ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I Теоретические основы формирования познавательной активности младших школьников
1.1. Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе 11
1.2. Уровни сформированности познавательной активности
младших школьников 28
ГЛАВА II Методика организации внеурочной работы
по русскому языку в начальной школе
2.1. Место внеурочной работы в реализации ФГОС
для начальной школы 34
2.2. Виды и формы внеурочной работы по русскому язык. . . 39
2.3. Принципы воспитательной деятельности педагога в организации внеурочной работы по предмету 59
ГЛАВА III Содержание работы по формированию познавательной активности младших школьников в процессе внеурочной работы по русскому языку
3.1. Возможности внеурочной работы по русскому языку в
развитии познавательной активности младших школьников 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
Библиографический список 101
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
В новых изменившихся социальных условиях высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношений к человеку как высшей ценности бытия. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стать человек с его интересами и потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения системы образования.
Гуманистическое мировоззрение строится вокруг одного центра - человека, в этом мировоззрении находят свое выражение многообразные отношения человека к обществу, к духовным ценностям, к деятельности.
Процессы демократизации и гуманизации общественной жизни не могли не сказаться на системе школьного образования. Современные общественные тенденции ставят перед российским образованием новую цель - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России и ориентируют образование на достижение нового качества, адекватного современным запросам личности, общества и государства.
В XXI веке становится всё более очевидным, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня познавательной активности младшего школьника в процессе обучения. В чем же заключается эта активность? Ученые определяют познавательную активность, как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели» (Талызина,1988, 27).
В настоящее время в школах важной задачей учителя является формирование познавательной деятельности младших школьников. Творческое развитие учащихся, а также развитие активности, инициативности, самостоятельности - это требование самой жизни. В период научно-технической революции, мы можем наблюдать стремительный рост научных знаний и их широкое внедрение в производство и в жизнь, перед школой стоит задача вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности
Наиболее чётко все названные критерии гуманистической парадигмы находят своё воплощение в организации внеурочной работы по предметам.
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.
Внеурочная деятельность для младших школьников - это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.
Ученики начальной школы - это самые благодарные слушатели и участники учебного процесса. Они с энтузиазмом включаются в активную внеурочную деятельность. Получение ребенком такой возможности означает не только и не столько включение в занятия по интересам, сколько иной способ существования - без оценочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным предметам. По сути дела, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Во внеурочной деятельности ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.
Многие ученые и педагоги имели свою точку зрения на понятие «внеурочная деятельность». В. А. Сластенин рассматривал внеучебную (внеурочную) работу как внеклассную и внешкольную. В. А. Сластенин рассматривают учебную (внеурочную) работу как внеклассную и внешкольную. Внеклассная организуется школой и чаще всего в стенах школы, а внешкольная - учреждениями дополнительного образования, как правило, на их базе (Педагогика, 2017).
Внеурочная работа - широкое и неоднозначное понятие, которое включает в себя разные, неоднородные по содержанию, назначению, методике проведения, формам и способам руководства занятия. В одних случаях внеклассной работой руководит учитель, в других, она приобретает характер добровольной деятельности самих учащихся на основе детского самоуправления при активной помощи педагогов.
На внеурочных занятиях учебный материал предлагается в соответствии со знаниями и умениями учащихся. Как компонент дополнительной деятельности, внеурочная работа с младшими школьниками содействует развитию познавательной интереса учащихся; помогает формированию творческих способностей; содействует воспитанию коллективизма и товарищества.
Внеурочная работа - это, с одной стороны, педагогическая система, обладающая целостными свойствами и закономерностями функционирования, а с другой - неотъемлемая часть отечественной системы образования (Панчешникова, 2014, 106). Она активно способствует развитию умственных способностей детей и, кроме того, служит средством разумного отдыха, наряду с использованием занимательного материала, литературного чтения, занятий спортом.
Внеурочной работе всегда уделяли пристальное внимание учителя, методисты и ученые. В методической литературе существует много определений внеурочной работы. Большинство авторов считают, что внеурочная работа - учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом учителей и учеников или работников и учащихся учреждений дополнительного образования на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса (Панчешникова, 2014, 102)
Суть внеурочной работы определяется деятельностью школьников во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Но эта организация проводится таким образом, что творчество и инициатива учащихся должны всегда выходить на первый план, т.е. учащийся становится в позицию субъекта.
По этой причине одной из центральных проблем методики внеурочной работы всегда являлась проблема взаимосвязи урочных и внеурочных занятий как частный случай фундаментальной педагогической проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.
В трудах ученых НИУ «БелГУ» Демичевой В.В., Еременко О.И., Яковлевой Т.В. особое внимание уделяется организации внеурочной работы по русскому языку в начальной школе.
Нами выявлено объективно существующее противоречие между необходимостью систематического проведения внеурочной работы по предмету для развития познавательной активности младших школьников и отсутствием достаточного количества методического инструментария по организации и проведению такой работы. На основании данного противоречия мы сформулировали проблему исследования: каковы педагогические условия, способствующие формированию познавательной активности младших школьников в процессе внеурочной работы по русскому языку.
Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования.
Объект исследования - формирование познавательной активности младших школьников.
Предмет исследования - процесс формирования познавательной активности младших школьников во внеурочной работе по русскому языку.
Гипотеза исследования - процесс формирования познавательной активности младших школьников во внеурочной работе по русскому языку будет протекать более эффективно, если:
1) внеурочная работа по предмету ведётся систематически и поэтапно;
2) предлагаемый на первой ступени материал носит преимущественно занимательный характер;
3) формы и методы внеурочной работы используются в зависимости от уровня сформированности познавательной активности детей.
Педагогическими условиями, способствующими формированию познавательной активности младших школьников, являются:
- отношение преподавателя к ученику как субъекту формирования познавательной активности;
- учет личностных особенностей учеников, их желаний, заинтересованности, умения работать в коллективе при организации работы по формированию познавательной активности;
- использование развивающего потенциала внеурочной работы по русскому языку, содержание которой распространяется на широкий социокультурный контекст жизнедеятельности человека.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования предопределили следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по организации внеурочной работы в начальных классах и её влиянию на процесс развития познавательной активности младших школьников;
2) рассмотреть методические аспекты развития познавательной активности младших школьников на внеклассных занятиях по русскому языку;
3) изучить и обобщить опыт работы учителей по организации и проведению внеклассных занятий по русскому языку;
4) провести опытную работу и выявить наиболее эффективные формы внеурочной работы; приёмы и средства обучения младших школьников на внеклассных занятиях по русскому языку с целью развития познавательной активности.
Для реализации целей и задач исследования мы использовали следующие методы:
• наблюдение;
• анкетирование;
• анализ научно-методической литературы;
• педагогический эксперимент;
• изучение продуктов деятельности учащихся.
Методологической базой исследования являются труды ученых, исследующих проблемы формирования познавательной активности у младших школьников (Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, Н.И. Гёз, О.А. Талызина, A. А. Миролюбов, С.Ф. Шатилов, М.Э. Андреева, Г.Н.Щукина, Г.В. Рогова, СИ. Савина, Л.З. Якушина); работы учёных, связанные с организацией и формами внеурочной работы в начальной школе (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Панов, Н.Н. Ушаков, Г.И. Суворова, Е.П. Преображенская, И.А. Устименко, B. В. Демичева, О.И. Еременко, Т.В. Яковлева).
Научная новизна работы. Выявлены возможности внеурочной работы по формированию познавательной активности младших школьников, определена роль внеурочной работы по русскому языку как одного из средств формирования многогранной личности школьника.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлены конкретные разработки внеурочных мероприятий, направленных на формирование познавательной активности младших школьников в процессе внеурочной работы по русскому языку.
Экспериментальной базой исследования является 3 класс МБОУ Солонец-Полянская ООШ»
Исследование проводилось в течение двух лет (2016-2018 гг.) и включало в себя следующие этапы.
Первый этап (2016 г.) - изучение литературы по теме исследования; наблюдение за педагогическим процессом в начальной школе, отбор дидактического материала для экспериментального исследования.
Второй этап (2016-2017 гг.) - проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов, разработка программы обучающего эксперимента, подбор системы упражнений и дидактического материала.
Третий этап (2018 г.) - анализ и обобщение результатов исследования, оформление диссертационного исследования.
Структура диссертации определялась задачами и логикой исследования. Работа включает: введение, три главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во Введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются объект, предмет, задачи, гипотеза, цели исследования методология и методы.
В первой главе «Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников» рассматриваются вопросы, связанные с основами познавательной деятельности и представляет собой важный фактор обучения, являясь в тоже время жизненно необходимым фактором становления личности. Различные уровни познавательной активности характеризуют тенденции его развития, а внеурочная работа является одним из эффективных средств его формирования у младших школьников.
Во второй главе «Методика организации внеурочной работы по русскому языку в начальной школе» описаны и проанализированы различные педагогические принципы, виды и формы внеурочной работы по русскому языку, направленные на формирование познавательной активности у младших школьников.
В третьей главе «Содержание работы по формированию познавательной активности младших школьников в процессе внеурочной работы по русскому языку» проанализирован опыт педагогов и методистов по формированию познавательной активности учащихся в процессе внеурочной работы по русскому языку, а также представлена экспериментальная работа по теме исследования.
В Заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу, намечены перспективы дальнейшего исследования.
В Приложении содержатся материалы, отражающие содержание экспериментальной работы.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования были представлены в виде докладов на Всероссийской WEB- конференции с международным участием «Ребенок в языковом пространстве» (г. Елец, 2017 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Работа образовательных учреждений в условиях стандартизации» (г.Белгород, 2017 г.).
В диссертационном исследовании была предпринята попытка изучения процесса развития познавательной активности младших школьников во внеурочной работе по русскому языку - что явилось предметом нашего исследования.
Объектом исследования стала методика организации внеурочной работы по русскому языку в начальной школе.
В ходе реализации цели диссертационной работы были решены следующие исследовательские задачи:
1) изучена психолого-педагогическая литература по организации внеурочной работы в начальных классах и её влиянию на процесс развития познавательной активности младших школьников;
2) рассмотрены методические аспекты развития познавательной активности младших школьников во внеурочной работе по русскому языку;
3) изучен и обобщён опыт работы учителей по организации и проведению внеурочной работы по русскому языку;
4) проведена экспериментальная работа и выявлены наиболее эффективные формы приёмы и средства обучения младших школьников во внеурочной работе по русскому языку с целью развития познавательной активности (на материале занятий по лексике).
В первой главе проанализированы теоретические основы формирования познавательной активности младших школьников через организацию внеурочной работы.
Средством реализации гуманистической парадигмы, по словам М.Н. Берулавы, является такая организация учебно-воспитательного процесса, которая направлена на развитие личности, предполагающее у неё механизмов самовоспитания и самообучения через удовлетворение её базовых потребностей: в психологически комфортных межличностных отношениях и социальном статусе; в реализации своего творческого потенциала. Познавательная активность, являясь устойчивым интегральным образованием личности ребенка, способствует формированию личности в целом. В процессе ее развития заметно активизируется развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала, нравственных отношений. Познавательную активность младшего школьника следует рассматривать как личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость ученика в познавательном процессе. Различные уровни познавательной активности характеризуют тенденции ее развития, а внеурочная деятельность, как работа как составная часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащихся, позволяет полнее использовать творческий потенциал детей, развивать их самостоятельность.
Во второй главе рассматривалась методика организации внеурочной работы по русскому языку в начальной школе. Оптимальной формой развития познавательной активности младших школьников является творческая познавательная деятельность. Такая форма организации учебно-воспитательного процесса повышает уровень познавательных интересов школьников, меняет ценностные ориентиры, повышает успеваемость, ведет к творческому самовыражению как главной формы деятельности.
Личностные, метапредметные результаты могут быть достигнуты в результате внеурочной работы, которые выделены в ФГОС, как особый вид деятельности. Стандарт занятий формируется и определяется по желаниям родителей - это один из основных принципов внеурочной работы. Главный мотив - желание ребенка. А желание - это первый этап к формированию познавательной активности. В качестве форм стандартов для учащихся начальной школы являются кружки, экскурсии, конкурсы, олимпиады, которые в наибольшей степени способствуют формированию и развитию познавательного интереса. Наиболее эффективными путями формирования познавательной активности школьников являются: комбинирование групповых, фронтальных, индивидуальных форм работы; использование традиционных и нетрадиционных методик организации внеурочной работы. Педагогические принципы, реализуемые во внеурочной работе, способствует лучшему протеканию познавательных процессов младшего школьника, активизации его мышления, обострению эмоционального отношения к предмету познания.
В третьей главе было рассмотрено содержание работы по формированию познавательной активности младших школьников в процессе внеурочной работы по русскому языку. Проанализировав работы педагогов по исследуемой проблеме, мы отметили, что внеурочной работе по русскому языку в системе современного образования придается большое значение, как виду деятельности, способствующему более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Рассмотрев условия формирования и актуализации познавательной активности младших школьников во внеурочной работе, мы выделили формы работы, направленные на развитие творчества и инициативы учащихся, самостоятельного мышления, формирование таких качеств личности, как сотрудничество, самодеятельность, самооценка.
На основе сравнения результатов констатирующего и контрольного этапов мы сделали вывод, что эффективность работы зависит от соблюдения педагогических условий, систематического и регулярного проведения внеурочных занятий и разнообразия форм и методов работы.
В ходе эксперимента нам удалось повысить познавательную активность учащихся, так как были соблюдены следующие педагогические условия:
- внеурочная работа проводилась планово и систематически;
- формы и методы внеурочной работы использовались в зависимости от уровня сформированности познавательной активности детей;
- внеурочная работа проводилась с учётом принципов новизны мате-
риала и наглядного его изложения, применялись занимательные и игровые упражнения и задания;
- при планировании и проведении внеклассных мероприятий учащиеся были поставлены в позицию субъекта деятельности.
Проведенный эксперимент показа, что уроки русского языка необходимо подкреплять внеурочной работой по предмету, которая должна строиться на принципах занимательности, сотрудничества, самостоятельности, добровольного участия и содействовать творческому развитию личности.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу нашего исследования, решили все поставленные задачи.
Проблема, поднятая в диссертационном исследовании записана в ФГОС начального образования. Она многогранна.
Затронутые в исследовании вопросы не исчерпывает целиком проблему развития познавательной активности младших школьников. Работа не претендует на завершение и будет продолжена при использовании других форм работы.
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /Под. Ред.
Г.И.Щукиной. - М.: Просвещение, 1990. - 320с.
2. Алексеева А.В. Преподавание в начальных классах: Психолого- педагогическая практика /А.В.Алексеева, Е.Л. Бокуть, Т.Н. Сиделева: Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2015. - 208с.
3. Аналитические материалы о результатах широкомасштабного социо-психологического исследования модели //Начальная школа 21 века.- Де- кабрь,2015М^^.пасЬа1ка/Ьйр8://уапёех.ги/8еагсЬ/?1г=4&т81ё=149604447 7.97641.22897.12598&text]
4. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психо - диагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения /А.Ф. Ануфриев, С.Н.Костромина. - М.: Ось - 89, 2011. - 272с.
5. Артёмов, А.К. Теоретические основы методики обучения русскому языку в начальных классах /А.К.Артёмов, Н.Б.Истомина: Пособие для студентов факультета для подготовки учителей начальных классов заочного отделения. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 2016. - 224с.
6. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно- воспитательного процесса /Ю.К. Бабанский - М.: Просвещение, 1992. - 192с.
7. Бабанский, Ю.К. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1993.461с.
8. Бабанский Ю.К. Педагогика /Под ред. Г.Нойнера, Ю.К. Бабанского. - М.,
2014. - 547 с.
9. Бабина Л.С. Внеклассные занятия по русскому языку /Л.С. Бабина - М.: Академия, 2015. - 156с.
10. Блохин И. А. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментально - психологического исследования /И. А Блохин, В.В. Давыдов - М.: Педагогика, 2016. - 240с.
11. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию /В .Б. Бондаревский. - М.: Наука, 2015. - 288с.
12. Брагуца А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности» учитель начальных классов //Начальная школа. - 2011.- №6. - с.53 - 55.
13. Виноградова М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников /М.Д.Виноградова, И.Б. Первин. - М.: Просвещение, 1997. - 354с.
14. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей: 2 - 4 класс /Н.К. Винокурова - М.: Росмэн -Пресс, 2012.- 79с.
15. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2121. Педагогика и методика нач. обучения /М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1994. - 256с.
16. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский - М.: Педагогика - Пресс, 1999 - 533с.
17. Выготский Л.С. Экспериментальное исследование развития понятий /Собр. Соч.: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1982.- 504с.
18. Гамезо М.В. Курс общей возрастной педагогической психологии. /М.В. Гамезо - М.: Просвещение, 1992.- 238с.
19. Гетманова А.Д. Учебник по логике /А.Д. Гетманова. - М., 2014.- 368с.
20. Гокова Т.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку //Начальная школа.-2008. - №2. - с.56-60
21. Гордеев Е.В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемым написанием /Е.В.Гордеев, М.В. Дмитрюк //Начальная школа.- 1995. - №3. - с.17-21.
22. Горкин А.П. Российская педагогическая энциклопедия /А.П. Горкин
Российская педагогическая энциклопедия - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 1160 с.
23. Горский В. А. Примерные программы внеурочной деятельности /В. А. Горский, А. А. Тимофеев. Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2011. - 111с.
24. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой /Л. Т.Григорян. - М.: Просвеще- ние,1996.- 90 с.
25. Данилов М.А. Процесс обучения в российской школе /М.А. Данилов - М.: Просвещение, 1990. - 48с.
26. Дистерверг А. Избранные пед. сочинения /А. Дистерверг - М.: Педагогика, 1999. -118с.
27. Демичева В.В. Внеурочная познавательная деятельность по русскому языку в начальной школе: учебно-методическое пособие / В.В. Демичева, О.И. Еременко, Т.В. Яковлева. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ Бел- ГУ. - 2013. - 165с.
28. Демичева В.В. Внеурочная работа по русскому языку: учебнометодическое пособие// В.В. Демичева, О.И. Еременко, Т.В. Яковлева. - Германия: Ламберт. - 2017. - 125 с.
29. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках /Б.П. Есипов - М.: Просвещение, 2010. -244с.
30. Забрамная С.Д. Развивающие занятия с детьми /С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого - педагогическая диагностика и консультирование» - М.: В. Секачёв, 2003. - 80с.
31. Зайцева И.Б. Уголок русского языка как форма организации внеурочной деятельности //Начальная школа.-2012.-№3.- с.14-17.
32. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения /Л.В. Занков - М.: Просвещение 1997.- 208с.
33. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет /И.Ю. Кулагина.- М.: УРАО, 2014. -176с.
34. Крутецкий В.А. Психология /В.А. Крутецкий - М.: Просвещение, 2006.275с.
35. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология /Н.Д. Левитов - М.: Педагогика, 2011.- 420с.
36. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев - М.: Просвещение,1995. - 196с.
37. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику: Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, математике, литературному чтению. Издание третье, переработанное и дополненное /Локалова Н.П. - М.: Ось - 89, 2005. - с.86-98
38. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте /А.К. Маркова - М.: Просвещение, 1993.- 106с.
39. Масленников В.Г. Теория и практика диалектического мышления /В.Г.Масленников, А.Г. Теслинов. - М.: МИМ ЛИНК, 2014.- 210с.
40. Матюхина М. В. Выбор любимых занятий на уроке // Начальная школа. - № 8. -1990.- с.21-26.
41. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе /Н.Г. Морозова// Знание.-1999.- (Педагогика и психология).
42. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология /Л.Ф. Обухова - М.: Российское пед. агентство, 2016.- 320с.
43. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка /С.И. Ожегов, совместно с Н.Ю.Шведовой. - М.: Азбуковник, 2014. - 944с.
44. Откупщикова, Ю. В. К истокам слова /Ю. В. Откупщикова. - М.: Педа- гогика,1993. - 231с.
45. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку /Б.Т. Па- нов//Начальная школа.-2003.-№5.- с.31-34.
46. Панчешникова Л.М. Возможности использования активных форм и методов во внеклассной работе со школьниками / Л.М. Панчешникова.-М.: Просвещение, 2014.- 187с.
47. Петровский А.В. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений /А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский - Второе издание, стереотип. - М.: Академия, 2015. - 512с.
48. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний /Под ред. Н.В.Зверевой.- М.: Педагогика, 2016.- 96с.
49. Развитие творческой активности школьника /Под ред. А.Н. Матюшкина.- М.: Педагогика, 2009.- 150с.
50. Рациональное сочетание методов развития деятельности школьников /Под ред. Н.П.Пальянова. - Томск, 2015.- 178с.
51. Решетова З.А. Формирование системного мышления в обучении /З.А. Решетова - М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2014.- 165с.
52. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] /С.Л.Рубинштейн - СПб.: Питер, 1999. -720с.
53. Саутина Е.В. Использование лексического материала с целью развития познавательного интереса младшего школьника//Начальная школа.- 2006.-№4.- с.27-31.
54. Сереброва И.В. Развитие внимания и логического мышления на уроках математики и внеурочной деятельности //Начальная школа. -1995. - №6. - с.51 - 53.
55. Социологический словарь /Сост.: А.Н. Елсуков, К.В. Шульга. - 2-е изд. - Минск: Университет, 2015. -528с.
56. Тихомиров Л.А. Психология мышления /Л.А. Тихомиров.-М.: Академия, 2004.- 470с.
57. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов /Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2015. - 144с.
58. Толчинская Г.А. Виды внеклассной работы по русскому языку //Г.А. Толчинская Олимпиада как вид внеклассной работы по русскому языку / Г.А. Толчинская.- М.: 2008 - с. 164-178.
59. Устименко, И.А. Внеклассная работа по русскому языку и чтению в начальных классах /Сост.: И.А. Устименко - БелГУ, 1997. - 91с.
60. Ушаков Н.Н. Внеурочная работа по русскому языку / Н.Н. Ушаков - М.:Педагогика, 1995.- 125с.
61. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Официальный сайт Министерства образования и науки. - 6 октября 2009 г. Приказ № 373.
62. Хабиб Р.А. Организация учебно - познавательной деятельности учащихся /Р.А. Хабиб - М.: Педагогика, 1979.- 218с.
63. Чаплыгина, И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку /И.Д. Чаплыгина - М.: Владос, 2014.-183 с.
64. Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе? /Г.А. Цукерман // Знание.- 1985. -№11. - (Педагогика и психология)
65. Шевченко Н.Д. Развитие познавательного интереса, мышления и речи на уроках русского языка и во внеурочной деятельности //Начальная шко- ла.-1998.-№4.-с.73-78.
66. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности» /Г.И. Щукина - М.: Просвещение, 1990. - 348с.
67. Щукина Г. И. Педагогика школы / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1997. - 189с.
68. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся /Г.И. Щукина - М.: Педагогика, 1998.-346с.
69. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника /Г.И. Щукина - М.: Педагогика, 1995. - 287с.
70. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике /Г.И. Щукина - М.: Педагогика, 1971.- 270с.
71. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе /Г.И. Щукина - М.: Просвещение, 1986.- 213с.
72. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды /Д.Б. Эльконин - М.: Педагогика, 1989. - 554с.
73. Эскендаров А.А. Актуализация познавательного интереса учащихся: кроссворды в системе дидактических игр //Начальная школа.-2007.-№1.- с.46-48.
74. Якиманская И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся /И.С. Якиманская - М.: Педагогика, 2014. - 254с.
75. Яковлева Т.В. Внеурочная работа (по русскому языку): учебно-методическое пособие/ Т.В. Яковлева, В.В. Демичева, О.И. Еременко. - Германия: Ламберт. - 2017. - 187 с.