ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗНОГО ПОДХОДА 5
1.1 Понятие образного подхода в дизайне 5
1.2 Психолого-педагогические особенности развития образного
подхода 8
Выводы по первой главе 12
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО
ПОДХОДА ПРИ РАЗРАБОТКЕ ДИЗАЙН-ПРОЕКТОВ 14
2.1 Разработка программы курса по выбору: «Графический дизайн» 14
2.2 Апробация программы по курсу «Графический дизайн» в Елабужском
колледже культуры и искусств 22
Выводы по второй главе 24
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ДИЗАЙНПРОЕКТА «ВЕЧНОГО» ДИСКОВОГО КАЛЕНДАРЯ 26
3.1 Поиск, эскизы и композиционные решения «вечного» дискового
календаря 26
3.2 Технологическая последовательность изготовления «вечного дискового
календаря 35
Выводы по третьей главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Одна из наиважнейших и актуальных проблем в дизайн-образовании - это развитие образного мышления у студентов в учебных заведениях, готовящих будущих специалистов в областях дизайна. Абитуриенты, в большинстве случаев, владеют навыками художественно-графической деятельности, полученными в процессе обучения в художественных школах. Однако это не дает полной гарантии развитого у человека творческого воображения, образного мышления, и совершенно не показывают уровень развитого у них образного подхода, который так необходим студенту.
Основная функция образного мышления - уметь генерировать образы и пользоваться ими, оперируя. Образ в дизайне представляет собой идеальночувственное предметное представление идей, которое возникает в процессе формирования идеи, проектирования, создания и, естественно, самого восприятия вещи.
Задача дизайна состоит вовсе не в том, чтобы придать оригинальный вид вещам и предметам, которые окружают человека, а непосредственно в том, чтобы, опираясь на образный подход, уметь создать комфортную для жизнедеятельности человека среду. С помощью смешения разнообразных стилей, дополнения деталей, сочетания, на первый взгляд, несочетаемых вещей достигается наивысшая образность в дизайн-проектах. Таким путем можно составить огромное множество вариантов образного решения.
Таким образом, развитие образного подхода у студентов в колледже играет важную роль в их будущей творческой деятельности. Можно считать, что уровень развития образного подхода вполне способен выступать как один из критериев профессиональной подготовки. Графический дизайн закладывает основу формирования образного подхода и мышления при разработке дизайн-проектов.
Цель исследования: разработка методики развития образного подхода у студентов колледжа средствами дисциплины «Графический дизайн» при разработке дизайн-проектов.
Объект исследования: процесс развития у студентов колледжа образного подхода.
Предмет исследования: развитие у студентов колледжа образного подхода при разработке графических дизайн-проектов.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Изучить методы развития образного подхода и выявить наиболее эффективные.
3. Разработать программу курса по выбору: «Графический дизайн».
4. Апробировать на базе Елабужского колледжа культуры и искусств.
5. Выполнить дизайн-проект графического объекта - календаря.
Методы исследования:
• теоретические: изучение и анализ отечественной и зарубежной
литературы по теме выпускной квалификационной работы, изучение нормативноправовой документации, анализ примерной образовательной программы;
• эмпирические: наблюдение, беседа, устный опрос и изучение продуктов деятельности обучающихся;
Практическая значимость: теоретическая (разработанная нами рабочая программа) и практическая части исследования, могут быть использованы преподавателями и обучающим персоналом в средних профессиональных учебных заведениях на занятиях «Графический дизайн», как теоретический и наглядный материал. Творческая часть может выступать также послужить отличным декором в интерьере.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и выводов по ним, заключения, списка использованных источников и приложении.
В выпускной квалификационной работе мы изучили и проанализировали литературу по графическому дизайну и психолого-педагогические особенности развития образного подхода. Изучили и выявили эффективные методы развития образного подхода, включающие такие аспекты, как: художественное моделирование, композиционное формообразование, смыслообразование.
В процессе исследования на основе этого нами была разработана методика развития образного подхода - рабочая программа по графическому дизайну.
В базе колледжа была проведена апробация данной рабочей программы, так как среди проблем подготовки студентов в учебном заведении к работе в профессиональной сфере выделяется проблема развития образного подхода, как важнейшего параметра креативности личности.
Творческий поиск, которого будут придерживаться студенты при выполнении работ по дисциплине «Графический дизайн» - это подходящий способ формирования образного мышления, ведь именно это и влечет за собой развитие образного подхода у студентов. Изучение вопроса о художественной образности имеет определенное значение для практикующих дизайнеров, художников, архитекторов, стремящихся к тому, чтобы их произведения были подлинно художественными и вызвали соответственные эстетические переживания.
Анализируя литературу по теме исследования, мы выявили: дизайн-проекты - синтез креативного, творческого, изобретательного и рассчитанного, осмысленного. В этом и заключается образный подход. Данные аспекты способны влиять на формирование образного мышления и стимулировать творческий поиск эксклюзивного решения для своего дизайн-проекта, в нашем случае - для «вечного» дискового календаря.
Технологические аспекты разработки графического дизайн-проекта календаря предполагало у нас следующие этапы работы: изучение и анализ аналогов календарей и гороскопов, эскизирование знаков тибетского гороскопа,
разработка итоговых композиций знаков, и изготовление вечного дискового календаря, включающее этапы вырезания знаков по линолеуму с последующей формовкой папье-маше и перевода чертежа на ДВП с последующим вырезанием, оформлением и скреплением.
Календари давно вошли в наш обиход и пользуются большим спросом, помогая человеку ориентироваться во времени, и доставляя эстетическое удовольствие. Разработанный нами календарь может быть использован как наглядный материал, в качестве объекта графического дизайна, а также послужить отличным декором в интерьере.
Таким образом, поставленная во введении цель выпускной
квалификационной работы была достигнута, а все исследовательские задачи выполнены.