Введение 3
1. Теоретике - методологические основы изучения управления человеческим капиталом в сфере торговли
1.1 Сущность и принципы формирования и развития человеческого капитала 7
1.2 Методы оценки и управления человеческим капиталом 16
1.3 Проблемы управления человеческим капиталом в сфере торговли 27
2. Анализ практики управления человеческим капиталом в магазинах «Salamander»
2.1 Основные направления развития бизнеса 36
2.2 Анализ системы управления предприятия 45
2.3 Механизм управления человеческим капиталом в магазине «Salamander» 55
3. Совершенствование управления человеческим капиталом в сфере торговли
3.1 Оценка стоимости человеческого капитала 64
3.2 Программа развития человеческого капитала в магазинах «Salamander» 69
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 80
Заключение 91
Список использованных источников 95
Приложения 99
Вопрос управления персоналом в организации - является самым важным в стратегии построения современного предприятия, поскольку в условиях развития рыночной экономики роль человека возрастает, необходимо учитывать его способности, уровень знаний и навыков, а также имеющееся профессиональное образование и квалификацию.
Эффективность, состоятельность и функционирование систем управления человеческим капиталом в торговле определяется в достижение организационно-управленческих целей. Отличное управление кадрами, как правило, сказывается на эффективности работы всей команды (начиная от простой уборщицы и кончая генеральным директором), где персонал фирмы может и использует свой потенциал для реализации стоящих перед ней целей.
Актуальность темы. Одной из важных проблем на современном этапе развития Российской экономики - является решение вопросов в области работы с персоналом. При всех существующих подходах к этой проблеме, в различных отраслях рыночной экономики, основными наиболее общими можно определить следующие:
- стандартизация методов и процедур отбора кадров;
- научная разработка критериев оценки работы персонала (проработка профессиональных компетенций);
- выявление различных подходов к анализу потребностей в повышении квалификации управленческого персонала;
- стимулирующая мотивация молодых и перспективных работников;
- публичность и проведение внедрений в кадровых решениях;
- системная связь решений в хозяйственной и управленческой политики учреждения;
- обязательное внедрение системы «работник-профсоюз-администрация».
Система управления персоналом представляет собой алгоритм целей, задач и основных направлений деятельности, который решает и обеспечивает постоянное повышение конкурентоспособности организации в рыночных условиях, гарантирует рост производительности труда и качества работы, стимулирует высокую социальную эффективность функционирования коллектива [1]. Данная система, как правило, состоит из нескольких подсистем, с закрепленными за ними соответствующими функциями.
Для системы управления персоналом отводится отдельная задача по формированию и использованию всех инструментов эффективного управления персоналом, дающая в результате наиболее полное использование всего трудового потенциала (существенные социально-экономические результаты), без вложения больших дополнительных ресурсов.
В настоящее время все службы управлением персонала фирмы насчитывают в своем составе 10 и более сотрудников, с помощью которых решаются сложные и разнообразные задачи и представляют собой мощные и крупные подразделения, оснащенные «по последнему слову техники». Работа этих служб строится на основе стратегического планирования, психологического сопровождения штатными психологами, на расширении гарантий и защищенности, юрисконсультами, всех трудовых ресурсов.
Система управления персоналом сегодня вынуждена изменятся, как в нашей стране (в связи с отказом от плановой системы), так и в странах с развитой рыночной экономикой. Все системы управления персоналом имеют свои различия и общие части. Объясняется это с тем, что в нашей стране очень часто заимствуются системы управления персоналом зарубежных стран, где использование таких систем насчитывают не один десяток лет. Для зарубежных стран с развитой рыночной экономикой система управления персоналом сформировались с устойчивой ориентацией на гуманистические ценности, с имеющейся развитой практикой привлечения работников в дела предприятия, с активизацией их творческого потенциала. А для Российских фирм актуально использование всех разнообразных форм и технологий в системах управления персоналом, выработанных в других странах и приспособленных к нашим рыночным «российским» условиям.
Все вышесказанное объясняет актуальность и необходимость проведения исследований по инновационным разработкам в данной области, предоставляют объективно оценить труд персонала, дающие возможность повысить уровень использования его потенциала и скорректировать систему мотивации.
Проблемам управления персоналом в настоящее время уделяется много внимания. В процессе написания данной работы были использованы труды известных отечественных ученых и публицистов Алехиной О.Е., Веснина В.Р., Герчиковой И.Н., Малуева П.А., Мелихова Ю.Е., Федосеева Н.В.
В нашей работе помимо результатов российских исследователей, использованы аналитические заключения Ховарда К., Мейгана М., Морнеля П. и др.
Объектом исследования является предприятие торговли
«ИП Шафигуллин М.А. - сеть магазинов «Salamander».
Предметом исследования является особенности системы управления персоналом (на примере магазинов «ИП Шафигуллин М.А. «Salamander»).
Целью дипломной работы является анализ системы управления персоналом в магазинах «ИП Шафигуллин М.А. «Salamander» и разработка мероприятий по её совершенствованию.
Для достижения цели работы решались следующие задачи:
- анализ методик основ управления персоналом магазина;
- проведение исследования производственно-хозяйственной деятельности магазина;
- проработка и реконструкция организационной структуры фирмы;
- анализ количественного и качественного состава кадров;
- исследование кадровой политики в «ИП Шафигуллин М.А. - сеть магазинов «Salamander»;
- исследование подбора, оценки, расстановки и обучения персонала.
Решались вышеизложенные задачи с помощью методов экономического анализа. В данной работе использовались, как классические методы анализа хозяйственной деятельности и финансового анализа, так и традиционные методы экономической статистики.
Исследование системы управления персоналом в «ИП Шафигуллин М.А. - сеть магазинов «Salamander» и разработка на его основе эффективной стратегии является на современном этапе развития рыночных отношений одним из приоритетных направлений.
Развитие бизнеса розничной торговли обувью, в которой работает «ИП Шафигуллин М.А.», во многом зависит от факторов экономического характера и потребительского спроса.
Причины, которые тормозят развитие бизнеса: низкая технологическая оснащенность, отсутствие информации о конъюнктуре рынка, неразвитость систем информационных и обучающих услуг плюс плохая система поощрения сотрудников.
С введением новой торговой площади «запущена» процедура расширения штата сотрудников в IV квартале 2015 года, и коэффициент текучести кадров на данный момент составляет - 4,37. Однако, в 2014 году коэффициент текучести кадров составлял - 5,88% и это при приеме на работу «новых» 40 сотрудников компании. Все это, на наш взгляд, показывает, что штат в «ИП Шафигуллин М.А.» в настоящий период относительно стабилен.
Принципами управления в «ИП Шафигуллин М.А.» являются:
- чёткая организация труда с регламентом полномочий и ответственности сотрудника и секции (группа сотрудников) в целом;
- строгая дисциплина, основанная на принципе единоначалия и подчинения личных интересов интересам организации;
- справедливое использование мотивации к труду, через морально- экономические стимулы (денежные вознаграждения, повышение по «служебной лестнице», предоставление свободного графика работы - в зависимости от мотива конкретного работника, для достижения максимального эффекта стимула);
- чёткая регламентация сроков планирования (месяц, квартал, год; при подписании контрактов: срочные и бессрочные условия трудоустройства).
Проанализировав деятельность системы управления персоналом, можно сделать вывод, что организация в целом эффективна, однако следует выделить следующие недостатки:
1. Заработная плата за последние два года остается неизменной, что приводит к увольнениям «старых» сотрудников и недобору нового «молодого» персонала.
2. Отсутствует дополнительное обучение сотрудников (обучение профессиональным навыкам и «хитростям» торговли).
Для совершенствования системы управления персоналом, необходимо провести ряд мероприятий, внедрение которых позволит ликвидировать недостатки и приблизиться к достижению цели: увеличение прибыли компании с одновременным удовлетворением экономического интереса каждого сотрудника.
Для совершенствования управления персоналом, снижения уровня текучести кадров и повышения производительности труда в «ИП Шафигуллин М.А.» предлагается:
1. Проведение анализа имеющейся практики (во всех торговых точках розничной продажи) и внедрение системы премирования персонала предприятия;
2. Установление надбавки к заработной плате в зависимости от результатов работы сотрудника;
3. Внедрение системы конкурсов по повышению квалификации (обучению) персонала «Лучший продавец», «Лучший менеджер» и др., с последующим поощрением победителей.
4. Введение в организационную структуру должности менеджера по персоналу.
Предлагаемые мероприятия по увеличению заработной платы персоналу необходимо провести с целью привлечения новых сотрудников и удержания старых.
Финансовое увеличение окладов послужит стимулом более качественно выполнять должностные обязанности, следствием чего предполагается повышение плана по продажам товара в каждой секции, активируется общая мотивация сотрудников, снизится излишний документооборот и текучесть кадров.
Считаем, что предполагаемые финансовые стимулирования работников всегда являются хорошим «двигателем» в процессе активации их производственных результатов - продаже обуви.
Предполагаются и улучшения в психологической обстановке в коллективе, когда в результате «конкурентной борьбы» выявляются «лидеры» в профессиональной сфере, когда за счет публичных мероприятий укрепляется система управления кадрами, когда достойные работники получают соответствующую оценку и поощрения со стороны руководства фирмы.
Инновацией, на данный момент, в магазинах «ИП Шафигуллин М.А.» является внедрение новых методов обучения, например - проведение тренинг - семинаров в виде диалогов со слушателями.
Необходимо дальнейшее совершенствование процесса обучения сотрудников. После тренинга, продавцам предоставляются рекомендации по поводу их дальнейшего развития: большее общение с покупателями или изучение мерчендайзинга.
Следующей инновацией - является он-лайн продажи на фирменном сайте. Мы предлагаем приобрести женские, мужские и детские модели в розницу или оптом. На сайте представлен большой выбор на любой вкус и аудиторию.
На сайте можно быстро и легко заказать интересующие модели для покупки, а также отслеживать историю выбранных товаров и вести учет заказов в личном кабинете. Продавать и покупать с www.salamander.ru необычайно просто: подбираете обувь и заказываете в несколько кликов.
Salamander.ru - этот всегда модные новинки по доступным ценам. Кроме того, личный помощник-консультант он-лайн, всегда на связи и готов проконсультировать по любому вопросу.
Теперь для того, чтобы выбрать и заказать продукцию производителя, не нужно никуда ехать. На сайте можно выбрать интересующие модели и сделать заказ в любое удобное время (электронный ресурс работает 24 часа в сутки, семь дней в неделю).
Следующей инновацией в деятельности фирмы является внедрение с 2015 года Систем добровольной сертификации Системы менеджмента качества ISO-9001.
Данные нормативы существует уже более 25 лет в России. Цель системы управления качеством ИСО - 9001 состоит в том, чтобы создать набор требований, соблюдение которых поможет гарантировать высокое качество работы и надёжность конкретного предприятия как поставщика и партнёра.
На данном этапе необходимо ускорить проведение основных работ по внедрению требований стандарта ИСО - 9001 в «ИП Шафигуллин М.А.».
Все вышеизложенное повлияет на имидж и конкурентоспособность всей организации как в глазах покупателей, так и общества в целом.
1. Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации: учебник / О.Е. Алехина. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 256 с.
2. Аллавердян В. Оценка стоимости «кадрового потенциала» предприятия // Управление персоналом. - 2013. №12.
3. Арабян К.К. Измерение человеческого капитала // Проблемы экономики. - 2006. - №8.
4. Базаров Т.Ю., Еремина Б.Л. // Управление персоналом // Москва, изд. «ЮНИТИ», 2-е изд., 2013 г.
5. Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Питер Ройш // Управление персоналом // Минск, изд. «Интерпрессервис», 2014 г.
6. Большов А.В. // Проблемы совершенствования стоимостной оценки человеческого капитала современной организации// Вестник экономики, права и социологии. Рецензируемый Федеральный научно-практический и аналитический журнал, №2 апрель - май - июнь 2014 С. 15 - 20.
7. Бузмакова М.В., Демичева Т.Н., Былинская А.А. //Особенности воспроизводства человеческого капитала в современной Российской экономике// Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Экономические науки, 2013 г., №3(3), с.42-46
8. Васильева Т. // Оптимизация организационной структуры компании // Журнал «Кадровый менеджмент», № 6, 2004 г., стр. 57 - 59
9. Вершигора Е.Е. Менеджмент: учебник / Е.Е. Вершигора - М.: ИНФРА - М.,
2012. - 251с.
10. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник / И.Н. Герчикова. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 306 с.
11. Григорьев В. Универсальный ключ / В.Григорьев // Службы кадров. - 2013. - № 4. - С. 15-16.
12. Дубейковская Я. // Стоп. Кадры!: Управление персоналом для умных // Екатеринбург, изд. Уральского университета , 2010 г.
13. Иванова С.В. // Вопросы делегирования полномочий // Журнал «Справочник по управлению персоналом», № 6, 2005 г., стр. 66 - 72
14. Иванова С.В. // Всегда ли хороша мотивация? // Журнал «Кадровый менеджмент», № 7, 2010 г., стр. 51 - 53.
15. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб.: Изд. СПбУЭФ. 1996. С. 30, 163.
16. Капелюшников Р. И. Сколько стоит человеческий капитал России? — М.: Высшая школа экономики, 2012.
17. Кендрик Дж. Экономический рост и формирование капитала. //Вопросы
экономики, 1976, № 11. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его
функционирование. М.: Прогресс, 1976.
18. Кобзева В.// Игра по правилам: внедряем корпоративные стандарты // журнал «Кадровое дело», № 2, 2014 г., стр. 12 - 19.
19. Ковров А.В. // Лояльность персонала // Москва, изд. «Бератор», 2004 г.
20. Корчагин Ю. А. Широкое понятие человеческого капитала.- Воронеж: ЦИРЭ,
2013.
21. Крымов А.А. // Вы - управляющий персоналом. Профессия? Ремесло? Судьба? // Москва, изд. «Бератор-Пресс», 2015 г.
22. Лисенкова К.С. Роль управления человеческим капиталом в деятельности предприятия // Актуальные проблемя экономики и права, 2012, №9, С.48-52
23. Лукичева Л.И. // Управление персоналом / Москва, изд. «ОМЕГА-Л», 2013 г.
24. Малуев П.А., Мелихов Ю.Е. // Управление персоналом // Москва, изд. «АЛЬФА-ПРЕСС», 2015 г.
25. Марр Р., Флиастер А.// Человек и труд - словарь // Москва, изд. МГУ, 1994 г.
26. Маслов Е.В. // Управление персоналом предприятий // Москва, изд. «ИНФРА-М», 1998 г.
27. Мейган Майкл // Работа с персоналом: введение в должность // Санкт-Петербург, 2002 г.
28. Морнель Пьер // Технологии эффективного найма: новая система оценки и отбора персонала // Москва, изд. «Добрая книга», 2010 г.
29. Мурашов М. // Подбор персонала: российская практика // Журнал «Кадровый менеджмент», № 2, 2004 г., стр. 29 - 31.
30. Нестеров Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал. // ВЭ, 2013, № 2
31. Новаковская О.А. Управление человеческими ресурсами в неустойчивых
деловых организациях// Интернет-учебник-онлайн//
http://uchebnik-online.com/soderzhanie/textbook_311 .html
32. Прохоров М.Д. Проблема управления человеческим капиталом // «Вестник Европы» 2011, №31-32
33. Федосеев Н.В., С.Н. Капустин // Управление персоналом организации // Москва, изд. «Экзамен», 2015.
34. Ховард К., Коротков Э.// Принципы менеджмента: управление в системе цивилизованного предпринимательства // Москва, изд. «ИНФРА-М», 1996 г.
35. Шкатулла В.И. // Настольная книга менеджера по кадрам // Москва, изд. «НОРМА-ИНФРА-М», 2000 г.
36. Электронный сборник статей по материалам XXXIV Студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия» // Рудалева И.А., Галимова А.А., Потеряхина Т.П. Использование затратного метода оценки человеческого капитала на корпоративном уровне. Изд. «СибАК», 2015, № 7 (34)
37. Интернет-ресурс: http://center-yf.ru/data/economy/Chelovecheskii-kapital.php
38. Интернет-ресурс: http://knowledge.allbest.ru/management/3c0b65635a2bc79a4c43a88521316c27_1.ht ml
39. Интернет-ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki
40. Интернет-ресурс: https://Alustem.ru
41. Интернет-ресурс:http://www.hr-portal.ru/article/metodika-ocenki-chelovecheskogo -kapitala-predpriyatiy
42. Han, T-S., Lin, C.Y-Y.and Chen, M.Y-C. (2008) 'Developing human capital indicators: a three-way approach', Int. J. Learning and Intellectual Capital, Vol. 5, Nos. 3/4, pp.387-403.
43. Mincer J. The Production of Human Capital and The Lifccyclc of Earnings: Variations on a Theme. — Working Paper of the NBER, No 4838 (Aug. 1994).
44. Mulligan C.B. X.Sala-i-Martin. Measuring Aggregate Human Capital. — Working Paper of the NBER, No 5016 (Feb. 1995).
45. Дополнительно использовалась научная библиотека диссертаций и авторефератов - disserCat: http://www.dissercat.com/content/investitsii-v-chelovecheskii-kapital-na-predpriyati yakh-malogo-biznesa?_openstat=cmVmZXJ1bi5jb207bm9kZTthZDE7#ixzz3rzfWia fN
46. Интернет-ресурс: http: //www. msfofm.ru/transformation/ 137-co st-of-employees