Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФАКТОР ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В СОВРЕМЕННЫХ ПОЛЬСКО-ГЕРМАНСКИХ И РОССИЙСКО-ПОЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Работа №132631

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы114
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Образ прошлого: концептуальные основы формирования исторической памяти 12
1.1 Пьер Нора и Морис Хальбвакс как основные теоретики феномена исторической памяти 14
1.2 Место истории памяти в политике Германии: Geschichts-, Vergangen-, Identitat- и Errinerungspolitik 18
1.3 Место исторической памяти в политике Польши: polytika historyczna и «патриотизм завтрашнего дня» 22
1.4 Историческая политика в российской современности: «политизация истории» и «политика памяти» 25
Глава 2. Интерпретации событий Второй Мировой войны: отношения Германии и Польши, Польши и СССР в первое послевоенное десятилетие (1945-1955 гг.) 28
2.1. Массовое истребление евреев как феномен исторической памяти в германо-польских отношениях послевоенных лет 29
2.2. Статус «пострадавшего» поляка и «невинной жертвы» Гитлера и Сталина: влияние событий Второй мировой войны на внешнюю политику Республики Польша 35
2.3. Действия советских войск и высшего руководства после Великой отечественной войны: осложнение советско-польских отношений 41
Глава 3. Влияние фактора исторической памяти после распада мировой системы социализма (1989-1998 гг.) 46
3.1. Политика вины: ответственность за историческое прошлое в Германии в период канцлерства Г. Коля 49
3.2. Трансформация Польской Народной Республики в Республику Польша: падение коммунизма и проблема самоидентификации 55
3.3. Распад Советского Союза: раскрытие архивов НКВД и взгляд на российско-польские отношения через призму новых подробностей о Катынском деле 62
Глава 4. Вступление Республики Польша в Европейский Союз: новый виток развития германо-польских и польско-российских отношений (2004-2010 гг.) 68
4.1. Проблема взаимного требования Польши и ФРГ компенсаций за исторический ущерб 69
4.2. “Новая историческая политика” Польши: отказ от “критического патриотизма” и возвращение к неоконсервативной национальной идеологии 78
4.3. Рабочая Группа по сложным вопросам как попытка восстановления доверия и взаимопонимания в российско-польских отношениях 86
Заключение 93
Список использованных источников и литературы 99

Начиная с 1989 года, отношения Польши, России и Германии в значительной степени претерпели множество изменений. Изменение территорий государств и их статуса на мировой арене повлекло за собой огромное количество вопросов о том, как произошли эти события, каковы были их причины, что последует дальше. Так, в конце XX - начале XXI вв. новую актуальность приобретают исследования, посвященные памяти о прошлом и ее влиянию на настоящее. Одной из популярных категорий этих исследований становится «историческая память». В целом, историческую память можно определить, как способность общественных субъектов сохранять и передавать из поколения в поколение знания о произошедших исторических событиях, об исторических деятелях ушедших эпох, о национальных героях и вероотступниках, о традициях и коллективном опыте освоения социального и природного мира, об этапах, которые прошел тот или иной этнос, нация, народ в своём развитии. Историческая память является основой культурной преемственности поколений и национально-гражданской идентичности.
Двусторонние отношения Германии и Польши всегда зависели от личного восприятия народов друг друга. Особенно сильно это проявилось в XX веке, когда национальное самосознание стало источником проблем во взаимоотношениях двух стран. За основу исследования фактора исторической памяти в германо-польских отношениях традиционно выбираются события Холокоста, как основополагающие события XX века. Следует отметить, что исследователь не собирается уходить от исследований данного трагического события в жизни немцев и поляков, однако, учитывая, что Холокост не является единственным, но становится все более известным событием (а память о нем не только не дает забыть, но продолжает восстанавливаться с каждым годом все больше), необходимо рассмотреть все события Второй Мировой войны, которые так или иначе повлияли на нынешнее положение взаимоотношений между государствами. В данном исследовании предполагается показать не только то, как менялось отношение власти и простых немцев к полякам, и наоборот, но и будет осуществлена попытка объяснить, почему отношение к тому или иному событию поменялось, осталось неизменным, или же просто о нем перестали вспоминать. Причинно-следственная связь исторической памяти с политикой обоих государств является одной из последовательных для объяснения определенных действий в политике Германии и Польши.
Отношения современной России и современной Республики Польша, начиная с 1989 года, претерпевали огромные изменения. Невозможно отметить и постоянные отсылки к событиям истории (два крупнейших - Катынское преступление 1940 года и создание социалистического государства на территории Польши после событий Второй Мировой войны под патронажем СССР), которые так же играли практически главную роль в изменении отношений между двумя государствами. Как писал Алексей Столяров, «в истории сложно найти период, когда две эти страны, существовавшие в различных формах своей государственности, сотрудничали бы друг с другом гармонично и в полном смысле слова по-добрососедски» 1 . Коммунистический режим просоветского типа, который существовал в Польше на протяжении полувека и которым были недовольны многие, оказал огромное влияние на сознание людей и на отношение поляков к советской, а теперь уже и российской власти. Правительство независимой Республики Польши, Второй Речи Посполитой, находилось в изгнании на протяжении 40 лет, а после получения государством независимости в 1989 году, правительство признало главной идею независимости государства, его неприкосновенности и самостоятельного решения о том, с кем и какую линию взаимоотношений следует проводить независимой Польской Республике. Так, в отношениях Польши и России фигурируют и мешают нормальному взаимопониманию два ключевых события: интерпретации событий Второй мировой войны (так называемое «Катынское преступление»), создание ПНР под влиянием Советского Союза. В главах настоящего исследования будет показана не только взаимосвязь этих событий, но и их нарастающее влияние на взаимоотношения между современными Польшей и Россией.
Актуальность исследования фактора исторической памяти заключается в том, что российско-польские и германо-польские отношения находятся под серьезным влиянием интерпретаций прошлого. Дело в том, что в современных отношениях любых государств существуют проблемы и нерешенные вопросы, которые создают препятствия нормальному развитию взаимоотношениям этих стран. В германо-польских и польско- российских отношениях проблема влияния фактора исторической памяти на национальное сознание народов является своеобразным «белым пятном», которое препятствует развитию сотрудничества и добрососедства трех стран. Постоянно появляющиеся новостные сообщения о возникновении новых исторических фактов (например, раскрытие документов архивов) позволяют отметить высокий уровень значения интерпретации истории и фактора политики исторической памяти в современных взаимоотношениях. Таким образом, вопрос о роли истории в развитии отношений между Германией и Польшей, Польшей и Россией является чрезвычайно актуальным.
В ходе проведения данного исследования была выдвинута следующая гипотеза: проблематика, связанная с влиянием фактора исторической памяти на германо-польские и польско-российские отношения, не только не утратила свою актуальность, но и является на данный момент одной из основополагающих проблем, которая значительным образом отражается на взаимодействии вышеназванных государств.
Степень изученности темы необходимо рассматривать в двух различных плоскостях: изученность концептуальных основ формирования феномена исторической памяти в целом и изученность влияния феномена исторической памяти на германо-польские и польско-российские отношения в указанные периоды.
В первую очередь, теоретическая часть работы опирается на исследования Пьера Нора, автора концепции «мест памяти», и Мориса Хальбвакса, основоположника научных исследований исторической коллективной памяти. Издание «Франция-память»2 П. Нора содержит в себе фундаментальное исследование исторической памяти, ее функций в обществе, источников для возникновения и возможности смены «мест памяти» нации. Такие работы М. Хальбвакса, как «Коллективная и историческая память»3 и «Социальные рамки памяти»4 не только создали новую школу исследования - социологическое исследование памяти, но и позволили в рамках этой работы объяснить соотношения коллективной и индивидуальной памяти, памяти и истории, памяти и традиции, а также многих других ключевых аспектов. Среди российских исследователей необходимо выделить Лорину Петровну Репину, в частности, работу «Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки)»5. Специалист в области методологии истории, историографии и интеллектуальной истории Западной Европы, Л.П. Репина рассматривает существенные изменения, произошедшие в связи с «культурным поворотом» в области истории исторической науки и истории исторической культуры.
Невозможно не отметить работы Алексея Миллера, доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института научной информации по общественным наукам РАН, в научные интересы которого входят история империй, история национализма и политика памяти. Его труды 6 представляют собой ценнейший материал на тему российской исторической памяти и ее влияния на внешнюю политику. Автор говорит о недостаточности внедрения концепции исторической политики в отечественную науку, и, в данном случае, российский опыт в сфере исторической памяти является одним из самых безуспешных. Из германских авторов следует выделить Юту Шеррер, живущую во Франции немецкого историка, культуролога и русиста, которая создала исследование на тему проработки прошлого в Германии и во Франции7. Свою работу она посвятила национал-социализму - одному из самых важных факторов немецкой исторической политики - и соотношению влияния прошлого на старшее и молодое поколение Германии. Польскую сторону в теории изучения фактора исторической памяти представляет Роберт Траба, польский историк, политолог, общественный деятель и культуролог, который в своих работах8 раскрывает значения таких нововведенных политиками понятий, как «новая историческая политика» и «патриотизм завтрашнего дня», сводящиеся к созданию общности, полагающейся на ценности этнического патриотизма XIX века.
Нельзя не отметить монографии и работы многих российских, польских и немецких, а также зарубежных ученых, которые не только специализируются на истории вышеназванных стран, но и предлагают свои трактовки событий и выдвигают новые гипотезы о роли влияния исторической памяти во внешней и внутренней политике государств. Особое внимание в данном исследовании уделяется монографии «Белые пятна - черные пятна: Сложные вопросы в российско-польских отношениях»9 , которая представляет собой научное издание, совместный труд российских и польских историков, подводящий итоги работы российско-польской Группы по сложным вопросам. Представляет научный интерес работа Кацы Д.В10. Диссертация Столярова Алексея Олеговича, выпускника факультета международных отношений Санкт-Петербургского Государственного Университета «Влияние исторической памяти на польско-российские отношения (1989-2009 гг.)»11 в значительной степени помогла раскрыть исторические аспекты польской внешней политики по отношению к России и Германии после 1989 г. Следует также подчеркнуть важность таких работ, как «Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности»12, написанной Яном Ассманом, «Проблема немецкой вины»13 Карла Ясперса, одного из самых известных немецких философов современности и «Использование "Другого". Образы Востока в формировании европейских идентичностей» 14 Ивэра Нойманна, норвежского специалиста по международным отношениям. В основном, исследования относительно отношений России, Германии и Польши посвящены опыту взаимодействия и сотрудничества, наблюдается пересказ фактов прошлого с возможностью предположения развития ситуации в будущем. Отсутствуют комплексные сравнительные исследования, выявляющие роль фактора исторической памяти на отношения Польши с Германией и Россией.
Объектом исследования являются германо-польские и польско-российские отношения в контексте современной исторической политики трех стран.
Предметом исследования является механизмы формирования исторической памяти Германии, Польши и России и ее влияние на германо-польские и польско- российские отношения в указанные периоды.
Цель данного исследования - определить влияние фактора исторической памяти на германо-польские и польско-российские отношения.
Для этого следует решить ряд задач:
• Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению феномена исторической памяти;
• Проанализировать процесс становления национальной исторической памяти Польши, Германии и России;
• Выявить различные интерпретации событий Второй Мировой войны и их историческое влияние на формирование национальной памяти, влияющей на германо-польские и польско-российские взаимоотношения;
• Исследовать значение формирования самостоятельных государств на мировой арене и влияние этих процессов на создание качественной новой концепции национальной исторической памяти в Германии, Польше и России;
• Рассмотреть события 2004-2010 гг. с точки зрения возрождения роли фактора исторической памяти во внешней политике трех государств.
Хронологические рамки исследования охватывают следующие периоды - 1945 - 1955 гг., 1989 - 1998 гг. и 2004 - 2010 гг. Первое десятилетие после Второй мировой войны является особым в жизни всех трех государств: в Польше, Германии и СССР возникают новые вопросы, связанные не только с самоидентификацией своей страны на мировой арене, но и с признанием ошибок прошлого. 1989 г., в свою очередь, считается переломным годом не только для Польши, где прошли первые, начиная с 1945 года, свободные выборы, но и для всей Европы, в том числе и России. Системная трансформация, объединение Германии, «парад суверенитетов», распад СССР, а позже и подготовка государств Восточной Европы к вступлению в Евросоюз - все это не только повлияло на будущее трех вышеназванных государств, но и в значительной степени изменило их отношение к прошлому. 2004-2010 гг. - именно этот период в существовании современного польского государства можно назвать как период наибольшей активизации реализации «новой исторической политики» Польши, результаты которой также не могли не повлиять на современные отношения Польши и Германии, Польши и России.
Методы исследования. Метод сравнительного анализа в данном исследовании является основным методом обработки материала и отличается от обычного анализа сопоставлением отдельных социальных и политических явлений с целью обнаружения их сходства и различий. Таким образом, мы получаем уникальный материал, способный стать основополагающим в других типах исследования. В работе также используются и другие общенаучные методы мышления и познания: синтез, моделирование, индукция, дедукция и др. Также, в рамках данной работы использованы такие методы исследования, как ивент-анализ (изучение событий с целью определения основных тенденций развития, используется в четвертой главе при анализе политики Германии в указанный период); синхронный (рассмотрение явлений в контексте исторической обстановки, используется во второй главе при рассмотрении событий, происходивших в Польше в указанный период); контент-анализ (измерение различных фактов и тенденций, отраженных в документах с помощью надежного фиксирования нужных характеристик, встречающихся с достаточной частотой, используется при анализе Концепций внешней политики трех стран во 2, 3 и 4 главах); метод когнитивного картирования (исследование восприятия международной обстановки лицами, принимающими решения, используется в четвертой главе при анализе речей государственных деятелей России и Польши).
Данную исследовательскую работу можно поделить на две условные части: теоретическая - представлена в виде ознакомления любого изучающего данную работу с особенностями становления исторической памяти во всех трех государствах, а также со спецификой изучения фактора исторической памяти и исторической политики среди социологов, историков и политологов, - и практическая, где автор исследования показывает все исторические факты и интерпретирует их с помощью вышеуказанных методов исследования.
В ходе исследования автором был привлечен широкий круг источников, которые могут быть сгруппированы следующим образом. Первая группа представляет собой международные договоры и соглашения. В рамках официальных документов данного типа в большей степени рассматриваются соглашения о сотрудничестве15 Германии и Польши, Польши и России и соглашения о создании ассоциаций16. Вторую группу образовывают документы органов государственной власти России, Германии и Польши. Основополагающими документы в этой группе являются Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденные Президентом РФ и координирующие работу Министерства иностранных дел РФ 17, Стратегии национальной безопасности Республики Польша18 Министерства иностранных дел Речи Посполитой, «Белые книги» 19 ФРГ с национальными интересами страны в сфере обороны и национальной безопасности.
Стенограммы выступлений президента Российской Федерации 20 , представителей Министерства иностранных дел21, выступлений президента Республики Польша22 и представителей Совета министров Польши23, выступления канцлера ФРГ24 являются особенно важным разделом этой группы источников, так как в данных нарративных источниках политические деятели напрямую затрагивают события прошлого в годовщины его памяти, рассуждают над влиянием того или иного события на национальное сознание народа, то есть, прослеживается вербализация исторической памяти. Третью группу источников представляют материалы неправительственных организаций и союзов, влияющих на формирование исторической политики государств. Следует назвать такие организации, как Институт Национальной памяти25 и фонд «Прочная память»26 27 в Польше, «Союз изгнанных»Т2 и фонд «Бегство, изгнание, примирение»28 в ФРГ. К сожалению, существование похожих некоммерческих институтов в России не наблюдается, однако, мы можем назвать Комиссию по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России 29 , которая была организована Президентом Российской Федерации в 2009 - 2012 годах и является прототипом польского Института национальной памяти. Четвертая группа источников - материалы российской, немецкой и польской периодической печати. Особый интерес представляют такие издания, как «Российская газета»30 и ежедневная общенациональная деловая газета «Коммерсантъ»31 с российской стороны, немецкий еженедельный информационно-политический журнал Der Spiegel32, надрегиональная немецкая авторитетная ежедневная газета Die Zeit33 и новостной Интернет-портал Deutsche Welle34 с немецкой стороны, а также ежедневное Интернет- издание Rzeczpospolita.pl 35 и ежедневная газета общественно-политической направленности Gazeta Wyborcza36 с польской стороны.
Научная новизна работы заключается в том, что в данном исследовании была предпринята попытка определить влияние фактора исторической памяти на от двусторонние польско-российские и польско-германские отношения. Были определены основные сюжеты сходства и различия в политике трех государств с учетом указанных периодов, что позволило рассмотреть различные аспекты влияния данных политик на взаимоотношения друг с другом. В основном, исследования относительно отношений России, Германии и Польши посвящены опыту взаимодействия и сотрудничества, наблюдается пересказ фактов прошлого с возможностью предположения развития ситуации в будущем. Сравнительный анализ, предлагаемый в данной статье, является не только дополнительной возможностью проанализировать трехсторонние отношения с новой точки зрения, под другим углом, но и позволяет получить новые результаты в данной категории исследования, что повышает значимость этой работы.
Структура работы. Исследование состоит из введения, четырех глав (шестнадцати параграфов), заключения и списка источников и использованной литературы. Первая глава посвящена теоретическому объяснению феномена исторической памяти, рассматриваются различные подходы к изучению национальной исторической памяти, содержится краткий анализ институтов Польши, Германии и России, изучающим проблематику исторической памяти. Вторая глава содержит в себе исследования на тему поствоенного периода 1945-1955 гг. и исторического влияния этого времени на международные отношения в целом и германо-польское и польско-российское взаимодействия в частности. Приводятся факты о расследовании Холокоста и Катыни, событий, произошедших в годы Второй Мировой войны и максимально повлиявших на судьбу всех трех народов. Третья глава посвящена определённому историческому периоду, - 1989-1998 гг. - в течение которого все три государства прошли путь системной трансформации. Эти системные преобразования в РФ, Польше и объединенной ФРГ привели к переоценке собственной истории и возникновению нового национального самосознания. В четвертой главе мы анализируем влияние событий, происшедших с 2004 по 2010 годы, с момента вступления Польши в Евросоюз, которая позиционирует себя как претендента на лидерство в данном блоке, до Смоленской катастрофы, в ходе которой погибли действующий президент и высшее руководство Республики Польша, на историческую политику государств.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Историческая память германского, польского и российского обществ в периоды 1945-1955 гг., 1989-1998 гг., 2004-2010 гг. является основополагающим фактором, который определял характер взаимодействия государств в германо-польских и польско- российских отношениях в указанные периоды.
Данное исследование является рассмотрением проблем, поднимаемых в германо-польских и польско-российских отношениях, синхронно, с рассмотрением различных аспектов влияния фактора исторической памяти на взаимоотношения трех государств в исторической перспективе. Цель этого рассмотрения заключается в улучшении понимания событий, происходящих во внешней политике Германии, Польши и России в указанные периоды.
Цель исследования состояла в том, чтобы выявить влияние феномена исторической памяти на германо-польские и польско-российские отношения. Чтобы достичь цели, автором был поставлен и решен ряд задач.
Гипотеза, выдвинутая в начале данного исследования, подтвердилась, а именно: к событиям, которые непосредственно связаны с фактором исторической памяти народов Польши, Германии и России, возвращаются снова и снова, они не теряют своей актуальности, даже если произошли более 70 лет назад. Эта проблематика становится одной из основных во внешней политике всех трех государств, а потому в наибольшей степени влияет на взаимоотношения между Германией и Польшей, Польшей и Россией.
Германия, Польша и Россия сопоставляются не только по определенным периодам с целью выявить, как относились к той или иной проблеме определенные политические деятели, и как это, в свою очередь, влияло на отношения между странами. Сравнительный анализ заключается и в том, чтобы сравнить проведение исторической политики всех трех государств в том или ином периоде, выявить определённые закономерности развития взаимоотношений, определить зависимость возврата к тому или иному феномену исторической памяти от событий одного временного периода.
Делая вывод по периоду 1945-1955 годов, следует отметить, что депортации народов не прекращаются и после Второй мировой войны. Проблема немецких перемещенных лиц в Польше и проблема польских перемещенных лиц в СССР дает нам право говорить о Польше и Германии, как о жертвах насильственной миграции. В связи с этим интерес представляет положение Польши в послевоенный период. С одной стороны, Польша позиционирует себя, как «невинную жертву» Гитлера, которая пострадала от событий Холокоста и прочих действий нацистов Третьего Рейха, добиваясь особого прощения с немецкой стороны. С другой стороны, появление таких идеологий в государстве, как Пястовская идея и «Западная мысль», в качестве основополагающих в стране, польское государство, оправдывая свои действия безнаказанностью, совершает массовые насильственные депортации этнических немцев с территорий присоединенных от послевоенного передела земель Польши.
Так, отношение к наследию Третьего Рейха было абсолютно разным в каждой и стран. Антифашистские и антинемецкие настроения присутствовали во всем мире после Второй мировой войны, в том числе в СССР и Польше, однако, Советский союз не прибегал к подобным действиям в отношении немцев. Однако, мы можем провести некоторую параллель именно в отношении политической деятельности внутри Польши и СССР - и советские, и польские политические деятели прибегали к различным инструментам массового террора населения, но - с оговоркой: если в Польской Народной Республике террор был направлен в основе своей на государственных чиновников и высшее руководство страны, постепенно заменяя его на советских деятелей, то в Советском Союзе чистка являлась механизмом запугивания абсолютно всех, начиная от военных деятелей и заканчивая мирным населением. Можно сказать совершенно точно: и в СССР, и в Польше были использованы некоторые из элементов нацистского управления государством.
После окончания Второй мировой войны у немцев не было такого чувства, как ответственность за содеянное. Страх и апатия, сменяющиеся презрением и негативом к происходящему - такие смешанные чувства немцев сильно отличаются от чувств радости победы у русских и поляков. Политика признания вины немецкого народа легла очень большим отпечатком в коллективной исторической памяти немцев. Преодоление себя, взятие ответственности за Холокост практически сразу же после окончания войны, когда государство лишилось своей самостоятельности было очень важным шагом для политики исторической памяти не только Германии, но и всего мира в целом. Нельзя не отметить и тот важный момент, что, несмотря на то, что на государственном уровне эта проблема не признается, как действительно важная для немецкого народа, о ней заговорили уже в 1950-х годах, когда в Германии начинают высказываться по этому поводу видные деятели истории, пропагандирующие принципы переосмысления нацистского прошлого Германии, создаются новые учреждения и организации, занимающиеся исследованиями феномена нацизма. Однако, о проблеме немецких перемещенных лиц, как самой массовой депортации XX века, умалчивается до сих пор. Польская сторона предпочитает вести политику «отрицающего забывания» по отношению к данному событию, в то время как Германия выбрала путь «вытесняющего забывания» в данный период времени, когда о нацистском прошлом Германии старались забыть, но проблема событий Холокоста в германо-польских отношениях снова появилась на повестке дня.
В 1989-1998 годах тема фактора исторической памяти в германо-польских и польско-немецких отношениях получает свое новое развитие. Основным обсуждаемым событием, которое тормозит развитие взаимоотношений Польши и Германии, становится признание ответственности за Холокост. Гельмут Коль, канцлер объединенной Германии, продолжает «восточную политику» Вилли Брандта с целью оказания помощи Польше по вступлению ее в Европейский Союз. Новое демократическое государство республика Польша, появившееся на мировой арене, абсолютно готово избавиться от коммунистического прошлого, которое так отравляло польско-советские и отравляет польско-российские отношения. С целью обладания лидерства над государством, Гельмут Коль оказывает необходимую поддержку Польше по вступлению в различные европейские группы, в частности, ЕС и НАТО. «Возросшая» ответственность немецкого государства за действия нацистской армии является своеобразным инструментом новой германской геополитики в отношении центрально- и восточноевропейских стран. Так, если в послевоенный период государство принуждали к признанию ответственности за Холокост, то спустя 50 лет, об этом событии говорят открыто, его исследуют, изучают, вспоминают в различного рода коммеморациях. Политика Гельмута Коля в отношении Польши изменила конъюнктуру отношений с напряженных на отношения в духе сотрудничества и добрососедства. Нельзя не отметить активизацию появившегося еще в 1957 году «Союза изгнанных» в связи с проблемой немецких перемещенных лиц с польской территории, однако, деятельность данного союза, хоть и представлена на государственном уровне в том, что члены этого Союза также являются депутатами Бундестага, на официальном уровне не признается - деятели либо отрицают все сказанное членами Союза, либо вообще не комментируют его действия. Если в период с 1945 по 1955 года Германия выплачивала долг по репарациям многим государствам, то с 1991 по 1998 года Гельмут Коль занимался уже исключительно выплатой сумм в пользу пострадавших поляков и евреев через германо-польские фонды.
В рамках польско-российских отношений основной проблемой, признания ответственности за которую добивалась польская сторона, стало Катынское преступление. Однако, не стоит забывать и о коммунистическом прошлом СССР и Польши. Российская Федерация, как преемница Советского Союза, должна была признать вину за Катынь, события которой умалчивались на протяжении всего существования коммунистического режима в стране. Распад СССР позволил открыть доступ ко многим архивам НКВД, засекреченным ранее, что позволило создать совершенно новые по качеству исследования на тему коммунистического взаимодействия ПНР и СССР, а также на тему Катынского преступления. Новые возможности, открывшиеся перед историками обеих стран, позволили создать правдивое описание того, что случилось на самом деле в отношениях между Советским Союзом и Польшей.
Тенденция использования исторических нарративов в качестве доказательства своего героизма поляками продолжила свое существование с послевоенного периода. Многочисленные комиссии, начинающие создаваться после 1989 года, показывают: историки занимались проблематикой советско-польских отношений не для целей восстановления сотрудничества между странами, но были необходимы новые исторические факты, о страданиях польского народа как во время Катынского преступления, так и во время преобладания коммунистического лидерства в стране. Но несмотря на это, Россия смогла признать ошибки государства-предшественника, что в значительной степени повлияло на улучшение взаимоотношений и изменило некоторые механизмы исторической памяти в лучшую сторону - теперь поляки были уверены, что правда находится на их стороне, в то же время, русские узнавали новые факты из жизни советского государства. Российская политическая мысль о польском прошлом претерпела значительную эволюцию, что в будущем не могло не отразиться на улучшении российско- польских отношений. Аналогия просматривается здесь так же, как и в отношениях Польши и Германии времени окончания Второй мировой войны - Германия признала ошибки своего нацистского прошлого, польский народ снова доказал свою правоту.
Период 2004-2010 годов характеризуется дальнейшей проработкой вопросов нацистского прошлого: проблематикой выплаты компенсаций за причиненный ущерб в германо-польских отношениях и признанию вины за Катынь в российско-польских отношениях. Взаимоотношения Германии и Польши вышли на новый уровень - теперь они взаимодействуют в Европейском Союзе. Вместе с тем, появляются некоторые осложнения в отношениях, которые не присущи двум предыдущим рассмотренным периодам, а именно, происходит борьба за лидерство Польши в Евросоюзе. Посредством многочисленных требований и напоминаний о прошлом нацистской Германии, Польша тем самым пытается усугубить отношения взаимосотрудничества и добрососедства и восстановить свое лидерство на европейском континенте, как это было сравнительно недолгое время при существовании Объединённого Польского королевства XIV века.
«Проблемой номер один» в начале ХХ1века становится сюжет убийств в Едвабне. Несмотря на то, что официальные лица признали вину за массовые убийства евреев на своей территории, об этом событии молчат. Новая историческая политика Польши во главе с таким пропагандистским институтом, как Институт национальной памяти в Польше, целью создания которого является расследование преступлений по отношению к польским гражданам в период с 1944 по 1990 года, а также осуществление люстрационных процедур, также старается не допускать фальсификаций истории против польского народа, однако, не против употребления некорректных фактов в пользу образа жертвы поляка. Все это оказывает большое негативное влияние не только на осуществление здорового германо-польского диалога, но и активизации нормальных российско-польских отношений.
Однако, претензии со стороны немецкого народа также имеют место быть: активизация «Союза изгнанных», появление Центра изгнанных для обработки информации об этнических чистках в Европе и фонда «Бегство, изгнание, примирение» главным образом подрывает все возможности для сотрудничества государств. Вместе с тем, снова Польша выбирает политику «отрицающего забывания» и говорит о неготовности признать свои ошибки. Германия уходит от политики «вытесняющего забывания» в сторону «понимающего забывания», так как немцы, признавая свои ошибки за Холокост и прочие действия, совершенные во время Второй мировой войны, признавая своей исторической памятью ошибки прошлых поколений, также хотят показать, что немецкий народ так же стал жертвой террора. Каждая инициатива со стороны немецкого народа выглядит для польской стороны как попытка пересмотра исторических фактов с целью их фальсификаций и еще большему усложнению событий XX века.
Интерес рассмотрения отношений между Россией и Польшей в вышеуказанный период представляет то, что Россия и Советский Союз рассматриваются поляками «другими» с точки зрения польской национальной идентичности и исторической памяти. Создание образа «других» россиян позволило им еще больше акцентировать внимание на страданиях народа, многие из которых относились как к периоду Второй мировой войны, так и периоду коммунистического режима ПНР. Так, поляки выявили связь своей отсталости от западноевропейских государств, с которыми Польшу политическая и ценностная близость в рамках Европейского Союза, через цивилизационное отличие польского народа от российского. В рамках данного понятия, Россия в исторической памяти польского народа осталась цивилизационно отсталой страной, что позволяло компенсировать свою отсталость по сравнению с западными государствами.
Однако, многочисленные российско-польские встречи и конференции на официальном уровне, создание многочисленных комиссий по обсуждению насущных проблем, создание Группы по рабочим вопросам, которая в значительной степени помогла разобраться в вопросах Катынского преступления и коммунистического прошлого обоих стран - все это характеризовало тот поворотный момент исторического единения двух государств, который произошел к началу 2010 года. Глубоко укоренившиеся в сознании обоих народов стереотипы мышления, консерватизм и нежелание сотрудничества государств по проведению общей исторической линии, а также необходимость «сохранения внешнего врага» отнюдь не помогают в устранении противоречий между государствами, а только усложняют и тормозят их какое-либо развитие. В рамках вышеназванного периода новое политическое общественное сознание, сформировываясь под воздействием, в основном, позитивных событий 2004-2010 годов, определяет новую историческую действительность российско-польских отношений.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что использование ее результатов возможно применить в качестве основы для магистерской выпускной научно-исследовательской работы с расширением временного периода, в частности, остаются нерассмотренными вопросы по катастрофе под Смоленском 2010 года и требования польского правительства о сносе советских памятников на законодательном уровне, которые начали свою активизацию с апреля 2016 года.
Таким образом, Германия, Польша и Россия должны и дальше развиваться в направлении сотрудничества по вопросам истории, историографии и исторической памяти народов. Остается надеяться, что на официальном уровне правительства всех трех государств будут и дальше продолжать политику поиска ответов на нерешенные вопросы, и возможно, однажды, все три государства придут к консенсусу и найдут возможности пойти на уступки во имя преодоления существующих проблем в коллективном сознании поляков, русских и немцев друг о друге.


Источники
Международные договоры и соглашения
1. Декларация о советско-польском сотрудничестве в области идеологии, науки и культуры. М., 1987.
2. Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о дружественном и добрососедском сотрудничестве. // Основополагающие документы - Министерство иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. - 08.05.1993 - Режим доступа: http://www.mid.ru/documents/10180/2110999/%D0%94%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0 %B2%D0%BE%D1%80+%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83+%D0%A0%D 0%BE%D 1%81%D 1%81%D0%B8%D0%B9%D 1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D 0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B5%D0 %B9+%D0%B8+%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D 0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D 0%B0+%D0%BE+%D0%B4%D 1%80%D 1 %83%D0%B6%D0%B5%D 1 %81%D 1%82%D 0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BC+%D0%B8+%D0%B4%D0%BE %D0%B 1%D 1%80%D0%BE%D 1%81%D0%BE%D 1%81%D0%B5%D0%B4%D 1%81% D0%BA%D0%BE%D0%BC+%D 1%81%D0%BE%D 1%82%D 1 %80%D 1%83%D0%B4% D0%BD%D0%B8%D 1 %87%D0%B5%D 1 %81 %D1%82%D0%B2%D0%B5.pdf/3244fb4b- b9f9-4d09-abc0-40c70659b3ff
3. Сообщение о Берлинской конференции трех держав [Потсдамская конференция], 2 августа 1945 г. // 100(0) ключевых документов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.1000dokumente.de/index.html/index.html?c=dokument de&dokument=0011 po t&object=translation&l=ru
4. Europe Agreement establishing an association between the European Communities and their Member States, of the one part, and the Republic of Poland, of the other part // European Council. Council of the European Union [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consilium.europa.eu/en/documents-publications/agreements- conventions/agreement/?aid=1992056
5. Treaty between the Federal Republic of Germany and the Republic of Poland on the confirmation of the frontier between them, 14 November 1990 // United Nations [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/Depts/los/LEGISLATIONANDTREATIES/PDFFILES/TREATIES/DEU -POL1990CF.PDF
Документы органов государственной власти
6. Архив внешней политики МИД РФ. Ф.0122.Оп.13. П.5. Д.214. Записи бесед советника посольства СССР В.Г. Яковлева с Ю. Циранкевичем (8.03.1948 г.); Б. Дробнером (9.03.1948 г.), О. Ланге (26.05.1948 г.), С. Матушевским (8.06.1948 г.), Я. Берманом (12.03, 5.06.1948 г.); Восточная Европа в документах российских архивов. 1944-1953. Т. 1. С. 749-750, 780-781, 810-811,830-834, 846-847; Советский фактор в Восточной Европе. 1944-1953. Документы. Т. 1. С. 565-567.
7. В присутствии Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина и Председателя Совета Министров Республики Польша Д.Туска были подписаны три документа. - Архив сайта Председателя Правительства РФ В.В. Путина 2008-2012 [Электронный ресурс]. - 01.09.2009 - Режим доступа: http://archive.premier.gov.ru/visits/world/6130/events/8204/
8. В.В.Путин выступил на состоявшейся в Гданьске церемонии, посвященной 70-ой годовщине начала Второй мировой войны. - Архив сайта Председателя Правительства РФ В.В. Путина 2008-2012 [Электронный ресурс]. - 01.09.2009 - Режим доступа: http://archive.premier.gov.ru/visits/world/6130/events/8206/
9. Вступительное слово Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на встрече с участниками заседания Группы по сложным вопросам, вытекающим из истории российско-польских отношений // Новости - Министерство иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. - 27.10.2008 - Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign policy/news/-/asset publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/319518
10. Выступление на Втором экономическом форуме «Польша-Россия». / В. В. Путин // Президент России [Электронный ресурс]. - 17.01.2002. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21475
11. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.). // Основополагающие документы - Министерство иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. - 01.12.2016 - Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign policy/official documents/-/asset publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248
12. Концепция внешней политики Российской Федерации от 15 июля 2008 года // Президент России. [Электронный ресурс]. - 15.07.2008 - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/news/785
13. Начало встречи с Председателем Совета министров Польши Дональдом Туском. / В. В. Путин, Д. Туск // Президент России [Электронный ресурс]. - 08.02.2008. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24826
14. Основные положения концепции внешней политики Российской Федерации. Распоряжение Президента Российской Федерации от 23.04.1993 г. № 284-рп. /Б.Н. Ельцин // Президент России [Электронный ресурс]. - 23.04.1993. - Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/3419
15. Память о национальных трагедиях так же священна, как память о победах. Текст записи // Видеоблог Дмитрия Медведева [Электронный ресурс]. - 2009. - 30 октября. - Режим доступа: http://blog.da-medvedev.ru/post/35/transcript
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ