ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПОХОДАХ И ЭКСКУРСИЯХ
|
Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические и методологические основы формирования экологической культуры учащихся
1.1. Формирование экологической культуры как психолого-педагогическая
проблема 7
1.2. Экскурсии и походы как метод экологического воспитания
учащихся 12
ГЛАВА II. Опыт организации работы по формированию экологической культуры школьников в географических экскурсиях и походах
2.1. Организация активной познавательной деятельности детей в экскурсиях
и походах 28
2.2 Общий обзор уровня экологической культуры учащихся во время
экскурсий и походов 55
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию
экологической культуры детей
3.1. Цели, задачи и ход опытно-экспериментальной работы 59
Заключение 63
Список литературы 66
Приложение
ГЛАВА I. Теоретические и методологические основы формирования экологической культуры учащихся
1.1. Формирование экологической культуры как психолого-педагогическая
проблема 7
1.2. Экскурсии и походы как метод экологического воспитания
учащихся 12
ГЛАВА II. Опыт организации работы по формированию экологической культуры школьников в географических экскурсиях и походах
2.1. Организация активной познавательной деятельности детей в экскурсиях
и походах 28
2.2 Общий обзор уровня экологической культуры учащихся во время
экскурсий и походов 55
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию
экологической культуры детей
3.1. Цели, задачи и ход опытно-экспериментальной работы 59
Заключение 63
Список литературы 66
Приложение
Актуальность исследования обусловлена кардинальными изменениями в мировой общественности к проблеме экологического образования. Всё чаще воздействия человечества на природу приводит к изменению состояния окружающей среды: увеличению её загрязнения падению продуктивности и плодородия почв, ухудшения качества продуктов питании, сокращения биологического разнообразия, исчезновению некоторых видов растений и животных, росту масштабов генетических заболеваний.
Проблема экологии имеет место быть в каждом уголке нашего мира ,именно по этой причине все актуальнее становиться вопрос о борьбе с этим печальном фактом. Поколение XI встало перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что обязательно в конечном итоге приведёт к гибели всего живого на, либо сохранить среду обитания пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее можно реализовать при условии абсолютной ломки взгляда, как на материальную так и на духовную устоявшуюся культуру людей и начать формировать новый вид на формирование экологической культуры [1, с. 3].
В данной работе в обобщенном виде рассматриваются положительные и отрицательные стороны воздействия человека на природу. Цели изучения этой темы- показать учащимся что, вступая в взаимоотношения с природой, человек должен знать и в своей хозяйственной деятельности учитывать её законы, взаимосвязи существующие между её компонентами; игнорирования этого может привести к печальным для природы и общества последствиям. Эта тема имеет и важное воспитательное значение она должна сформировать у школьников нетерпимое отношение к любым проявлениям нерадивого отношения к природе и побудить у них желание стать её активны защитниками [6,с.5].
Для человека, как и общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. Вот почему вопросы охраны и рационального использования природной среды в наше время, когда природе наносится порою неповторимый ущерб, приобрели актуальное значение [27,с 12].
За последнее тысячелетие естественные изменения природных комплексов не носили глобального характера, вследствие чего природа Земли менялась не значительно, а вот роль человека в изменение природы всё больше возрастала. Миллионы лет прошли, прежде, чем образовался плодородный почвенный слой, а чтобы разрушить его, понадобились считанные десятилетия на Западе, раздаются тревожные предупреждения о катастрофическом загрязнение рек и озёр. Во многих регионах даже не хватает простой чистой пресной воды. В результате употребления загрязнённой воды ежегодно на земном шаре заболевают , брюшным тифом, холерой миллионы человек, причём многие из них погибают.
В последние десятилетия во многих станах проводятся мероприятия по охране природной среды: строятся очистные сооружения для сточных вод, уловители копоти и вредных газов на промышленных предприятиях, создаются заповедники и национальные парки[27,с.2].
Цель экологического воспитания - сформировать у детей ответственность по отношению к окружающей природе, которое возможно лишь при экологическом сознании. Необходимо соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования, пропагандировать идеи по улучшению имеющейся охране, а также проявлять активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека[28,с. 10].
Туристические походы, экскурсии, экспедиции важное средство воспитания школьников активно участвуя в их проведении ,школьники приобретают знания и умения необходимые для гармоничного развития личности. Особенно возрастает роль школьного туризма в период реализации основных направлений реформы общеобразовательной школы.
Перед школой поставлены конкретные задачи: добиваться
ограниченного единства учебного и воспитательного процессов, формирования у школьников научного мировоззрения, высоких моральных качеств, активной жизненной позиции и трудолюбия. В решении этих задач большое место отводиться краеведческой деятельности школьников. При выполнение задания у школьников, формируется любовь и привязанность к малой родине.
Цель моей работы является организация работы по формированию экологической культуры учащихся в процессе экскурсии и походах.
При достижении цели решались следующие задачи:
1. теоретико-методологическое изучение экологических походов и экскурсий в образовании и воспитании школьников;
2. раскрыть формирование экологической культуры учащихся с различными формами экскурсий и походов;
3. диагностировать и показать результаты формирования
экологической культуры школьников на основе экскурсий и походов.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений мной применялись следующие методы исследования:
анализ психолого-педагогической и методической литературы;
организация опытно-экспериментальной работы, включающая в себя наблюдение, изучение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся.
При изучении уровня экологической культуры учащихся использовался метод анкетирования. При разработке организации экскурсий походов использовались словесные, наглядные, практические методы обучения и такие формы обучения, как кружок «Юный эколог», сюжетно-ролевая и дидактическая игры, дискуссии и диспуты, конкурсы, конференции, походы.
Уровень экологической культуры граждан во многом определяется качеством экологического образования и воспитания в школе. В широком смысле под экологией подразумевается системный подход (метод) к выявлению взаимосвязей с природной средой любого изучаемого объекта.
Экологический подход не специфичен для наук, а является общенаучным методом. Поэтому экологические проблемы и вопросы рассматриваются во всех учебных предметах естественнонаучного цикла - биологии, географии, физике, химии.
Региональные экологические проблемы - это ситуация во взаимодействии общества и природы в том или ином регионе, которые в связи изменением природной среды порождают или могут порождать опасность для здоровья или существование людей, развитие хозяйства и способности природных комплексов восстанавливать ресурсы и качество среды, служить хранителем генофонда.
Экономические развитые страны давно уже стали проводить экологические программы, направленные на сохранение природной среды. Изучение региональных проблем открывает широкие возможности для углубленного познания и расширения биологических и экологических знаний, становление и формирование экологической гражданственности, способствует внедрению проблемного обучения в процессы экологического образования. Элемент проблемного обучения в данном случае заложен в содержании изучаемого материала, а не является лишь надстроечной методической конструкцией. Изучение региональных биоэкологических проблем помогает вести экологические исследования.
Проблема экологии имеет место быть в каждом уголке нашего мира ,именно по этой причине все актуальнее становиться вопрос о борьбе с этим печальном фактом. Поколение XI встало перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что обязательно в конечном итоге приведёт к гибели всего живого на, либо сохранить среду обитания пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее можно реализовать при условии абсолютной ломки взгляда, как на материальную так и на духовную устоявшуюся культуру людей и начать формировать новый вид на формирование экологической культуры [1, с. 3].
В данной работе в обобщенном виде рассматриваются положительные и отрицательные стороны воздействия человека на природу. Цели изучения этой темы- показать учащимся что, вступая в взаимоотношения с природой, человек должен знать и в своей хозяйственной деятельности учитывать её законы, взаимосвязи существующие между её компонентами; игнорирования этого может привести к печальным для природы и общества последствиям. Эта тема имеет и важное воспитательное значение она должна сформировать у школьников нетерпимое отношение к любым проявлениям нерадивого отношения к природе и побудить у них желание стать её активны защитниками [6,с.5].
Для человека, как и общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. Вот почему вопросы охраны и рационального использования природной среды в наше время, когда природе наносится порою неповторимый ущерб, приобрели актуальное значение [27,с 12].
За последнее тысячелетие естественные изменения природных комплексов не носили глобального характера, вследствие чего природа Земли менялась не значительно, а вот роль человека в изменение природы всё больше возрастала. Миллионы лет прошли, прежде, чем образовался плодородный почвенный слой, а чтобы разрушить его, понадобились считанные десятилетия на Западе, раздаются тревожные предупреждения о катастрофическом загрязнение рек и озёр. Во многих регионах даже не хватает простой чистой пресной воды. В результате употребления загрязнённой воды ежегодно на земном шаре заболевают , брюшным тифом, холерой миллионы человек, причём многие из них погибают.
В последние десятилетия во многих станах проводятся мероприятия по охране природной среды: строятся очистные сооружения для сточных вод, уловители копоти и вредных газов на промышленных предприятиях, создаются заповедники и национальные парки[27,с.2].
Цель экологического воспитания - сформировать у детей ответственность по отношению к окружающей природе, которое возможно лишь при экологическом сознании. Необходимо соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования, пропагандировать идеи по улучшению имеющейся охране, а также проявлять активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека[28,с. 10].
Туристические походы, экскурсии, экспедиции важное средство воспитания школьников активно участвуя в их проведении ,школьники приобретают знания и умения необходимые для гармоничного развития личности. Особенно возрастает роль школьного туризма в период реализации основных направлений реформы общеобразовательной школы.
Перед школой поставлены конкретные задачи: добиваться
ограниченного единства учебного и воспитательного процессов, формирования у школьников научного мировоззрения, высоких моральных качеств, активной жизненной позиции и трудолюбия. В решении этих задач большое место отводиться краеведческой деятельности школьников. При выполнение задания у школьников, формируется любовь и привязанность к малой родине.
Цель моей работы является организация работы по формированию экологической культуры учащихся в процессе экскурсии и походах.
При достижении цели решались следующие задачи:
1. теоретико-методологическое изучение экологических походов и экскурсий в образовании и воспитании школьников;
2. раскрыть формирование экологической культуры учащихся с различными формами экскурсий и походов;
3. диагностировать и показать результаты формирования
экологической культуры школьников на основе экскурсий и походов.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений мной применялись следующие методы исследования:
анализ психолого-педагогической и методической литературы;
организация опытно-экспериментальной работы, включающая в себя наблюдение, изучение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся.
При изучении уровня экологической культуры учащихся использовался метод анкетирования. При разработке организации экскурсий походов использовались словесные, наглядные, практические методы обучения и такие формы обучения, как кружок «Юный эколог», сюжетно-ролевая и дидактическая игры, дискуссии и диспуты, конкурсы, конференции, походы.
Уровень экологической культуры граждан во многом определяется качеством экологического образования и воспитания в школе. В широком смысле под экологией подразумевается системный подход (метод) к выявлению взаимосвязей с природной средой любого изучаемого объекта.
Экологический подход не специфичен для наук, а является общенаучным методом. Поэтому экологические проблемы и вопросы рассматриваются во всех учебных предметах естественнонаучного цикла - биологии, географии, физике, химии.
Региональные экологические проблемы - это ситуация во взаимодействии общества и природы в том или ином регионе, которые в связи изменением природной среды порождают или могут порождать опасность для здоровья или существование людей, развитие хозяйства и способности природных комплексов восстанавливать ресурсы и качество среды, служить хранителем генофонда.
Экономические развитые страны давно уже стали проводить экологические программы, направленные на сохранение природной среды. Изучение региональных проблем открывает широкие возможности для углубленного познания и расширения биологических и экологических знаний, становление и формирование экологической гражданственности, способствует внедрению проблемного обучения в процессы экологического образования. Элемент проблемного обучения в данном случае заложен в содержании изучаемого материала, а не является лишь надстроечной методической конструкцией. Изучение региональных биоэкологических проблем помогает вести экологические исследования.
Природа - это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое космическое пространство. Даже звезды на небе - родные. Вспомним их народные названия: «Медведица» (Большая и малая), «Млечный путь». По звездам, по их миганию, свечению, цвету предсказывается погода, по их расположению находится дорога к родному дому. Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Ее разрушение равносильно разрушению Этносферы, следовательно, и самого Этноса. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности человека. Говоря «на лоне природы», народ очень легко определил роль природы в жизни человека. Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве - высшая гармония жизни на земле.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там - лес погубили, там - лугов лишились, там - земля очерствела и не хочет рожать хлеб.
И ни кто как будто специально черным этим делом не занимался. Так хочется развести руками - мол, само как-то так вышло. Нет, не само. А по нашему незнанию, а порой и нежеланию знать. Как ведь жили: земля на то и земля, что бы нас ублажать. А про то, что мы сами - часть этой земли, не вспоминали. Не думали. Не все, конечно. Но тех, кто думал, - горсточка, а нас - не думавших - миллионы. И совсем не по злому умыслу, а по недомыслию, по незнакомству с этой самой землей, на которой живем. Что поразительно: болезнь эта не только горожанина одолела, но плохо знакомы с землей и многие сельские жители. И взрослые и дети. Им вроде бы и рассказывают, что земля нас и кормит, и одевает и согревает. Получается, что это как бы само собой происходит. Часто мы не видим настоящей жизни
земли. Детям машина, скажем, друг и брат, а обыкновенная полынь - это где- то, где-то.
Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Сбываются пророчества слова Ф.Энгельса, который еще в прошлом веке пытался предостеречь: «не будем, однако слишком обольщаться нашими победами над природой» за каждую победу она нам мстит». К чему все это привело, известно. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Дальше эта дорога обрывается пропастью.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать школьное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Важным условием работы с учащимися является сочетание просвещения учащихся научными знаниями о природе с их поисково-краеведческой работой, самостоятельным изучением ими природы родного края и окружающей среды, применение разнообразных эффективных методов.
Ценность результатов проведенной работы заключается в том, что учащиеся, участвующие в эксперименте, изъявили желание работать по облагораживанию природы по своей инициативе, а не по принуждению педагогов и родителей.
Полученные результаты позволяют говорить об эффективности предложенной методики и возможности рекомендовать ее для внедрения в массовую практику школ и гимназий.
Настоящее исследование, разумеется, не решает всех проблем формирования экологической культуры учащихся в географических
экскурсиях и походах. Однако, выводы и практические рекомендации, полученные в ходе исследования, окажут помощь учителям школ, гимназий, колледжей и лицеев и могут послужить базой для последующих исследований в этой области.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там - лес погубили, там - лугов лишились, там - земля очерствела и не хочет рожать хлеб.
И ни кто как будто специально черным этим делом не занимался. Так хочется развести руками - мол, само как-то так вышло. Нет, не само. А по нашему незнанию, а порой и нежеланию знать. Как ведь жили: земля на то и земля, что бы нас ублажать. А про то, что мы сами - часть этой земли, не вспоминали. Не думали. Не все, конечно. Но тех, кто думал, - горсточка, а нас - не думавших - миллионы. И совсем не по злому умыслу, а по недомыслию, по незнакомству с этой самой землей, на которой живем. Что поразительно: болезнь эта не только горожанина одолела, но плохо знакомы с землей и многие сельские жители. И взрослые и дети. Им вроде бы и рассказывают, что земля нас и кормит, и одевает и согревает. Получается, что это как бы само собой происходит. Часто мы не видим настоящей жизни
земли. Детям машина, скажем, друг и брат, а обыкновенная полынь - это где- то, где-то.
Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Сбываются пророчества слова Ф.Энгельса, который еще в прошлом веке пытался предостеречь: «не будем, однако слишком обольщаться нашими победами над природой» за каждую победу она нам мстит». К чему все это привело, известно. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Дальше эта дорога обрывается пропастью.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать школьное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Важным условием работы с учащимися является сочетание просвещения учащихся научными знаниями о природе с их поисково-краеведческой работой, самостоятельным изучением ими природы родного края и окружающей среды, применение разнообразных эффективных методов.
Ценность результатов проведенной работы заключается в том, что учащиеся, участвующие в эксперименте, изъявили желание работать по облагораживанию природы по своей инициативе, а не по принуждению педагогов и родителей.
Полученные результаты позволяют говорить об эффективности предложенной методики и возможности рекомендовать ее для внедрения в массовую практику школ и гимназий.
Настоящее исследование, разумеется, не решает всех проблем формирования экологической культуры учащихся в географических
экскурсиях и походах. Однако, выводы и практические рекомендации, полученные в ходе исследования, окажут помощь учителям школ, гимназий, колледжей и лицеев и могут послужить базой для последующих исследований в этой области.
Подобные работы
- Формирование экологической культуры на традициях Азербайджанского народа
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Развитие экологической культуры обучающихся на уроках географии на основе традиции туркменский народов
Дипломные работы, ВКР, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ШКОЛЬНИКОВ 8-Х КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ
ГЕОГРАФИИ
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА НА ОСНОВЕ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В КУРСЕ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Образовательные возможности учебных экологических троп по изучению туристских ресурсов Алапаевского района
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



