Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПОХОДАХ И ЭКСКУРСИЯХ

Работа №62176

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экология и природопользование

Объем работы78
Год сдачи2016
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
369
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические и методологические основы формирования экологической культуры учащихся
1.1. Формирование экологической культуры как психолого-педагогическая
проблема 7
1.2. Экскурсии и походы как метод экологического воспитания
учащихся 12
ГЛАВА II. Опыт организации работы по формированию экологической культуры школьников в географических экскурсиях и походах
2.1. Организация активной познавательной деятельности детей в экскурсиях
и походах 28
2.2 Общий обзор уровня экологической культуры учащихся во время
экскурсий и походов 55
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию
экологической культуры детей
3.1. Цели, задачи и ход опытно-экспериментальной работы 59
Заключение 63
Список литературы 66
Приложение

Актуальность исследования обусловлена кардинальными изменениями в мировой общественности к проблеме экологического образования. Всё чаще воздействия человечества на природу приводит к изменению состояния окружающей среды: увеличению её загрязнения падению продуктивности и плодородия почв, ухудшения качества продуктов питании, сокращения биологического разнообразия, исчезновению некоторых видов растений и животных, росту масштабов генетических заболеваний.
Проблема экологии имеет место быть в каждом уголке нашего мира ,именно по этой причине все актуальнее становиться вопрос о борьбе с этим печальном фактом. Поколение XI встало перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что обязательно в конечном итоге приведёт к гибели всего живого на, либо сохранить среду обитания пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее можно реализовать при условии абсолютной ломки взгляда, как на материальную так и на духовную устоявшуюся культуру людей и начать формировать новый вид на формирование экологической культуры [1, с. 3].
В данной работе в обобщенном виде рассматриваются положительные и отрицательные стороны воздействия человека на природу. Цели изучения этой темы- показать учащимся что, вступая в взаимоотношения с природой, человек должен знать и в своей хозяйственной деятельности учитывать её законы, взаимосвязи существующие между её компонентами; игнорирования этого может привести к печальным для природы и общества последствиям. Эта тема имеет и важное воспитательное значение она должна сформировать у школьников нетерпимое отношение к любым проявлениям нерадивого отношения к природе и побудить у них желание стать её активны защитниками [6,с.5].
Для человека, как и общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. Вот почему вопросы охраны и рационального использования природной среды в наше время, когда природе наносится порою неповторимый ущерб, приобрели актуальное значение [27,с 12].
За последнее тысячелетие естественные изменения природных комплексов не носили глобального характера, вследствие чего природа Земли менялась не значительно, а вот роль человека в изменение природы всё больше возрастала. Миллионы лет прошли, прежде, чем образовался плодородный почвенный слой, а чтобы разрушить его, понадобились считанные десятилетия на Западе, раздаются тревожные предупреждения о катастрофическом загрязнение рек и озёр. Во многих регионах даже не хватает простой чистой пресной воды. В результате употребления загрязнённой воды ежегодно на земном шаре заболевают , брюшным тифом, холерой миллионы человек, причём многие из них погибают.
В последние десятилетия во многих станах проводятся мероприятия по охране природной среды: строятся очистные сооружения для сточных вод, уловители копоти и вредных газов на промышленных предприятиях, создаются заповедники и национальные парки[27,с.2].
Цель экологического воспитания - сформировать у детей ответственность по отношению к окружающей природе, которое возможно лишь при экологическом сознании. Необходимо соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования, пропагандировать идеи по улучшению имеющейся охране, а также проявлять активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека[28,с. 10].
Туристические походы, экскурсии, экспедиции важное средство воспитания школьников активно участвуя в их проведении ,школьники приобретают знания и умения необходимые для гармоничного развития личности. Особенно возрастает роль школьного туризма в период реализации основных направлений реформы общеобразовательной школы.
Перед школой поставлены конкретные задачи: добиваться
ограниченного единства учебного и воспитательного процессов, формирования у школьников научного мировоззрения, высоких моральных качеств, активной жизненной позиции и трудолюбия. В решении этих задач большое место отводиться краеведческой деятельности школьников. При выполнение задания у школьников, формируется любовь и привязанность к малой родине.
Цель моей работы является организация работы по формированию экологической культуры учащихся в процессе экскурсии и походах.
При достижении цели решались следующие задачи:
1. теоретико-методологическое изучение экологических походов и экскурсий в образовании и воспитании школьников;
2. раскрыть формирование экологической культуры учащихся с различными формами экскурсий и походов;
3. диагностировать и показать результаты формирования
экологической культуры школьников на основе экскурсий и походов.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений мной применялись следующие методы исследования:
анализ психолого-педагогической и методической литературы;
организация опытно-экспериментальной работы, включающая в себя наблюдение, изучение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся.
При изучении уровня экологической культуры учащихся использовался метод анкетирования. При разработке организации экскурсий походов использовались словесные, наглядные, практические методы обучения и такие формы обучения, как кружок «Юный эколог», сюжетно-ролевая и дидактическая игры, дискуссии и диспуты, конкурсы, конференции, походы.
Уровень экологической культуры граждан во многом определяется качеством экологического образования и воспитания в школе. В широком смысле под экологией подразумевается системный подход (метод) к выявлению взаимосвязей с природной средой любого изучаемого объекта.
Экологический подход не специфичен для наук, а является общенаучным методом. Поэтому экологические проблемы и вопросы рассматриваются во всех учебных предметах естественнонаучного цикла - биологии, географии, физике, химии.
Региональные экологические проблемы - это ситуация во взаимодействии общества и природы в том или ином регионе, которые в связи изменением природной среды порождают или могут порождать опасность для здоровья или существование людей, развитие хозяйства и способности природных комплексов восстанавливать ресурсы и качество среды, служить хранителем генофонда.
Экономические развитые страны давно уже стали проводить экологические программы, направленные на сохранение природной среды. Изучение региональных проблем открывает широкие возможности для углубленного познания и расширения биологических и экологических знаний, становление и формирование экологической гражданственности, способствует внедрению проблемного обучения в процессы экологического образования. Элемент проблемного обучения в данном случае заложен в содержании изучаемого материала, а не является лишь надстроечной методической конструкцией. Изучение региональных биоэкологических проблем помогает вести экологические исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Природа - это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое космическое пространство. Даже звезды на небе - родные. Вспомним их народные названия: «Медведица» (Большая и малая), «Млечный путь». По звездам, по их миганию, свечению, цвету предсказывается погода, по их расположению находится дорога к родному дому. Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Ее разрушение равносильно разрушению Этносферы, следовательно, и самого Этноса. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности человека. Говоря «на лоне природы», народ очень легко определил роль природы в жизни человека. Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве - высшая гармония жизни на земле.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там - лес погубили, там - лугов лишились, там - земля очерствела и не хочет рожать хлеб.
И ни кто как будто специально черным этим делом не занимался. Так хочется развести руками - мол, само как-то так вышло. Нет, не само. А по нашему незнанию, а порой и нежеланию знать. Как ведь жили: земля на то и земля, что бы нас ублажать. А про то, что мы сами - часть этой земли, не вспоминали. Не думали. Не все, конечно. Но тех, кто думал, - горсточка, а нас - не думавших - миллионы. И совсем не по злому умыслу, а по недомыслию, по незнакомству с этой самой землей, на которой живем. Что поразительно: болезнь эта не только горожанина одолела, но плохо знакомы с землей и многие сельские жители. И взрослые и дети. Им вроде бы и рассказывают, что земля нас и кормит, и одевает и согревает. Получается, что это как бы само собой происходит. Часто мы не видим настоящей жизни
земли. Детям машина, скажем, друг и брат, а обыкновенная полынь - это где- то, где-то.
Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Сбываются пророчества слова Ф.Энгельса, который еще в прошлом веке пытался предостеречь: «не будем, однако слишком обольщаться нашими победами над природой» за каждую победу она нам мстит». К чему все это привело, известно. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Дальше эта дорога обрывается пропастью.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать школьное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Важным условием работы с учащимися является сочетание просвещения учащихся научными знаниями о природе с их поисково-краеведческой работой, самостоятельным изучением ими природы родного края и окружающей среды, применение разнообразных эффективных методов.
Ценность результатов проведенной работы заключается в том, что учащиеся, участвующие в эксперименте, изъявили желание работать по облагораживанию природы по своей инициативе, а не по принуждению педагогов и родителей.
Полученные результаты позволяют говорить об эффективности предложенной методики и возможности рекомендовать ее для внедрения в массовую практику школ и гимназий.
Настоящее исследование, разумеется, не решает всех проблем формирования экологической культуры учащихся в географических
экскурсиях и походах. Однако, выводы и практические рекомендации, полученные в ходе исследования, окажут помощь учителям школ, гимназий, колледжей и лицеев и могут послужить базой для последующих исследований в этой области.



1. Авраменко И. М. Основы природопользования / Серия «Высшее профессиональное образование». - Ростов н/Д: «Феникс»,2010.
2. Арустамов Э. А. и др. Природопользование: Учебник. - 7 -е изд. перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.
3. Василенко В.А. Экономика и экология: проблемы и поиски путей устойчивого развития / В.А. Василенко. - Новосиб., 2010.
4. Упустили работу Гайсина И.Т.
5. Гирусов Э.В. Основы социальной экологии / Э.В. Гирусов. - М.: Академия,2008.
6. Данилин Ю. В., Варфоломеева Э. А. Экологический менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИД «Социальные отношения», Изд-во «Перспектива», 2009.
7. Дергачев А. Л., Хилл Дж., Казаченко Л. Д. Финансово - экономическая оценка минеральных месторождений: Учебник. / Под ред. В. И. Старостина. - М.: Изд-во МГУ, 2007
8. Докторов Б. 3., Сафонов В. В. Экологическое сознание граждан. - Л.,
2011.
9. Егоренков Л. И. Г еоэкология. Учебное пособие, 2009, стр. 320.
10. Изменение климата. Комплект информационных материалов по изменению климата. ЮНЕП - РКИКООН. М.: ЦЭНЭФ, 2014.
11. Китанович Б. Планета и цивилизация в опасности. М., 2013.
12. Коммонер Б. Замыкающийся круг: Пер. с англ. Л.: Гидрометеоиздат,
2012.
13. Кондратьев К.Я., Донченко В. К., Лосев К. С., Фролов А. К. Экология - экономика - политика. СПб.: Научный центр РАН, 2007.
14. Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. Учебное пособие для вузов. - Ростов /на/Дону. Феникс, 2005.
15. Лацко Р. Экономические проблемы окружающей среды / Р. Лацко. - М: Академия,2010.
16.Ойцев А.А. Внутренние угрозы экологической безопасности России в условиях экономического подъема // Вестник Московского государственного университета приборостроения и информатики. - М.: МГУПИ, 2008. №14.
17.Олейник Е.М. Гармонизация экономического и экологического развития/Е.М. Олейник.-М.: ДашковиК,2009.
18. Оптимизация психологической сферы молодого поколения в формировании экологической культуры. Статья// Развитие экологического содержания научно-исследовательских работ в школе и вузе: Материалы Всеросс. НПК (29 апреля 2011г.). Казань: Изд-во МОиН РТ, 2011. С.155-157.
19. Природопользование, охрана окружающей среды и экономика: Теория и практикум: Учеб. пособие / Под ред. А. П. Хаустова. - М.: Изд-во РУДН, 2006. - С. 36-234.
20. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России/В.Ф.Протасов.-М.:«ФиС»,2011.
21. Райзберг Б.А. Основы экономики: учебное пособие / Б.А. Райзберг. - М.:Инфра-М,2010.
22. Реймерс Н. Ф. Природопользование: Словарь - справочник. - М.: Мысль, 2008.
23. Родионова И.А. Глобальные проблемы окружающей среды / И.А. Родионова.-М.:ЮНИТИ,2011.
24. Слагода В.Г. Основы экономики / В.Г. Слагода. - М.: Форум-Инфра-М, 2009.
25. Словецкий В. «Москва утонет в мусоре?» /В. Словецкий. // Мир новостей. - №40. - 2011
26. Современные методы и технологии географических исследований. Статья// Журнал "География и туризм": современные проблемы и перспективы развития", 2010.
27. Уразметов И.А, Уленгов Р.А., Кадырова Р.Г. Формирование экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни в рамках требований ФГОС /Окружающая среда и устойчивое развитие регионов/ Труды Второй Всероссийской научной конференции с международным участием КФУ. Том II. - Казань, 2013 г. - С. 325-328.
28. Хусаинов З.А. Цеолиты - уникальные природные богатства Дрожжановского района Республики Татарстан. / З.А. Хусаинов / Формирование экологической культуры обучающихся при изучении естественнонаучных дисциплин / Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 22-23 марта 2016 г.) / Отв. ред. профессор З.А. Хусаинов. - Казань: Отечество, 2016.- с.245-249.
29. Хусаинов З.А. Основы формирования экологической культуры молодого поколения //Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Формирование экологической культуры обучающихся при изучении естественнонаучных дисциплин"(Казань, 12-13 марта 2015 г.)/ Отв. ред. профессор З.А. Хусаинов. - Казань: К(П)ФУ, 2015.- С. 89-95.
30. Хусаинов З.А. Формирование экологической культуры школьников в обучении географии. / З.А. Хусаинов / Формирование экологической культуры обучающихся при изучении естественнонаучных дисциплин / Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 22-23 марта 2016 г.) / Отв. ред. профессор З.А. Хусаинов. - Казань: Отечество, 2016.- с. 249-252. (ISBN 978-5-9222-1077-5). Тираж - 200 экз.
31. Хусаинов З.А. Формирование экологической культуры учащихся в исследовательской работе / З.А. Хусаинов / Развитие творческого потенциала личности в процессе обучения естественно-географических дисциплин в школе и вузе: предметный и метапредметный подход. Матер. II всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 24-26 марта 2016 г. / Отв. ред. Г.С. Самигуллина. Казань: Отечество, 2016. - 233 с. (С. 86-90). Тираж - 100.
32. Хусаинов З.А. Роль окружающей среды в формировании этноса и экологической культуры // Этнические аспекты географических исследований в школе и вузе: материалы регионального научнометодического семинара (27 февраля 2015 г. , г. Казань) / Отв. ред. доцент Н.М. Биктимиров. - Казань: К(П)ФУ, 2015 - 104 с. (С.82-87). Тираж - 300 экз.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ