ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Физический эксперимент в основе проблемного обучения 6
1.1. Проблемная ситуация 6
1.2. Проблемное обучение 10
1.3. Физический эксперимент в проблемном обучении 11
Глава 2. Компьютерный физический эксперимент 19
2.1. Информационные технологии в учебном эксперименте . 19
2.2. Компьютерный лабораторный практикум 22
Глава 3. Телеметрический практикум 26
3.1. Идея телеметрического практикума
3.2. Телеметрический практикум и новый ФГОС
3.3 Практическая часть
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
В педагогике выделяются основные типы обучения: традиционное обучение, проблемное и программированное. Каждый из них имеет и положительные, и отрицательные стороны. Есть сторонники и того, и другого, и третьего типа. Зачастую они идеализируют полюбившуюся им модель обучения, не замечая её недостатки. Но из практики видно, что наилучшие результаты достигаются, когда происходит разумное смешение всех типов. На сегодняшний день самым распространенным является традиционное обучение. Традиционное обучение подразумевает такую организацию обучения, когда учащиеся одного возраста и уровня развития и подготовки организованы в группу, называемую классом (в школе), эта группа работает по определённому плану и расписанию, единицей занятия называется урок, за который учащиеся должны освоить нужную тему по данному предмету. Естественно, что таким образом вся эта группа учащихся занята решением одних и тех же задач, их работой руководит учитель, учитель оценивает уровень знания и результат обучения каждого обучаемого по истечению урока, учебной четверти, учебного года. В течение урока учащиеся слушают учителя, не проявляя активной деятельности, а учебными пособиями пользуются, в основном, при выполнении домашнего задания. Безусловно, у такого типа обучения есть огромное достоинство: за короткие промежутки времени (один урок) можно изучить немалый объём информации (пройти целую тему). Но будет ли такой тип обучения эффективным? Учащиеся вынуждены работать на запоминание предлагаемой информации. При этом мозг как бы задействован пассивно. Зачастую объём предлагаемой информации настолько велик, что несоизмерим с возможностями памяти учащихся. А работ на активную деятельность мозга учащимся либо не предоставляется совсем, либо предоставляется таким образом, что ученику уже становится неинтересно проявлять активность. Кроме того, невозможно подобрать темп и характер обучения к индивидуально-психологическим особенностям всех обучающихся. Встаёт вопрос о том, как сделать современный процесс обучения увлекательным, как побудить учащихся проявлять интерес к новым знаниям? В общем случае такой метод обучения известен с данных времён. В истории педагогики способ постановки ученику вопросов, вызывающих трудности в даче ответа, известен по учениям Сократа, пифагорейской школе. Идеи превратить обучение в активный процесс мобилизации учащихся засчёт включения их в исследовательскую деятельность нашли отражение в работах Ж.Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега. Б.Е.Райков различные методы по активизации мыслительной работы объединил в один метод и назвал его термином «исследовательский метод». К сожалению, в начале 30-х годов XX века подобный метод обучения был признан ошибочным. И интерес к нему всячески пропал. Однако, массовое заучивание учебников и пассивное слушание речи учителя привело к тому, что школьное обучение зациклилось и не получило никакого развития. Немного погодя, всё-таки было решено искать новые методы активизации учебного процесса. Но в нашей стране почему-то этим больше занимались психологи. Педагогическая деятельность в этом вопросе особо не развивалась. В зарубежной педагогике XX века в основе лежат две концепции активизации процесса обучения Дж.Дьюи и В.Бертона. Оба они считали, что мыслительный процесс учащихся можно активизировать путём задачи вопроса, ответ на который может быть найден с помощью самостоятельной исследовательской работы.
В настоящее время мы сталкиваемся с большой проблемой в системе образования. Человечество обладает высоким уровнем научных знаний. Наука и техника добрались до границ нереального. Исследования в современных научных областях оказываются крайне не возможным как с физической, так и с финансовой точки зрения. Как в процессе обучения обеспечить учащихся возможностью провести свою исследовательскую работу, если не все высшие учебные заведения обеспечены лабораториями достойного уровня, не говоря уже о школах? Зато практически все они оборудованы техническими средствами массовой информации, которые позволяют если не в живую, то хотя бы виртуально провести научный эксперимент. Идея становится ясна: для проведения увлекательного лабораторного практикума на достойном уровне необходимо создавать пособия по самостоятельному выполнению практической работы и экспериментов путём внедрения компьютерного способа передачи всех необходимых данных. Нужно понимать, что данные должны быть изложены в наиболее наглядном виде и предоставлены в корректной форме, с возможностью их исследования и обработки. Отсюда вытекает цель моего исследования.
Целью моей работы является освоение метода создания телеметрического лабораторного практикума (для школьников и студентов) и постановка проблемных задач при его выполнении.
В соответствии с целью передо мною были поставлены задачи:
- выполнить данные работы в лаборатории, чётко определив
последовательность всех действий;
- собрать теоретический материал по темам данных лабораторных работ;
- составить сценарий по воплощению данных лабораторных экспериментов из реальных в телеметрические;
- описать порядок действий студента, приступившего непосредственно к выполнению компьютерного эксперимента (см. Приложение 1);
- определить поставленные перед учащимися задачи при выполнении телеметрического практикума;
- выявить роль телеметрического практикума в учебном процессе и установить соответствия между методикой телеметрического практикума и методикой преподавания по новому ФГОС.
Научная новизна - разработка телеметрического лабораторного практикума по темам «Момент инерции крутильного маятника», «Стоячие волы», «Закон сохранения импульса и энергии».
Практическая значимость работы - использование в качестве работы лабораторного практикума в случае невозможности проведения эксперимента в живую и в качестве дополнительного ознакомительного материала перед выполнением работы в условиях реальной научной лаборатории.
На защиту выносятся:
- Разработанные мною лабораторный практикумы по теме «Определение момента инерции крутильного маятника», «ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
- Методика их создания.
Структура работы: дипломная работа со
держит введение, три главы, заключение, список литературы, приложение.
1. Создание проблемной ситуации играет очень важную роль в системе образования. Как было сказано в первой главе, методика проблемного обучения оказывает существенное влияние на усвоение теоретического материала. Учащиеся, сталкиваясь с проблемой, учатся самостоятельно находить её решение. Благодаря такой методике преподавания активируется мыслительная деятельность учащихся.
2. Выполнение лабораторной работы студентом является постановкой перед ним проблемной ситуации. Проведение физического практикума является частично-поисковым или активным исследовательским способом организации занятия. В ходе работы учащиеся самостоятельно осваивают проведение эксперимента, проверяя на них выполнение физических законов. В процессе подготовки к защите лабораторной работы учащиеся самостоятельно готовят теоретический материал и отчёт по проделанной работе, что является важным опытом в их будущей профессиональной деятельности.
3. Компьютерный физический эксперимент позволяет выполнять лабораторный работы по всем курсам общей физики в условиях, когда невозможно выполнить реальный эксперимент. Также выполнить компьютерную лабораторную работу можно в качестве дополнительного ознакомительного эксперимента перед выполнением физпрактикума в условиях реальной лаборатории. Компьютерный эксперимент позволяет подойти к работе с исследовательской точки зрения, что вызывает у студентов повышенный интерес знаниям, ведь выполнение компьютерной лабораторной работы позволяет моделировать множество возможных ситуаций путём изменения каких-либо параметров.
4. Телеметрический практикум является частным случаем компьютерного эксперимента. Но в отличие, например, от виртуального
эксперимента телеметрический практикум наиболее приближен к реальному эксперименту. Физический эксперимент требует определённой подготовки преподавателя к проведению занятий с помощью такой методики. Преподаватель обязан владеть техникой на высоком уровне. Телеметрический даёт больше возможностей при исследовании физических явлений, позволяет наглядно узреть реальный эксперимент на моиторе компьютера,н поэтому преподаватель должен заниматься не контролем процесса выполнения работы, а наводить учащихся на идею дополнительных исследований и решений параллельно возникающих по теме вопросов.
5. Телеметрический практикум позволяет развивать УУД у школьников и студентов. Задача телеметрического практикума поставлена таким образом, что перед учащимися стоит проблема перед её решением. Телеметрический практикум побуждает учащихся заниматься активной работой и поисково¬исследовательской деятельностью, а значит, он полностью удовлетворяет требованиям нового ФГОС.
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
2. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
4. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с англ. М., 1999.
5. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955.
6. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. М., 1975.
7. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
8. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
9. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.
10. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. М., 1990.
11. Оконь В. Основы проблемного обучения. М., 1968.
12. Пономарев Я.А. Психология творения. М.; Воронеж, 1999.
13. Баяндин Д.В. Интерактивные компьютерные тренажеры в школьном курсе физики /Д.В. Баяндин, Н.Н. Медведева, Н.К. Ханнанов// Физика в школе. - 2006. - №4. - с. 3-10.
14. Буров В.А. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школы: в 2 т. Т 2 /В.А. Буров, Б.С. Зворыкин, А.П. Кузьмин, И.М. Румянцев; Пособие для учителей; Под ред. А.А. Покровского. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1979.
15. Васильев А.А. Реально-виртуальный эксперимент в учебном процессе по физике / А.А. Васильев, А.В. Вопилов // Учебная физика. Научно-практический журнал. - М.: ИСМО РАО, 2007. - №1. - 2007г - 2008с. - С. 135-141.
16. Воронин Ю.А. Компьютеризированные системы средств обучения для проведения учебного физического эксперимента /Ю.А. Воронин, Р.М. Чудинский// Физика в школе. - 2006. - №4. - с. 33-39.
17. Галимов Ф.Х. Создание интерактивных моделей в обучающей среде «Живая физика» /Ф.Г. Галимов// Физика в школе. - 2006. - №4. - с. 19-21.
18. http://school-collection.edu.ru/
19. http: //www.virtulab .net/
20. http://zillion.net/
21. http: //barsic.spbu.ru/
22. http: //www.professional group .ru/
23. http://pgups.com/
24. http://physicon.ru/