Работа с мифологическими текстами на уроках литературного чтения в начальной школе
|
СОДЕРЖАНИЕ: 2
Введение 3
1. Мифологический текст в системе современного литературного образования младших школьников 5
2. Восприятие мифологического текста младшими школьниками 8
3. Методика работы с мифологическими текстами в начальных классах 12
4. Практическая работа с мифологическими текстами на уроках литературного чтения в начальной школе 15
Заключение 19
Список используемой литературы: 21
Введение 3
1. Мифологический текст в системе современного литературного образования младших школьников 5
2. Восприятие мифологического текста младшими школьниками 8
3. Методика работы с мифологическими текстами в начальных классах 12
4. Практическая работа с мифологическими текстами на уроках литературного чтения в начальной школе 15
Заключение 19
Список используемой литературы: 21
Актуальность темы. Современное общество диктует свои условия к воспитанию и обучению личности, способной к быстрой адаптации происходящих изменений в мире. Главным исполнителем выдвигаемых социумом потребностей в творческих людях является начальная школа. Именно она закладывает основную базу ребенку, дает ему представления об окружающей среде, подчиняясь требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта и Основной Общеобразовательной Программе.
Среди основных дисциплин в начальных классах важное место занимают уроки литературного чтения, являющиеся фундаментом в обучении и формирующие грамотного читателя, способного к самостоятельному поиску знаний и умений учиться. Чтение дает учащимся возможность развить себя, полноценно освоить духовный опыт нескольких поколений на практике, научиться выражать свою точку зрения, а также уважать культуру других народов. Знакомство с мифами, заявленное в Основной образовательной программе начального общего образования, в рамках учебного процесса помогает детям относиться с почтением к людям других национальностей и к их традициям.
К сожалению, учителя, в силу ограниченного времени и занятий, редко уделяют время работе с мифологическими текстами, чаще оставляя их в качестве домашнего задания для самостоятельного чтения. Хотя в повседневной жизни, учащиеся сталкиваются с мифами при просмотре мультфильмов, содержащих сюжеты, имена и названия из мифов. Общаясь с людьми, дети слышат устойчивые выражения, значения которых, можно понять только после чтения того или иного мифа. Поэтому, темой нашего реферата является «Работа с мифологическими текстами на уроках литературного чтения в начальной школе».
Проблема исследования: каковы особенности работы с мифологическими текстами на уроках литературного чтения.
Цель исследования: составить программу работы с мифологическими текстами для младших школьников.
Объект исследования: особенности восприятия учащихся при работе с мифологическим текстом.
Предмет исследования: методика работы с мифологическим текстом в начальной школе.
Гипотеза: Работа с мифологическим текстом будет эффективна при условии:
- включения в процесс обучения занятий, направленных на знакомство с мифологическим текстом;
- адаптации мифологического текста в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Исходя из темы, цели работы, объекта, предмета и гипотезы исследования, нами были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ источников по исследуемой проблеме.
2. Выявить особенности восприятия мифологического текста младшими школьниками на современных уроках литературного чтения.
3. Проанализировать учебно-методические комплексы на наличие мифологического материала в учебниках по литературному чтению.
4. Разработать программу, пособие и цикл занятий по литературному чтению, направленных на работу с мифологическим текстом, проверить ее эффективность.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составляют труды педагогов в области мифологи: Воеводина Л. Н., Потебня А. А., Афанасьев А. Н., Пропп В. Я., Кун Н. А. и другие.
Среди основных дисциплин в начальных классах важное место занимают уроки литературного чтения, являющиеся фундаментом в обучении и формирующие грамотного читателя, способного к самостоятельному поиску знаний и умений учиться. Чтение дает учащимся возможность развить себя, полноценно освоить духовный опыт нескольких поколений на практике, научиться выражать свою точку зрения, а также уважать культуру других народов. Знакомство с мифами, заявленное в Основной образовательной программе начального общего образования, в рамках учебного процесса помогает детям относиться с почтением к людям других национальностей и к их традициям.
К сожалению, учителя, в силу ограниченного времени и занятий, редко уделяют время работе с мифологическими текстами, чаще оставляя их в качестве домашнего задания для самостоятельного чтения. Хотя в повседневной жизни, учащиеся сталкиваются с мифами при просмотре мультфильмов, содержащих сюжеты, имена и названия из мифов. Общаясь с людьми, дети слышат устойчивые выражения, значения которых, можно понять только после чтения того или иного мифа. Поэтому, темой нашего реферата является «Работа с мифологическими текстами на уроках литературного чтения в начальной школе».
Проблема исследования: каковы особенности работы с мифологическими текстами на уроках литературного чтения.
Цель исследования: составить программу работы с мифологическими текстами для младших школьников.
Объект исследования: особенности восприятия учащихся при работе с мифологическим текстом.
Предмет исследования: методика работы с мифологическим текстом в начальной школе.
Гипотеза: Работа с мифологическим текстом будет эффективна при условии:
- включения в процесс обучения занятий, направленных на знакомство с мифологическим текстом;
- адаптации мифологического текста в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Исходя из темы, цели работы, объекта, предмета и гипотезы исследования, нами были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ источников по исследуемой проблеме.
2. Выявить особенности восприятия мифологического текста младшими школьниками на современных уроках литературного чтения.
3. Проанализировать учебно-методические комплексы на наличие мифологического материала в учебниках по литературному чтению.
4. Разработать программу, пособие и цикл занятий по литературному чтению, направленных на работу с мифологическим текстом, проверить ее эффективность.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составляют труды педагогов в области мифологи: Воеводина Л. Н., Потебня А. А., Афанасьев А. Н., Пропп В. Я., Кун Н. А. и другие.
Данный реферат посвящен проблеме организации работы с мифологическими текстами в начальных классах.
При подробном изучении психолого-педагогической литературы, работ по культурологии и мифологии, отражающих проблему нашего исследования по работе с мифологическим текстом в начальной школе, мы сделали следующие выводы:
1. Миф с греческого языка обозначает «слово», «предание», «сказание о богах и героях», основанное на фантазии и особенностях мировосприятия первобытных людей, объясняющее происхождение мира, процессы и явления, встречающиеся в окружающем мире, а также отражающее социально-психологическое и культурное развитие общества.
В качестве основных особенностей восприятия мифологического текста младшими школьниками выделяют: физическое и психическое развитие ребенка, отбор мифологического материала и способ подачи информации учителем. Стоит сказать о том, что дети начальных классов воспринимают миф как сказку так, как обоим жанрам свойственны следующие элементы: двоемирие, наличие волшебных предметов и животных-помощников, а также чуда и самое главное то, что в обоих жанрах главный герой проходит путь инициализации. Выделяют четыре уровня восприятия литературного текста детьми: фрагментарный, констатирующий, аналитический и концептуальный.
2. Методика работы с мифологическими текстами основывается на структуре обычной работы с художественным текстом, а именно: вступительная беседа учителя; первичное чтение произведения; лексическая работа; вторичное чтение; беседа по изученному мифу; подробный анализ произведения; выполнение задания или творческой работы по тексту.
3. Нами был проведен анализ учебно-методических комплексов («Школа России», «Школа XXI века», «Планета Знаний», «Перспективная начальная школа» и «Гармония», «Система Эльконина-Давыдова», «Ритм») по литературному чтению, с целью обнаружения в них мифологического материала. По результатам анализа мы выяснили, что в четырех из шести учебниках есть мифологический материал.
4. Следующим этапом нашей работы было – проведение диагностики уровней восприятия художественного текста, по результатам которой больше половины класса (16 человек) учащихся показало фрагментарный и констатирующий уровень восприятия произведения.
Затем мы разработали программу работы с мифологическими текстами и пособие к ней, которые были использованы при проведении цикла занятий в третьем классе.
По окончанию опытно-практической работы мы повторно провели диагностику уровней восприятия художественного текста. По результатам диагностики нас порадовало то, что те дети, которые были на фрагментарном и констатирующем уровнях, поднялись до уровня «героя» (9 человек). Один ученик достиг уровня героя, хотя в первой диагностике был на фрагментарном уровне. При этом 3 человека, по результатам обеих диагностик, остались на прежнем уровне «героя». Однако были и те ученики, которые наоборот «сползли» с высокого уровня на уровни ниже. К счастью, таких детей не много. Всего 7 человек из 25.
Подводя итоги, можно сказать, что задачи нашей работы выполнены, гипотеза подтверждена.
При подробном изучении психолого-педагогической литературы, работ по культурологии и мифологии, отражающих проблему нашего исследования по работе с мифологическим текстом в начальной школе, мы сделали следующие выводы:
1. Миф с греческого языка обозначает «слово», «предание», «сказание о богах и героях», основанное на фантазии и особенностях мировосприятия первобытных людей, объясняющее происхождение мира, процессы и явления, встречающиеся в окружающем мире, а также отражающее социально-психологическое и культурное развитие общества.
В качестве основных особенностей восприятия мифологического текста младшими школьниками выделяют: физическое и психическое развитие ребенка, отбор мифологического материала и способ подачи информации учителем. Стоит сказать о том, что дети начальных классов воспринимают миф как сказку так, как обоим жанрам свойственны следующие элементы: двоемирие, наличие волшебных предметов и животных-помощников, а также чуда и самое главное то, что в обоих жанрах главный герой проходит путь инициализации. Выделяют четыре уровня восприятия литературного текста детьми: фрагментарный, констатирующий, аналитический и концептуальный.
2. Методика работы с мифологическими текстами основывается на структуре обычной работы с художественным текстом, а именно: вступительная беседа учителя; первичное чтение произведения; лексическая работа; вторичное чтение; беседа по изученному мифу; подробный анализ произведения; выполнение задания или творческой работы по тексту.
3. Нами был проведен анализ учебно-методических комплексов («Школа России», «Школа XXI века», «Планета Знаний», «Перспективная начальная школа» и «Гармония», «Система Эльконина-Давыдова», «Ритм») по литературному чтению, с целью обнаружения в них мифологического материала. По результатам анализа мы выяснили, что в четырех из шести учебниках есть мифологический материал.
4. Следующим этапом нашей работы было – проведение диагностики уровней восприятия художественного текста, по результатам которой больше половины класса (16 человек) учащихся показало фрагментарный и констатирующий уровень восприятия произведения.
Затем мы разработали программу работы с мифологическими текстами и пособие к ней, которые были использованы при проведении цикла занятий в третьем классе.
По окончанию опытно-практической работы мы повторно провели диагностику уровней восприятия художественного текста. По результатам диагностики нас порадовало то, что те дети, которые были на фрагментарном и констатирующем уровнях, поднялись до уровня «героя» (9 человек). Один ученик достиг уровня героя, хотя в первой диагностике был на фрагментарном уровне. При этом 3 человека, по результатам обеих диагностик, остались на прежнем уровне «героя». Однако были и те ученики, которые наоборот «сползли» с высокого уровня на уровни ниже. К счастью, таких детей не много. Всего 7 человек из 25.
Подводя итоги, можно сказать, что задачи нашей работы выполнены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Работа с мифологическими текстами на уроках литературного чтения в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Изучение представлений младших школьников о лироэпическом произведении (Нижневартовский государственный университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - ИЗУЧЕНИЕ РОМАНА А.В. ИВАНОВА «ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ» НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В СТАРШЕМ ЗВЕНЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - ИЗУЧЕНИЕ РОМАНА А.В. ИВАНОВА «ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ»
НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В СТАРШЕМ ЗВЕНЕ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 6150 р. Год сдачи: 2016 - Английская народная сказка и лингвостилистические особенности ее перевода на русский язык (с апробацией в
СОШ)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА (НА МАТЕРИАЛЕ ФИТОНИМОВ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАНИЕ ДИАЛЕКТНОЙ ЛЕКСИКИ ГОВОРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЛИНГВОКРАЕВЕДЕНИЕ» (УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА И Н. С. ГУМИЛЕВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019



