ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Правовая характеристика субъектов малого и среднего
предпринимательства в России
1.1. Понятие малого и среднего предпринимательства и его субъектов
1.2. История развития и правового регулирования малого и среднего
предпринимательства в России
Глава 2. Государственная поддержка субъектов малого и среднего
предпринимательства
2.1. Стратегическое государственное планирование в сфере развития малого и среднего предпринимательства
2.2. Правовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
2.3. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере государственных (муниципальных) закупок
Заключение
Список использованной литературы
Президент РФ В.В. Путин при ведении внутренней политики одним из приоритетных направлении развития страны обозначает создание необходимых благоприятных условий для функционирования малого бизнеса, указывая, что «масштабный резерв экономического роста - это развитие малого предпринимательства. К середине следующего десятилетия его вклад в ВВП страны должен приблизиться к 40 процентам, а число занятых здесь вырасти с 19 до 25 миллионов человек» . Но с наступившим финансовым, а затем и экономическим кризисом возникают угрожающие обстоятельства для всей экономики в целом (с учетом санкции в отношении нашей страны). Государственные первостепенные задачи - спасение крупного бизнеса путем предоставления различных мер государственной поддержки. Автоматически малый и средний бизнес отодвигается на второй план, хотя по-прежнему остается актуальным по значимости (без малого и среднего бизнеса никогда не появится крупный бизнес). Именно малый и средний бизнес - основа «спасения» экономики государства. Малое и среднее предпринимательство играет огромную роль в экономической жизни любой страны: именно небольшие предприятия вносят существенный вклад в поддержание экономического роста, обеспечение занятости населения и т.д.
Такой бизнес всегда мобилен, гибок, инновационен и восприимчив, имеет возможность быстро реагировать на внешние воздействия, в том числе и на законодательные новеллы и изменения. Это обстоятельство указывает на способность малого и среднего предпринимательства адекватно реагировать и перестраиваться в трудных экономических ситуациях. Возрождение и зарождение новой экономики России в посткризисной ситуации невозможно осуществить без этого сектора экономики, благополучие малого и среднего бизнеса - необходимое условие подъема экономического и социального развития.
Поэтому четкое и последовательное правовое регулирование малого и среднего предпринимательства имеет большое социальное, экономическое и даже политическое значение. Достижению совершенства законодательства в этой сфере способствуют в том числе и научные юридические исследования, поэтому тема магистерской диссертации выбрана своевременно, является актуальной и практически значимой.
Объектом данной диссертационной работы выступают правоотношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности субъектами малого и среднего бизнеса.
Предмет научного осмысления составляют российские и зарубежные гражданско-правовые нормы, регламентирующие статус и деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.
Целью данной научной работы является анализ частноправовых проблем осуществления деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие малого и среднего предпринимательства и выявить критерии его субъектов;
- проследить историю развития малого и среднего предпринимательства в России и его правового регулирования;
- исследовать направления стратегического государственного планирования в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
- проанализировать меры правовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и поддержки в сфере государственных (муниципальных) закупок.
Методологическую основу диссертации составляют общенаучные и частно-научные методы исследования. В частности, это такие методы, как диалектический, системно-структурный, догматический, сравнительно-правовой и другие.
В процессе написания работы были использованы научные исследования в области истории государства и права, гражданского права и предпринимательского права. Теоретической основой для выводов послужили труды таких ученых, как: Ажаева В.С., Белых В.С., Блинов А.О., Вайпан В.А., Егорова М.А., Ершова И.В., Молчанов А.В., Мохов А.А., Чагин К.Г., Шапкин И.Н. и другие.
Нормативно-правовая основа работы состоит из Конституции Российской Федерации и законодательных актов Российской Федерации, регулирующих предпринимательскую деятельность малого и среднего бизнеса, в частности, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и других. Кроме того в работе использованы подзаконные акты, затрагивающие обозначенные вопросы.
Эмпирическая основа работы представлена правовыми актами Конституционного Суда Российской Федерации, статистическими данными.
Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что гражданско-правовые проблемы осуществления деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства анализируются с учетом современной государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в контексте стратегического планирования до 2030 года, соответствующих изменений законодательства и выявляющихся проблем в практике.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы в научных работах в рамках российского гражданского и предпринимательского права, в процессе преподавания данных дисциплин, при совершенствовании современного законодательства, регламентирующего малое и среднее предпринимательство, и в деятельности практикующих юристов.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена общей характеристике малого и среднего предпринимательства и его субъектов. Вторая глава содержит анализ государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства. В заключение подведены итоги исследования и представлены его результаты.
Основные результаты исследования представлены в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. С одной стороны малое и среднее предпринимательство - вид предпринимательской деятельности, поэтому на него распространяются общие положения гражданского законодательства о предпринимательстве. С другой - малое и среднее предпринимательство как отдельная категория обладает совокупностью количественных и качественных показателей (признаков). Поэтому правовое регулирование малого и среднего бизнеса включает в себя общее законодательство о предпринимательской деятельности и специальное законодательство, регулирующее малое и среднее предпринимательство с учетом его специфики и выполняемой социально-экономической функции.
2. Легальное определение понятия субъектов малого и среднего предпринимательства в Законе дается через использование терминов «хозяйствующий субъект» и «предприятие». С этим нельзя согласиться, так как общеизвестно, что в понятие «хозяйствующий субъект» включаются наряду с субъектами предпринимательской деятельности и субъекты профессиональной деятельности. А термин «предприятие» рассматривается не только как субъект, но как объект права. Поэтому необходимо внести изменения в легальное определение субъектов малого и среднего предпринимательства, использовав для этого понятные, однозначные и общеупотребимые термины «юридические лица» и «индивидуальные предприниматели».
3. Говоря о генезисе мелкого (в современной формулировке - малого) предпринимательства дореволюционной России, можно выделить несколько специфических присущих ему черт, некоторые из которых сохранились до настоящего времени. Во-первых, малое предпринимательство того периода характеризовалось четкой отраслевой и региональной ориентацией. Отраслевая ориентация характеризует малое предпринимательство и в современный период. Во-вторых, в ретроспективе малое предпринимательство имело производственную направленность по сравнению с торговой в соотношении 85% к 15%. В настоящее время такой тенденции не наблюдается. В-третьих, в качестве одной из отличительных черт развития мелкого предпринимательства дореволюционной России можно также назвать многообразие форм кооперации, что прослеживается и в современной России. Наконец, в развитии малого предпринимательства того периода немаловажную роль играло государство путем размещения государственных заказов. Безусловно, эта черта присуща и настоящему периоду.
4. Развитие малого и среднего предпринимательства современного периода является долгосрочной перспективой государственной политики. Поэтому в 2016 году была принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. Этот документ следует оценить положительно, так как он основывается на следующих принципах, которые можно охарактеризовать как близкие к идеальным: малый бизнес прежде всего; работать легально выгодно; содействовать ускоренному развитию; создавать условия для развития малых и средних предприятий выгодно; обеспечить гарантированные и стабильные правила игры.
5. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не использует понятий «правовая поддержка», «правовая защита» и производных от них. Тем не менее вся система государственной поддержки малого и среднего бизнеса строится прежде всего на правовой основе, поэтому предлагаем статью 7 Закона дополнить пунктом следующего содержания: «Меры правовой поддержки и правовой защиты субъектов малого предпринимательства».
6. Особое значение в векторе развития правового регулирования малого и среднего предпринимательства должно занять саморегулирование данной сферы, так как саморегулируемая организация может обеспечить все необходимые условия для развития малого и среднего предпринимательства в целом путем создания механизмов защиты прав каждого отдельного своего члена и их общих интересов в целом. Направления развития на этом пути должны включать как обязательное, так и добровольное саморегулирование.
7. Анализ действующих положений, связанных с поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства в России в сфере государственных (муниципальных) закупок, свидетельствует о том, что в законодательстве в той или иной степени нашли свое отражение три вида возможных преимуществ для субъектов малого и среднего предпринимательства: исключение обязательности торгов, ограничение субъектов торгов, квотирование. Такие меры направлены на включение всех структур, так или иначе относящихся к государству, в выполнение общегосударственной задачи поддержки малого и среднего предпринимательства и не порочат принципа конкуренции. При этом самой эффективной формой поддержки малого и среднего предпринимательства, связанной с обязательными торгами, в соответствии с мировой практикой считаем квотирование заключения договоров с такими субъектами.
Апробация результатов исследования прошла в рамках участия в научных конференция: научно-практический круглый стол «Российское отраслевое законодательство: ретроспектива и перспектива», посвященный Дню юриста (Белгород, 4 декабря 2017 г.), XIV Международная научно-практическая конференция «Актуальные достижения европейской науки» (София, Болгария, 15 июня 2018 г.) и выразилась в опубликовании двух научных статей: «Актуальные проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности»; «Актуальные правовые проблемы малого предпринимательства в современной России».
Подводя итог исследованию гражданско-правовых проблем осуществления деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства, можно сформулировать следующие основные выводы и предложения.
1. С одной стороны малое и среднее предпринимательство - вид предпринимательской деятельности, поэтому на него распространяются общие положения гражданского законодательства о предпринимательстве. Однако малое и среднее предпринимательство как отдельная категория обладает совокупностью количественных и качественных показателей (признаков). Поэтому правовое регулирование малого и среднего бизнеса включает в себя общее законодательство о предпринимательской деятельности и специальное законодательство, регулирующее малое и среднее предпринимательство с учетом его специфики и выполняемой социально-экономической функции.
2. Легальное определение понятия субъектов малого и среднего предпринимательства в Законе дается через использование терминов «хозяйствующий субъект» и «предприятие». С этим нельзя согласиться, так как общеизвестно, что в понятие «хозяйствующий субъект» включаются наряду с субъектами предпринимательской деятельности и субъекты профессиональной деятельности. А термин «предприятие» рассматривается не только как субъект, но как объект права. Поэтому необходимо внести изменения в легальное определение субъектов малого и среднего предпринимательства, использовав для этого понятные, однозначные и общеупотребимые термины «юридические лица» и «индивидуальные предприниматели».
3. Говоря о генезисе мелкого (в современной формулировке - малого) предпринимательства дореволюционной России, можно выделить несколько специфических присущих ему черт, некоторые из которых сохранились до настоящего времени. Во-первых, малое предпринимательство того периода характеризовалось четкой отраслевой и региональной ориентацией. Отраслевая ориентация характеризует малое предпринимательство и в современный период. Во-вторых, в ретроспективе малое
предпринимательство имело производственную направленность по сравнению с торговой в соотношении 85% к 15%. В настоящее время такой тенденции не наблюдается. В-третьих, в качестве одной из отличительных черт развития мелкого предпринимательства дореволюционной России можно также назвать многообразие форм кооперации, что прослеживается и в современной России. Наконец, в развитии малого предпринимательства того периода немаловажную роль играло государство путем размещения государственных заказов. Безусловно, эта черта присуща и настоящему периоду.
4. Развитие малого и среднего предпринимательства современного периода является долгосрочной перспективой государственной политики. Поэтому в 2016 году была принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. Этот документ следует оценить положительно, так как он основывается на следующих принципах, которые можно охарактеризовать как близкие к идеальным: малый бизнес прежде всего; работать легально выгодно; содействовать ускоренному развитию; создавать условия для развития малых и средних предприятий выгодно; обеспечить гарантированные и стабильные правила игры.
5. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не использует понятий «правовая поддержка», «правовая защита» и производных от них. Тем не менее вся система государственной поддержки малого и среднего бизнеса строится прежде всего на правовой основе, поэтому предлагаем статью 7 Закона дополнить пунктом следующего содержания: «Меры правовой поддержки и правовой защиты субъектов малого предпринимательства».
6. Особое значение в векторе развития правового регулирования малого и среднего предпринимательства должно занять саморегулирование данной сферы, так как саморегулируемая организация может обеспечить все необходимые условия для развития малого и среднего предпринимательства в целом путем создания механизмов защиты прав каждого отдельного своего члена и их общих интересов в целом. Направления развития на этом пути должны включать как обязательное, так и добровольное саморегулирование.
7. Анализ действующих положений, связанных с поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства в России в сфере государственных (муниципальных) закупок, свидетельствует о том, что в законодательстве в той или иной степени нашли свое отражение три вида возможных преимуществ для субъектов малого и среднего предпринимательства: исключение обязательности торгов, ограничение субъектов торгов, квотирование. Такие меры направлены на включение всех структур, так или иначе относящихся к государству, в выполнение общегосударственной задачи поддержки малого и среднего предпринимательства и не порочат принципа конкуренции. При этом самой эффективной формой поддержки малого и среднего предпринимательства, связанной с обязательными торгами, в соответствии с мировой практикой считаем квотирование заключения договоров с такими субъектами.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.
4. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4571.
5. Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» // Собрание законодательства РФ. 2010. N 40. Ст. 4970.
6. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. N 1. Ст. 2.
7. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.
8. Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3615.
9. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.
10. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3434.
11. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства РФ. 2002. N 4. Ст. 251.
12. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства РФ. 1998. N 7. Ст. 785.
13. Федеральный закон от 08.05.1996 N 41-ФЗ «О производственных кооперативах» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 20. Ст. 2321.
14. Постановление Правительства РФ от 20.05.2017 N 608 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2017. N 23. Ст. 3319.
15. Постановление Правительства РФ от 19.08.2016 N 819 «О внесении изменений в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема» // Собрание законодательства РФ. 2016. N 35. Ст. 5339.
16. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // Собрание законодательства РФ. 2016. N 15. Ст. 2097.
17. Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. 2014. N 51. Ст. 7438.
18. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 2016. N 24. Ст. 3549.
19. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2015 N 2776-р «О Концепции совершенствования механизмов саморегулирования» // Собрание законодательства РФ. 2016. N 2 (часть II). Ст. 458.
20. Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2015 N 1459-р «Об утверждении перечня юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2015. N 31. Ст. 4731.
21. Приказ ФАС России от 10.02.2010 N 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» // Российская газета N 3 от 24.02.2010.
22. Разъяснение ФАС России «О порядке предоставления государственной преференции в виде права заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО) в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» // СПС «КонсультантПлюс».
23. Письмо Минпромторга России от 27 января 2014 г. N ЕВ-820/08 «О нестационарной торговле» // СПС «КонсультантПлюс».
1.2. Акты органов государственной власти субъектов РФ
24. Закон города Москвы от 26 ноября 2008 г. N 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» // Вестник мэра и правительства Москвы. 2008. N 70.
25. Закон Московской области от 16 июля 2010 г. N 95/2010-ОЗ «О развитии предпринимательской деятельности в Московской области» // Ежедневные новости. Подмосковье. 2010. N 134.
26. Закон Санкт-Петербурга от 17 апреля 2008 г. N 194-32 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2008. N 15.
1.3. Правовые акты, утратившие силу
27. Закон СССР от 19.11.1986 «Об индивидуальной трудовой деятельности» // Ведомости ВС СССР. 1986. N 47. Ст. 964 (утратил силу).
2. Материалы правоприменительной практики
2.1. Постановления и определения Конституционного Суда РФ в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Маслянский хлебоприемный пункт» // СПС «КонсультантПлюс».
30. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 N 22-П «По делу о проверке конституционности части 8 статьи 4 и частей 2, 3 и 4 статьи 9 Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой администрации города Благовещенска» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 1. Ст. 264.
3. Научная и учебная литература
31. Авдийский В.И. Управление рисками в деятельности хозяйствующих субъектов // Экономика. Налоги. Право. 2013. N 4.
32. Авилов Б. Настоящее и будущее народного хозяйства России: влияние войны, возможные последствия ее для народного хозяйства и проблемы будущего. Пг., 1916.
33. Ажаева В.С. Мелкое предпринимательство в России (конец XIX
в. - начало XX в.). Аналитический обзор. М., 1994.
34. Белых В.С. Предприятие как имущественный комплекс и субъект предпринимательской деятельности // Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности: Сб. науч. тр. / Отв. ред. В.С. Белых. Екатеринбург, 2002.
35. Белых В.С., Звездина Т.М. Субъекты малого и среднего
предпринимательства: понятие, признаки, критерии // Журнал
предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 2.
36. Бессолицын А.А. История российского предпринимательства. 2-е изд. М.: Маркет ДС, 2010.
37. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: теория и практика. М., 2003.
38. Богданов А.И. Промысловое обложение в России. 1890 - 1914 годы: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. СПб., 1992.
39. Вайпан В.А., Егорова М.А. Основные принципы и направления правового регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства по Стратегии-2030 // Юрист. 2016. N 18.
40. Ванг Н.Н. Финансовый капитал в России накануне мировой войны. Опыт историко-экономического исследования системы финансового капитала в России. М., 1925.
41. Галаган А.А. История предпринимательства российского. От купца до банкира. М.: Ось-89, 1997.
42. Гиндин И.Ф. Проблемы «модернизации» и индустриализации и их видоизменение с XVI по XX в. М., 1970.
43. Гриневицкий В.И. Послевоенные перспективы русской
промышленности. Харьков, 1919.
44. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.,
1999.
45. Жолобова Г.А. Формирование частного торгового права в дореволюционной России. М.: Юрист, 2004.
46. Иванов Л., Тарновский К. Общественно-экономическая
структура России. Проблемы многоукладности. М., 1970.
47. Каминка А.И. Очерки торгового права. М.: Центр ЮрИнфоР,
2002.
48. Ковалевский М. Экономический строй России. СПб., 1900.
49. Корсак А. О формах промышленности вообще и о значении домашнего производства в Западной Европе и России. М., 1861.
50. Крючков Р.А., Сальников В.П., Романовская В.Б., Сальников М.В. Риски в правовом поле современной экономики и «право на риск» // Правовое поле современной экономики. 2015. N 12.
51. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014. 460 с.
52. Мартиросян А.Г. К вопросу о риске в гражданском праве Российской Федерации // Современное право. 2009. N 9.
53. Молчанов А.В. Конкуренция, равенство участников торгов и поддержка малого предпринимательства: вопросы соотношения // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2017. N 2.
54. Мохов А.А. Правовая поддержка и правовая защита субъектов малого предпринимательства // Власть Закона. 2017. N 2.
55. Мохов А.А. Семейное и малое предпринимательство в
современной России: доктрина и законодательство // Журнал
предпринимательского и корпоративного права. 2017. N 2.
56. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986.
57. Озеров И.А. На новый путь: к экономическому освобождению России. М., 1915.
58. Петров Г.П. Промысловая кооперация и кустарь. М., 1917.
59. Петров Ю. Предприниматели и российское общество в начале XX в. // Свободная мысль. 1992. N 17.
60. Пичета В.И. История народного хозяйства в России 19 - 20 веков. Начало индустриализации и разложение крепостного хозяйства. М., 1922.
61. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 // СПС «КонсультантПлюс».
62. Предпринимательское право России: Учеб. / Отв. ред. В.С. Белых. М.: Проспект, 2008.
63. Радаев В.В. Два корня российского предпринимательства: фрагменты истории. М., 1995.
64. Рыбников А.А. Мелкая промышленность России. Сельские ремесла и кустарные промыслы до войны. М.: Новая деревня, 1923.
65. Сметанин С.И. История предпринимательства в России. М.: Кнорус, 2011.
66. Столыпин П.А. Жизнь и смерть за царя. М., 1991.
67. Тарновский К.Н. Мелкая промышленность России в конце XIX в. - начале XX в. М., 1995.
68. Трунцевский Ю.В. Об организации управления правовыми рисками в деятельности хозяйствующего субъекта // Безопасность бизнеса.
2011. N 2.
69. Туган-Барановский М.И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. М., 1922.
70. Финн-Енотаевский А. Капитализм в России (1890 - 1917 гг.). 2-е изд. М., 1925.
71. Хайсин М.Л. Исторический очерк кооперации в России. Пг.,
1918.
72. Чагин К.Г. Изменения в особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках по Закону N 223-ФЗ // Прогосзаказ.рф. 2017. N 7.
73. Чаянов А.Л. Краткий курс кооперации. М.: Московский рабочий,
1990.