ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ 6
1.1 Понятие социокультурного пространства 6
1.2 Особенности становления личности в современном мире 15
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ РЕАЛИЙ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 29
11.1 «Глобальный» язык и «глобальная» личность в современном
социокультурном пространстве 29
11.2 Структура межкультурной компетенции 44
11.3 Формирование межкультурной компетенции и проблема становления
личности 48
Заключение 55
Список использованной литературы 57
Сегодня становится явным, что мировая цивилизация развивается и расширяются взаимосвязи стран, народов, культур. Этот процесс охватывает все стороны жизни всех стран мира. На сегодняшний день прослеживается бурный рост культурных обменов, прямых контактов между странами. Процесс взаимодействия культур, вызывает разную реакцию от стремления к сохранению самобытности до проницаемости собственных культурных границ. Можно сказать, что современное социокультурное пространство структурируется на основе интеркультурных связей.
Сегодня происходит становление нового типа личности учащегося, для которой характерна восприимчивость к новым реалиям современности, знание и понимание различий собственной и чужих культур.
Интерес к вопросам языковой и культурной адаптации заставил обратиться к проблеме соотношения языка, личности и культуры.
Цель исследования состоит в выявлении новых реалий языка и культуры для формирования межкультурной компетенции.
Объектом исследования выступает учебный материал для средней общеобразовательной школы, формирующий социокультурную компетенцию.
Предмет исследования - формирование языковой личности в учебном процессе средней общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Выявить новые реалии языка и культуры, влияющие на формирование культурной среды и становление личности.
2. Определить факторы влияющие на становление языковой личности.
3. Определить место межкультурной и языковой компетенции в становлении нового типа личности.
Методологическая основа исследования.
В работе были исследованы взгляды ученых ростовской культурологической школы - В.Е. Давидовича, Г.В. Драча, А.Н. Ерыгина, Т.П. Матяш, Е.Я. Режабека, О.М. Штомпеля, В.К. Королева - культура рассматривается ими не только как процесс и продукт духовного и материального производства, но и как определенные системы социальных норм и институтов, регулирующих взаимоотношения между людьми. Антропологический характер культуры связывает ее с языком. Таким образом, язык выступает в качестве ведущего способа человеческой деятельности - коммуникативной и способом построения культурной среды.
Методы исследования.
В работе применяются общенаучные методы сравнения, аналогии, наблюдения, изучения и обобщения.
Этапы исследования.
1. Выбор темы и знакомство с библиографическими источниками.
2. Анализ научной литературы по теме.
3. Формулирование темы и задач.
4. Написание теоретической части.
5. Проведение экспериментального исследования.
6. Оформление работы.
Новизна и теоретическая значимость исследования:
Проанализированы понятия «глобальный язык» и «глобальная личность» в качестве новых социокультурных реалий.
Практическая значимость исследования.
Материал работы может быть использован в курсах по теории культуры, истории культуры, в спецкурсах по проблемам поликультурной парадигмы, диалога культур, межкультурных коммуникаций, межкультурной
компетентности.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена рассмотрению личности в современном социокультурном пространстве, уточняется и конкретизируется понятие социокультурного пространства, его специфика в современном глобализирующемся пространстве. Во второй главе поставлена задача изучить новые реалии языка и культуры в формировании межкультурной компетенции учащихся, исследуется «глобальный язык» и «глобальная личность» в современном социокультурном пространстве.
Современное социокультурное пространство формируется как интеркультурные связи через процесс взаимодействия представителей различных культур. Язык выступает как способ построения новой, интегрированной культурной среды и важнейший фактор социокультурного становления личности. Поэтому, целесообразным является использование термина «языковая культура», расширяющий представления о значении и роли языка в культуре и личностном развитии и означающий не только владение языком, но умение им оперировать и адекватно реагировать на изменения в интеркультурной и интерязыковой среде. Поскольку языковая культура может быть применима только как характеристика личности, следует отметить, что сама личность предстает как типичный носитель национальной культуры, адаптированный к интеркультурной среде.
В ходе проведения нашего исследования были выявлены новые реалии языка и культуры в процессе формирования межкультурной компетенции учащихся. При решении задачи определения места межкультурной и языковой компетенции в становлении нового типа личности, были исследованы труды А.Н. Ерыгина, Т.П. Матяш, О.М. Штомпеля, В.К. Королева и рассмотрены структурные компоненты межкультурной компетенции.
При решении задачи определения места межкультурной и языковой компетенции в становлении нового типа личности, приведены различные теории отечественных ученых и были выявлены общие компоненты
языковой и межкультурной компетентности.
При решении основной задачи, было проведено исследование и сравнение двух социокультурных сред в средней общеобразовательной школе: основного образование и дополнительного образования. Были
выявлены запросы и потребности школьников, а так же главные принципы
основного и дополнительного образования. На основе этого исследования были предложены новые упражнения и мероприятия для учащихся.
Таким образом, задачи были решены в полном объеме, цель достигнута, доказано, что формирование языковой личности в средней общеобразовательной школы проходит под влиянием двух социокультурных сред: основное образование и дополнительное образование.
1. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека/ Н.Д. Арутюнова, — М.: Языки русской культуры, 1999. —892 - 896 с.
2. Богуславский, В.М. Человек в зеркале русского языка, культуры и литературы/ В.М. Богуславский,- М.: Космополис, 1994. — 237 - 238 с.
3. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание/ А. Вежбицка, — М.: Pусские словари, 1996. — 416 с.
4. Демин, М.В. Проблемы теории личности/ М.В. Демин, — М.: Издательство Московского университета, 1977. — 240 с.
5. Ильин, И.П. Постмодернизм: От истока до конца столетия/ И.П. Ильин, — М.: Интрада, 1998. — 250 с.
6. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов, , — М.: Языки русской культуры, 1987. —166 с.
7. Карлинский, А.Е, Социально-экономическая структура общества и двуязычие //Языковая ситуация и взаимодействие языков / А.Е. Карлинский, — М.: Едиториал УРСС, 2006. — 256 с.
8. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. М.: Наука, 1987. - 261 с.
9. Китайгородская, Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика / Г.А.Китайгородская, — М.: Русский язык, 1992. - 250 - 254 с.
10. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб, 2010. - 987 с.
11. Красных, В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации / В.В. Красных. - М.: Гнозис, 2001. - 270 с.
12. Кристалл, Д. Английский язык как глобальный / Д.Ю. Кристалл, — М.: Смысл, 1966.-236 с.
13. Кунанбаева, С. С. Некоторые аспекты современного состояния теории обучения иностранным языкам / С. С. Кунанбаева, — М.: Издательство Московского университета, 1996. — 121 - 136 с.
14. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А Леонтьев, — М.: Смысл, 1997.247 с.
15. Лурия, А.Р. Язык и сознание/ А.Р. Лурия, — М.: Издательство
Московского университета, 1979. - 316 - 320 с.
16. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука/ Э.С. Маркарян, — М.: «Мысль», 1983. — 284 с.
17. Маслоу, А. Психология бытия / А.Маслоу, — К.: Psylib, 2003. — 131 - 138 с.
18. Павленко, В. Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии / В.Н. Павленко // Вопросы психологии : издается с января 1955 года / Ред. Е.В. Щедрина. -
2000. - №1 январь-февраль 2000. - с. 135-142.
17. Петров, М.К. Язык, знак, культура/ М.К. Петров, — М.: Едиториал УРСС,
2004. — 328 с.
19. Рыжков, В.А Языковое сознание: стереотипы и творчество/ В.А. Рыжков, — М.: Институт Языкознания, 1988г. —160 - 162 с.
20. Сафонова, В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку / В.В. Сафонова. - М.: Высш. шк., 1991. - 295 - 301 с.
21. Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии/ Э. Сепир, — М.: Прогресс, 1993. — 656 с.
22. Слобин, Д. Психолингвистика / Д. Слобин, Дж. Грин. - М.: Наука, 1970. - 198 с.
23. Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество. / П.С. Сорокин, — М.: Издательство Московского университета, 1984. - 123 с.
24. Степанов, Ю.С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. / Ю.С. Степанов, — М.: «Мысль», 1989. — 129 - 133 с.
25. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология/ Т.Г. Стефаненко, — М.:
Институт психологии РАН,«Академический проект», 2000. - 320 с.
26. Ушакова, И.А. Перспективы развития теории аккультурации в глобализированном мире // Вестник Новгородского государственного университета./ И.А. Ушакова, — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 121 с.
27. Фуко, М. Слова и вещи/ М. Фуко, — М., «Прогресс», 1977. — 239 с.
28. Холл, М. Структура личности / Холл М., Боденхамер Б., Болстэд Р., Хэмблетт М. - Киев: София, 2004. - 608 с.
29. Шарден де Тейяр, Феномен человека. / Шарден де Тейяр, — М.: Прогресс, 1999. — 359 с.
30. Ясперс, К. Идентичность личности / К. Ясперс. — М.: Прогресс,1991. - 267 с.