это группа географически локализованных взаимосвязанных компаний поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.
Но, несмотря на все преимущества кластерного подхода к развитию экономики, государства, взявшие курс на финансирование промышленных кластеров, должны решить немало проблемных вопросов. Например, где следует поддерживать кластерные инициативы - в регионах роста или, наоборот, в отстающих регионах, какие отрасли следует выбирать для развития кластеров - высокотехнологичные или традиционные, каких участников кластера поддерживать и в каких формах.
Главной проблемой, тормозящей развитие промышленных кластеров в России на сегодняшний день, остается острый дефицит финансирования. Действующие в настоящее время российские промышленные кластеры, вынуждены решать проблемы выживания, не вкладывая инвестиции в научные исследования, закупку нового оборудования или внедрение современных технологических процессов. В таких условиях, конечно же, нельзя рассчитывать, что производимая промышленным кластером продукция будет конкурентоспособной не только на мировом, но и даже на внутреннем рынке.
Очевидно, что к финансированию наиболее крупных проектов промышленных кластеров должны привлекаться различные источники инвестирования, при этом, учитывая ограниченный объем бюджетного финансирования, необходимо развитие комплекса мер по стимулированию развития внебюджетных источников финансирования промышленных кластеров, таких как частные капиталовложения, собственные средства предприятий, кредитные продукты коммерческих банков.
Участникам промышленных кластеров для обеспечения собственного
выживания и эффективного функционирования необходимо диверсифицировать
85
источники финансового обеспечения. Финансирование наукоемких кластеров может и должно осуществляться за счет привлечения как бюджетных, так и внебюджетных средств.
Проанализировав первые шаги по поддержке развития российских промышленных кластеров в формате конкурса пилотных проектов развития кластеров, следует отметить, что конкурсный отбор пилотных кластеров (и их последующая поддержка) в целом соответствует применяемому за рубежом алгоритму стимулирования развития кластеров. Вместе с тем, необходимо учитывать особенности экономики Российской Федерации. Важно не только лишь заимствовать общие принципы и алгоритмы зарубежных программ по развитию кластеров, но также уделить особое внимание их локализации, применению в российских условиях. Учет влияния особенностей среды на механизм финансирования промышленных кластеров является основой его
результативности. Особенности среды зачастую не видны тем, кто реализует такие программы за рубежом, они не часто становятся объектом для анализа и переосмысления, так как считаются чем-то самим собой разумеющимися. Однако при импорте инструментов в другое институциональное окружение эти особенности становятся теми факторами, от которых во многом будет зависеть успешность финансирования промышленных кластеров.
Успешный международный опыт предоставления кластерными
организациями сервисов для бизнеса (исследование рынка, установление необходимых связей, разработка проекта, трансфер технологий, финансирование инноваций и межкластерное взаимодействие), может быть использован при определении портфеля сервисов, предоставляемых Камским инновационным территориально-производственным кластером своим членам с целью обеспечения межсекторального и межкластерного взаимодействия и развития инноваций.
В рамках поддержки деятельности промышленных кластеров остается крайне актуальным и малоизученным вопрос оценки эффективности их
финансирования. На протяжении последних 10-15 лет в разных
86
исследовательских центрах за рубежом велась работа по созданию аналитических инструментов для наблюдения за кластерами. В большинстве экономически развитых стран сегодня сформированы системы национального мониторинга промышленных кластеров. В России такой системы пока нет.
На данный момент в России реализуется второй этап кластерной политики. Цель кластерного мониторинга на втором этапе, т.е. когда пилотные кластеры уже отобраны, состоит не в выявлении кластеров, не в определении соотношения этих кластеров с другими. Главная задача состоит в получении данных об эффективности их финансирования, то есть дают ли они отдачу на вложенные средства, и, если да, то какую.
В ходе исследования рассмотрена организация деятельности промышленных кластеров в Российской Федерации, которую можно разделить на следующие основные этапы:
- формирование рабочей (инициативной) группы по созданию промышленного кластера;
- разработка и утверждение плана мероприятий («дорожной карты») по созданию промышленного кластера;
- формирование специализированной организации промышленного кластера;
- заключение соглашения участников промышленного кластера со специализированной организацией промышленного кластера об участии в промышленной деятельности промышленного кластера;
- утверждение функциональной карты промышленного кластера;
- утверждение программы развития промышленного кластера;
- заключение специализированной организацией промышленного кластера с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположена инфраструктура промышленного кластера, соглашения о создании промышленного кластера.
Также во второй главе мы пришли к выводу о том, что участникам инновационных кластеров для обеспечения расширенного воспроизводства и эффективного функционирования необходимо диверсифицировать источники финансового обеспечения. Финансирование наукоемких кластеров может и должно осуществляться за счет привлечения как бюджетных, так и внебюджетных средств. При этом российские инновационные кластеры финансируются в настоящее время преимущественно за счет собственных средств их участников.
В рамках развития механизма финансирования Камского инновационного территориально-производственного кластера нами был рассмотрен вопрос использования механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в промышленных кластерах. Существует несколько возможных вариантов использования механизмов государственно-частного партнерства в промышленных кластерах. Предпосылками к этому может считаться тот факт, что в рамках реализации ГЧП-проектов возможно решение задач развития региональной и межрегиональной инновационной инфраструктуры, а, учитывая опыт и умения частного инвестора, который напрямую заинтересован в получении большей прибыли, попутно разрешаются задачи более эффективного управления и внедрения инноваций в производстве. Таким образом, передача некоторых функций частному партнеру в рамках ГЧП позволяет сократить расходы бюджета путем повышения эффективности и качества предоставления услуг, контроля издержек, обеспечения доступности новых технологий и новаторских методов управления, сокращения численность административного и управленческого персонала.
В целях развития практики применения механизма государственно-частного партнерства, а также повышения уровня развития транспортной, энергетической, инженерной, жилищной, социальной, образовательной и инновационной инфраструктуры территорий базирования пилотных кластеров; преодоления
нехватки у участников пилотных кластеров финансовых ресурсов для выполнения
88
работ и проектов в сфере исследований и разработок; осуществления инновационной деятельности целесообразно на наш взгляд привлечение государственных институтов развития к реализации программ развития промышленных территориальных кластеров.
Еще одним дополнительным источником финансирования деятельности Камского инновационного территориально-производственного кластера может стать секьюритизация нематериальных активов. Рассматриваемый нами механизм, основанный на залоге имущественных прав, может быть использован для перевода низколиквидных нематериальных активов в высоколиквидный материальный актив - деньги или иной финансовый инструмент. В качестве механизма данной трансформации предлагается использовать такой финансовый инструмент, как секьюритизация.
На сегодняшний день секьюритизация - одна из определяющих тенденций современных финансовых рынков. Механизмы секьюритизации впервые заработали в США в 70-е годы XX в., а в 80-е годы их взяли на вооружение и европейские банки. В начале XXI в. месячный оборот этого сектора мирового финансового рынка достиг 1,5 трлн. долл. США.
Секьюритизация - это процесс превращения неликвидных займов (то есть неликвидных активов) в ликвидные активы. Секьюритизация активов используется для обеспечения эмиссии новых ценных бумаг с целью получения финансовых средств.
Финансирование кластерных проектов путем секьюритизации нематериальных активов можно разбить на следующие этапы:
1. Подготовительный этап. На данном этапе осуществляется определение основных участников сделки. Оригинатор (создатель проекта), целевая компания - SPV (Special Purpose Vehicle), Инвесторы - покупатели ценных бумаг.
2. Компания-оригинатор создает активы, которые будут в дальнейшем обеспечивать денежные поступления, аккумулирует их, затем объединяет однородные по своей структуре активы в один большой пул и передает его целевой компании (SPV).
3. После получения активов SPV осуществляет эмиссию собственных ценных бумаг, обеспеченных предстоящими денежными поступлениями от полученных активов.
4. Государственная регистрация новых ценных бумаг.
5. После того как кредитный рейтинг получен долговые обязательства SPV попадают на рынок ценных бумаг, где их приобретают, как правило, рядовые инвесторы.
6. На заключительном этапе выручку от продажи своих ценных бумаг целевая компания передает создателю и тем самым расплачивается за полученные активы.
Предлагаемая система позволяет консолидировать интеллектуальный и финансовый капитал, труд инженеров и менеджеров путем интеграции труда и возможностей участников по созданию цепочки добавленной стоимости в создании инновации для конечного потребителя и получении коммерческого результата.
Эффективные финансово-кредитные технологии позволят в полном объеме реализовать стоящие перед промышленными кластерами цели и задачи, а также будут способствовать их результативному функционированию в Российской Федерации.


1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. - Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Поручение Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 11 ноября 2011 г. [Электронный ресурс]: протокол № Пр-3484ГС от 22 ноября 2011 г., пункт 2 в. - Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О промышленной политике в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ. - Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Об утверждении требований к промышленным кластерам [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 № 779. - Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2013 № 188. - Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
6. О Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до
2020 г. [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской
Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. - Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
7. О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 г. № 188 «Об утверждении Правил распределения и предоставления
субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации
91
на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров» в 2013 г. [Электронный ресурс]: приказ Минэкономразвития России от 21.05.2013 № 275. - Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Об утверждении уровня софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации за счет субсидий из федерального бюджета на реализацию программ развития пилотных инновационных территориальных кластеров на 2013 г. [Электронный ресурс]: приказ Минэкономразвития России от 13.08.2013 № 457. - Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Об утверждении перечня мероприятий, отобранных для софинансирования за счет средств субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ развития пилотных инновационных территориальных кластеров [Электронный ресурс]: приказ Минэкономразвития России от 23 октября 2013 г. № 608. - Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Об утверждении перечня мероприятий, которые будут учитываться при
определении размера субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ развития пилотных инновационных территориальных кластеров [Электронный ресурс]: приказ
Минэкономразвития России от 23 октября 2013 г. № 609. - Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Абашкин В. Л., Голанд М. Ю., Гохберг Л. М., Куценко Е. С., Рудник П. Б., Шадрин А. Е. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации / Под общ. ред.: Л. М. Г охберг, А. Е. Шадрин. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013
12. Афанасьев М. Мировая конкуренция и кластеризация экономики// Вопросы экономики. 2015. № 4. - С.75-86.
13. Бабинцев В.П., Ушамирская Г.Ф., Шаповал Ж.А. Проблема кластерного управления социальной сферой в экономической социологии// Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2012. №1(16). - С.50-58.
14. Баев И.А., Подшивалова М.В. Задачи институционального обеспечения повышения инновационной активности малого бизнеса в регионе// Экономика региона. 2013. № 1 (33). - С. 189-197.
15. Баев И.А., Углева О.В. Некоторые предложения по развитию методологии моделирования инновационной среды// Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 4. - С. 113-126.
16. Валентей С.Д. Федерализм и инновационная модернизация// Федерализм.
2013. № 1. -С. 7-10.
17. Валентей С.Д. Экономика инноваций и проблемы ее формирования// Наука и практика. 2012. № 1 (7). - С. 51-58.
18. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития: монография / В.Г.Матвейкин, С.И.Дворецкий, Л.В.Минько и др. - М.: Машиностроение-1, 2012. - 284 с.
19. Корпоративное планирование развития компании: сбалансированность, устойчивость, пропорциональность: монография / [Анискин Ю.П. и др.]; под ред. Ю.П. Анискина; МИЭТ (ТУ), Междунар. академия менеджмента, Междунар. академия науки и практики орг. пр-ва - М.: Издательство «Омега-Л», 2012 - 359 с.
20. Корпоративное управление инновационным развитием: монография / под ред. Ю.П. Анискина. - Москва: Издательства «Омега-Л», 2012. - 411 с.
21. Куликовский Я. Сетевая экономика: создание кластеров способно решить многие проблемы российских компаний / Sales Busi№ess, № 7 - 2014. С.8-15.
22. Малое предпринимательство в России. 2015 / http/www.cir.rn/; Россия в цифрах. 2015: Стат. Сб. - М.: Федеральная служба гос. Статистики, 2015.
23. Марков Л.С. Экономические кластеры: понятия и характерные черты / Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых, 2012. С. 139-147.
24. Марков Л.С., Ягольницер В.М., Маркова В.М., Теплова И.Г. Институциональные особенности, модели кластеризации и развитие инновационных мезоэкономических систем/ Регион: экономика и социология.
2014. - №3 - с. 10
25. Механизмы создания и функционирования высокотехнологичных отраслевых кластеров: монография / под ред. С.Г. Полякова. - М.: МИЭТ, 2013. - 164 с.
26. Портер, М. Э. Конкуренция / Пер. с англ.: уч.пос. - М.Э.Портер. - М.: Вильямс,
2013. - 608 с.
27. Романова О.А., Лаврикова Ю.Г. Потенциал кластерного развития экономики региона // Проблемы прогнозирования. - М., 2013. № 4. - C.56-70.
28. Самострокова Е. С. Классификация кластеров предприятий // Молодой ученый. 2012. №1. Т.1. — С. 141-143.
29. Сташевская Г.Н. Инновационный кластер как ядро инновационноориентированной экономики// Инновации. 2012. №9 (131). - С. 112-117.
30. Тиньгаев А.М. Роль государственного финансирования в обеспечении деятельности инновационных кластеров / А.М. Тиньгаев, С.С. Артемьева // Современные тенденции в образовании и науке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 октября 2013 года: в 26 частях. Часть 2; Мин-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. - С. 135-136
31. Тиньгаев А.М. Секьюритизация нематериальных активов как инструмент финансирования инновационных кластеров / А.М. Тиньгаев, С.С. Артемьева // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. - 2014 год. - № 3.
32. Тиньгаев А.М. Финансовая поддержка кластерных инициатив в странах
Европейского союза (ЕС) / А.М. Тиньгаев, С.С. Артемьева // Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы VII международной научно
практической конференции (29 ноября 2013 года). / Отв. редактор Уварина Н.В. - Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLDPRESSsr.o., 2013. - С. 483-485
33. Тиньгаев А.М. Формирование организационного механизма финансирования функционирования инновационных кластеров [Электронный ресурс] / А.М. Тиньгаев // Системное управление. - 2013 год. - № 4 - Режим доступа http: //sisupr.mrsu.ru/2013 -4/PDF /ti№gaev_a_m_.pdf.
34. Уварова А. Я. Создание региональных глобально конкурентных кластеров нового типа в рамках перспективных технологических платформ// Экономика и управление. 2013. № 6 (285). - С. 7-14.
35. Федоров В.К., Бендерский Г.П., Белевцев А.М., Епанешникова И.К. Особенности организации и перспективы развития инновационнопроизводственных кластеров// Инновации. 2013. №9. - С. 96-98.
36. Экономический портал. Ленчук Е. Б., Власкин Г. А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран. Режим доступа: http://i№stitutio№es.com/strategies/1928.
37. Юданов А.Ю. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач. М. : Финансовая компания «ИНТРАСТ»; КНОРУС, 2012. — 464 с.
38. Бирюков А. В. Формирование инновационных кластеров в
высокотехнологичных отраслях промышленности [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://vak.ed.gov.ru/commo№/img/uploaded/files/vak/a№№ou№ceme№ts/
eco№omich/2009/26-10/BIRUKOVAV.doc.
39. Комарова И. И. Круг трансформаций: от общества знаний к инновационной
экономике [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http: //www.vata№ym.ru/?a№=vs310_eco3.
40. Кондратьева М. Н. Актуальные проблемы развития социально-экономических систем в современных условиях [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ve№ec.ulstu.ru/lib/disk/2012/Ko№dratjeva1 .pdf.
41. Косолапов Г.В. Финансирования инновационных проектов путем секьюритизации нематериальных активов [Электронный ресурс]: Режим доступа www.iab.kz/dow№load/2544/13566943029488.pdf.
42. Куркудинова Е. В. Кластерный подход как технология управления экономическим развитием региона [Электронный ресурс]: Режим доступа: ecsocma№.hse.ru>data/2011/03/22/1268220201/35.pdf.
43. Куценко Е.С. Совершенствование принципов кластерной политики в России
на основе зарубежного опыта в контексте реализуемого Министерством экономического развития РФ конкурса пилотных территориальных кластеров [Электронный ресурс]: Режим доступа
http://www.gosbook.ru/documeN2t/60064/60098/preview.
44. Министерство экономики Республики Татарстан [Электронный ресурс]: [офиц. сайт]. - Режим доступа: http://mert.tatarstaN2.ru/ms.
45. Навигатор российского МСП [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http: //www.veb.ru/strategy/bsup/N2avsme.
46. Об основных направлениях повышения эффективности расходов
федерального бюджета [Электронный ресурс]: доклад / М-во финансов РФ. - М.,
2015. - Режим доступа: http://www.miN2fiN2.ru/commoN2/upload/library
/2015/07/mai№/Doklad_Ob_os№ov№ykh_№apravle№iyakh_povyshe№iya_effektiv№ os ti_raskhodov_federalN2ogo_budzheta.pdf.
47. Родионова Л.Н.,Хайруллин Р.Ф. Кластеры как форма интеграции
инвестиционных ресурсов [Электронный ресурс]: - Режим доступа
http: //www.ogbus .ru/authors/Rodio№ova/Rodio№ova_4. pdf.
48. РоссельхозБанк [Электронный ресурс]: [офиц. сайт]. - Режим доступа: http: //www.rshb .ru.
49. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан [Электронный ресурс]: [офиц. сайт]. - Режим доступа: http: //tatstat.gks .ru.
50. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: [офиц. сайт]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ