ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретический обзор исследований автономии личности, субъективного благополучия и периода ранней взрослости.
1. Личностная автономия
2. Субъективное благополучие
1.3. Период ранней взрослости
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования
2.1. Описание выборки исследования.
2.2. Методы исследования
2.3. Процедура исследования.
2.4. Математико-статистические методы обработки данных.
ГЛАВА 3. Результаты эмпирического исследования психологической автономии личности и субъективного благополучия в период ранней взрослости.
3.1. Общая характеристика выборки по показателям автономии личности
3.2. Типы функциональной автономии.
З.З. Взаимосвязи показателей автономии личности.
3.4. Общая характеристика выборки по показателям субъективного благополучия.
3.5. Возрастные и половые различия в показателях автономии личности и субъективного благополучия.
3.6. Взаимосвязь между показателями автономии личности и субъективного благополучия.
3.7. Влияние факторов личностной автономии на субъективное благополучие.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Проблема автономии личности уходит корнями в работы тысячелетней давности: вопрос о свободе воли долгие годы занимал умы человечества. Для психологии вопрос о детерминированности или свободе человека является не менее значимым и в настоящее время. Личностная автономия является многоаспектной, проблемное поле включает множество характеристик: рассматривается как поведенческие проявления самостоятельности, так и внутреннее переживание своей независимости, , направленность мотивации при принятии решений. Большинство ученых (Э.Эриксон, К. Роджерс, Р Райан, Э. Деси, Д.А. Леонтьев и др.) рассматривают личностную автономию как одно из ключевых качеств зрелой и здоровой личности.
Одним из наиболее интересных периодов для изучения автономии личности является период ранней взрослости. На этом возрастном этапе молодые люди постепенно отделяются от родителей, нередко сталкиваются с новыми обязанностями. Таким образом, этот возраст позволяет впервые максимально проявить свою самостоятельность. Кроме того, в изучаемом периоде становятся яркими и индивидуальные различия в уровне автономии: содержание жизненного пути перестает серьезно зависеть от хронологического возраста как в детстве, усиливается роль индивидуального опыта человека, который в том числе влияет и на развитие автономии личности.
Другим важным проблемным полем для нас видится вопрос о счастье. Как и древние философы, психологи не перестают искать источники переживания этого чувства, однако связывая его не только с внешними причинами, но и индивидуальными особенностями личности. Эта проблема по понятным причинам не теряет своей актуальности: субъективное благополучие является важной составляющей психологического здоровья человека. Кроме того, сложно найти человека, не стремящегося к переживанию счастья.
Самодетерминация, умение опираться на самого себя, независимость, «сила воли» и прочие характеристики, описывающие автономного человека, всегда ценились в обществе, считались важнейшими качествами личности. Однако неизвестно, действительно ли приносит человеку его автономия субъективное переживание благополучия? В наше время ответ на этот вопрос еще более неоднозначен, ведь очевидны противоречивые требования к молодым людям: с одной стороны, от них ожидают независимости и инициативности, с другой стороны, извне навязываются идеалы и ценности, создается лишь иллюзия свободы выбора. Противоречивость характерна и для возрастных задач развития: ожидается как постепенная индивидуализация, так и формирование очень близких отношений с другими.
Таким образом, в исследовании для нас было важно определить характер связи личностной автономии с субъективным благополучием в период ранней взрослости. Кроме того, из-за того, сложной и неоднозначной структуры автономии личности, мы изучали влияние на субъективное благополучие каждого ее аспекта в отдельности.
Актуальность данной работы связана с подробным изучением феномена автономии личности, с поиском ее влияния на субъективное благополучие, от которого зависит психологическое здоровье человека. Также, взяв две возрастные группы (студенты и выпускники) в рамках одного периода, мы попытались рассмотреть особенности личностной автономии в связи с ведущей деятельностью человека, с особенностями содержания его жизненного пути.
Целью данного исследования является изучение показателей автономии личности в соотношении с выраженностью субъективного благополучия у студентов и молодых людей, закончивших свое обучение в университете.
Перед собой мы поставили следующие задачи:
1. Изучить уровневые характеристики автономии личности молодых людей в целом по группе, а также возрастные и половые различия в уровне автономии личности.
2. Изучить уровневые характеристики субъективного благополучия молодых людей в целом по выборке и вывить возрастные и половые различия по данному параметру.
3. Изучить взаимосвязь показателей автономии личности и субъективного благополучия в целом по выборке и выявить различия взаимосвязей в возрастных группах
4. Изучить влияние факторов личностной автономии на субъективное благополучие молодых людей.
Гипотезу исследования составили следующие предположения:
• Существует положительная взаимосвязь между уровнем выраженности автономии личности молодых людей и их субъективным благополучием.
• Существуют возрастные различия в уровне выраженности личностной автономии у студентов 3 курса и молодых людей, завершивших свое обучение в университете.
• Показатели автономии могут отличаться у мужчин и женщин.
Объектом исследования является личностная автономия. Предмет исследования - соотношение аспектов личностной автономии и выраженности субъективного благополучия в период ранней взрослости.
Проведенное нами исследование позволило подтвердить основную гипотезу: личностная автономия положительно связана с субъективным благополучием. Наиболее сильное влияние на переживание счастья и удовлетворенность жизнью оказывает суверенность психологического пространства. Кроме того были обнаружены взаимосвязи среди трех изучаемых аспектов автономии. Возрастные различия были обнаружены в значениях по показателям функциональной автономии: молодые люди, закончившие свое образование, более самостоятельны и независимы в быту, чем студенты. Отсутствие половых и возрастных различий в показателях двух других аспектах позволяет сделать вывод об их более раннем формировании и независимости от половых и гендерных признаков. Отсутствие каких-либо различий в показателях субъективного благополучия говорит об их зависимости от индивидуального опыта, но не от возраста или пола.
Дальнейшие исследования могут быть связаны с поиском сензитивного периода для развития уровня самодетерминации и формирования каузальных ориентаций, с более детальным изучением родительского поведения в связи с суверенностью психологического пространства их детей. Также возможно провести подобное исследование в выборке, находящейся в более позднем возрастном периоде, и сравнить полученный характер связей с имеющимся.
Результаты данного исследования подтверждают важность создания безопасной среды для ребенка в раннем возрасте, предоставление ему свободы, как непосредственно для развития автономии, так и для последующего благотворного ее влияния на благополучие человека, а, значит, и на его психологическое здоровье. Таким образом, полученные нами результаты могут найти педагогическое применение, причем как в воспитательных процессах внутри семьи, так и в образовании.
1. Ананьев Б.Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека// Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/ сост. Семенюк Л.М. Под ред. Д.И. Фельдштейна. -М., 1996
2. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.
3. Батурин Н.А., Башкатов С.А., Гафарова Н.В. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник ЮУрГУ, Серия «Психология». — 2012. — Т. 6, № 4. — С. 4—14.
4. Будакова А.В., Сметанова Ю.В., Богомаз С.А. Психологическая
безопасность как условие развития личностного потенциала // Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. №338.
5. Волков Б. С. Психология юности и молодости. - М., 2006.
6. Волченков В.С, Слепкова В.И. Гетерохронность социального и личностного развития в ранней взрослости // Известия Саратовского университета. Акмеология образования. Психология развития. 2013. №4 С.341-348.
7. Головей Л.А. Психологическая зрелость личности / Головей Л.А. [и др.];
под. ред. Л.А.Головей. - СПб.: Изд-во Скифия-принт, 2014
8. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие//Вопросы психологии. 2013. № 1 1
9. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации Э.Диси и Р.Райана // Психология мотивации достижения: учеб. пособие. M.: Смысл: Академия, 2006. С.201-245.
10. Дергачева О.Е., Дорфман Л.Я., Леонтьев Д.А. Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций. Вестник Московского университета. Серия 14 Психология. № 3 • 2008, с.91-106.
11. Дергачева О., Леонтьев Д. А. Личностная автономия как составляющая личностного потенциала// Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 76-91.
12. Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма. М., 2013
13. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Психологическое и социально-психологическое пространство лично сти и группы: понимание, виды и тенденции исследования// Психологический журнал. 2011. Т. 76. № 4. С. 45-56.
14. Карапетян Л. В. Теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия / Л. В. Карапетян // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2014. — № 1 (123). — С. 171-182.
15. Калитеевская Е.Р., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Бородкина И.В. Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков // Вопросы психологии, 2007, № 2, с.
16. Карабанова О.А., Поскребышева Н.Н. Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками. // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 2011. № 2. С.36-47
17. Кулик А.А, Акимова А.А. Субъективное благополучие молодёжи (на примере студентов первых и выпускных курсов) // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Педагогика и психология. 2016. №2.
18. Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика /Ред. В.Ю. Большаков. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та,
2000. - С. 476-510.
19. Левит Л.З. Что же такое счастье: опыт трех исследований // Педагогическое образование в России. 2014. №4.
20. Леонтьев Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному// Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 76-91.
21. Леонтьев Д. А. Подход через позитивные черты лично сти: от психологического благополучия к добродетелям и силам характера// Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 76-91.
22. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни: развитие личности между детством и старо стью. Калуга, 1994.
23. Манукян В.Р. Специфика кризисов профессионального развития на разных этапах обучения в вузе // Вестник СПбГУ; Серия 12. Социология. 2012. №3 С.62-69.
24. Манукян В.Р., Рузаева Н. Д. Психологическая автономия личности и особенности жизненного планирования у студентов//Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ, 2015.Т.3.
25. Нартова-Бочавер С.К. Новая версия опросника “Суверенность психологического пространства -2010” // Психологический журнал. 2014. Том 35. № 3.
26. Нартова-Бочавер, С.К. Психологическое пространство личности. М., 2005.
27. Осин, Е.Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS Психология : журнал Высшей школы экономики 2012. - 2012 том 9 №4. - с.91-110.
28. Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности. М., 2010.
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2006.
30. Сабельникова Е.В., Хмелева Н.Л. Инфантилизм: теоретический конструкт и операционализация // Образование и наука. 2016. №3 (132) С.89-105.
31. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие М., 2001.
32. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм / Пер. с фр. М. Грецкого. М., 2006.
33. Сергиенко Е.А. Субъективный и хронологический возраст человека.
Психологические исследования. 2013. *Том 6, №30.
34. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2014.
35. К.Роджерс. Полноценно функционирующий человекК.Роджерс. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994
36. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 2006.- 247с.
37. Чумаков М.В. Субъективное благополучие и эмоционально-волевая сфера личности//Вестник КГУ. Серия: физиология, психология и медицина. 2015. №2. С.96-100.
38. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности. Саратов, 2004.
39. Шихи Г. Возрастные кризисы - ступени личностного роста. СПб.: Ювента, 1999.
40. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. М.: МОСУ,
2001.
41. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
42. Юнг К. Жизненный рубеж // Проблемы души нашего времени. М., 1993
43. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999.
44. Яремчук С.В. Субъективное благополучие как компонент ценностно-смысловой сферы личности // Психологический журнал / Ред. Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский. - 2013. - Том 34 №5 сентябрь-октябрь 2013. - С. 85-95.
45. Boyce, Christopher J., Wood, Alex M. and Powdthavee, Nattavudh (2013) Is personality fixed?: personality changes as much as "variable" economic factors and more strongly predicts changes to life satisfaction. Social Indicators Research, 111 (1). pp. 287-305.
46. Deci E. L., Ryan R. M Intrinsic and Extrinsic Motivations: Classic Definitions and New Directions, 2000.
47. Deci E. L., Ryan R. M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. New York: Plenum, 1985.
48. Deci E. D., Ryan R. M, ‘On Happiness and Human Potentials: A Review of Research on Hedonic and Eudaimonic Well-being’, Annual Review of Psychology, 2001, 52, 141-66.
49. Deci E. L., Ryan R. M. Overview of self-determination theory: an organismic dialectical perspective // Handbook of self-determination research / E. L. Deci, R. M. Ryan (Eds.). Rochester, NY: The University of Rochester Press, 2002. Р 3-33.
50. Diener, E. Subjective well-being. Psychological Bulletin, 1984, 95, 542-575.
51. Diener, E., & Lucas, R. Personality, and subjective well-being (1999).
52. Diener E. Perspectives on Psychological Science.2013 Vol 8, Issue 6, pp. 663 - 666.
53. Diener, E., Tay, L., & Oishi, S. Rising income and the subjective well-being of nations. Journal of Personality and Social Psychology, 2013, 104, 267-276.
54. Diener, E., & Chan, M. Y. Happy people live longer: Subjective well-being contributes to health and longevity. Applied psychology: Health and well¬Being, 2011, 3, p. 1-43.
55. Ryff, C. D., Keyes, C. L. M. (1995). The structure of psychological well-being revisited. Journal of Personality and Social Psychology, 69, p. 719-727
56. Schiffrin, H., Liss, M., Miles-McLean, H., Geary, K., Erchull, M., & Tashner, T. Helping or Hovering? The Effects of Helicopter Parenting on College Students’ Well-Being - Springer.Journal of Child Family Studies, 2014, 23, p.548-557.
57. Yap M. B., Pilkington P.D., Ryan S.M., Jorm A.F. Parental factors associated with depression and anxiety in young people: a systematic review and meta-analysis. Journal of Affective Disorders, 2014, 156, p.8-23.