ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВОНИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ
КОМПЛЕКСОМ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 9
РАЗДЕЛ II АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ В РАКИТЯНСКОМ РАЙОНЕ 29
РАЗДЕЛ III СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ В РАКИТЯНСКОМ РАЙОНЕ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Во всех отраслях существует ряд проблем, связанных с несовершенством законодательства переходного периода, формированием новых экономических связей. При этом старые базовые положения во многих отраслях были просто вычеркнуты, а новых, столь же стабильных по существу не было предложено. Все это привело к проблемам в здравоохранении, образовании, городском пассажирском транспорте, работе правоохранительных органов и органов социальной защиты. Специфика современной организации производственных и обслуживающих процессов привела к выделению в особую группу отдельных служб и организаций в системе муниципального образования, которая и обособилась как самостоятельная сфера. Ее цель - оказание жилищно-коммунальных услуг.
Сфера жилищно-коммунального комплекса настолько важна для жизни людей и находится в таком плачевном состоянии, что ее реформирование объективно отвечает интересам большинства граждан. Незадолго до президентских выборов 2012 года ВЦИОМ проводил всероссийский опрос о том, какие проблемы вызывают у людей наибольшую тревогу. Среди всех бед, о которых говорили люди, на втором месте оказался кризис ЖКХ. Сразу после роста цен, причем отрыв небольшой, а сами эти темы некоторыми своими гранями смыкаются.
Жилищная и коммунальная сфера муниципального образования сегодня - это многоотраслевой комплекс, в котором пересекаются все социально-экономические, организационно-технические вопросы, связанные с жилищно-коммунальным обслуживанием потребителей, включая население. В настоящее время жилищно-коммунальный комплекс переживает инфраструктурный кризис. Как единый объект управления жилищно-коммунальный комплекс уже не существует ни на федеральном, ни на региональном уровнях власти: ЖКК относится к компетенции органов местного самоуправления.
В период реформирования жилищно-коммунального комплекса и значительного повышения размеров платы за жилые помещения и коммунальные услуги проблемы экономического развития жилищно-коммунального комплекса являются постоянно обсуждаемой темой. В то же время степень изученности вопросов функционирования и развития системы управления жилищно-коммунальным комплексом на муниципальном уровне отстает от потребностей современной отечественной практики, что не позволяет давать оперативные ответы и конструктивные решения многочисленных актуальных проблем развития и реформирования системы ЖКК. Таким образом, настоятельной необходимостью в современных условиях выступает исследование закономерностей, а также научная разработка основных способов оптимизации управления системой управления ЖКК на муниципальном уровне.
Все приведённые выше аргументы говорят об актуальности темы исследования, тем более что сложилось противоречие между необходимостью совершенствования механизмов организации системы управления ЖКК, и их недостаточной степенью исследованности применительно к региональному и муниципальному уровню управления.
Степень изученности темы. Теоретическое осмысление процессов управления жилищно-коммунальным хозяйством на протяжении последних лет является предметом исследования представителей различных областей научных знаний. Наиболее активно эти проблемы разрабатывались в рамках правовых, экономических наук, а также в менеджменте.
Общие основы управления жилищно-коммунальным хозяйством изложены в работах В.С. Алексеевского, М.Х. Алмаева, Н.А. Гайнутдинова и других.
Основные характеристики системы управления ЖКК с правовой точки зрения даны в работах Е.М. Бутаевой, А.Е. Камышановой, Д.В. Карпухина и других.
Важными теоретическими источниками в области развития системы управления ЖКХ на региональном уровне послужили труды таких ученых как: А.Л. Ахтулов, И.А. Болдырева, Н.И. Гаврильчак, О.В. Иншаков, Н.И. Казакова и других.
Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о недостаточной теоретико-методологической разработке в отечественной науке проблемы организации системы управления ЖКК на муниципальном уровне.
В связи с этим проблема выпускной квалификационной работы обусловлена противоречием между необходимостью повышения качества услуг жилищно-коммунального комплекса и недостаточной
разработанностью технологии управления жилищно-коммунальным комплексом в Ракитянском районе.
Объектом исследования является организация предоставления жилищно-коммунальных услуг в муниципальном образовании.
Предметом исследования является система управления жилищно-коммунальным комплексом в Ракитянском районе Белгородской области.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка рекомендаций по совершенствованию управления жилищно-коммунальным комплексом в Ракитянском районе.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы исследований управления жилищно-коммунальным комплексом в муниципальном образовании;
- проанализировать систему управления жилищно-коммунальным комплексом в Ракитянском районе;
- разработать направления совершенствования управления жилищно-коммунальным комплексом в муниципальном образовании.
Теоретико-методологическую основу исследования составили результаты исследований ведущих специалистов в области организации управления жилищно-коммунальным хозяйством, в частности, таких как: С.И. Баженов, Г.Г. Голиков, Ю.В. Слиняков. При исследовании проблемы использовался системный подход, в рамках которого применялись следующие общенаучные методы: анализ, синтез, аналогия, абстрагирование, статистической обработки информации, а также метод сравнения.
В качестве эмпирической базы исследования выступили:
- нормативно-правовые документы федерального уровня, в которых содержатся основные положения государственной политики в отношении управления жилищно-коммунальным комплексом;
- региональные нормативно-правовые акты;
- аналитические и статистические материалы отдела ЖКХ и ТЭК управления строительства, транспорта, ЖКХ и ТЭК администрации Ракитянского района Белгородской области.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования сформулированных в ней выводов и предложений органам муниципального управления при проектировании мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности организаций, осуществляющих управление ЖКК на муниципальном уровне.
Апробация исследования. По теме выпускной квалификационной работы была опубликована научная статья «Проблемы противодействия коррупции в жилищно-коммунальном хозяйстве».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК) - это элемент муниципального хозяйства, состоящий из совокупности предприятий и учреждений и выполняющий ряд основных функций, к числу которых относятся: исполнение законодательства по оказанию жилищно-коммунальных услуг, связанных с жизнеобеспечением и благоустройством территории; участие в разработке или экспертизе совершенствования и развития жилищной и коммунальной сфер; обеспечение материально - технического снабжения, распределение муниципальных заказов.
Ключевая роль в формировании стабильных условий для эффективного функционирования и развития управления систем жилищно-коммунального обслуживания отводится органам местного самоуправления, которые выступают одновременно и в качестве организующего звена, и в качестве посредника между производителями, поставщиками и потребителями услуг, и в качестве властной структуры, наделенной полномочиями по реализации социальной поддержки населения в период проведения реформирования отрасли.
Структура ЖКК включает в себя такие отрасли, как жилищное хозяйство, инженерное обеспечение, общегородское коммунальное хозяйство. Управление деятельностью этих отраслей, механизмы их взаимодействия с органами местного самоуправления, а также порядок их функционирования во многом определяется организационно-правовыми формами предприятий, занятых в этих или иных сферах деятельности, а также спецификой предоставляемых услуг.
Коренное изменение сложившейся ситуации управления развитием ЖКК требует взаимосвязанных действий федеральных, региональных и муниципальных органов управления. Ответственность за обеспечение качественного жилищно-коммунального обслуживания полностью находится в компетенции органов местного самоуправления. В тоже время, неразработанность теоретической основы управления развитием ЖКК и научно-методических подходов к реализации принятого пакета законодательных жилищных документов, особенно в условиях реформы местного самоуправления, обуславливают необходимость системного исследования проблем, специфических факторов и условий, обеспечивающих повышение эффективности развития системы управления ЖКК, как комплексом самостоятельно функционирующих отраслей, взаимодействующих в процессе производства, доставки и предоставления жилищно-коммунальных услуг.
За управление развитием ЖКК в Ракитянском районе Белгородской области отвечает Управление строительства, транспорта, ЖКХ и топливно-энергетического комплекса администрации Ракитянского района. Оно создано для выполнения управленческих функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, финансируемых из бюджетов всех уровней. Управление является структурным подразделением администрации Ракитянского района, осуществляющим управленческие и иные функции от имени администрации Ракитянского района по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, организации осуществления пассажироперевозок, обеспечению транспортного сообщения между населенными пунктами района, содержанию систем водоснабжения и водоотведения, ремонту и содержанию жилья, ремонту улично-дорожных сетей и благоустройству на территории Ракитянского района.
В рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами жителей Ракитянского района Белгородской области на 2015-2020 годы» Управлением строительства, транспорта, ЖКХ и ТЭК администрации Ракитянского района реализуется подпрограмма «Создание условий для обеспечения населения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства». Кроме того, Управлением строительства, транспорта, ЖКХ и ТЭК реализуется 6 проектов в сфере ЖКК.
В сфере ЖКК Ракитянского района существует ряд проблем. Сложное финансовое состояние жилищно-коммунального хозяйства ведет к значительному износу его объектов. На сегодняшний день на территории района свыше 100 многоквартирных домов требуют капитального ремонта. Проблема аварийного жилищного фонда - источник целого ряда отрицательных социальных тенденций. Кроме того, проживание в подобных помещениях часто сопряжено с низким уровнем благоустройства (например, отсутствие систем водоснабжения и водоотведения), что нарушает принцип равного доступа и создания условий для потребления гражданами коммунальных ресурсов.
Неудовлетворительное состояние ЖКК Ракитянского района обусловлено, прежде всего, серьезным отставанием перехода отрасли на рыночные принципы хозяйствования, неразвитостью конкурентной среды, отсутствием экономических стимулов для снижения издержек и повышения качества работы жилищно-коммунального комплекса района, неэффективной системой управления.
Для решения проблем в сфере совершенствования развития управления ЖКК Ракитянкого района следует продолжить работу по собственной экономически и социально обоснованной программе развития системы управления ЖКК, направленной на осуществление организационно и технологически взаимосвязанных видов производственно-экономической и эксплуатационной деятельности, ориентированной на выполнение работ или оказание услуг, объективно необходимых для жизнеобеспечения территории: обеспечение жильем, предоставление жилищно-коммунальных услуг, бесперебойное обеспечение населения теплом, водой, электричеством, эксплуатацию жилищного фонда, создание комфортных условий проживания.
Представляется целесообразным реализовать на территории Ракитянского района проект «Внедрение автоматизированной единой диспетчерской службы», который будет в должной мере способствовать повышению экономической эффективности ЖКК района, поможет реализовывать полномочия органам местного самоуправления в области жилищно-коммунального комплекса, осуществлять контроль за использованием и сохранностью инфраструктурных объектов, муниципального жилого и нежилого фонда, систем инженерного обеспечения поселений (электроэнергия, тепло-, газо-, водоснабжение и водоотведение), надежности и качества предоставляемых услуг, стабилизации их стоимости, в обеспечении условий для модернизации и устойчивого развития отрасли.
В заключение выпускной квалификационной работы приведем ряд практических рекомендаций:
1. Упрaвляющим компаниям и товaриществaм собственников жилья Ракитянского района: осуществить модернизaцию и обновление основных рaбочих мaшин, оборудовaния и передaточных устройств путем привлечения дополнительных целевых бюджетных средств (муниципaльнaя целевaя прогрaммa), что позволит сокрaтить потери теплa, электроэнергии и воды во время их трaнспортировки до потребителя.
2. Институту управления НИУ «БелГУ» открыть программу бакалавриата по направлению «Жилищная сфера и коммунальная инфраструктура», которая позволит специалистам Управления строительства, транспорта, ЖКХ и ТЭК Ракитянского района повысить уровень образования в сфере ЖКК.
1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 21 июля 2014 года [Электронный ресурс] // Справочно¬правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. Жилищный кодекс РФ [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (в ред. от 31.01.2016) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 15.02.2016 г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. Об основах федеральной жилищной политики [Электронный ресурс] : Закон РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 (утратил силу) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации [Электронный ресурс] : утверждена Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 425 (утратил силу) // Справочно¬правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
6. О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2015-2017 годы [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 22 июня 2015 г. № 610 // Справочно¬правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
7. ГОСТ Р 51929-2002 «Услуги жилищно-коммунальные. Термины и определения» [Электронный ресурс] : Постановление Госстандарта РФ от
20 августа 2002 г. № 307-ст // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
8. ГОСТ 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения» [Электронный ресурс] : Постановление Госстандарта РФ от 9 ноября 1999 г. № 400-ст // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
9. О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг [Текст] : Постановление правительства Белгородской области от 13.04.2015 г. № 106-пп // Белгородские известия. - 2015. - 25 мая.
10. Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными
услугами жителей Белгородской области на 2014-2020 годы [Электронный ресурс] : Постановление правительства Белгородской области от 28 октября 2013 года № 441-пп (в ред. от 14.12.2015). - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/469027099
11. Об утверждении региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг по муниципальным образованиям Белгородской области на 2015 год [Текст] : Постановление правительства Белгородской области от 16 марта 2015 г. № 92-пп // Белгородские известия. - 2015. -
21 марта.
12. Устав муниципального района «Ракитянский район»
[Электронный ресурс] : Постановление сессии Ракитянского районного Совета депутатов Белгородской области от 25 июля 2007 г. № 1
(в ред. от 27. 02. 2015). - Режим доступа:
http: //www.rakitnoeadm.ru/ustav rakityansko go raiona
13. Положение об Управлении строительства, транспорта, ЖКХ и топливно-энергетического комплекса администрации Ракитянского района
[Текст] : Решение пятого заседания Муниципального совета от 12 июня 2010 г. № 4 // Наша жизнь. - 2010. - 20 июня.
14. Баженов, С. И. Стратегия участия органов местного самоуправления в регулировании развития жилищно-коммунального хозяйства [Текст] / С. И. Баженов. - Екатеринбург : Институт экономики УРО РАН, 2013. - 157 с.
15. Бузырев, В. В. Жилищная проблема и пути ее решения в современных условиях [Текст] / В. В. Бузырев, Л. Г. Селютина. - СПб. : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2013. - 335 с.
16. Высокинский, Д. Г. Организационно-экономическая деятельность управляющей компании в сфере жилищно-коммунального хозяйства [Текст] / Д. Г. Высокинский, А. М. Платонов. - Екатеринбург : Изд-во УрФУ, 2011. - 186 с.
17. Голиков, Г. Г. Развитие партнерских отношений в системе управления жилищно-коммунальным хозяйством [Текст] / Г. Г. Голиков, Н. С. Данакин. - Белгород : Изд-во БГТУ им. В. Г. Шухова, 2013. - 219 с.
18. Петров, С. В. Саморегулирование в жилищно-коммунальном
хозяйстве: современные проблемы и перспективы развития [Текст] /
С. В. Петров. - М. : МАКС Пресс, 2012. - 132 с.
19. Слиняков, Ю. В. Менеджмент в жилищно-коммунальном хозяйстве [Текст] / Ю. В. Слиняков. - М. : Инфра-М, 2010. - 352 с.
20. Алексеевский, В. С. ЖКХ: требуется самоорганизация
собственников: методы социокультурной концепции менеджмента для
управления реформированием отрасли жилищно-коммунального хозяйства [Текст] / В. С., Алексеевский, С. М. Сафаров // Российское предпринимательство. - 2011. - № 11. - С. 145-149.
21. Алмаев, М. Х. Задачи совершенствования управления
коммунальным хозяйством Российской Федерации [Текст] / М. Х. Алмаев,
B. Н. Макарычев // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - № 4. - С. 39-42.
22. Ахтулов, А. Л. ЖКХ: новая система управления: создание оптимальной системы управления территориальным жилищно¬коммунальным комплексом малых городов [Текст] / А. Л. Ахтулов, Т. Д. Подкосова // Российское предпринимательство. - 2012. - № 12. -
C. 98-101.
23. Басаргин, В. Ф. Стратегические задачи развития отрасли ЖКХ [Текст] / В. Ф. Басаргин // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.
- 2012. - № 5. - С. 3-10.
24. Болдырева, И. А. Региональный аспект формирования финансового механизма сферы жилищно-коммунальных услуг в рыночных условиях [Текст] / И. А. Болдырева // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 26. - С. 49-55.
25. Бутаева, Е. М. Проблемы административно-правовой организации механизма управления градостроительством в Российской Федерации на современном этапе [Текст] / Е. М. Бутаева // Жилищное право. - 2012. - № 8.
- C. 35-50.
26. Бутырин, А. Ю. Теоретические подходы к формированию комплексного эффективного механизма финансирования жилищно¬коммунального хозяйства [Текст] / Ю. А. Бутырин // Экономические науки. -
2014. - № 2 (111). - С. 35-38.
27. Гаврильчак, Н. И. Обогрели и... раздели?!: современные тенденции реформирования жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования в условиях рынка [Текст] / Н. И Гаврильчак, И. В. Алехнович // Российское предпринимательство. - 2012. - № 12. - С. 133-137.
28. Гайнутдинов, Н. А. Роль и место управляющих компаний в системе ЖКХ [Текст] / Н. А. Гайнутдинов // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2012. - № 1. - С. 14-19.
29. Иншаков, О. В. Оценка эффективности управления в органах исполнительной власти субъектов РФ по конечным результатам [Текст] / О. В. Иншаков, О. С. Олейник // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 22. - С. 2-11.
30. Осипенко, О. В. Государственно-частное партнерство как механизм сотрудничества в системе жилищно-коммунальных услуг [Текст] / О. В. Осипенко // Росийское предпринимательство. - 2013. - № 14 (236). - С. 91-98.
31. Казакова, Н. И. Система документации управления жилищно-коммунальным хозяйством (на примере МУ ЖКХ г. Перми) [Текст] / Н. И. Казакова, Н. Н. Подоплелова // Жилищное право. - 2013. - № 10. - С. 52-66.
32. Каменева, Е. А. Механизм государственной финансовой поддержки жилищно-коммунального хозяйства: методы и инструменты [Текст] / Е. А. Каменева // Финансы и кредит. - 2013. - № 37. - С. 48-53.
33. Каменева, Е. А. Формирование цен и тарифов на услуги управляющей организации в жилищно-коммунальном хозяйстве [Текст] / Е. А. Каменева, Е. Б. Тюркина // Финансы и кредит. - 2012. - № 31. - С. 40-45.
34. Камышанова, А. Е. Правовое и информационное обеспечение реформы жилищно-коммунального хозяйства органами местного самоуправления [Текст] / А. Е. Камышанова // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - № 3. - С. 38-40.
35. Карпухин, Д. В. Административно-правовое регулирование управления жилищным фондом РФ федеральными органами исполнительной власти специальной компетенции [Текст] / Д. В. Карпухин // Административное и муниципальное право. - 2013. - № 7. - С. 41-45.
36. Клименков, Г. В. Организация системы управления развитием сферы ЖКХ [Текст] / Г. В. Клименков // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. - 2014. - № 1 (7). - С. 156-164.
37. Леонтьева, М. С. Источники финансирования сферы ЖКХ как сдерживающий фактор повышения качества предоставляемых услуг [Текст] / М. С. Леонтьева // Молодой ученый. - 2014. - № 12. - С. 152-154.
38. Ляхов, А. Ю. Структурная модель системы управления жилищным фондом муниципального образования [Текст] / А. Ю. Ляхов // Экономические науки. - 2013. - № 1. - С. 227-231.
39. Матвеев, А. В. Проблемы и перспективы развития жилищно-коммунального комплекса города [Текст] / А. В. Матвеев // БСТ: бюллетень строительной техники. - 2013. - № 2. - С. 48-62.
40. Мартынова, А. А. Основные методы управления системой жилищно-коммунального хозяйства [Текст] / А. А. Мартынова // Молодой ученый. - 2012. - № 7. - С. 103-107.
41. Межуева, Е. Ресурсный потенциал организации сферы услуг: методические подходы к оценке и управлению (на примере ЖКХ) [Текст] / Е. Межуева // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2014. - № 1. - С. 237-244.
42. Минаев, Н. Н. Матрица сценарных вариантов управления жилищно-коммунальным комплексом городов России [Текст] / Н. Н. Минаев, К. Э. Филюшина, Ю. А. Колыхаева // Региональная экономика: теория и практика. - 2015. - № 2 (277). - С. 56-66.
43. Пономаренко, Л. Н. Саморегулирование в сфере управления многоквартирными домами [Текст] / Л. Н. Пономаренко // Гос. власть и местное самоуправление. - 2011. - № 3. - С. 19-21.
44. Савельева, О. И. Проблемы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства в жилищно-коммунальной сфере [Текст] / О. И. Савельева // ЖКХ. Экономика и управление предприятием ЖКХ. Часть 1. - 2011. - № 5. - С. 33-42.
45. Савин, К. Н. Организационно-экономические аспекты обеспечения качества жилищно-коммунальных услуг управляющей компанией [Текст] / К. Н. Савин // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 3. - С. 77-79.
46. Саркисян, А. А. Особенности функционирования сферы жилищно-коммунальных услуг и определение путей ее развития [Текст] / А. А. Саркисян // Бизнес в законе. - 2012. - № 5. - С. 123-126.
47. Симакин, В. А. Эффективное управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства [Текст] / В. А. Симакин, А. В. Красавская, М. В. Россинская // Современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2015. - № 1 (16). - С. 89-91.
48. Филатов, В. А. Взаимодействие власти и бизнеса в управлении жилищно-коммунальным комплексом региона [Текст] / В. А. Филатов // Вопросы управления. - 2013. - № 3 (5). - С. 134-139.
49. Чертков, А. Н. Некоторые вопросы правового регулирования содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [Текст] / А. Н. Чертков, Д. А. Полещенко // Законодательство и экономика. - 2013. - № 4. - С. 28-32.
50. Шайдулина, Е. М. О некоторых формах взаимодействия органов местного самоуправления и управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства [Текст] / Е. М. Шайдулина // Сибирский юридический вестник. - 2012. - № 2. - С. 55-61.
51. Шибиченко, Г. И. Государственное и муниципальное регулирование функционирования предприятий ЖКХ [Текст] / Г. И. Шибиченко // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2015. - № 19. - С. 81-85.
52. Ввод в действие жилых домов организациями различных форм
собственности [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://base.consultant.ru/digital/region5/default.aspx
53. Общероссийский информационный портал «Социальная карта Российской Федерации». Положение в системе ЖКХ: статистические данные
76 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://sockart.ru/analytics/topical research/1476846
54. Официальный сайт Администрации Ракитянского района Белгородской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.rakitnoeadm.ru