Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Работа №62029

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
240
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы нравственного воспитания старшеклассников во внеклассной работе 9
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «нравственность»,
«нравственное воспитание» 9
1.2. Особенности нравственного воспитания старшеклассников 15
1.3. Формы и методы нравственного воспитания старшеклассников во
внеклассной работе 21
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Педагогическое обеспечение процесса нравственного воспитания старшеклассников во внеклассной работе 30
2.1. Организация и методики исследования 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования уровня нравственной воспитанности у старшеклассников (констатирующий этап
эксперимента) 34
2.3. Реализация программы нравственного воспитания старшеклассников
(формирующий этап эксперимента) 37
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы по нравственному
воспитанию старшеклассников во внеклассной работе 42
Выводы по 2 главе 49
Заключение 51
Список литературы

Актуальность исследования. В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания, сформированные как в дореволюционный, так и в советский, и современный периоды его развития.
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. От утраты морали, совести, от наглости и хамства общество уже достаточно настрадалось. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на
специальных занятиях в старшем дошкольном возрасте. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост детской преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, оккультизма и т. д.). Воспитанием такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.
Школьная пора - хорошее время для формирования духовности и нравственности. Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей:
- гуманные (дружелюбные) отношения между детьми;
- чувство долга, ответственности за своё поведение;
- трудолюбие и потребность в труде;
- бережливое отношение к природе;
- ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь;
- культура общения;
- самопознание и самовоспитание.
Проблемы нравственного воспитания рассматриваются в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как Л.А. Григорович [2], Я.И. Колдунов [8], Л.В. Кузнецова [10], В.А. Сластенин [22], М.М. Рубинштейн [20] и другие.
В трудах современных учёных таких, как О.Е. Ибрагимова [3], Ф.В. Кадол [3], В.А. Сластенин [4], А.А. Парменов [16], М.И. Рожков [19], М.И. Шилова [30] и другие, уделяется особое внимание изучению проблем духовно-нравственного воспитания, как воспитания, формирующего внутренний мир личности, но учёные рассматривают этот процесс с разных точек зрения.
Внеклассная деятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей, творческого личностного потенциала ребенка, его умений и навыков, которые не всегда можно рассмотреть на уроке. Проведение внеклассной работы в первую очередь направлено на удовлетворение интересов самих школьников, развитие способностей в различных сферах общения и деятельности, раскрытие творческого потенциала.
Особенностью внеклассной работы является добровольное участие в ней учеников, которые сами выбирают профиль занятий, согласно своим интересам. Содержание воспитательного воздействия должно отвечать потребностям общества, отражать научные, культурные и спортивные достижения. Также педагог должен учитывать интересы воспитанников.
Таким образом, налицо противоречие между насущной потребностью воспитательной практики в наполнении ее нравственным содержанием, с одной стороны, и недостаточной разработанностью ее содержательно- практических основ, - с другой.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы нравственного воспитания старшеклассников во внеклассной работе?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное нравственное воспитание старшеклассников во внеклассной работе.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания
старшеклассников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы нравственного воспитания старшеклассников во внеклассной работе.
Гипотеза исследования: процесс нравственного воспитания
старшеклассников будет более успешным и эффективным, если:
- определить сущностно-содержательные характеристики понятий «нравственность», «нравственное воспитание»;
- учитывать особенности нравственного воспитания старшеклассников;
- разработать и реализовать программу нравственного воспитания старшеклассников во внеклассной работе «Я выбираю нравственность», включающую разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть
сущность и содержание понятий: «нравственность», «нравственное
воспитание».
2. Определить особенности нравственного воспитания старшеклассников.
3. Раскрыть основные формы и методы нравственного воспитания старшеклассников во внеклассной работе.
4. Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной программы по нравственному воспитанию старшеклассников во внеклассной работе.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды Л.А. Григоровича [2], Ф.В. Кадол [6], Л.В. Кузнецовой [10], Р.С. Немова [15], Н.Е. Щурковой [31] и других.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
1. теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования, классификация, систематизация, обобщение;
2. эмпирические: тестирование, анкетирование, педагогический
эксперимент.
3. методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «Гимназия №20»
имени Абдуллы Алиша Советского района города Казани. В эксперименте приняли участие 26 учеников 10 «Б» класса в возрасте 16-17 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического воздействия с целью нравственного воспитания старшеклассников во внеклассной работе.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы нравственного воспитания старшеклассников во внеклассной работе, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Мы выбираем нравственность».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы в работе педагогами, социальными педагогами, психологами по организации нравственного воспитания старшеклассников во внеклассной работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование нравственности, нравственной культуры старшеклассников это длительный и сложный процесс. Существует много явлений и факторов, которые влияют на него и негативно, и положительно, поэтому очень важно создать целостное воспитательное пространство, которое будет формировать и развивать нравственную культуру старшеклассников, обогащать их нравственные ценности и эстетические интересы, помогать следовать нравственному идеалу и так далее. Нравственным идеалом для старшеклассника является личность, которая поступает так, как говорит, следует своему слову, у которого слова и действия находятся в гармонии. Надежность человека определяют его сила духа, единство поступка и слова, убежденность и воля к действию. Целостность, устойчивость и моральная надёжность личности подростка есть результат её социального развития, нравственного воспитания и самовоспитания.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам сделать следующие выводы:
1. Нравственность - это личностная характеристика, которая объединяет такие свойства и качества, как порядочность, доброта, коллективизм и дисциплинированность (Л.А. Григорович).
2. Нравственное воспитание - это процесс систематического и целенаправленного на чувства, поведение и сознания человека, с целью формирования нравственных качеств, которые соответствуют требованиям и нормам общественной морали.
3. Существует следующая последовательность нравственного поведения личности: жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно - чувственное переживание - нравственное осмысление данной и выбор мотивов поведения - выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок.
4. Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование.
В старшем школьном возрасте появляются главные функциональные образования, такие как: нравственные убеждения, нравственные знания и чувства. Проанализированный жизненный опыт школьника выражается в убеждениях.
5. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что наиболее эффективными методами и формами нравственного воспитания старшеклассников: диспуты, беседа, деловая игра, круглый стол, классный час и тренинги, именно эти формы и методы будут использованы нами в разработке программы по нравственному воспитанию старшеклассников «Мы выбираем нравственность».
6. Целью формирующего эксперимента стало апробация, выявленных нами форм и методов нравственного воспитания старшеклассников.
7. Как показал констатирующий эксперимент в исследуемой нами группе, все показатели нравственного воспитания находятся на низком уровне. Мы выделили уровни нравственности - высокий, средний, низкий. Проведенное на констатирующем этапе исследование показало, что необходима целенаправленная работа нравственному воспитанию в старших классах.
8. В ходе формирующего эксперимента нами была подтверждена гипотеза, основанная на предположении о том, что нравственное воспитание старших школьников будет эффективным в том случае, если использовать деловые игры, беседу и диспут, классный час, круглый стол, тренинги, эти данные подтверждает проведенная математическая обработка исследований. Использование t-критерия Стьюдента и G-критерия знаков показало, что после эксперимента существуют различия по всем исследуемым показателям.
9. Результаты, полученные в ходе нашего исследования, подтверждают правильность выдвинутой гипотезы, разработка и реализация программы нравственного воспитания старшеклассников «Я выбираю нравственность» является эффективной и способствует повышению нравственных качеств. Гипотеза исследования подтвердилась.



1. Ахияров К.Ш. Педагогическое творчество В.А. Сухомлинского и современная школа /К.Ш. Ахияров. - М.: ИСП РАО, 2012. - 79 с.
2. Григорович Л.А. Педагогика и психология /Л.А.Григорович. - М.: Педагогика, 2013. - 479 с.
3. Ибрагимова О. Исследование общечеловеческих ценностей у современных старшеклассников /О. Ибрагимов. -М.: Просвещение, 2000. - 163 с.
4. Кадол Ф.В. Воспитание чести и достоинства старшеклассников /Ф.В. Кадол. - Мн.: Нар. света, 2008. - 208 с.
5. Кадол Ф.В. Нравственное развитие старшеклассников / Ф.В. Кадол // Открытая школа. - 2000. - № 1. - С. 26 - 30
6. Каиров И.А. Азбука нравственного воспитания /И.А. Каиров. - М.: Педагогика, 2016. - 201 с.
7. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников / А.А. Калюжный. - М.: Педагогика, 2008. - 205с.
8. Колдунов Я.И. Нравственное воспитание личности школьника /Я.И. Колдунова. - М.: Калуга, 2007. - 197с.
9. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников /А.И. Кочетов. - М.: Просвещение, 2009. - 175 с.
10. Кузнецова Л.В. Методика, диагностики сформированное™ нравственно - волевых качеств детей /Л.В.Кузнецова. - М.: Просвещение, 2010. - 241 с.
11. Маклаков А.Г. Общая психология /А.Г.Маклаков. -СПб: Питер, 2004. - 318 с.
12. Марьенко И.С. Нравственное становление личности /И.С. Марьенко. - М.: Педагогика, 2015. - 219 с.
13. Моисеенко И.В. Планирование работы классного руководителя по нравственному воспитанию в 5 - 9 классах / И.В. Моисеенко // Классный руководитель. - 2004. - № 7. - С. 38 - 45
14. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - М.: Владос,1999. - 313 с.
15. Немов Р.С. Психология /Р.С. Немов - М.: Владос, 2009. -691 с.
16. Пармёнов А.А. Некоторые аспекты нравственного воспитания школьников / А.А. Пармёнов // Образование на пороге нового столетия: традиции и современность. - 2012. - № 5. - С. 54 - 62
17. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2-х кн.: учебник для студ. пед. вузов. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. - М.: Владос, 1999. - 576 с.
18. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности /А.З. Рахимов. - М.: Просвещение, 2008. - 169 с.
19. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе /М.И. Рожков. - М.: Владос, 2010. - 309 с.
20. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников /С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1996. - 350 с.
21. Савченко Е.А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям // Вопросы психологии. - 2013. - №3. - С . 22 - 31
22. Сластенин В.А. Педагогика /В.А. Сластенин. - М.: Просвещение,
2002. - 405 с.
23. Струминский В.Я. О педагогическом наследстве К.Д. Ушинского /В.Я. Струминский. - М.: Сфера, 2014. - 121 с.
24. Струминский В.Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К.Д. Ушинского/В.Я. Струминский. - М.: Педагогика, 2015. - 461 с.
25. Сухомлинский В.А. О воспитании /В.А. Сухомлинский. - М.: Политиздат, 1975. - 272 с.
26. Урумбасарова Э.А. Проблема нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки /Э.А. Урумбасарова. - М.: Алмата, 1999. - 364 с.
27. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя /Л.М. Фридман. - М.: Просвещение, 2001. - 173 с.
28. Харламов И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2007. - 520 с.
29. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Владос, 2002. -
386с.
30. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания / М.И. Шилова. - М.: Сфера, 2009. - 329 с.
31. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология /Н.Е. Щуркова. - М.: Просвещение, 2001. - 257 с.
32. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности /М.Г. Яновская - М.: Сфера, 2003. - 413 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ