ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ В РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ В РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ 8
1.1. Математические термины и понятия как компонент
математической речи детей дошкольного возраста 8
1.2. Особенности формирования математических терминов и
понятий у детей дошкольного возраста 14
1.3. Педагогические условия освоения математических терминов и понятий детьми старшего дошкольного возраста в образовательном процессе 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОСВОЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ В РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ 32
2.1. Диагностика исходного уровня освоения математических
терминов и понятий детьми старшего дошкольного возраста... 32
2.2. Содержание работы по освоению математических терминов и
понятий детьми старшего дошкольного возраста в образовательном процессе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ В РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ 8
1.1. Математические термины и понятия как компонент
математической речи детей дошкольного возраста 8
1.2. Особенности формирования математических терминов и
понятий у детей дошкольного возраста 14
1.3. Педагогические условия освоения математических терминов и понятий детьми старшего дошкольного возраста в образовательном процессе 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОСВОЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ В РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ 32
2.1. Диагностика исходного уровня освоения математических
терминов и понятий детьми старшего дошкольного возраста... 32
2.2. Содержание работы по освоению математических терминов и
понятий детьми старшего дошкольного возраста в образовательном процессе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ
В развитии современной цивилизации и мировой культуры особую роль играет математическая наука. Технический прогресс, расширение возможностей человеческого общения, новые формы получения образования, медицинской помощи, ведения научных исследований достигнуты, в конечном счете, благодаря математике. Единство и взаимодополняемость культуры и образования, в том числе, математического, является неоспоримым фактом. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека. Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов. Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации
Проблемой математического развития детей дошкольного возраста занимались А.В. Белошистая, А.М. Вербенец, Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, Л.С. Метлина, З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова и др.
Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста определяет степень владения детьми речью, для того, чтобы четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли, сравнивать и делать умозаключения. Для успешного усвоения счетных операций необходимо овладеть определенным лингвистическим уровнем: ребенок должен овладеть необходимым запасом слов, понять их значение, точно определить характер логико-грамматических связей между словами и предложениями. Сформированность лексико-грамматического строя речи является чрезвычайно важной и при решении арифметических задач. Анализируя текст задачи, ребенок должен установить зависимости между данными задачи, выделить их логические связи.
Речевое развитие ребенка дошкольного возраста - это один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющих уровень социальных и познавательных достижений дошкольника - потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств. Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности. Вопросами речевого развития детей дошкольного возраста отражены в научных работах М.М. Алексеевой, А.М. Бородич, В.В. Гербовой, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, В.И. Яшиной и др. Вопросами развития математической речи, усвоением математических терминов и понятий занимались А.В. Белошистая, А.М. Леушина, А.А. Столяр, В.Н. Худяков, Л.С. Цветкова, Е.В. Шаталова, Е.И. Щербакова и др.
Анализ научных публикаций показал, что проблема освоения математических терминов и понятий детьми старшего дошкольного возраста в образовательном процессе недостаточно исследована. Мы выявили противоречие между необходимостью освоения математических терминов и понятий детьми дошкольного возраста и недостаточностью методических разработок по проблеме включения в активный речевой словарь дошкольников математических терминов и понятий в различных видах детской деятельности детей.
В связи с этим мы выбрали тему исследования «Педагогические условия освоения математических терминов и понятий в работе с детьми старшего дошкольного возраста».
Проблема исследования заключается в обосновании педагогических условий освоения математических терминов и понятий в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Разрешение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования математических терминов и понятий у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия освоения математических терминов и понятий в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс освоения математических терминов и понятий в работе с детьми старшего дошкольного возраста будет эффективным при следующих условиях:
- использование различных форм интеграции, способствующих синтезу образовательных областей и взаимосвязи речевой и математической деятельности субъектов образовательного процесса;
- включение детей дошкольного возраста в решение интегрированных познавательных задач, предполагающих использование математических терминов и понятий;
- осуществление методического сопровождения работы воспитателей по интеграции математических терминов и понятий в содержание различных видов детской деятельности.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть математические термины и понятия как компонент математической речи детей дошкольного возраста.
2. Раскрыть особенности формирования математических терминов и понятий у детей дошкольного возраста.
3. Обосновать педагогические условия освоения математических терминов и понятий детьми старшего дошкольного возраста в образовательном процессе.
4. Разработать содержание работы по освоению математических
терминов и понятий детьми старшего дошкольного возраста в образовательном процессе.
Для решения задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования:
- теоретические методы (анализ научной педагогической и психологической литературы);
- эмпирические методы (анкетирование, изучение педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий этап эксперимента), количественный и качественный анализ результатов педагогического эксперимента).
Этапы исследования:
I этап (май - сентябрь 2015 гг. - теоретико-аналитический: изучение научной литературы по проблеме использования математических терминов и понятий в работе с детьми старшего дошкольного возраста; определение понятийно-категориального и научного аппарата (объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и методы); обобщение материала по теме исследования: систематизация и теоретическое осмысление.
II этап (сентябрь 2015 г. - апрель 2016 г.) - экспериментальный: констатирующий эксперимент - изучение опыта работы педагогического коллектива по проблеме использования математических терминов и понятий в работе с детьми старшего дошкольного возраста, подбор диагностического инструментария, проведение диагностики; обоснование гипотезы исследования.
III этап (май - июнь 2016 г.) - заключительный: анализ результатов исследования, систематизация полученных результатов, уточнение выводов исследования, оформление выпускной квалификационной работы, определение дальнейших перспектив исследования.
База экспериментального исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №25 с. Ясные Зори Белгородского района Белгородской области»,
подготовительная группа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Проблемой математического развития детей дошкольного возраста занимались А.В. Белошистая, А.М. Вербенец, Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, Л.С. Метлина, З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова и др.
Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста определяет степень владения детьми речью, для того, чтобы четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли, сравнивать и делать умозаключения. Для успешного усвоения счетных операций необходимо овладеть определенным лингвистическим уровнем: ребенок должен овладеть необходимым запасом слов, понять их значение, точно определить характер логико-грамматических связей между словами и предложениями. Сформированность лексико-грамматического строя речи является чрезвычайно важной и при решении арифметических задач. Анализируя текст задачи, ребенок должен установить зависимости между данными задачи, выделить их логические связи.
Речевое развитие ребенка дошкольного возраста - это один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющих уровень социальных и познавательных достижений дошкольника - потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств. Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности. Вопросами речевого развития детей дошкольного возраста отражены в научных работах М.М. Алексеевой, А.М. Бородич, В.В. Гербовой, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, В.И. Яшиной и др. Вопросами развития математической речи, усвоением математических терминов и понятий занимались А.В. Белошистая, А.М. Леушина, А.А. Столяр, В.Н. Худяков, Л.С. Цветкова, Е.В. Шаталова, Е.И. Щербакова и др.
Анализ научных публикаций показал, что проблема освоения математических терминов и понятий детьми старшего дошкольного возраста в образовательном процессе недостаточно исследована. Мы выявили противоречие между необходимостью освоения математических терминов и понятий детьми дошкольного возраста и недостаточностью методических разработок по проблеме включения в активный речевой словарь дошкольников математических терминов и понятий в различных видах детской деятельности детей.
В связи с этим мы выбрали тему исследования «Педагогические условия освоения математических терминов и понятий в работе с детьми старшего дошкольного возраста».
Проблема исследования заключается в обосновании педагогических условий освоения математических терминов и понятий в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Разрешение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования математических терминов и понятий у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия освоения математических терминов и понятий в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс освоения математических терминов и понятий в работе с детьми старшего дошкольного возраста будет эффективным при следующих условиях:
- использование различных форм интеграции, способствующих синтезу образовательных областей и взаимосвязи речевой и математической деятельности субъектов образовательного процесса;
- включение детей дошкольного возраста в решение интегрированных познавательных задач, предполагающих использование математических терминов и понятий;
- осуществление методического сопровождения работы воспитателей по интеграции математических терминов и понятий в содержание различных видов детской деятельности.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть математические термины и понятия как компонент математической речи детей дошкольного возраста.
2. Раскрыть особенности формирования математических терминов и понятий у детей дошкольного возраста.
3. Обосновать педагогические условия освоения математических терминов и понятий детьми старшего дошкольного возраста в образовательном процессе.
4. Разработать содержание работы по освоению математических
терминов и понятий детьми старшего дошкольного возраста в образовательном процессе.
Для решения задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования:
- теоретические методы (анализ научной педагогической и психологической литературы);
- эмпирические методы (анкетирование, изучение педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий этап эксперимента), количественный и качественный анализ результатов педагогического эксперимента).
Этапы исследования:
I этап (май - сентябрь 2015 гг. - теоретико-аналитический: изучение научной литературы по проблеме использования математических терминов и понятий в работе с детьми старшего дошкольного возраста; определение понятийно-категориального и научного аппарата (объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и методы); обобщение материала по теме исследования: систематизация и теоретическое осмысление.
II этап (сентябрь 2015 г. - апрель 2016 г.) - экспериментальный: констатирующий эксперимент - изучение опыта работы педагогического коллектива по проблеме использования математических терминов и понятий в работе с детьми старшего дошкольного возраста, подбор диагностического инструментария, проведение диагностики; обоснование гипотезы исследования.
III этап (май - июнь 2016 г.) - заключительный: анализ результатов исследования, систематизация полученных результатов, уточнение выводов исследования, оформление выпускной квалификационной работы, определение дальнейших перспектив исследования.
База экспериментального исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №25 с. Ясные Зори Белгородского района Белгородской области»,
подготовительная группа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Согласно Л.С. Выготскому, речь ребенка напрямую связана с уровнем развития его мышления, обусловлена им и обуславливает его, т.е. процессы формирования мышления и речи неразделимы, поэтому следует говорить не о развитии речи, а о становлении речевого мышления. Следовательно, развитие речи невозможно без изучения математического языка, используемого речью для передачи информации.
В обучении математике детей дошкольного возраста используется как естественный, разговорный язык, так и специальный язык науки математики - математический. Под математическим языком понимается совокупность всех средств, с помощью которых можно выразить математическое содержание. К таким средствам относятся математические термины, символы, схемы, графики. Изучение математического языка, знакомство с его компонентами - неотъемлемая часть начального обучения математике. Именно в начальной школе учащиеся впервые знакомятся с искусственным языком математики, где так же существуют определённые правила синтаксиса и семантики. Синтаксис устанавливает правила использования математических знаков в выражениях, равенствах, неравенствах, других предложениях математического языка. Семантика определяет смысловое значение каждого математического знака.
В процессе систематического обучения математике дети овладевают специальной терминологией - названиями чисел, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб и др.), элементов фигур (сторона, вершина, основание) и т.п. Однако не рекомендуется в работе с детьми использовать такие слова-термины, как «натуральный рад», «совокупность», «структура», «элементы множества» и др.
В ходе исследования мы выявили, что освоение математических терминов и понятий детьми дошкольного возраста будет происходить эффективно при определенной последовательной педагогической работы, в основе которой лежит логика усвоения речевого материала, его неоднократностью восприятие, многократное воспроизведение, самостоятельное использование усвоенного материала в речевых ситуациях, поэтому наша работа по освоению математических терминов и понятий детьми старшего дошкольного возраста в образовательном процессе была направлена на апробацию оптимальных педагогических условий:
- использование различных форм интеграции, способствующих синтезу образовательных областей и взаимосвязи речевой и математической деятельности субъектов образовательного процесса
- включение детей дошкольного возраста в решение интегрированных познавательных задач, предполагающих использование математических терминов и понятий;
- осуществление методического сопровождения работы воспитателей по интеграции математических терминов и понятий в содержание различных видов детской деятельности.
В обучении математике детей дошкольного возраста используется как естественный, разговорный язык, так и специальный язык науки математики - математический. Под математическим языком понимается совокупность всех средств, с помощью которых можно выразить математическое содержание. К таким средствам относятся математические термины, символы, схемы, графики. Изучение математического языка, знакомство с его компонентами - неотъемлемая часть начального обучения математике. Именно в начальной школе учащиеся впервые знакомятся с искусственным языком математики, где так же существуют определённые правила синтаксиса и семантики. Синтаксис устанавливает правила использования математических знаков в выражениях, равенствах, неравенствах, других предложениях математического языка. Семантика определяет смысловое значение каждого математического знака.
В процессе систематического обучения математике дети овладевают специальной терминологией - названиями чисел, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб и др.), элементов фигур (сторона, вершина, основание) и т.п. Однако не рекомендуется в работе с детьми использовать такие слова-термины, как «натуральный рад», «совокупность», «структура», «элементы множества» и др.
В ходе исследования мы выявили, что освоение математических терминов и понятий детьми дошкольного возраста будет происходить эффективно при определенной последовательной педагогической работы, в основе которой лежит логика усвоения речевого материала, его неоднократностью восприятие, многократное воспроизведение, самостоятельное использование усвоенного материала в речевых ситуациях, поэтому наша работа по освоению математических терминов и понятий детьми старшего дошкольного возраста в образовательном процессе была направлена на апробацию оптимальных педагогических условий:
- использование различных форм интеграции, способствующих синтезу образовательных областей и взаимосвязи речевой и математической деятельности субъектов образовательного процесса
- включение детей дошкольного возраста в решение интегрированных познавательных задач, предполагающих использование математических терминов и понятий;
- осуществление методического сопровождения работы воспитателей по интеграции математических терминов и понятий в содержание различных видов детской деятельности.
Подобные работы
- РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5820 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - Управление педагогическим процессом формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений при изучении величин
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИЙНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА В СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ
ИГРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



