СОДЕРЖАНИЕ: 2
Введение 3
1. Мифологический текст в системе современного литературного образования младших школьников 5
2. Восприятие мифологического текста младшими школьниками 8
3. Методика работы с мифологическими текстами в начальных классах 12
4. Практическая работа с мифологическими текстами на уроках литературного чтения в начальной школе 15
Заключение 19
Список используемой литературы: 21
Актуальность темы. Современное общество диктует свои условия к воспитанию и обучению личности, способной к быстрой адаптации происходящих изменений в мире. Главным исполнителем выдвигаемых социумом потребностей в творческих людях является начальная школа. Именно она закладывает основную базу ребенку, дает ему представления об окружающей среде, подчиняясь требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта и Основной Общеобразовательной Программе.
Среди основных дисциплин в начальных классах важное место занимают уроки литературного чтения, являющиеся фундаментом в обучении и формирующие грамотного читателя, способного к самостоятельному поиску знаний и умений учиться. Чтение дает учащимся возможность развить себя, полноценно освоить духовный опыт нескольких поколений на практике, научиться выражать свою точку зрения, а также уважать культуру других народов. Знакомство с мифами, заявленное в Основной образовательной программе начального общего образования, в рамках учебного процесса помогает детям относиться с почтением к людям других национальностей и к их традициям.
К сожалению, учителя, в силу ограниченного времени и занятий, редко уделяют время работе с мифологическими текстами, чаще оставляя их в качестве домашнего задания для самостоятельного чтения. Хотя в повседневной жизни, учащиеся сталкиваются с мифами при просмотре мультфильмов, содержащих сюжеты, имена и названия из мифов. Общаясь с людьми, дети слышат устойчивые выражения, значения которых, можно понять только после чтения того или иного мифа. Поэтому, темой нашего реферата является «Работа с мифологическими текстами на уроках литературного чтения в начальной школе».
Проблема исследования: каковы особенности работы с мифологическими текстами на уроках литературного чтения.
Цель исследования: составить программу работы с мифологическими текстами для младших школьников.
Объект исследования: особенности восприятия учащихся при работе с мифологическим текстом.
Предмет исследования: методика работы с мифологическим текстом в начальной школе.
Гипотеза: Работа с мифологическим текстом будет эффективна при условии:
- включения в процесс обучения занятий, направленных на знакомство с мифологическим текстом;
- адаптации мифологического текста в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Исходя из темы, цели работы, объекта, предмета и гипотезы исследования, нами были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ источников по исследуемой проблеме.
2. Выявить особенности восприятия мифологического текста младшими школьниками на современных уроках литературного чтения.
3. Проанализировать учебно-методические комплексы на наличие мифологического материала в учебниках по литературному чтению.
4. Разработать программу, пособие и цикл занятий по литературному чтению, направленных на работу с мифологическим текстом, проверить ее эффективность.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составляют труды педагогов в области мифологи: Воеводина Л. Н., Потебня А. А., Афанасьев А. Н., Пропп В. Я., Кун Н. А. и другие.
Данный реферат посвящен проблеме организации работы с мифологическими текстами в начальных классах.
При подробном изучении психолого-педагогической литературы, работ по культурологии и мифологии, отражающих проблему нашего исследования по работе с мифологическим текстом в начальной школе, мы сделали следующие выводы:
1. Миф с греческого языка обозначает «слово», «предание», «сказание о богах и героях», основанное на фантазии и особенностях мировосприятия первобытных людей, объясняющее происхождение мира, процессы и явления, встречающиеся в окружающем мире, а также отражающее социально-психологическое и культурное развитие общества.
В качестве основных особенностей восприятия мифологического текста младшими школьниками выделяют: физическое и психическое развитие ребенка, отбор мифологического материала и способ подачи информации учителем. Стоит сказать о том, что дети начальных классов воспринимают миф как сказку так, как обоим жанрам свойственны следующие элементы: двоемирие, наличие волшебных предметов и животных-помощников, а также чуда и самое главное то, что в обоих жанрах главный герой проходит путь инициализации. Выделяют четыре уровня восприятия литературного текста детьми: фрагментарный, констатирующий, аналитический и концептуальный.
2. Методика работы с мифологическими текстами основывается на структуре обычной работы с художественным текстом, а именно: вступительная беседа учителя; первичное чтение произведения; лексическая работа; вторичное чтение; беседа по изученному мифу; подробный анализ произведения; выполнение задания или творческой работы по тексту.
3. Нами был проведен анализ учебно-методических комплексов («Школа России», «Школа XXI века», «Планета Знаний», «Перспективная начальная школа» и «Гармония», «Система Эльконина-Давыдова», «Ритм») по литературному чтению, с целью обнаружения в них мифологического материала. По результатам анализа мы выяснили, что в четырех из шести учебниках есть мифологический материал.
4. Следующим этапом нашей работы было – проведение диагностики уровней восприятия художественного текста, по результатам которой больше половины класса (16 человек) учащихся показало фрагментарный и констатирующий уровень восприятия произведения.
Затем мы разработали программу работы с мифологическими текстами и пособие к ней, которые были использованы при проведении цикла занятий в третьем классе.
По окончанию опытно-практической работы мы повторно провели диагностику уровней восприятия художественного текста. По результатам диагностики нас порадовало то, что те дети, которые были на фрагментарном и констатирующем уровнях, поднялись до уровня «героя» (9 человек). Один ученик достиг уровня героя, хотя в первой диагностике был на фрагментарном уровне. При этом 3 человека, по результатам обеих диагностик, остались на прежнем уровне «героя». Однако были и те ученики, которые наоборот «сползли» с высокого уровня на уровни ниже. К счастью, таких детей не много. Всего 7 человек из 25.
Подводя итоги, можно сказать, что задачи нашей работы выполнены, гипотеза подтверждена.
1. Афанасьев А. Н. Происхождение мифа, метод и средства его изучения//Наука и образование – 1996. - № 4 – С. 52-59.
2. Афанасьев А. Н. Сказка и миф//Воспитание и образование – 1989. - № 12 – С. 28-34.
3. Афанасьев А. Н. «Происхождение мифа» Статьи по фольклору, этнографии и мифологии // Сост., подготовка текста, статья, коммент. А. Л. Топоркова. М.: Индрик, - 1996.– 640с.
4. Афанасьев А. Н. Русские народные сказки в 3-х томах – М.: Полииздат, - 1987. – 374с.
5. Баландин А. И. Мифологическая школа. — В кн.: Академические школы в русском литературоведении. М.: Наука, 1975, С. 61—77.
6. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества// Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, - 1979. – 423с.
7. Воеводина Л.Н.Мифология и культура: Учебное пособие. — М.: Институт общегуманитарный исследований, - 2001. – 356с.
8. Воюшина М. П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб.заведений: под ред. Воюшиной М. П. – М.: Академия, - 2010. – 283с.
9. Грехнева Г. М., Корепова К. Е. Литературное чтение: 1 класс: учебники для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. – М.: Дрова, 2011. – Ч. 1 – 133 с., - Ч. 2 – 140 с.
10. Грехнева Г. М., Корепова К. Е. Литературное чтение: 2 класс: учебники для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. – М.: Дрова, 2011. – Ч. 1 – 160 с., - Ч. 2 – 162 с.
11. Грехнева Г. М., Корепова К. Е. Литературное чтение: 3 класс: учебники для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. – М.: Дрова, 2011. – Ч. 1 – 162с., - Ч. 2 – 170 с.
12. Грехнева Г. М., Корепова К. Е. Литературное чтение: 4 класс: учебники для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. – М.: Дрова, 2011. – Ч. 1 – 192с., - Ч. 2 – 196 с.
13. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.– М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,2000– 736 с.
14. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. – 2-х томах. – 976 с.
15. Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. Литературное чтение: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях / под.ред. Виноградовой Н. Ф. – 4-е изд. – М.: Вентана-Граф, 2013. – Ч.1 – 130с., - Ч. 2 – 132 с.
16. Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. Литературное чтение: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях / под.ред. Виноградовой Н. Ф. – 4-е изд. – М.: Вентана-Граф, 2013. – Ч.1 – 145 с., - Ч. 2 – 150 с.
17. Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. Литературное чтение: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях / под.ред. Виноградовой Н. Ф. – 4-е изд. – М.: Вентана-Граф, 2013. – Ч.1 – 192с., - Ч. 2 – 194с.
18. Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. Литературное чтение: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях / под.ред. Виноградовой Н. Ф. – 4-е изд. – М.: Вентана-Граф, 2013. – Ч.1 – 204с., - Ч. 2 – 206с.
19. Кац Э. Э. Литературное чтение: 1 класс: в 2-х частях: комплект учеб.для нач. школы /под ред. Петровой И. А. – М.: Астрель, 2012. – Ч. 1 – 156 с., - Ч. 2 – 160 с.
20. Кац Э. Э. Литературное чтение: 2 класс: в 2-х частях: комплект учеб. для нач. школы /под ред. Петровой И. А. – М.: Астрель, 2012. – Ч. 1 – 170с., - Ч. 2 – 172 с.
21. Кац Э. Э. Литературное чтение: 3 класс: в 2-х частях: комплект учеб.для нач. школы /под ред. Петровой И. А. – М.: Астрель, 2012. – Ч. 1 – 174с., - Ч. 2 – 176с.
22. Кац Э. Э. Литературное чтение: 4 класс: в 2-х частях: комплект учеб.для нач. школы /под ред. Петровой И. А. – М.: Астрель, 2012. – Ч. 1 – 186с., - Ч. 2 – 190с.
23. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях: 4 – е изд. – М.: «Просвещение», 2014. – Ч.1 – 126 с., Ч. 2 – 130 с.
24. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях: 4 – е изд. – М.: «Просвещение», 2014. – Ч.1 – 146 с., Ч. 2 – 148 с.
25. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях: 4 – е изд. – М.: «Просвещение», 2014. – Ч.1 – 234 с., Ч. 2 – 244 с.
26. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях: 4 – е изд. – М.: «Просвещение», 2014. – Ч.1 – 245 с., Ч. 2 – 260 с.
27. Коджаспирова М. Г., Кождаспиров А. Ю. Педагогический словарь – М.: Академия, 2000. – 176 с.
28. Кубасова О. В. Литературное чтение: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 3-х частях: 12 - е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, - 2013 - Ч. 1 – 125 с., Ч. 2 – 120 с., Ч. 3 – 130 с.
29. Кубасова О. В. Литературное чтение: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 3-х частях: 12 - е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, - 2013 - Ч. 1 – 124 с., Ч. 2 – 135с., Ч. 3 – 144с.
30. Кубасова О. В. Литературное чтение: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 3-х частях: 12 - е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, - 2013 - Ч. 1 – 175 с., Ч. 2 – 164 с., Ч. 3 – 170 с.
31. Кубасова О. В. Литературное чтение: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 3-х частях: 12 - е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, - 2013 - Ч. 1 – 166 с., Ч. 2 – 170 с., Ч. 3 – 176 с.
32. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Йошкар – Ола Марийский полиграфическо – издательский комбинат, - 2000. – 492 с.
33. Матвеева Е. И. «Литературное чтение». Учебник для 1 класса. «Введение в литературное чтение. Где прячется чудо?». - М.: ВИТА – ПРЕСС, - 2016. – 123с.
34. Матвеева Е. И. «Литературное чтение». Учебник для 2 класса. «Введение в литературное чтение». - М.: ВИТА – ПРЕСС, - 2016. – 128с.
35. Матвеева Е. И. «Литературное чтение». Учебник для 2 класса. - М.: ВИТА – ПРЕСС, - 2016. – 132с.
36. Матвеева Е. И. Учебник литературное чтение: Мир, созданный автором: 3 класс: в 2-х частях - М.: ВИТА-ПРЕСС, - 2015. – 168 с.
37. Матвеева Е. И. Учебник литературное чтение: Секреты рождения образа: 3 класс: в 2 -х частях - М.: ВИТА-ПРЕСС, - 2015. – 226 с.
38. Матвеева Е.И. «Литературное чтение. Детства чудная страна» - учебник, 1книга, 4 класс: - М.: «ВИТА-ПРЕСС», - 2014. – 246 с.
39. Матвеева Е.И. «Литературное чтение. Все мы – родом из детства» - учебник, 2 книга, 4 класс. М.: «ВИТА-ПРЕСС», - 2014. – 268 с.
40. Никитина Л. А., Зарубина С. П. Исследование мифов в начальной школе// Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского – 2012. - №1. – С. 174-177.
41. Потебня А. А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий / А.А. Потебня – М.: Книга по Требованию, 2012. – 422 с.
42. Потебня А. А. Эстетика и поэтика: история поэтики в памятниках и документах: под ред. Овсянникова М. Ф. – М.: Искусство, - 1976. – 614 с.
43. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп – М.: Искусство, - 1934. – 128 с.
44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – 2-е изд. – СПб.: Юпитер, 2002 – 720 с.
45. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя// Начальная школа - 2003. - № 1. - С. 11-18.
46. Тохтахунова Е. В. Особенности формирования навыков исследования текста на основе мифов и легенд в начальной школе //Символ науки - 2015. - № 4. – С.197.
47. https://fgos.ru/