ИСТОРИЯ РОССИЙСКО-ПОЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ XX ВЕКА
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЙСКИМ И ПОЛЬСКИМ ГОСУДАРСТВАМИ 10
1.1. Исторические корни российско-польских противоречий 10
1.2. Установление российско-польского дипломатического диалога (1989-1993 гг.) 21
1.3. Развитие отношений между Республикой Польша и Российской Федерацией в 1994-2000 гг.:
попытки стабилизации и урегулирования противоречий 33
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ
ВОЕВОДСТВАМИ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША И СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 50
2.1. Установление и развитие трансграничного сотрудничества между польскими и российскими
городами 50
2.2. Санкт-Петербург в системе побратимских связей с польскими городами 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
Источники 74
Литература. 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
Приложение 1 83
Приложение 2 85
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЙСКИМ И ПОЛЬСКИМ ГОСУДАРСТВАМИ 10
1.1. Исторические корни российско-польских противоречий 10
1.2. Установление российско-польского дипломатического диалога (1989-1993 гг.) 21
1.3. Развитие отношений между Республикой Польша и Российской Федерацией в 1994-2000 гг.:
попытки стабилизации и урегулирования противоречий 33
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ
ВОЕВОДСТВАМИ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША И СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 50
2.1. Установление и развитие трансграничного сотрудничества между польскими и российскими
городами 50
2.2. Санкт-Петербург в системе побратимских связей с польскими городами 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
Источники 74
Литература. 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
Приложение 1 83
Приложение 2 85
Актуальность. Взаимосвязь государств на мировой арене, их способы реализации собственных внешнеполитических доктрин и концепций традиционно остаются в фокусе внимания общества. В рамках данной работы для исследования были избраны отношения Российской Федерации и Республики Польша в последнее десятилетие XX в., отмеченное оформлением новой международной системы координат.
Российско-польские отношения 90-х гг. XX в. складывались на почве знаковых преобразований в бывшем Социалистическом содружеств и задели все сферы взаимодействия между Россией и Польшей. Характер взаимодействия данных стран определялся рядом существенных аспектов, во многом усложнявших диалог (многое из отмеченного продолжает влиять на настоящее).
Во-первых, Россия всегда во многом определяла внутриполитический курс и внешнюю политику, экономическое, социальное и др. развитие западнославянского соседа. Вспомним участие Российской империи / Советского Союза в разделах Польши, в освобождении этого государства от нацистов. Польша регулярно обращалась к антироссийской / антисоветской деятельности. В 1943-1945 гг. именно Советский Союз стал инициатором воссоздания Польши и определил его современные границы.
Во-вторых, оба народа имеют славянские корни и тесно взаимодействовали на протяжении исторического развития, что обеспечило глубокое взаимодействие культур, которое обогатило развитие обеих стран.
В-третьих, сейчас Польша является самым крупным образованием Восточной Европы с претензией на превращение в геополитического игрока. РП обладает заметным экономическим, политическим, культурным потенциалом, что делает ее выгодным партнером для РФ. Но Москва стремится к восстановлению мирового политического и экономического влияния, а Варшава увлеклась евро-атлантической интеграцией.
Приведенные факты в совокупности обуславливают актуальность работы, которая становится тем значимее, что российско-польский диалог выходит за двусторонние рамки и отражаются на восточно-европейских, европейских и мировых процессах.
Объект исследования - взаимоотношения между российским и польским государствами.
Предмет исследования - история российско-польских взаимосвязей на постсоветском пространстве в 90-е гг. ХХ века.
Хронологические рамки. Начало исследуемого периода относится к рубежу 1989/1990 гг., выделенного в связи со сменой политического строя в обоих государствах, установлением взаимосвязей нового внеидеологического уровня. Окончание изучаемого периода приходится на грань 1999/2000 гг., что связано окончательной евроатлантической ориентаций Польши - на протяжении 1990-х она стремилась и, наконец, вступила в НАТО, одновременно обозначился качественный перелом российско-польских отношениях.
Цель - проанализировать систему взаимоотношений Российской Федерации и Республики Польши в 1989/1990-е - 1999/2000-е гг. и определить основные тенденции российско-польских отношений в указанный период.
Задачи:
• охарактеризовать базовые узлы противоречий и тенденции между странами, обозначившиеся в процессе их исторического развития;
• рассмотреть ключевые грани построения российско-польских отношений в 1989 - 1993 гг. и показать степень их взаимовлияния и противодействия в связи с особенностями разнообразных контактов между государствами;
• проанализировать комплекс договоров, нацеленных на позитивные изменения, а также совокупность проблем, мешающих прогрессу в 1994 - конце 1999 гг.;
• изучить специфику дипломатического сотрудничества польских и российских городов;
• изучить характерные черты взаимодействия городов Северо-Западного федерального округа РФ с городами РП.
Степень изученности проблемы. Польские исследователи, при изучении польско- российской проблематики, уделяют внимание вопросам изменения российского политического строя, внешнеполитическим курсам обеих стран с упором на двусторонние отношения между РП и РФ. Авторы изучают процессы развития польской и российской внешнеполитической парадигмы .
Следует выделить монографию Р.Зембы «Внешняя политика Польши в евроатлантической зоне», где автор обосновывает собственную периодизацию последнего двадцатилетия российско-польских отношений. Р.Земба подчеркивает, что существенное влияние на диалог Россия-Польша оказала деятельность Варшавы по вступлению в НАТО и ЕС и возражения этому со стороны РФ. Также, по мнению автора, формальные взаимные визиты политиков РФ и РП или отказ от них, политические акции общественных деятелей и радикально настроенных групп сыграли роль в установлении и эволюции современных дипломатических отношений между Россией и Польшей. Исследователь подчеркнул, что руководство РП более не рассматривает взаимосвязи с Российской Федерацией как наиболее приоритетные, но относится к своему восточному соседу как к угрозе национальной безопасности Польши.
Российские исследователи обращают внимание на механизмы демократических реформ в странах Восточной и Центральной Европы, формирование связанного с внутренними изменениями внешнеполитического курса, российско-польские отношения чаще всего анализируются в данном контексте. Можно также отметить существенный блок работ по дипломатии городов, установлению побратимских связей, однако вопросы о трансграничном сотрудничестве российских городов с польскими изучаются опосредованно.
Крупнейшим исследователем российско-польских отношений является Н.И.Бухарин. На его счету исследовательская деятельность в поле политической, экономической, идеологической, социальной и культурной трансформации Польши, России и ряда стран Центральной и Восточной Европы. Анализ перспектив и возможностей генезиса отношений государств, в том числе и при учете особенностей взаимоотношений польских северо-западных воеводств с Калининградским эксклавом РФ. Существенную роль в изучаемом вопросе играет монография Н.И. Бухарина «Россия- Польша: Опыт двадцатилетних отношений», в которой ученый выделил главные исторические противоречия, мешающие российскому и польскому обществу установить крепкие дружественные связи. Автор резюмирует, что главным препятствием в позитивном развитии отношений между обоими государствами является разница в геополитических интересах. Ученый отмечает, что залогом стабильности может стать надежные экономические, торговые, культурные контакты.
Можно отметить существование ряда междисциплинарных работ, ориентированных на исследование главных факторов и направлений политического, культурного, экономического процессов, связанных с этим стратегий, тактик и методик деятельности. К подобным трудам относятся аналитические исследования Российского института культурологии Министерства культуры РФ и Ягеллонского университета РП.
Продолжается совместные и одиночные исследования конфликтных вопросов истории российско-польских отношений.
Источниковедческая база исследования. В работе использовалась совокупность разноплановых источников.
Во-первых, межправительственные договоры и соглашения между Российской Федерацией и Республикой Польша, заключенные в 1990-е гг. К данным документам относятся договоренности об установлении дипломатических отношений, экономическом сотрудничестве, культурных, научных пр. контактах, соглашения городов-побратимов.
Во-вторых, стенограммы заседаний органов государственной власти ; реляции, донесения и публичные высказывания министерств иностранных дел обоих государств, озвучивающие внешнеполитические доктрины, отчеты и планы, публичные реакции на политические демарши.
В-третьих, уставные документы международных организаций -Ассоциации «Породненные города», Ассоциации «Международная Ассамблея столиц и крупных городов», Совета по вопросам сотрудничества региона Санкт-Петербурга РФ и регионов РП, Sister Cities International.
В-четвертых, официальная информация, представленная на сайтах администраций российских и польских городов. В-пятых, воспоминания, записки очевидцев событий. В-шестых, внешнеполитические документы архивов РП и РФ.
Методологическую основу работы составляют принципы научной объективности и историзма. Принцип историзма, предполагающий изучение любого события, явления или процесса в его развитии, индивидуальности и в соответствии с конкретной исторической реальностью, позволил рассмотреть эволюцию российско-польских отношений в качестве составной части мировых взаимоотношений, исторической реальности, обусловившей ее динамические изменения. Руководствуясь принципом научной объективности, автор провел анализ разноплановой информации и выявил достоверные знания о становлении и развитии сотрудничества между странами.
При написании работы использовались общенаучные методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, классификации, логико-понятийного подхода. Применялись методы исторического познания. С помощью историко-системного метода были изучены сопоставимые факты и выявлены закономерности эволюции внешнеполитических отношений России и Польши. Историко-генетический способствовал идентифицировать причинно-следственные связи в развитии политических, культурных, экономических и др. взаимосвязей между странами. Проблемно-хронологический и метод периодизаций помог определиться с этапами развития российско-польских отношений в новейшее время. Сравнительно-исторический позволил сравнить развитие российско-польских отношений с мировыми процессами. Историко-типологический был применен для выявления особенностей городской дипломатии.
Методологической основой работы стал междисциплинарный подход, необходимый для всестороннего, целостного и системного изучения масштабных трансформаций разных сфер реальности.
Научная новизна заключается в проведении комплексного исследования взаимоотношений польского и российского государств в указанных хронологических рамках. Сделана попытка проанализировать дипломатию городов России и Польши в контексте мировой парадипломатии. С помощью выявленных фактов рассмотрены особенности политических, культурных, экономических, научных и др. контактов между странами.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов работы в чтении лекций, краеведческой работе, разработке спецкурсов по проблематике МО. Работа может быть полезной для дальнейших научных исследований и создания обобщающих трудов по истории МО.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений.
Российско-польские отношения 90-х гг. XX в. складывались на почве знаковых преобразований в бывшем Социалистическом содружеств и задели все сферы взаимодействия между Россией и Польшей. Характер взаимодействия данных стран определялся рядом существенных аспектов, во многом усложнявших диалог (многое из отмеченного продолжает влиять на настоящее).
Во-первых, Россия всегда во многом определяла внутриполитический курс и внешнюю политику, экономическое, социальное и др. развитие западнославянского соседа. Вспомним участие Российской империи / Советского Союза в разделах Польши, в освобождении этого государства от нацистов. Польша регулярно обращалась к антироссийской / антисоветской деятельности. В 1943-1945 гг. именно Советский Союз стал инициатором воссоздания Польши и определил его современные границы.
Во-вторых, оба народа имеют славянские корни и тесно взаимодействовали на протяжении исторического развития, что обеспечило глубокое взаимодействие культур, которое обогатило развитие обеих стран.
В-третьих, сейчас Польша является самым крупным образованием Восточной Европы с претензией на превращение в геополитического игрока. РП обладает заметным экономическим, политическим, культурным потенциалом, что делает ее выгодным партнером для РФ. Но Москва стремится к восстановлению мирового политического и экономического влияния, а Варшава увлеклась евро-атлантической интеграцией.
Приведенные факты в совокупности обуславливают актуальность работы, которая становится тем значимее, что российско-польский диалог выходит за двусторонние рамки и отражаются на восточно-европейских, европейских и мировых процессах.
Объект исследования - взаимоотношения между российским и польским государствами.
Предмет исследования - история российско-польских взаимосвязей на постсоветском пространстве в 90-е гг. ХХ века.
Хронологические рамки. Начало исследуемого периода относится к рубежу 1989/1990 гг., выделенного в связи со сменой политического строя в обоих государствах, установлением взаимосвязей нового внеидеологического уровня. Окончание изучаемого периода приходится на грань 1999/2000 гг., что связано окончательной евроатлантической ориентаций Польши - на протяжении 1990-х она стремилась и, наконец, вступила в НАТО, одновременно обозначился качественный перелом российско-польских отношениях.
Цель - проанализировать систему взаимоотношений Российской Федерации и Республики Польши в 1989/1990-е - 1999/2000-е гг. и определить основные тенденции российско-польских отношений в указанный период.
Задачи:
• охарактеризовать базовые узлы противоречий и тенденции между странами, обозначившиеся в процессе их исторического развития;
• рассмотреть ключевые грани построения российско-польских отношений в 1989 - 1993 гг. и показать степень их взаимовлияния и противодействия в связи с особенностями разнообразных контактов между государствами;
• проанализировать комплекс договоров, нацеленных на позитивные изменения, а также совокупность проблем, мешающих прогрессу в 1994 - конце 1999 гг.;
• изучить специфику дипломатического сотрудничества польских и российских городов;
• изучить характерные черты взаимодействия городов Северо-Западного федерального округа РФ с городами РП.
Степень изученности проблемы. Польские исследователи, при изучении польско- российской проблематики, уделяют внимание вопросам изменения российского политического строя, внешнеполитическим курсам обеих стран с упором на двусторонние отношения между РП и РФ. Авторы изучают процессы развития польской и российской внешнеполитической парадигмы .
Следует выделить монографию Р.Зембы «Внешняя политика Польши в евроатлантической зоне», где автор обосновывает собственную периодизацию последнего двадцатилетия российско-польских отношений. Р.Земба подчеркивает, что существенное влияние на диалог Россия-Польша оказала деятельность Варшавы по вступлению в НАТО и ЕС и возражения этому со стороны РФ. Также, по мнению автора, формальные взаимные визиты политиков РФ и РП или отказ от них, политические акции общественных деятелей и радикально настроенных групп сыграли роль в установлении и эволюции современных дипломатических отношений между Россией и Польшей. Исследователь подчеркнул, что руководство РП более не рассматривает взаимосвязи с Российской Федерацией как наиболее приоритетные, но относится к своему восточному соседу как к угрозе национальной безопасности Польши.
Российские исследователи обращают внимание на механизмы демократических реформ в странах Восточной и Центральной Европы, формирование связанного с внутренними изменениями внешнеполитического курса, российско-польские отношения чаще всего анализируются в данном контексте. Можно также отметить существенный блок работ по дипломатии городов, установлению побратимских связей, однако вопросы о трансграничном сотрудничестве российских городов с польскими изучаются опосредованно.
Крупнейшим исследователем российско-польских отношений является Н.И.Бухарин. На его счету исследовательская деятельность в поле политической, экономической, идеологической, социальной и культурной трансформации Польши, России и ряда стран Центральной и Восточной Европы. Анализ перспектив и возможностей генезиса отношений государств, в том числе и при учете особенностей взаимоотношений польских северо-западных воеводств с Калининградским эксклавом РФ. Существенную роль в изучаемом вопросе играет монография Н.И. Бухарина «Россия- Польша: Опыт двадцатилетних отношений», в которой ученый выделил главные исторические противоречия, мешающие российскому и польскому обществу установить крепкие дружественные связи. Автор резюмирует, что главным препятствием в позитивном развитии отношений между обоими государствами является разница в геополитических интересах. Ученый отмечает, что залогом стабильности может стать надежные экономические, торговые, культурные контакты.
Можно отметить существование ряда междисциплинарных работ, ориентированных на исследование главных факторов и направлений политического, культурного, экономического процессов, связанных с этим стратегий, тактик и методик деятельности. К подобным трудам относятся аналитические исследования Российского института культурологии Министерства культуры РФ и Ягеллонского университета РП.
Продолжается совместные и одиночные исследования конфликтных вопросов истории российско-польских отношений.
Источниковедческая база исследования. В работе использовалась совокупность разноплановых источников.
Во-первых, межправительственные договоры и соглашения между Российской Федерацией и Республикой Польша, заключенные в 1990-е гг. К данным документам относятся договоренности об установлении дипломатических отношений, экономическом сотрудничестве, культурных, научных пр. контактах, соглашения городов-побратимов.
Во-вторых, стенограммы заседаний органов государственной власти ; реляции, донесения и публичные высказывания министерств иностранных дел обоих государств, озвучивающие внешнеполитические доктрины, отчеты и планы, публичные реакции на политические демарши.
В-третьих, уставные документы международных организаций -Ассоциации «Породненные города», Ассоциации «Международная Ассамблея столиц и крупных городов», Совета по вопросам сотрудничества региона Санкт-Петербурга РФ и регионов РП, Sister Cities International.
В-четвертых, официальная информация, представленная на сайтах администраций российских и польских городов. В-пятых, воспоминания, записки очевидцев событий. В-шестых, внешнеполитические документы архивов РП и РФ.
Методологическую основу работы составляют принципы научной объективности и историзма. Принцип историзма, предполагающий изучение любого события, явления или процесса в его развитии, индивидуальности и в соответствии с конкретной исторической реальностью, позволил рассмотреть эволюцию российско-польских отношений в качестве составной части мировых взаимоотношений, исторической реальности, обусловившей ее динамические изменения. Руководствуясь принципом научной объективности, автор провел анализ разноплановой информации и выявил достоверные знания о становлении и развитии сотрудничества между странами.
При написании работы использовались общенаучные методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, классификации, логико-понятийного подхода. Применялись методы исторического познания. С помощью историко-системного метода были изучены сопоставимые факты и выявлены закономерности эволюции внешнеполитических отношений России и Польши. Историко-генетический способствовал идентифицировать причинно-следственные связи в развитии политических, культурных, экономических и др. взаимосвязей между странами. Проблемно-хронологический и метод периодизаций помог определиться с этапами развития российско-польских отношений в новейшее время. Сравнительно-исторический позволил сравнить развитие российско-польских отношений с мировыми процессами. Историко-типологический был применен для выявления особенностей городской дипломатии.
Методологической основой работы стал междисциплинарный подход, необходимый для всестороннего, целостного и системного изучения масштабных трансформаций разных сфер реальности.
Научная новизна заключается в проведении комплексного исследования взаимоотношений польского и российского государств в указанных хронологических рамках. Сделана попытка проанализировать дипломатию городов России и Польши в контексте мировой парадипломатии. С помощью выявленных фактов рассмотрены особенности политических, культурных, экономических, научных и др. контактов между странами.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов работы в чтении лекций, краеведческой работе, разработке спецкурсов по проблематике МО. Работа может быть полезной для дальнейших научных исследований и создания обобщающих трудов по истории МО.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений.
Основные узлы противоречий между российским и польским государствами коренятся в цивилизационных различиях, конфессиональных особенностях и исторической памяти. Анализ материалов первой главы позволяет сделать вывод, что Польша наиболее восприимчива к историческому прошлому и под его влиянием склонна забывать о позитивных элементах взаимоотношений. Именно историческая память заставляет польское государство видеть в России угрозу национальной безопасности. Российское государство тоже периодически «вспоминает» об обидах прошлого, однако для России Польша скорее препятствие в общении с Западной Европой, на пути восстановления былого могущества российского государства на мировой арене.
В 1989 г. в Польше произошли кардинальные политические сдвиги, которые изменили внутри- и внешнеполитическое развитие польского государства. Первоначально польская сторона действовала в просоветском направлении. Одновременно Варшава стала учредительницей Вишеградской группы, сделала номинальным участие в советских военном и экономическом блоках, вступила в диалог с капиталистическим миром и приняла евро-атлантические программы для реорганизации своей экономики. Все эти действия польской республики Москва проигнорировала.
С 1991 г. по 1993 г. государства вели переговоры по заключению межправительственных соглашений и установлению дипломатических отношений между Республикой Польша и вновь созданной Российской Федерацией. Итогом переговоров стали вывод СА из Польши, систематизация соглашений, подписанных между СССР и ПНР после II Мировой войны, подписание «Договора о дружественном и добрососедском сотрудничестве», ряд экономических соглашений и первые договора о дружбе и сотрудничестве между городами и регионами России и Польши.
В начале 1990-х гг. сложилась ситуация при которой польская восточная политика находилась в стадии становления и не была подкреплена экономическим, культурным, научным и пр. сотрудничеством. А во внешней деятельности России Польша занимала второстепенное место.
Период с 1993/1994 гг. по 1999/2000 гг. ознаменовался первоначально успехами в выстраивании взаимоотношений между Россией и Польшей. В этот же период времени Варшава начинает планомерное движение в сторону интеграции с ЕС и вступления в НАТО. Российская внешнеполитическая концепция была нацелена на установление конструктивного диалога с НАТО и ЕС, польское государство рассматривалось как ступень для выстраивания отношений с западным блоком. Личное негативное мнение президента Б.Н.Ельцина в отношении Польши довлеет над политическими взаимосвязями.
С 1996 г. Москва начинает ориентироваться на многоплановое сотрудничество с Варшавой, это становится важным элементом вариативности российского внешнеполитического курса и доказательством нацеленности РФ на многополярный мир Личная неприязнь отходит на второй план. Москва соглашается с необходимостью укрепления европейских организаций, положительно отзывается о возможности включения Польши в европейские структуры.
Политическая конъюнктура была напряженной, развитие экономического сотрудничества между Россией и Польшей продолжалось, все большее количество городов с обеих сторон вступало в дружественные отношения.
Начало современной дипломатии городов связывают с событиями II Мировой войны. Однако трансграничному и транснациональному сотрудничеству второй половины XX в. мешала Холодная война. Международная напряженность привела к политизации побратимских связей и появлению организаций, которые объединяли города с помощью политических факторов.
Крах Социалистического Содружества способствовал интенсификации дипломатии российских городов. Если говорить о российско-польских межгородском сотрудничестве, то первоначально РФ и РП использовали контакты своих городов в помощь установлению межгосударственных отношений, а затем для снижения напряженности между странами.
В ходе исследования нами было выявлено 44 российских города, поддерживающих побратимские связи с 74 польскими городами. Анализ информации позволяет резюмировать, что польские города более предприимчивы в поиске друзей, с российской стороны наибольшую активность проявляет Калининградская область и другие города Северо-Западного федерального округа.
В рамках соглашений о дружбе и сотрудничестве города-побратимы организуют обмен опытом по ведению коммунального хозяйства, местного самоуправления, разрабатывают совместные инвестиционные, сельскохозяйственные, строительные, культурные, научные и др. проекты.
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что в настоящее время российско-польское сотрудничество несколько затруднено в связи с непростой международной обстановкой, вызванной кризисом на Украине. Об этом свидетельствует тот факт, что сторонами был отменен «Перекрестный» год Россия-Польша 2015 г., но это не помешало городам- побратимам продолжить сотрудничество. В XXI в. число породненных городов продолжает расти.
В 1989 г. в Польше произошли кардинальные политические сдвиги, которые изменили внутри- и внешнеполитическое развитие польского государства. Первоначально польская сторона действовала в просоветском направлении. Одновременно Варшава стала учредительницей Вишеградской группы, сделала номинальным участие в советских военном и экономическом блоках, вступила в диалог с капиталистическим миром и приняла евро-атлантические программы для реорганизации своей экономики. Все эти действия польской республики Москва проигнорировала.
С 1991 г. по 1993 г. государства вели переговоры по заключению межправительственных соглашений и установлению дипломатических отношений между Республикой Польша и вновь созданной Российской Федерацией. Итогом переговоров стали вывод СА из Польши, систематизация соглашений, подписанных между СССР и ПНР после II Мировой войны, подписание «Договора о дружественном и добрососедском сотрудничестве», ряд экономических соглашений и первые договора о дружбе и сотрудничестве между городами и регионами России и Польши.
В начале 1990-х гг. сложилась ситуация при которой польская восточная политика находилась в стадии становления и не была подкреплена экономическим, культурным, научным и пр. сотрудничеством. А во внешней деятельности России Польша занимала второстепенное место.
Период с 1993/1994 гг. по 1999/2000 гг. ознаменовался первоначально успехами в выстраивании взаимоотношений между Россией и Польшей. В этот же период времени Варшава начинает планомерное движение в сторону интеграции с ЕС и вступления в НАТО. Российская внешнеполитическая концепция была нацелена на установление конструктивного диалога с НАТО и ЕС, польское государство рассматривалось как ступень для выстраивания отношений с западным блоком. Личное негативное мнение президента Б.Н.Ельцина в отношении Польши довлеет над политическими взаимосвязями.
С 1996 г. Москва начинает ориентироваться на многоплановое сотрудничество с Варшавой, это становится важным элементом вариативности российского внешнеполитического курса и доказательством нацеленности РФ на многополярный мир Личная неприязнь отходит на второй план. Москва соглашается с необходимостью укрепления европейских организаций, положительно отзывается о возможности включения Польши в европейские структуры.
Политическая конъюнктура была напряженной, развитие экономического сотрудничества между Россией и Польшей продолжалось, все большее количество городов с обеих сторон вступало в дружественные отношения.
Начало современной дипломатии городов связывают с событиями II Мировой войны. Однако трансграничному и транснациональному сотрудничеству второй половины XX в. мешала Холодная война. Международная напряженность привела к политизации побратимских связей и появлению организаций, которые объединяли города с помощью политических факторов.
Крах Социалистического Содружества способствовал интенсификации дипломатии российских городов. Если говорить о российско-польских межгородском сотрудничестве, то первоначально РФ и РП использовали контакты своих городов в помощь установлению межгосударственных отношений, а затем для снижения напряженности между странами.
В ходе исследования нами было выявлено 44 российских города, поддерживающих побратимские связи с 74 польскими городами. Анализ информации позволяет резюмировать, что польские города более предприимчивы в поиске друзей, с российской стороны наибольшую активность проявляет Калининградская область и другие города Северо-Западного федерального округа.
В рамках соглашений о дружбе и сотрудничестве города-побратимы организуют обмен опытом по ведению коммунального хозяйства, местного самоуправления, разрабатывают совместные инвестиционные, сельскохозяйственные, строительные, культурные, научные и др. проекты.
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что в настоящее время российско-польское сотрудничество несколько затруднено в связи с непростой международной обстановкой, вызванной кризисом на Украине. Об этом свидетельствует тот факт, что сторонами был отменен «Перекрестный» год Россия-Польша 2015 г., но это не помешало городам- побратимам продолжить сотрудничество. В XXI в. число породненных городов продолжает расти.
Подобные работы
- Историческая амнезия в международных отношениях: проблема переписывания итогов Второй мировой войны в российско - польских отношениях
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2021 - История советско-польских отношений в период 1919-1939 гг. в отечественной и зарубежной историографии
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ 1990-Е ГГ. - НАЧ. XXI В
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - ПОЛЬСКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 1991-2016 ГГ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СОВЕТСКО-ПОЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КАНУН И В НАЧАЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ РФ И ПОЛЬШИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2021 - Курорты Северо-Западного Кавказа в политической, экономической и культурной жизни России конца XVIII - начала XX веков
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛЬСКО - СОВЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ ВЕРСАЛЬСКОЙ СИСТЕМЫ В 1918-1925 ГГ.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ЛИТУРГИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ КОНЦА XVIII - ХХ ВЕКОВ. СПЕЦИФИКА ЖАНРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЦИКЛА
Диссертации (РГБ), музыка. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ТУРЕЦКОЙ
РЕСПУБЛИКОЙ И РФ (1991-2016)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017



