ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ (НА ПРИМЕРЕ ООО «АЛЬФАТЭК»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Общее понятие конфликтов и его виды 6
1.2. Основные элементы системы управления конфликтами в
организации 16
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ООО «АльфаТэк»
2.1. Организационно- экономическая характеристика ООО
«АльфаТэк» 26
2.2. Анализ и оценка управления конфликтами в ООО «АльфаТэк».. 30
2.3. Проблемы в управлении конфликтами ООО «АльфаТэк» 44
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ДОКУМЕНТЫ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ 48
В ООО «АльфаТэк»
3.1. Обоснование необходимости совершенствования управления
конфликтами в ООО «АльфаТэк» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Общее понятие конфликтов и его виды 6
1.2. Основные элементы системы управления конфликтами в
организации 16
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ООО «АльфаТэк»
2.1. Организационно- экономическая характеристика ООО
«АльфаТэк» 26
2.2. Анализ и оценка управления конфликтами в ООО «АльфаТэк».. 30
2.3. Проблемы в управлении конфликтами ООО «АльфаТэк» 44
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ДОКУМЕНТЫ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ 48
В ООО «АльфаТэк»
3.1. Обоснование необходимости совершенствования управления
конфликтами в ООО «АльфаТэк» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ
В ранних трудах по управлению, всегда подчеркивается важность гармоничного функционирования организации. По мнению большинства авторов, если найти правильную формулу, то организация будет действовать как хорошо смазанный механизм. Конфликты, возникающие внутри организации, рассматривались как весьма негативные явления и всегда были причинами ухудшения климата в компании.
Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т.е. инцидента - и конфликт может начаться.
Ежедневно на почве расхождений во взглядах, разногласий и противоборства различных мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личных особенностей возникает возможность возникновения конфликтов. Они предоставляют собой один из результатов каждодневного соперничества и противостояний людей в сфере принципиальных или эмоциональных столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что конфликты в организации зачастую являются фактором, затормаживающим деятельность организации, а в некоторых случаях и вовсе останавливающим ее. Это отрицательно сказывается на функционировании организации, снижает ее финансовые показатели.
Целью дипломной работы является разработка пакета документов по
совершенствованию управления конфликтами в ООО «АльфаТэк».
Для достижения данной цели следует решить ряд задач:
1. Изучить теоретические основы управления конфликтами в организации.
2. Провести анализ и оценку управления конфликтами ООО «АльфаТэк».
3. Разработать пакет документов по совершенствованию управления конфликтами в ООО «АльфаТэк».
Объектом исследования является ООО «АльфаТэк».
Предметом исследования выступает управление конфликтами в ООО «АльфаТэк».
При написании выпускной квалификационной работы я использовал методы анализа и синтеза, наблюдения, сравнения, опроса в виде анкетирования и интервью, а также анализ документов.
Работа состоит из введения, трех разделов, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложений.
В первом разделе выпускной квалификационной работы я рассмотрел определения конфликта и управления конфликтами. С помощью теоретических трудов многих ученых я выделил виды конфликтов и стили управления конфликтами.
Во втором разделе была проанализирована и оценена система управления конфликтами ООО «АльфаТэк», выделены проблемы в системе управления конфликтами организации.
В третьем разделе разработан пакет документов по совершенствованию управления конфликтами ООО «АльфаТэк», который включает следующие направления: создание комиссии по решению трудовых споров, оформление памятки об этических нормах общения между работниками ООО «АльфаТэк», разработка должностных инструкций работников ООО «АльфаТэк», проведение тренингов и семинаров.
Информационной базой работы послужили труды ученых, которые рассматривают проблемы управления конфликтами в организации: Базурин И.,
Донцов А.И., Здравомыслов А.Г., Козырев Г.И., Лисепкий К.С.. Особую помощь сыграли труды Кибанова А.Я. и Кабушкина Н.И., которые помогли определить виды конфликта, что легло в основу анализа также, использовал нормативные документы, регулирующие деятельность ООО «АльфаТэк», а также отчеты организации о финансовой деятельности фирмы.
Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т.е. инцидента - и конфликт может начаться.
Ежедневно на почве расхождений во взглядах, разногласий и противоборства различных мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личных особенностей возникает возможность возникновения конфликтов. Они предоставляют собой один из результатов каждодневного соперничества и противостояний людей в сфере принципиальных или эмоциональных столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что конфликты в организации зачастую являются фактором, затормаживающим деятельность организации, а в некоторых случаях и вовсе останавливающим ее. Это отрицательно сказывается на функционировании организации, снижает ее финансовые показатели.
Целью дипломной работы является разработка пакета документов по
совершенствованию управления конфликтами в ООО «АльфаТэк».
Для достижения данной цели следует решить ряд задач:
1. Изучить теоретические основы управления конфликтами в организации.
2. Провести анализ и оценку управления конфликтами ООО «АльфаТэк».
3. Разработать пакет документов по совершенствованию управления конфликтами в ООО «АльфаТэк».
Объектом исследования является ООО «АльфаТэк».
Предметом исследования выступает управление конфликтами в ООО «АльфаТэк».
При написании выпускной квалификационной работы я использовал методы анализа и синтеза, наблюдения, сравнения, опроса в виде анкетирования и интервью, а также анализ документов.
Работа состоит из введения, трех разделов, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложений.
В первом разделе выпускной квалификационной работы я рассмотрел определения конфликта и управления конфликтами. С помощью теоретических трудов многих ученых я выделил виды конфликтов и стили управления конфликтами.
Во втором разделе была проанализирована и оценена система управления конфликтами ООО «АльфаТэк», выделены проблемы в системе управления конфликтами организации.
В третьем разделе разработан пакет документов по совершенствованию управления конфликтами ООО «АльфаТэк», который включает следующие направления: создание комиссии по решению трудовых споров, оформление памятки об этических нормах общения между работниками ООО «АльфаТэк», разработка должностных инструкций работников ООО «АльфаТэк», проведение тренингов и семинаров.
Информационной базой работы послужили труды ученых, которые рассматривают проблемы управления конфликтами в организации: Базурин И.,
Донцов А.И., Здравомыслов А.Г., Козырев Г.И., Лисепкий К.С.. Особую помощь сыграли труды Кибанова А.Я. и Кабушкина Н.И., которые помогли определить виды конфликта, что легло в основу анализа также, использовал нормативные документы, регулирующие деятельность ООО «АльфаТэк», а также отчеты организации о финансовой деятельности фирмы.
Конфликты являются вечными спутниками нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов.
Сейчас в наше бурное, конфликтное время без умения разрешить конфликт и выйти из конфликтной ситуации, очень тяжело. В последние годы стало очевидным, что каждый, кто хочет «удержаться» на своём рабочем месте должен и в теории и на практике знать, как разрешить конфликт.
В ходе работы была детально проанализирована система управления конфликтами ООО «АльфаТэк»и выявлены проблемы, связанные с высоким уровнем конфликтности в организации.
Результатом работы является разработанный пакет документов по совершенствованию системы управления конфликтами в ООО «АльфаТэк».
Таким образом, были решены все поставленные задачи, а, следовательно, достигнута цель работы в полном объеме. По результатам работы можно сделать следующие выводы:
1. Конфликт - это борьба интересов отдельных персоналий, различных групп в нем, столкновение разнонаправленных теорий и подходов. Организационные конфликты привлекают пристальное внимание, как исследователей, так и практиков, которые рассматривают их в качестве одного из факторов, способных повлиять на эффективность деятельности организации. Было установлено, что 20% своего времени работники тех или иных организаций тратят на урегулирование конфликтов самого различного характера.
2. С точки зрения участников организационного конфликта различают:
- межличностный конфликт вовлекает двух и более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг к другу в отношении целей, ценностей или поведения,
- внутригрупповой конфликт связан со столкновением между частями и всеми членами группы, влияющим на результаты работы группы или организации в целом,
- межгрупповой конфликт - столкновение двух и более групп в организации.
- внутриличностный конфликт.
3. Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.
4. Целями управления конфликтами являются: формирование
благоприятного психологического климата в организации, сокращение текучести персонала, постоянное функционирование организации, развитие позитивного отношения к работе и удовлетворенность своей работой.
5. В межличностном методе существует пять способов разрешения конфликта: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблем.
6. Способы управления конфликтами: организационный - обеспечение сбалансированности в распределении функций; экономический - применение экономических регуляторов в отношении к проводимым экономическим реформам; правовой - создание и поддержка правовой системы для обеспечения упрощенных, в то же время эффективных экономических связей и способов деятельности; этнокультурный - согласование различных социокультурных систем в рамках единой экономической культуры с учетом этноисторических факторов; психологический - применение психологических технологий; политический - применение идеологических парадигм, поддерживаемых властными структурами; силовой - эффективное применение силовых методов воздействия на конфликтогены.
7. ООО «АльфаТэк»было основано 25 августа 2012 года. Общество осуществляет деятельность по организации досуга детей и взрослых, осуществляет эксплуатацию игрового оборудования, оказывает услуги
общественного питания.
8. Организационная структура Общества относится к линейно - фукциональным структурам. Директор обеспечивает выполнение решений Общества, касающихся деятельности фирмы; организует коммерческую, производственно-хозяйственные вопросы функционирования Общества; дает указы и распоряжения. Заместитель директора по общественному питанию координирует деятельность работников кафе, следит за технологией приготовления продуктов, занимается закупками продуктов для приготовления пищи для клиентов. Заместитель директора по коммерции занимается финансовыми вопросами, вопросами организации деятельности бухгалтерии и отдела маркетинга. Заместитель директора по работе с клиентами координирует деятельность работников зала, решает вопросы недовольства клиентов и прочее.
9. По результатам анализа управления конфликтами в ООО «АльфаТэк» выявились основные проблемы в данной системе, решение этих проблем поможет фирме повысить эффективность своей деятельности:
- неэффективная работа руководителя как субъекта управления конфликтами;
- отсутствие в организационной структуре ООО «АльфаТэк» человека или органа, который бы занимался вопросами управления конфликтами;
- отсутствие нормативных документов, регулирующих способы разрешения конфликтов;
- практическое отсутствие таких методов предупреждения конфликтов как правовой, экономический и организационный;
- внутренняя неудовлетворённость работника, чувство, что с ним поступают несправедливо;
- отсутствие психологической работы с персоналом (тренингов, семинаров).
10. В целях повышения эффективности деятельности предприятия, предлагается ряд предложений:
- создание комиссии по решению трудовых споров;
- оформление памятки об этических нормах общения между работниками ООО «АльфаТэк»;
- оформление должностных инструкций работников ООО «АльфаТэк»;
- проведение тренингов и семинаров.
При реализации данных предложений по совершенствованию управления конфликтами ООО «АльфаТэк» будет достигнут следующий эффект:
- снизится уровень конфликтности работников в организации;
- повысится роль руководителя в разрешении конфликтов;
- увеличится эффективность деятельности организации в целом.
Сейчас в наше бурное, конфликтное время без умения разрешить конфликт и выйти из конфликтной ситуации, очень тяжело. В последние годы стало очевидным, что каждый, кто хочет «удержаться» на своём рабочем месте должен и в теории и на практике знать, как разрешить конфликт.
В ходе работы была детально проанализирована система управления конфликтами ООО «АльфаТэк»и выявлены проблемы, связанные с высоким уровнем конфликтности в организации.
Результатом работы является разработанный пакет документов по совершенствованию системы управления конфликтами в ООО «АльфаТэк».
Таким образом, были решены все поставленные задачи, а, следовательно, достигнута цель работы в полном объеме. По результатам работы можно сделать следующие выводы:
1. Конфликт - это борьба интересов отдельных персоналий, различных групп в нем, столкновение разнонаправленных теорий и подходов. Организационные конфликты привлекают пристальное внимание, как исследователей, так и практиков, которые рассматривают их в качестве одного из факторов, способных повлиять на эффективность деятельности организации. Было установлено, что 20% своего времени работники тех или иных организаций тратят на урегулирование конфликтов самого различного характера.
2. С точки зрения участников организационного конфликта различают:
- межличностный конфликт вовлекает двух и более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг к другу в отношении целей, ценностей или поведения,
- внутригрупповой конфликт связан со столкновением между частями и всеми членами группы, влияющим на результаты работы группы или организации в целом,
- межгрупповой конфликт - столкновение двух и более групп в организации.
- внутриличностный конфликт.
3. Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.
4. Целями управления конфликтами являются: формирование
благоприятного психологического климата в организации, сокращение текучести персонала, постоянное функционирование организации, развитие позитивного отношения к работе и удовлетворенность своей работой.
5. В межличностном методе существует пять способов разрешения конфликта: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблем.
6. Способы управления конфликтами: организационный - обеспечение сбалансированности в распределении функций; экономический - применение экономических регуляторов в отношении к проводимым экономическим реформам; правовой - создание и поддержка правовой системы для обеспечения упрощенных, в то же время эффективных экономических связей и способов деятельности; этнокультурный - согласование различных социокультурных систем в рамках единой экономической культуры с учетом этноисторических факторов; психологический - применение психологических технологий; политический - применение идеологических парадигм, поддерживаемых властными структурами; силовой - эффективное применение силовых методов воздействия на конфликтогены.
7. ООО «АльфаТэк»было основано 25 августа 2012 года. Общество осуществляет деятельность по организации досуга детей и взрослых, осуществляет эксплуатацию игрового оборудования, оказывает услуги
общественного питания.
8. Организационная структура Общества относится к линейно - фукциональным структурам. Директор обеспечивает выполнение решений Общества, касающихся деятельности фирмы; организует коммерческую, производственно-хозяйственные вопросы функционирования Общества; дает указы и распоряжения. Заместитель директора по общественному питанию координирует деятельность работников кафе, следит за технологией приготовления продуктов, занимается закупками продуктов для приготовления пищи для клиентов. Заместитель директора по коммерции занимается финансовыми вопросами, вопросами организации деятельности бухгалтерии и отдела маркетинга. Заместитель директора по работе с клиентами координирует деятельность работников зала, решает вопросы недовольства клиентов и прочее.
9. По результатам анализа управления конфликтами в ООО «АльфаТэк» выявились основные проблемы в данной системе, решение этих проблем поможет фирме повысить эффективность своей деятельности:
- неэффективная работа руководителя как субъекта управления конфликтами;
- отсутствие в организационной структуре ООО «АльфаТэк» человека или органа, который бы занимался вопросами управления конфликтами;
- отсутствие нормативных документов, регулирующих способы разрешения конфликтов;
- практическое отсутствие таких методов предупреждения конфликтов как правовой, экономический и организационный;
- внутренняя неудовлетворённость работника, чувство, что с ним поступают несправедливо;
- отсутствие психологической работы с персоналом (тренингов, семинаров).
10. В целях повышения эффективности деятельности предприятия, предлагается ряд предложений:
- создание комиссии по решению трудовых споров;
- оформление памятки об этических нормах общения между работниками ООО «АльфаТэк»;
- оформление должностных инструкций работников ООО «АльфаТэк»;
- проведение тренингов и семинаров.
При реализации данных предложений по совершенствованию управления конфликтами ООО «АльфаТэк» будет достигнут следующий эффект:
- снизится уровень конфликтности работников в организации;
- повысится роль руководителя в разрешении конфликтов;
- увеличится эффективность деятельности организации в целом.



